Модуль1. Введение в детскую психологию — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Модуль1. Введение в детскую психологию

2019-11-11 239
Модуль1. Введение в детскую психологию 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Детская психология

Направление: 44.03.05 Педагогическое образование

 

Уровень образования: бакалавриат

 

Направленность (профиль): Начальное образование

Дошкольное образование

 

Челябинск 2019


 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Предметно-игровая активность как предпосылка игры. Игровое отношение к предмету. Предметная игра как основа зарождения сюжетно-отобразительной игры.

Тема 3.2 Развитие игровой деятельности

Теории игровой деятельности. Натуралистические взгляды на природу детской игры (Г.Спенсер, К.Гросс, К.Бюлер, В.Штерн) Взгляды на игру С.Холла. Психоаналитическое направление (3.Фрейд, Адлер). Биологический подход К.Коффки, К.Левина, Ж.Пиаже.

Социальный характер содержания ролевых игр. К.Д. Ушинский о роли игры в развитии ребенка. Взгляды отечественных психологов на возникновение и сущность игры (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец и др.). Игра как потребность детей в приобщении к миру взрослых.

Психологические особенности ролевой игры. Сюжет, содержание, роли, правила, игровые действия. Развитие элементов игровой деятельности на протяжении дошкольного возраста. Уровни развития игровой деятельности. Игра как основа зарождения других видов детской деятельности.

Игра как школа социальных отношений. Взаимоотношения между детьми в игре. Ролевые и реальные взаимоотношения, их формирование. Роль взрослых в развитии игровой деятельности дошкольника. Новообразования детского возраста и значение игры для психического развития ребёнка.

Тема 3.3 Развитие элементов учебной деятельности

Учебная деятельность, ее значение в жизни ребенка и место в образовательном процессе детского сада. Познавательная деятельность как основа учебной деятельности. Взаимосвязь учебной и игровой деятельности. Организация учебно-познавательной деятельности дошкольников. Исследования учебной деятельности дошкольника (А.В.Запорожец, А.П.Усова,, Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер и др.).

Элементы учебной деятельности (мотивы, цель, учебные действия) и их развитие на протяжении дошкольного возраста. Формирование мотивов учебной деятельности. Условия возникновения, развития и сохранения интереса к учению. Осознание дошкольником смысла учебной деятельности к концу дошкольного возраста. Освоение детьми учебных действий: умение принять учебную задачу, понимая ее смысл; умение находить способ выполнения задания (наблюдение, сравнение, группировка и др.); навык самооценки и самоконтроля.

Тема 3.4 Продуктивная деятельность и элементы труда

Роль продуктивной деятельности в психическом развитии ребенка. Продуктивная деятельность как моделирование действительности и расширения границ ее познания и как формирование умений создавать и воплощать замыслы. Виды продуктивной деятельности: изобразительная, конструктивная.

Психологические предпосылки трудовой деятельности. Своеобразие трудовой деятельности дошкольника. Взаимосвязь трудовой деятельности с другими видами деятельности: игровой, продуктивной, учебной. Влияние трудовой деятельности дошкольника на психическое развитие.

Целенаправленность и целесообразность как основа развития трудовых действий. Развитие общественных мотивов труда

Модуль 3 Познавательное развитие дошкольника

Тема 3.1 Общая характеристика познавательного развития

Особенности представлений о мире в дошкольном возрасте. Становление образа мира на основе представлений и понятий. Неразличение психического и объективного как познавательная позиция ребенка.

Развитие психологического механизма познавательной деятельности как совокупности функционирования психических процессов. Функции познавательных процессов.

Формирование знаково–символической деятельности на основе внутреннего плана сознания. Этапы становления знаково-символической деятельности. Формирование произвольности и опосредованности познавательного развития.

Познавательная деятельность как самоценная форма детской активности. Развитие познавательных устремлений. Развитие познавательных интересов в дошкольном возрасте. Ступени развития познавательного интереса: любопытство, любознательность, собственно познавательный интерес, теоретический интерес.

Тема 3.2 Сенсорное развитие

Сенсорное развитие как основа чувственного познания. Теории сенсорного развития (М.Монтессори, Л.А.Венгер).

Развитие ориентировки в свойствах предметов. Сенсорные эталоны. Закономерности усвоения сенсорных эталонов. Роль слова в усвоении сенсорных эталонов. Развитие действий восприятия на протяжении дошкольного возраста. Роль моделирования в формировании перцептивных действий.

Развитие видов восприятия. Восприятие пространственных и временных отношений. Восприятие речи. Восприятие художественных произведений. Восприятие человека. Восприятие изображений.

Тема 3.3 Развитие мышления

Развитие предметных действий и умственное развитие ребенка в раннем возрасте. Формирование и развитие восприятия и мышления. Наглядно-действенное мышление как ведущий вид. Появление наглядно-образных форм мышления к концу раннего возраста. Развитие мыслительных процессов. Появление обобщений. Формирование знаковой функции сознания.

Особенности развития мышления дошкольника. Развитие внеситуативности мышления. Развитие мыслительных операций на протяжении дошкольного возраста.

Закономерности развития видов мышления в дошкольном возрасте. Наглядно-действенное, наглядно-образное и дискурсивное (логическое) мышление, их особенности и взаимосвязь. Исследования Дж.Бренера, Н.Н. Поддьякова о видах мышления дошкольника. Значение разных видов деятельности в развитии мышления. Соотношение умственной и практической деятельности.

Теория Ж. Пиаже о стадиях интеллектуального развития детей. Эгоцентризм речи и мышления. Проблема формирования умственных действий и понятий в процессе целенаправленного обучения. Роль речи в усвоении понятий.

Развитие умственных способностей детей. Усложнение и расширение круга мыслительных задач в дошкольном детстве. Экспериментирование как способ установления скрытых связей и отношений. Детское моделирование, его значение в развитии мышления. Л.А.Венгер о детском моделировании. Виды детского моделирования.

Тема 3.4 Развитие внимания

Особенности внимания дошкольника. Условия развития непроизвольного внимания. К.Д.Ушинский о значении внимания в психическом развитии ребенка. Формирование устойчивости внимания ребенка.

Развитие произвольного внимания. Л.С.Выготский о генезисе и развитии произвольного внимания. Роль внешней опоры в развитии внимания. Роль слова в организации внимания у дошкольников. Развитие способности выполнять инструкции взрослого и контролировать собственную деятельность

Значение игры и обучения в развитии внимания. Влияние условий жизни и воспитания на формирование внимания у ребенка.

 

3.5 Развитие памяти

Особенности развития памяти. Развитие непроизвольной памяти детей. Реминисценция, как особенность детской памяти. Эйдетизм представлений ребенка.

Развитие произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса со стороны взрослых и самого ребенка. Развитие произвольного запоминания и воспроизведения. Исследования З.М.Истоминой об особенностях произвольной памяти дошкольника и условиях развития логического запоминания. Интеллектуализация памяти.

Развитие и характеристика видов памяти дошкольника: двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая. Условия развития памяти.

Тема 3.6 Развитие воображения и творчества

Проблема развития воображения дошкольников. Особенности воображения дошкольников. Зависимость воображения ребенка от его опыта.

Характеристика образов воображения ребенка. Психологический механизм детской фантазии. Эйдетизм образов воображения. Смешение образов памяти и воображения. Связь воображения с детскими потребностями и эмоциями.

Способы создания новых образов. Виды и функции воображения дошкольников. Развитие произвольности воображения. Переход от воображения в действии к внутренним собственно психическим формам воображения.

Условия развития воображения. Влияние литературных произведений (сказок, рассказов) на развитие воображения. Словесное творчество. Воображение и изобразительная деятельность. Роль игры и конструктивной деятельности в развитии воображения. ТРИЗ в детском саду.

Тема 3.7 Развитие речи

Развитие речи в раннем детстве. Понимание речи. Переход к активному усвоению речи Этапы в овладении активным словом. Овладение речью на основе психологического механизма – языкового чутья. Автономная, ситуативная, описательная речь. Эгоцентризм речи. Роль раннего опыта ребенка в овладении речью. Формирование всех сторон речи. Развитие функций речи.

Особенности развития речи дошкольников. Интенсивное овладение речью в процессе общения с окружающими людьми. Исследования речевого развития дошкольников. Речь как основа перестройки психических процессов. Эгоцентрическая речь, ее значение в психическом развитии детей.

Развитие словаря. Осознание словарного состава и грамматического строя речи. Развитие звуковой стороны речи и осознание звукового состава слова, развитие фонетического слуха. Активность ребенка по отношению к языку, детское словообразование.

Развитие функций речи. Планирующая, знаковая функции речи. Развитие умения пользоваться речью как средством коммуникации. Расширение и усложнение форм общения и развитие связной речи.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов

Л ПЗ ЛР СРС Всего
1 Введение в детскую психологию 4 8   6 18
1.1 Предмет, структура, задачи 2 -   - 2
1.2 История психологических знаний о ребенке - 2   2 4
1.3 Стратегии и методы исследования   2   2 4
1.4 Основные закономерности психического развития 2 4   2 8
2 Деятельность дошкольника 2 6   10 18
3.1 Роль деятельности в психическом развитии ребенка 1 -   - 1
3.2 Развитие предметной деятельности в раннем возрасте - 2 - 2 4
3.3 Развитие игровой деятельности - 2   2 4
3.4 Развитие элементов учебной деятельности 1 -   2 3
3.5 Продуктивная деятельность и элементы труда - 2   4 6
3 Познавательное развитие дошкольника 4 8   16 28
3.1 Общая характеристика познания. 1       1
3.2 Сенсорное развитие 1 2   4 7
3.3 Развитие мышления 1 2   4 7
3.4 Развитие внимания и памяти - 2   2 4
3.5 Развитие воображения и творчества 1 2   2 5
3.6 Становление речи - -   4 4
4 Развитие личности дошкольника 6 10   28 44
4.1. Формирование самооценки и «образа Я» 2 2   4 8
4.2 Развитие личностных механизмов поведения 1 -   4 3
4.3 Развитие эмоциональной сферы 1 2   4 7
4.4 Развитие нравственного сознания и характера - 2   6 8
4.5 Детская индивидуальность - 2   4 6
4.6 Социализация в дошкольном возрасте 2 2   6 10
  Всего 16 32   60 108

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Список основной литературы

1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. – М.: Пед. общество России, 2011.

2. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1985. *

3. Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. зав. – СПб.: Питер 2012.

4. Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Г.А. Урунтаева. – М., 2010.

Примеры заданий итогового контроля

1 Предметом детской психологии является:

а) возраст;

б) мозг ребенка;

в) закономерности и возрастные особенности психического развития в дошкольном возрасте;

г) детство как социокультурное явление.

2 «Детство» – это:

а) нормы психического развития;

б) возрастной период развития человека;

в) условие психического развития;

г) биогенетические задатки.

3 Психологический факт – это:

а) закономерность психического развития;

б) явление;

в) доказательство;

г) умозаключение.

4 Метод исследования направлен на:

а) сбор и интерпретацию фактов психического развития;

б) объяснение психических явлений;

в) обучение и воспитание;

г) определение понятий.

5 Интериоризация – это:

а) уровень психического развития;

б) процесс перехода внутренних действий во внешние;

в) неравномерность психического развития;

г) процесс перехода внешних действий во внутренний план.

6 Акселерация предполагает:

а) изменение возраста;

б) ускорение развития;

в) отклонение в развитии;

г) одаренность в развитии.

7 Показатели детской одаренности:

а) ускоренный темп психического развития;

б) нестандартность в решении жизненных ситуаций;

в) оригинальность результатов деятельности;

г) кризисы в развитии.

8 Отличие человеческого мозга от мозга животных проявляется в:

а) весе;

б) пластичности (обучаемости);

в) строении;

г) количестве нейронов.

9 Ведущая деятельность обусловливает:

а) ход психического развития;

б) развитие одаренности;

в) психологические новообразования;

г) кризисы развития.

10 Развивающее обучение – это:

а) зона ближайшего развития;

б) развитие мышление;

в) обучение, построенное на самостоятельном решении задач;

г) ускоренное развитие.

Терминологический минимум

Детство, онтогенез; возраст, методы; тесты; диагностика; коррекция; норма развития; развитие; возрастная периодизация; ведущая деятельность; новообразование психики; социальная ситуация развития; кризисы; внутренняя позиция; сензитивные периоды развития; внутренние ориентировочные действия; интериоризация; наследственность; врожденность; акселерация; одаренность; темпы психического развития;.

Примеры заданий итогового контроля

1 Деятельность это:

а) активность, связанная с преобразованием окружающего мира;

б) процесс развития психических качеств;

в) механизм психического развития;

г) условие обучения.

2 Процесс интериоризации обеспечивает:

а) перевод внешних действий во внутренний план;

б) формирование психических качеств;

в) становление картины мира;

г) развитие мотивов поведения.

3 Игра – это:

а) познание окружающего мира;

б) отражение деятельности и взаимоотношений взрослых;

в) создание необходимых для жизнедеятельности продуктов;

г) средство общения.

4 Конфликты из за ролей возникают в возрасте:

а) раннем;

б) младшем дошкольном;

в) среднем дошкольном;

г) старшем дошкольном.         

5 Элементы учебной деятельности появляются к:

а) пяти годам;

б) трем годам;

в) четырем годам;

г) шести годам.

6 Истинными мотивами учебной деятельности являются:

а) познавательный интерес;

б) потребность в оценке;

в) осознание необходимости в подготовке к будущей жизни;

г) желание походить на взрослых.

7 Исследователи познавательной и учебной деятельности:

а) К.Гросс;

б) М.И.Лисина;

в) Д.Б.Эльконин;

г) А.П.Усова.

8 Элементы трудовой деятельности появляются к:

а) пяти годам;

б) трем годам;

в) четырем годам;

г) шести годам.

9 Предметные действия оказывают непосредственное влияние на умственное развитие ребенка потому, что:

а) формируют образ предметов;

б) способствуют усвоению сенсорных эталонов;

в) формируют способность устанавливать связи между предметами;

г) способствуют развитию творческого воображения.

10 Совместный труд со сверстниками необходим для:

а) формирования общественных мотивов труда;

б) знакомства с видами труда;

в) создания продуктов;

г) формирования интереса к партнерской деятельности.

11 Основным требованием к развивающей среде в группах раннего возраста является:

а) яркость;

б) предметность;

в) пространственность;

г) свобода.

12 Игровые действия у ребенка появляются:

а) к 1,5 годам;

б) к 2 годам;

в) к 2,5 годам;

г) к 3 годам.

Терминологический минимум

Предметная деятельность; соотносящие действия; орудийные действия; ориентировочная деятельность; игра; сюжет; роль; правила; игровые действия; игровые взаимоотношения; игровой материал; сюжетосложение; имитация; учебная деятельность; познавательная деятельность; познавательный интерес; учебные действия; самоконтроль; обобщенные способы действий; проблемные ситуации; экспериментирование; продуктивная деятельность; труд; общественные мотивы труда; трудовые действия; производительный труд.

 

Терминологический минимум

С енсорная система; сенсорное развитие; сенсорные эталоны; действия восприятия; перцепция;

Наглядно-действенное мышление; наглядно-образное мышление; схематическое мышление; словесно-логическое мышление; моделирование; внеситуативность мышления; эгоцентризм мышления; ориентировочнная основа действий; умственные действия;; конкретность мышления.

Непроизвольное внимание; устойчивость внимания; концентрация внимания; утомляемость; произвольность деятельности; объем внимания; распределение внимания; произвольное внимание; переключение внимания; доминанта.

Непроизвольная память; латентный период; реминисценция; эйдетические образы; мнемические действия; образная, эмоциональная, словесно-логическая память.

Непроизвольность воображения; внешняя опора создания образов; фантазия; детское творчество; гиперболизация; агглютинация; антиципация; эйдетизм образов воображения.

Активный словарь; пассивный словарь; эгоцентрическая речь; планирующая функция; коммуникативная функция; языковое чутье; неологизм; фонематический слух.

 

Примеры заданий итогового контроля

1 Установите последовательность изменения форм общения на протяжении дошкольного возраста:

а) эмоционально-практическая;

б) ситуативно-деловая;

в) внеситуативно-личностная;

г) внеситуативно-познавательная;

2 Назовите ученого, внесшего значительный вклад в разработку теории общения детей дошкольного возраста:

а) Поддъяков Н.Н.;

б) Дьяченко О.М.;

в) Лисина М.И.;

г) Люблинская А.А.

3 Произвольное поведение характерно для ребенка:

а) среднего дошкольного возраста;

б) старшего дошкольного возраста;

в) раннего возраста;

г) младшего дошкольного возраста.

4 Эгоцентрическая речь не выполняет следующие функции (по Выготскому Л.С.):

а) осмысление ситуации;

б) сопровождение детской активности;

в) средство мышления;

г) уход в собственный внутренний мир.

5 Выдеделите личностные механизмы поведения дошкольника:

а) соподчинение мотивов;

б) чувства и эмоции;

в) желание понравиться другим;

г) подражание.

6 Индивидуальность ребенка проявляется в:

а) поведении;

б) особенностях деятельности;

в) усвоении моральных норм;

г) физических возможностях ребенка.

7 Эмоциональное благополучие ребенка зависит от:

а) его индивидуальных особенностей;

б) умственного развития;

в) отношения к нему со стороны взрослых;

г) удовлетворения его потребностей.

8 Собственное мнение ребенка формируется в возрасте:

а) трех лет;

б) четырех лет;

в) пяти лет;

г) шести лет.

9 Проблемой общения дошкольников занимались:

а) М.И.Лисина;

б) Т.А.Репина;

в) Н.Н.Поддъяков;

г) Ж.Пиаже.

10 Выделите причины изолированности детей:

а) неуспех ребенка в деятельности;

б) интравертированность;

в) высказывание ребенком собственного мнения;

г) успех в деятельности.

11 Социометрия – это:

а) технология обучения;

б) методика изучения статуса ребенка в группе;

в) методика изучения достижений ребенка;

г) методика изучения уровня социализации.

 

Терминологический минимум

Самосознание; самодостаточность; самооценка; потребность в самоактуализации; внутренняя позиция; автономность.

Мотивация поведения; притязание на признание; иерархия мотивов; соподчинение мотивов; волевые устремления; произвольность; целенаправленность.

Эмоциональность; заражаемость; интеллектуализация чувств; социальные чувства; экспрессия эмоций; эмоциогенная среда; эмоциональное благополучие; личностные комплексы; аутизм; агрессия; тревожность; фобии; комплекс неполноценности; эмоциональная холодность;

Моральные нормы; моральные эталоны;этические инстанции; морально-нравственное развитие; моральное сознание; моральная саморегуляция; этические оценки; полярные моральные эталоны; моральные понятия и суждения; ассертивность; нравственные качества; толерантность.

Индивидуальность; темперамент; свойства нервных процессов; возбудимость; сензитивность нервной системы; акцентуации характера; экстравертированность; интровертированность; нейротизм; неврозы; задатки; одаренные дети; интеллектуальная одаренность; художественная одаренность.

Вопросы к экзамену

1. Детская психология в системе наук о человеке. Задачи детской психологии в свете развития образования на современном этапе.

1. Методологические принципы изучения психики ребенка. Стратегии исследования.

2. Эмпирические методы исследования.

3. Детство как социокультурный феномен и как предмет науки.

4. Факторы психического развития.

5. Возрастная периодизация психического развития.

6. Возрастные кризисы. Подход к детям в условиях кризиса.

7. Психическое развитие и деятельность. Ведущая деятельность, ее признаки.

8. Характеристика стадии новорожденности.

9. Развитие познавательных процессов в младенческом периоде.

10.  Предпосылки развития речи. Развитие движений руки ребенка в младенчестве.

11. Развитие эмоциональных контактов младенцев с взрослыми.

12. Продуктивные виды деятельности в раннем возрасте, их значение в развитии личности.

13. Развитие предметной деятельности в раннем возрасте. Развитие видов предметных действий.

14. Наглядно-действенное мышление как ведущий вид мышления. Появление наглядно-образных форм мышления к концу раннего возраста.

15. Развитие речи ребенка раннего возраста.

16.  Особенности внимания и памяти в раннем возрасте.

17. Предпосылки развития личности ребенка в раннем возрасте.

18. Психологическая характеристика кризиса 3-х лет.

19. Психологические основы построения развивающей среды в группах раннего возраста.

20. Особенности игры в дошкольном возрасте. Развитие элементов игровой деятельности.

21.  Игра как школа социальных отношений. Значение игры в психическом развитии дошкольника.

22. Учебная деятельность, ее значение в жизни ребенка и место в образовательном процессе детского сада.

23. Развитие элементов учебной деятельности дошкольника.

24. Развитие видов продуктивной деятельности, их роль в психическом развитии ребенка.

25. Элементы труда и их развитие в дошкольном возрасте.

26. Общение с взрослыми как фактор развития личности дошкольника.

27..Ребенок и детская группа. Особенности общения дошкольников.

28. Изучение межличностных отношений в детской группе. Работа с изолированными детьми.

29. Мотивы поведения дошкольников. Соподчинение мотивов как новообразование дошкольного возраста.

30. Становление этических инстанций у дошкольника. Усвоение моральных эталонов.

31. Особенности развития самопознания дошкольника. Формирование «образа Я».

32. Развитие самооценки в дошкольном возрасте.

33. Особенности эмоциональной сферы дошкольника. Виды чувств и их развитие.

34. Общая характеристика познавательного развития дошкольника.

35. Особенности развития речи дошкольников.

36. Сенсорное развитие. Закономерности усвоения сенсорных эталонов. Развитие действий восприятия в дошкольном возрасте.

37. Развитие видов восприятия дошкольника.

38. Особенности развития мышления дошкольника. Развитие мыслительных операций и форм мышления.

39. Развитие видов мышления в дошкольном возрасте.

40. Развитие непроизвольного внимания дошкольника. Развитие произвольного внимания дошкольника. Роль игры и обучения в развитии внимания.

41. Особенности памяти дошкольника. Развитие видов памяти. Условия развития логического запоминания дошкольника.

42. Особенности воображения дошкольника. Направления развития воображения в дошкольном возрасте. Условия развития детского воображения.

43. Детская индивидуальность, ее проявления.

44. Учет особенностей возбудимых детей воспитателем.

45. Учет особенностей спокойных и медлительных детей.

46. Учет особенностей детей со слабым типом нервной системы.

 

Детская психология

Направление: 44.03.05 Педагогическое образование

 

Уровень образования: бакалавриат

 

Направленность (профиль): Начальное образование

Дошкольное образование

 

Челябинск 2019


 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Модуль1. Введение в детскую психологию

Тема 1.1 Предмет, структура, задачи детской психологии

Детская психология – наука, изучающая факты и закономерности психического развития ребенка. Детство как социокультурный феномен и как предмет науки. Возраст – единица анализа в детской психологии. Специфика психического развития ребенка.

Детская психология как раздел возрастной психологии. Место детской психологии в системе наук. Основные разделы и связь детской психологии с философией, общей, социальной, педагогической психологией, возрастной физиологией, педагогикой, частными методиками и другими науками.

Значение детской психологии в практической деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения. Задачи детской психологии в свете развития образования на современном этапе.

 

Тема 1.2 История детской психологии

Предпосылки выделения детской психологии в самостоятельную область психологической науки: требования педагогической практики, разработка идеи развития в науке, появление экспериментальной психологии.

Характеристика этапов развития детской психологии. Развитие детской психологии в России

Основополагающее значение для развития детской психологии психологической школы Л.С.Выготского и его последователей: Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, А.В.Запорожца, Л.И.Божович, М.И,Лисиной, Л.А.Венгера и др. Детская психология на современном этапе.

Тема 1.3 Стратегии и методы исследования

Методологические принципы изучения психики ребенка. Понятие о психологическом факте. Факты и закономерности. Принципы психологического исследования. Стратегии исследования: трансверсальная, лонгитюдная, экспериментально-генетическая или формирующая.

Программа психологического исследования психики ребенка. Характеристика исследовательских и диагностических методов изучения психики ребенка.

Эмпирические методы. Стратегия наблюдения. Виды наблюдения, дневниковое наблюдение. Стратегия эксперимента, особенности использования при изучении ребенка; ведущее значение формирующего эксперимента. Методы опроса, беседа, условия ее проведения с ребенком. Изучение продуктов детской деятельности. Использование тестов в детской психологии: тесты – задания, тесты – опросники, проективные тесты.

Организация психологического обследования ребенка в детском саду. Роль педагога в изучении ребенка. Составление психологической характеристики ребенка.

Тема 1.4 Основные закономерности психического развития

Понятие о психическом развитии. Неравномерность психического развития, ее причины. Акселерация. Темп психического развития. Проблемы детской одаренности и задержки психического развития.

Предпосылки и условия психического развития. Проблема генотипической и средовой обусловленности психического развития. Наследственные особенности, прирожденные свойства организма и процессы психического развития, как предпосылки психического развития.

Социальные факторы как условия психического развития: социальная среда, обучение, собственная активность ребенка. Психическое развитие и деятельность. Внутренняя ориентировочная деятельность как содержание психического развития. Ведущая деятельность, ее признаки. Психическое развитие и обучение. Обучение и сензитивные периоды развития. Понятие о зоне ближайшего развития. Роль обучения в расширении зоны ближайшего развития. Развивающее обучение.

Возрастная периодизация психического развития. Критерии выделения возрастных периодов в отечественной психологии. Новообразования, социальная ситуация развития и ведущий вид деятельности. Противоречия, возникающие в ходе психического развития, их разрешение или обострение. Возникновение возрастных кризисов, их значение в развитии.

Модуль 2 Деятельность дошкольника

Тема 3.1 Роль деятельности в психическом развитии ребенка

Психическое развитие и деятельность. Внутренняя ориентировочная деятельность как содержание психического развития. Ведущая деятельность, ее признаки. Концепция целостного развития ребенка как субъекта детских видов деятельности

Тема 3.2Развитие предметной деятельности

Развитие предметной деятельности в раннем возрасте. Переход от элементарного манипулирования к предметным действиям и к предметно-игровым. Этапы формирования предметных действий. Типы предметных действий. Развитие орудийных и соотносящих действий у детей. Связь предметных действий с характером ориентировочной деятельности.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.