Региональная политика безопасности бизнеса — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Региональная политика безопасности бизнеса

2019-10-25 424
Региональная политика безопасности бизнеса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Региональные проблемы экономической безопасности зависят от изменения целей, задач и методов государственной региональной политики. В государственной политике должна быть определена роль и место каждого региона в достижении общегосударственных интересов. Региональные же особенности определяют угрозы и опасности, которые влияют на безопасность не только региона, но и страны в целом.

    Особое значение имеет экономическая безопасность и её составляющая – региональная экономическая безопасность: возможность национальной экономики и её регионов обеспечить стабильное развитие и защиту экономическими методами как субъекта, так и государства в целом.

В условиях формирования рыночного экономического механизма необходимо учитывать роль регионального фактора, так как экономические преобразования осуществляются в пределах конкретных территорий, существенно различающихся по природным, географическим, социальным, демографическим, экономическим и другим условиям. Унифицированный подход к экономическим реформам, не учитывающий эти различия, совершенно не приемлем, поэтому необходимо учитывать региональный аспект реформы, совмещение регионального многообразия с необходимостью единства страны. Нужно отметить, что основой функционирования региональной экономики является регион.

    Регион как хозяйственная система является частью территории, на которой функционирует и развивается система связей и зависимостей между предприятиями и организациями, расположенными здесь. Как составная часть народнохозяйственного комплекса регион может рассматриваться как ее социально экономическая подсистема, и одновременно как относительно самостоятельная часть с законченным циклом воспроизводства и определенной спецификой.

    Как составная часть производственного и территориального устройства страны и форма организации производственной и общественной жизни, регион имеет особые производственно-хозяйственные, культурно-этнические, динамические характеристиками.

    В теории и рассматриваются  разные типы региональных образований:

1. Экономические зоны. Европейская часть, Сибирь и Дальний Восток и другие.

2. Крупные экономические районы: сеть крупных региональных комплексов таких, как Центральный, Северо-Кавказский и другие.

3. Регионы, формируемые на базе административно-территориального деления страны (субъекты Федерации): – республики, национальные и автономные округа, края, области, а также города и административные районы (городские и сельские).

4. Территориально-производственные комплексы (ТПК): формируются, в рамках крупных экономических районов на основе уникальных природных ресурсов.

В системе региональных образований лишь регионы, созданные на базе административно-территориального деления, имеют завершенную систему законодательных и исполнительных органов власти и управления.

Нужно отметить, что непростая ситуация в региональном развитии обусловлена: общим экономическим кризисом, дезинтеграцией экономического пространства; наличием различных стартовых условий вхождения в рынок (разные уровни экономического потенциала); межэтнической напряженности в ряде регионов, последствиями разрушения единого государства появлением ближнего зарубежья.

    Важно понимать, что социальное и экономическое развитие государства во многом зависит от эффективной региональной политики, так как региональная политика призвана решать двуединую задачу: необходимо активизировать интеграционные процессы, направленные на развитие экономики; локализовать региональные конфликты, устранять причины и факторы, их порождающие, снизить риск возникновения межэтнических конфликтов, обеспечивать стабилизацию политической, социально-экономической, экологической обстановки в каждом регионе.

    Региональная политика государства должны быть направлена на эффективное управление экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, обеспечивая взаимоотношения между государством и районами, а также районов между собой. В целом региональная политика должна быть направлены на:

-создание экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма - единого экономического пространства;

-создание и введение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, независимо от экономических возможностей регионов;

-создание условий для выравнивания социально-экономического развития регионов;

-комплексную защиту окружающей среды;

-ускоренное развитие регионов, имеющих стратегическое значение;

-эффективное использование ресурсных, природно-климатических особенностей регионов;

-развитие местного самоуправления.

    Федеральная региональная политика направлена на достижение общих национальных целей развития страны: в период экономического кризиса преобладают экономические цели, в периоды экономического роста- социальные.

    Для реализации региональной политики необходимо определить цели, инструменты и формы ее поведения, так как отсутствие ясных направлений ведет к неуправляемому процессу и чрезмерной дифференциации региональных различий.

Региональное правительство главной целью своего развития ставит в первую очередь рациональное использование природных, трудовых и капитальных ресурсов региона, обеспечение рационального подхода к развитию регионального хозяйственного комплекса.

К основным направлениям органов власти региона по реализации целей развития относятся:

-формирование структуры экономики, соответствующей, целям осуществляемых социально-экономического развития;

-создание механизмов территориального развития, с учетом региональной специфики, так как она выступает фактором, обеспечивающим региональный интерес в государственном регулировании территориального развития;

-решение задач регионального регулирования экономики, обеспечивая социальную направленность развития на основе производственно-ресурсного потенциала региона.

    В социальной сфере цели могут быть определены как обеспечение высокого уровня благосостояния, равных жизненных условий для всех граждан, реализации права свободного выбора места проживания и трудовой деятельности. Контрасты в социальных условиях являются угрозой демократии в государстве, что может привести к его распаду. Региональная политика, должна быть направлена на снижение его внутреннего социального напряжения, способствовать сохранению целостности и единства страны.

    В экономической сфере цели могут быть определены как эффективное использование многообразия экономических возможностей регионов, объективных преимуществ территориального разделения труда и межрегиональной кооперации.

    Экономическая политика регионов должна способствовать экономическому развитию, укреплять государственное устройство, выравнивать социально-экономические условия, обеспечивать однородность страны и более эффективно использовать потенциал регионов.

    Главная цель региональной политики состоит в создании условий для формирования обоснованных внутренних территориальных пропорций на основе специализации и сравнительных преимуществ территорий.

    Выбор и обоснование целей служит основой определения потенциальных направлений роста региона, выявления отраслей, которые обеспечивают рост экономики региона и оказывают воздействие на развитие сопряженных секторов регионального хозяйства.

    Для оценки состояния региона используется понятие «потенциал развития региона», т.е. исходные возможности экономики региона и входящих в его состав районов и городов, способность к росту, внедрению инноваций, совершенствованию отраслевых, социальных, политических и демографических сфер деятельности. К основным элементам потенциала развития региона можно отнести:

1. Показатели индустриального развития региона: объём выпуска промышленной продукции, производственный потенциал региона, объём инвестиций в основной капитал, инвестиционная активность, износ основных фондов. По уровню индустриального развития можно выделить следующие три группы регионов:

-крупнейшие города региона и районы, имеющие достаточно высокую промышленную специализацию (первая группа);

-районы, занимающие по уровню промышленного развития среднее место: имеют как высокий показатель по инвестициям, так и депрессивное состояние (вторая группа);

-районов, имеющих низкий уровень развития промышленного производства: преимущественно аграрные и экономически слаборазвитые районы, но потенциал этой группы районов можно оказаться достаточно высоким (третья группа).

2.Социальные факторы развития региона: комплексный коэффициент уровня жизни, уровень денежных доходов на душу населения, сальдо миграции, безработица, денежные доходы населения

    Из практики известно, что чем меньше население района, тем выше уровень обеспеченности его объектами социальной инфраструктуры, особенно это характерно для районов с высоким уровнем миграции.

    Миграции в первую очередь связана с тем, что сворачиваются производства в депрессивных районах, сокращаются затраты на социальную инфраструктуру, переходят к вахтенному способу работы.

    Социальные проблемы, высокий уровень миграции, безработица, снижение уровня жизни тормозят экономический рост в перспективных группах регионов, а районы, со стабильной социальной ситуацией, получают дополнительные возможности для развития.

3.Финансовые показатели региона:

-процент дотаций республиканского бюджета в доходной части районного бюджета, процент планового дефицита местного бюджета, процент выполнения плана поступления налогов и других обязательных платежей в местный бюджет;

-отношение расходов на заработную плату бюджетных служащих, текущих материальных затрат и социальных государственных капитальных вложений к собственным доходам районного бюджета;

-структура дебиторской и кредиторской задолженности предприятий промышленности, транспорта, связи строительства.

Первая группа показателей характеризует бюджетную динамику, вторая группа - дотационность бюджета и инвестиций, а третья группа показателей отражает финансовую ситуацию на промышленных предприятиях, обеспечивающих основу местной налогооблагаемой базы.

4.Показатели ресурсного потенциала: сочетание экономических ресурсов региона, и в первую очередь многоцелевого назначения, дают дополнительный эффект, а в регионах, где затраты на формирование важнейших видов ресурсов наименьшие, создаются благоприятные условия для экономического подъема.

Данная система показателей позволяет провести классификацию регионов по потенциалу развития:

-регионы обладающие значительными потенциалами роста: имеются достаточные резервы к саморазвитию;

-регионы нейтральные: экономика способна и к росту, и к кризису. В эту группу можно отнести как районы, где высокому уровню соответствует высокая миграция и низкая инвестиционная активность, так и районы с низким уровнем жизни, но со стабильной промышленной и инвестиционной ситуацией;

-регионы депрессивные: не имеют реальных возможностей саморазвития. К ним можно отнести не только аграрные, но и ряд промышленных районов, где закрываются градообразующие промышленные предприятия, где высока структурная безработица, а следовательно, и миграция.

Такое ранжирование региональных субъектов играет важную роль при выработке и проведении обоснованной инвестиционной политики региона.

Разработка региональной политики должна основываться на принципах являющихся той основой, на которой базируется системы региональной экономической политики.

К принципам региональной политики относятся:

-экологическая защита, которая создает целостный подход к решению территориальных проблем и сохраняет экологический «каркас» России с учетом особенностей традиционного природопользования;

-отраслевая региональная специализация, структурная перестройка осуществляется в соответствии с научно-технической и инвестиционной политикой страны;

-обеспечение прогрессивных форм пространственной организации общественного производства и размещения квалифицированных кадров;

-создание равных институциональных условий, снижение региональных различий в уровне экономического развития с учетом социальной, этнополитической и экологической обстановки.

Экономическое пространство региона представляет собой систему, постоянно развивающихся и углубляющихся экономических связей с достаточно устойчивым территориальным разделением труда, которое имеет внутренне противоречивый характер. Источники саморазвития региона находятся в объективно обусловленных противоречиях, наличествующих внутри хозяйствующих субъектов, связанных между собой разделением труда.

К основным объектам государственного регулирования экономики в регионе можно отнести: экономический цикл; отраслевая и территориальная структура хозяйства; условия накопления капитала; занятость; денежное обращение; цены; НИОКР; условия конкуренции; социальные отношения; подготовка и переподготовка кадров; окружающая среда; внешнеэкономические связи.

    Задача государства обеспечение условий для саморазвития региона.

Главной целью регионального саморазвития является создание конкурентной среды, побуждающей производителей производить качественные товары, а продавцов – продавать их по доступным ценам, формируемым свободным рынком.

    Экономическая самостоятельность региона не должна противоречить с целостностью экономического пространства страны и направлена на взаимовыгодное деловое сотрудничество, обеспечивающее приток в экономику капитала, современных технологий новых инвестиционных проектов, при одновременном налаживании хозяйственных связей с другими регионами и странами.

    Нужно отметить, что термины «самоокупаемость», «самофинансирование», «самоуправление», широко используются в научной экономической литературе и в управленческой практике.

    Самоокупаемость является экономической основой хозяйственной деятельности: возмещение затрат за счет выручки от реализации произведенных товаров, выполненных работ и услуг, продажи неликвидов. Самоокупаемость обеспечивает минимальное требование к экономической самостоятельности, первый шаг к самообеспечению производства.

    Самофинансирование обеспечивает помимо текущих и вложения капитала в развитие: расширение, реструктуризацию, модернизацию, реконструкцию. Самофинансирование возможно только при условии получения им прибыли или финансовых поступлений, не требующих возмещения либо обладающих гарантированными возможностями возмещения.

    Самоуправление есть внутреннее управление системой со стороны субъекта управления, хотя самоуправление на уровне субъектов Федерации можно называть таковым со значительной долей условности, так как региональное управление является частью государственного управления, а функции и полномочия разделены с государственными федеральными органами.

    Синтез рассмотренных понятий саморазвитие включает в себя их наиболее важные составляющие и приобретает новое смысловое качество. В этом проявляется свойство синергичности категории «саморазвитие» по отношению к составляющим ее элементам.

    Каждое из рассмотренных понятий «саморазвитие региона», имеет отношение к определенным видам ресурсов (самоокупаемость, самофинансирование), или к отдельным функциям (самоуправление). В тоже время саморазвитие региона имеет более емкое понятие, включающее: экономическое использование ресурсов региона (природные, материальные, трудовые, финансовые, информационные, обмен ресурсами внутри и вне региона); оперативное и стратегическое управление экономикой региона, воздействие на социальные процессы; формирование региональных программ и участие в целевых государственных программах, регулирование межбюджетных отношений и осуществление реформ.

    Саморазвитие - это не самоизоляция, а расширение экономических взаимосвязей, взаимодействия с другими регионами и странами и рассматривается как важнейший фактор успешного развития.

    Саморазвитие в конечном счете не означает отказа региона от федеральной бюджетной поддержки, от других видов помощи. Однако оно направлено на снижение дотационности федеральной поддержки до потенциально возможного в данных условиях уровня, а покрытие остальных расходов принимает на себя. Самообеспечение – это главная цель саморазвития. Финансовая независимость региона от бюджетных и иных ассигнований со стороны государства является безусловным приоритетом регионального правительства.

    Саморазвитие повышает социальный и экономический статус региона, его научно-интеллектуальный, образовательный, духовный потенциал и включает как важную составляющую поддержку традиций, обеспечение экологической безопасности и здоровья населения, заботу о будущих поколениях.

    Проведение разумной региональной политики должно ослабить социальное напряжение, обеспечить целостность и единство страны в первую очередь за счет долгосрочного планирования и применения современных методов регулирования. К важнейшим направлениям  долгосрочного регулирования экономики можно отнести:

1. эффективное управление государственной собственностью;

2. обеспечение роста отраслей промышленности;

3. усиление общегосударственной инновационной политики;

4. регулирование регионального развития, включая регулирование товарных, ресурсных и финансовых рынков.

Среди методов регулирования можно выделить: прямое государственное вмешательство, которое осуществляется путем использования административных средств и базируется на использовании мер разрешения, запрета и принуждения; косвенное регулирование осуществляется с помощью различных мер экономической политики.

В таблице 2.1 показано соотношение экономических и административных методов управления.

Административные методы регулирования регионального развития осуществляются в форме:

- административных распоряжений, постановлений, воздействующих на конкретно сложившуюся ситуацию;

- правил, регулирующих деятельность предприятий и организаций различных форм собственности (нормативное регулирование);

- рекомендаций, контроля (например, финансово-бюджетного) и надзора (например, санитарно-эпидемиологического).

 

Таблица 2.1

Отличительные особенности административных и экономических методов регулирования регионального воспроизводственного процесса

Административные методы Экономические методы
Адресные задания по решению и достижению целей: формирование структуры, создания условий для подготовки, принятия и реализации управленческих решений Основывается на общих правилах поведения, выбора маневра экономической стратегии.
Прямое воздействие на управляемые объекты, выражают преимущественно интересы органа управления Косвенное воздействие на объекты управления с учетом экономических интересов
Ответственность за принимаемые решения ложится на орган управления, права управляемых объектов ограничены Полная самостоятельность при высокой ответственности за предпринимаемые действия и их последствия
Административные распоряжения требуют обязательного исполнения и не допускают существенных отклонений Альтернативные решения и выбор оптимального решения

 

Административные методы предусматривают принуждения в отношении предприятий, нарушающих установленные правила.

С их помощью местные органы власти регулируют процессы приватизации, привлечения капитала, использования природных ресурсов, а также социальные вопросы.

Применение только административных методов не может обеспечить эффективное решение всех проблем, поэтому административные методы должны сочетаться с экономическими.

    Экономические методы косвенно воздействуют на процесс регионального воспроизводства с помощью таких рычагов, как налоги, льготы, кредиты, субвенции и др. и желательно без прямого вмешательства местных органов управления. В основе экономических методов регулирования лежат экономическая заинтересованность и ответственность предприятий и организаций за выполнение задач комплексного социально-экономического развития региона.

    В настоящее время в регионах имеется большое разнообразие экономических, социальных, научных и этнических ситуаций: регионы различаются размерами экономического потенциала; способностью к саморазвитию; производственно-отраслевыми показателями; объемами привлечения частных инвестиций; реализацией новых технологий. Это определяет особенность и уникальность регионов.

    Нужно подчеркнуть, что на современном этапе государственный заказ является инструментом прямого регулирования регионального воспроизводства, так как он представляет собой совокупность заключенных государственных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств федерального и регионального бюджетов. При этом финансирование государственного заказа обеспечивается за счет средств бюджета того уровня, на котором он формируется или за счет привлекаемых внебюджетных источников, в том числе средств заинтересованных частных (зарубежных) инвесторов. Заказы обеспечиваются финансированием через механизм государственных контрактов или путем прямого субсидирования производства определенных видов товаров, работ, услуг (финансирование заказов в сфере науки, образования, здравоохранения и т.д.).

В целом региональная политика должна быть направлена на снижение угроз экономической безопасности страны, которые имеют ярко выраженный региональный характер. Дело в том, что угрозы регионально дифференцированы: экономический спад; безработица; задолженность по заработной плате, пенсиям и социальным пособиям; низкая финансовая дисциплина; слабая защищенность отечественных товаропроизводителей. Решение многих социально-экономических проблем ограничивают несовершенные, не соответствующие полномочиям региональных органов: налоговая и бюджетная системы; необоснованно и конъюнктурно предоставляемые налоговые, таможенные и иные льготы; коррупция и криминализация. Все это снижает экономическое развитие регионов и уровень жизни населения.

    Большинство принимаемых мер по обеспечению национальной и экономической безопасности носят региональный характер, так как многие угрозы, как правило, связаны с определенными районами а негативные последствия  могут охватить и другие территории.

    Переход от методов планирования народного хозяйства к методам рыночного регулирования повысил социально-экономическую напряженность, расширил состав депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов страны.

    В настоящее время имеется территориальная концентрация производительных сил в результате размещения торгово-промышленного и банковского капитала в немногих зонах и крупнейших городах России, особенно в Москве и Санкт-Петербурге.

В региональной политике нельзя не учитывать то, что угроза национальной безопасности и территориальной целостности государства исходит от регионального сепаратизма. Основой для активизации процессов экономического и политического сепаратизма являются: территориальная дифференциация уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации; распространение среди регионов с богатыми топливно-сырьевыми ресурсами теория независимого экономического развития.

Этому способствует неравномерность социально-экономического развития регионов, разрыв между «развитыми» и «неразвитыми», в том числе «депрессивными», районами.

    Для принятия действенных мер по экономической безопасности страны необходимы механизмы обеспечения экономической безопасности, охватывающие все субъекты и, прежде всего, субъекты Российской Федерации. Экономическая безопасность страны складывается из экономической безопасности каждого субъекта Федерации, а экономическая безопасность субъекта Федерации зависит от состояния экономики страны в целом, поэтому первоочередной задачей является создание системы защиты экономической безопасности каждого субъекта Федерации.

    Каждый регион с учетом его специализации должен позиционировать себя по отношению к угрозам экономической безопасности страны, выделить наиболее вероятные формы этих угроз и уровень их проявления, так как в каждом регионе могут возникать свои угрозы не связанные непосредственно с угрозами экономической безопасности страны, а порождаемые внутренними факторами.

    Для обеспечения устойчивого развития региона необходимо своевременно проводить мониторинг наиболее вероятных угроз экономической безопасности, оценивать возможный ущерб от их воздействия, разрабатывать меры по их определению, т.е. систематически и целенаправленно работать по обеспечению своей экономической безопасности.

 

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.