Принцип суверенного равенства государств — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Принцип суверенного равенства государств

2019-11-28 308
Принцип суверенного равенства государств 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Принцип суверенного равенства государств включает в себя две составные части: уважение суверенитета всех государств и их равноправие в международных отношениях. Эти составляющие объединены в одно целое в п. 1 ст. 2 Устава ООН, которая гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов». Неразрывная связь двух элементов этого принципа обусловлена также тем, что суверенитет может существовать только в условиях равноправия. Позднее указанный принцип получил свое толкование и дальнейшее развитие в Декларации о принципах международного права 1970 г. и Заключительном акте СБСЕ 1975 г., а также Итоговом документе Венской встречи СБСЕ 1989 г., Парижской хартии для новой Европы 1990 г. и ряде других документов. Основное назначение указанного принципа - обеспечение равного участия всех государств в международных отношени­ях, независимо от различий экономического, социального, по­литического или иного характера.

 

 

49.ООН, ее устав, цели, задачи и место в современной̆ системе международных отношений.

 

Организация Объединённых Наций, ООН — международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. ООН наделён уникальной легитимностью, основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции. Название «Объединённые Нации» было впервые использовано в Декларации Объединённых Наций, подписанной 1 января 1942 года. Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, и подписан 26 июня 1945 года представителями 50 государств.

 

Основные цели ООН:

1) Поддерживать международный мир и безопасность.

2) Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов.

3) Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера.

4) Быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей (ст.1 Устава).

Специфика ООН заключается в наличии у нее следующих элементов наднациональности:

- принципы деятельности ООН являются основными принципами международного права

- принципы Устава ООН носят императивный характер, обязательны для всех государств

- вся договорная база государств должна быть основана на принципах Устава ООН

- любая иная форма международного сотрудничества государств является правомерной, если ее цели и принципы соответствуют Уставу ООН

- особое положение Совета Безопасности, который может применить коллективные санкции в отношении любых государств, в т.ч. нечленов ООН

Специфика ООН заключается также в универсальности этой организации не только по составу (192 государства), но и в универсальности ее компетенции (все направления сотрудничества), в существовании специализированных учреждений ООН, которые координируют и контролируют эти сферы деятельности, в существовании в ее рамках универсальной системы коллективной безопасности.

Уставом учреждены 6 главных органов ООН: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд, Секретариат.

Генеральная Ассамблея является главным совещательным органом. Состоит из представителей всех государств-членов, каждое из которых имеет один голос.Очередная сессия Генеральной Ассамблеи открывается ежегодно в сентябре. Ассамблея может собираться на специальные сессии по требованию Совета Безопасности, большинства членов Организации. По вопросам предметной компетенции делает рекомендации государствам-членам и (или) Совету Безопасности в форме резолюций.

Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Совет состоит из 15 членов: 5 постоянных (Китай, Франция, Российская Федерация, Великобритания и США) и 10 непостоянных членов, избираемых Генеральной Ассамблеей на 2 года. Каждый член Совета Безопасности имеет один голос.

Экономический и Социальный Совет является главным органом по координации экономической и социальной деятельности ООН и ее специализированных учреждений и институтов. Совет состоит из 54 членов, избираемых на 3-летний срок. Решения принимаются простым большинством голосов, каждый член Совета имеет один голос.

При создании международной системы опеки Уставом был учрежден Совет по Опеке в качестве одного из главных органов ООН, на который была возложена задача по наблюдению за управлением подопечными территориями, подпадающими под систему опеки. Главные цели системы заключались в содействии улучшению положения населения подопечных территорий и их прогрессивному развитию в направлении к самоуправлению или независимости. Совет по Опеке состоит из пяти постоянных членов Совета Безопасности — Китая, Российской Федерации, Соединенного Королевства, США и Франции.

Международный Суд является главным судебным органом Организации. Местопребыванием Суда является Гаага (Нидерланды). Суд начал работать в 1946 году, заменив собой Постоянную Палату Международного Правосудия. Он действует в соответствии со Статутом, который образует неотъемлемую часть Устава ООН. Состоит из 15 судей, избираемых на 9-летний срок полномочий Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности. Судьи должны удовлетворять требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или они должны быть юристами с признанным авторитетом в области международного права. Состав Суда должен обеспечивать представительство главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира.

Секретариат — это международный персонал, работающий в учреждениях по всему миру и выполняющий разнообразную повседневную работу Организации. Он обслуживает и другие главные органы ООН и осуществляет принятые ими программы и политические установки. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь. Персонал Секретариата назначается Генеральным секретарем на основе трудовых контрактов. Являясь международными служащими они и Генеральный секретарь отвечают за свои действия только перед Организацией и приносят присягу, обязуясь не запрашивать и не получать указаний от какого бы то ни было правительства.

 

 

 50. Причины, характер и основные этапы развития «холодной войны» в биполярной системе международных отношений.

 

Отношения между Советским Союзом и Западом постепенно начинают приобретать характер острого политического и военного противостояния. План Маршалла приняли 16 западных стран. Политическим условием предоставления помощи стало выведение коммунистов из состава правительств. К 1948 г. представителей коммунистических партий не осталось ни в одном правительстве Западной Европы. С образованием осенью 1947 г. Коминформа (призванного координировать действия партий коммунистической направленности для принятия совместных постановлений) Европаоказалась окончательно разделенной: с одной стороны СССР и его союзники, а с другой — США со своими партнерами. Начало противостояния. Берлинский кризис. В первые годы противостояние определялось острыми дипломатическими выпадами, ожесточенными пропагандистскими компаниями, резкими дебатами на сессиях ООН. Международная обстановка второй половины 40-х гг. осложнялась искусственно создаваемыми кризисами. Среди них наиболее значительным был берлинский кризис, разразившийся после проведения в июне 1948 г. в Западной Германии сепаратной денежной реформы. Реакция советской стороны была резкой и незамедлительной: по наставлению руководства СССР прерывалось транспортное сообщение между Берлином и западными оккупационными зонами. По существу это была блокада западных секторов Берлина. С целью ее прорыва Запад организовал «воздушный мост» — доставку грузов с помощью военнотранспортной авиации, — действовавший до мая 1949 г. 4 апреля 1949 г. США и Канада подписали вместе с 10 западноевропейскими странами Североатлантический пакт - НАТО. В том же году ТАСС сообщило, что у Советского Союза имеется атомная бомба. Это означало ликвидацию американской монополии на ядерные виды оружия. Соперничество СССР и США перешло в новую фазу, атрибутом которой стала гонка вооружений. В противовес блоку западных государств происходит формирование экономического и военно-политического союза социалистических стран. В 1949 г. был создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) — орган экономического сотрудничества государств Восточной Европы, в 1955 г. — Варшавский военно-политический договор (ОВД). Консолидация сложившихся блоков привела к биполяризации мира. «Холодная война» расколола мир на две части, две военно-политические и экономические группировки, две общественно-политические системы. Она усилила милитаризм в политике и мышлении. Характер соперничества. Региональные конфликты. Развитие международных отношений в годы «холодной войны» определялось, главным образом, состязанием между двумя сверхдержавами — СССР и США. Их соперничество носило военно-политический характер, но при этом и та, и другая сторона стремилась избежать открытого военного конфликта, вследствие своей неуверенности в его возможном исходе. Данное положение сыграло решающую роль в определении циклического характера послевоенной мировой политики. «Холодная война» была чередой обострений и «разрядок» международной жизни. Первый крупный конфликт возник в июне 1950 г., в ходе кровопролитной войны на Корейском полуострове. В 1948 г. на территории Кореи было создано два государства: на севере — в советской зоне оккупации — Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) и на юге, контролируемом американской администрацией, — Республика Корея. Отношения между двумя корейскими государствами складывались весьма напряженно. Каждое из них стремилось воссоединить страну под своей властью. В вооруженный конфликт прямо или косвенно было вовлечено до 20 государств. Только в июле 1953 г. в Корее было, наконец, подписано перемирие. Однако война закончилась на тех же рубежах, на которых и началась. Корея, как и Германия, осталась расколотой. В эти же годы сформировались и очаги региональной напряженности. Возникли арабо-израильский, индо-пакистанский и индокитайский конфликты, через которые также пролегли линии глобального соперничества сверхдержав. 1953 год стал переломным в развитии международных отношений. Этому способствовала смена руководителей в обоих государствах. В 1954 г. было подписано Женевское соглашение по Индокитаю. В 1955 г. удалось договориться о выводе американских и советских войск из Австрии в обмен на ее строгий нейтралитет. Впервые после Потсдамской конференции, в 1955 г. в Женеве состоялась встреча руководителей Англии, США, СССР и Франции. В том же году СССР и ФРГ установили дипломатические отношения. Наконец, в 1959 г. состоялся первый визит главы советского правительства Н.С. Хрущева в США. В 1955 г. СССР оказал протекцию президенту Египта Г.А. Насеру, когда тот, после национализации Суэцкого канала, подвергся нападению Англии, Франции и Израиля. В 1957 г. Советский Союз успешно испытал межконтинентальную баллистическую ракету и вывел на орбиту Земли искусственный спутник. Данное событие впервые создавало гипотетическую возможность ядерной атаки СССР территории США. Возникновение нового витка напряженности произошло в связи с проблемой Западного Берлина. С 1958 г. Н.С. Хрущев стал добиваться изменения его статуса. Встреча советского лидера с новым президентом США Д. Кеннеди, состоявшаяся в апреле 1961 г. в Вене, явилась очевидным провалом советского внешнеполитического курса. В августе 1961 г. по решению политического руководства стран Варшавского Договора в Берлине была возведена полоса укреплений, полностью изолировавшая Западный Берлин от остальной части ГДР. Апогей «холодной войны». Карибский кризис. Самым острым оказался карибский кризис 1962 г., вызванный размещением СССР ядерных ракет средней дальности на Кубе в непосредственной близости от США. Мир оказался на пороге ядерной войны. Ее удалось избежать лишь благодаря своевременно заключенному секретному компромиссу между Д. Кеннеди и Н. С. Хрущевым, в рамках которого советские ракеты были выведены с Кубы взамен обещания США отказаться от агрессии против этой страны и демонтажа американских ядерных ракет в Турции. Карибский кризис сменился периодом относительной разрядки в советско-американских отношениях и международных отношениях в целом. 15 августа 1963 г. был подписан договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой, ставший первым соглашением по контролю над вооружениями стратегического класса. В то же время карибский кризис привел к окончательному размежеванию внутри социалистического лагеря. Чрезвычайной остроты достигли советско-китайские отношения. В 1963 г. руководство Китая сформулировало заявление, касавшееся территориальных претензиях этой страны к СССР; данный дипломатический шаг сопровождался рядомпровокаций на границе. Кульминацией стал вооруженный конфликт 1969 г. в районе острова Даманский. Разрядка. К началу 70-х гг. гонка атомных вооружений между двумя сверхдержавами привела к перенасыщению их арсеналов, реально поставившей мир перед лицом ядерной катастрофы. Изменилось и отношение общественности западных стран к курсу своих правительств. Не последнюю роль в достижении разрядки сыграла и в целом взвешенная политика СССР в отношении войны США во Вьетнаме и ближневосточного кризиса 1967 г. В первой половине 70-х гг. международные отношения вступили в эпоху разрядки напряженности. В 1969 г. страны Варшавского Договора выступили с предложением о созыве Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). 12 августа 1970 г. был подписан советско-западногерманский договор, по которому признавались окончательными послевоенные границы в Европе и фиксировался отказ от применения силы. В декабре 1970 г. был заключен аналогичный договор между ФРГ и Польшей, а в декабре 1973 г. — между ФРГ и Чехословакией. В декабре 1972 г. состоялось взаимное признание ФРГ и ГДР. В сентябре 1971 г. подписывается соглашение между США, СССР, Англией и Францией по Западному Берлину, которое та.кже исходило из концепции неприменения силы или угрозы силой в урегулировании вопросов, связанных со статусом этого города. В мае 1972 г. состоялся первый в истории советско- американских отношений визит в Москву президента США Р. Никсона, в ходе которого были заключены Договор об ограничении систем противовоздушной обороны, Временное соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1), а также документ, фиксирующий «Основы взаимоотношений между СССР и США». Зги договоры, наряду с подписанным в 1973 г. Соглашение ем о предотвращении ядерной войны, явились важнейшими документальными актами, обозначившими поворот от конфронтации к разрядке в отношениях между двумя сверхдержавами. В марте 1975 г. вступила в силу Конвенция о запрещении разработки и накопления запасов бактериологического и токсического оружия и об их уничтожении. В 1976 г. был подписан советско-американский договор, регламентировавший проведение подземных ядерных взрывов в мирных целях. Кульминацией процесса разрядки стало подписание 1 августа 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Базовым элементом этого документа явилась декларация принципов взаимоотношений стран-участниц совещания: их суверенного равенства; неприменения силы или угрозы силой; нерушимости послевоенных границ; мирного урегулирования споров; невмешательства во внутренние дела; уважения прав человека и др. Однако на фоне разрядки продолжали вспыхивать региональные конфликты. В 1971 г. началась очередная война между Индией и Пакистаном. В 1973 г. разразилась новая арабо-израильская война.Кризис политики «разрядки». Обострение противоречий. Судьба разрядки оказалась недолгой. В качестве главной причины ее срыва выступило не только диаметрально противоположное понимание причин и перспектив разрядки, но и вытекавшие отсюда попытки использовать ее для изменения в свою пользу соотношения сил в мире. С 1976 г. советское руководство начало размещать ядерные ракеты средней дальности (РСД) на территории ГДР и Чехословакии, что создавало дополнительную угрозу западноевропейским странам. Нарастало и противостояние СССР и США в рамках локальных конфликтов (в Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Никарагуа и др.). Окончательный крах разрядки произошел после ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. Международная атмосфера вновь приобрела черты конфронтации. В этих условиях победу на президентских выборах в США одержал сторонник жесткого подхода к СССР Р. Рейган. В США стали разрабатываться планы стратегической оборонной инициативы (СОИ), предусматривающей создание ядерного щита в космосе. В 1983 г. НАТО приступил к размещению в Европе новых американских ядерных ракет средней дальности. Это резко ухудшило стратегическое положение СССР. Намечался новый тур гонки ракетно-ядерных вооружений. Перестройка и «новое мышление» во внешней политике. Завершение «холодной войны». Советское руковод* ство оказалось вынужденным в очередной раз сменить свои стратегические ориентиры во. внешней политике в целях смягчения международной напряженности. Данные изменения совпали со сменой высшего руководства в СССР. Первоначально новый советский лидер М.С. Горбачев ставил своей целыо добиться очередного потепления климата международных отношений, без принципиальных изменений самого внешнеполитического курса. Тем не менее, обстоятельства сложились таким образом, что с 1987 года был провозглашен переход к «новому политическому мышлению». Правящая советская элита заявила о приверженности принципам коллективной безопасности и уважении суверенного права народов на выбор собственных путей развития. В 1987 г. руководители сверхдержав подписали договор об уничтожении ракет средней дальности. В 1989 г. СССР вывел войска из Афганистана. В том же году началась нормализация отношений с Китаем. СССР отказался от подавления «бархатных» революций 1989 г. в странах Восточной Европы, с территорий которых стали выводиться советские войска. «Холодная война» постепенно приближалась к своему завершению. Распад СССР в 1991 году фактически означал окончание «холодной войны». Крушение Советского Союза и образование СНГ знаменовали начало российской внешней политики.

 

 

51. Школа «реализма» и школа «идеализма» в теориях МО.

 

Эта школа ищет закономерности международных отношений. Политическая школа считает, что международные отношения регулируются силовыми факторами.

Источники.

Постулаты теории политического реализма:

1). Анархия в МО

2) Система помоги себе сам (при вступлении в какую-либо организацию гос-во теряет часть суверенитета)

3) в МО существуют объективные законы

4) политика определяется национальными интересами

5) политика опирается на силу

Ганс Моргентау. (1904-1980) –основатель школы политического реализма. Ввел понятие интереса и силы в МО.

Главные акторы – международная система, государства.

Образ гос-ва – стремящийся к силе, унитарный актор, преследующий свои интересы.

Образ международной системы – анархичная, достигает стабильности в системе баланса силы. Если нет баланса – конфликт.

Основные теоретики –Карр, Шварценбергер, Моргентау,Фукидид

Основные тезисы:

• Основа могущества – обладание реальными материальными ресурсами. Показателем мощи гос-ва на международной арене является его способность влиять на поведение других гос-в.

• Международные отношения – отношения только между государствами (а не международными организациями).

• Национальный интерес неизменен и находится в противоречии с нац интересами др гос-в. = международные отношения – постоянный процесс торга по поводу распределения или перераспределения ограниченных материальных ресурсов.

В наст время –Неореализм, возникновение которого можно связать с публикацией в 1979 году книги Кеннета Уолтца «Теория международной политики».

• Международная система сдерживает повед гос-в = США не могут захв весь мир.

• баланс силы определяется главным образом структурой системы – появилась БРИКС, влияющ на распред сил.

Выходной в концепции политического реализма является тезис о том, что несовершенство положения в мире - это результат действия сил, заложенных в несовершенной природе самого человека.

Все нации согласно имеющихся у них возможностей стремятся к одному - защиты своей физической, политической и культурной идентичности перед угрозой внешнего нападения.

Согласно концепции политического реализма сути международных отношений является борьба за власть между суверенными государствами, стремящимися к глобального или регионального доминирования.

Сила государства определяется как ее экономическим и военным потенциалом, так и союзническими отношениями с другими государствами, авторитетом на международной арене.

Основным механизмом, регулирующим отношения между государствами на международной арене, с помощью которого различные элементы их могущества приводятся к единому знаменателю, является «баланс сил» между блоками и союзами во главе с могущественными государствами мира.

Концепция политического реализма, защиты национальных интересов и до сих пор остается определяющей во внешней политике США.

Основные положения идеализма:

• Участниками МО представляет собой достаточно широкий круг акторов (государства, МПО, НПО и тд.)

• Специфика МО – возможно равноправное участие.

• Основные процессы – возрастание взаимозависимости и формирование единого мирового сообщества.

• Цели – приоритет общечеловеческих ценностей.

• Средства – правовое регулирование МО, рост числа и роли международных организаций.

• В будущем возможно создание единого мирового сообщества.

Идеалисты выступают за ведение переговоров и сотрудничество.

Идеалисты, верят в достижения мировой гармонии, избавление человечества от кровопролитных и опустошающих вооруженных конфликтов,.

Одна из приоритетных тем идеалистического направления – создание системы коллективной безопасности на основе добровольного разоружения и взаимного отказа от войны как инструмента международной политики.

После первой мировой войны в 1919 году было создана Лига наций (В.Вильсон). Лига наций была тесна связана с постоянной палатой международного правления. Основные положения:

• международная нестабильность причиняет ущерб всем государствам, следовательно, все имеют общую цель – сохранить мир и всеобщую безопасность;

• мир неделим и взаимозависим;

• открытые международные договоры;

• свобода мореплавания;

• уничтожение препятствий для международной торговли;

• сокращение национальных вооружений до минимума в целях государственной безопасности.

За время существования лиги наций, ей удалось урегулировать 40 политических конфликтов. Улучшила систему здравоохранения во многих странах мира. К успехам следует отнести установления контроля распространения опиума и работорговлей, особенно среди женщин. А также успехи в защите прав детей и молодежи.

Были недостатки, например, исключение СССР из лиги наций в 1939 году привело к тому, что там осталась только одна великая держава – Великобритания.

Уже перед сентябрем 1939 года ни одна из стран не обращалась к Лиги наций. В итоге к январю 1940 года Лига прекратила свою деятельность по урегулированию политических вопросов

 

 

 52. Основные источники разногласий в отношениях России и США.

 

Геополитика

Ядерное оружие, контроль над огромными запасами углеводородов и прочие факторы обеспечивают России огромный политический вес в мире. Россия использует этот вес для

продвижения своих интересов — которые зачастую противоречат интересам США. Так, например, в 2013 году РФ не дала США начать вторжение в Сирию и сделать Украину ассоциированным членом ЕС. Конечно, для Штатов было бы выгоднее, если бы Россия не имела возможности (или желания) идти в противовес американской внешней политике. Три северных региона Евразии [Северная Европа, Россия и Китай] имеют капитал, рабочую силу и лидерство, необходимые для создания силы, крушащей всё на своём пути. Неудивительно, что внешняя политика России на протяжении большей части последних двух веков была направлена на господство или союз с Китаем или крупными европейскими державами для формирования мега-государства именно такого рода. Таким образом, последним императивом господствующей власти в Северной Америке является приложение всех сил для того, чтобы подобного объединения никогда не произошло. Необходимо держать Евразию разделённой на как можно большее число государств (желательно враждебно настроенных по отношению друг к другу).

Ядерное оружие Россия — вот уже несколько десятилетий является единственной страной в мире, которая может уничтожить США при помощи ядерного оружия — или, по крайней мере, нанести им невосполнимый ущерб. Военные интересы США требуют решить эту проблему одним из трёх способов: уничтожить ядерное оружие в России, подчинить Россию себе или создать некую защиту от наших ракет. Это вопрос национальной безопасности Соединённых Штатов. Интересы России, с другой стороны, требуют сохранения нашего ядерного щита — так как если мы его лишимся, мы лишимся и значительной доли нашего политического влияния, а у Штатов появится возможность угрожать России военной силой.

Энергоресурсы Россия занимает первое место в мире по добыче нефти и по производству природного газа, оказывая тем самым огромное влияние не только на мировую экономику, но и на политику. Торговые интересы США требуют контроля над российской нефтью. Россия, разумеется, хочет сохранить контроль над своими углеводородами за собой. Тот же конфликт интересов, хоть и в значительно меньшей степени, можно наблюдать в сфере строительства и обслуживания атомных электростанций.

Идеология. Россия не встроена в современную западную культуру толерантности. При этом, в отличие от Китая и арабских стран, русская культура достаточно близка Западу, чтобы можно было сравнивать две культуры — традиционную русскую «православную» культуру и новую западную «толерантную» культуру. Такое сравнение весьма невыгодно для Запада, так как показывает альтернативу тому пути, который был избран западными элитами. Поэтому Запад пытается заставить Россию принять его толерантные идеалы. Если Запад преуспеет в деле толерантизации России, он получит дополнительный приз: после обращения в культуру «толерантности» духовными лидерами для русских станут западные идеологи — живущие на Западе и контролируемые Западом.

Доллар

Вся финансовая мощь США основана на долларе, а вся военная мощь Штатов основана на их финансовой мощи. Для США критично важно, чтобы никто даже и не думал покушаться на гегемонию их валюты. Для России было бы выгодно отказаться от доллара в пользу своей валюты, твёрдо обеспеченного углеводородами рубля. Однако с точки зрения США отказ от доллара означает прямое воровство их денег — ведь тогда Штаты перестанут извлекать прибыль из российской торговли. Мало того: если от доллара откажется столь влиятельная страна как Россия, в мире может начаться цепная реакция переходов на национальные валюты — после которой долларовая зона съёжится, курс доллара резко упадёт, а американская экономика за пару лет опустится в глубочайший кризис.

 

 

 53. Корейская война: причины, характер, итоги.

Корейской войной 1950-1953 годов принято называть локальный военный конфликт между двумя противоборствующими частями некогда одной страны, которая разделилась после Второй мировой войны на Южную и Северную Корею. На самом деле это была опосредованная война, которую руками корейского народа вели две военно-политические системы - «советская» и «американская». Прокоммунистическую Северную Корею поддерживали СССР и Китай, участие которых в этом конфликте было неофициальным. В боевых действиях на стороне Южной Кореи принимали участие миротворческие силы ООН. после того, как Вторая мировая закончилась, и полуостров временно разделился на северную и южную части по 38 параллели, конфронтация между ними стала все ощутимее, хотя предполагалось, что со временем Корея должна стать единой страной. Но началась «холодная» война, и в условиях противостояния двух противоборствующих мировых систем договориться о воссоединении стало практически невозможно. Поэтому Северная Корея развивалась под патронатом Советского Союза и стала коммунистической страной, а Южная Корея больше ориентировалась на США и пошла по капиталистическому пути развития. Но и генеральный секретарь Ким Ир Сен, и президент Пи Сын Манн стремились к объединению, но каждый видел единую Корею под своим руководством.

Война является классическим примером прокси-войны, поскольку несла на себе отпечаток противостояния двух сверхдержав – СССР и США.

Договор о прекращении огня был заключён 27 июля 1953 года (Южная Корея отказалась подписать в силу своего режима, ратовавшего за продолжение войны). В 1954 году в Женеве была созвана комиссия с целью заключения мирного договора, однако США и их союзники заняли ультимативную позицию, отказываясь фиксировать предварительные договорённости даже в тех ситуациях, где точки зрения сторон совпадали (Хотя «север» был более настроен на уступки).

Итоги войны

Корейская война была самым первым серьёзным конфликтом в истории «холодной войны»; начиная с неё, противостояние двух мировых блоков приняло более острую форму.

Территория Корейского полуострова так и осталась поделённой между двумя Кореями – капиталистической и коммунистической.

Обе страны понесли огромные потери в экономике, были разрушены дороги, жилые и правительственные здания, предприятия.

 

 

 54. Проблема ограничения обычных вооружений в Европе (70-80-е гг. ХХ в.). Договор ОВСЕ, 1990 г. и его модернизация.

 

Договор об обычных вооружённых силах в Европе, подписанный в Париже 19 ноября 1990 г., вступивший в силу 9 ноября 1992 года, являлся достаточно действенным и эффективным для начала 1990-х годов инструментом укрепления европейской безопасности. ДОВСЕ подвел черту под эпохой межблокового противостояния. Договор устанавливал равновесие сил двух союзов на пониженных уровнях, ограничивал возможности размещения их обычных вооружений вдоль линии соприкосновения ОВД и НАТО. Он позволил провести быстрое и сбалансированное сокращение большого количества избыточных вооружений и техники, доставшихся государствам-участникам в наследство от времен «холодной» войны». Обеспечив высокую степень транспарентности в отношении обычных вооруженных сил государств-участников, Договор позволил осуществлять военное планирование и строительство, исходя не из «наихудшего сценария», а из реальных тенденций развития обстановки. Применительно к ВС СССР имелось в виду сделать их более мобильными, компактными и эффективными, избавившись от устаревших вооружений и техники.

Однако с прекращением существования ОВД, а затем и СССР, выводом советских/российских войск из ЦВЕ, Балтии и республик СНГ, возникновением ряда очагов конфликтов и особенно с расширением НАТО договорные механизмы, предназначенные для поддержания баланса сил между двумя военно-политическими союзами, стали утрачивать эффективность. ДОВСЕ и сегодня отражает реалии завершающего этапа межблокового противостояния.

Цели Договора:

Ø установление безопасного и стабильного баланса обычных вооруженных сил в Европе на более низких уровнях;

Ø ликвидация неравенств, наносящих ущерб стабильности и безопасности;

Ø ликвидация, в порядке первоочередного приоритета, потенциала для осуществления внезапного нападения и для начала крупномасштабных наступательных действий в Европе.

В основе ДОВСЕ лежит система количественных ограничений на пять основных категорий обычных вооружений и техники вооруженных сил государств-участников в районе применения Договора – боевые танки, боевые бронированные машины (ББМ), артиллерию, ударные вертолеты и боевые самолеты.

С начала 1990-х годов прошлого столетия первоначальный ДОВСЕ под воздействием масштабных военно-политических изменений во многом устарел и утратил связь с реальной действительностью. Ряд положений Договора не отвечает интересам безопасности Российской Федерации. 13 июля 2007 года был подписан и вступил в силу Указ Президента Российской Федерации № 872 «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе и связанных с ним международных договоров». Вдальнейшем был принятФедеральный закон от 29 ноября 2007 г. № 276-ФЗ «О приостановлении Российской Федерацией Договора об обычных вооруженных силах в Европе», вступивший в силу 3 декабря 2007 года.

Следует также отметить, что приостановление действия Договора, в отличие от выхода из него, сохраняет возможность достаточно быстрого возобновления выполнения его положений в случае решения обозначенных нами проблем. Говоря на данном этапе лишь о приостановлении действия ДОВСЕ, Россия дает всем государствам-участникам шанс вернуть Договору жизнеспособность.

В связи с приостановлением действия Договора прекращены предоставление информации, прием и проведение инспекций. Россия в период приостановления не связана ограничениями, в том числе фланговыми, на количества обычных вооружений. В то же время планов их массированного наращивания или концентрации на границах с соседями в нынешней обстановке не имеется. В дальнейшем реальные количества и размещение вооружений и техники будут зависеть от конкретной военно-политической ситуации, в том числе от готовности наших партнеров проявлять сдержанность.

На бухарестском саммите Североатлантического альянса 28 августа 2008 г. было заявлено, что Украина и Грузия станут членами НАТО. Российская сторона исходит из того, что если соответствующие решения все же будут приняты, то это приведет к кардинальному смещению баланса сил и интересов на европейском континенте, что поставит под вопрос целесообразность существования режима ДОВСЕ.

В июле 2008 года американская сторона выразила готовность интенсифицировать диалог и вести его также и в более широких форматах. Однако после событий августа 2008 года в Закавказье страны НАТО взяли паузу в консультациях.

 

 

55. Региональные организации в Африке и их деятельность.

 

Сообщество развития Юга Африки (САДК) — торгово-экономический союз стран Юга Африки, создан в 1992 году на базе Конференции по координации развития Юга Африки, сокр. САДКК, образованной 11 странами субрегиона в 1980 году. Главная цель САДК — либерализация торговых связей стран-членов. В настоящее время в САДК осуществлено значительное снижение таможенных пошлин и достигнут существенный прогресс в устранении нетарифных ограничений во взаимных торговых связях. Сообщество существенно продвинулось на пути создания зоны свободной торговли.

Сообщество развития стран Южной Африки объединяет 14 стран.

ЮАР, Ботсвана, Лесото, Свазиленд, Намибия, Зимбабве, Ангола, Мозамбик, Малави, Мадагаскар, Танзания, Замбия, Маврикий, Сейшельские острова — вышли из состава Сообщества в 2004 г., Демократическая республика Конго.

Появился в 2001 г. и НЕПАД — «Новое партнерство для развития Африки». Су


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.