История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2019-11-19 | 147 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
«Все люди равны, но некоторые люди равнее».
Дж. Оруэлл
«Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред».
М. Монтень
«Против кого дружим?
Фаина Раневская
От далекой древности до наших дней многие учения о человеке в той или иной форме постулируют два основных этапа в развитии человека. В рамках этой книги эти этапы можно назвать этапами группового и индивидуального развития; человека же, проходящего через эти этапы, условимся называть человеком коллективным и человеком индивидуальным.
Человек коллективный отождествляет себя с группой себе подобных по внешним признакам, стремясь при первой возможности слиться с ними. Иногда из человека коллективного вырастает человек индивидуальный, главным отличием которого является умение отделиться от окружающих – и тогда он становился лидером, вокруг которого сплачиваются носители коллективного сознания.
В Древней Индии людей, вступивших на этап индивидуального развития, называли «дважды рожденные». Предполагалось, что такой человек рожден не только телом, но и сознанием. Все остальные причислялись к телесно отделенным друг от друга, но объединенным определенными верованиями носителям «группового сознания», добровольно отождествляющим себя с ценностями клана, семьи, сословия, нации, религии или государства. Однако, поскольку в каждой из групп «коллективных людей» имелся свой лидер, мы имеем право предположить, что именно лидеры на определенном этапе развития человечества и начали укреплять веру в то, что разделение на группы необходимо, как необходимы и определенные нормы поведения в этих группах.
Таким образом, различие между коллективным и индивидуальным человеком заключалось в том, что один производил идеи, а другой им следовал.
|
Поначалу люди, обладающие индивидуальным сознанием, во всех государствах считались высшей кастой и являлись духовными наставниками государственных правителей.
Когда времена просветленных правителей государств, подобных царю Соломону, ушли в прошлое и бескорыстные обладатели властью стали встречаться все реже, коридоры государственной машины стали ареной борьбы для многих нечистоплотных людей, духовная преемственность власти была нарушена, а религиозные учения, в которых правители вскоре распознали еще один инструмент власти, стали в большей степени служить политическим ценностям, чем определять их. Многие же обладатели «индивидуального сознания» вместо того, чтобы балансировать действующую власть духовными наставлениями, сами использовали силу своего сознания в борьбе за власть, объединившись в группы по интересам – и тем самым снова деградировали к сознанию коллективному.
Возможно, именно в это время возникли организованные религии, а истинные критерии духовности наставников правителей были вытеснены занимаемыми ими местами в религиозной иерархии. Впрочем, утратив духовную силу, с тех пор ни одна из религий уже не могла влиять в должной мере на общественную жизнь. Мы почти не знаем исторических примеров, когда какой–нибудь правитель искал бы для себя духовного наставника – но мы знаем о многочисленных случаях, когда религиозные деятели сами искали благосклонности сильных мира сего.
Вполне естественно, что у оторвавшихся от измерения личного развития правителей возникла потребность в создании инструментов для манипуляций общественным сознанием для управления массами. К их счастью, у человека коллективного, представители которого и составляют основную массу любого народа, всегда сохраняется потребность к принадлежности к какой–либо группе по внешним признакам, что и делает его весьма уязвимым перед любыми идеями, отождествляющими его с какой бы то ни было группой, – особенно если эти идеи обильно сдобрены страхами перед какой–нибудь внешней угрозой. С тех пор все, что нужно было правителю, чтобы управлять сознанием «человека коллективного», – это вовремя очертить пределы группы, в рамках которой они хотят распространить свою власть и обозначить ее понятием государства, класса, сословия или нации; затем объединить ее символами, общими для всех управляемых (сословные обычаи, жизненный уклад, материальное благосостояние, религия, язык, место жительства и пр.). Еще нужно было затем объявить о наличии внешнего врага, угрожающего целостности или ценностям этой группы, а также объявить «символы принадлежности к группе» священными и непреходящими во времени ценностями, заодно потешив гордыню управляемых.
|
Известный со времен Макиавелли постулат «разделяй и властвуй» полностью подтверждает этот постулат. Что же лучше всего разделяет людей в современном мире?
Разделяющими людей по признакам «символов принадлежности» и отделяющими их от остального человечества и одновременно от самих себя системами в современном мире выступают идеологии.
Манипуляциями сознанием я называю воздействие на толпу политических, корпоративных и религиозных идеологий, создаваемых с целью борьбы за власть над какими–то аспектами других людей. Взаимоотношения политических и религиозных идеологов и толпы по определению не могут выйти за рамки манипулятивных ролей Преследователя (функция наказания). Спасателя (функция распределения) и Жертвы (перераспределение привилегий в пользу другого сословия или группы вследствие ротации властных фигур и кланов). Сегодня групповые манипуляции часто называются громкими словами (маркетинг, менеджмент, паблик рилейшнз, церковная или государственная политика), однако их суть от этого не меняется. Те, кто ставит людей в положение Жертв, бездумно отдающих, по меньшей мере, свои голоса (а то и время, и деньги) в пользу чужого процветания, рано или поздно оказываются в позиции Жертвы сами, как только очередная идеология показывает миру несостоятельность своих ограничений.
Любая идеология, как и любая власть, создается манипуляторами с целью прихода к власти или ее удержания и потому манипулятивна по определению. Идеология призывает нас ощущать себя Жертвами из–за ущемленности некоей идеи (государственной, национальной, религиозной, классовой и пр.). Преследовать (критиковать, осуждать) тех, кто эту самую идею ущемляет, и Спасать тех, кто ей не следует.
|
Конечно же, людей с расширенным сознанием, ощущающих себя Гражданами Земли, манипуляторы включить в свои игры уже не могут. И потому ищущим власти выгодно играть на нашем страхе перед неизвестным и сужать наше сознание до идеи о собственной исключительности в рамках класса, нации, религии или хотя бы клана потребителей определенного товара или услуги, подкрепляя ее разговорами о «национальном», «государственном», «сословном» или «классовом» самосознании (я использовал кавычки, потому что групповое самосознание может зародиться только после индивидуального). В зависимости от вида идеологии, атрибутами такой исключительности могут объявляться «единственно правильная» вера, национальные традиции и обычаи, язык или идея сильного государства и даже, как мы уже отметили, потребление определенных товаров или услуг.
Общим же для всех идеологий является уже знакомый нам манипулятивный цикл, проводящий как инициаторов групповой манипуляции, так и ее пассивных участников от Преследователей и Спасателей до Жертв. То есть любой человек или народ, поверивший призывам любых идеологов, неизбежно оказывается в положении Жертвы.
Рассмотрим для начала функционирование этого механизма в идеологиях корпоративного толка. Одним из самых распространенных приемов манипуляторов от бизнеса является обещание работы или призов тем, кому на самом деле хотят продать товар или получить от него какую–то информацию.
Одна из моих знакомых, пребывая в поисках работы, попала на презентацию одной из известных дистрибьюторских компаний, занимающейся продажей природных лекарственных препаратов. Далее – прямая речь от ее имени.
«Женщина, находившаяся в центре помещения, несла полный бред: «Это только на старте вам придется разносить наш товар самим... Скоро мы сделаем из вас начальников, – говорила она, зачем–то указывая пальцем в небо. – У вас будет власть... Вы будете править другими людьми»,
|
Я шепотом высказала свое мнение о происходящем соседке, В это время к нам подошел охранник и громким голосом сделал замечание.
Когда он отошел, женщина, сидящая рядом, шепотом сказала мне: «Давайте уйдем отсюда». – «Послушаем еще пять минут», – предложила я и осмотрелась вокруг.
Женщину–лектора слушали подавленные и недоверчивые люди, многократно обманутые до этого всевозможными трастами, финансовыми пирамидами и властями, однако некоторые уже начинали проявлять интерес и к ее словам. Их собственное стремление к власти в очередной раз делало из них заложников новых управляющих. Глядя в глаза этих плохо одетых, злых на весь мир и бледных от недоедания людей, мне стало страшно представить себе, что произойдет с ними, если они действительно получат то, что им здесь обещают. Я встала и пошла к выходу, спрятав заполненную анкету со своими данными в сумку.
Неожиданно мне преградил путь тот же охранник. «Анкету!» – неожиданно злым голосом потребовал он. «Я не дам ее вам. Там мои данные и...» Я не успела договорить, потому что он вытолкнул меня в коридор.
Там он прижал меня к стене, и, схватив за обе руки, стал толкать об стену; «Анкету!»
«Люди! Идите сюда и посмотрите, что здесь происходит!»– закричала я. Никто не вышел, но охранник ослабил хватку. «Отдай анкету», – прошипел он мне в лицо. «Не дам!» – «Тогда порви!» Я достала анкету и стала рвать ее, а он... бросился на пол и стал подбирать ее куски!
Вырвавшись из этого сумасшедшего дома, я зареклась впредь заниматься дистрибьюторской деятельностью».
Между прочим, я нахожу весьма символическим, что основатель компании, на презентацию которой попала эта женщина, умер от инфаркта в весьма молодом возрасте, тем самым опровергнув все положения так тщательно создаваемой им корпоративной идеологии – уж он–то наверняка имел доступ ко всем своим самым лучшим препаратам. Как ни крути, а здоровье человека в первую очередь зависит не от того, что он потребляет, а от его уровня личного развития. Нельзя оставаться здоровым, постоянно испытывая стрессы из–за неудовлетворенных амбиций или обмана других.
Чтобы не стать объектом такого обмана и не оказаться на месте этой женщины, неплохо было бы усвоить, что любое обещание, даваемое от лица сильных мира сего, может быть первым актом манипуляции. И пока население постсоветских государств в своей основной массе не догонит в своем психологическом развитии более развитые страны, о его экономическом процветании не может быть и речи.
Хочу обратить внимание, что, в отличие от созидательных идей, признаком любой идеологии является ее разделяющая, негативная, разрушительная, агрессивная и сужающая направленность – ив этом отношении все идеологии в своих призывах одинаковы. Например: не построить отношения с Чечней, а завоевать ее. Не стимулировать применение украинского языка, а ограничить применение русского. Не изучать разнообразный духовный опыт, а следовать только одной (скажем, православной) традиции. Не приумножать общественные богатства, а прийти к власти и еще раз переделить эти самые богатства уже по собственному разумению справедливости.
|
Конечно, сегодняшние идеологии имеют гораздо меньше шансов поднять людей на войну или вооруженную борьбу друг против друга, как это делали в недавнем прошлом, например, коммунистические и христианские идеи. Однако идеологии продолжают искусственно разделять людей, толкая их на борьбу за власть друг над другом, используя их страхи, клановые стереотипы и настороженность к иному образу жизни. Естественно, что, толкая массы на борьбу за власть над инородным обычаем или образом жизни, реальной властью наслаждаются лишь те, кто сами запускают идеологический процесс, включая агрессивность определенной группы лиц по отношению к людям другой группы, отличающимся от первой по национальным, классовым или религиозным признакам. Так идеология облегчает процесс управления толпами, но отнюдь не способствует эмоциональному оздоровлению народа.
Я не буду отдельно рассматривать в этой главе классовые и государственнические идеологии, потому что, как мне представляется, их время безвозвратно прошло, хотя сегодня кое– кто и пытается реанимировать их с помощью национальных идей. И хотя идея сильного государства, за которую люди убивали друг друга всю видимую человеческую историю, сходит на нет, национальные идеологии, напротив, стали сильны как никогда. Особенно ярко этот процесс проявляется в бедных странах с психологически отсталым населением, которым, кроме «национальности», вроде как и гордиться нечем.
Интересно, что еще не так давно враждовавшие между собой идеологи национального толка разных стран и течений сегодня с охотой находят между собой общий язык, а то и обласкивают с этими целями политиков, от которых отвернулись жители более развитых стран. Скажем, очевидцы боевых действий в Приднестровье утверждают, что украинские националисты бок о бок с русскими сражались в чужой стране за распространение славянского влияния. А весьма непопулярный на Западе лидер Национального Фронта Франции Жан–Мари Ле Пен был встречен аплодисментами... во Львове, где призывал украинских националистов «делать главный акцент на семью в противовес растущему количеству небелых рас» («Факты», 23 мая 2000 года). Из этого заявления хорошо видно, как одна идеология накладывается на другую (в данном случае – националистическая на государственническую и на христианскую, где основой патриархальных устоев также является семья), а все вместе они объединяются, чтобы противостоять ценностям Новой Эры.
В основе националистической идеологии лежит ложное убеждение в том, что раз какая–то нация уникальна, то следует любой ценой (например, ценой ущемления прав людей другой нации или несвойственного для данной нации жизненного уклада) атрибуты этой уникальности сохранить (язык, обычаи, религию, государственный строй). При этом мало кто из тех, кто поддерживает такого рода верования, понимает, что по–настоящему от обособленности какой–либо группы выигрывают только ее лидеры в масштабах конкретно взятого общества – но отнюдь не само общество и тем более не прогресс человечества в целом.
Тысячи российских граждан погибли в Чечне. Против таких слов, как «защита Родины от сепаратистов» и «борьба с терроризмом» устоять трудно, особенно когда в тебе накопилась агрессия из–за неустроенной жизни и очень хочется сделать кого–нибудь в этом виноватым. Впрочем, простые граждане вряд ли почувствуют разницу в уровне жизни, даже если чеченская нефть останется в России. Ведь те, кто произносит эти высокопарные слова, не погибают – они делят власть и считают деньги. И даже церковь побоялась осудить эту войну – хотя в любой войне попираются главные заповеди христианства.
В Украине тоже идет война, но – тихая. Это война за власть над общественным мнением. Первой жертвой этой борьбы пала независимая пресса. Журналисты и кое–кто из вчерашних «принципиальных» оппозиционеров быстро разобрались, что к чему, и сегодня говорят о высших чиновниках страны как о покойниках: либо хорошо, либо ничего. Хотя на словах мы идем к демократическим ценностям.
Другая украинская война – за язык. Те, кто приводит нам в пример сохранивших знание украинского языка представителей украинской диаспоры в Канаде, почему–то забывают о том, что в Канаде прекрасно сосуществуют два государственных языка, и хотя одним из них является английский, никто не считает Канаду вотчиной, скажем. Соединенных Штатов Америки. Л протаскивающие тезис о «языке коренной нации» почему–то игнорируют тот факт, что почти половина украинцев – русскоязычны и вовсе не хотят, чтобы их Спасали и Преследовали, заставляя учить государственный язык вместо того, на котором они привыкли общаться. Впрочем, несмотря на усилия новых идеологов, русский язык вовсе не собирается исчезать из Украины.
Невозможно переделать общество ни одной заповедью, ни одним указом, ни одним заявлением, какие бы громкие слова в нем ни содержались. Однако общество может измениться само, как только выросшая критическая масса людей с высоким личным развитием естественно привлечет в свою среду представителей власти; как только большинство людей станет достаточно зрячими, чтобы смотреть на качества политических лидеров, а не на их заявления. Одним из способов дожить до этого времени в ладу с собой для меня является возможность бойкотировать устремления политиков, постоянно стремящихся вовлечь нас в свои манипуляции.
Как–то раз во время президентских выборов один из кандидатов на высший пост государства передал мне через посредников предложение поработать в его команде имиджмейкером. Немного поколебавшись, я открыл его статью в газете и увидел его весьма нелестные высказывания в адрес политических конкурентов. И отказался.
«Передайте, пожалуйста, своему патрону,– сказал я, – что я не могу принять его предложение. Однако я всегда к его услугам в качестве психолога–консультанта».
К сожалению, в силу присущей им непоколебимой уверенности в своей правоте идеологически зависимые люди редко обращаются к психологам. И это понятно – ведь идеология всегда была и остается инструментом для изменения общества, а не себя – а смотреть наружу всегда легче, чем внутрь. А еще работа над собой трудна потому, что еще до ее начала следует признать: непорядок не в обществе – он в тебе. И начинать любые изменения тоже нужно с себя – общество выживет с любыми идеями, а ты – нет.
Если человек приходит к психологу или консультанту по личному развитию, тот может сказать ему: «Твои проблемы из– за твоих страхов, из–за твоей агрессивности, из–за твоей зависимости. Я помогу тебе избавиться от них, а затем ты станешь сильнее и сможешь решать свои проблемы самостоятельно. Но имей в виду, в этой борьбе тебе придется опираться лишь на себя – я только чуть–чуть помогу тебе. Все, что я могу сделать, – это помочь тебе лучше увидеть твои проблемы, проанализировать их, поискать вместе с тобой их решение, дать тебе выговориться, воодушевить тебя, возможно – зарядить своей энергией. Но я не потребую от тебя взамен следовать никаким верованиям, никаким идеям, потому что все идеи, которые исходят не от тебя, – лживы. Моя задача – привести тебя к такому состоянию, в котором все свои идеи ты сможешь создать сам».
Однако с идеологами–манипуляторами все происходит по– другому, ибо они подкупают своей обманчивой простотой. Послушай их, и над своими качествами уже никому не нужно работать – достаточно поменять общество, а для этого следует всего–навсего победить, вытеснить или притянуть на свою сторону каких–то иноземцев, иноверцев или классовых врагов. И потому, если человек придет к манипулятору от политики, тот скажет ему: «Твоя агрессия нормальна, я понимаю тебя. Продолжай злиться, но злись правильно, злись на моих противников. Я объясню тебе, на кого надо злиться, – из–за них все наши беды». Если человек придет к религиозному манипулятору, тот скажет ему: «Правильно, бойся – но бойся неправильной веры. Это хороший страх, это страх Божий. Бойся согрешить, бойся нарушить заповеди. Но если ты будешь с нами – тебе нечего будет бояться». И конечно же, люди, попавшие в зависимость от попов или политиков, не смогут достичь успеха, потому что им будет крайне трудно изменить в радостную, лучшую сторону себя самих – а значит, и преодолеть привычку быть управляемыми. С христианскими или мусульманскими, с коммунистическими или националистическими идеями, мы остаемся прежними – различия в людях определяют не их идеи, а их качества. К тому же, как мы уже знаем, проповедующий толпам вовсе не спешит следовать своим принципам сам.
Показателями же высокого уровня личного развития является иммунитет к корпоративным, государственным, религиозным и национальным идеологиям, а также активность, позитивизм, лидерские качества и умение объединяться в группы, чтобы отстаивать конкретные общие интересы, совпадающие со своими. Ведь из большинства общественных организаций западного золка мало кто занимается проблемами государства или нации, предпочитая начинать с малого – проблем своего дома, квартала, двора. К счастью, кое–что из здорового западного прагматизма начинает прорастать и у нас.
Возможно, вы слышали о популярном на Украине движении по созданию кондоминиумов – организаций общественного самоуправления домами, полностью заменяющих собой ЖЭКи расторгающих с ним договоры сразу же после своего создания. Там, где жильцы домов смогли объединиться в кондоминиум и избрать делового и порядочного председателя, происходят удивительные вещи: квартплата уменьшается почти вдвое, все вопросы ЖЭКа оперативно решают два–три работника кондоминиума, а в квартиры, как на Западе, бесперебойно подается горячая вода и электричество.
Интересно, что, хотя этот опыт активно пропагандируется в прессе, его не спешат изучать, хотя его выгоды очевидны. Многим из нас куда проще прикинуться Жертвой, стоящей в очереди за субсидией, или Преследователем, ругающим жэковские порядки, чем взять на себя ответственность за порядок в собственном доме. Причина все та же: психологическая отсталость населения, боящегося ответственности за создание партнерских отношений.
Разумеется, манипулятивная система общественных отношений, основанная на власти–зависимости, отчаянно борется с любыми изменениями, угрожающими ее стабильности. Академики со степенями топят опровергающие их изыскания методики обучения и лечения; государственные чиновники где только возможно ущемляют общественные организации, а также принимают противоречащие прогрессивным законам внутренние акты, препятствующие размыванию власти их организаций. Однако главной спецификой сегодняшних дней личное присутствие в своей жизни тех, кто уже выработал в себе то, что мы только еще стремимся получить.
Надеюсь, что эта книга окажет вам некоторую помощь независимо от того, какую форму обучения жизненным качествам вы избрали.
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!