Принятие решений в процессе управления. Процесс управления как процесс принятия решений. Информация как предмет управленческого труда. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Принятие решений в процессе управления. Процесс управления как процесс принятия решений. Информация как предмет управленческого труда.

2019-11-11 282
Принятие решений в процессе управления. Процесс управления как процесс принятия решений. Информация как предмет управленческого труда. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Роль и место субъекта в процессе принятия решений. Стили руководства при принятии решений. Индивидуальные и коллективные решения.

 Субъект, или лицо, принимающее решение (ЛПР); аналитик; консультант; эксперт; активные группы как основные участники процесса принятия решений.

ЛИЦО, ПРИНИМАЮЩЕЕ РЕШЕНИЕ (ЛПР) — человек, знающий цель, которая служит мотивом постановки задачи и поиска ее решения. Возможно принятие решений группой лиц, заинтересованных в проектируемом объекте, т.е. органом принятия решения (ОПР). При оценке альтернатив и принятии решений ЛПР (ОПР) могут опираться на информацию, получаемую от специалистов других профилей, в частности, экспертов и консультантов.

Стиль руководства - это совокупность определенных принципов, наиболее характерных и устойчивых методов решения поставленных задач и проблем, в процессе реализации решений

По мнению В. Врума и Ф. Йеттона, в зависимости от ситуации, особенностей коллектива и характеристики самой проблемы можно говорить о пяти стилях управления, обозначаемых ниже символами А, Б, В, Г, Д:

A. Руководитель сам принимает решения на основе имеющейся информации.

Б. Руководитель сообщает подчиненным суть проблемы, выслушивает их мнения и принимает решение.

B. Руководитель излагает проблему подчиненным, обобщает высказанные ими мнения и с учетом их принимает собственное решение.

Г. Руководитель совместно с подчиненными обсуждает проблему и в результате вырабатывают общее мнение.

Д. Руководитель постоянно работает совместно с группой, которая или вырабатывает коллективное решение, или принимает лучшее, независимо от того, кто его автор.

Коллективные методы обсуждения и принятия решений.

Основным моментом в процессе коллективной работы над реализацией управленческих решений является определение круга лиц — участников данной процедуры. Чаще всего это временный коллектив, в состав которого включаются, как правило, и руководители, и исполнители. Главными критериями формирования такой группы являются компетентность, способность решать творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникабельность. Коллективные формы групповой работы могут быть разными: заседание, совещание, работа в комиссии и т.п. Наиболее распространен такой метод коллективной подготовки управленческих решений, как «мозговой штурм», или «мозговая атака» (совместное генерирование новых идей и последующее принятие решений). Если предстоит решить сложную проблему, собирается группа людей, которые предлагают любые решения определенной проблемы. Основное условие «мозгового штурма» — создание обстановки, максимально благоприятной для свободного генерирования идей. Чтобы этого добиться, запрещается опровергать или критиковать идею, какой бы на первый взгляд фантастической она ни была. Все идеи записываются, а затем анализируются специалистами

 

 

Требования, предъявляемые к управленческим решениям в процессе их разработки.

Фаза подготовки управленческого решения под­разделяется на

следующие этапы: уяснение проблемs, анализ исходной ситуации, постановка

задачи, разработка вариантов решения.

На этапе уяснения проблемы нео6ходимо четко пред­ставить желаемую

ситуацию и трудности, которые связа­ны с ее достижением. При этом важно ясно

определить, что можно сделать для решения проблемы внутри систе­мы и что и в

какой степени зависит от окружающей среды.

Следующий этап предполагает анализ исходной си­туации. На этом этапе

анализируют потенциал органи­зации и состояние окружающей среды на момент

при­нятия решения с точки зрения возможности достижения поставленной цели или

получения желаемого резуль­тата.

Постановка задачи— это этап, в ходе которого конеч­ную цель подразделяют

на этапы ее достижения, а на каждом этапе намечают конкретные задачи, увязанные

с конечной целью. При этом особенно важно, чтобы задачи имели количественную

определенность и определенную последовательность решения.

Разработка вариантов решения — заключительный этап фазы подготовки

управленческого решения. Основ­ное содержание этого этапа заключается в

предложении различных вариантов решения поставленных задач. К раз­работке

вариантов решения привлекают специалистов. Количество предлагаемых вариантов

может быть различ­ным, но каждый вариант должен содержать четкую фор­мулировку

задачи, основные этапы ее решения по време­ни и данные о необходимых ресурсах

{материальных, тру­довых, финансовых), а также возможные последствия

осу­ществления данного варианта.

Существует ряд общих требований, которым должны соответствовать решения,

принимаемые в процессе уп­равления. К таким требованиям можно отнести

следу­ющие:

минимальное число корректировок;

сбалансированность прав и обязанностей менеджера, принимающего решение

(ответственность должна быть равна его полномочиям);

единство распорядительства, т. е. решение (или рас­поряжение) должно исходить

от непосредственного руко­водителя, На практике это означает, что вышестоящий

ру­ководитель не должен отдавать распоряжения «через голову» нижестоящего

руководителя;

строгая ответственность, т.е. управленческие решения не должны противоречить

друг другу;

обоснованность — это означает, что управленческое решение должна быть принято

на основе достоверной ин­формации о состоянии объекта с учетом тенденций его

развития;

конкретность;

полномочность — управленческое решение должно быть полномочным, т.е. должно

быть принято органом или лицом, имеющим право принять его;

своевременность — управленческое решение должно быть своевременным, ибо

задержка решения резко сни­жает эффективность управления.

Таковы основные требования, предъявляемые к ка­честву управленческих решений.

Эти-требования следу­ет в полной мере учитывать в процессе подготовки,

при­нятия и организации выполнения управленческих ре­шений.

 

Типология

1) Типология по степени участия руководителей разного уровня и специалистов: коллегиальные (экспертные и по согласованию); коллективные (демократические); индивидуальные (единоличные).

Коллегиальное решение — это решение, принятое группой руководителей и специалистов. Как правило, решения принимаются руководителем организации по согласованию с ведущими топ-менеджерами и специалистами, коллегиально. Так происходит в большинстве компаний. Руководитель делегирует параллельные полномочия или использует прием обязательного согласования, что в распорядительных документах прописывается: как «согласовано».

Коллективные (демократические) решения — это решения, принятые большинством сотрудников орг-ции, совместно трудовым коллективом или малой группой. В отличие от коллегиальных, демократические решения явл ярким выражением воли большинства членов трудового коллектива, малого или большого. Такие решения принимаются в ходе тайного голосования, использования методов экспертных оценок. Индивидуальные УР — это решения, котпринимаются руководителем единолично. В орг-циях малого бизнеса небольшое число уровней управления, высокая степень риска потери конкурентного статуса. Руководит такой организацией предприниматель, кот несет всю ответственность за дальнейшее ее функционирование в нестабильных рыночных условиях. Предприниматель опасается делегировать полномочия по финансовым и др значимым вопросам своим подчиненным и принимает решения единолично. Положит моментом индивид решения явл его творческий, неординарный характер. Недостатки индивид реш-ний проявляются тогда, когда они приобретают авторитарный характер.

2) Типология по уровням планирования и времени реализации мероприятий: стратегические, тактические, оперативные

Стратегические УР — это решения, кот принимаются на высшем уровне управления на долгосрочную перспективу развития организации. За такими решениями следует разработка: стратегического плана, производственной программы организации. Стратегические решения предполагают проведение кардинальных перестроек в организации. Они принимаются на уровне директоров, вице-президентов компании, зам. директоров, руководителей производственных подразделений и цехов. Тактические УР — это решения, кот принимаются на высшем и среднем уровнях управ-я. Они конкретизируют страт цель и необ для достижения этой цели. они могут быть связаны с продумыванием новых моделей поведения на рынке, изменением ценовой политики, организацией рекламных акций, оптимизацией работы профессиональных коллективов и т.д. Закупить новое оборудование, внедрить систему скидок и льгот для выгодных заказчиков, внедрить систему бонусов и премиальных вознаграждений за достигнутый персоналом результат, изменить принцип ценообразования — это примеры тактических решений.

Оперативные УР — решения, принимаемые в средних и низших эшелонах управления, связанные с организацией работы непосредственных исполнителей, обеспечением их ресурсами, материалами, информацией. Закупка материалов, ремонт офисного оборудования, направление работников на определенные участки для выполнения технических заданий, заключение договоров с потребителями, — это примеры оперативных управленческих решений. Такие решения принимаются в процессе ежедневной, напряженной работы трудового коллектива и требуют регулярного контроля со стороны руководителя.

3) Типология по содержанию управленческого процесса: социальные, экономические, организационные, технические. Соц решения — это решения, затрагивающие соц структуру организации, персонал, корпоративную культуру, климат и общие ценности. Организационные решения — это решения связанные с методами управления, способами достижения целей. Технические решения — это оперативные решения, которые необходимы для обеспечения трудового, производственного процессов, снабжения необходимыми ресурсами, материалами, информацией. Установить программное обеспечение в отделе, заменить сломанный станок, оплатить командировочные расходы, направить работника на важный производственный участок, — это примеры технических решений.

 

 

Эффективность решений.

Практика финансово-хозяйственной деятельности в условиях экономики рыночного типа показывает, что однотипные предприятия, располагающие примерно равными материальными и финансовыми ресурсами, зачастую имеют значительные расхождения в уровне прибыли. Одни из них динамично развиваются, другие приходят к банкротству.

Ведущие отечественные и зарубежные экономисты в связи с этим указывают, что одной из важнейших причин подобных расхождений являются различия в эффективности управления предприятиями или, иными словами, в эффективности разрабатываемых и реализуемых менеджерами управленческих решений.

В общем плане под эффективностью управления предприятием понимают результативность управления деятельностью предприятия, которая является следствием способности менеджеров разрабатывать эффективные управленческие решения и добиваться достижения поставленных целей.

Уровень экономической эффективности является важнейшей характеристикой системы управления и качества принимаемых управленческих решений.

 

Дескриптивная теория.

В настоящее время в теории принятия решений существует два подхода: нормативный и дескриптивный, которые разделяют теорию на две относительно независимые части: нормативную (предписывающую, математизированную, количественную) и дескриптивную (описательную, психологическую).

С позиции дескриптивной теории причины недостижения наиболее рац. решений в любой ситуации обусловлено психологическими факторами и ограниченными возможностями человека по переработке информации, которые необходимо рассматривать как реальность, к которой нужно приспосабливаться. Поэтому дескриптивная теория имеет ярко выраженный объясняющий характер и старается описать поведение и мышление людей в процессе принятия решений.

Дескриптивная теория пытается ответить на следующие вопросы: Как возникает представление о ситуации принятия решения? Как люди оценивают последствия принимаемых решений? Как люди оценивают вероятности различных факторов, влияющих на принятие решений? Какие правила и стратегии используют люди для принятия решений в различных ситуациях? Как на людей влияют различные факторы, управляющие процессом принятия решений?

Дескриптивная теория основывается на концепции ограниченной рациональности, которая была предложена в трудах лауреата Нобелевской премии по экономике Герберта Саймона. В рамках этой концепции рассматривается не «рациональный», а так называемый административный человек, принимающий не оптимальные, а удовлетворительные решения (критерии пригодности). Дело в том, что люди принимают решения на основе упрощенных представлений о действительности. При этом они используют три основных правила, или «стратегии упрощения», позволяющие им принять решение: 1) люди упрощают реальную ситуацию, рассматривая лишь небольшое число альтернатив и их возможных последствий, 2) люди упрощают проблему выбора, устанавливая так называемые уровни притязаний по всем возможным последствиям, к которым может привести та или иная альтернатива, 3) люди выбирают первую альтернативу, которая удовлетворяет всем уровням притязаний.

Чисто интуитивное решение – это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе и не нуждается даже, а понимании ситуации. Просто человек делает выбор. То, что называется озарением или шестым чувством, и есть интуитивные решения.

Решения, основанные на суждениях, часто кажутся интуитивными, так как их логика не очевидна. Такое решение – выбор, обусловленный знаниями или опытом о том, что случалось в сходных ситуациях для прогноза результатов альтернативных решений в данной ситуации.

Положительная сторона - возможность принять решение быстро, без сбора и анализа дополнительной информации.

Отрицательная:

решения принимаются на базе здравого смысла, который в чистом виде встречается редко,

информация, может быть искажена,

суждения не позволяют принимать правильные решения в уникальных ситуациях, так как принимающий решение не обладает необходимым для выбора опытом,

так как суждение всегда опирается на опыт, оно смещает ориентацию решения в знакомое по предыдущим ситуациям направление и новые альтернативы будут упущены.

 

 

Многокритериальные решения

Решения с одним критерием (однокритериальные решения) при наличии возможности его точного расчета являются объективными в том смысле, что всегда может быть выбран вариант (иногда их может быть несколько), при котором максимизируется или минимизируется значение критерия оптимальности. Даже при нескольких оптимальных вариантах не нужно располагать информацией о субъективных предпочтениях лица, принимающего решение (о его функции полезности) – с точки зрения теории эти решения равнозначны по своим последствиям.

Многокритериальные решения в общем случае всегда требуют дополнительной информации о субъективных предпочтениях, т. к. оптимизация по одному критерию часто ведет к ухудшению качества выбора по другому, и поэтому необходимо знать, какой критерий является наиболее важным с точки зрения субъекта принятия решения. Исключением являются частные случаи, когда один вариант ведет к оптимизации всех критериев. Следует отметить, что, если такая ситуация еще может встречаться в решениях с двумя-тремя критериями, при большем числе критериев она крайне маловероятна.

К сожалению, в управленческой практике большинство решений многокритериально. Поэтому многие решения представляют собой компромиссы.

Основные подходы к решению многокритериальных задач:

1. Выбор главного критерия

2. Метод последовательных уступок.

3. Использование составных критериев: а) аддитивного и б) мультипликативного.

4. Правило паритета

5. Правило «близости к идеалу».

6. Использование принципа Парето.

7. Другие методы.

 

29.

Экспертные технологиитехнологии получения, обработки и анализа экспертной информации.

Идея экспертного оценивания – в привлечении компетентных в данной области людей (экспертов) для получения необходимой новой информации из имеющейся. Результаты интуитивно-логического анализа экспертов обрабатываются с использованием специальных математических процедур.

Под экспертными оценками понимают комплекс логических и математических процедур, направленных на получение от специалистов информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и выработки рациональных решений.
Методы экспертных оценок можно разделить на две группы: методы коллективной работы экспертной группы и методы получения индивидуального мнения членов экспертной группы.
Методы коллективной работы экспертной группы предполагают получение общего мнения в ходе совместного обсуждения решаемой проблемы. Иногда эти методы называют методами прямого получения коллективного мнения. Основное преимущество этих методов заключается в возможности разностороннего анализа проблем. Недостатками методов является сложность процедуры получения информации, сложность формирования группового мнения по индивидуальным суждениям экспертов, возможность давления авторитетов в группе.
Методы коллективной работы включают методы "мозговой атаки", "сценариев", "деловых игр", "совещаний" и "суда".
Методы получения индивидуального мнения членов экспертной группы основаны на предварительном получении информации от экспертов, опрашиваемых независимо друг от друга, с последующей обработкой полученных данных. К этим методам можно отнести методы анкетного опроса, интервью и методы "Дельфи". Основные преимущества метода индивидуального экспертного оценивания состоят в их оперативности, возможности в полной мере использовать индивидуальные способности эксперта, отсутствии давления со стороны авторитетов и в низких затратах на экспертизу. Главным их недостатком является высокая степень субъективности получаемых оценок из-за ограниченности знаний одного эксперта.
Основные этапы процесса экспертного оценивания:

· формирование цели и задач экспертного оценивания;

· формирование группы управления и оформление решения на проведение экспертного оценивания;

· выбор метода получения экспертной информации и способов ее обработки;

· подбор экспертной группы и формирование при необходимости анкет опроса;

· опрос экспертов (экспертиза);

· обработка и анализ результатов экспертизы;

· интерпретация полученных результатов;

· составление отчета.

Методы ранжирования оценки эффективности подчиненных дают возможность производить сравнение работников друг с другом, а не только с установленным стандартом или нормативом. (применяются экспертами при принятии решений другого рода)
Эти методы характеризуются:
а) простотой в использовании;
б) позволяют различать сильных и слабых работников;
в) дают необходимую информацию для принятия решений (повышение зарплаты, увольнения, повышение или понижение в должности и др.).
Существует несколько разновидностей ранжирования: прямое ранжирование, чередующееся ранжирование, парное сравнение.
Прямое ранжирование

Прямое ранжирование требует проранжировать работников, входящих в оцениваемую группу, по определенному показателю (например, профессиональная компетентность, самостоятельность и др.) от самого плохого до самого хорошего или от наименее эффективного до наиболее эффективного. В этом случае самый лучший работник получает первый ранг, а худший — последний.
Чередующееся ранжирование
Этот метод требует ранжировать подчиненных, определяя их ранг, с левой стороны листа. Если необходимо — оценить подчиненных по интегральному критерию — ценность работника для организации (подразделения). Для этого руководитель должен выбрать самого ценного работника из списка, зачеркнув его фамилию с левой стороны и написав ее первой по порядку с правой стороны. Затем надо выбрать наименее ценного работника, зачеркнуть его фамилию и написать ее последней с правой стороны. Этот процесс повторяется затем для всех работников списка. В результате получается полный список работников с правой стороны листа, где они проранжированы от самого ценного до наименее ценного. Для оценки работников с использованием чередующегося ранжирования может также применяться любой другой критерий: способность к наставничеству, производительность, качество работы и др.
Парные сравнения

Метод нормирования – способ изучения и проектирования процессов с целью установления необходимых затрат.

 

 

30. Методика работы экспертных групп – все про различные методы оценивания(Метод "индивидуального блокнота", Метод "критической атаки", Метод номинальных групп, Метод "мозгового штурма", Метод "635", Метод экспертного фокусирования, Метод "консилиум" и т.д.)

МЕТОД ПАРНЫХ СРАВНЕНИЙ

- англ. method, paired comparison; нем. Methode des Paarvergleichs. Один из методов изучения предпочтений, при к-ром респондент должен из всех возможных парных сочетаний объектов, предложенных ему, выбрать самый предпочтительный в соответствии с заданным критерием. Результатом является матрица парных сравнений, в к-ром сумма элементов строк дает представление о ранжировке респондентом всех объектов.


 

 

Голосование по Борда

· Сумма мест

· Другие оценки

· Линейная свертка

· Трудность выявления предпочтений

· Нарушение аксиомы независимости от посторонних альтернатив

· Пример: .

Пример: голосование по Ролсу

· Два голосующих, семь кандидатов

· Ранжирование, выбор – минимакс ранга

· Три худших отбрасываются

· Оптимум – лучший из четырех оставшихся

· Если кандидат получается в результате 1-равновесия и 2-равновесия, то он единственный

· В противном случае – борьба за лидерство

Модель голосования Кондорсе

(Condorset Мари Жан Антуан Никола 1743–1794).

· Нечетное число игроков.

· Правило голосования – выбирается один из набравших максимальное количество голосов. В остальном – произвольно.

· Пустота a–ядра. Парадокс Кондорсе.

· Анонимность, нейтральность и строгая монотонность приводит к правилу Кондорсе

· Анонимность и категоричность противоречивы

· Манипуляции на выборах

 

 

Проблема неопределенности принятия решений в сложных ситуациях. Риск как следствие выбора в условиях неопределенности, как возможность «потерь» в результате выбора в условиях действия вероятностно представленных внешних факторов.

Принятие решений в условиях неопределенности основано на том, что вероятности различных вариантов ситуаций развития событий субъекту, принимающему рисковое решение, неизвестны. В этом случае при выборе альтернативы принимаемого решения субъект руководствуется, с одной стороны, своим рисковым предпочтением, а с другой — соответствующим критерием выбора из всех альтернатив по составленной им «матрице решений».

 

Основные критерии, используемые в процессе принятия решений в условиях неопределенности, представлены ниже.

критерий Вальда (критерий «максимина»)

критерий «максимакса»

критерий Гурвица (критерий «оптимизма-пессимизма» или «альфа-критерий»)

критерий Сэвиджа (критерий потерь от «минимакса») Методология принятия решения в условиях риска и неопределенности предполагает построение в процессе обоснования рисковых решений так называемой «матрицы решений»

 

Принятие решений в процессе управления. Процесс управления как процесс принятия решений. Информация как предмет управленческого труда.

Процесс управления - деятельность объединенных в определенную систему субъектов управления, направленная на достижение целей фирмы путем реализации определенных функций с использованием методов управления.

Решение - центральный момент всего процесса управления. Можно сказать, что сутью профессии менеджера является принятие решений.

Управленческое решение - это результат конкретной управленческой деятельности менеджмента. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:

выработку и постановку цели;

изучение проблемы на основе получаемой информации;

 выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;

 обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи); выбор и формулирование оптимального решения;           

 конкретизацию решения для его исполнителей.

Управленческий труд - вид трудовой деятельности по выполнению функций управления в организации. Назначением управленческого труда является обеспечение целенаправленной и скоординированной деятельности трудового коллектива по решению стоящих перед ним задач.

Предметом управленческого труда является информация.

Средством управленческого труда является организационная и вычислительная техника.

Результатом управленческого труда является управленческое решение.

Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения: принятие решения; реализация решения.

На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения.

На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; производится отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.

На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.

Управленческие решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, которые, хотя и экономят время, но содержит в себе вероятность ошибок и неопределенность.

Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий.

Предмет управленческого труда - информация о состоянии объекта управления и о необходимых изменениях в его функционировании и развитии.

 

2. Понятие теории принятия реш-й: решение, принятие решений, процесс принятия решений, управленческое решение. Сходство и различие понятий "принятие решений" и "решение проблем

ТЕОРИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ Дисциплина, изучающая процессы принятия решений и методы, которые используют управленцы, чтобы делать оптимальный выбор в ситуациях с высоким уровнем неопределенности и риска. Она занимается, с одной стороны, описанием того, как на практике решаются проблемные ситуации, а с другой - разработкой стратегий, использование которых обеспечит принятие наилучших решений в будущем.

Данная теория используется менеджерами и аналитиками для того, чтобы структурировать описание проблем и оценивать возможные варианты их решения.

процесс принятия любого решения проходит следующие стадии:

1. Определение проблемы, подлежащей решению. Выделяются основные составляющие части проблемы, и описывается их отношение друг к другу.

2. Сбор фактов. Факты должны собираться как можно более объективно и беспристрастно.

3. Определение множества возможных решений. Опираясь на полученные данные, следует описать все способы, которыми можно решить данную проблему.

4. Анализ возможных решений. Используя математический аппарат, сравниваются вероятные достоинства и недостатки каждого из возможных решений.

5. Выбор лучшей стратегии. Все варианты выстраиваются от наиболее до наименее предпочтительного, и выбирается наилучший.

Управленческое решение - это результат конкретной управленческой деятельности менеджмента. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:

выработку и постановку цели; изучение проблемы на основе получаемой информации; выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи); выбор и формулирование оптимального решения;          

  конкретизацию решения для его исполнителей.

Процесс управления - деятельность объединенных в определенную систему субъектов управления, направленная на достижение целей фирмы путем реализации определенных функций с использованием методов управления.

Решение - центральный момент всего процесса управления. Можно сказать, что сутью профессии менеджера является принятие решений.

можно сказать, что теория решений предлагает средства анализа проблем и поиска путей выхода из них, но не дает окончательных, а тем более однозначно "правильных" ответов. Ее использование позволяет сравнивать сильные и слабые стороны разных вариантов выбора, но сам выбор все равно остается за людьми.

Принятие решений - выбор одного из вариантов решения задачи или проблемы, в основе которого лежит информационное обеспечение и системный анализ ситуации.
Процедура принятия решений включает формулирование и сопоставление альтернатив, выбор, построение и корректировку гипотезы или программы действий.

 

3.Информация в процессе подготовки и принятия решения(информационный аспект управленческих решений). Содержательные и процедурные характеристики информации.

В массиве управленческой информации, обеспечивающей государственное управление, первостепенное место принадлежит той ее части, которая содержится в управленческих решениях. Именно в них, с одной стороны (в констатирующей части), фиксируются выявленные потребности, интересы и цели в управлении, описываются обстоятельства, факторы и причины, вызывающие необходимость формирования и реализации определенных государственно-управляющих воздействий, указываются конкретные ресурсы, возможности для изменения управленческой ситуации, а с другой (в постановляющей, резолютивной, директивной части) — выдвигаются требования и положения, нормы и правила, определенные действия, которые необходимо соблюдать и осуществлять в целях улучшения состояния какого-либо управляемого процесса, явления, отношения. Поэтому сила и результативность управленческих решений всецело зависят от того, какова управленческая информация и как она в них изложена. й

Информационные качества (иными словами, информационный уровень) управленческих решений представляют собой сгусток информации, заключенный в решении, отражающий определенную управленческую ситуацию, задачу, проблему и содержащий "заряд" (потенциал) управляющих воздействий, призванный перевести их на новый уровень. Здесь вполне проявляется возможная и реальная обусловленность, обоснованность и эффективность управленческих решений.

С точки зрения информации, заложенной в управленческих решениях, к последним предъявляются следующие требования.

Прежде всего необходимо, чтобы управленческое решение и в констатирующей, и в резолютивной частях отличалось полнотой информации читывая сложность управленческих проблем, на практике стремятся отразить в одном решении лишь их отдельные аспекты, стороны, взаимосвязи. Так легче готовить и принимать решения. Но при этом упускают из виду, что главный смысл информации в управленческом решении связан с будущим, с его влиянием на управляемые процессы. Для их преобразования как раз и нужна полная информация, выраженная в управленческом решении.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.101 с.