Ступень двенадцатая. Поставь заслонки сознания — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Ступень двенадцатая. Поставь заслонки сознания

2019-11-19 146
Ступень двенадцатая. Поставь заслонки сознания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В действительности наши силы над отрицательными эмоциями значи­тельно более велики, чем мы дума­ем, в особенности, когда мы уже зна­ем, сколь они опасны и сколь велика нужда в борьбе с ними. Но мы нахо­дим им слишком много смягчающих обстоятельств и плывем по морю жалости к самим себе, эгоизма и го­товы считать виновными кого угод­но, только не самих себя».

П. Успенский

«Благородный муж величав, но не гро­зен; требователен, но не гневлив; в желаниях не алчен; широк, но не за­носчив».

Конфуций

Встречаются два друга.

– Ну как, твой психоаналитик избавил тебя от энуреза?

– Нет, но он избавил меня от чув­ства вины за него. И теперь я им гор­жусь!

Из анекдота

Девиз Ступени

Не заботься об уходе от своих чувств – прими их такими, ка­кие они есть Думай чаще о вызове, который они тебе бросают Развивай в себе качество внимательности

Следующее качество, необходимое нам для самосознания и успеха, – Качество Внимательности. Именно внима­тельность помогает нам не упустить счастливую возможность; использовать мельчайшие ресурсы для достижения цели; вспо­минать нужную информацию именно тогда, когда она необ­ходима, а не пережевывать ее постоянно, упуская новые важ­ные события.

Все знают, как важна внимательность, направленная на со­бытия и предметы вокруг нас. Однако такой вид вниматель­ности является лишь предварительным упражнением, потому что тотальная внимательность возникает лишь тогда, когда человек не распыляет энергию своего сознания на низшие пере­живания. Внимательность осознающих себя людей направле­на в первую очередь вовнутрь – они принимают вызов гнева или страха, противопоставляя этим чувствам свою собствен­ную позитивную волю. Живущий же неосознанно обычно выбирает бегство в свои (от своих) негативные переживания, утрачивая осознание происходящего и нередко забывая о том, что происходило с ним или с его окружением, пока он злился или боялся, терзая себя.

Именно подвергаясь низшим чувствам, мы теряем больше всего энергии. Кому не знакомы приступы обессиливания после изнуряющих скандалов или длительных угроз? Если бы мы уме­ли направить нашу энергию в момент начинающейся манипу­ляции не в том направлении, в котором ее увлекает наш гнев и наши страхи, а в позитивное и конструктивное русло, вполне возможно, что опасности вскоре были бы уничтожены, а но­вые возможности расцвели бы на их месте пышным цветом.

Согласно последним научным данным, у человека, находяще­гося в состоянии повышенной агрессивности, ухудшается спо­собность логического мышления. И в самом деле, можете ли вы представить себе логические аргументы в устах, например, тех, кто хочет подраться?

Более того, с каждым проявлением низших чувств мы по­падаем от них все в большую зависимость и затем уже не в состоянии избавиться от этих проявлений без посторонней помощи, а вскоре – даже увидеть, что возможны иные моде­ли поведения.

Происходит это потому, что, подвергаясь низшим чувствам, мы все теснее привязываем себя к манипулятивной среде, где все связаны, как круговой порукой, стремлением контролиро­вать действия друг друга, обладать и властвовать. Однажды при­няв на себя одну из ролей, мы вынуждены пребывать в этой сре­де до тех пор, пока наш выбор не уравновесится другими ролями Игры и лишь тогда пытаться использовать момент ослабления взаимно порабощающей паутины, чтобы, установив связи уже иные, выбраться наружу.

Пребывающие в позиции Преследователя годами редко обра­щаются за помощью к психологам. Однако их отношение к пси­хологической помощи быстро меняется, когда они сами оказы­ваются в роли Жертвы.

В жизни низшие чувства, которые запускают манипулятивные механизмы, разрушающие наши взаимоотношения, час­то переплетаются и охраняют друг друга – например, в обиде присутствует как компонент Гнева за то, что со мной так по­ступили, так и Страха ответить.

Для обычного человека, отягощенного накапливаемыми го­дами чувствами Гнева – Обиды (т. е. – обидами на других) и Страха – Вины (т. е. – обидами на себя), проконтролировать их дальнейшее проникновение в себя практически невозмож­но, ибо они уже имеют к нему тайные тропы, связующие вне­шние низшие энергии, гуляющие в пространстве и в других людях, с его внутренними резервуарами.

Для человека же, прошедшего очищение через духовные практики или психотерапию, возможен контроль над низши­ми чувствами и овладение ими.

Как это делается?

Ответ прост – через осознание и самонаблюдение. Пер­вое, что нам нужно осознать, – это нашу свободу реагировать в любой ситуации так, как мы считаем нужным.

А теперь давайте рассмотрим через призму этого совета каждое низшее чувство отдельно. Начнем с Гнева.

Пришедший ко мне на прием бизнесмен имел большие проблемы со своими работниками. Он мог орать на них, отчитывать, после чего производительность их труда пада­ла и он казнил за несдержанность уже себя.

После нескольких сеансов психотерапии, в ходе кото­рых мы работали с его старыми психологическими травма­ми, он стал намного сдержаннее, однако в определенные моменты некоторые обстоятельства его все равно «проби­вали».

«Что мне делать, чтобы не раздражаться по пустякам?»– спросил он меня.

«Просто смотри на свои чувства в течение дня», – отве­тил я.

«Как это?»– не понял он.

«Мы привыкли направлять только свой ум. Но ты уже вырос из пеленок и можешь позволить себе больше, чем ос­тальные люди.

Ты же говоришь своему уму: «Надо подумать о том–то». Большинство людей делают та же самое. А ты замахнись на большее – попробуй одновременно разговаривать со своими чувствами».

«Но я же не смогу приказать себе радоваться!»

«А от тебя этого и не требуется. Ведь только по отноше­нию к своему мужскому аспекту, т. е. уму, мы можем гово­рить: сделай то–то, посчитай это. А по отношению к аспек­ту женскому – то есть чувствам, мы можем только принять, вместить. Пришел гнев – прекрасно; радость – еще луч­ше».

«Как же тогда контролировать?»

«Но ведь у тебя все равно остается свобода выбора. Ты можешь принять, например, радость в полном объеме, а гнев – зачем? Ты можешь видеть, как он пришел, стоит рядом, стучит в твою дверь; ты можешь слышать его дыха­ние – но ты можешь не пустить его внутрь. Ведь хозяин своего дома – ты».

Бизнесмен ушел задумчивым. Вскоре ко мне на психо­терапию попросились двое его сотрудников – босс стал ме­няться в лучшую сторону весьма видимым для окружаю­щих образом. Внимательность к собственным чувствам со­вершенно пресекла для него все возможности раздражения.

Каждый человек имеет два уровня свободы. Первый уро­вень свободы относителен и во многом зависит от среды, вре­мени и обстоятельств – это возможность делать и получать то, что ты хочешь, в пределах своей жизненной территории, пока тебе не мешают это делать, применяя физическое наси­лие. Второй уровень свободы абсолютен, потому что это уро­вень нашей внутренней свободы – свободы обижаться или не обижаться в ответ.на попытку оскорбить; бояться или не бо­яться, если тебе угрожают; злиться или не злиться, если что– то не получается; радоваться или не радоваться приятному моменту.

Хотя мы не всегда свободны отстоять от воздействия окру­жающих элементы нашей внешней жизненной территории, мы всегда остаемся свободными переживать это так, как считаем нужным, – или не переживать вовсе. Ведь внутренняя степень свободы не зависит ни от кого, кроме нас самих, – именно она порождает возможность реагировать на факт получения или неполучения желаемого так, как ты считаешь нужным.

«Когда в предыдущем воплощении царь Калинга срезал с моего тела всю плоть по кусочку, – говорил Будда, – я глядел в себя и не видел там ни гнева, ни обиды. И почему?Потому что я овла­дел своими чувствами».

Иначе говоря, если первый уровень свободы у каждого из нас связан с возможностью делать то, что мы хотим, то второй являет собой свободу испытать в определенной ситуации опре­деленное чувство или выразить его присущим нам образом, который вовсе не обязательно должен соответствовать стерео­типам выражения чувств других людей.

Мы часто смеемся, когда другие огорчаются, и печалимся тому, что их радует. А мистики радуются, даже когда умира­ют их близкие, – они верят, что человек избавляется от стра­даний и его душа устремляется в Высшие Миры. Старинные притчи рассказывают о святых, печалившихся из–за воровства какого–либо незначительного их имущества или одежды; когда их упрекали в привязанности к земным благам, они говорили, что их печаль была связана не с потерей, а с личностью укравшего – им было бы проще подарить ему желаемое, чем предвидеть для него последствия совершенного им воровства.

Каждый свободен испытывать то, что пожелает в любой си­туации.

Американские психотерапевты рекомендуют людям, под­верженным обидам или приступам раздражения, вместо того, чтобы кричать на окружающих или замыкаться в себе, попро­бовать просто сказать им о своих чувствах – в любом случае, осознав и высказав свое чувство, мы должны испытать облег­чение. Например: «Я сержусь (обижаюсь) на тебя, потому что ты повышаешь на меня голос». В американской культуре, более продвинутой в психологическом отношении, эта фра­за, по сути, является просьбой об оказании эмоциональной поддержки.

Одна из моих знакомых, последовав этой рекомендации, нарвалась на запальчивое: «На обиженных воду возят!» (дескать, сама виновата в своих проблемах). Слегка опе­шив, она нашла все же в себе силы посмотреть на ситуа­цию со стороны и, рассмеявшись, добавила: «И то верно. Чего на тебя обижаться – ты ведешь себя, как умеешь».

Впрочем, такая постановка вопроса правомерна лишь по отношению к осознанно живущему взрослому человеку. Боль­шинство же людей останавливаются в своем эмоциональном развитии на том уровне, на котором они были когда–то задер­жаны их собственными родителями, и потому легко поддают­ся на всяческие манипуляции. Я и сам ушел с этого уровня относительно недавно.

Как–то, проходя с Людмилой мимо живописного нище­го, со слезами стенающего на костылях, я непроизвольно потянулся к карману с деньгами.

«Подожди!» – остановила она меня. Доверившись впе­чатлению своей спутницы, я изменил свое намерение и про­следовал дальше. Нищий, который, как выяснилось, все это время зорко наблюдал за нами, разразился в адрес Люды потоком отборных матерных ругательств и проклятий. Мои руки сжались в кулаки, дыхание участилось, и я начал было разворачиваться к нему.

«Подожди!» – снова остановила меня Люда. Я обуздал себя, и мы двинулись дальше.

Через минуту мне стало стыдно – я понял, что мало чем отличаюсь от нищего, на которого я минуту назад чуть было не набросился с кулаками.

С тех пор, если я начинаю чувствовать, как мое тело начи­нает заполнять густая волна раздражения, я часто говорю себе – «подожди!» Впрочем, последнее время мне не нуж­но уже даже это – наверное, гнев устал соблазнять меня и я стал ему неинтересен.

Минута, в которую мы гневаемся, – это плата за момент невнимательности, который мы прожили только что. Да, гнев был здесь; да, его энергия заразительна; да, она плотной сте­ной исходила от рядом стоящего человека, может быть – от толпы, от властей, от средств массовой информации; может быть, сама общественная нравственность помогала вам куль­тивировать это святое чувство, направленное против инород­цев или иноверцев, террористов, преступников, продажных политиков; может быть, оно было освящено тысячу и одной причиной, красивой риторикой, убедительной аргументаци­ей – но где в этот момент были мы, где была наша вниматель­ность? Почему мы впустили это в себя? Сколько раз кричали на нас, сколько раз мы, устав терпеть, начинали огрызаться – разве это когда–нибудь приводило к прекращению конфлик­та? Даже элементарный здравый смысл, основанный на опы­те, подсказывает нам, что так невозможно решить ни один конфликт, ни одну задачу – ни в рамках семьи, ни государ­ства, ни, тем более, предприятия. Однако никто не может зап­ретить нам мало–помалу совершенствовать себя, отслеживая свои маленькие победы и становясь сильнее от одного случая к другому.

После того как мы встретились снова, учившийся обуздывать свой гнев бизнесмен возбужденно пересказал мне итоги последнего месяца.

«Ты представляешь, – есть у меня там на фирме один, Женя. Бестолковый страшно. Я орал на него каждый день, а он все равно что–нибудь да напутает. На той неделе я пе­рестал орать. Гнев подступает – я сдерживаюсь, думаю – не надо, все равно лучше, чем может, не сделает. Но он все равно все путал. Я уже думал его уволить, но решил подо­ждать. И сразу успокоился – теперь даже сдерживать себя не приходилось – ну отмочил что–то, и ладно. Безразли­чие полное. А на этой неделе гляжу – подтянулся мой Женя, суетиться меньше стал, все вопросы – по делу! Я теперь понял – нельзя на людей кричать. Они от этого ту­пеют».

Следует, однако, помнить, что, помимо низших форм гне­ва, существует чувство возмущения, которое является чистым видом энергии, направленной на защиту или самозащиту не­справедливо поруганных прав. Однако при этом нужно при­нимать во внимание, что возмущение совершенно неагрессив­но. Другим отличием возмущения от гнева является понима­ние своей правоты, которое придает действиям твердость и непоколебимость, в отличие от гнева, который во многих си­туациях остается бессильным. И наконец, еще одно: возмуща­ясь, вы парадоксальным образом продолжаете любить других людей и даже определенным образом помогать тем, против кого направлено ваше возмущение, –оценив вашу решительность, они могут хотя бы через нее прийти к новому пониманию сво­его поведения.

Патентованные толкователи Библии весьма неохотно об­ращаются к факту избиения Иисусом Христом менял в храме. Действительно, имидж вечно страдающего и печального свя­того, насаждаемый веками в идеологических целях, при этом оказался бы весьма ущемленным. Однако при рассмотрении дей­ствий просветленной личности через призму чувственного вос­приятия все становится ясным: святой с бичом в руках не пе­рестал быть святым, ибо в его действиях не было ни гнева, ни осуждения в адрес тех, кто превратил дом молитв в дом тор­говли, – просто, исчерпав по отношению к этим людям все иные аргументы, он осознал, что научить их можно только через их собственное страдание, их собственную боль, – и не побоялся причинить им ее.

Однако главным, на мой взгляд, отличием возмущения от гнева является то, что гнев остается не более чем средством уменьшения, прежде всего, внутреннего дискомфорта за счет загрязнения внешнего пространства, в то время как возмуще­ние уменьшает это загрязнение за счет движения к справед­ливости.

Если для нас уже не проблема в открытую выразить свой гнев и мы уже свободны от потребности осуждать других, воз­можно стремиться к трансформации гнева в возмущение в тех случаях, когда мы явно чувствуем силу своей правоты.

Однажды на заре перестройки мне приходилось рабо­тать в колледже, в котором я читал лекции по психологии.

Директор колледжа, жуликоватый молодой бизнесмен, оговорил зарплату в долларовом эквиваленте. Но при оче­редном скачке курса выплатил деньги преподавателям по прежнему курсу в ходивших тогда купонах.

Люди, пришедшие работать в колледж раньше меня, объяснили мне, что такой шаг предпринимается не впер­вые. Все были разозлены и расстроены – однако никто не хотел идти на конфликт – платили все равно, по сравне­нию с государственными учреждениями, неплохо. По­скольку я был новичком и не успел адаптироваться к та­ким традициям, я все же решился на разговор с началь­ством.

Когда я высказал директору свои претензии, он спокой­но ответил, что в таком положении оказались все препода­ватели и максимум, что он может мне предложить, это свои извинения за то, что меня не предупредили о заморажива­нии зарплаты заранее.

Хотя меня устраивали и эти условия, неожиданно для себя я почувствовал, что не могу не высказаться.

<–Я читаю в стенах вашего заведения курс партнерских отношений, – сказал я. – Имею ли я моральное право чи­тать этот курс там, где эти нормы не соблюдаются на прак­тике?»

Директор от неожиданности открыл рот, но быстро со­владал с собой и пригласил пройти меня в кабинет.

Там он открыл сейф с деньгами и спокойно, не застав­ляя меня расписываться в ведомости, стал отсчитывать раз­ницу.

«Не говорите никому о том, что здесь произошло, – по­просил он меня на прощанье. – У нас с вами будут особые условия – я думаю, что это справедливо, потому что ник­то, кроме вас, мне о своих претензиях не заявлял».

Итак, лучшим способом работы с обидами является их трансформация в гнев, а лучшим способом для работы с гневом – внимательность к его начальным проявлениям и его трансфор­мация в неагрессивное, но решительное возмущение.

Как проявляется внимательность по отношению к гневу? В определенные моменты нам достаточно понять, что мы на­чинаем раздражаться, и спросить себя, действительно ли нам это нужно в данной ситуации. Если, сдержавшись, мы не чув­ствуем себя униженными и понимаем, что наше дело от этого только выиграло, трансформация удалась. Через некоторое время такого самонаблюдения чувство гнева исчезнет и будет посещать нас лишь в форме возмущения – и лишь тогда, ког­да оно действительно нам необходимо.

Если же чувство гнева в активных проявлениях нам пока почти не знакомо, а наше общее состояние скорее можно оха­рактеризовать как подавленное, значит, о трансформации го­ворить пока рано. Сначала следует научиться распознавать, как и в каких ситуациях проявляется в нас энергия гнева, и научиться использовать ее для защиты своих интересов – но прежде нужно очистить «резервуары гнева», отыскав и вы­плеснув наружу старые обиды, травмы и поражения.

Следующее низшее чувство – Печаль. Но нам нет смысла подробно анализировать его, ибо методика преодоления пе­чали полностью изложена в предыдущей Ступени, а также в Ступени «Мысли положительно». Все, что нам остается к это­му добавить, – это рекомендацию предотвращать моменты, когда жизненные обстоятельства искушают нас остаться с этим чувством дольше, чем нам действительно необходимо, а затем находить в происходящем позитивные стороны и учить­ся заполнять радостью то пространство, которое до этого было занято в нашем сознании печалью.

Пережив шок от утраты отца, моя знакомая обратилась за помощью к психологу. Поначалу ей показался кощун­ственным его совет найти в происшедшем повод для радос­ти, – однако психолог помог ей увидеть, что ее плач не был вызван состраданием – ведь отец уже не страдал. Плач, как и всегда в таких случаях, был по себе – любому человеку плохо от таких утрат, но разве выход в том, чтобы оставаться навеки с этим чувством?

Это прозрение помогло вытащить наружу целый ряд си­туаций, где она чувствовала себя заброшенной, ненужной, обделенной любовью или лаской.

Проработав эти ситуации, она вышла из состояния тра­ура с неожиданным приобретением – перестав бояться смерти и даже увидев в ней нечто позитивное. «Мой отец сумел даже смерть обратить мне в урок, показав, как много еще во мне несовершенства, – сказала она мне совсем не­давно. – Я благодарна ему за то, что он выбрал именно этот момент, чтобы оставить меня».

Последнее низшее чувство, которое остается нам для ана­лиза – Страх.

Методика распознавания страха и его сдерживания проста, потому что она ничем не отличается от методики распознава­ния и сдерживания гнева.

Суть этой методики в том, чтобы увидеть приближение про­тивника и схватить его прежде, чем он проникнет в нас и ов­ладеет уже нами.

Существует старинная восточная притча о демоне пусты­ни. Если путник долго идет по дороге, перед ним может воз­никнуть крохотный вихрь, в центре которого будет просмат­риваться маленький чертик. Как только путник обратит на него внимание, он будет расти, надуваться, пыжиться, пока

не превратится в огромного злобного демона до небес, который занесет над путником свою ногу, чтобы раздавить его.

Тогда, – гласит притча, – у путника остается только одно спасение. Следует скорчить презрительную мину и начать по­нижать свой взгляд – и демон тут же начнет уменьшаться в размерах, оставаясь ниже линии взгляда. И когда он снова пре­вратится в маленького чертика у ваших ног, можно смело раз­давить его самому.

Не испугавшись даже, на первый взгляд, безнадежной си­туации, можно дерзко переломить ее в свою пользу.

Мой знакомый рассказывал, как, гуляя в пригороде но­чью, он наткнулся на ОМОН – те ехали с безрезультатного ночного вызова, усталые и злые.

Обыскав его, они стали к нему придираться.

«Чего по ночам ходишь!? Вот сейчас проучим тебя ду­бинками».

«Хочется – учите».

«Ишь какой смелый! Ладно, добежишь до той березы за де­сять секунд – не тронем, а нет – погоним дальше пенделями».

«Что–то не хочется сейчас мне бегать. Давайте уж луч­ше сразу ваши пенделя».

«Ты чего, крутого из себя корчишь? Мы и не таких об­ламывали».

«Знаете, я больше не хочу с вами разговаривать. Я пой­ду, а вы делайте то, что сами считаете нужным».

«Стой! Куда пошел!?–Да ладно, оставь его, пускай идет..»

Не тронули – не посмели.

Позже друг сказал мне: «Любое, даже самое малое про­явление агрессивности или страха в их адрес в тот момент надолго бы положило меня в больницу».

Обмен низшими энергиями не состоялся – и потому он вышел из этой схватки победителем.

Любой страх, любой гнев может одолеть человек, могущий противопоставить низшим энергиям других людей собствен­ную наполненность светом и любовью. Впрочем, осмыслить примеры и практику следующей Ступени сможет лишь тот, кто уже в основном проделал работу предыдущих Практикумов – ведь только поборовшему свои низшие эмоции под силу

Научиться жить в радости.

А пока давайте расчистим в нашей душе для радости место.

Практикум 12. Бди!

Упражнение 1.

Ложась спать, перед засыпанием просмотрите события се­годняшнего дня по порядку – с утра до вечера. Если мысли будут отвлекаться на что–то другое, терпеливо возвращайте их к текущему моменту дня, от которого вы отвлеклись. Отсле­дите, какие чувства возникали у вас за этот период. Будьте осо­бенно внимательны к проявлениям низших чувств. Удавалось ли вам их сдерживать? Если нет, зафиксируйте для себя ситу­ацию, в которой вас «пробили», и мысленно подготовьте себя к хладнокровному позитивному действию в случае ее повто­рения. Повторяйте упражнение до тех пор, пока проявления низших чувств не исчезнут совсем. Эта практика будет полез­на и на более высоких этапах личного развития – в том числе и духовного.

Если сдерживать проявления низших чувств не удается, вер­нитесь к рекомендациям Практикума предыдущей Ступени.

Упражнение 2.

Выходя победителем из ситуации, в которой все, кроме вас, позволили себе проявления низших чувств, похвалите себя за сдержанность. Если осталось некоторое ощущение подавлен­ности, мысленно «помойтесь». Для этого представьте золоти­стый поток света, идущий на вас с неба и смывающий всю грязь упреков, угроз, обид или несправедливых обвинений.

Упражнение 3.

Если низшие эмоции окружающих вас людей уже почти вас не затрагивают, попытайтесь использовать их упреки для са­мосовершенствования. Внимательно и беспристрастно отде­лите несправедливые замечания и претензии от рационального зерна, содержащегося в указании на недостаточную гибкость или излишнюю демонстративность вашего поведения. Поду­майте, возможно ли для вас в следующий раз, без ущерба для своих дел, избежать этих упреков.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.