Геополитические последствия ядерной программы Ирана для России. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Геополитические последствия ядерной программы Ирана для России.

2019-11-28 128
Геополитические последствия ядерной программы Ирана для России. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Обзор политики России по отношению к ЯПИ показывает, что хотя она, как и западные державы, не скрывает своего беспокойства по поводу вероятности переключения ЯПИ на военные цели, Россия, в высшей степени подозревает Запад в политических намерениях давить на Иран. Поэтому, «иранская тематика» стала одним из главных предметов обсуждения на встречах лидеров России и Запада за последние годы. Однако взаимопонимание между сторонами не было достигнуто, в особенности касательно способа разрешения ЯПИ. Зная, что нераспространение ЯО является предлогом Запада давления на внешнюю политику Тегеран, Россия выступает против силового решения и давления с целью смены политического режима в Тегеране. С геополитической точки зрения, Россия более уязвима для негативных сценариев развития конфликта вокруг ЯПИ, чем США и Европа. Потому что она ближе к Ирану и между двумя странами находятся такие общие геополитические зоны, как Центральная Азия, Южный Кавказ, Каспийский регион и Ближний Восток.

 

86. Роль Бразилии в консолидации южноамериканской подсистемы.

 

 

Бразилию можно назвать локомотивом крупнейшего интеграционного проекта Латинской Америки. Ещё в 1991 г. в результате подписания Асунсьонского договора (Бразилия, Аргентина, Уругвай и Парагвай) она стала одним из основателей МЕРКОСУР.

Модель интеграции МЕРКОСУР носила рыночный характер, ориентированный на либерализацию взаимной торговли, стремление к открытому рынку.

В рамках МЕРКОСУР гарантировалась стабильность поставок энергоносителей. В 1993 г. принимаются «Основные направления энергетической политики».

В середине 90-х годов основой отраслевого взаимодействия в МЕРКОСУР становится нефть, и Аргентина превратилась в важнейшего поставщика нефти для Бразилии.

Для Бразилии МЕРКОСУР является не только экономическим, но и политическим проектом.

Все входящие в это интеграционное объединение страны продолжают сокращать свой внешний долг, при этом наилучшие показатели характерны для Уругвая и Аргентины. Бразилия успешно решила проблему с выплатой внешней задолженности и выступила с предложением о создании специального фонда для оказания помощи в решении этого вопроса другими странами. Экономика Бразилии доминирует в блоке. В целом экономическое пространство МЕРКОСУР стало привлекательным для иностранных капиталовложений.

В июне 2008 г. Бразилией выдвигается Стратегический план для преодоления асимметрии в МЕРКОСУР. В нем предлагались меры по интеграции экономик стран, не имеющих выхода к морю, развитию инфраструктуры, поддержке конкурентоспособности экономик, разрабатывались вопросы о доступе к рынку, определению инструментов регулирования проблем сообщества.

Новым шагом в развитии интеграционных процессов становится создание Союза южноамериканских наций (УНАСУР). По инициативе президента Бразилии роль объединяющего центра в формировании Союза отводится МЕРКОСУР. Было принято решение о создании Южноамериканского сообщества наций (ЮАСН) на основе УНАСУР.

В этих встречах принимали участие представители Аргентины, Боливии, Бразилии, Колумбии, Чили, Эквадора, Гайаны, Парагвая, Перу, Суринама, Уругвая и Венесуэлы.

Важным шагом стала одобренная на первом саммите институционализация сообщества. Предусматривалось ежегодное проведение встреч глав государств, министров иностранных дел (раз в полгода), ротационное годичное председательство в объединении и создание координационной тройки.

Анализ стратегии ЕС в отношении Бразилии показывает ее значительные качественные изменения. Бразилия с

довольно выгодная сфера приложения капитала, но и превратилась в важного стратегического союзника Европейского Союза в МЕРКОСУР и в Латинской Америке.

Устойчивая экономическая и политическая стабильность, налоговая дисциплина, поощрение свободного рынка и другие факторы сделали Бразилию крайне привлекательным партнером и в рамках БРИК.

Таким образом, на сегодняшний день Бразилия является локомотивом интеграционных процессов в Латинской Америке, хотя Мексика в последнее время становится более привлекательным торговым партнером на континенте, претендуя на роль центра интеграционного процесса.

 

87. «Нефтяной фактор» во внешней политике арабских государств.

 

Ближний Восток, являясь крупнейшим источником энергоресурсов, представляет собой центр борьбы сильных государств, таких как США, Россия, Китай и ряда стран Европы.

Уже к 1970-м годам страны Ближнего Востока, оценив свой потенциал, решают национализировать нефтяной сектор и объединиться в рамках организации ОПЕК. По факту это привело к кризису, когда страны ОПЕК ограничили поставки нефти из-за чего цены на «черное золото» резко возросли, в результате обнаружился острый дефицит газа в мире.

По инициативе США создается Международное экономическое агентство, члены которого решают сократить свой импорт и ускорить развитие других источников энергии. Это была своего рода политика анти-ОПЕК. Именно так предполагалось оказать давление на членов ОПЕК с целью понижения цен на ресурсы.

Ярким примером зависимости стран от цен на нефть является арабо-израильская война, а именно нефтяной кризис 1973 г. как последствие войны Судного дня. Страны ОПЕК решают прекратить поставку нефти странам, поддерживающим в ходе конфликта Израиль, в результате чего цены на нефть резко возросли, что привело к крупнейшему энергетическому кризису. Таким образом, имея высокий энергетический потенциал, арабские страны воспользовались возможностью оказать политическое давление на мировое сообщество с целью уменьшения поддержки Израиля западными странами. Как последствие данного кризиса стоит подчеркнуть разрыв африканскими странами дипломатических отношений с Израилем, экономический кризис европейских предприятий, зависимых от поставок ближневосточной нефти, а также усиление зависимости Израиля от США.

Стоит отметить роль Саудовской Аравии в энергетической политике региона, которая является крупнейшей по добычи нефти на Ближнем Востоке. Страна имеет огромное стратегическое значение для США и других импортеров нефти.

Ближневосточная нефть имела, прежде всего, стратегическое значение для США. За её счет обеспечивались энергоресурсами европейские союзники США по НАТО и почти вся структура войск НАТО в Европе.

Если Саудовская Аравия вдруг потеряет свой ресурсный потенциал, то интерес крупных импортеров к стране пропадет. На данный момент в регионе серьезную конкуренцию может составить Израиль, который развивает добывающую промышленность, расширяя доступ к сланцевой нефти, благодаря импортным технологиям США.

Таким образом, нефтяной фактор не только продолжает играть ключевую роль в экономике государств Ближнего Востока, но всё более стремительно превращается в средство экономического и политического давления, с помощью которого целенаправленно, в угоду национальным интересам отдельных государств, обваливаются или взвинчиваются мировые цены на нефть, истощаются и разрушаются экономики неугодных режимов. Вторжение коалиционных сил в Ирак, военное вмешательство в Ливию, вооружённый конфликт в Сирийской Арабской Республике — печальные примеры того, как «нефтяная игра» может превратить некогда процветающие государства в территории, охваченные глубоким социально-экономическим и политическим кризисом.

 88.Конфликты и кризисы на Ближнем и Среднем Востоке. Проблема беженцев и перемещенных лиц.

 

- Кризис в Афганистане. Сложная ситуация в ИРА напрямую влияет на страны центральноазиатского региона, поскольку незаконный оборот оружия и наркотиков проходит как раз через территории стран ЦА, в Афганистане располагаются бойцы ИГИЛ, чьей целью является создание «великого халифата», в состав которого должны войти страны ЦА (помимо стран Магриба, Восточной Африки и Аравийского п-ова). По этой проблеме ежегодно проходят конференции, однако их результаты ни к чему не приводят.

- Арабо-израильский конфликт начался еще в 1948 году с создания государства Израиль.

Причины: - историко-территориальные (притязания палестинских арабов и евреев на одну и ту же землю и разные трактовки истории этих территорий);

- политико-идеологические (слабая разработанность идей сионизма в вопросе арабов, проживающих на землях, планируемых для создания еврейского государства, а также бескомпромиссный, радикальный политический курс, избранный арабскими лидерами);

- религиозные (существование общих или близко расположенных святынь);

- экономические (блокада стратегических торговых путей);

- международно-правовые (невыполнение сторонами решений ООН и других международных организаций);

- международно-политические (на разных этапах проявились в заинтересованности различных мировых центров силы в катализации конфликта).

После операции «Нерушимая скала» в 2014 году было подписано соглашение о прекращении огня на неопределенный срок, однако в 2018 году произошли столкновения на границе Израиля и сектора Газа

- Война в Сирии. Вооружённый конфликт на территории Сирии, начавшийся весной 2011 года как локальное гражданское противостояние и постепенно переросший в восстание против режима Башара Асада, в которое с течением времени оказались вовлечены не только основные государства региона, но и международные организации, военно-политические группировки и мировые державы.

 

Конфликты и войны на пространстве Ближнего и Среднего Востока повлекли за собой миграционный кризис, начавшийся в Европе в 2015 году, связи с многократным увеличением потока беженцев и нелегальных мигрантов в Европейский союз (ЕС) из стран Северной Африки, Ближнего Востока и Южной Азии и неготовностью ЕС к их приёму и распределению.

Существует 3 варианта решения миграционного кризиса:

1). Восстановление контроля на внутренних границах Евросоюза. Чтобы сдержать поток мигрантов, в начале 2016 года 8 из 26 членов Шенгенской зоны вернули на внутренних границах пограничный контроль. Венгрия, как основная транзитная страна, лежащая на пути беженцев в богатые западные страны Евросоюза, строит заборы на границе с Хорватией и Сербией. В Болгарии появились нелегальные «народные дружины», которые устраивали охоту на мигрантов. Приток беженцев и мигрантов стал одним из решающих факторов в выходе Великобритании из Евросоюза.

2). Создание лагерей для приёма беженцев за пределами границ Евросоюза. Соглашение ЕС и Турции о высылке мигрантов В конце 2015 г. вступил в действие договор между ЕС и Турцией о депортации беженцев из Греции в Турцию. В том же году ЕС выплатила Турции 3 млрд евро на содержание лагерей мигрантов. Однако, мигранты из Африки продолжают прибывать в Италию морским путём.

3). Долгосрочные меры. Российский социолог и демограф Анатолий Вишневский считает, что долгосрочными мерами, которые в перспективе могли бы остановить поток мигрантов и снять социальную напряжённость, являются, по примеру Ирана, — стабилизация уровня жизни населения, за счёт политики ограничения рождаемости и повышения уровня образования среди женщин в странах Африки и Ближнего Востока (прежде чем вводить такого рода меры, необходимо урегулировать все вооруженные конфликты в странах, откуда приходят беженцы).

 

 89.Дискуссии о государственном суверенитете и праве на вмешательство во внутренние дела. «Гуманитарные вмешательства».

 

Принципы нерушимости государственных границ и территориальной целостности государства являются одними из основных принципов международного права, определенных Уставом ООН. Все государства мира в определенный момент времени боролись за независимость своей территории от других государств. Суверенитет являлся и является высшей ценностью для государств, он устанавливает структуру и организацию власти и является качественной чертой государственности. Суверенитет является важнейшим условием для страны, чтобы быть полноправным субъектом международного права. Государства являются первоисточником всех норм права, как внутригосударственных, так и международных, а суверенитет дает этим государствам право устанавливать данные нормы. В результате гуманитарной интервенции, то есть вторжения иностранных войск на территорию страны, по своей сути, происходит ограничение государственной власти, ее суверенитета и установление других норм, которые могут создать коллизию с

национальным правом этого государства. Необходимость выполнения гуманитарной интервенции определяется мировым сообществом в соответствии с уровнем нарушения прав и свобод населения страны, в которой происходят события внутригосударственного характера, а порой такие события могут перерасти в угрозу для всего мирового сообщества. Гуманитарную интервенцию предлагается рассматривать как "универсальную форму отношений развитых стран с теми территориями, которые занимают неуправляемые хаотические общности" или "постгосударственные образования", утратившие способность обеспечивать общественные блага для своих сограждан. Чаще всего объектом гуманитарной интервенции выступает не раздробленное или слабое государство, а населенная территория, где на момент начала вмешательства не поддерживается работа государственных институтов, и где вследствие этого нет носителей ни внутреннего, ни внешнего суверенитета. С этой же точки зрения гуманитарная интервенция не является агрессией в собственном смысле слова. Агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства.

Целью гуманитарных интервенций следует считать обеспечение основных прав и свобод человека, прежде всего права на жизнь, на равный доступ к общественным благам, свободу передвижения и вероисповедания, исключение дискриминации по признакам пола, расы, национальности, языка и религии. По сути, это означает, что главная задача гуманитарной интервенции - создание на населенной территории, где нет государственных структур, начальных, базовых элементов правового порядка. Гуманитарная интервенция не может сводиться лишь к прекращению насилия и миротворческим операциям; гуманитарные усилия должны включать в себя тотальную демилитаризацию региона, восстановление экономической жизнеспособности территории, создание судебной системы, институтов местного самоуправления на основах демократии. Поэтому, говоря о гуманитарной интервенции, следует вести речь не о временном присутствии иностранных вооруженных сил, а, скорее, о долговременной оккупации территории и ее превращении в протекторат, управляемый специальной администрацией

 

 

 90.Концепция участия Российской̆ Федерации в содействии международному

развитию: основные положения. Перспективы укрепления потенциала РФ как международного донора.

 

Концепция участия России в содействии международному развитию (далее – СМР) представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления политики Российской Федерации в области оказания зарубежным странам финансовой, технической, гуманитарной и иной помощи, призванной способствовать социально-экономическому развитию государств-реципиентов, урегулированию кризисных ситуаций, возникающих вследствие стихийных явлений и/или международных конфликтов, а также укреплению международных позиций и авторитета Российской Федерации.

Настоящая Концепция призвана обеспечить системность подхода федеральных органов исполнительной власти к участию России в содействии международному развитию.

Общие положения:

Российская Федерация рассматривает устойчивое социально-экономическое развитие стран и народов как необходимый элемент современной системы коллективной безопасности. Четко выраженная, адресноориентированная социально-экономическая составляющая международных инициатив способна существенно обогатить проекты и программы, направленные на поиск адекватных ответов на глобальные вызовы и угрозы современности. Россия разделяет точку зрения о том, что основная ответственность за преодоление бедности и отсталости лежит, прежде всего, на правительствах самих развивающихся государств.

 

Российская политика в области развития призвана содействовать выполнению всеми странами согласованных на международном уровне целей, включая «Цели развития тысячелетия» ООН при обеспечении приоритетного внимания потребностям стран с низким уровнем доходов.

С учетом этого политика Российской Федерации в области содействия международному развитию будет преследовать следующие цели:

• воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка;

• ликвидация бедности и обеспечение устойчивого экономического развития в развивающихся и постконфликтных странах;

• преодоление последствий гуманитарных, природных, экологических, техногенных катастроф, а также других чрезвычайных ситуаций;

• содействие процессам демократизации в странах-получателях помощи, а также процессам построения рыночно-ориентированной экономики и соблюдения прав человека;

• развитие политических, экономических, образовательных, общественных, культурных и научных связей с зарубежными странами и межгосударственными объединениями;

• развитие торгово-экономического сотрудничества России со странами-партнерами;

• стимулирование процессов интеграции национальных рынков странполучателей с российскими рынками капитала, товаров, услуг и рабочей силы.

 

В этой связи, а также в соответствии со сформулированными целями, участие Российской Федерации в содействии международному развитию, за исключением случаев предоставления продовольственной и гуманитарной помощи в чрезвычайных ситуациях и при стихийных бедствиях, будет осуществляться на основе следующих принципов:

• наличие в странах-получателях национальных программ и стратегий борьбы с бедностью и обеспечения устойчивого экономического развития и их реализация в соответствии с принципом взаимной ответственности стран-доноров и получателей в рамках глобального партнерства в целях достижения устойчивого развития и ликвидации нищеты;

• наличие в странах-получателях политических тенденций или проведение ими реформ, направленных на развитие в странах-получателях общественных институтов в сфере образования, здравоохранения, социальной поддержки малоимущих и т.п.;

• реализация странами-партнерами национальных программ в области борьбы с коррупцией;

• прозрачность процесса принятия решений о предоставлении и использовании помощи; стабильность и предсказуемость расходов федерального бюджета, ассигнуемых на цели СМР;

• координация принимаемых Россией мер в области содействия развитию с действиями других двусторонних и многосторонних доноров.

 

 

91. Соотношение «национально-государственного» и «интеграционного» компонентов в практике ЕС.

 

Опыт ЕС дает хорошее представление о том, какие проблемы несет в себе интеграция. Кроме хорошо известных разногласий между отдельными странами, секторами экономики и частями общества, возникает четыре узла постоянных противоречий:

1) национальные интересы:

Предметом постоянных разногласий являются фонды ЕС. Великобритания считала свои взносы неоправданно большими, в этой связи было решено уменьшить финансовое бремя Великобритании в обмен на уступки с ее стороны. Испания, являясь одним из получателей фондов опасалась, что её интересы будут ущемлены с принятием новых членов из Центральной и Восточной Европы.

2) федерализм и национальный суверенитет:

Национальные правительства все чаще должны подчиняться коллективной воле и интересам других стран-членов. В 90-е гг. дискуссия о соотношении наднациональности полномочий и национального суверенитета возобновилась в связи с планами создания экономического и валютного союза. В ряде стран — Дании, Франции, Великобритании — дебаты носили острый характер. Идея федерализации Европейского Союза и сейчас вызывает в обществе различную реакцию — от безусловного одобрения до самой резкой критики.

3) единство и разные скорости:

Маастрихтский договор впервые предусмотрел возможность интеграции на разных скоростях, оговорив право Великобритании и Дании сохранить национальную валюту.

4) общественное мнение:

Такие проявления интеграции как открытие внутреннего рынка, сужение национального суверенитета, приток иммигрантов из соседних стран группировки — все это вызывает болезненную реакцию населения. Проявляется она в разных формах: от бурных уличных протестов до вежливого «нет» на референдуме.

Интеграция ведет к возникновению противоречий, которые свойственны самой ее природе. Эти противоречия никогда не исчезают насовсем и возникают на разных стадиях во все новых и новых формах. Чтобы они не привели к распаду объединения, ему необходимо иметь адекватный механизм разрешения споров и текущего согласования позиций сторон. Кроме того, интеграция должна быть взаимовыгодной и постепенной.

Успех интеграционного объединения напрямую зависит от того, соответствуют ли его цели возможностям и интересам сторон, и может ли оно дать каждому из участников столько выгод и преимуществ, чтобы компенсировать связанные с интеграцией издержки.

Обострение экономической конкуренции в мире; расширение легальной и нелегальной миграции из-за пределов ЕС и Европы; ускоренный рост затрат на под-держание окружающей среды; увеличивающееся бремя расходов на помощь бедным и беднейшим странам – всё это неблагоприятно сказывается на интеграционных процессах.

 

 

92. Миграция в Европе: реалии и вызовы. Миграционные проблемы в Европе и пути их решения.

 

Проблема миграции на долгое время стала одной из важнейших для Европейского союза (ЕС). С 2015 года она стоит на повестке дня руководителей европейских стран и является первоочередной темой их встреч друг с другом. Проблема миграции вызвала глубокие разногласия между европейскими лидерами и обозначила границы, в которых они готовы сотрудничать. Она также повлияла на внутриполитическую обстановку в европейских странах — на вызванных ею фобиях пытаются сыграть популистские движения.

В 2015 г. в Европу прибыли более миллиона мигрантов и беженцев, вызвав, таким образом, кризис, поскольку страны Европейского союза не были готовы к подобному масштабу переселения. Согласно данным Евростата, в 2015 г. были зарегистрированы 1 255 600 чел., впервые ищущих убежища, в основном это граждане Сирии, Афганистана и Ирака.

По данным Евростата, самыми распространенными странами убежища в 2017 г. были Германия (122 800), Италия (83 100), Франция (50 800), Греция (27 100) и Соединенное Королевство (18 800).

В феврале и марте 2016 года Европейский совет, состоящий из глав государств и правительств стран — членов ЕС, принял пакет мер по преодолению кризиса. Европейские лидеры договорились перекрыть балканский миграционный маршрут, усилить охрану внешних границ ЕС и заключить соглашение с Турцией, которая была и остается транзитной страной для подавляющего большинства беженцев с Ближнего Востока. Благодаря этим мерам европейцы вернули себе контроль над ситуацией, поток мигрантов значительно сократился.

Однако главные вопросы, связанные с миграцией, остались нерешенными: на Ближнем Востоке по-прежнему царит политический хаос, приведший в 2015 году к массовому притоку мигрантов в Европу; миграция, вызванная скорее экономическими причинами, в частности из стран Африки, продолжается своим чередом. Что касается разногласий между европейскими странами, то они усилились из-за растущей внутриполитической напряженности и озабоченности населения, которое считает, что миграция ставит под угрозу его безопасность и социальную сплоченность.

Миграционный поток, хлынувший в Европу весной 2015 года, отличался от предыдущих как масштабами, так причинами — в основном прибывали люди, спасавшиеся от гражданской войны на Ближнем Востоке и в Афганистане. Был проложен новый маршрут миграции, через Турцию, Грецию и Западные Балканы, а затем через страны ЕС — Венгрию, Австрию, Германию и далее в другие европейские страны; в прежние времена мигранты редко проявляли такую решимость добраться до цели.

Дополнительным отличием нынешней миграции от предыдущих и одновременно фактором, усложнившим ситуацию, оказалась бурная эмоциональная реакция населения европейских стран, заметно повлиявшая на политический расклад в Европе. Миграция ускорила перемены на европейской политической сцене, неожиданно добавив поддержки новым (и некоторым старым) популистским партиям и значительно сократив число сторонников правящих партий. Одновременно она обновила политическую повестку дня, выдвинув на передний план темы интеграции и безопасности.

До последнего времени каждая европейская страна самостоятельно решала проблемы, связанные с миграцией, исходя из собственных национальных интересов. Но в 2015 году усилий отдельных стран оказалось недостаточно. Масштабы и интенсивность миграционного давления почти сразу продемонстрировали ограниченность национальных подходов к решению проблемы. У стран-участниц было на выбор три варианта поведения: строго следовать европейским правилам, рискуя захлебнуться под валом запросов о предоставлении статуса беженца, — практика показала, что принцип, лежащий в основе европейской системы предоставления убежища (первая страна ЕС, на территории которой окажется мигрант, обязана рассмотреть его ходатайство о признании беженцем), нежизнеспособен в условиях массового притока мигрантов; закрыть свои границы и таким образом переложить решение проблемы на соседние страны; позволить мигрантам беспрепятственно и бесконтрольно проследовать по своей территории.

В реальности осенью 2015 года многие центральноевропейские страны в одностороннем порядке закрыли свои границы, тем самым нанеся урон солидарности стран Шенгенской зоны и нарушив Дублинский регламент3, определяющий порядок рассмотрения ходатайств о международной защите. В результате в проигрыше оказалась Греция — высадившись на ее берегах, мигранты не могли двинуться дальше. Границы были закрыты в одностороннем порядке, вся ответственность за прием миграционного потока легла на первую страну ЕС, в которой оказались мигранты, но Греция была не в силах справиться с таким количеством беженцев. Вскоре стало ясно, что по отдельности европейским странам не найти решения проблемы. Миграционный кризис требовал коллективного ответа. Иными словами, необходимо было восстановить солидарность внутри ЕС.

Таким образом, Европа столкнулась с беспрецедентной по своим масштабам и последствиям ситуацией с вынужденной миграцией. Масштабный поток вынужденных мигрантов вызвал коллапс миграционной политики и привел к многочисленным социально-политическим проблемам в странах ЕС. Европейская система предоставления убежища столкнулась как с техническими сложностями идентификации лиц, ищущих убежища, так и с концептуальным вызовом, подрывающим основы ее существования, в т.ч. несостоятельностью идеи мультикультурализма. «Кризис беженцев» в Европе обозначил необходимость изменений как в политических структурах, так и в социальной системе ЕС.

Проведенная реформа Дублинской системы для создания справедливой и устойчивой системы распределения лиц, ищущих убежища, между государствами — членами ЕС, возможно, станет механизмом, призванным облегчить давление на страны, принявшие наибольшее число лиц, ищущих убежища. Как будет меняться ситуация, покажет время.

 

 

 93. Евразийский экономический союз (ЕврАзЭс) – паритетная основа сотрудничества.

 

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), как организационная форма сотрудничества, берет свое начало с подписанием 10 октября 2000 года главами государств-участников Таможенного союза (Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан) Договора об учреждении ЕврАзЭС. Этот Договор – есть продолжение сотрудничества, начавшегося с подписанием 6 января 1995 года между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, а затем 20 января 1995 года и Республикой Казахстан соглашений о Таможенном союзе. Затем к этому образованию присоединились Кыргызская Республика и Республика Таджикистан, что привело к заключению этими пятью государствами Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, который и был подписан 26 февраля 1999 года. В 2006 г. к ним присоединился Узбекистан.

Превращение Таможенного союза в ЕврАзЭС позволило государствам-участникам ставить перед собой еще более масштабные задачи на пути интеграции: ускоренное формирование единого экономического пространства; общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы; формирование единых транспортных, энергетических и информационных систем; координация внешней политики; совместная охрана внешних границ. Главной целью создания Евразийского экономического сообщества является повышение эффективности продвижения процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства через активизацию проведения в жизнь согласованной таможенно-тарифной политики, выработку единой позиции государств-членов Сообщества во взаимоотношениях с ВТО и другими международными экономическими организациями, выступление на международной арене от лица Сообщества и прежде всего по вопросам торгово-таможенной политики в пределах тех полномочий, которые будут представлены соответствующим органам управления государствами-членами. Значительным преимуществом ЕврАзЭС перед его предшественником Таможенным союзом является общепринятая в современной международной интеграции система принятия решений путем “взвешенного голосования”, при котором государство с большим экономическим весом располагает и большим количеством голосов. Это свидетельствует о начале нового этапа во взаимоотношениях этих государств, основанного на реальной оценке ситуации.

Говоря о конкретных преимуществах, которые могут извлечь для себя государства-участники Евразийского экономического сообщества, следует отметить, что в рамках ЕврАзЭС фактически уже действует режим свободной торговли, при котором во взаимной торговле сняты все таможенные пошлины, а также другие тарифные и нетарифные ограничения и изъятия. Преимуществом Евразийского экономического сообщества является то, что в его рамках ведется формирование согласованного торгово-тарифного режима в отношении третьих стран, согласованной системы преференций в отношении развивающихся и наименее развитых стран. Проводится согласование акцизной политики, правил валютного регулирования и валютного контроля во внешнеэкономической деятельности. Идет работа по координации защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по защите экономических интересов при осуществлении внешней торговли всеми государствами ЕврАзЭС. При этом перечисленные направления сотрудничества не являются декларативными ‑ по каждому из них, хоть и с различной степенью эффективности, проводятся конкретные мероприятия.

В ЕврАзЭС заложены правовые основы для экономической стабилизации и экономического роста за счет структурной перестройки и взаимодополняемости экономик пяти государств, конкретизации задач интеграции в основных областях экономики. В Евразийском экономическом сообществе принята достаточно совершенная система контроля за выполнением принимаемых решений. В государствах-членах ЕврАзЭС на основе принимаемых решений разрабатываются внутриреспубликанские планы и программы, предусматривающие регулярную отчетность об их исполнении.

 

 

94.Роль образования в повышении эффективности ресурса «мягкой силы». Фактор науки и технологий в контексте международного развития. Влияние научно-технологических открытий на мировые политические процессы.

 

95.Анализ внешнеполитических инициатив РФ в области международной информационной безопасности.

 

В последнее время существенно увеличилось количество деструктивных информационных атак, совершаемых с использованием современных информационных технологий, которые

становятся всё сложнее. Прогнозируется, что в ближайшей перспективе объектами их воздействия будут не только информационные ресурсы в Интернете, но и критически важные объекты инфраструктуры государств, обеспечивающие функционирование промышленности, транспорта, энергетики и другие сферы жизнедеятельности.

В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» информационная безопасность рассматривается в качестве одной из важнейших составляющих национальной безопасности страны. На сегодняшний день Россия является одной из наиболее динамичных и устойчиво растущих рынков ИКТ в мире. Вместе с тем, как показывают результаты исследований, российский сектор Интернета (ру-нет) сталкивается со значительным числом киберугроз, как внутренних, так и внешних. Это также актуализирует необходимость международного сотрудничества по обеспечению информационной безопасности, за что и выступает Россия. Анализ документов и выступлений официальных лиц позволяет сделать вывод, что Россия выступает за демилитаризацию информационного пространства, так как гонка вооружений в информационной сфере способна расшатать сложившиеся договорённости о разоружении и международной безопасности. Согласно «Основам государственной политики в области международной информационной безопасности на период до 2020 г.». Россия ставит целью государственной политики в области международной информационной безопасности содействие установлению международного правового режима, направленного на создание условий для формирования системы международной информационной безопасности; достижению этой цели, среди прочего, будет способствовать создание условий, обеспечивающих снижение риска использования ИКТ для осуществления враждебных действий и актов агрессии, направленных на дискредитацию суверенитета, нарушение территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности и стратегической стабильности. В «Концепции внешней политики Российской Федерации» указано, что Россия будет добиваться выработки под эгидой ООН правил поведения в области обеспечения международной информационной безопасности.

 

 96. Водная проблема Центральной Азии: роли России, Китая и Ирана в сохранении водно-энергетического баланса в Средней Азии.

 

На сегодняшний день, диалог по поводу выстраивания водно-энергетического баланса развивается все сильнее, поскольку в нем уже принимают участие не только 5 среднеазиатских республик. На это повлияло несколько причин:

1. На фоне нарастания беспокойства вокруг ситуации в Афганистане после вывода контингента НАТО растет внимание к Средней Азии как к буферному региону. А ключевой вопрос, определяющий устойчивость внутреннего положения в регионе был и остается водно-энергетический баланс.

2. Четко выявилась потребность в дешевой гидроэнергии, и для России, и для Китая. Интерес Ирана еще более «водный»: вода в больших объемах необходима для развития ядерной энергетики. Именно эта отрасль –лидер по водопотреблению, т.к. на охлаждение мощностей требуются колоссальные запасы воды.

На протяжении последних 20 лет все попытки урегулировать данный вопрос либо на региональном уровне, либо с привлечением третьей стороны, незаинтересованной напрямую в урегулировании проблемы, неминуемо проваливались, поскольку отсутствовал гегемон в бассейнах рек Амударья и Сырдарья.

Особая роль России и Китая в урегулировании водной проблемы в Средней Азии объ


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.085 с.