Методика Школьный тест умственного развития / ШТУР — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Методика Школьный тест умственного развития / ШТУР

2019-10-30 454
Методика Школьный тест умственного развития / ШТУР 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Текст опросника

1 а) рабовладелец; b) раб; c) крестьянин; d) рабочий.
2. а) социология; b) психология; c) педагогика; d) техника.
3. а) Кутузов; b) Суворов; c) Ушаков; d) Пирогов.
4. а) император; b) дворянин; c) царь; d) вождь.
5. а) ООН; b) НАТО; c) ОБСЕ; d) АОЗТ.
6. а) предлог; b) корень; c) суффикс; d) окончание.
7. а) пословица; b) стихотворение; c) поэма; d) рассказ.
8. а) Ахматова; b) Блок; c) Васнецов; d) Гумилев.
9. а) пролог; b) сюжет; c) развязка; d) эпилог.
10. а) описание; b) сравнение; c) характеристика; d) сказание.
11. а) барометр; b) азимут; c) термометр; d) компас.
12. а) цитоплазма; b) питание; c) рост; d) раздражимость.
13. а) Линней; b) Павлов; c) Микоян; d) Дарвин.
14. а) аорта; b) вена; c) сердце; d) артерия.
15. а) углекислый газ; b) свет; c) вода; d) крахмал.
16. а) парабола; b) гипербола; c) ломаная; d) прямая.
17. а) Сахаров; b) Алферов; c) Ландау; d) Пастернак.
18. а) длина; b) метр; c) масса; d) объём.
19. а) скорость; b) колебание; c) вес; d) плотность.
20. а) круг; b) ромб; c) прямоугольник; d) треугольник.
ИНСТРУКЦИЯ 3
Даны пары слов. Выберите из четырех вариантов тот, который выражает самые существенные для обоих слов признаки.
Пример:
1. сосна – ель:
1. растения,
2. природа,
3. деревья,
4. хвойные деревья.
Правильный ответ – d, потому что он точнее всего отражает существенные свойства этих понятий.

Текст опросника

1. Феодализм – капитализм:
1. устройство общества,
2. формы правления;
3. неравенство;
4. общественный строй.
2. Радио – телевидение:
1. способы передачи информации;
2. средства массовой информации;
3. достижения науки;
4. формы воздействия на людей.
3. Наука – искусство:
1. виды творчества;
2. интеллект;
3. культура;
4. области человеческой деятельности.
4. Школа – институт:
1. образование;
2. здания;
3. учебные заведения;
4. способы получения знаний.
5. Монархия – демократия:
1. государственный строй;
2. формы правления;
3. правительство;
4. устройство общества.
6. Сказка – былина:
1. литературный жанр;
2. выдумка;
3. устное народное творчество;
4. литературное произведение.
7. Пролог – кульминация:
1. литературный прием;
2. элементы литературного произведения;
3. художественные средства;
4. способы изложения.
8. Глагол – прилагательное:
1. главные члены предложения;
2. части речи;
3. второстепенные члены предложения;
4. лингвистические термины.
9. Классицизм – романтизм:
1. стиль;
2. жанры;
3. художественный стиль;
4. направления в искусстве.
10. Определение – обстоятельство:
1. члены предложения;
2. части речи;
3. виды предложений;
4. уточняющие слова.
11. Азия – Африка:
1. страны;
2. континенты;
3. материки;
4. части света.
12. Сердце – артерия:
1. органы кровообращения;
2. анатомия;
3. система кровообращения;
4. органы тела.
13. Облачность – осадки:
1. природные явления;
2. дождь;
3. погода;
4. атмосферные явления.
14. Жиры – белки:
1. биологические вещества;
2. микроэлементы;
3. органические вещества;
4. химический состав тела.
15. Канал – плотина:
1. гидроэлектростанции;
2. водные сооружения;
3. водоемы;
4. водные преграды.
16. Сумма – произведение:
1. математические термины;
2. вычисления;
3. результаты математических действий;
4. результаты вычислений.
17. Газ – жидкость:
1. молекулы;
2. состояние;
3. химическое вещество;
4. агрегатное состояние вещества.
18. Дифракция – интерференция:
1. волновые явления;
2. характеристики световой волны;
3. природные явления;
4. физические термины.
19. Ампер – вольт:
1. электричество;
2. физические термины;
3. единицы измерения электрического тока;
4. ученые-физики.
20. Синус – косинус:
1. квадратичные функции;
2. тригонометрические функции;
3. четные функции;
4. нечетные функции.

ИНСТРУКЦИЯ 4
Числа в каждом ряду расположены по определённому правилу. Вы должны понять эту закономерность и записать в бланке ответов число, которое продолжает этот числовой ряд. В некоторых случаях для того, чтобы найти закономерность, необходимо мысленно выполнять арифметические действия.

Текст опросника

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 6 9 2 10 1 3 15 1 1 1 128 1 31 255 3 47 174 54 301 23 9 1 3 12 3 4 13 2 2 4 64 2 24 127 4 39 171 19 294 46 12 7 5 9 6 6 16 4 5 9 32 6 18 63 8 32 57 18 49 48 15 1 6 11 8 9 12 8 10 16 16 15 13 31 17 26 54 14 44 96 18 5 8 8 16 13 17 16 17 25 8 31 9 15 33 21 18 6 11 98 21 1 9 10 18 18 11 32 26 36 4 56 6 7 58 17 15 9 8 196 ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?  

Описание заданий раздела 4 и образцы решений

В заданиях этого раздела содержится всего по два слова, которые объединены общим смыслом. Этот их общий смысл нужно постараться передать одним, в крайнем случае — двумя словами. Это одно слово и будет ответом на задание, его нужно записать рядом с номером задания.

Образец 1.

1.    Пшеница, овес —?

Ответ: 1. зерновые, так как это слово точно передает общий смысл обоих слов, объединяя их этим общим смыслом.

Образец 2.

2.    Хлеб, масло —?

Ответ: 2. пища, так как это слово правильно выражает общий смысл обоих названных слов.

Раздел 4. Задания 61-76

61.Яблоко, земляника—?

62.Сигарета, кофе —?

63.Часы, термометр —?

64.Нос, глаза—?

65.Эхо, зеркало —?

66.Картина, басня —?

67.Громко, тихо —?

68.Семя, яйцо —?

69.Герб, флаг -?

70.Кит, щука —?

71.Голод, жажда —?

72.Муравей, осина —?

73.Нож, проволока —?

74.Наверху, внизу —?

75.Благословение, проклятие —?

76.Похвала, наказание —?

ОПИСАНИЕ

Прогрессивные матрицы Равена (Raven Progressiv Matrices) - тест интеллекта. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития. Предложен Л.Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г. Прогрессивные матрицы Равена разрабатывались в соответствии с традициями английской школы изучения интеллекта, согласно которым наилучшим способом измерения фактора " g " является выявление отношений между абстрактными фигурами.
Согласно Равену – это тест испытания способностей воспринимать определенные формы, охватывать их особенности, характер, взаимные отношения или ансамбль, совокупность отношений, а поэтому он требует по отдельным задачам метода логических рассуждений. Автор не считает, что таким образом можно производить измерения некоего абсолютного интеллекта, однако существующие результаты дают понять, что измеренные тестом мнения и навыки в определенной мере репрезентуют интеллект.
Перцептивная шкала матриц опирается или основана на 2-х теориях:
а) на теории восприятия форм, развитой гештальтпсихологией;
б) на теории неогенеза К.Спирмена.
При решении заданий выступает 3 основных психических процесса:
1) внимание, внимательность (внимание отделяется от восприятия и мышления);
2) восприятие, восприимчивость;
3) мышление, понятливость.
При решении задач внимание сильно напряжено, поддерживает стремление (интерес) к решению. Оно требует концентрированного вниман6ия в объеме и распределении. При снижении внимания всегда появляются ошибки. Кроме внимания, выступает воля и эмоции.
Поэтому испытание прогрессивными матрицами Равена не является тестом «всеобщего интеллекта», а испытывает остроту и точность внимания и ясность мышления. В данном случае речь идет об определении способности к систематизации в мышлении и планомерности или методичности, а не о самом интеллекте. Тесты Равена – невербальные испытания, свидетельствующие о том, что вербализация как мыслительный процесс в их решении значения не имеет.
Существует два варианта теста:
1. Цветной вариант (предназначен для детей от 5 до 11 лет и иногда рекомендуется для лиц старше 65 лет).
2. Черно-белый (для обследования подростков 14-16 лет и взрослых от 16 до 65 лет).
Материал черно-белого варианта состоит из 60 матриц с пропущенными элементами.
Задания разделены на 5 серий (А, В, С, D, Е) по 12 однотипных, но возрастающих по сложности матриц в каждой серии. Трудность заданий возрастает также при переходе от серии к серии.
Испытуемый должен выбрать недостающий элемент матрицы среди 6, 8 предложенных вариантов.
При необходимости первые 5 заданий серии А испытуемый может выполнять с помощью экспериментатора.
Каждая серия заданий составлена по определенному принципу:
А – принцип взаимосвязи в структуре матриц;
В – аналогия между парами фигур;
С – принцип прогрессивных изменений в фигурах матриц;
D – принцип перегруппировки фигур;
E – принцип разложения фигур на элементы.
Серия А. От испытуемого требуется дополнение недостающей части изображения. При работе с матрицами этой серии реализуются следующие мыслительные процессы:
1) дифференциация основных элементов структуры и раскрытие связи между ними;
2) идентификация недостающей части структуры и сличение их с образцами.
Психологическое значение: решение зависит от уровня внимательности, уровня статистического представления, воображения и уровня визуального различия (дискриминации).
Серия В. Сводится к нахождению аналогий между двумя парами фигур. Испытуемый раскрывает этот принцип путем постепенной дифференциации элементов. При решении используется способность постигать симметричность между фигурами.
Психологическое значение: способность к линейной дифференциации и суждение (умозаключение) на основе линейных взаимосвязей.
Серия С. задания этой серии содержат сложные изменения фигур в соответствии принципам их непрерывного превращения и развития по вертикали и горизонтали и суммирование этих новых элементов в конечной недостающей фигуре.
Психологическое значение: проявляется способность к динамической (быстрой) наблюдательности и прослеживание непрерывных изменений, динамическая внимательность и воображение, способность представлять.
Серия D. Составлена по принципу перестановки фигур матрицы по горизонтальному и вертикальному направлению. Решение требует проследить закономерную последовательность и чередование фигур в целостной структуре.
Психологическое значение: решение зависит от способности схватывать количественные и качественные изменения в упорядочении (составлении) фигур согласно закономерности использованных изменений.
Серия Е. процесс решения задач заключается в анализе фигур основного изображения и последующей сборки недостающей фигуры по частям (аналитико-синтетическая деятельность мозга). Здесь требуется складывать и вычитать элементы фигур, смешивать части согласно алгебраическому принципу. Недостающий член структуры находиться с помощью алгебраических операций с остальными членами структуры.
Психологическое значение: способность наблюдать сложное количественное и качественное развитие кинетических, динамических рядов. Высшая форма абстракции и динамического синтеза.

Тест "Прогрессивные матрицы Равена" относится к числу невербальных тестов интеллекта и основывается на двух теориях, разработанных гештальт-психологией: теорией перцепции форм и так называемой "теорией неогенеза" Ч. Спирмена.
Согласно теории перцепции форм каждое задание может быть рассмотрено как определенное целое, состоящее из ряда взаимосвязанных друг с другом элементов. Предполагается, что первоначально происходит глобальная оценка задания-матрицы, а затем осуществление аналитической перцепции с выделением испытуемым принципа, принятого при разработке серии. На заключительном этапе выделенные элементы включаются в целостный образ, что способствует обнаружению недостающей детали изображения. Теория Ч. Спирмена углубляет рассмотренные положения теории перцепции форм. Как показывает опыт многолетних исследований, данные, полученные с помощью теста Равена, хорошо согласуются с показателями других распространенных тестов: Векслера, Стенфорд-Бине, ШТУРа, Выготского-Сахарова.
Данные, полученные с помощью прогрессивных матриц Равена, хорошо согласуются с показателями других распространенных тестов общих способностей. Так, коэффициенты корреляции между результатами теста (серии ABCDE) и шкалами измерения интеллекта Векслера составляют 0,70—0,74; для испытуемых в возрасте 9—10 лет — 0,91; со шкалами умственного развития (Станфорд-Бине) — 0,66; с тестом Выготского-Сахарова — 0,54. Наиболее высока корреляция оценок прогрессивных матриц Равена с группой арифметических тестов (0,74—0,87). Коэффициент надежности теста, по данным различных исследований, варьирует от 0,70 до 0,89. Средняя трудность заданий теста — 32,12%. Показатель прогностической валидности теста (по связи с критериями успеваемости) — 0,72.
Существуют модификации прогрессивных матриц Равена. Одна из таких модификаций предложена автором (Дж. Равен в сотрудничестве с Д. Кортом, 1977, 1982). Оригинальный материал теста претерпел значительные изменения — были усложнены задания, введены новые серии. Существенной особенностью является дополнение теста вербальной шкалой (Mill Hill Vocabulary Scales), что, по мнению разработчиков, в немалой мере способствует расширению области применения теста. Интересная модификация прогрессивных матриц Равена, а также процедуры обследования предложена югославскими психологами (З. Буяс, 1961). В их варианте предусмотрена дифференцированная форма оценки ответов обследуемых. От них требуется указать на три фрагмента из тех, которые предложены для восполнения матрицы: точно подходящий, подходящий более-менее и совершенно не подходящий. Это дает возможность качественной оценки результатов, отпадает также необходимость в использовании индекса вариабельности. Прогрессивные матрицы Равена, благодаря простоте применения, валидности и надежности результатов, возможности группового обследования, получили широкое распространение в психодиагностике. В отечественных исследованиях тест успешно используется при обследовании детей и взрослых (С. М. Морозов, 1979, 1980 и др.).
Прогрессивные матрицы Равена предназначены для определения уровня умственного развития у детей ментального возраста(1-4 класс массовой школы). Матрицы Равена могут применяться на испытуемых с любым языковым составом и социокультурным фоном, с любым уровнем речевого развития.
Тест Равена может быть использован как в качестве теста скорости (время выполнения 20 минут), так и в качестве теста результативности (без ограничения времени).
Оригинальные размеры матриц - 7,5 х 11,5 см.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ
Тест строго регламентирован во времени, а именно: 20 мин. Для того, чтобы соблюсти время, необходимо строго следить за тем, чтобы до общей команды: "Приступить к выполнению теста" - никто не открывал таблицы и не подсматривал. По истечении 20 мин подается команда, например: "Всем закрыть таблицы". О предназначении данного теста можно сказать следующее: "Все наши исследования проводятся исключительно в научных целях, поэтому от вас требуются добросовестность, глубокая обдуманность, искренность и точность в ответах. Данный тест предназначен для уточнения логичности вашего мышления".
После этого взять таблицу и открыть для показа всем 1-ю страницу: "На рисунке одной фигуры недостает. Справа изображено 6-8 пронумерованных фигур, одна из которых является искомой. Надо определить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер искомой фигуры в листке, который вам выдан" (можно показать на примере одного образца).
Во время выполнения задач теста необходимо контролировать, чтобы респонденты не списывали друг у друга. По истечении 20 мин подать команду: «Закрыть всем таблицы!»
Собрать бланки и таблицы к ним. Проверить, чтобы в правом углу регистрируемого бланка был проставлен карандашом номер обследуемого.

БЛАНК
ФИО_____________________________________________________(№)

№ задания А В С D Е
1          
2          
3          
4          
5          
6          
7          
8          
9          
10          
11          
12          

Ключ (Черно-белый вариант)

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1-я серия A 4 5 1 2 6 3 6 2 1 3 4 2
2-я серия B 5 6 1 2 1 3 5 6 4 3 4 8
3-я серия C 5 3 2 7 8 4 5 1 7 1 6 2
4-я серия D 3 4 3 8 7 6 5 4 1 2 5 6
5-я серия E 7 6 8 2 1 5 1 3 6 2 4 5

Ключ (Цветной вариант)

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1-я серия A 4 5 1 2 6 5 1 3 4 2 3 6
2-я серия AB 4 5 1 6 2 5 4 3 2 3 1 6
3-я серия B 4 1 3 6 5 4 1 3 2 5 2 6

ОБРАБОТКА
Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллектуальной силы, умственной производительности респондента. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестатистическим, учитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результаты. Такая разница позволяет судить о надежности полученных результатов (это не относится к психической патологии).
Общий счет является показателем интеллектуальных способностей испытуемого, выявляет его умение мыслить согласно определенному методу и системе мышления. Эта система выражается в способе упорядочения фигур в образцах. Коэффициент интеллекта представляет собой общий результат с учетом физического возраста.
В соответствии с суммой полученных баллов степень развития интеллекта испытуемого можно определить двумя способами:
1) на основании процентной шкалы (см. табл. 1);
2) перевода полученных баллов в IQ с учетом возраста испытуемого (см. табл. 2.) и оценки уровня интеллекта по шкале умственных способностей (табл. 3.)

Таблица 1
Процентная шкала степени развития интеллекта

Проценты Степень
95 и выше I степень: особо высокоразвитый интеллект испытуемого соответствующей возрастной группы
75-95 2 степень; незаурядный интеллект для данной возрастной группы
25-74 3 степень: средник интеллект для данной возрастной группы
5-24 4 степень: интеллект ниже среднего.
5 и менее 5 степень: дефектная интеллектуальная способность


Таблица 2
Перевод полученных результатов в IQ

К-во
баллов

Возраст в годах

8 8,5 9 9,5 10 10,5 11 11,5 12 12,5 13 13,5 16-30
1 73 68 65 59 57 53 53 50 48 46 46 46 -
2 74 70 67 61 56 56 54 51 49 49 48 47 -
3 76 72 68 62 60 57 55 53 51 50 49 49 -
4 77 73 70 64 61 59 57 54 52 51 50 50 -
5 79 75 71 65 60 58 55 53 53 52 52 51 -
6 81 76 73 67 64 61 59 57 55 54 53 52 -
7 82 78 74 68 66 63 61 58 56 55 54 54 -
8 84 79 76 70 67 64 62 60 57 57 55 55 -
9 85 81 77 71 69 66 64 61 59 58 57 56 -
10 87 83 79 73 70 67 65 62 60 59 59 57 55
11 89 84 80 74 72 69 66 64 61 61 61 59 57
12 90 86 82 76 73 70 68 65 64 62 60 60 58
13 92 87 83 77 75 71 69 67 64 63 62 61 59
14 93 89 79 75 73 71 69 68 65 65 63 62 61
15 95 90 86 80 78 74 72 69 67 66 64 64 62
16 97 92 88 82 79 76 73 72 68 67 66 65 65
17 98 95 89 83 81 77 75 72 69 69 67 66 65
13 100 95 91 85 82 79 76 74 71 70 68 67 66
19 101 97 92 86 84 80 78 75 72 71 69 69 67
20 103 98 94 88 85 81 79 76 73 72 71 70 69
21 104 100 95 89 87 83 80 78 75 74 72 71 70
22 105 101 97 91 88 84 82 79 76 75 73 72 71
23 107 103 98 92 90 86 83 81 77 76 74 74 72
24 108 104 200 94 91 87 85 82 79 78 76 75 74
25 109 106 101 95 93 89 86 83 80 79 77 76 75
26 110 107 103 97 94 90 87 85 81 80 78 77 76
27 112 108 104 98 96 91 89 86 83 82 80 79 75
28 113 110 106 100 97 93 90 88 83 83 81 80 79
29 114 111 107 102 99 94 92 89 85 84 82 81 80
30 116 113 109 103 100 96 93 90 87 86 83 82 82
31 117 114 110 105 102 97 94 92 85 85 85 84 83
32 118 115 112 106 103 99 96 96 93 86 86 85 84
33 120 117 113 108 104 100 97 95 91 90 87 86 86
34 121 118 115 113 105 102 99 96 92 91 88 87 87
35 122 120 116 111 107 103 100 97 93 92 90 89 83
36 123 121 118 112 109 105 102 99 95 93 91 90 90
37 125 122 119 114 110 107 104 100 96 95 92 91 91
38 126 124 121 115 112 108 105 102 97 96 94 92 92
39 127 125 122 117 115 110 107 104 99 97 95 94 94
40 129 127 124 118 115 112 109 106 100 99 96 95 95
41 130 128 125 120 117 113 111 108 102 100 91 96 96
42 133 129 127 121 118 115 112 109 104 102 99 97 97
43 132 131 128 123 120 117 114 111 106 104 100 99 99
44 134 132 130 125 121 118 116 113 108 106 102 100 100
45 135 134 131 126 123 120 118 115 110 109 105 102 102
46 136 135 133 127 125 122 120 117 112 111 107 105 104
47 138 136 134 129 126 123 121 119 114 113 109 107 106
48 139 138 136 130 128 125 123 121 116 115 110 110 108
49 140 139 137 132 129 127 125 123 118 117 114 112 110
50 142 141 139 133 131 128 127 124 120 119 116 115 112
51 143 142 140 135 133 130 128 127 122 121 118 117 114
52 144 143 142 136 134 132 130 128 124 123 121 120 116
53 146 144 143 138 136 133 132 130 126 126 123 122 118
54 147 146 145 139 137 135 134 132 128 128 125 123 120
55 148 148 146 141 139 137 136 134 130 130 127 127 122
56 149 149 148 142 142 138 137 136 132 132 130 130 124
57 151 150 148 144 142 140 139 138 134 134 132 132 126
58 152 152 151 145 144 141 141 139 136 136 134 134 128
59 153 153 152 147 145 145 143 141 138 138 137 137 130
60 155 155 154 148 147 147 144 143 140 139 139 139 130

Для лиц более старшего возраста IQ вычисляется по формуле:
(IQ для 16-30 х 100)/%, где
%, определяющийся по таблице:

Возраст 16-30 35 40 45 50 55 60
% 100 97 93 88 82 76 70

Например: испытуемый пятидесяти лет выполняет 49 заданий.
IQ по таблице = 110 баллов.
Следовательно, (110 баллов × 100)/82=134 балла.

 

Таблица 3
Шкала умственных способностей

Показатели IQ Уровень развития интеллекта
Свыше 140 очень высокий, выдающийся интеллект
Более 120 высокий, незаурядный интеллект
110-120 незаурядный, хороший интеллект
100-110 нормальный, выше среднего интеллект
90-100 средний интеллект
80-90 слабый, ниже среднего интеллект
70-80 небольшая степень слабоумия
50-70 дебильное слабоумие
20-50 имбецильность, средняя степень слабоумия
0-20 идиотия, самая большая степень слабоумия

ВТОРОЙ ВАРИАНТ ОБРАБОТКИ

Возможен перевод результатов в проценты с учетом возраста испытуемого по следующей таблице.

 

%

Хронологический возраст в годах.

20 25 30 35 40 45 50 55 60 65
95 55 55 56 53 52 50 48 46 44 42
90 54 54 54 51 49 47 45 43 41 39
75 49 49 47 45 43 41 39 37 35 33
50 44 44 44 40 38 35 33 30 27 24
25 37 37 37 30 27 24 21 18 15 12
10 28 28 - - - - - - - -
5 23 23 - - - - - - - -

Определение уровня интеллекта согласно % производят по следующей таблице.

Процент Степень
95 и выше I степень. Особо высоко развитый интеллект, соответственно возрастной группе.
75-95 II степень. Высокий, незаурядный интеллект для данной возрастной группы.
25-74 III степень. Средний интеллект, принадлежащий данной возрастной группе.
6-24 IV степень. Ниже среднего.
5 и меньше V степень. Дефектная интеллектуальная способность (соответственно возрасту).

ИНТЕРПРEТАЦИЯ
Каждая серия заданий составлена по определенным принципам.
В серии А - использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.
Серия В - построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответственно которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.
Серия С - построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.
Серия D - построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.
Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.

ИНСТРУКЦИЯ: «Вам предлагается ряд картинок. На каждом рисунке недостает одной фигуры,вам необходимо выбрать один из вариантов предложеных фигур, которая на ваш взгляд подходит к рисунку больше всего. Надо определить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер искомой фигуры в листке, который вам выдан».

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
ЧЕРНО-БЕЛЫЙ ВАРИАНТ
Серия 1

A-1

A-2

A-3

A-4

A-5

A-6

A-7

A-8

A-9

A-10

A-11

A-12

Серия 2


B-1

B-2

B-3

B-4

B-5

B-6

B-7

B-8

B-9

B-10

B-11

B-12

Серия 3

С-01

С-02

С-03

C-04

C-05

C-06

C-07

C-08

C-09

C-10

C-11

C-12

Серия 4

D-01

D-02

D-03

<

Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.