Значение и смысл речевых высказываний — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Значение и смысл речевых высказываний

2019-10-25 242
Значение и смысл речевых высказываний 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Любое слово, используемое человеком, имеет два содержания: значение и смысл. Значением слова называют то его содержание, которое вкладывается в данное слово носителями языка. Так обычно называют людей, которые говорят на данном языке или пользуются им в каких-либо целях. Значения слов являются одинаковыми для всех людей, если предположить, что в поисках их определений они обращаются к одним и тем же источникам – другим носителям языку или толковым словарям. Значения слов, соответственно, с большей или меньшей полнотой отражены в толковых словарях разных языков. Однако, и словари, и люди, говорящие на том или ином языке, с разной степенью полноты владеют значениями слов, которыми они используют в своей речи, и которые встречаются в речи других людей. Ни один толковый словарь, ни один человек на земле не в состоянии знать значения всех без исключения слов любого из языков. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, тем, что разными людьми, в том числе специалистами-лингвистами, язык воспринимается по-разному. Во-вторых, тем, что язык является «живым», и постоянно меняется за счет изменения значений слов. В-третьих, значения слов, фиксируемые в толковых словарях, устанавливаются путем опроса определенного количества людей, а изучить и представить в одном определении значения, вкладываемые в одни и те же слова всеми людьми, не представляется возможным. К примеру, ученые подсчитали, что даже А. С. Пушкин, который по праву считается человеком, владевшим одним из самых больших запасов слов русского языка, в своих литературных произведениях использовал всего лишь 12% слов только русского литературного языка, не говоря уже о многих других языках, например, научных и специальных.

Со значением слова связано представление о нем, как понятии. В окружающем нас мире разнообразных объектов, предметов, явлений существует гораздо больше, чем слов в любом языке. По мере познания людьми себя и окружающего мира лексический состав языка постоянно обогащается и расширяется. Современные языки располагают намного большим количеством слов, чем древние языки, и этот процесс, ускоряясь, идет по возрастающей линии со скоростью, с какой расширяются и углубляются знания людей о себе и о мире. Вряд ли когда-либо настанет момент, когда объем и содержание языков сравняются с объемом и содержанием не только того, что существует в мире, но даже и с объемом и содержанием человеческих знаний о нем.

Эти знания представлены не только в словесной, но также в сенсорной (на уровне ощущений), перцептивной (на уровне образов), интеллектуальной (на уровне мыслей, не облеченных в слова) формах. Получая новые знания о мире, люди ищут способы отразить их в словах. Практика показывает, что слов для обозначения всего того, что люди знают, не хватает, и поэтому они предпочитают объединять многие знания в группы, обобщенно представляя их с помощью понятий.

Поскольку люди не имеют четкого представления о том, чего они не знают, трудно даже приблизительно определить и сравнить между собой объемы лексического (словесного) содержание языков и количество объектов и явлений, реально существующих в мире (последних, наверное, бесконечное или несчетное количество, в том время как любой язык конечен и ограничен по лексическому составу). Если бы каждый объект или каждое отдельно взятое явление люди обозначали отдельным словом, то общий словарный запас языка стал бы практически бесконечным – таким, который ни один человек не смог бы полностью освоить. Кроме того, таким языком, в котором каждое слово обозначало бы отдельно существующий предмет или частное явление, нельзя было бы пользоваться, поскольку человеку в своей речи приходилось бы постоянно менять слова вслед за мельчайшими изменениями, происходящими в обозначаемых ими объектах, явлениях или ситуациях, связанных с использованием речью. Такой язык не годился бы и для мышления, поскольку в мышлении слова выступают в обобщенной форме на уровне понятий. Почти каждому слову в любом языке соответствует, как минимум, несколько предметов и явлений, за исключением тех слов, которые понятиями не являются.

Между понятием и значением слова есть определенные отличия. Одно из них заключается в том, что понятие представляет некоторый объект обобщенно, а значение слова – одновременно и обобщенно, и конкретно - в том виде, в каком данный объект существует в действительности. Имеется также следующее различие между понятием и значением слова. Слово, как понятие, когда им пользуются в науке, имеет точное, закрепленное за ним значение (иногда допускается наличие у одного и того же слова нескольких разных значений, если данное понятие, используется в разных науках или в тех из них, которые не относятся к категории точных, например, в гуманитарных или социальных).13 Если данное понятие житейское, то оно отличается от научного меньшей строгостью своего определения и меньшей определенностью конкретного содержания. В отличие от научного понятия значение слова – это содержание, которое отдельными людьми или группами людей вкладывается в слово. Значения слов более вариативны, чем понятия. Значения одного и того

13 Психология относится к группе гуманитарных наук, поэтому и в ней также допускается многозначность научных понятий.

же слова могут оказаться разными у пользующихся ими людей, в то время как слово, рассматриваемое как научное понятие, должно иметь одно и то же содержание при его использовании в одном и том же контексте. В научном понятии отражается так называемое абстрактное содержание слова или такое его содержание, которое в обобщенной форме представлено в мыслях людей, пользующихся данным понятием, причем, независимо от той или иной конкретной ситуации. Значение слова, напротив, конкретизировано и соотносится с обстановкой или ситуацией, в которой люди находятся, пользуются словами и обмениваются информацией друг с другом. В своем мышлении люди, кроме того, пользуются понятиями, а в общении друг с другом - значениями слов.

Смысл слова – нечто иное, чем его значение. Строго говоря, смысл слова – это даже не лингвистическая или логическая, а сугубо психологическая категория. Смысл слова включает в себя то, что выражает отношение содержания, обозначаемого данным словом, к актуальным интересам и потребностям людей. Индивиды, имеющие разные потребности, будут, соответственно, вкладывать различный смысл в одни и те же слова. Этот смысл, кроме того, может меняться для одних и тех же людей и объектов в различных социальных ситуациях, то есть является динамичным в отличие от значения слова, которое всегда остается постоянным. Изменения в смыслах слов могут происходить вслед за изменениями в мотивации человека. Когда, например, говорят, что нечто представляло раньше для человека интерес, а затем утратило его, то под этим понимают изменение смысла соответствующего объекта для человека.

Определение смысла слова в отличие от раскрытия его значения не требует обращения к толковым словарям, поскольку в них представлены только значения слов. Для точного определения смысла слова для того или иного конкретного человека необходимо знать, по крайней мере, следующие вещи:

- каковы наиболее важные, актуальные потребности данного человека;

- каким образом, и в какой степени эти потребности могут быть удовлетворены при помощи объекта, смысл которого мы стремимся выяснить;

- что связано с данным объектом в настоящей и прошлой жизни человека;

- как он воспринимает и оценивает ситуацию, в которой он употребляет те или иные слова.

Если проводить психодиагностику смысла слова, то его можно установить через мысли, образы и чувства, которые возникают в голове человека при восприятии или использовании данного слова (имеются в виду ассоциации, не входящие в содержание значения слова) в данной ситуации. Например, слово «война» будет иметь одинаковые значения для всех людей, говорящих на русском языке, но различные смыслы для тех, кто участвовал в войне или знает о ней понаслышке. Существуют также слова, которые понятиями не являются и, соответственно, не имеют общепринятых значений. Это, например, имена людей. Вместе с тем, если это имя хорошо знакомого человека, или же имя, ассоциируемое в сознании человека с определенными людьми, то оно может иметь разные, отчетливо выраженные смыслы, разные для различных людей. То же касается значений и смыслов предметов. Например, одна и та же книга может напомнить литературоведу об авторе книги, о ее содержания, о стиле и форме изложения текста; студенту – о фактах, связанные с его обучением в вузе, если ему приходится пользоваться данной книгой, как учебной; члену семьи – о комнате или столе, на котором лежала эта книга; близкому человеку – о людях, которым она принадлежала, и т. д.

Проблемой значений слов, их формированием, изменением, восприятием и пониманием людьми занимается специальная наука под названием семантика. Она является частью современного языкознания, и в ней ставится и обсуждается вопрос о том, каким образом слова приобретают характерные для них значения. Существуют две основные теории, объясняющие данный процесс: определительная теория значений и теория прототипов. В определительной теории утверждается, что значение любого слова можно разложить на набор компонентов, которые в сознании человека организованы наподобие того, как они организованы в стандартных словарях. Согласно данной теории, значения слов – это совокупности семантических свойств, передаваемых другими словами и связываемых с данным словом. К примеру, полное значение слова «холостяк» можно составить из набора следующих семантических характеристик: «человек», «мужчина», «взрослый», «не женат». Значение слова «мебель» складывается из частных значений таких слов, как «сравнительно объемный предмет домашней обстановки, как правило, изготовленный из дерева»; «то, что используется в качестве подставки или для хранения в нем чего-либо, а также расположения на нем каких-либо предметов или размещения людей».

В теории прототипов утверждается, что значения слов описываются как набор характеристик, ни одна из которых, взятая в отдельности, не является необходимой или достаточной для определения точного значения соответствующего слова. Оно зависит от структуры или сочетания друг с другом различных характеристик. Такое сочетание называют иногда «структурой семейного сходства», поскольку словом «род» или «семья» обычно обозначают множество людей, имеющих родственные отношения, в чем-то похожих и в чем-то не похожих друг на друга. «Семейное сходство» в данном случае основано на наборе признаков, ни один из которых не встречается у всех без исключения членов соответствующей «семьи слов». Прототипом называют некоторое сочетание свойств, которое позволяет тот или иной конкретный объект отнести именно к данному типу.

Теории происхождения речи

Один из вопросов, представляющий особый интерес в плане психологического изучения речи – вопрос о ее происхождении. Данный вопрос формулируется следующим образом: существуют ли у человека врожденные предпосылки к освоению речи, или таких предпосылок нет, а все, что касается возникновения и освоения речи, связано исключительно с обучением и воспитанием? Различные решения данного, ключевого для психологии речи вопроса могут иметь разные последствия для постановки и решения других вопросов. Если, к примеру, признается, что у человека существуют генотипические предпосылки (задатки) к освоению речи, а у животных их нет, то простое и понятное объяснение получают многочисленные неудачи обучения животных человеческой устной и письменной речи. Сравнительно просто и легко в этом случае также объясняются недостатки в развитии речи у людей: они списываются за счет отсутствия врожденных задатков к освоению речи. Если же на этот вопрос отвечают отрицательно, не признают существование у человека врожденных предпосылок к освоению речи, то, как неудачи в обучении человеческой речи животных, так и недостатки ее развития у человека объясняются неправильно организованным обучением и воспитанием.

Общая постановка и решение вопроса о происхождении речи человека имеет два аспекта: лингвистический и психологический. В лингвистическом плане данный вопрос решается как вопрос о происхождении языка, поскольку возникновение речи у человека тесным образом связывается в этой науке с генезисом языка. Предполагается, что эти два процесса – становление языка и возникновение речи – у человека идут параллельно друг другу: как только появляется или изменяется язык, сразу же возникает или изменяется основанная на нем речь. Правильнее с точки зрения лингвистики говорить о возникновении и развитии языка, а не речи, причем, ставить и решать данный вопрос необходимо, прежде всего, в филогенетическом, а не онтогенетическом аспекте.

По-другому тот же вопрос решается в психологии. Рассматривая речь человека, как одну из важнейших психических функций, ученые–психологи исходят из того, что язык, по крайней мере, для современного человека, существует как нечто объективно данное, и его с детства или тогда, когда возникает задача овладеть другим языком, приходится осваивать. Поэтому для психологов, в отличие от лингвистов, обсуждаемый вопрос звучит по-другому: каким образом человек осваивает данный ему готовый язык, и как на его основе далее появляется и развивается речь? Вопрос о происхождении речи конкретного человека в психологии выступает, кроме того, как вопрос об освоении языка или речи, которыми уже владеют другие люди.

Изучение вопроса о происхождении языка и речи, поставленного как вопрос о естественном (природном) или искусственном (социально-культурном) их происхождении, имеет давнюю историю, и он впервые был поставлен еще в античном языкознании. Уже в то время сложились две обозначенные выше разные точки зрения на происхождение языка (речи): естественная (природная) и искусственная (социально-культурная). В естественной теории происхождения языка и речи утверждалось, что они у человека имеют природный характер и появились естественным путем в силу необходимости удовлетворения органических потребностей человека. С самого начала язык и речь развивались у человека на основе тех задатков, которые даны ему от природы.

В социально-культурной теории происхождения языка и речи доказывалась мысль о том, что когда-то они были придуманы людьми, и не имеют ничего общего с природными задатками человека. Другими словами, у человека нет особых естественных задатков к изобретению языков или к формированию речи, все это носит искусственный, социально-обусловленный характер. Последняя идея обосновывалось ссылками на существование огромного количества разнообразных языков, многие из которых по своим лингвистическим особенностям не имеют между собой почти ничего общего. Сторонники данной теории придерживались мнения, что если бы у людей имелись естественные предпосылки к возникновению языка и речи, то они должны были бы создать одни и те же или близкие друг к другу языки.

Первое обоснованное лингвистическое решение данной проблемы, обобщив размышления философов, писавших на эту тему, и добавив к ним свои соображения, предложил немецкий ученый-лингвист В. Фон Гумбольдт. Он связал возникновение языка и речи человека с потребностями людей, не разделяя их, соответственно, на биологические и социальные. Он же одним из первых стал рассматривать становление и развитие языка и речи в тесной связи с возникновением и развитием мышления. В. Фон Гумбольдт, однако, отрицал сознательный характер языкотворчества или овладения человеком речью, то есть, по сути дела, придерживался больше естественной, а не социальной теории происхождения языка и речи.

Позднее другой немецкий ученый – лингвист Х. Штейнталь, опираясь на идеи В. Фон Гумбольдта, приписал происхождение языка и речи так называемой «творческой деятельности народного духа». (Сходные мысли в своих трудах высказывал в свое время и русский лингвист А. А. Потебня.) Х. Штейнталь стал автором звукоподражательной теории происхождения языка и речи, то есть отстаивал точку зрения, согласно которой ребенок осваивает язык и речь, подражая действиям и звукам, произносимым взрослыми людьми, которые владеют языком и речью. В частности, устная речь ребенка в раннем детстве возникает, по мнению Х. Штейнталя, на основе подражания звукам речи окружающих его взрослых людей. Оппонентом Х. Штейнталя в теории происхождения и развития языка и речи выступил известный немецкий психолог В. Вундт, который явился создателем дуалистической теории происхождения языка и речи. Согласно данной теории, язык и речь человека имеют два источника: биологический и социальный. Язык и речь зарождаются, с одной стороны, на естественной, инстинктивной основе, а с другой стороны, создаются и совершенствуются людьми, представляющими ту или иную культуру.

Существенным шагом вперед в решении обсуждаемой проблемы стала выдвинутая Л. Нуаре трудовая теория происхождения языка и речи. Согласно данной теории, язык и речь у людей возникли в процессе их совместной трудовой деятельности как одно из эффективных средств согласования (координации) их действий в совместной деятельности. Эту теорию поддерживали и развивали многие философы материалистического направления, в частности К. Маркс и Ф. Энгельс.

Проблема, различные решения которой представлены в указанных выше теориях, продолжает обсуждаться и в наши дни. В науке ХХ столетия еще по-прежнему господствовали зародившиеся в древности общие, натуралистическая и социальная теории происхождения языка и речи. Первая связывала их появление с естественными формами поведения животных и человека, прежде всего, с рефлексами и инстинктами, вторая усматривала в языке и речи то, что соотносилось с социально-культурным образом жизни людей. В свою очередь, проблема происхождения языка и речи, которую до начала ХХ столетия ставили и решали комплексно, рассматривая ее как единую и целостную, в конце ХХ века представлялась уже дифференцированно. В ней выделялись и отдельно обсуждались следующие вопросы:

1. Каково происхождение языка (языков)?

2. Каким образом возникли и развивались различные виды речи?

3. Как человек осваивает языки?

4. Как формируются и развиваются у человека разные виды речи?

Первые два вопроса касаются языка и речи вообще, безотносительно к их освоению конкретными людьми, и представляют собой то, что преимущественно обсуждается в лингвистике. Вторые два вопроса, напротив, касаются освоения человеком реально существующих языков и видов речи, входят в предмет исследования как психологов, так и лингвистов.

У лингвистов повышенный интерес вызывает вопрос о происхождении письменности (письма или письменной речи). Хотя решение этого вопроса не входит в компетенцию психологов, он представляет интерес и для них, в частности в тех случаях, когда психологи изучают процесс освоения письма или его нарушения. Долгое время письменности у людей не было, и они пользовались для общения друг с другом устной речью. Письменные знаки в то время уже существовали, но поначалу использовались для других целей. Они служили сигналами того, что могло иметь для людей жизненно важное значение.

Письменная символика, способная выражать мысли людей, появилась, как полагают ученые, не раньше шести тысяч лет тому назад. Самыми древними считаются записи, выполненные в форме иконописи, то есть письмо, где знаками служили картинки. Такую форму письменности, датируемую примерно 27000 лет назад, ученые обнаружили на стенах одной древней пещеры. Примечательно, что это был не аналог современного письма, то есть не система знаков, используемых людьми для записей информации или общения друг с другом, а, скорее, способ «ритуальной магии», то есть попыток воздействия с помощью знаков на божество. Далее появилось пиктографическое письмо, где в качестве знаков стали использовать простые рисунки или серии таких рисунков.

Первой формой собственно графемной коммуникации (письма, основанного на составлении слов из отдельных письменных знаков – графем или букв) стали пиктограммы, изображавшие обычные окружающие людей объекты: человека, животное, Солнце, Луну и т. п. Впервые такое письмо возникло около 6000 лет назад в древнем Шумере - в географическом регионе, занимаемом сегодня государствами Ираком и Ираном. В древнейших странах Междуречья появился и примитивный тип письменности, при котором на квадратной глиняной дощечке острым предметом наносились рисунки.

В идеографическом письме, возникшем уже после пиктографического, стали использоваться более абстрактные, но еще напоминающие реальные предметы, знаки, обозначающие целое слово или его корень. Это, по-видимому, произошло во время, отстоящее от нас примерно на 4600 лет. Вслед за этим стало развиваться словесно-слоговое письмо с конкретной привязкой знака к определенному слову. Такой знак получил название логограмма. Логограммы в письме использовались не только для обозначения слов, но также и слогов – определенных сочетаний звуков. С помощью логографического письма можно было передавать самое разное содержание. Наконец, еще позднее возникло современное письмо, основанное на алфавитной системе, где каждый письменный знак передавал, как правило, только один или два звука. Историческим родоначальником, предшественником всех современных видов алфавитного письма стало, по-видимому, древнесемитское (финикийское) письмо, относящееся ко второй половине второго тысячелетия до н. э..

Что касается истории формирования устной, звуковой речи, то ее воссоздать практически невозможно из-за отсутствия древних сведений о ней. Частично и только косвенно об этом можно судить на основе анализа история становления письма.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.