Тема 10. Пенсии за выслугу лет — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Тема 10. Пенсии за выслугу лет

2019-10-25 164
Тема 10. Пенсии за выслугу лет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Понятие пенсии за выслугу лет. Круг лиц, имеющих право на пенсию за выслугу лет.

2. Условия назначения пенсии за выслугу лет

3. Размеры пенсии за выслугу лет.

3. Порядок выплаты пенсии за выслугу лет.

В статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» дано определение пенсии за выслугу лет.

Пенсия за выслугу лет – ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется в целях компенсации утраченного заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при наличии определенной законом продолжительности выслуги лет.

Пенсия за выслугу лет устанавливается федеральным государственным служащим и военнослужащим (кроме проходивших службу по призыву).

Если указанная категория лиц имеет право на получение одновременно и других видов пенсии, то устанавливается только одна, по выбору лица. Однако положение пункта 2 статьи 3 вышеуказанного закона стало предметом рассмотрения в Конституционном суде Российской Федерации. В своем определении от 11.05.2006 г. № 187-О «По жалобе гражданина Наумчика Вячеслава Викторовича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Конституционный Суд РФ обязал федерального законодателя в срок не позднее 1 января 2007 года предусмотреть правовой механизм, гарантирующий выплату работающим по трудовому договору военным пенсионерам помимо пенсии по государственному пенсионному обеспечению страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их лицевых счетах в Пенсионном фонде РФ.

Под федеральными государственными служащими понимаются граждане, замещавшие должности федеральной государственной службы и государственные должности федеральных государственных служащих.

Государственная служба РФ – это профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:

- Российской Федерации;

- Федеральных органов государственной власти иных федеральных государственных органов;

- субъектов Российской Федерации;

- органов государственной власти субъектов РФ;

- лиц, замещавших должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

- лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

При этом система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба и военная служба.

Статья 2 Федерального закона от 28 марта 1998г. № 53-ФЗ                «О воинской обязанности и военной службе» определяет военную службу как особый вид федеральной государственной службы исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также во внутренних войсках МВД РФ, Службе внешней разведки РФ, органах ФСБ РФ и т. д.

Статья 14 закона от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает, что гражданский служащий имеет право на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом. Условия назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим определяются Федеральным законом от 15 декабря 2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении».

До принятия данного закона пенсионное обеспечение федеральных государственных служащих регулировалось Указом Президента РФ от 16 августа 1995 г. № 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы», согласно которому, этой категории лиц устанавливалась доплата к пенсии, размер которой зависел от выслуги государственной службы.

Пенсия за выслугу лет федеральному государственному служащему назначалось при наличии не менее 15 лет стажа государственной службы при увольнении с этой службы по причинам, признанным законодателем уважительными, а именно:

- ликвидация федеральных органов государственной власти или иных государственных органов;

- увольнение с должностей, утверждаемых в установленном законодательством порядке для непосредственного исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, в связи с прекращением этими лицами своих полномочий;

- достижение предельного возраста (65 лет) для замещения должностей федеральной государственной службы;

- несоответствие замещаемой должности федеральной государственной службы вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению государственной службы;

- увольнение по собственному желанию в связи с выходом на трудовую пенсию по старости (инвалидности).

Пенсия за выслугу лет устанавливается без учета трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с законом от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и выплачивается одновременно с ней. Это фактически означает, что пенсия за выслугу лет не носит самостоятельного характера. Если гражданину не установлена трудовая пенсия по старости или по инвалидности, то ему не может быть назначена и пенсия за выслугу лет, даже если он выполнил все иные необходимые условия.

Как уже отмечалось, основным условием для назначения пенсии за выслугу лет является наличие выслуги лет определенной продолжительности. Так, для федеральных государственных служащих РФ стаж государственной службы установлен в 15 лет. Указом Президента РФ от 17 декабря 2002г. № 1413 утвержден перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет. Этот перечень достаточно большой, назовем лишь некоторые периоды службы (работы) в следующих должностях:

1) государственные должности Российской Федерации;

2) государственные должности федеральных государственных служащих, предусмотренные реестром государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденным Указом Президента РФ в декабре 2005 года;

3) государственные должности государственной службы субъектов РФ;

4) должности прокурорских работников;

5)выборные муниципальные должности;

6)муниципальные должности муниципальной службы;

7) другие должности.

Пенсия за выслугу лет федеральным государственным служащим устанавливается в размере 45 процентов среднемесячного заработка за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности) при наличии 15 лет стажа государственной службы. Этот размер увеличивается за каждый полный год сверх требуемых 15 лет стажа государственной службы на 3 процента среднемесячного заработка. При этом предусмотрено ограничение, согласно которому общая сумма пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по старости или инвалидности (базовой и страховой частей) не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка федерального государственного служащего. Таким образом, размер пенсии за выслугу лет зависит от продолжительности стажа государственной службы и среднемесячного заработка.

Исчисление размера пенсии за выслугу лет для граждан, проживающих в районах (местностях), в которых решениями Правительства РФ установлены районные коэффициенты к заработной плате, осуществляется с учетом соответствующего районного коэффициента на весь период проживания указанных граждан в этих районах (местностях). При выезде из таких районов на новое постоянное место жительства размер пенсии за выслугу лет определяется без учета районного коэффициента.

Порядок исчисления пенсии за выслугу лет военнослужащим определяется другим законом РФ – законом от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Право на пенсию за выслугу лет имеют:

1.   Лица, имеющие на день увольнения со службы выслугу 20 и более лет;

2.    Лица, которые уволены со службы:

2.1) по достижении предельного возраста пребывания на службе;

2.2) уволенные по состоянию здоровья;

2.3) уволенные в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Лица, указанные в пункте 2, имеют право на пенсию за выслугу лет, если они имеют общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, и из которых 12,5 лет приходится на работу (службу) в соответствующих учреждениях.

В выслугу лет для назначения пенсии военнослужащим и другой приравненной к ним категории включаются:

- служба в соответствующих министерствах;

- время пребывания в плену (если пленение не было добровольным и если не совершено преступления против Родины);

- время отбывания наказания, если военнослужащий был необоснованно привлечен к уголовной ответственности;

- учеба уволенных со службы офицеров и лиц начальствующего состава – (если она была до определения на службу, но не более 5 лет из расчета 1 год учебы за 6 месяцев службы)

Размеры пенсии за выслугу лет военнослужащим начисляются следующим образом:

1. Лицам, имеющим полную выслугу (20 и более лет), пенсия устанавливается в размере 50 процентов денежного довольствия и дополнительно надбавляют по 3 процента за каждый год сверх требуемой для назначения пенсии выслуги.

2. Лицам, имеющим общий трудовой стаж 25 и более лет пенсия устанавливается в размере 50 процентов денежного довольствия и дополнительно прибавляется по 1 проценту за каждый год сверх 25 лет общего трудового стажа.

Пенсия за выслугу лет назначается в период нахождения на службе, дающей право на эту пенсию. Тем самым если федеральный государственный служащий или военнослужащий приобрел право на пенсию за выслугу лет, но продолжает выполнять работу (службу), то пенсия за выслугу лет ему не назначается. Любая другая работа (наемным работником, индивидуальным предпринимателем и т. д.) в данном случае во внимание не принимается.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления за счет средств собственных бюджетов могут устанавливать соответствующие пенсии государственным служащим субъектов и муниципальным служащим. При этом нормы Федерального закона от 15 декабря 2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» на пенсионные правоотношения, возникающие в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, не распространяются.

Литература

Буянова Марина Олеговна. Право социального обеспечения. М. КноРус. 2006.

Право социального обеспечения России. Год изд. 2006.

Право социального обеспечения России. Год изд. 2010.

Практикум по дисциплине "Право социального обеспечения". КемГУ. 2010.

Сулейманова Галия Валиахметовна. Право социального обеспечения. М. Юрайт.2011.

 

Нормативные правовые акты

 

Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166 –ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации

Федеральный закон от 27.05.2004 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Федеральный закон от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Закон РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»

Определение Конституционного Суда РФ от 11.05.2006 г. № 187-О «По жалобе гражданина Наумчика Вячеслава Викторовича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 Федерального закона      «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 15.09.2003 г. № 570 «О порядке включения в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственных служащих периодов службы (работы) в государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом РФ»

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 09.12.2004 г. № 312 «Об утверждении порядка подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих и определения соответствия должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы».

 

Тема 11. Социальные пенсии

 

1.Понятие социальной пенсии.

2. Круг лиц, имеющих право на социальную пенсию

3. Основания назначения пенсии.

4. Размеры социальных пенсий.

 

Социальная пенсия – это ежемесячная выплата, производимая из Федерального бюджета РФ в случаях, когда гражданин, являясь нетрудоспособным, не приобрел право на трудовую пенсию по закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Социальная пенсия – подвид социального обеспечения, имеет характер проявления гуманизма со стороны государства и устанавливается независимо от трудовой деятельности.

В недалеком прошлом нетрудоспособным гражданам, не имеющим право на пенсию в связи с трудовой деятельностью, назначалось так называемое ежемесячное пособие, однако при условии, если они не имели источника средств к существованию и родственников, обязанных по закону их содержать,

Предоставление таким лицам права на пенсионное обеспечение является необходимым и естественным условием для реализации отраслевого принципа права социального обеспечения – всеобщности. В социальном государстве право на пенсию должно быть признано за каждым гражданином. Недопустимо положение, при котором нетрудоспособные лица, не имеющие права на пенсионное обеспечение в связи с трудовой деятельностью (или по иным основаниям) остаются без государственной поддержки. Поэтому полная реализация конституционного принципа всеобщности пенсионного обеспечения невозможна без законодательного закрепления института социальных пенсий.

Ныне в России введено подлинное всеобщее пенсионное обеспечение: пенсию получают все граждане, достигшие соответствующего преклонного возраста либо признанные инвалидами, независимо от каких – либо обстоятельств.

Социальные пенсии практически есть во всех развитых странах, в частности, европейских. Во многих из них они устанавливаются независимо от того, что граждане «заработали» также трудовую (страховую) пенсию. Часто они именуются народными пенсиями. В России устанавливается, как правило, лишь одна пенсия. Следовательно, нельзя получать одновременно социальную пенсию и трудовую пенсию или две социальные пенсии по разным основаниям.

Правовая природа социальной пенсии предполагает ее установление только в случае отсутствия у нетрудоспособного лица источника дохода от оплачиваемой трудовой деятельности. Соответственно при осуществлении работы выплата социальной пенсии производиться не должна. Вместе с тем одной из основных задач пенсионной системы является поддержка наиболее незащищенных слоев населения. В самой ее сути изначально обязан присутствовать протекционизм по отношению к инвалидам, детям, потерявшим родителей и другим категориям граждан, поэтому установлена дифференциация получателей названных пенсий.

  Социальная пенсия назначается различным категориям граждан. Их можно разделить по возрастному признаку:

- детям: инвалидам до 18 лет;

детям до 18 лет, если они потеряли одного или обоих родителей;

- взрослым гражданам: инвалидам 1 и 2 групп, в том числе инвалидам с детства; инвалидам 3 группы;

- пожилым гражданам: мужчинам при достижении 65 лет;

          женщинам при достижении 60 лет.

При назначении социальной пенсии следует помнить, что при наличии права на две пенсии действует правило - право выбора одной пенсии (большей по размеру).

Для возникновения права на социальную пенсию необходимы основания, которые не имеют такого деления как трудовые пенсии (общие и льготные основания). Но социальные пенсии устанавливаются тоже по различным основаниям:

- наступление инвалидности;

- достижение определенного возраста;

- смерть одного или обоих родителей.

Для детей до 18 лет инвалидность устанавливается на основании «Медицинских показаний», при которых ребенок в возрасте до 18 лет признается инвалидом, утвержденных Минздравом РСФСР 4 июля 1991 года. В них указаны патологические изменения организма, которые дают право на установление инвалидности на различные сроки: от 6 месяцев до 1 года; на 2 года; на 5 лет; до 16 лет.

По окончании освидетельствования поликлиникой выдается Медицинское заключение. Не позднее, чем за один месяц до исполнения 18 лет, дети – инвалиды направляются на освидетельствование во МСЭК.

Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предоставлено льготное право на социальную пенсию гражданам из числа малочисленных народов. Севера. Указанным гражданам социальная пенсия назначается на 10 лет раньше, чем остальным нетрудоспособным гражданам – мужчинам - в 55 лет, а женщинам - в 50 лет. При этом нормы указанного закона не увязывают право на досрочное назначение социальной пенсии с проживанием лиц из числа названных народов непосредственно на Севере. Однако данный вопрос необходимо рассматривать во взаимосвязи с Федеральным законом от 30.04.1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». Согласно статье 1 данного закона под коренными малочисленными народами Российской Федерации понимаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Таким образом, можно сделать вывод о том, что льгота по установлению социальной пенсии должна предоставляться только тем гражданам, которые проживают на территории традиционного расселения предков и ведут самобытный образ жизни.

В Едином перечне коренных малочисленных народов, утвержденном постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 года № 255 содержатся наименования данных народов и названия субъектов Российской Федерации, на территории которых они проживают. Перечень районов проживания малочисленных народов Севера утвержден постановлением Правительства РФ от 11 января 1993 года № 22 «О перечне районов проживания малочисленных народов Севера». К числу малочисленных народов Севера относятся: ненцы, ханты, манси, эвенки, коряки, алюторцы, кереки, чукчи, алеуты, удэгейцы, шорцы, телеуты и другие.

Размеры пенсий дифференцированы от оснований назначения социальных пенсий.

Для усиления социальной защищенности граждан, которые не приобрели право на трудовую пенсию, в Кемеровской области был принят Закон от 14 января 1999 года «О пенсиях Кемеровской области (пенсиях Кузбасса)». Для таких граждан назначается пенсия при условии достижения пенсионного возраста: мужчины - 60 лет и женщины - 55 лет.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Понятие социальной пенсии, ее отличие от трудовой пенсии.

2. Круг лиц, имеющих право на социальную пенсию. Размер социальной пенсии. Основания ее дифференциации.

3. Порядок выплаты социальной пенсии работающим пенсионерам.

 

Литература

Буянова Марина Олеговна. Право социального обеспечения. М. КноРус. 2006.

Право социального обеспечения России. Год изд. 2006.

Право социального обеспечения России. Год изд. 2010.

Практикум по дисциплине "Право социального обеспечения". КемГУ. 2010.

Сулейманова Галия Валиахметовна. Право социального обеспечения. М. Юрайт.2011.

Нормативные правовые акты

Федеральный закон от 15 декабря 2001г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»

Федеральный закон от 30.04.1999г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»

Федеральный закон от 30.03.1995г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ- инфекции)»

Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 11.01.1993 г. № 22 «О перечне районов проживания малочисленных народов Севера»

Постановление Правительства РФ от 24.03.2000 г. № 255 «Об утверждении Единого перечня малочисленных народов Российской Федерации»

  

        

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.