Среди межэтнических установок ключевое место занимает этнический стереотип. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Среди межэтнических установок ключевое место занимает этнический стереотип.

2019-11-11 220
Среди межэтнических установок ключевое место занимает этнический стереотип. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Этнические стереотипы — относительно устойчивые представления о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей. В содержании этнических стереотипов, как правило, зафиксированы оценочные мнения об указанных качествах. Помимо этого, в содержании этнических стереотипов могут присутствоватъ и предписания к действию в отношении людей данной национальности.

Ввёл в науку и практику ам. У. Липпманом в 1922 г. «Этнические стереотипы»,обозначил: распространенные в общественном мнении предвзятые представления о членах этнических, социальных, политических и профессиональных групп. Особенно распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации отдельных представителей той или иной этнической группы делаются предвзятые выводы относительно всей группы.

В содержании этнических стереотипов следует различать относительно устойчивое ядро — комплекс представлений о внешнем облике представителей данного народа, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни и трудовых навыков — и ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств данного народа. Изменчивость оценок этих качеств тесно связана с меняющейся ситуацией в межнациональных и межгосударственных отношениях.

Адекватность содержания этнических стереотипов действительности весьма проблематична. Скорее следует полагать, что этнические стереотипы отражают прошлый и настоящий позитивный или негативный опыт взаимоотношений народов, особенно в тех сферах деятельности, где данные народы наиболее активно контактировали (торговля, сельское хозяйство и т. д.).

Известно, что при контактах людей с чем-то незнакомым и чуждым у них возникает чувство любопытства и вместе с тем настороженности, и это полностью относится к межэтническим контактам.

Следует иметь в виду, что нередко этнические стереотипы создаются сознательно. В этом случае они становятся психологическим фактором формирования этнических предрассудков и предубеждений, межнациональной розни и вражды. Поэтому изучение этнических стереотипов необходимо для снятия межэтнической напряженности и нормализации межэтнических отношений.

2. Управление конфликтами в образовании.

1. Общая характеристика сущности конфликтов в образовательной среде.

2. Стратегии, тактики и методы разрешения конфликта.

3. Разрешение конфликтов без посредника.

4. Переговорный процесс как форма регулирования конфликта.

5. Прогнозирование, предупреждение (профилактика) конфликта в образовательной среде.

1          Общая характеристика сущности конфликтов в образовательной среде.

Особенности конфликтов в образовательной среде

 Конфликт в психологии рассматривается как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликтная ситуация возникает при наличии противоречивых позиций сторон.

Выделяется особая группа конфликтов – педагогические. Н.В. Самоукина делит педагогические конфликты на три большие группы:

1. Мотивационные конфликты, возникающие по причине слабой мотивации учебной деятельности школьников.

2. Конфликты, связанные с недостатками в организации обучения в школе.

 3. Конфликты взаимодействия   учащихся между собой, учителей и школьников, учителей и администрации.

Школьный конфликт – явление неизбежное и многоплановое. Он может возникнуть из ничего: из-за малейшего спора, разницы в пристрастиях, одежде, успехах в учебе. Происходит это прежде всего потому, что детям свойственно все преувеличивать, упрощать, доказывать «взрослость» и влияние.             

Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций (конфликты) можно выделить следующие:

 • ситуации деятельности, возникающие по поводу выполнения обучающимся учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;

• ситуации поведения, поступков, возникающие по поводу нарушения обучающимся правил поведения, чаще на уроках;

• ситуации отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений обучающихся, учителей и воспитателей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.

Распространенным видом конфликта «Учитель — ученик» является непонимание между педагогом и обучающимся. Очень часто ученики думают, что им незаслуженно ставят плохие оценки и мало прилагают стараний для того, чтобы исправить ситуацию. Не действует ни неприятие учителей, ни осуждение одноклассников. Иногда ребенок по каким-то причинам настолько погружается в себя и свой собственный мир, что перестает замечать происходящие вокруг события. Конфликт от этого только затягивается, что не способствует его разрешению.

 Подобные конфликтные действия в конфликте «Учитель — родитель ученика» могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Конфликт «Ученик - ученик» характеризуется формированием стойкого непринятия одних лиц другими. Враждующие стороны создают друг другу невыносимые условия существования, участвуют в различных заговорах. Участниками конфликта являются дети и подростки. Неписаным правилом таких конфликтов становится их продолжительность, агрессивность, жестокость по отношению к своим оппонентам. Дети не только не пытаются понять друг друга, но еще и специально усугубляют вражду проявлениями презрительного отношения, демонстрационного неуважения.

В педагогической конфликтологии уже выявлены основные факторы, определяющие особенности конфликтов между учениками.

 Во-первых, специфика конфликтов между школьниками определяется возрастной  психологией. Возраст учеников оказывает значительное влияние, как на причины возникновения конфликтов, так и на особенности их развития и способы завершения. Известно, что на время обучения приходится этап наиболее интенсивного развития человека.

Во-вторых, особенности конфликтов между обучающимися определяются характером их деятельности в школе, основным содержанием которой является учеба. В психологии А.В. Петровским разработана концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений. Он подчеркивает определяющее влияние содержания, целей и ценностей совместной деятельности на систему межличностных отношений в группе и коллективе.

 На конфликтность учеников заметное влияние оказывают их индивидуально-психологические  особенности, в частности агрессивность. Наличие в классе агрессивных учеников повышает вероятность конфликтов не только с их участием, но и без них -между другими членами классного коллектива.

Конфликт в образовательном учреждении — это кризисное развитие педагогической ситуации, характеризующееся резким обострением межличностных отношений и ростом внутреннего, психического напряжения участников образовательного процесса.

Его решение требует существенного напряжения интеллектуальных, эмоциональных, духовных сил воспитателя и воспитанников.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.