Система финансового права. Особенности налогового права и бюджетного права в системе финансового права. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Система финансового права. Особенности налогового права и бюджетного права в системе финансового права.

2019-11-11 387
Система финансового права. Особенности налогового права и бюджетного права в системе финансового права. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Под системой отрасли права понимается определенный порядок в распределении правовых норм по отдельным частям данной отрасли и в логически Правильном расположении этих частей.

Система финансового права есть научно организованная совокупность правовых норм, распределенных по подотраслям и правовым институтам, которые образуют отрасль - финансовое право.

Система финансового права решает две практические задачи: 1) помогает студенту и практикующему юристу легко ориентироваться в данной отрасли при ее изучении; 2) помогает кодифицировать финансовое законодательство на основе правильного распределения нормативного материала.

Вопрос о системе ФП возник у Халфиной в 1952 году. Она разделяла на общую и специальную часть.

Система ФП: подотрасли и институты. Две подотрасли: бюджетное право и налоговое право. У этих подотраслей есть специфика предмета и свой кодифицированный акты принятые оба в 1998.

Профессор Запольский из РГУП выделяет среди подотраслей также эмисссионное право и публичную часть банковского права, однако наша школа относит их к институтам.

Институты: прав рег гос и муницип фин контроля, прав рег гос и муницип кредита, банковское регулирование и банковский надзор(в рамках фп рассматривается только публичная часть банковского права), эмиссионное право, правовые основы валютного реуглирования.

 

7. Источники финансового права. Особенности федерального закона о федеральном бюджете.

Источники ФП.

В России.

Федеральный уровень финансового регулирования:

- Конституция РФ. А именно статья 8 о единстве эконом пространства и свободе перемещения фин средств. Также в главе о федеральном устройстве разграничиваются предметы, по 71 искл ведение федерации об установление правовых основ единого рынка, денежная эмиссия, фед эконом службы, фин, валютное, тамож, кредитное регулирование(Кс установил что фин регулирование включает все остальные идущие в пункте после него, причем фин регцулирование включает как правовое регулирование так иное например политические методы но относящиеся к публичным финансам), основы ценовой политики. Ст 72 совместное ведение РФ и субъектов – общие принципы налогообложения. Ч 4 ст 75 о федеральных займах и вообще вся 75 статья ч.3 о системе налогов, ч.1 о денежных отношениях и закрепление ден эмиссии за ЦБ и установление обязанности обеспечивать устойчивость рубля, а также запрет введение и эмиссии других денег в РФ. Ст 74 устанавливает запрет на введение таможенных границ внутри РФ или иное ограничение свободы движения финансовых средств. Ст 54 о обязанности платить налоги и запрете обратной силы законов, устанавливающих новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков.

- Межд договоры, например Договоры об избежание двойного налогооблажения

- ФЗ можно разделить на кодифицированные и некодифицированные. В РФ нет спец вида законов – финансовые законы, однако у них безусловно есть особенности, например в плане законотворчества, фин законы вносятся только с заключением правительства п.3 ст.104 Конституции. Обяз рассмотрению в СФ подлежат законы о фед бюджете, фед налогов и сборов, фин, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии. Также по мнению КС особое место среди законов занимает ФЗ о федеральной бюджете, он отличается как минимум структурно, статей там всего около 20 а все остальное таблицы. Это зак акт особого рода по мнению КС, которое он дал в 2006 году, по поводу дела, когда фз о бюджете приостанавливал дейтсвие льгот по возмещению стоимости жилья для военнослужащих, гарантируемых фз о статусе военнослужащих. Предметно-материальные особенности закона о бюджете: 1. Исходя из его природы в закон включаются предписания о его доходах и расходах относящихся к определенному периоду времени. 2. Он принимается на текущий период и на плановой (2 года), но вообще бюджетные отношения ограничены опред промежутком времени. 3 этот закон создает фин условия реализация других норм законов. 4. Закон о бюджете не порождает и не отменяет прав и обязательств, что спорно (прим мое). 5. Закон не может в качестве последующего закона отменять законы предыдущего. Вторая группа особенностей – процедурно-процессуальные. 1. Спец субъект права законодательной инициативы – Правительство РФ. 2. Проект ФЗ о фед бюджете подлежит внеочередному рассмотрению в ГосДуме в 3 чтениях, согласно регламенту ГД. 3. Обязательное рассмотрение в Совете Федерации. 4. Особый порядок исполнения закона о бюджете, он определен Бюджетным кодексом, он очень детализирован, для контроля его исполнения создан спец орган – Счетная палата, правительство обязательно отсчитывается о его выполнении перед ГД. Есть особое мнение. Кодифицированные акты имеют спец предмет регулирования.

- Подзаконные акты. Постановления Правительства РФ, если оно обладает компетенцией. Указы Президента РФ. Акты ЦБ (инструкции, указания и положения). Телеграммы, письма не имеют нормативности.

Региональный уровень:

- Конституции Республик. Уставы субъектов РФ.

- Законы субъектов РФ. Регулярно принимаются законы о бюджете и законы о медицинском страховании. Также принимаются законы о налоговых льготах, есть в некоторых законы о гос долге. Субъекты могут принимать Бюджетные кодексы если их положения не будут выходить за рамки их компетенции.

Муниципальный уровень:

- Обычно фин вопросы регулируются уже на уровне устава. Бюджет МО также принимается только представительными органами.

Касательно судебной практики de jure нет, de facto – да. Например ВАС давал комментарий касательно отличия гос муницип гарантий от поручительства.

Источники ФП ЗС.

В ЗС есть концепция финансовой конституции, она зародилась в Германии, а затем начала активно использоваться в других странах. Под ней понимаются все конституционные положения, касающиеся только публичных финансов или вообще всех. Исходя из этой концепции выделяют несколько моделей: социалистическая, американская, британская, европейская, латиноамериканская.

Американская модель – в конституции США 1787 года разграничиваются предметы ведения федерации и штатов. Там есть нормы о чеканка монеты, регулирование ценности монеты и иностранной валюты, и ответственность за подделку ценных бумаг. Принцип подразумеваемых полномочий Конгресса, то есть возможность издавать те законы, которые необходимы и уместны для осуществления тех полномочий которые закреплены за Конгрессом, Президентом или иным фед органам. ВС США оч сильно расширил фин полномочия федерации и поэтому полномочия закрепленные непосредственно в конституции кардинально отличаются от тех, что есть в рамках живой конституции. Нормы относящиеся к совпадающими полномочиям – налогообложение, расходование денег на поддержание общего благосостояния, регулирование деятельности банков. Установлены прямые запреты штатам – чеканить монету, выпускать кредитные монеты, облагать налогом экспортируемые товары. Там нет положений о ФРС, однако живая конституция, направляемая ВС, в итоге установила такой механизм. По конституции там нет фин полномочий у президента, сегодня же с развитием живой конституции есть.

 

Британская модель:

- Детально рассматриваются вопросы принятия финансовых биллей. Все что посвящены налогам, бюджету, фин обязательствам государства детально регулируется(В конституции Индии и Непала есть регулирование финансовых законов, это от Англии)

- Значительное число финансовых дефиниций, Например понятие фин билля, гос долга, консолидированный фонд, встречаются понятия денег.

- Детальное регулирование роли парламента в решении финансовых вопросов. Если в США перечень закреплен, в Великобритании в силу концепции суверенитета парламента, его полномочия практически не ограничены

- Детально урегулированы

- В странах англо-саксонской. Истемы права внешний финансовый контролдь осуществляется внешним единоличным органом(внешний аудитор в Непале, Генеральный аудитор в Индии), у нас же орган коллегиальный

Европейская модель(её можно разделить на подгруппы):

- Как правило в основной законе стараются закрепить фин положения в отделбьной главе(конст мальта 1964 глава 9 финансы, конст швеции 1974 года глава 19 фин власть, конст бельгии 1994 отдельная часть о финансах, конст Люксембурга 1864 года глава 8)

- Закрепляется немного фин дефиниций ст.136 Конституции Испании определение счетной палаты.

- Процедурные вопросы освещены кратко. 66 статья конституции Лихтенштейна постановляет выносить на референдум несрочный закон Ландтага, который обременяет единовременный расход свыше 300 тыс франков либо в год более 100 тфс франков.

- Фин контроль осуществляет коллегиальный орган, а не единоличный.

Латиноамериканская модель фин конституции:

- Детализация регулирования отдельных групп фин отношений. Например Конституция Бразилии секция 9 об аудиторском, финансовом и бюджетном контроле. Конституция перу 1995 года о валюте и банке глава 5.

- Подробное регулирование исполнительной власти в финансовой сфере

Социалистическая модель фин. Конституции:

- Устанавливается общая фин структура гос-ва как централизованного и социалистическая. Конституция кндр опирается на социалистические производственные отношения и плановую систему хозяйствования.

- Местные бюджеты являются частью гос бюджета. Централизованные бюджетные отношения.

- В этих моделях не упоминается гос долг и гос займы.

Основы регулирования ФП в Конт прав семье, то закон либо кодифицированный или унифицированный, например Закон ФРГ 1969 года о бюджетных принципах

В англо-саксонской прав семье есть акты о конкретной деятельности, о статусе опред органов (1921 года о деп казначейства и аудита), о конкретном налоге.

Также есть Конституционные обычаи в Великобритании, и вообще неписанные нормы там распространены.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.