Понятие о процессе ознакомления с окружающим миром детей дошкольного возраста. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Понятие о процессе ознакомления с окружающим миром детей дошкольного возраста.

2019-09-26 587
Понятие о процессе ознакомления с окружающим миром детей дошкольного возраста. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мир, в котором живет человек, сложен, многообразен и изменчив. Люди – часть этого мира. Они открывают для себя все новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. Каждый человек составляет для себя свой образ мира и у каждого ребенка свой взгляд на мир, который формируется с помощью взрослых. От того, какие приоритеты в окружающем мире ценны для взрослых, то и будет ценным для малышей. Очень важно в дошкольном возрасте сформировать культурный мир у дошкольника.

Образ мира (окружающий мир) – это сложная система знаний и представлений человека о мире вообще, о живой и неживой природе, о предметах, созданных руками человека, явлениях общественной и собственной жизни и деятельности, культурном наследии человечества, о себе, о своей деятельности о других. Это не застывшая система знаний. В процессе жизни каждого человека, она постоянно меняется, наполняется новым содержанием.

Ознакомление с окружающим миром – это процесс формирования образа мира. Это очень длительный процесс, который начинается с момента рождения и продолжается всю жизнь. Любой ребенок, психофизическое развитие которого соответствует норме, появляется на свет уже с врожденной познавательной активностью, помогающей ему адаптироваться к новому миру и организовывать свою жизнедеятельность.

Познавательная активность – стремление ребенка познать новое, состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, которое проявляется у детей в поисковых действиях, направленных на выяснение непонятного о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, нахождение между ними связей и отношений, получение новых впечатлений об окружающем мире.

С ростом и развитием ребенка познавательная активность переходит в познавательную деятельность, которая имеет свою структуру:

1. мотивационно-побудительная часть (мотивы, цели, потребности, интерес);

2. предмет деятельности (соответствие мотива и предмета, а также действия и операции, с помощью которых осуществляется деятельность).

Развитая познавательная деятельность свойственна взрослым людям. В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира, благодаря познавательной активности ребенка, которая имеет свою специфику на каждом возрастном этапе.

Образ окружающего мира формируется в ходе развития и функционирования познавательной сферы.

Познавательная сфера – сложное образование, обеспечивающее человеку нормальное и полноценное интеллектуальное и эмоциональное существование и способствующее развитию личности в целом.

В нее входят следующие компоненты:

1) познавательные психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь). Мышление представлено тремя основными видами. Для детей раннего возраста характерно наглядно-действенное мышление. Зрелое мышление – наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Мышление оперирует следующими мыслительными операциями: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация.

2) информация. Она включает в себя знания об опыте и достижениях, накопленных человечеством на протяжении всего пути познания мира. Источники информации, в которых человечество отражает, собирает, фиксирует и сохраняет опыт и достижения своего исторического развития (книги, документы, произведения искусства, аудио и видео материалы, достижения научно-технического процесса – компьютеры, техника).

3) отношение – то, что представляет собой чувственно-эмоциональный опыт человека, который складывается из отдельных эмоциональных реакций на отдельные объекты, предметы, явления и события окружающего мира.

Все компоненты теснейшим образом взаимосвязаны между собой, дополняют и определяют друг друга. Итак, уровень сформированности познавательных процессов определяет возможности ребенка в познании окружающего мира, т.е. определить способы получения информации об окружающем мире и, естественно, путем переработки информации.

3) информация, дойдя до человека становиться его достоянием, оставляет в душе определенный чувственно-эмоциональный след (отношение), который мы называем отношение к окружающему миру.

Взрослый человек познает окружающий мир разумом (умом), а дети эмоциями. В связи с этим, насколько эмоционально будет окрашен коррекционный процесс и учебные занятия в ДОУ, настолько психофизическое развитие дошкольников будет соответствовать возрастной норме и превосходить ее.

Для взрослых людей информация – это первичное, а отношение – вторично. У детей все наоборот: отношение – первично, а информация – вторично. Поэтому весь образовательный процесс у дошкольников должен сопровождаться дидактическими пособиями, которые соответствуют эстетическим требованиям.

Колоссальная роль в процессе познания принадлежит взрослым: родителям, родственникам, педагогам.

Отношению к миру дети учатся у взрослых, часто принимая все за веру и не требуя доказательств. В работе с дошкольником каждому взрослому человеку необходимо помнить: чем бы мы не занимались с дошкольником, о чем бы им не рассказывали, параллельно идет процесс формирования отношения ребенка к окружающему миру. И в конечном итоге, именно то отношение, которое было сформировано в дошкольном возрасте, будет определять все будущее отношение ребенка к окружающему миру.

Оно должно быть:

1) познавательным (Мир полон тайн и загадок. «Я» их должен разгадать и узнать.);

2) бережным (Мир хрупок и нежен, требует к себе разумного отношения, охраны. «Я» должен защитить его.);

3) созидательным (Мир прекрасен. «Я» хочу сохранить его таким.).

Таким образом, учитывая особенности познавательной и речевой деятельности детей с проблемами в развитии, основными задачами для педагога-дефектолога в процессе ознакомления с окружающим миром является формирование познавательной активности, развитие познавательной и речевой деятельности, познавательной сферы, положительного личностного отношения к миру у данной категории детей.

Вопросы для контроля

1. Раскройте понятия: «образ мира», «ознакомление с окружающим миром».

2. Раскройте понятия: «познавательная активность», «познавательная сфера», «познавательная деятельность».

3. Какова роль взрослых в процессе ознакомления с окружающим миром детей дошкольного возраста?


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.