Формирование справедливого и устойчивого мироустройства — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Формирование справедливого и устойчивого мироустройства

2019-11-28 154
Формирование справедливого и устойчивого мироустройства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Верховенство права в международные отношения

Укрепление международной безопасности

Россия ожидает, что США в своих действиях на мировой арене будут строго соблюдать нормы международного права, прежде всего закрепленные в Уставе ООН.

 

 

22. Новые индустриальные страны Азии и их роль в мировой̆ политике

 

Новые индустриальные страны (НИС) — группа развивающихся стран, в которых за последние десятилетия произошёл качественный скачок социально-экономических показателей. Экономика этих стран за короткий срок совершила переход от отсталой, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой.

К новым индустриальным странам (НИС) Азии первой волны относятся Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань, к НИС Азии второй волны относят Таиланд, Малайзию, Филиппины. Особенно выделяются первые четыре, которых называют драконами или тиграми.

Развитие национальной экономики этих стран происходит с преимущественной ориентацией на внешний рынок на базе заимствованных технологий, а также с сильной государственной поддержкой.

Экономический рост НИС повлек изменения в международной торговле, обеспечив устойчивые темпы роста мирового товарооборота, который является показателем новых качественных сдвигов в этой сфере, связанных с увеличением емкости мировых рынков. Все это не могло не сказаться на географической структуре мирового внешнеторгового обмена. Появление новых индустриальных стран Азии, которые за последние десятилетия продемонстрировали высокие темпы экономического роста и на этой основе смогли сильно сократить свое отставание от промышленно развитых стран мира, позитивно отразилось на мировой торговле. Их роль в мировой политике также весьма велика. Успехи в экономическом развитии увеличивают политическое влияние этих стран. Кроме того, для всех развитых стран НИС – яркий пример того, как страны «третьего мира» способны не только догнать, но и превзойти ряд экономических показателей развитых стран, что может способствовать дальнейшему подъему других стран Азии. НИС – новые центры силы в мировой политике, их усиление способствует формированию многополярности. Увеличение числа сильных акторов на международной арене служит фактором

сдерживания и, как следствие, формирования надежной системы коллективной безопасности. Еще одним немаловажным фактором является то, что с возвышением НИС увеличивается уровень богатства народов этих стран, что является залогом успешного развития внутренней и внешней политики, а также сокращения очагов напряженности в мире, которые нередко возникают в странах с нерешенными социальными проблемами.

 

 

23.Системы международных отношений на базе Вестфальской модели международных отношений («Европейский концерт», Версальско-Вашингтонская, Ялтинско-Потсдамская системы международных отношений).

 

Основные принципы Вестфальской системы МО:

· приоритет национальных интересов;

· принцип баланса сил;

· приоритет государств — наций;

· принцип государственного суверенитета;

· право требовать невмешательства в свои дела;

· равенство прав государств;

· обязательство выполнять подписанные договоры;

· принцип действия международного права и применения дипломатии в международных отношениях (соблюдение договоров стало важнейшим элементом такой практики, а международное право и регулярная дипломатическая практика — неотъемлемым атрибутом отношений между государствами).

Венская система международных отношений (Система Европейского концерта) — система международных отношений, сложившаяся после Наполеоновских войн. Была нормативно закреплена Венским конгрессом 1814—1815 гг. на конгрессе, проходившем в Вене, участвовали представители всех европейских государств за исключением Османской империи. В рамках этой системы впервые было сформулировано понятие великие державы (тогда в первую очередь Россия, Австрия, Великобритания), окончательно оформилась многосторонняя дипломатия. Многие исследователи называют Венскую систему международных отношений первым примером коллективной безопасности, что было актуально на протяжении 35 лет, до начала Крымской войны. Также были систематизированы и унифицированы дипломатические ранги (посол, посланник и поверенный в делах) и четыре типа консульских учреждений. Были определены дипломатический иммунитет и дипломатическая вализа.

 

Версальско-Вашингтонская система международных отношений — мировой порядок, основы которого были заложены по завершении Первой мировой войны 1914—1918 Версальским мирным договором, договорами с союзниками Германии, а также соглашениями, заключёнными на Вашингтонской конференции 1921—1922 годов. Сложилась в 1919—1922 и была призвана формально закрепить итоги Первой мировой войны. ОСОБЕННОСТИ:

· Германия потеряла права на свои колонии, сильно ограничивалась во владении вооружёнными силами и подавлялась экономически через механизм репараций. Подобные условия были предусмотрены и для Турции и Болгарии, а Австро-Венгрия прекратила существование как единое государство. К тому же все побеждённые государства понесли значительные территориальные потери. Побеждённые государства на определённое время были «исключены» из ряда системообразующих элементов и преобразованы исключительно в объекты влияния Версальской подсистемы. Советская Россия, формально не будучи побеждённой, оказалась на начальном этапе также исключённой. Формальным признанием этого факта со стороны России считается Рапалльский договор 1922 года. Заключение этого договора даёт толчок широкому сотрудничеству между Германией и Советской Россией.

· Закрепление лидерства США, Великобритании и Франции в новой системе, фактически давшее им право коллегиального изменения характеристик международной системы и формирования её принципов. Другие победители (такие, как Италия) остались на втором плане.

· Политическая изоляция США от европейских дел. США после провала «14 пунктов» В.Вильсона.

· Создание Лиги Наций — инструмента сохранения статус-кво в системе международных отношений. Этот инструмент, фактически подконтрольный Франции и Великобритании, оказался неэффективным в исполнении своих стабилизационных функций.

· Мир постепенно перестает быть евроцентристским, международная система начинает превращаться в глобальную.

· Для Версальско-Вашингтонской системы характерной была определённая асинхронность трансформационных процессов в двух основных подсистемах (европейской и дальневосточной), что, в свою очередь, приводило к последующей дестабилизации системы, то есть системные изменения в одной из подсистем со временем вызывали новый всплеск трансформаций в другой.

 

Ялтинско-Потсдамская система международных отношений — принятое в историографии обозначение системы международных отношений, закрепленной договорами и соглашениями Ялтинской и Потсдамской конференции.

Впервые вопрос послевоенного урегулирования на высшем уровне был поставлен в ходе Тегеранской конференции 1943 г., где уже к СССР и США переходит решающая роль в определении параметров послевоенного мира. (Зарождение формирования основ будущего биполярного мира). Никогда раньше весь мир целиком не был искусственно разделен на сферы влияния между двумя государствами (Подсдамская система). Биполярный расклад сил быстро привел к началу противостояния между капиталистическим и социалистическим лагерями, именуемому в истории холодной войной. Для Потсдамской эпохи характерна чрезвычайная идеологизированность международных отношений, а также постоянная угроза начала прямого военного противостояния между СССР и США.  Конец Потсдамской эпохи ознаменовался развалом мирового социалистического лагеря, последовавшим за провальной попыткой реформировать экономику Советского Союза, и был закреплен Беловежским соглашением 1991 года. ООН, один из центральных элементов ялтинско-потсдамской системы, становилась главным механизмом координации усилий с целью исключения из международной жизни войн и конфликтов путём гармонизации отношений между государствами и создания глобальной системы коллективной безопасности.

 

 

24. Научно-исследовательские центры РФ в области международных отношений.

 

Во второй половине 1990-х - начале 2000-х гг. в российских исследованиях международных отношений обозначились заметные перемены. Они коснулись как инфраструктуры научных центров, так и содержания разрабатываемых подходов и концепций. Внешнеполитические институты РАН продолжают свою деятельность, хотя не столь интенсивно, как раньше. Это прежде всего Институт мировой экономики и международных отношений, Институт США и Канады, Институт Европы, Институт сравнительной политологии, Институт Дальнего Востока. Вместе с тем регионально-страноведческая тематика утрачивает свое значение в исследовательской деятельности по международным сюжетам. Для внешнеполитических институтов РАН в целом характерна переориентация на комплексную проблематику международных отношений, а также вопросы российской внешней политики.

Бесспорный лидер университетских структур в области образовательной и исследовательской деятельности по международным отношениям - Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России. Москва, несомненно, остается центром образовательной и научной работы по международным отношениям. Помимо МГИМО, здесь ее осуществляют Московский государственный университет, его Институт стран Азии и Африки, Российский университет дружбы народов. Как и ранее, в инфраструктуре российских международных исследований определенное место занимают ведомственные внешнеполитические центры. Помимо МГИМО (У), имеющего, как известно, двойное подчинение - Министерству иностранных дел и Министерству образования, это Дипломатическая академия, а также ряд академий Министерства обороны и его Институт военной истории. Внешнеполитическую проблематику изучают в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Примечателен в данной группе отечественных внешнеполитических структур Российский институт стратегических исследований, созданный указом Президента РФ в 1992 г., чья исследовательская деятельность охватывает такие вопросы, как национальная безопасность нашей страны, СНГ, отношения России с НАТО и ЕС, разоружение, нераспространение оружия массового уничтожения.

 

Научным авторитетом пользуется Центр политических исследований в России (ПИР) - автономная некоммерческая организация, основанная в Москве в апреле 1994 г.

Заметную роль играет Центр политических и международных исследований (во главе с А.И. Никитиным), учрежденный в начале 1990-х гг. Российским комитетом защиты мира и Российской ассоциацией политической науки.

Со второй половины 1990-х гг. исследовательскую деятельность ведет Фонд национальной и международной безопасности (председатель генерал-майор в отставке Л.И. Шершнев). Основные направления его работы - фундаментальные и прикладные исследования по проблемам безопасности РФ; реформирование и создание Вооруженных сил РФ; взаимодействие между обществом, властными структурами и армией и сотрудничество по этим вопросам с отечественными и международными исследовательскими, консультативными и другими научными центрами;

 

25.Вьетнамская война 1965-1976 гг.: причины, характер, влияние на систему международных отношений.

 

Причины - Вьетнам был разделен на 2 части Север - коммунизм, юг - тоталитаризм республика.

В США политика антикоммунизма, отразить его распространение в Азии. Для США потеря Южного Вьетнама приводила к потере Лаоса, Таиланда и Камбоджи, что создавало угрозу Австралии.

Поводом стал вооруженный инцидент 2 августа 1964 года эсминец ВМС США «Мэддокс" подошел к побережью Северного Вьетнама и, как утверждалось, был атакован северовьетнамскими торпедными катерами. В качестве ответной меры президент Линдон Джонсон приказал американским военно-воздушным силам нанести удар по военно-морским объектам Северного Вьетнама.

Война в Вьетнаме стала причиной политических спекуляций, когда в 1969 году в США проходили новые президентские выборы, Ричард Никсон заявил, что внешняя политика Соединённых Штатов резко изменится. США больше не будет претендовать на роль надзирателя и пытаться решить проблемы во всех уголках планеты. Он сообщил о секретном плане окончания сражений во Вьетнаме. Это было хорошо принято американским обществом, уставшим от войны, и Никсон победил в выборах. Однако на деле секретный план заключался в массированном применении авиации и флота. Только за 1970 год американские бомбардировщики сбросили на Вьетнам больше бомб, чем за последние пять лет вместе взятые.

СССР и Китай выступили на стороне Северного Вьетнама, оказывая ему широкую экономическую, техническую и военную помощь. Советские военные специалисты помогали воинам осваивать боевую технику.

До 1968 - приоритет «пехотные войны». захват деревень, городов. С 1968 - приоритет воздушной войне. С 1969 начало вывода войск из южного Вьетнама. В январе 1973 года правительство США подписало соглашение о прекращении войны во Вьетнаме (Парижское соглашение), которое предполагало полный вывод войск и военного персонала США и их союзников из Южного Вьетнама, демонтирование американских военных баз, взаимное возвращение военнопленных и удерживаемых иностранных гражданских лиц.

Успешное завершение войны во Вьетнаме позволило в 1976 году объединить 2 части в единое государство — Социалистическую Республику Вьетнам.

Итоги на МО

-снижение влияния США на в Ю-В Азии.

-антивоенное движение в США, возникновение хиппи

-публичное осуждение США на межд арене за развязывание войны

-феномен дезертирства американцев (нельзя вести войну без явных целей для широких масс)

 

26. Стратегия национальной̆ безопасности РФ.

  • I. Общие положения
  • II. Россия в современном мире
  • III. Национальные интересы и стратегические национальные приоритеты
  • IV. Обеспечение национальной безопасности
    • Оборона страны
    • Государственная и общественная безопасность
    • Повышение качества жизни Российских граждан
    • Экономический рост
    • Наука, технологии и образование
    • Здравоохранение
    • Культура
    • Экология живых систем и рациональное природопользование
    • Стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство
  • V. Организационные, нормативно-правовые и информационные основы реализации настоящей Стратегии
  • VI. Основные показатели состояния национальной безопасности

 

Настоящая Стратегия призвана консолидировать усилия федеральных органов государственной власти, других государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации для реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. Настоящая Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; основана на неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости национальной безопасности Российской Федерации и социально-экономического развития страны; национальные интересы Российской Федерации стоят во главе угла концепции; определение угроз национальной безопасности и методы противодействия; определение стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

Стоит, однако, отметить, что негативные оценки США содержатся в начальной части документа, а призыв к партнерству – почти в самом конце. В целом, различные эксперты подчеркивают такие ключевые моменты в документе, как угроза для России со стороны НАТО, обособленность России и антизападная направленность, стремление проводить свой независимый и самостоятельный внешнеполитический курс.

 

 

27. Особенности политики США в Латинской Америке.

 

Добиваясь экономической и политической гегемонии над Американским континентом, США широко использовали популярность движения панамериканизма, проповедовавшего общность интересов американских стран. В 1869—1890 гг. США созвали первую межамериканскую конференцию, которая приняла решение об учреждении Международного союза американских республик в целях взаимного обмена экономической информацией и о создании при нем коммерческого бюро, которое в 1910 г. было переименовано в «Панамериканский союз». В начале XX в. в США были озабочены строительством стратегически важного межокеанского канала. Было выработано соглашение с правительством Колумбии, по которому за определенную плату США получали возможность контролировать зону строительства канала. Однако сенат Колумбии отверг эту сделку. Тогда Соединенные Штаты воспользовались движением этнических мень­шинств в провинции Панама и способствовали провозглашению ее независимой республикой. После того как 4 ноября 1903 г. была провозглашена независимость Панамы, США признали ее правитель­ство, и уже 18 ноября в Вашингтоне был подписан договор, который не только давал США все требуемые ими права на зону будущего канала, но и означал протекторат США над Панамой. Введенная в практику Т. Рузвельтом политика «большой дубинки», выражавшаяся в открытом вмешательстве США во внутренние дела латиноамериканских государств, проявилась и в оккупации североа­мериканской морской пехотой Доминиканской республики (1904, 1914), Кубы (1906—1909, 1912), Гондураса (1905, 1907, 1911, 1912), Никарагуа (1912). В сфере межамериканских отношений стремление латиноамериканских стран к независимости проявилось и в деятельности Панамериканского союза (ПАС). Хотя эта организация была создана в 1910 г. по инициативе США для укрепления политической и экономической координации с государствами Латинской Америки, ПАС со временем стал превращаться в орган, в рамках которого сами латиноамериканские страны стали пытаться выработать меры для международно-правовой защиты интересов собственной национальной безопасности. Хотя до 1928 г. ПАС не имел официальных учредительных документов, он работала довольно активно и в 20-30-х годах панамериканские конференции-сессии ПАС проводились регулярно. 25 марта — 3 мая 1923 г. в Сантьяго-де-Чили на пятой Панамериканской конференции латиноамериканские представители (в лице президента Уругвая Б.Брума) попытались даже преобразовать ПАС в Континентальную лигу американских государств таким образом, чтобы в процессе реорганизации процедурных механизмов пересмотра основополагающих документов исключить возможность диктата США и сделать отношения в рамках организации более равноправными. В основу Лиги предлагалось положить принципы «абсолютного равенства всех объединившихся стран» и невмешательства во внутренние дела. Проект Брума, помимо прочего, предусматривал, что страны, «лишившиеся своих владений, получат их обратно на законном основании». В этой формулировке содержался прямой намек на возможность постановки Мексикой, Панамой и некоторыми др. странами вопроса о возвращении территорий, отторгнутых у них в свое время Соединенными Штатами. Следует признать, что американская дипломатия умело заблокировала проект Брума, убедив латиноамериканские страны передать его для «дальнейшего изучения» в руководящие органы Панамериканского союза. В дальнейшем к его рассмотрению уже не возвращались

 

 

28. Правовые аспекты мировых политических процессов

 

I. Особенности международных политических процессов. Международные отношения представляют собой весьма специфическую область мира политики. Действуя за рамками собственных границ, в которых они обладали полным внутренним суверенитетом, государства должны были решать и целый ряд дополнительных задач:

- устанавливать контроль над деятельностью на своей территории иностранных сил и структур, усложнявших достижение стабильности;

- отражать угрозы своей целостности и безопасности;

- учиться согласовывать интересы с более сильными противниками;

- пополнять ресурсы, несмотря на сопротивление своим императивным устремлениям.

Постепенно создавались и развивались такие механизмы взаимодействия государств на международной арене, как союзничество и конфронтация, протекторат (покровительство) и партнерство и т.п. Возникли международные отношения как сфера межгосударственного, межнационального общения, где в ходе взаимодействия государств и народов, реализующих свои интересы, формировались разнообразные связи – дипломатические, экономические, социальные, культурные, информационные.

Особенность международных политических процессов проявляется в том, что в этой области политики не существует единого легитимного центра принуждения, единого источника власти, который обладал бы непререкаемым авторитетом для всех участников этих связей и отношений. Международная сфера политики регулируется различными нормами. Главным ее собственно политическим регулятором является складывающийся между государствами баланс сил. Вносят свой вклад в это дело и нормы международного права. В международных отношениях остается место и для нравственных регуляторов – принципов международных отношений, которых должны придерживаться все действующие в этой сфере субъекты. В середине 70-х гг. ХХ в. в Хельсинки были сформулированы следующие из них:

- признание суверенного равенства государств;

- нерушимость установленных государственных границ;

- принцип неприменения силы или угрозы силы в межгосударственных отношениях;

- признание территориальной целостности государств;

- мирное урегулирование споров;

- невмешательство во внутренние дела других государств;

- уважение прав человека и основных его свобод;

- равноправие и право народов распоряжаться собственной судьбой;

- необходимость сотрудничества между государствами и добросовестного выполнения обязательств по международному праву.

II. Теоретический спор реалистов и идеалистов о понимании мировой политики. В ХХ в. дискуссии о природе и специфических характеристиках международных отношений велись в основном между реалистами и идеалистами (20-30-е гг.), традиционалистами и модернистами (50-60-е гг.), государственниками и глобалистами (70-80-е гг.). Реалисты (Дж. Кеннан, Дж. Болл, З. Бжезинский и др.) исходили из того, что основным и естественным стремлением каждого государства служит накопление силы, направляемой на достижение и реализацию национальные интересов. Главной целью внешней политики в таком случае становится обеспечение безопасности. По их мнению, каждое государство должно стремиться к созданию такого баланса сил, которое выступало бы в качестве сдерживающего механизма в условиях конкуренции, силового противостояния и при котором это государство может получить превосходство, гарантирующее ему безопасность. Любые морально-этические и даже нормативные установления для государства должны рассматриваться им не иначе, как средства ограничения его суверенитета. При этом признается, что любые средства достижения цели – убеждения, шантаж, сила, торговля, дипломатия, - изначально оправданы, коль скоро умножают могущество государства и создают возможность решения поставленных задач. Главными ценностями поведения государств на международной арене должны быть осторожность и ответственность при принятии решений. Теоретическим отцом политического реализма принято считать американского политолога Г. Моргентау (1904-1980), который в изданной в 1948 г. книге “Политические отношения между нациями: борьба за влияние в мире” констатировал: “Международная политика, подобной любой политике, есть борьба за власть. Какие бы конечные цели ни преследовались в международной политике, непосредственной целью всегда является власть”.

Идеалисты ( Д. Перкинс, В. Дин, У. Липпман, Т. Кук и др. ), напротив, рассматривалои международные отношения через призму правовых и этических категорий, ориентируясь на создание нормативных моделей мировых отношений. В основе их убеждений ледал отказ признания силовых и военных средств как важнейших регуляторов межгосударственных отношений. Предпочтение полностью отдавалось системе и институтам международного права.. Вместо баланса сил идеалистыф предлагали механизм коллективной безопасности. Эта идея базировалась на том соображении, что все государства имеют общую цель – мир и всеобщую безопасность, поскольку нестабильность силового баланса и войны причиняют государствам огромный ущерб, ведут к бессмысленной трате ресурсов. В. Вильсон, изложив в 1918 г. в 14 пунктах основные положения послевоенного мирного урегулирования в мире, практически концептуализировал взгляды идеалистов. В частности, в качестве основных механизмов урегулирования мировых политических отношений он предложил: проведение открытых мирных переговоров; обеспечение гарантий свободы торговли в мирное и военное время; сокращение национальных вооружений до минимального достаточного уровня, совместимого с национальной безопасностью; создание Лиги наций, главной целью которой становилось обеспечение коллективной безопасности стран-членов этой международной организации.

После второй мировой войны на первый план вышла дискуссия между модернистами и традиционалистами. Модернисты (М. Каплан, Р. Норт, Г. Алиссон и др.) основное внимание уделяли моделированию действий национальных государств на международной арене. В их исследованиях упор делался на изучении процедур и механизмов принятия решений, на описании поведения различных сегментов правящих элит и правительств, разработке технологий бюрократических компромиссов и других компонентов выработки внешней политики государств. Учет влияния всех акторов, принимавших участие в разработке внешнеполитических решений, позволял им моделировать конкретные системы международных отношений, составлять прогнозы взаимодействия государств на различных политических уровнях. В свою очередь традиционалисты акцентировали внимание на необходимости учета влияния тех воздействующих на внешнюю политику факторы, которые транслируют характерные для конкретных стран традиции и обычаи, выражают особенности личностного поведения политиков, роль массовых и групповых ценностей и т.д.

 

29. Особенности внешнеполитического курса России в первой̆ половине 90-х гг. ХХ в.

 

1. Приоритеты внешней политики России

1.1. Изменение геополитической ситуации в мире и место России в ней. После распада Советского Союза и прекращения «холодной войны» Российская Федерация оказалась в новой международной ситуации. Снизилась роль центрального противостояния, но одновременно возросла угроза региональных конфликтов, распространения оружия массового поражения и ракетных технологий. Социалистический лагерь распался, бывшие союзники тяготели к Западу, включая некоторые страны, ранее входившие в состав СССР. Вблизи азиатских границ СНГ образовался пояс нестабильных государств, в ряде бывших регионов СССР завязались вооруженные конфликты. Резко снизилась внешнеполитическая активность России, сократилась военная мощь нашей страны. При этом Россия сохранила право на статус великой державы, выступив правопреемницей СССР, став постоянным членом Совета Безопасности ООН и, главное, оставив за собой контроль за советским ядерным оружием.

1.2. Главной задачей России на международной арене является обеспечение внешнеполитических условий для модернизации страны. Этой цели подчинены все остальные задачи.

• Необходимость восстановления статуса России как влиятельной в мире державы. В 1996 г. в качестве официальной была провозглашена линия на создание многополярного мира, подтвержденная в Военной доктрине и Концепции внешней политики России (июль 2001 г.).

• К концу XX столетия Россия столкнулась с проблемой глобализации, которая характеризуется образованием единого пространства мирового рынка, мировой финансовой системы, мировой сети коммуникаций и услуг.

В 2001 г. Совет по внешней и оборонной политике РФ принял рекомендации по «встраиванию России в процесс глобализации», что предполагает максимальный уровень сотрудничества с развитыми странами: через членство в «большой восьмерке», вступление в ВТО, интеграцию с Евросоюзом, сохранение контактов с НАТО.

Задачи по развитию отношений со странами ближнего зарубежья. Связи со странами СНГ – основной сферой стратегических интересов России – сохраняют первостепенное значение как в политико‑экономической, так и в военной сферах.

1.3. В соответствии с задачами развивались основные направления внешней политики РФ.

• Важнейшим направлением с начала 90‑х гг. стало сближение с ведущими странами Запада, прежде всего США.

• Одновременно, преследуя цели предотвратить создание однополярного мира, где гегемоном выступают США и их ближайшие союзники, Россия развивает отношения как со странами Европы, так и с державами Азиатско‑Тихоокеанского региона.

1.4. Новые акценты во внешней политике РФ. С приходом к власти президента В. В. Путина внешняя политика России приобрела новые акценты – более выраженную направленность на защиту общенациональных интересов. При этом российские дипломаты исправляют ошибки прошлого, пытаясь восстановить отношения с традиционными партнерами России. Среди конкретных внешнеполитических целей выделяются следующие: ориентация на установление стратегического партнерства с США и Европой; развитие отношений с ведущими азиатскими державами (в первую очередь Индией и Китаем). В. В. Путин стал первым российским лидером, посетившим Северную Корею и Кубу, а также Малайзию.

2. Россия и страны Запада

2. 1. Политические и военные отношения с США.

• Россия и США в 1991–1999 гг. В первой половине 90‑х гг. XX в. предпочтение во внешней политике отдавалось связям с западными странами, в первую очередь США.

В совместной декларации двух стран (Кэмп‑Дэвид, США, 1992 г.) было зафиксировано окончание «холодной войны» и сделано заявление, что Россия и США больше не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. Россия присоединилась также к Конвенции о запрещении химического оружия. В январе 1993 г. между Россией и США был заключен новый договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ‑2). Согласно Договору, к 2003 г. должно быть достигнуто соглашение о сокращении к 31 декабря 2007 г. ядерного потенциала двух стран на 2/з по сравнению с уровнем, определенным Договором СНВ‑1 (для сравнения: в 1990 г. США располагали 10 563 боеголовками, а СССР – 10 271).

• Новый этап в развитии российско‑американских отношений начался после избрания Президентом России В. В. Путина, который продолжил российско‑американский политический диалог с новым президентом США Дж. Бушем‑младшим. Несмотря на ратификацию обеими сторонами договора СНВ‑2, процесс сокращения ядерного потенциала сопровождается рядом трудностей, связанных с позицией США. Реальный процесс двустороннего сближения начался после трагических событий 11 сентября 2001 г. в США, когда Россия поддержала усилия американцев по борьбе с мировым терроризмом, в частности кампанию по свержению талибов в Афганистане. Однако российская сторона не разделяет позицию США по выделению так называемой «оси зла» (Иран, Ирак, Северная Корея) – стран, которые по подозрению в причастности к терроризму должны быть, по мнению США, подвергнуты массированным бомбардировкам. В этой связи Россия не поддержала боевую операцию США по свержению режима Саддама Хусейна в Ираке весной 2003 г.

2.4. Сотрудничество с ведущими державами мира развивается и в ходе участия РФ в урегулировании региональных конфликтов. Россия приняла участие в урегулировании в 1996 г. балканского кризиса. Здесь ее роль была весьма заметной не только в подготовке примирения участников конфликта, но и в оказании экономической и гуманитарной помощи Сербии и Черногории. В 1999 г. наша страна сыграла существенную роль в частичном урегулировании косовского конфликта.

3. Россия и страны Азии

Еще одним стратегически важным направлением внешнеполитического курса Российской Федерации является дальневосточный и тихоокеанский регионы.

3.1. Восточное направление выступает на современном этапе важнейшим резервом наращивания внешнеэкономической деятельности РФ, хотя в целом восточное направление российской внешней политики остается пока второстепенным. Здесь Россия сохранила прямой выход на мировой рынок, и здесь сосредоточены ее основные, во многом не освоенные экспортные ресурсы. Поэтому особое значение приобретает зона Азиатско‑Тихоокеанского региона. Существуют серьезные перспективы для развития традиционного сотрудничества с Индией, Вьетнамом, Кореей. Определенные сдвиги наметились в торговых отношениях с Японией, Южной Кореей, странами АСЕАН (в том числе на рынке вооружений). В одного из основных торговых партнеров России в этом регионе превратился Китай.

3.2. Россия и Китай отвергли политику взаимного противостояния, их экономические и иные отношения стали более тесными. Москва и Пекин выступают против любых проявлений политического силового диктата и утверждения однополюсного мира. Наблюдается совпадение позиций двух стран по вопросам об агрессии НАТО на Балканах, об одностороннем выходе США из договора по ПРО, военной операции США против Ирака. Китай – третий по значению торговый партнер России, однако в общем товарообороте РФ доля КНР составляла до 1999 г. лишь 5 %. В настоящее время Россия участвует в сооружении в соседней стране ряда крупных промышленных объектов. Развивается сотрудничество в военно‑технической области. Подписано соглашение (2001) о сооружении нефтепровода «Россия – Китай» протяженностью 2400 км, на условиях раздела продукции реализуются нефтегазовые проекты на шельфе Сахалина.

3.3. Российско‑японские отношения, имеющие особую важность для положения в регионе, отставали в своем развитии от уровня отношений Москвы со странами ЕС и США, но развивались все 90‑е гг.

5. Выводы

1. После 1991 г. Российская Федерация получила международное признание как преемница СССР во внешней политике. РФ подтвердила преемственность в отношении соглашений и договоренностей по контролю над вооружениями, решению глобальных международных проблем, общеевропейскому процессу.

2. Новое качество российско‑американских отношений является на сегодня движущей силой перемен на международной арене.

3. На пути интеграции стран СНГ остается немало проблем. Разные экономические возможности, социально‑политические системы, национальные интересы создают немалые препятствия на пути провозглашенного Содружества независимых республик. Перед Россией стоит задача подтверждения роли лидера в рамках Содружества Независимых Государств. Для этого предстоит добиваться реального интеграционного процесса по всем областям – политической, экономической, военной.

4. Обострившееся в современных условиях противоборство между ведущими торгово‑промышленными центрами вытесняет Россию из всемирного разделения труда, сужает ее и без того ограниченные возможности на пути создания открытой экономики, интеграции в мировое хозяйство. Переориентация на Запад не привела к совершенствованию торгово‑экономических отношений. Россия продолжает оставаться страной высокого инвестиционного риска.

5. Внешнеполитические позиции России также подвергаются нажиму и ограничению, но у нашей страны есть желание и возможности для того, чтобы отстаивать достойное место в международном сообществе.

 

 

30. Проблема ограничения и сокращения


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.