Понятие психодиагностики, предмет и структура психодиагностики. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Понятие психодиагностики, предмет и структура психодиагностики.

2019-11-11 192
Понятие психодиагностики, предмет и структура психодиагностики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предмет и объект психодиагностики.

Объект психодиагностики - это конкретный человек, являющийся носителем (обладателем) различных индивидуальных ПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВ. Психические свойства образуют ПРЕДМЕТ психодиагностики. Важность различения ПРЕДМЕТА и ОБЪЕКТА проявляется прежде всего при обсуждении вопросов, связанных с обеспечением таких ПСИХОМЕТРИЧЕСКИХ СВОЙСТВА ТЕСТА, как НАДЕЖНОСТЬ и ВАЛИДНОСТЬ.

Предмет психодиагностики – описание конкретного человека в терминах общей генерализированной психологической модели личности полученной в ходе целенаправленной оценки индивидуальных особенностей психологической регуляции деятельности и поведения обследуемого. Другими словами, именно психические свойства образуют ПРЕДМЕТ ПСИХОДИАГНОСТИКИ.

 

ПСИХОДИАГОНСТИКА - это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека.

Развитие психодиагностики в отечественной психологии.

Первая в России экспериментальная психологическая лаборатория была открыта в 1885 г.

Во второй половине XIX века в отечественную психологию был введен эксперимент. Первые отечественные работы по психологической диагностике были выполнены в первые десятилетия XX столетия.

Много работ появилось в 20-30-е годы в области педологии и психотехники в связи с ростом популярности метода тестов в Советской России, как и на Западе в это же время. Подавляющее большинство методик было копированием западных психологических тестов.

В 20-е годы 20 в. значительное развитие получила психология труда и психотехника (труды И. Н. Шпильрейна, С. Г. Геллерштейна, Н. Д. Левитова, А. А. Толчинского и др.). Если в советской педологии относительно больше внимания уделялось тестам интеллекта, то в психотехнике - тестам специальных способностей.

Место психодиагностики в системе психологического знания и психологической практики.

Развитие психологической диагностики приводит к появлению особого исследовательского метода - диагностического.

 

Общепринято деление исследовательского метода на неэкспериментальный (описательный) и экспериментальный. Неэкспериментальный метод образует разные виды (методики) наблюдений, беседы, изучения продуктов деятельности. Экспериментальный метод основывается на направленном создании условий, обеспечивающих выделение изучаемого фактора (переменной) и регистрацию изменений, связанных с его действием, а также допускает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого. На основе этого метода строятся многочисленные и традиционные для психологии методики лабораторного и естественного эксперимента, а также особая их разновидность - формирующий эксперимент.

 

Основной особенностью психодиагностического метода является его измерительно-испытательная, оценочная направленность, за счет которой достигается количественная (и качественная) квалификация изучаемого явления.

Практическая польза психодиагностики зависит от уровня социально-экономического развития общества и связанной с ним степени влиятельности человеческого фактора в сфере производства и экономики в целом. Психодиагностика может использоваться в самых различных областях жизнедеятельности людей: в здравоохранении, в образовании, в спорте и пр.

Психодиагностика в образовании осуществляется в рамках деятельности психологической службы образовательного учреждения.

Клиническая психодиагностика и диагностика в психологическом консультировании.

Психодиагностика в профессиональной деятельности включает в себя оценку профессиональных качеств, в том числе в профконсультировании и профотборе, а также при оказании психологической помощи в принятии управленческих, кадровых решений.

Основные принципы психодиагностики.

Основной принцип - принцип гуманности - провозглашает необходимость своевременного создания каждому ребенку необходимых условий, при которых он смог бы максимально развивать свои способности.

Принцип комплексного изучения детей обязывает учитывать при коллегиальном обсуждении данные, полученные при обследовании ребенка всеми необходимыми специалистами: врачами, психологами, специальными педагогами.

Принцип комплексности. Комплексность, мультимодальность - это общее понятие, которое не определяет до мельчайших деталей выбор методов исследования в каждом конкретном случае.

Принцип всестороннего, системного и целостного изучения предусматривает, что психическое развитие ребенка не складывается из простой суммы отдельных изолированных способностей, поэтому нельзя делать заключение только на основании исследования психических функций ребенка.

Этапы психодиагностического процесса.

по й. Шванцаре

1 Формулировка проблемы на основании изучения всех сведений об индивиде (анамнез, специальные медицинские заключения, сведения об индивиде с точки зрения его успеваемости в учебном заведении, др.).

2 Формулировка гипотез и выбор диагностических методов.

3 Проведение тестирования; анализ полученных данных.

4 Формулировка заключений (например, об уровне психического развития).

5 Ответы на вопросы, поставленные на первом этапе.

6 Формулировка мероприятий, являющихся желательными на основании психологического заключения.

Психологический диагноз как результат психодиагностического обследования.

Результаты скорее лишь имеют некоторое отношение, указывают на определённые особенности, чем напрямую их представляют. В ходе интегрального анализа мы формируем массу различных гипотез, для проверки которых приходится обращаться то к одним, то к другим данным. Таким образом, важно помнить, что профессиональная интерпретация результатов представляет собой не прямое соотнесение отдельных оценок с определёнными чертами, а непрерывный процесс построения и проверки гипотез, в ходе которого строящийся образ становится всё более чётким, структурированным.

(короче, результаты это проверка гипотез, построенных в ходе предварительного обследования, поэтому важно провести подготовку тщательно)

Психологический диагноз ( от греч. diagnosis – «распознание») – конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования.

1 Симптомотический (констатация фактов)

2 Этиологический (что это и как появилось)

3 Типологический (то же + будущая динамика)


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.