Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2019-11-18 | 206 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
От 5 до 6 лет
50 40 30 20
10
60
Память Социальные
Связи
Наш анализ выявил недостаточно высокую готовность детей к школе. Готовы лишь 35%, не готовы — 9%, остальные дети — условно готовы и имеют различные проблемы. Из диаграммы № 3 видно, что у детей также имеются проблемы в развитии наглядно-образного и логического мышления, внимания и памяти. Недостаточно представлена и мотивационная сфера. Отклонения в развитии обусловлены влиянием неблагоприятных биологических и социальных факторов. Определяя уровень психического развития
Диаграмма № 3. Психологическая готовность к школе
Диаграмма № 5. Уровень развития активной речи второго года жизни в зависимости от биологического анамнеза
и оценивая поведение детей, мы всегда обращаемся к анамнезу ребенка, т. к. опираемся на систему комплексной оценки состояния здоровья ребенка, включающую как биологический, так и социальный анамнез.
Анализ влияния биологического анамнеза на психическое развитие и поведение ребенка выявил следующее:
1. Число детей, имеющих благоприятный анамнез, с годами постепенно уменьшается.
2. Дети, имеющие неблагоприятный анамнез, имеют больший процент отклонений в развитии и поведении. (Диаграммы № 4 и 4а.)
Диаграмма № 4а. Развитие и
3. Развитие такого социального показателя, как речь, также имеет связь с биологическим анамнезом. (Диаграмма № 5.) Динамика такого важного показателя, как активная речь в периоде становления, связана с тем, как протекала беременность и роды у мамы. Явления токсикоза беременности, обвитие пуповины при родах, диагноз невропатолога при рождении ребенка имели определенную связь с речевым развитием.
|
4. Длительность грудного вскармливания, предполагающего необходимый интимный эмоциональный контакт ребенка с матерью, также необходима для здоровья и развития ребенка (многие дети вскармливаются до 3-х месяцев, наиболее эффективный срок вскармливания - 9-12 месяцев. Дети, вскармливаемые грудным
молоком после 12 месяцев, имеют аффективную привязанность к матери, проблемы адаптации к ДОУ). (Таблица № 1.)
Немаловажное значение имеет социальный анамнез в развитии ребенка, формировании его личности.
Таблица № 1. Зависимость развития и поведения детей раннего,
Дошкольного и школьного возраста от длительности грудного
Вскармливания (40 детей, 2005 г.)
№ п/п |
Ранг
Длительность вскармливания
Кол-во детей
%
Развитие в N
Поведение в N
6
7
Довольно часто в условиях семьи либо не создаются оптимальные условия для развития ребенка, либо наблюдается форсирование темпов развития, в результате чего ребенок лишается тех основ, которые формируются в раннем детстве, и родители не приходят к желаемым результатам. Выигрывая в сроках усвоения знаний, теряются неповторимые возможности, присущие детям раннего возраста. Ребенок развивается по своей программе.
Особого внимания заслуживают дети, имеющие недостаточную готовность к школе. Готовность к школе определяется рядом факторов:
1. Физиологическая готовность (уровень развития основных функциональных систем организма ребенка и состояние его здоровья);
2. Социальная готовность (к новым формам общения, новому отношению к окружающим и себе);
|
3. Психологическая готовность (личностио-мотивационная и волевая сфера). При этом дети должны иметь элементарную систему знаний, определенный уровень развития мышления, речи, внимания, памяти; формирование учебно-важных качеств;
4. Эмоциональная готовность — умение регулировать импульсивность реакций, развитие эмоционально-коммуникативных умений.
У детей появляется стремление к новому социальному положению школьника, которое известный психолог А.И. Божович называет «внутренняя позиция школьника», когда социальные мотивы связаны с учебной деятельностью и познавательными интересами.
Нужно ли учить ребенка до школы? Л.С. Выготский писал, что ребенок может усвоить новую программу, если она «по природе своей, своим интересам, уровню мышления... является его собственной программой». Ребенок еще всему должен «научиться учиться».
Однако часто в семье, да и в дошкольных учреждениях лепится маленький школьник. Дети лишаются игрf^i, общения с близкими и сверстниками, появляется тревога, негативизм, агрессия.
В большой степени готовность к школе зависит от уровня мотивации, которая должна постоянно формироваться.
Какие же уровни мотивации могут быть?
1. Социальная мотивация (потому что учиться идут все, учиться важно). Учатся хорошо, следуют инструкции, не ищут новых способов решения задач.
2. Учебно-познавательная мотивация (высокая учебная активность, связанная с интересами ребенка). Учатся неровно, не любят упражнений.
3. Оценочная мотивация (получать пятерки - ориентировка на учителя, очень от него зависят. Но и учатся себя оценивать. Мало собственного творческого начала).
4. Ориентировка на внешние данные (портфель, костюм, пенал). Не готовы к учебной деятельности. Повторяют слова мамы «не быть дворником».
5. Игровая мотивация — в школе играют (берут с собой игрушки). Не адекватны учебной деятельности.
Мотив должен формироваться через игру «в школу», книги, экскурсии в школьный класс, беседы и др. методы. Говоря о социаль ной адаптации, важно, как дети оценивают себя и окружающих.
• Дети с завышенной самооценкой в результате бедного опыта общения с окружающими в школе часто терпят крах, т. к. видят свою несостоятельность (дома их захвалили, они были кумирами в семье).
• Дети с заниженной самооценкой испытывают страх перед школой (например, девочка, которая не хотела идти в школу, мотивируя тем, что «Я не знаю ответов»). Такие дети требуют особого внимания: поощрения, создания условий для обеспечения успешной деятельности.
|
Исследования гигиенистов, говоря об интеллектуальной готовности, обращают внимание на постепенное формирование учебно-воле вых качеств, которые состоят из пяти блоков*:
1. Личностно-мотивационный (желание учиться).
2. Принятие учебной задачи (желание, интерес, произвольное внимание, память, уровень умственного развития).
3. Представление о содержании деятельности и способах решения задач.
4. Работающий информационный блок (восприятие, переработка, сохранение информации).
5. Управление деятельностью (планирование, контроль, оценка своей деятельности).
Кроме того, нужно помнить, что готовность к школе совпадает с переходом ребенка на новый этап развития - критический
* Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. — М.: 2001.
8
9
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют... История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем... Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится... История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м... © cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста. |