Ступень седьмая. Выбирай трудности — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Ступень седьмая. Выбирай трудности

2019-11-19 147
Ступень седьмая. Выбирай трудности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Имей отвагу встретить трудно­сти лицом к лицу, покуда они не ляг­нули тебя сзади больнее, чем ты этого ждешь».

Станислав/, король Польши

«Благословенны препятствия, ибо ими растем».

Агни–Йога

–Япокорил Эверест без всякой при­чины – просто потому, что он бро­сая огромный вызов».

Эдмунд Хиплари

Девиз Ступени

Не заботься об удовольствиях – они придут сами со­бой Думай чаще о трудностях – они со­здадут базу для буду­щих радостей Развивай в себе качество прилежания (трудолюбия)

Понятия трудности и радости взаимосвязаны и широки, в.то время как понятие удовольствия более узко и обособ­ленно. Все знают многочисленные примеры, когда то, что было удовольствием вначале, затем превращалось в бремя за­висимости, не приносящее ничего, кроме кратковременного забытья. Радость же включает в себя и экстаз осознания пре­одоленного препятствия, и напряженность творчества, и за­пах победы. Именно поэтому правильнее стремиться к радос­тям – удовольствия придут за ними сами собой. Однако ос­новное отличие радости в том, что ее начало закладывается в трудности, в то время как легкодоступное и открытое к зло­употреблению, не уравновешенное здоровыми трудностями борьбы и самоутверждения удовольствие легко переходит в.за­висимость.

Отсюда следует, что важнейшее качество, без которою не­возможно создать в жизни ничего из того, что будет способно в будущем принести нам радость, – Качество Прилежания. Именно это качество делает нас способными не бояться труд­ностей и быстро преодолевать их, как только они возникли. Именно из–за огромного значения этого качества для лично­го успеха вокруг него собрано большое количество ложных верований и стереотипов.

И именно из–за этих предрассудков я заменил в этой Ступе­ни общеупотребительное слово «трудолюбие» на старинное по­нятие «прилежание». Ибо с понятием труда из–за издержек на­шего воспитания у нас связано слишком много негативных ассо­циаций.

Давайте разрушим первое ложное верование, касающееся прилежания: это верование заключается в том, что прилежа­ние является главным необходимым для успеха качеством. Однако если у вас остались недоделки на предыдущих Ступе­нях, это не так. Если мы не пробудим в себе вначале Качеств Самосознания, Находчивости и Дерзости – то есть умений самостоятельно находить, проделывать и оценивать нужную нам и для нас работу, – наш труд пропадет, будет присвоен либо окажется слишком уж тяжелым и беспросветным.

Качество Прилежания для успеха может понадобиться лишь после того, как находчивость уже сообщила движе­нию к нему мощный импульс. Некий американский худож­ник, картины которого, выполненные традиционным спо­собом, никто не покупал, додумался рисовать... разными частями тела, обмакивая их в краску. Картины с отпечат­ками его анатомических особенностей вызвали настоящий фурор после того, как по телевидению показали сам про­цесс его творчества.

Из первого заблуждения логически вытекает второе, предполагающее, что любая работа тяжела. Но из предыдущих Ступеней мы уже знаем, что творческая работа приносит ра­дость – следовательно, дело не в работе, а в качестве челове­ка, который ее делает.

Абстрагируясь от статистики среднерыночной оценки труда, мы можем обратить внимание на определенные парадоксы в его оплате. Ни для кого не секрет, что суще­ствуют специалисты – те же доктора, адвокаты, аудиторы, психологи, труд которых можно купить достаточно деше­во. Однако есть и те, кто получает разовые гонорары, пре­вышающие стоимость месячного труда первых, хотя они вряд ли знают во столько же раз больше своих малоопла­чиваемых собратьев по профессии, во сколько зарплаты последних меньше заработка их более успешных коллег. Не последняя составляющая секрета успеха популярных кон­сультантов состоит в том, что они всегда оживлены, обая­тельны и внимательны к своим клиентам. Впрочем, вопре­ки существующему заблуждению, вовсе не высокая оплата труда сделала их такими. Скорее, наоборот – будучи гаки– ми с самого начала, они постепенно увеличили спрос на свои услуги, а затем и подняли стоимость своего труда – радостные люди всегда в дефиците, и общаться с ними на­много приятнее, чем с чересчур серьезными представителями их профессии.

Третье заблуждение связано со вторым и утверждает, что любая работа требует отдыха. Отдых же большинства людей протекает по уже известным и описанным нами стереотипам (мы уже упоминали о телевизоре вечером и крошении салатов для дружеских застолий по праздникам и выходным), после чего и возвращаться к работе не хочется – или же хочется та­ким же стереотипным образом. Однако находчивое выполне­ние работы вводит человека в азарт, при котором его энергия не иссякает – для лучшего результата остается только вовре­мя сменить деятельность. «Не отдыхая» в понимании обыч­ного человека, лидер открывает в себе все новые и новые ис­точники энергии, все больше убеждаясь в неиссякаемости сво­ей внутренней силы.

Успешные люди имеют столько возможностей для рас­слабления и отдыха, сколько обычному человеку и не сни­лось – вот только пользуются они этими возможностями крайне редко. Большинство из действительно богатых лю­дей, которых я знал, предпочитали проводить свободное время в спортзалах, бассейнах или на теннисных кортах. Часто они переодевались из делового костюма в спортив­ный прямо на месте занятий, немедленно садясь в машину и убегая на очередное деловое рандеву сразу же после их окончания. «Что поделаешь – времени нет, а быть в форме при таком ритме жизни хочется; пропустишь тренировку – себе дороже будет»,– философски подметил один из «но­вых», отвечая на мой вопрос, не надоела ли ему эта вечная спешка.

Четвертый стереотип говорит о том, что работа всегда дол­жна быть видимой. Однако иногда, как мы увидим далее из практического примера, самая тяжелая работа происходит внутри – и заключается в том, чтобы изменить себя – пере­терпеть, переждать или приспособиться к новым жизненным обстоятельствам, не проявляя видимой активности и не иску­шая себя навязчивой потребностью в действиях.

Использовав период вынужденной безработицы, я на­чал писать эту книгу. Сегодня у меня достаточно и платной работы – но не бросать же начатое! А начиналось все с мно­годневных раздумий, «как жить дальше» – мне стоило большого труда разобраться в себе и понять, что искать работу сейчас невыгодно и не нужно – лучше использо­вать накопленные за период предыдущей деятельности сбе­режения на собственный личный рост, уделив время ос­мыслению некоторых вещей, над которыми я давно хотел подумать раньше, но не позволял себе из–за нехватки вре­мени. Затем пришла идея изложить свои искания на бума­ге. Когда я так и поступил, работа нашла меня сама: прове­дя первые семинары по материалу данной книга, я полу­чил много заказов на новые тренинги и консультации.

Пятое заблуждение заключается в том, что за всякую ра­боту платят и что всякая работа имеет свою цену. Однако са­мая ценная работа стоит всех денег мира – либо делается бес­платно.

Моим коллегам–психологам случалось получать непло­хие гонорары за консультации и слышать, что никаких де­нег не хватило бы отблагодарить их за то, что они сделали. Однако, приходя дежурить на Телефон Доверия «Мерла», они продолжали делать то же самое – бесплатно.

Некоторые из них, будучи студентами–психологами, впервые получили свой консультативный опыт именно на телефоне доверия и, в отличие от своих однокурсников, бросившихся искать работу сразу же по завершении инсти­тута, смогли зарегистрироваться как частные предприни­матели и начать зарабатывать живые деньги, не попадая в зависимость от работодателей. Они не смогли бы поступить так, если б не уделили когда–то времени неоплачиваемой, но принесшей им опыт и уверенность в себе работе.

Самая же ценная и невидная работа – это сделать себя, то есть взрастить в себе ценные, полезные и нужные Качества. Такая работа не имеет поначалу выраженной стоимости, но, будучи проделанной, становится бесценной и повышает в том числе рыночную ценность труда человека за счет приобретен­ных им навыков и опыта уже во много раз. Иначе говоря, ра­бота по воспитанию своих Качеств и является трудностью соб­ственно личного роста.

Сегодня трудность личного развития можно облегчить себе визитом к консультанту по личному развитию, психологу, или просто человеку, у которого вы можете чему–либо научиться. И экономить на такой возможности не стоит – чем больше ты в себя вложил, тем больше к тебе вернется. Если это верно даже для традиционных знаний, насколько дороже образова­ние, в ходе которого помогут развить ваши качества?

Люди, вложившие деньги в свое личное развитие, могут подтвердить: через некоторое время их качество жизни, в том числе материальное, стало демонстрировать устойчивую тен­денцию к росту.

Вообще, понятия работы и трудности не тождественны друг другу. Трудность – понятие более широкое, подразумевающее как внешнюю, так и внутреннюю составляющую. Работа, в об­щепринятом смысле (но не в том, который закладывают в него психологи), – это внешняя категория измерения действия, которое должно быть объективно выполнено, чтобы мы полу­чили желаемое. Трудность же – это еще и наша собственная, внутренняя работа. Когда мы все–таки решаем взяться за ра­боту, основная трудность как раз и заключается в том, чтобы настроить себя на это и сохранить рабочий настрой до конца дела. Помогает же нам в этом рассмотрение жизненных об­стоятельств через критерий равнозначности трудности и ра­дости, что и взращивает в конечном итоге такое желанное Качество Прилежания. Творец Успеха меряет будущую радость категорией сегодняшней трудности.

Как говорит один мой знакомый: «Тип успешного биз­несмена – это тип человека, который, заработав деньги, думает в первую очередь не о том, как их потратить, а о том, как использовать их для создания себе новой работы».

В центральном сборнике идеологем кришнаитов «Бхагавад–Гите» Кришна поучает Арджуну, что на Земле существует три вида радостей – низменные, возвышенные и совершенные. К низшим радостям Кришна относил неосознанный уход от неизбежных жизненных трудностей, за который человек часто расплачивается после, иногда в непосильных для себя объе­мах (приводящих его, например, к неприятностям, болезням, сумасшествию или самоубийству) ив не всегда удобное для него время к возвышенным – те радости, посильная плата за которые заключается в сознательном преодолении трудностей и вносится добровольно, систематически и по возможности авансом; привыкнув же к такой форме расчета и полюбив сам процесс труда, человек постепенно открывает для себя вкус радости совершенной.

Примером низшей радости сейчас для меня является моя собственная ленивая недалекость школьных лет, благо­даря которой я систематически не участвовал в уроках физ­культуры – благо, родители обеспечивали меня всеми не­обходимыми справками, веря в то, что из–за физической нагрузки мои болячки усугубятся. В какой–то степени воз­можность втихаря посмеиваться над потеющими и тяжело дышащими одноклассниками, лузгая в уголке семечки или передирая у кого–то домашнее задание по алгебре, действи­тельно было тогда для меня радостью. Впрочем, когда при­шло время расплаты, я был отнюдь не рад – болячки от запрета на физкультуру не прошли, а склонность к полно­те, одышка и нежелание двигаться остались надолго.

Сегодня ни болячек, ни комплексов, ни женоподобно­го тела у меня больше нет. А тогда помню, что я жутко ком­плексовал перед девушками из–за своих узких плеч и ши­роких бедер. В конце концов я все равно пришел к необхо­димости занятий спортом – и когда в зрелые годы, движи­мый желанием заполучить модные формы, я увлекся атле­тической гимнастикой, мне приходилось заниматься в зале в три раза больше других посетителей, чтобы достичь го­раздо более скромных результатов – физиологи знают, что быстрее всего растут мышцы тех, кто активно нагружал себя в подростковом возрасте. Позднее я подсчитал, что каж­дый пропущенный школьный урок по физкультуре мне пришлось компенсировать после тридцати лет месяцем упорных занятий, время для которых приходилось отры­вать от сна, семьи, подработок, новых проектов... Дорого­вато пришлось заплатить за школьное безделье.

Пример радости совершенной тоже легко связать с труд­ностями детского возраста. Сегодня каждый из нас полу­чает большую радость от чтения понравившихся ему кни­жек, не говоря уже о необходимости знакомиться с профес­сиональной литературой, и т. д. А помнит ли кто–нибудь, как мы учились читать? Буквы разбегались, слова не скла­дывались... Но именно тогда закладывалась сегодняшняя возможность такой уже привычной нам радости чтения.

Какую возможность заложим сегодня?

Верно говорят старые люди – ничто не дается без труда и страданий, однако их верование в то, что страдание вечно со­провождает труд, – ошибочно. Трудно сделать именно пер­вый шаг, будь то трудность отказа от внешне привлекатель­ных условий во имя лучшей возможности, трудность погру­жения в изучение нового дела, трудность попытки найти в нем свой стиль, сделать дополнительное физическое усилие или готовность принять и развить в себе новое качество. Уже сле­дующий шаг будет лете первого. Получивший же настрой на работу неизбежно сможет ее завершить – об этом говорит опыт каждого из нас.

Для того чтобы начать эту книгу, мне пришлось провес­ти не один час, занимаясь с человеком, обучавшим меня компьютерной грамотности. Заниматься было трудно, и я, скрепя сердце, тешил себя тем, что книга окупит расходы на «железку» и время, затраченное на обучение.

Книга еще не дописана, а компьютерная грамотность уже окупила себя многократно. Статьи в журналы, мате­риалы для тренингов... Я уже не говорю о подготовленных на компьютере материалах для рекламы моих услуг.

Разумеется, не все трудности надо любить. Обслуживать чу­жие трудности либо барахтаться в трудностях, которые тебе навязали, – удел неудачников. Именно поэтому, чтобы не стать мазохистом, важно выбирать лишь те трудности, кото­рые способствуют нашему личному развитию. – или научить­ся находить для себя смысл в тех трудностях, которые жизнь таинственным образом выбрала за нас.

Однажды мне пришлось консультировать женщину, на­ходившуюся из–за несчастного случая в ожоговом центре. К мукам физическим добавились душевные: имело место то, что психологи называют «длительным посттравматическим шоком». Когда я ее увидел, ее лицо, руки и ноги почти сплошь были покрыты струпьями. После того как боли пошли па убыль, начало выходить подавленное ранее – гнев по поводу происшедшего, отчаяние, суетливая жажда деятельности. Процесс выздоровления грозил затянуться, и ее близкие приняли решение пригласить меня. Мой раз­говор с ней протекал примерно так:

«Я только начала работать и зарабатывать, – говорила она, – у меня только все начало получаться, за что же так? Сейчас я прошу Бога, чтобы это все поскорее закончилось, мне страшно тяжело вот так лежать здесь и ничего не де­лать! Какая несправедливость! Другие ходят, а я? Ведь я никогда никому зла не делала, все заповеди соблюдала!»

«Хотите, назову заповедь, которую вы нарушили?» – спросил я.

«Назовите».

«Не судите, да не судимы будете».

«Это верно», – подумав, согласилась она.

«Откуда вы знаете, что для вас хорошо, а что плохо? – стал я развивать свою мысль. – Может, если бы вы здоро­вой на улице ходили, вам на голову кирпич бы упал, раз уж такое время плохое для вас сейчас настало. А ведь от суж­дения до осуждения один шаг. И потом, раз уж вы обраща­етесь к Богу за помощью, почему вы считаете себя умнее его Предоставьте ему право решать, что для вас сейчас полезно, а что вредно».

«Но я как раз и не могу понять, почему это со мной слу­чилось».

«Скажите, а вы часто давали себе право просто так ле­жать целый день и получать заботу и внимание от своих близких? Вы просили их когда–нибудь, чтобы они оказы­вали вам эту заботу? Могли ли вы представить когда–ни­будь раньше, что они будут для вас это делать?»

«Нет. Наоборот, мне нравится себя чувствовать полез­ной им – сейчас ведь я кормлю семью – мужу зарплату еще с прошлого года не платят. Правда, последнее время, на­верное, это меня уже тяготило».

«Вот видите, вы не умеете ни просить о помощи, ни по­лучать ее, не чувствуя себя виноватой».

«Я, наверное, скорее умру, чем себе это позволю».

«Так это с вами сейчас и происходит».

Женщина ошеломленно посмотрела на меня, а потом впервые за время нашей встречи широко улыбнулась.

«Так что же, я сама себе это накликала своим упрям­ством?»

Это сказали вы, а не я. А самое интересное в том, что вам и сейчас не надо ни о чем никого просить – сбылась, как говорят в народе, мечта идиота. Все несут сами – и лас­ку, и заботу».

«Теперь, получается, когда мне нужна помощь близких, я должна болеть?»

«Между прочим, многие так и поступают – только за­чем? Достаточно почаще замечать членов своей семьи и говорить, как вы цените то, что они для вас делают. Кста­ти, несчастья сплачивают. Разве вы могли бы понять, на что ради вас способен, например, ваш муж? Он же сейчас сут­ками возле вас сидит. Когда бы у него еще была такая воз­можность за вами поухаживать? Если бы вы и дальше так преуспевали, то, скорее всего, у него развился бы комплекс неполноценности – а может быть, вы бы и сами от него ушли».

Женщина задумалась, а потом изъявила желание на этом закончить консультацию. На прощанье она сказала мне:

«Конечно, мое положение представляется мне трудным, но не таким тягостным, как ранее. Может, это даже хоро­шо, что сейчас ничего не надо делать, – попробую этому научиться. И потом, так многое надо передумать».

Трудности душевной работы, которую проделала эта жен­щина, разрушили ее стереотипное представление о том, что болезнь – непременно несчастье. Главная же ее трудность со­стояла в том, чтобы найти в своем положении позитивную сторону, – и ее дальнейшее пребывание в больнице уже не было столь болезненным. Визит психолога к женщине оказал­ся тем толчком, который пробудил дремлющее в ней Качество Прилежания для того, чтобы максимально использовать воз­можности самоанализа, находясь в больнице, – ведь для об­ладающего этим качеством любое время является ценным и может быть использовано.

Специфика любой трудности, преломленной Качеством Прилежания, заключается в том, что она не вечна. В каждой из них содержится радость, которая сможет проявиться лишь с течением времени и с приложением нашего собственного труда. Впервые задумавшись о закономерностях и особеннос­тях своей жизни в ходе тяжелой болезни, человек, и выздоро­вев, будет находить время для самоанализа. Успешный биз­несмен, вначале стремящийся к деньгам, затем, имея доста­точно денег, предпринимает новые инициативы, уже, скорее, желания и количества творческого потенциала, человек способен решать в порядке приоритетности либо только самую важную задачу – «свои» проблемы (такие люди вечно озабочены соб­ственными нескончаемыми заботами и зачастую не видят за ними ни интересов дела, которое они делают, ни людей, кото­рые их окружают), либо распределять ее между узколичными интересами и делом, в котором они реализуют себя (в отли­чие от первых, вторые более творческие, а значит, и успеш­ные), либо направлять ее еще и на окружающих (лидеры, об­ладающие так называемой «харизмой»).

Перечислить все существующие методики и классифика­ции личного роста, а тем более описать их, у нас просто не хватит места. Да и стоит ли это делать?

Классификация – не более чем диагноз. Но нам необхо­дим не диагноз, а лечение. Эта книга написана не для того, чтобы бы смогли удовлетворить свое любопытство, прочтя описания различных типов и подвергнув себя и своих знако­мых изощренным тестам. Ее основная цель – дать вам под­робное описание каждой ступени развития сознания, а также практические упражнения и навыки для движения к следую­щим ступеням – а ту ступень, на которой вы находитесь сей­час, вы сможете определить для себя сами в ходе прочтения второй части.

Чем отличается данная книга от перечисленных источни­ков и пособий по развитию человека? Почему автор задался целью написать книгу именно по данной тематике в то время, когда книжный рынок уже наводнен всевозможной литерату­рой по личному росту?

Главной проблемой ранее изданных трудов по личному ро­сту, на мой взгляд, является то, что их можно отнести либо строго к психологическому, либо к духовному направлению. Если последние предназначены для людей, уже в основном прошедших психологическую фазу развития (пример – воин Кастанеды), то первые ограничивают рост человека верхним делением собственной психологической линейки (пример – «ориентированные на взаимодействие» в американской менед­жерской концепции), за которой вроде как и не существует других степеней совершенства. Так, например, рецепту пос­ледовательного сверхличного роста от Ошо (секс – любовь – молитва – медитация) могут последовать лишь те, кто уже прошел стадию сексуальной закрепощенности в ходе соб­ственного психологического развития – а ведь для человека с комплексами даже первая планка этой шкалы слишком высо­ка. А вот согласно уже опоминавшемуся известному американ­скому психологу Эрику Эриксону, мудрость, приходящая к старости, является вершиной человеческих качеств и вне ее искать истины уже не следует – но что делать тем, кто обрел эту мудрость значительно раньше и только начинает с нее свой путь?

Выбрать, что именно тебе подходит в океане бесконечно растущей информации о способах психологического и духов­ного развития личности, крайне сложно. К тому же данные об этих способах зачастую чрезмерно разделены и обособлены в различных источниках – многие современные гуру свысока смотрят на потуги психологов открыть в человеке нечто прин­ципиально новое, не зашифровывая это обилием заумных тер­минов и грандиозных концепций; академическая же наука мстит исследователям своего внутреннего мира полным игно­рированием информации, полученной сверхчувственным опытом личного восприятия, обострившегося на той или иной стадии индивидуального развития желая испытать себя или продвинуть к успеху свое окруже­ние, чем используя их как средство дополнительного обога­щения. Человек, начавший бегать ради здоровья и получив­ший ею, продолжает бегать из удовольствия. Трудности обу­чения новому делу или новому качеству неизбежно становят­ся радостями, как только достигнуты первые успехи.

В двух словах секрет успеха выбирающих трудность можно выразить так: они знают о правиле баланса. Все древние уче­ния так или иначе постулируют это правило. Смысл его в том, что любой житель Земли всегда переживает столько же радос­тей, сколько и трудностей, которые заранее уравновешивают его радостные результаты или настигают его позже за радос­ти, допустимый лимит которых был выбран авансом. Следо­вательно, легких путей в начале любого дела не существует, ибо любой легкий путь – иллюзия. Все, что приносит челове­ку счастье – здоровье, деньги, карьера, взаимоотношения, необходимо зарабатывать. И потому любую сегодняшнюю трудность следует рассматривать как свою инвестицию в бу­дущее.

В жизни часто бывает, когда человек долгое время совме­щает работу с продолжением обучения, однако затем поуча­ет хорошие перспективы для роста. Бывает и наоборот – со­блазнившись возможностью быстрого заработка, многие люди не особенно обременяют себя мыслями об обучении. Однако за­тем перспективы их развития резко падают, и те, кто хорошо потрудился на заре своей карьеры, оставляют менее дальновид­ных или более ленивых коллег далеко позади.

Другой пример свяжем со взаимоотношениями детей и роди­телей. Воспитывая ребенка, одни хотят свести свои трудности к минимуму, в то время как другие стремятся, прежде всего, сво­его ребенка развить.

Первые очень часто прибегают к подавлению детей, все за­прещая им и насаждая неукоснительное послушание для облегче­ния контроля за ними. Такая тактика, действительно, делает детей на какое–то время очень послушными, облегчая работу родителей, – запретив ребенку играть, например, за пределами двора, можно и книжку почитать, и с соседями посплетничать. Однако трудность построения с ребенком партнерских взаимо­отношений из–за такой тактики никуда не уходит – она про­сто усугубляется и отодвигается в будущее.

Вторые пытаются разрешать как можно больше, что связы­вает их необходимостью постоянно находиться рядом с ребен­ком, решать его проблемы и принимать участие в его интере­сах – и если ребенок хочет идти в другое место или делать вещи, которые требуют присутствия родителей, им приходится идти вместе с ним. Времени на личные занятия у таких родителей, пока ребенок мал, как правило, почти не остается.

Впрочем, когда ребенок становится подростком, жизнь на­чинает показывать итоги вложенного в него труда. В это время родители первого типа сталкиваются с утратой доверия со стороны детей – те не хотят повиноваться, лгут и всячески ограждают свои занятия и свой круг общения от родителей, чем способствуют возникновению многих неприятностей. Вторые же имеют полное представление о занятиях ребенка, благодаря доверию и откровенности с его стороны.

Эти примеры иллюстрируют старую истину о том, что ниче­го невозможно добиться без сознательного принятия трудностей, которое позволяет распознавать их на ранних этапах и обходиться меньшим объемом работы. Однако увидеть проблему до того, как она выросла, подобно снежному кому, и стала труднораз­решимой, возможно лишь для тех, кто привык смотреть на труд­ности и бросаться решать их сразу же, как только их увидит. Человек, ориентированный на удовольствия, не захочет смот­реть на свои проблемы, но все равно встретится с ними в бу­дущем, когда они из карликов превратятся в монстров.

Если вы не уделяете времени развитию ребенка, постоянно все ему запрещая или спихивая на руки репетиторам или род­ственникам, вскоре вы утратите с ним контакт, и наладить его уже будет значительно труднее.

Если вы не повышаете свою квалификацию или не осваиваете другую специальность, может получиться так, что специалис­ты вашего профиля больше не будут нужны и вы столкнетесь с проблемами поиска работы или недостаточной оплаты своего труда.

Если вы, занимаясь домашним хозяйством, получаете деньги от родителей или от мужа, это не означает ни то, что он (они) всегда будет их зарабатывать, ни то, что он (они) всегда будет вам их давать.

Если жена сегодня готовит вам кушать и стирает ваше бе­лье, это не означает, что она будет заниматься этим всю жизнь и что вам когда–нибудь не придется подумать о том, как обслу­жить себя самому.

Вывод? Ищите возможности для решения будущих проблем в настоящем через сознательный анализ своих слабых мест – в этом и заключается весь секрет трудности, уравновешивающей возвышенные радости.

В народе любят повторять: «Знал бы, где упаду, – подстелил бы соломки». Но занимающийся самоанализом знает, где он мо­жет упасть. Так что «стелите соломку – мягче падать будет».

Возможно, читатель упрекнет меня в пересказе банальностей, на что снова возражу: люди тяжелее всего понимают именно самые простые вещи. Так что повторюсь: Качество Прилежа­ния, проявляющееся в готовности принять вызов трудности любого вида, при условии ее необходимости для дальнейшего преуспеяния, – стоит на седьмом месте (после тех, которые мы рассматривали в предыдущих главах), ибо вначале следует понять, чего ты ищешь в жизни, дать себе право этого дос­тичь, сбросить с себя балласт чужих притязаний, мешающих достижению твоей пели, и осознать, ради чего ты готов на эти трудности пойти.

Руководитель одного из предприятий, где я регулярно провожу свои тренинги, обожает пересказывать историю о своем разбогатевшем друге, который, видя, как инфляция и растущая дороговизна жизни съедают его сбережения, ре­шил вложить их в дело. Сбережений, однако, не хватило пришлось взять кредит. И вот что из этого вышло.

Его идея бизнеса на покупке и перепродаже медоборудования прогорела, поскольку он не смог его перепродать. Время шло, долг рос, прибавляя незапланированные ранее расходы на аренду склада и его охрану. Друг лихорадочно искал новые возможности бизнеса, работая по двенадцать часов в сутки. Необходимость выплачивать проценты по долгу банку привела к бартерной договоренности – друг хорошо разбирался в компьютерах и смог взять на обслу­живание несколько банковских персоналок, которые тогда еще были в диковинку.

В дальнейшем банк, довольный его работой, поручил ему купить и проинсталлировать несколько новых машин. Шаг за шагом он в собственном лице стал генеральным по­ставщиком и обслуживающим персоналом всей оргтехники банка. Банк же быстро рос и богател, требуя все новые и новые персоналки. Постепенно их покупка и обслуживание

стали главным видом его бизнеса – а там и медоборудование продалось.

Теперь он любит вспоминать голодные времена с рабо­той допоздна и неопределенным будущим, сидя в кругу дру­зей где–нибудь в фешенебельном ресторане и неизменно заключая свои излияния пословицей: «Не было бы счас­тья, да несчастье помогло».

Помогло, впрочем, не несчастье – а уже знакомые нам Качества Оптимизма и Самосознания, но в первую очередь – Качество Прилежания.

Как видно, это Качество стоит того, чтобы с ним попрак­тиковаться.

Практикум 7. Будьте прилежны!

Упражнение 1.

Подумайте о непривычной для вас, но полезной трудности – вымыть пол, приготовить обед, прибить полку, сходить до ра­боты в бассейн или попросить о том, чего давно хотели, но боялись высказать. Представьте себе, какие условия необходи­мо для вас создать, чтобы эта трудность превратилась бы для вас в интересное и увлекательное занятие. Спросите себя, какие условия вы можете создать для этого сами?

Упражнение 2.

Спрогнозируйте возможные для себя трудности в случае: а) потери семьи; б) потери работы; в) потери близкого чело­века. Можете ли вы представить себе свои первые шага в слу­чае, если это произойдет? Что вы чувствуете, думая об этом? Если уровень дискомфорта при мыслях об этих трудностях очень высок, обратитесь к Практикуму Ступени «Выгони внут­ренних демонов».

Упражнение 3.

Прибавьте себе небольшую дополнительную трудность к вашему ежедневному распорядку. Условие трудности – ее не­пременная полезность для вашего развития. Это может быть увеличение времени, отведенного для спорта или чтения про­фессиональной литературы, или отказ от просмотра интерес­ной телепрограммы в пользу нужного домашнего дела или спо­койного разговора с близкими на актуальную или наболевшую тему. Сравните свое самочувствие до и после выполнения ра­боты. В случае его изменения по завершении работы к лучше­му запланируйте аналогичную либо еще одну дополнительную трудность на следующий день.

Упражнение 4.

Поставьте себе задачу на завтрашний день. При возникно­вении каких–либо обстоятельств, требующих непредвиденных хлопот или расходов, дайте себе установку рассмотреть их не как неприятности, а как трудность, требующую преодоления и несущую в зародыше определенный положительный резуль­тат. Попробуйте разглядеть для себя этот результат и настро­ить себя на то, как вы будете его добиваться.

Упражнение 5.

Глядя на себя в зеркало, громко повторите: «Я радуюсь каж­дой новой трудности, поскольку она является для меня сту­пенькой к успеху, помогающей закалить мои качества». По­пытайтесь добиться уверенного и оптимистичного звучания голоса всякий раз, когда вы повторяете эти слова. Если этого не удается сделать, вернитесь к упражнениям I и 3 данного Практикума.

Упражнение 6.

Вспоминайте предыдущую фразу всякий раз, когда стал­киваетесь с непредвиденной трудностью.

Теперь же пришла пора рассказать о главной трудности, преодолевать которую рано или поздно приходится всем, кто всерьез занимался своим личным развитием. Речь идет о труд­ности осознания и защиты пределов своего «я» от посяга­тельств окружающих.

Пределы эти являются материалом для строительства сле­дующей Ступени Сознания и названы жизненным простран­ством, а наше «я» – его границами.

Следовательно,

Осознай свои границы.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.