Филофей. Послание Василию III// Государство Российское: Власть и общество. Сборник документов. М., 1996. С. 19-21. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Филофей. Послание Василию III// Государство Российское: Власть и общество. Сборник документов. М., 1996. С. 19-21.

2019-11-11 333
Филофей. Послание Василию III// Государство Российское: Власть и общество. Сборник документов. М., 1996. С. 19-21. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Филофей

ПОСЛАНИЕ ВАСИЛИЮ Ш

 

(первая треть XVI в.)

 

Иже от вышняа и от всемощныя, вся содръжащиа десница божиа, имь же царие царствуют, и имь же велицыи величаются и силнии пишут правду, — тебе пресветлейшему и высокостолнейшему государю великому князю, православному христианьскому царю и всех владыце, броздодержателю святых божиих престол святыа вселенскыя соборныя апостольский церкви пресвятыя богородицы, честнаго и славнаго еа успения, иже вместо римския и констянтинопольския просиявшу. Стараго убо Рима церкви падеся неверием аполинариевы ереси; втораго Рима Константинова града церкви агаряне внуцы секирами и оскордъми разсекоша двери. Сиа же ныне третиаго новаго Рима, дерьжавнаго твоего царствиа святая соборная апостольскаа церкви, иже в концых вселенныа в православной хрестианьстей вере во всей поднебеснеи паче солнца светится. И да весть твоа держава, благочестивый царю, яко вся царства православныя хрестианьския веры снидошася в твое едино царство; един ты во всей поднебесной хрестианом царь.

Подобает тебе, царю, сие держати со страхом божиим, убойся бога, давшего ти сия; не уповай на злато и богатство и славу: вся бо сиа зде собрана, и на земли зде остают. [,., ] Вся убо твоя к богу чистая вера и любовь ко святым божиим церквам, но и еще, царю, исправи две заповеди. Еже во твоем царствии не пологают человецы на себе право знамения честнаго креста, о них же издалеча провсдыи апостол Павел глаголаше: прежде писах вам, ныне же, плача, глаголю о вразех креста Христова, им же конец — пагуба. Второе: да исполниши святыя собраныя церкви епископы, да не вдовьствует святая божиа церкви при твоем царствии. Не преступай, царю, заповеди, еже положиша твои прадеды, великий Константин и блаженный святый Владимир и великий богоизбранный Ярослав и прочий блаженнии святии, их же корень и до тебе. Не обиди, царю, святых божиих церквей и честных монастырей, еже данное богови в наследие вечных благ, на память последнему роду. О сем убо святый великий пятый собор страшное запрещение положи. [„.] И ныне молю тя и паки премолю, еже выше писах: внимай, господа ради, яко вся христианскаа царства снидошася в твое царство, по сем чаем царь царева, ему несть конца. Сия же писах ти, любя и взывая и моля щедротами божиими, яко да преминиши скупость на щедроты и немилосердис на милость: утеши плачущых и вопиющых день и нощь, избави обидимых из руки обидящых. Не обидите, рече господь, сих менших, верующих в мя, ибо аггели их видят всегда лице отца моего, же есть на небесех. Блажен, рече, разумевая и на нища и убога, в день лют избавить его господь; господь сохранит его, и живит, ублажит его на земли, и не предаст его в руки врагом; господь помощь ти. Да аще дбро устроиши свое царство, будеши сын света и гражданин вышняго Иерусалима, якоже выше писах ти. И ныне глаголю: блюди и внемли, благочестивый царю, яко вся хрестианская царьства снидошася в твое едино, яко два Рима падоша, а третей стоит, а четвертому не быти; уже твое хрестианьское царево инем не останется, по великому Богослову, а христианской церкви исполнися блаженного Давида глагол: Се покой мой в век века, зде вселюся, яко изволих его. [... ] Бог же мира, и любви, и долголетства, и здравия молитвами пречистыя богоматере и святых чюдотворьцев и всех святых да исполнит твое державно царство.

 

Печатается по: Малинин В. Старец Елиазарова монастыря Филофей и его послания. Киев, 1901.

Перевод на современный русский язык.

Тому, кто установлен высшей и всемогущей, вседержащей рукой бога, которым цари царствуют, которым великие величаются и сильные пишут правду,— тебе, пресветлому, сидящему на высоком престоле государю великому князю, православному христианскому царю и владыке всех, управителю святыми божьими престолами святой вселенской и апостольской церкви, церкви пресвятой богородицы, честного и славного ее успения, которая просияла вместо римской и константинопольской.

Церкви старого Рима пали из-за неверия Аполлинариевой ереси; двери церквей второго Рима, города Константинополя, внуки Агари секирами рассекли. Теперь же это— третьего нового Рима, державного твоего царства святая соборная апостольская церковь, которая до края вселенной православной христианской верой по всей земле сильней солнца светится. Пусть знает твоя держава, благочестивый царь, что все царства православной христианской веры сошлись в одно твое царство: один ты во всей поднебесной христианам царь.
Тебе подобает, царь, держать это со страхом божиим; бойся бога, давшего столько тебе; не надейся на золото, богатство и славу: все это здесь собрано и здесь на земле останется. Вспомни, царь, того блаженного, который в руке (держа) скипетр и нося на своей голове венец царский, говорил: не прилагайте сердца к богатству, которое утекает. Премудрый Соломон сказал: богатство и золото познается не скрытое, но когда оказывают помощь тем, кто ее требует... И еще, царь, исполни две заповеди в твоем царстве... Не нарушай, царь, заповеди, которую положили твой прадед Константин, блаженный Владимир, великий богоизбранный Ярослав и другие блаженные святые, от корня которых и ты. Не обижай, царь, святых божьих церквей и честных монастырей,—того, что дано богу в наследство вечных благ, на память последнему роду. На это святой великий пятый (вселенский) собор положил страшное запрещение...
И теперь молю тебя, и снова молю, о чем выше писал: помни, ради господа, что все христианские царства сошлись в твое царство, а после этого ожидаем царства, которому нет конца. Это я писал, любя тебя, взывая, умоляя милостями божиими,—перемени скупость на щедрость и немилосердие на милость: утешь плачущих и вопиющих день и ночь, избави обиженных от руки обидчиков.
Как выше писал тебе, так и теперь говорю: помни и слушай, благочестивый царь, - все христианские царства сошлись в твое единое, два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть; твое христианское царство иным не заменится...

Даты: 1 6 в.
Источник: Хрестоматия по истории СССР. Т. I / Сост. В. Лебедев и др. М., 1940

 

Филофей — монах Псковского Елиазарова монастыря, писатель и публицист, автор нескольких посланий к разным лицам, в том числе послания к московскому великому князю Василию III (1505-1533), в котором впервые сформулирована идея "Москыа — Третий Рим".

 

Государство российское: власть и общество с древнейших времен до наших дней. Сборник документов. М., 1996. С. 19-20.

 

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.