Экономическое положение и проблемы трудоустройства молодёжи области — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Экономическое положение и проблемы трудоустройства молодёжи области

2019-11-18 220
Экономическое положение и проблемы трудоустройства молодёжи области 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

Молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального  положения, места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей. Как становящийся субъект социальных отношений молодежь находится в стадии формирования своего статуса и мотивации - потребностей, интересов, ценностей, мотивов, установок, идеалов. Это обуславливает особенности ее положения (статуса), сознания и деятельности. Как социально-демографическая группа молодежь неоднородна по своему составу. В ней выделяются различные слои по возрасту, полу, видам деятельности, включенности в различные общественные структуры (экономические, профессиональные, социально-политические и др.), месту жительства и т.д.

Отличительное социальное качество молодежи связывается с ее способностью наследовать, воспроизводить на качественно новой основе и передавать (транслировать) следующим поколениям всю систему социальных отношений. В процессе своего становления разные группы молодежи испытают множество противоречий. Одни противоречия могут разрешаться ими самостоятельно, т.е. на индвидуально-личностном уровне. Другие - являются следствием несбалансированной работы социальных институтов, поэтому их разрешение возможно лишь путем целенаправленных действий государства.

Был проведен очередной этап социологического мониторинга в молодежной среде, а также анализ динамики результатов предыдущих этапов мониторинга, проведенных на территории Курганской области в 2011 -2018 гг.

Цель исследования - комплексная оценка положения молодежи, описание основных проблем и факторов развития молодого поколения.

Задачи исследования:

- характеристика социально-демографического портрета молодежи Курганской области;

- исследование проблем молодых представителей разных групп

(возрастных, профессиональных и т.д.);

- анализ трудовой деятельности молодых людей, их экономического положения;

- определение форм досугового поведения молодежи Курганской области;

- выявление основных семейно-брачных установок молодежи;

- выявление установок молодежи в отношении здорового образа жизни;

- определение образовательных и миграционных планов молодежи;

- анализ политических установок и общественных форм реализации молодого поколения;

- представление результатов мониторинга в динамике за последние 5 лет.

Объект исследования: молодежь Курганской области.

Предмет исследования: социальное самочувствие молодежи в различных сферах.

Использованные методы: общенаучные методы (анализ, сравнение); частнонаучные методы, представленные методом социологического исследования, опросом в форме анкетирования.

Выборочная совокупность:

Многоступенчатая, квотная, четырехкомпонентная (пол, возраст, тип занятости, место проживания). На первой ступени была проведена территориальная выборка (по количеству районов и городов Курганской области), на втором этапе в соответствии с имеющейся генеральной совокупностью была определена выборочная совокупность для каждой территории, в зависимости от возраста опрашиваемых, и пола). Квоты были использованы мягкие. На третьей ступени была введен критерий занятости, т.к. часто именно социальное положение молодежи определяет ее социальное самочувствие. Четвертая ступень включала отбор респондентов для опроса либо случайным образом (работающая молодежь, безработные), либо соответствующим распределением учащейся молодежи в зависимости от типа учебного заведения (школьники, студенты техникумов, студенты ВУЗов). Опрос проходил в форме онлайн опроса, всего было опрошено 3911 респондентов. В ходе корректировки выборки количество опрошенных сократилось и составило 3500 человек.

Характеристики выборочной совокупности представлены ниже.

Таблица 1

Район, город

N: значения число ответивших % от числа ответивших
1 Альменевский 90 2,56%
2 Белозерский 36 1,04%
3 Варгашинский 64 1,83%
4 Далматовский 196 5,61%
5 Звериноголовский 44 1,22%
6 Каргапольский 163 4,66%
7 Катайский 122 3,48%
8 Кетовский 196 5,61%
9 Куртамышский 125 3,57%
10 Лебяжьевский 111 3,17%
11 Макушинский 54 1,55%
12 Мишкинский 30 0,85%
13 Мокроусовский 64 1,83%
14 Петуховский 96 2,74%
15 Половинский 44 1,25%
16 Притобольный 32 0,91%
17 Сафакулевский 60 1,71%
18 Целинный 103 2,96%
19 Частоозерский 27 0,79%
20 Шадринский 200 5,73%
21 Шатровский 111 3,17%
22 Шумихинский 131 3,75%
23 Щучанский 98 2,77%
24 Юргамышский 62 1,74%
25 г. Курган 928 26,52%
26 г. Шадринск 313 8,96%
  Итого: 3500 100,00

 

Таблица 2

Пол

N: значения число ответивших % от числа ответивших
1 мужской 1197 34,21%
2 женский 2303 65,79%
  Итого: 3500 100,00

Таблица 3

Возраст

N: значения число ответивших % от числа ответивших
1 14-17 лет 1478 42,23%
2 18-22 года 1044 29,82%
3 23-30 лет 978 27,96%
  Итого: 3500 100,00

 

Таблица4

Образование

N: значения число ответивших % от числа ответивших
1 неполное среднее 497 14,21%
2 общее среднее (школа) 1312 37,50%
3 среднее специальное 733 20,95%
4 незаконченное высшее и высшее 958 27,35%
  Итого: 3500 100,00

Таблица5 

Социальный статус

N: значения число ответивших % от числа ответивших
1 Школьник 1071 30,61%
2 Студент учреждения СПО 853 24,36%
3 Студент высшего учебного заведения 424 12,13%
4 Безработный 169 4,82%
5 Работающий 917 26,19%
6 Домохозяйка, декрет 66 1,89%
  Итого: 3500 100,00

 

 

Полученные эмпирические данные обрабатывались при помощи Гугл таблиц, и программ статистического анализа. Все результаты были обобщены, и на их основе составлены аналитические материалы.

 

Ваш социальный статус

Ваш социальный статус

Пол

Социальный статус

Ваш социальный статус

Пол

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И МИГРАЦИОННЫЕ ПЛАНЫ МОЛОДЁЖИ

 

В рамках нашего исследования были также изучены образовательные и миграционные планы молодежи.

Образовательные планы

Среди социальных характеристик молодежи, нельзя не отметить уровень образования. В нашем исследовании при формировании выборочной совокупности критерий образования не учитывался, но так или иначе он присутствовал латентно. Среди опрошенных молодых людей 27,3% имеют высшее образование.

Таблица 41

Образование

N: значения % от числа ответивших
1 неполное среднее 14,21%
2 общее среднее (школа) 37,50%
3 среднее специальное (начальное профессиональное) 20,95%
4 незаконченное высшее и высшее 27,35%
  Итого: 100,00

 

Большинство участников исследования уверены в значимости получения высшего образования. Так отвечая на вопрос: «Является ли получение высшего образования обязательным атрибутом жизненного успеха?» - 41,7% отметили, что без высшего образования успеха добиться труднее, 50% уверены в том, что можно многого достичь и, не имея высшего образования. Сравнивая результаты с результатами прошлых лет можно отметить, что мнения респондентов поменялись, и все больше респондентов склоняются в сторону второго варианта ответа. Заметна тенденция падения значимости высшего образования.

Женщины выше, чем мужчины оценивают значимость высшего образования, и считают, что без него добиться успеха достаточно трудно- 46,1% женщин против 33,2% мужчин. 56,3% мужчин уверены в том, что можно много добиться и без высшего образования.

В городах Курган (37,2%) и Шадринск (46,2%) молодежь ниже оценивает значимость высшего образования, чем в остальных районах области, это связано с большими возможностями реализации, по сравнению с районами. Среди районов наиболее высоким процентом значимости высшего образования отличаются Шатровский, Щучанский, Петуховский районы (все около 52%). Все эти районы приграничные, и большой отток молодежи идет в соседние области. Для того, чтобы суметь найти себе соответствующее рабочее место в других областях, закрепиться в новом городе необходимо, по мнению респондентов, иметь высшее образование. Ценность получения высшего образования меняется в зависимости от возраста респондентов. Если молодые люди от 14 до 22 лет считают, что многого можно добиться и не имея образования, то после 23 лет мнения молодежи практически поровну делятся между 2 полярными вариантами. Возможно, имея уже определенный жизненный опыт, группа молодых людей старше 23 лет, выше оценивает те плюсы, которые может дать получение высшего образования. Наибольший процент затруднившихся среди младшей возрастной группы, в большинстве своем, это школьники – 10,4%.

Диаграмма 16

Влияние возраста на ценность получения высшего образования

 

 Ваш возраст 1. Я думаю, что без высшего образования успеха в жизни добиться труднее 2. Можно многого достичь и не имея высшего образования 3. Затрудняюсь ответить
14-17 лет 40,65% 48,95% 10,40%
18-22 года 37,39% 54,85% 7,76%
23-30 лет 47,87% 46,35% 5,78%

 

Подтверждается связь работы респондентов и полученной специальностью, с ценностью получения высшего образования. 50,4% молодых людей, у которых работа и специальность связаны напрямую, считают, что без высшего образования трудно добиться успеха, согласны с этим мнением только 36,1% респондентов, у которых работа и специальность никак не связаны. В то же время 55,1% молодых людей, из этой группы уверены, что многого можно добиться и не имея высшего образования. Таким образом, с ростом взаимосвязи работы и полученной специальности растет и значимость получения высшего образования.

Таблица 42

Взаимосвязь ценности получения высшего образования и связи работы со специальностью

Возраст

Возраст

Цель посещения Интернета

Значения % ответивших
Поиск необходимой информации (по работе, для учебы, хобби и т.д.) 77
Общение в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook и т.д.) 80,8
Общение в режиме онлайн 13
Новости 23,9
Игры 18,2
Покупки в интернет-магазинах 13,8
Совершение операций в сфере бытовых услуг (оплата ЖКХ, пошлин, налогов, запись на прием к врачу и т.д.) 10,1
Поиск заработка в Интернете 4,4
Проведение свободного времени (музыка, видеоролики, фильмы и т.д.) 52,1
Другое 0,5

Большинство опрошенных молодых людей доверяет такому источнику как ВКонтакте- 59,6%. Далее почти одинаковые проценты набрали такие варианты как: Инстаграм, Яндекс, Гугл, Ютуб. Таким образом, на первое место в области доверия вышли Интернет источники, а затем уже с большим отрывом расположились традиционные СМИ – телевидение, радио, газеты и журналы.

 

 

Диаграмма 20 

Возраст

Занимаетесь ли Вы спортом

Какое из приведенных ниже высказываний больше соответствует экономическому положению Вашей семьи (или родительской)? Да Иногда  Нет, но хотел бы Нет, и не хочу Итого 1. Нищета (денег не хватает даже на еду) 35,71% 30,61% 18,37% 15,31% 100,00% 2. Бедность (денег хватает только на еду, и коммунальные услуги) 21,24% 39,77% 25,10% 13,90% 100,00% 3. Ниже среднего (денег хватает на еду, коммунальные услуги и самые необходимые вещи) 24,63% 49,75% 17,00% 8,62% 100,00% 4. Средняя обеспеченность (денег хватает на еду, коммунальные услуги и на другие более дорогие вещи) 35,47% 46,15% 11,92% 6,47% 100,00% 5. Полный достаток (проблем с деньгами нет) 47,95% 34,80% 9,65% 7,60% 100,00%

 

Подтверждается зависимость возраста и желания заниматься спортом. Чем старше респонденты, тем реже они занимаются спортом и тем меньше у них желания держать себя в хорошей физической форме, хотя среди них присутствует достаточно большой процент тех, кто не занимается, но хотел бы изменить ситуацию. Таким образом, более молодые возрастные группы поддерживают определенный уровень физической активности, связанный как с деятельностью школьников и студентов, так и с наличием достаточного количества свободного времени.

 

Диаграмма 23

Влияние возраста на стремление заниматься спортом (в %)

Чаще всего молодые люди не занимаются спортом по причине недостатка времени (41%). Среди иных причин, наиболее часто упоминаются «нехватка спортивных сооружений» (15,7%) и «отсутствие желания» (16,8%). Выросло число респондентов, которые не могут заниматься спортом по состоянию здоровья до 15,6%.

Таблица 64

Причины, по которым молодые люди не занимаются спортом (% от числа ответивших)

значения 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2019
нет времени 44,5 46,1 41,0 43,4 41,81 45,45 42,61 41
нет спортивных сооружений и площадок поблизости 17,7 15,6 15,2 19,5 17,70 13,64 12,32 15,7
нет желания 12,2 14,7 9,2 8,8 11,28 13,90 10,34 16,8
не могу по состоянию здоровья 7,2 8,6 9,5 8,5 10,40 9,89 13,30 15,6
нет бесплатных спортивных секций 8,6 5,0 6,8 5,8 6,42 6,15 3,69 12,4
нет информации о возможностях занятий спортом 3,9 4,2 3,5 1,9 1,55 0,80 1,72 4,4
затрудняюсь ответить 6,0 10,6 18,2 11,9 16,59 10,16 16,01 13,2

 

Подавляющее большинство (88,5%) молодых жителей Курганской области являются некурящими. По сравнению с 2011 г. число некурящих респондентов снизилось с 24,5% до 11,5% в 2019 году. 

Таблица 65

Курите Вы или нет

значения 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2019
да 24,5 23,0 17,3 12,38 15,24 14,29 13,47 11,49
нет 75,5 77,0 82,7 87,62 84,76 85,71 86,53 88,5

 

В целом мужчины более склонны к табакокурению, чем женщины. Наиболее «курящими» традиционно являются представители мужского пола в возрасте от 23 до 30 лет, причем эта группа является стабильно "курящей" на протяжении последних 5 лет, наименее – девушки 14-17 –летнего возраста.

Таблица 66

Курите Вы или нет?

  Да, курю Нет, не курю Пол(мужской) 19,70% 80,30% Возраст(14-17 лет) 12,27% 87,73% Возраст(18-22 года) 25,44% 74,56% Возраст(23-30 лет) 28,10% 71,90% Пол(женский) 7,23% 92,77% Возраст(14-17 лет) 3,78% 96,22% Возраст(18-22 года) 11,15% 88,85% Возраст(23-30 лет) 7,85% 92,15%

 

Как отмечают общероссийские исследования крайне неблагоприятными являются тенденции, касающиеся двух основных аспектов: возраста и условий алкогольного дебюта, а также расширения групп риска от поколения к поколению и соответственно осложнения последствий. Алкогольный дебют у нынешних подростков происходит в 13-15 лет, в то время как у нынешних взрослых наиболее часто первое приобщение к алкогольным напиткам происходило в 16-17 и после 18 лет. Омоложение свидетельствует о гораздо большей терпимости общества к раннему приобщению к алкоголю, поскольку существенно большая часть подростков, по сравнению со взрослыми, впервые попробовала спиртные напитки дома, в семейном кругу. В молодежной среде стало массовым потребление спиртных напитков, особенно пива. Стой или иной частотой пьет алкоголь 80%  молодежи. Почти 40% школьников пьют спиртные напитки регулярно. На первом месте пиво, затем вино и крепкие напитки[4].

Большая часть (79,2%) представителей молодого поколения не употребляют алкоголь: совсем (52,1%), либо не чаще 1 раза в месяц (27,1%). Число молодых респондентов совсем не употребляющих алкоголь за 6 лет выросло с 24,5% в 2011 г. до 52,1% в 2019 г. По остальным вариантам значимых изменений не зафиксировано.

Таблица 67

Ваш возраст

Алкоголь

Сигареты

 

Наркотики

    2015 2016 2017 2019 2015 2016 2017 2019 2015 2016 2017 2019 1 Очень легко 44,26 45,67 39,30 26,77 45,79 46,31 41,12 31,71 6,77 5,02 2,65 2,96 2 Довольно легко 37,68 38,18 34,60 31,19 36,94 37,61 32,60 32,65 18,00 13,88 7,06 4,97 3 Довольно сложно 12,32 12,33 8,80 6,40 11,24 11,65 7,20 5,76 31,85 31,94 7,94 3,75 4 Очень сложно 5,46 3,82 2,49 4,94 5,76 4,42 3,08 4,15 41,69 49,16 11,62 12,04 5 Затрудняюсь ответить 0,28 - 14,81 30,70 0,28 - 16,01 25,73 1,69 - 70,74 76,28

 

48,1% участников исследования затруднились оценить остроту проблемы наркомании в своем населенном пункте. 20,5% участников исследования считают, что данная проблема слабо распространена, 21,9% уверены, что такой проблемы нет вообще, 9,4% считают, что в их населенном пункте проблема наркомании «остро выражена». По сравнению с предыдущим годом увеличилось число тех, кто считает, что такой проблемы нет вообще. Эта группа увеличилась за счет группы затруднившихся респондентов.

 

Таблица 74

Осознание проблемы наркомании в своем населенном пункте (% от числа ответивших)

значения  2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2019
проблема стоит довольно остро 15,5 13,4 12,5 20,53 13,11 12,62 7,61 9,39
слабо распространена 33,7 26,1 23,6 24,89 24,73 28,37 21,55 20,58
такой проблемы нет вообще 11,9 11,1 16,1 10,83 11,20 12,48 10,34 21,95
затрудняюсь ответить 38,9 49,4 47,8 43,74 50,96 46,52 60,49 48,08

Городская молодежь в большей степени склонна считать, что проблема наркомании в их населенном пункте остро выражена (Курган – 14,7%, Шадринск – 20%). В районах даются более спокойные оценки ситуации. Таким образом, можно сказать, что наркомания, как актуальная проблема воспринимается так в основном городскими жителями.

Возраст также оказывает влияние на осознание проблемы наркомании. Чем младше респонденты, тем менее, по их мнению, проблема наркомании распространена. Среди младшей возрастной группы только 5,9% ответили, что проблема наркомании в их населенном пункте выражена достаточно сильно, среди старшей возрастной группы уже 14,7% молодых людей согласились с ними. В то же время среди старшей возрастной группы больше затруднившихся с ответом на этот вопрос, хотя основными потребителями являются как раз респонденты старшей возрастной группы.

Диаграмма 26

Влияние возраста на осознание проблемы наркомании (в %)

Чем выше доход респондентов, тем менее актуальной представляется проблема наркомании. Только 4,6% обеспеченных молодых людей заявляют, что наркомания это актуальная и важная проблема в их населенном пункте, 34,2% уверены, что такой проблемы нет. Среди респондентов с низким доходом треть опрошенных считают проблему наркомании остро стоящей, лишь 17,3% уверены, что такой проблемы нет.

 

 

Таблица 75

Приемлемая форма семьи

значения 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2019
на основе зарегистрированного брака 78,3 75,5 79,4 74,82 74,24 79,1 76,50 75,43%
на основе свободных отношений 9,6 10,9 7,7 13,08 9,23 7,5 7,31 9,76%
затрудняюсь ответить 12,1 13,6 12,9 12,10 16,53 13,4 16,19 14,82%

 

Диаграмма 28

Влияние пола на предпочитаемую форму семьи (в%)

С возрастом желание создать семью на основе зарегистрированного брака растет, но количество сторонников свободных отношений достаточно равномерно во всех возрастных группах. Затруднившиеся респонденты с возрастом определяются в пользу зарегистрированных отношений.

Таблица 77

Возраст

Стаж семейной жизни

значения 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2019
до полугода 3,6 11,8 7

15,59

 

12,86

16,6

13,97

18,3

от полугода до 1 года 18,8 11,2 17,5
от 1 года до 3 лет 23,0 30,3 30,1 31,18 34,29 26,6 28,49 23,25
более 3 лет 54,6 46,7 45,4 20,43 20,00 22 22,91 16,75
более 5 лет - - - 32,8 32,86 35,3 34,64 41,7

 

Большинство семейных молодых людей оценивает свой брак как удачный (54,9%) и скорее удачный (22,2%). Разницы с результатами прошлых лет практически нет. Неудачным свой брак считают лишь 7,4% опрошенных. Мужчины в больше степени склонны критично относиться к оценке своего брака, чем женщины. Также среди них больший процент затруднившихся.

 

 

Таблица 79

Сколько у Вас детей?

1 ребенок 2 3 больше 3 До года 65,08 17,46 4,76 12,70 От 1 года до 3 лет 69,14 18,52 3,7 8,64 От 3 до 5 лет 58,51 30,85 6,38 4,26 Более 5 лет 33,97 49,32 12,05 4,66

 

Интересно то, что те молодые люди, которые не состоят в зарегистрированном браке, а живут в отношениях сожительства, имеют в большинстве 1 ребенка (50,6%). То же самое можно сказать и о тех молодых людях, которые не живут вместе, но не разведены – 39,1% имеют 1 ребенка, и о тех, кто не женат (не замужем)- 64,8%. Иное распределение заметно только у тех молодых людей, которые состоят в зарегистрированных отношениях- 42,7% имеют двоих детей, 43,6% - одного.

Таблица 88

Ваше семейное положение

Входит ли в Ваши планы на ближайшие 2-3 года рождение ребенка?

Да Нет Затрудняюсь ответить Итого   Женат (замужем) 37,82% 52,11% 10,06% 100 Живем вместе, но не состоим в официальном браке 35,56% 45,19% 19,26% 100 Живем порознь, но не разведены 26,53% 55,10% 18,37% 100 Не женат, не замужем 7,54% 80,01% 12,45% 100

 

39% респондентов, имеющих одного ребенка, планирует рождение детей в ближайшие годы. С увеличением количества детей, уменьшается количество респондентов, планирующих родить еще ребенка, кроме респондентов, имеющих трех и более детей.

Таблица 93

Влияние количества детей на репродуктивные планы молодых людей

Сколько у Вас детей?

Входит ли в Ваши планы рождение детей в ближайшие 2-3- года

Да Нет Затрудняюсь ответить
Один ребенок 37,43% 46,78% 15,79%
Двое детей 14,06% 78,91% 7,03%
Трое детей 8,20% 83,61% 8,20%
Более трех детей 43,18% 31,82% 25,00%

 

Число детей, посещающих детский сад не слишком изменилось за прошедшее время. Определенные колебания вызваны скорее ситуативными причинами, связанными со спецификой каких-то районов проживания.

Таблица 94

Посещает ли Ваш ребенок детский сад или другое учреждение

значения 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2019
да 72,1 65,5 69,1 82,71 74,17 82,00 82,52 76,13%
нет 27,9 34,5 30,9 17,29 25,83 18,00 17,48 23,87%

 

По – прежнему важным фактором для ребенка является семья, школа, секции и кружки. Среди факторов, влияющих на воспитание, выросла значимость влияния, прежде всего, окружения ребенка (с 32,1% в прошлом году до 53% в 2019 году). Также в этом году нами был выделен в отдельный вариант ответа вариант «Интернет». Раньше он входил в вариант ответа «СМИ». И сразу же этот вариант показал очень большой процент выбравших именно его. 18,1% опрошенных утверждают, что Интернет оказывает значимое влияние на воспитание ребенка.

Таблица 95

ВОПРОСЫ ВЕРЫ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ

В ходе анализа результатов исследования были изучены установки молодежи Курганской области по отношению к таким социальным институтам как религия, армия, политика, общественная деятельность.

Чтобы проанализировать эти установки необходимо понять ценностные установки молодежи, что волнует молодых людей, и является для них важным. 46% хотят стать высококвалифицированным специалистом в какой-либо сфере, т.е. молодежь хочет реализоваться, прежде всего, в профессиональной сфере. 41,6% хотят быть любимыми, 37,6% саморазвиваться, самосовершенствоваться в личных навыках. Таким образом, основные цели молодежи – это построение профессионального пути, поиск любимого человека, и саморазвитие. Возможность иметь высокий доход и наличие детей также являются одними из важных ценностей, но немного уступают лидерам. Учитывая предыдущие ответы молодых людей, необходимо отметить, что стать высококвалифицированным специалистом, означает, прежде всего, наличие интересной работы, любить и быть любимым подразумевает наличие любимого человека, без обязательного последующего создания семьи и рождения детей.

Диаграмма 36

Ценности молодежи

 

Среди факторов, влияющих на формирование ценностей, молодые люди отмечают сильное влияние родителей, друзей, книг и Интернета. Это подтверждается и предыдущими данными, где мы уже отмечали возрастающую, роль влияния друзей, окружения молодых людей и Интернета.

 

 

Диаграмма 37

Отношение к вере

значения 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2019
я уверен (а), что Бог существует 61,4 56,8 51,9 51,48 51,46 52,59 52,82 47,4
я не уверен (а) есть Бог или нет 26,1 24,5 33,3 33,15 29,07 27,30 27,50 28,4
я уверен (а) что Бога нет 12,5 18,7 14,8 15,37 19,47 20,11 19,68 24,1

Значимое влияние на отношение к вере оказывает возраст респондентов. Количество верующих респондентов с повышением возраста тоже увеличивается. Так среди группы 14-17 -летних верит 42,1%, а среди молодежи возраста 23-30 лет верующими являются уже 61,3% опрошенных. Здесь же можно отследить влияние статуса на отношение к вере. Так школьники, студенты более критичны, и в меньшей степени настроены «верить». Безработные и работающие молодые люди уверены, что Бог существует.

Диаграмма 38

Влияние возраста на отношение к вере (в %)

 

 

Таблица 102

Пол

Ваше отношение к вере?

я уверен (а), что Бог существует я не уверен (а) есть Бог или нет я уверен (а) что Бога нет Всего: мужской 39,04% 27,90% 33,07% 100 женский 51,74% 28,81% 19,45% 100

 

Те молодые люди, кто имеет детей в большей степени склонны придерживаться канонов веры, чем те респонденты, кто детей не имеет.

Диаграмма 39

Политические установки

Абсолютное большинство молодых людей (91,7%) не принимают участия в деятельности каких-либо партий или политических организаций. Только 8,2% участников исследования являются членами или сторонниками каких-либо политических организаций. При этом 43,7% опрошенных не считает себя аполитичными людьми. В равнодушии к политическим процессам, происходящим в обществе, признались 28% опрошенных, и это максимум за последние 7 лет.

Таблица 106

Считаете ли Вы себя аполитичным человеком (% от числа ответивших)

значения 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2019
да 18,8 22,7 23,5 16,88 15,71 20,43 18,71 28
нет 58,2 53,1 50,6 52,32 51,78 54,47 49,06 43,7
затрудняюсь ответить 23,0 24,2 25,8 30,80 32,51 25,11 32,23 28,3

С увеличением возраста растет количество молодых людей, являющихся сторонниками той или иной партии или организации. Так среди 14-17 – летних этот процент составил 6,8%, а среди 23-30 –летних уже 12,9%. С увеличением возраста происходит выбор жизненных приоритетов, молодые люди определяются, и их цели становятся более определенными, меняется вид деятельности, возникает множество новых форм взаимоотношений, направленных вне семьи. Распределение ответов почти полностью аналогично распределению, полученному в 2014-17 г.г.

Таблица 107

Возраст

Возраст

Ваш возраст

Возраст

Кому бы Вы хотели помогать?

 

Деятельность молодых волонтеров заключалась в основном в организации и проведении мероприятий, помощи пожилым людям, просто помощи тому, кто в этом нуждался.

Таблица 142

Вы готовы доброволить

Значение % ответов
1. Раз в полгода 16,59%
2. Пару раз в несколько месяцев 24,51%
3. Два – три раза в месяц 25,06%
4. Один раз в неделю 15,74%
5. Чаще одного раза в неделю 18,10%
Итого 100,00%

Диаграмма 54

Предпочитаемый день для помощи

Молодые люди отметили, что могли бы быть полезны тем, что могли бы навестить, купить продуктов – 49,6%, приготовить еду, убраться в доме – 45,2%, также могли бы погулять с ребенком, помочь сделать уроки – 40,7%. Участие в благотворительных акциях отметили 38% опрошенных.

 

Таблица 144

Ваш возраст

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ очередного этапа мониторинга общественного мнения в молодежной среде Курганской области свидетельствует о практической ценности собранной информации о социальном самочувствии молодых людей в регионе. Была проведена комплексная оценка положения молодого поколения в Курганской области, описаны основные проблемы и установлены основные факторы развития изучаемой социально-демографической группы. Был проведен динамический анализ социального самочувствия молодежи с 2011 по 2019 год.

 


[1] Зубок Ю.А., Ростовская Т.К., Смакотина Н.Л. Молодежь и молодежная политика в. современном российском обществе. – М.: «Перспектива», 2016 [Электронный ресурс]: http://www.fsn.unn.ru/files/2016/04/maket.pdf

[2] Зубок Ю.А., Ростовская Т.К., Смакотина Н.Л. Молодежь и молодежная политика в. современном российском обществе. – М.: «Перспектива», 2016 [Электронный ресурс]: http://www.fsn.unn.ru/files/2016/04/maket.pdf

 

[3] Зубок Ю.А., Ростовская Т.К., Смакотина Н.Л. Молодежь и молодежная политика в. современном российском обществе. – М.: «Перспектива», 2016 [Электронный ресурс]: http://www.fsn.unn.ru/files/2016/04/maket.pdf

ль[4] Зубок Ю.А., Ростовская Т.К., Смакотина Н.Л. Молодежь и молодежная политика в. современном российском обществе. – М.: «Перспектива», 2016 [Электронный ресурс]: http://www.fsn.unn.ru/files/2016/04/maket.pdf

ВВЕДЕНИЕ

Молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального  положения, места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей. Как становящийся субъект социальных отношений молодежь находится в стадии формирования своего статуса и мотивации - потребностей, интересов, ценностей, мотивов, установок, идеалов. Это обуславливает особенности ее положения (статуса), сознания и деятельности. Как социально-демографическая группа молодежь неоднородна по своему составу. В ней выделяются различные слои по возрасту, полу, видам деятельности, включенности в различные общественные структуры (экономические, про


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.162 с.