Источники – внешние формы выражения правотворческой деятельности, с помощью которых воля творца права становится обязательной для исполнения — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Источники – внешние формы выражения правотворческой деятельности, с помощью которых воля творца права становится обязательной для исполнения

2019-10-25 313
Источники – внешние формы выражения правотворческой деятельности, с помощью которых воля творца права становится обязательной для исполнения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Источники права социального обеспечения – различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.

Классификация отраслевых нормативных правовых актов осуществляется по различным критериям. Ее объективную основу составляют государственное устройство России и организация власти в стране.

В российском праве основными источниками являются нормативные акты. Классификация источников права социального обеспечения обусловлена разграничением компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования общественных отношений по социальному обеспечению.

В зависимости от органов, принимающих нормативные правовые акты, источники права социального обеспечения можно классифицировать на акты, принимаемые органами государственной власти либо органами местного самоуправления, и акты, принимаемые субъектами социально-партнерских соглашений.

Источники права социального обеспечения можно классифицировать по юридической силе; по сфере их действия; по кругу субъектов; по сроку их действия; по форме акта; по источникам финансирования; по содержанию нормативных правовых актов.

По юридической силе федеральные законы делятся на два вида: конституционные и текущие.  

Конституционные – принимаются по вопросам прямо указанным в Конституции РФ.

Текущие – федеральные законы, которые принимаются на основе и во исполнение Конституции РФ и федеральных конституционных законов.

В праве социального обеспечения они касаются отдельных правовых институтов.

Кодифицированные законы – это крупные акты, предназначаемые для комплексного регулирования сфер общественных отношений.

В области социального обеспечения кодифицированными являются Основы законодательства Российской Федерации от 22.07.1993г. «Об охране здоровья граждан» нормы которого, закрепляют право на охрану здоровья различных субъектов: семьи, беременных женщин и женщин – матерей, пожилых инвалидов, несовершеннолетних. Основы закрепляют также и гарантии этого права, среди которых особое место занимает право граждан на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи и Федеральный закон от 19.07.1999г. «Об основах обязательного социального страхования».

По форме акта источники права социального обеспечения делятся на законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, постановления и разъяснения министерства здравоохранения и социального развития РФ.

По сфере действия источники права социального обеспечения делятся на общефедеральные, республиканские в составе РФ и других субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые, муниципальные, локальные.

Наибольшее практическое значение имеет классификация источников по юридической силе. Важно иметь в виду, что в силу ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Следовательно, нормы международных договоров обладают высшей юридической силой даже по отношению к законам РФ.

Нормы  международных актов входят в правовую систему России и имеют приоритет перед законами РФ.

К данной группе источников права социального обеспечения относятся нормы Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина; нормы соглашений, заключаемых странами Содружества Независимых Государств по вопросам социального обеспечения.

Соглашение от 13.03.1992 года «О гарантиях прав граждан государств – членов СНГ в области пенсионного обеспечения» договоры РФ и стран СНГ по вопросам пенсионного обеспечения». Граждане стран СНГ (Казахстана, Украины, Узбекистана, Туркменистана, Армении, Киргизии, Таджикистана) имеют право на пенсионное обеспечениеосуществляемое с применение норм законов на территории того государства, где проживают переселившиеся граждане.

Соглашение от 09.09.1994 года «О гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов», которое устанавливает гарантированную государственная социальная помощь гражданам, имеющим детей установленной национальным законодательством Стороны, на территории которой проживает ребенок с одним из родителей (лицом, его заменяющим)».

Соглашение от 24 января 2006 года между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о порядке оказания медицинской помощи гражданам РФ в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения РФ, которое устанавливает равные права граждан на оказание медицинской помощи на территориях договорившихся сторон.

Временное Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения от 15 января 1993 г..

Договор между Российской Федерации и Королевством Испания о социальном обеспечении от 11 апреля 1994 г.

Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 г.

 Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 18 декабря 2007 г. (ратифицирован Российской Федерацией, но по состоянию на 1 апреля 2009 г. не вступил в силу).

Особое место среди источников права социального обеспечения занимает Основной Закон РФ – Конституция РФ 1993г.

Ст.18 Конституции закрепляет понятие, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, местного самоуправления и обеспечивают защиту правосудием.

Конституция имеет высшую юридическую силу, и все иные акты, издаваемые соответствующими органами, не должны противоречить основному закону страны. Конституция определяет долгосрочные направления политики государства, закрепляет права граждан на социальное обеспечение, Конституция возвышается над всеми иными законами и является юридическим фундаментом, определяющим содержание других законов России. За ее соблюдением надзирает особый орган - Конституционный суд РФ.

Постановлениями Конституционного суда РФ от 10.07.2007 № 9-П признаны противоречащими Конституции РФ положения Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ в той мере, в какой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

Положения подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 (с  2009 это п.19,20,21 ст.  27 Федерального закона 173-ФЗ в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ) признаны не соответствующими Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 № 11-П, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения они не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с данными подпунктами, периоды деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными,

Определение Конституционного Суда РФ от 27.06.2005 № 231–О «По жалобе гражданина Галеева Конспая Амамбаевича на нарушение его конституционных прав положением подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В Конституции закреплен правовой статус граждан в сфере социального обеспечения. Так, ст. 7 определяет, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь.

 В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семье, развивается система социальных служб, установлены государственные пенсии и другие права. Для раскрытия содержания прав студенту необходимо ознакомиться и хорошо знать следующие статьи – 7, 33, 37, 38, 39, 41, 45, 46, 53.

Следующий уровень источников – это законы РФ. Отличительной особенностью источников права социального обеспечения на современном этапе является отсутствие единого кодифицированного правового акта, закрепляющего права граждан на тот или иной вид социального обеспечения. Такие права закреплены в различных российских законах, регулирующих пенсионное обеспечение, обеспечение граждан пособиями, предоставление гражданам различного вида социальных услуг, в том числе и услуг, гарантирующих социальную защиту инвалидов. Необходимо ознакомиться с этими законами.

Указы Президента РФ в сфере социального обеспечения занимают особое место и являются обязательными для исполнения на всей территории РФ, однако не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Так, например, Указ Президента  РФ  от 26 декабря 2006г. № 1455 «О компенсационных выплатах, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами».

Постановления Правительства РФ устанавливают порядок применения норм законов о пенсионном обеспечении либо других видов социального обеспечения: устанавливают дополнительные меры социальной защиты населения для определенных слоев. Это, например, следующие постановления: Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Постановление Правительства РФ от 24.07.2002г. № 555 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий»

В праве социального обеспечения, как ни в одной другой отрасли, широко применяются акты различных министерств и ведомств. В ряде случаев на основании норм таких актов гражданам производятся социальные выплаты либо предоставляются социальные услуги. Студенту необходимо раскрыть содержание нескольких актов министерств и ведомств, например таких как:

Постановление Минтруда РФ от 24.06.1994 № 50 по вопросу, касающемуся установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций.

 «Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР», утвержденное приказом Министерства социального обеспечения РСФСР 4 октября 1991г. и другие акты.

 Локальные акты как источники права социального обеспечения приобретают важное значение на современном этапе, когда формируется рыночная экономика. Они существенно повышают уровень социальной защиты граждан на региональном, муниципальном уровнях, на уровне каждого конкретного предприятия, поскольку предусматривают дополнения к федеральным мерам социальной поддержки граждан. К числу таких могут относиться территориальные соглашения, акты субъектов федерации и органов муниципальной власти, коллективные договоры.

Например, 14 января 1999г. в Кемеровской области принят закон «О пенсиях Кемеровской области (пенсиях Кузбасса)», где предусмотрен круг лиц, имеющих право на эту пенсию. Это лица, имеющие определенные заслуги перед Отечеством (Герои Социалистического Труда, участники войны, труженики тыла и др.). Источники права социального обеспечения наряду с классификацией по юридической силе можно классифицировать по всем видам общественных отношений, регулируемых ими. В этом случае необходимо выделять акты, регулирующие общественные отношения: а) по пенсионному обеспечению граждан; б) по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами; в) по предоставлению социальных услуг и другие.

Источники права социального обеспечения можно также классифицировать в зависимости от вида регулируемых отношений: 1) по пенсионному обеспечению граждан; 2) по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами; 3) по предоставлению социальных услуг по системе социального обеспечения.

Самостоятельным критерием классификации может быть признан круг лиц, на который распространяется действие норм соответствующих нормативных актов. Нормативные акты, регулирующие социальное обеспечение пожилых граждан, инвалидов, военнослужащих, судей, космонавтов, семей с детьми и др.

В зависимости от финансовых источников, т.е. за счет каких средств осуществляется социальное обеспечение: 1) за счет средств обязательного социального страхования, пенсионного страхования, медицинского страхования; 2) за счет бюджетных ассигнований; 3) за счет добровольного страхования – пенсионное, медицинское.

По  содержанию нормативные правовые акты могут быть классифицированы на отраслевые и комплексные. Отраслевые это нормы которые регулируют общественные отношения исключительно в сфере социального обеспечения (о пенсионном обеспечении, о компенсационных выплатах, о социальном обслуживании). В комплексных актах содержатся нормы, относящиеся к нескольким отраслям права. Например нормы Закона РФ «О занятости населения в РФ», Основ законодательства «Об охране здоровья граждан» и некоторых других входят в систему не только права социального обеспечения, но и трудового, административного, финансового права.

Правомерна классификация источников на акты относящиеся еще к союзному законодательству и продолжающие действовать на территории России, и акты российского законодательства. относящиеся к союзному законодательству

Постановление Совмина СССР  от 22.08.1956 № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах»

 

 

           Контрольные вопросы для самопроверки

1. Понятие источника права социального обеспечения.

2. Классификация источника права социального обеспечения: а) по юридической силе; б) по сфере действия; в) по кругу лиц.

3. Какова классификация источников по содержанию законов о социальном обеспечении?

4. Можно ли назвать нормы международных договоров источниками права социального обеспечения?

5. Можно ли назвать источниками права социального обеспечения Соглашения стран – участников СНГ?

6. Какие подзаконные акты по социальному обеспечению вы можете назвать?

7. Значение локальных нормативных актов.

8. Чем определяется в соответствии с Конституцией РФ смысл, содержание и применение законов?

9. Дайте общую характеристику Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993г.

10. Какова роль указов Президента РФ как источника права.

11. Какими актами регулируется пенсионное обеспечение в Российской Федерации? Каковы их основные принципиальные положения?

12. Нормы каких законов РФ регулируют общественные отношения по социальному обслуживанию населения и социальной защите инвалидов?

 

Литература

Буянова Марина Олеговна. Право социального обеспечения. М. КноРус. 2006.

Право социального обеспечения России. Год изд. 2006.

Право социального обеспечения России. Год изд. 2010.

Практикум по дисциплине "Право социального обеспечения". КемГУ. 2010.

Сулейманова Галия Валиахметовна. Право социального обеспечения. М. Юрайт.2011.

   

                              Нормативные правовые акты

 

Основы законодательства РФ от 22 июля 1993г. № 5487-1 «Об охране здоровья граждан» // Ведомости РФ.- 1993 - ст.1318.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ  «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» СПС «Консультант-Плюс»

Закон РФ  от 19.04.1991г. 1031-1 «О занятости населения в РФ»  в редакции от 20 апреля 1996г. // СПС «Консультант-Плюс»

Федеральный закон от 15 декабря 2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» СПС «Консультант-Плюс».

Федеральный закон от 19 мая 1995г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // СЗ РФ. 1995, № 21, ст.1929; 1996, № 26, ст.3028.

Федеральный закон от 24 ноября 1995г.  № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» // СЗ РФ. 1995, № 48, ст.4583.

Указ Президента  РФ  от 26 декабря 2006г. № 1455 «О компенсационных выплатах, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами». СПС «Консультант-Плюс»

Соглашение от 09.09.1994 года «О гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов», которое устанавливает гарантированную государственная социальная помощь гражданам, имеющим детей установленной национальным законодательством Стороны, на территории которой проживает ребенок с одним из родителей (лицом, его заменяющим)». СПС «Консультант-Плюс»

Соглашение от 24 января 2006 года между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о порядке оказания медицинской помощи гражданам РФ в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения РФ, которое устанавливает равные права граждан на оказание медицинской помощи на территориях договорившихся сторон. СПС «Консультант-Плюс»

Соглашение от 13.03.1992 года «О гарантиях прав граждан государств – членов СНГ в области пенсионного обеспечения». СПС «Консультант-Плюс»

Закон «О пенсиях Кемеровской области (пенсиях Кузбасса)»

Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994г.  № 942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсии работникам органов и учреждений прокуратуры РФ и членам их семьям»  

Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденное приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 4 октября 1991г. // Пенсионное законодательство. Сборник нормативных актов и документов. М., 1996,- с. 54.

Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Постановление Правительства РФ от 24.07.2002г. № 555 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий»

Постановление Минтруда РФ от 24 июня 1994г.  № 50 «Об утверждении порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций» // Там же,- с. 79.

Постановление Правительства РФ от 12 июля 2002 № 408 «О порядке выдачи пенсионной книжки застрахованного лица в Пенсионном фонде Российской Федерации». СПС «Консультант-Плюс»

Постановление Конституционного суда РФ от 10.07.2007 № 9-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой». СПС «Консультант-Плюс»

Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 № 11-П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами Государственной Думы Астраханской области, Верховного Суда Удмуртской Республики, Биробиджанского городского суда Еврейской автономной области, Елецкого городского суда Липецкой области, Левобережного, Октябрьского и Советского районных судов города Липецка, а также жалобами ряда граждан». СПС «Консультант-Плюс»

Определение Конституционного Суда РФ от 27.06.2005 № 231–О «По жалобе гражданина Галеева Конспая Амамбаевича на нарушение его конституционных прав положением подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». СПС «Консультант-Плюс».

Постановление Совмина СССР  от 22.08.1956 № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах»

 

 

Тема 5. Правоотношения в сфере социального обеспечения

                                                

1.Понятие правоотношений, их виды и общая характеристика.

2.Субъекты правоотношений.

3.Содержание и объекты правоотношений по социальному обеспечению.

4.Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений (юридические факты) по социальному обеспечению.

 

Общественные отношения, урегулированные нормами права, приобретают форму правоотношений. Их участники наделяются субъективными правами и юридическими обязанностями, при этом надлежащее поведение сторон обеспечивается принудительной силой государства.

Понятие «правоотношения по социальному обеспечению» носит собирательный характер. В отличие от трудового права, единого правоотношения по социальному обеспечению быть не может, т. к. все правоотношения имеют связь между разными субъектами, обладающими разными видами право- и дееспособности, возникают по поводу разных объектов, имеют разное содержание. Видов правоотношений по социальному обеспечению столько, сколько видов общественных отношений, входящих в предмет отрасли права.

Правоотношения и сфере социального обеспечения являются по своей сущности распределительными, поскольку вызваны в жизнь необходимостью удовлетворить потребности определенной части членов общества (престарелых, безработных, беженцев и т. д.) путем их материального обеспечения, как за счет бюджетных средств, так и за счет специально создаваемых фондов (федеральных, региональных, муниципальных и др.)

По сроку действия правоотношения по социальному обеспечению являются, как правило, длящимися. Они могут функционировать:

- неопределенное время (например, пенсионные правоотношения в связи с пенсией по старости);

- в течение определенного срока (правоотношения по обеспечению пособием ребенка по достижении им 16 лет);

- в некоторых случаях правоотношения, возникнув, тут же прекращаются, если они возникли, например, в связи с реализацией права на какой - либо вид единовременной выплаты (пособие на рождение ребенка).

Все правоотношения можно объединить в три группы:

1) материальные;

2) процедурные;

3) процессуальные.

Материальные отношения являются основными, поскольку при их помощи закрепляются отношения по использованию средств фондов, удовлетворяются потребности граждан, реализуются задачи государства по социальной защите населения.

Материальные правоотношения делятся на следующие виды:

- пенсионные правоотношения - это урегулированные нормами права социального обеспечения общественное отношение, возникающее в связи с материальным обеспечением граждан, достигшим установленного законом возраста, длительное время занимавшихся определенным видом профессиональной деятельности, а также граждан, признанных инвалидами либо потерявшим кормильца; 

Пенсионные правоотношения являются распределительными они вызываются к жизни объективной необходимостью удовлетворить потребность определенной части населения путем материального обеспечения за счет средств целевых фондов либо за счет бюджетных средств. Пенсионные правоотношения можно классифицировать на отношения страховые и не страховые.

  По виду назначаемой пенсии: пенсии по старости, пенсии за выслугу лет, пенсии по случаю потери кормильца, социальные пенсии. По характеру:

на общих условиях, на льготных условиях, в связи с особыми условиями труда. По сроку действия: длящиеся, с абсолютным сроком.

- правоотношения по обеспечению пособиями;

Правоотношения по поводу пособий и компенсаций - это общественные отношения урегулированные нормами права социального обеспечения, возникающие на основе юридических фактов в связи с предоставлением гражданам денежных выплат в виде пособий и компенсаций. Классифицируются на отношения страховые и (пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет) не страховые (на питание, приобретение одежды, для детей находящихся под опекой, трудоспособным гражданам по уходу за нетрудоспособным лицом, вынужденным переселенца, беженцам). По сроку действия с определенным сроком, разового характера (при рождении ребенка). По целевому назначению: в связи с замещением пособием, компенсацией утраченного заработка (временная нетрудоспособность), материальная (социальная) поддержка граждан, без учета их прежнего заработка.

- правоотношения по социальному обслуживанию;

- и др.

Процедурные и процессуальные правоотношения носят вспомогательный характер и объективно необходимы для нормального функционирования материальных отношений. Можно выделить три группы таких отношений:

1. Отношения по установлению юридических фактов (например, факт инвалидности, временной нетрудоспособности и т. д.). Установление этих фактов является необходимой предпосылкой для дальнейшего возникновения материальных отношений.

2. Процедурные отношения, связанные с представлением работающих граждан к назначению пенсий и с принятием компетентным органом решения о применении нормы права (решение о назначении пенсии, направление в дом-интернат).

3. Отношения, возникающие в связи с защитой гражданином своего нарушенного права на тот или иной вид социального обеспечения. Обжаловать решения органа или должностного лица граждане могут как в административном, так и в судебном порядках.

 

Субъекты правоотношений

Все правоотношения возникают между гражданином или семьей и государством в лице его государственных органов.

Как физическое лицо субъектами выступают: граждане РФ, иностранные граждане при наличии международного договора, лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы.

Коллективный субъект – семья только в правоотношениях по обеспечению семейными пособиями т. к. условиями назначения пособия являются следующие обстоятельства: проживание ребенка в семье; назначается одно пособие на детей без разграничения сумм пособия; пособие поступает в личную собственность семьи, а не ребенка. Чтобы стать участником правоотношений лицо должно обладать правосубъектностью, состоящей из правоспособности и дееспособности.

Отраслевая правоспособность граждан РФ вытекает из конституционного права на медицинское обслуживание, социальное обеспечение в старости, при временной нетрудоспособности. Однако, вступая в конкретное правоотношение, лицо реализует не отраслевую, а видовую правоспособность. Момент возникновения видовой правоспособности различен в зависимости от вида обеспечения. Он может быть связан с достижением пенсионного возраста, состоянием в трудовых отношениях, с наличием детей и т. д. Возможно и сочетание этих факторов. Например, пенсионная правоспособность к пенсии по старости: возраст и трудовой стаж; пенсии по инвалидности: установление инвалидности и наличие трудового стажа. Правоспособность по обеспечению пособием на детей возникает с момента рождения ребенка, а по обеспечению пособием по временной нетрудоспособности одновременно с трудовой правоспособностью.

Субъекты процедурных и процессуальных отношений со стороны граждан являются те же категории, что и в материальных правоотношениях. Что касается другого субъекта – государственного или иного органа, то наряду с субъектом материального правоотношения могут быть и другие, например, администрация предприятия, экспертный орган, в компетенцию которого входит установление факта инвалидности.

Дееспособность – способность реализовать свое право на социальное обеспечение самостоятельно, своими действиями. Как правило, граждане самостоятельно осуществляют свое право, но в случае признания его недееспособным, право на социальное обеспечение осуществляет его опекун, назначенный в установленном законом порядке. Право на социальное обеспечение детей осуществляется их родителями или законными представителями – опекунами и попечителями.

Субъектами правоотношений наиболее часто выступают:

- лица, достигшие пенсионного возраста;

- лица, имеющие выслугу лет;

- инвалиды;

- семья, потерявшая кормильца;

- малообеспеченная семья;

- временно нетрудоспособный работник;

- безработный.

Со стороны государства субъектами являются: органы социальной защиты населения, органы Министерства обороны и МВД, профсоюзные комитеты, комиссии по социальному страхованию и др.

В процедурных и процессуальных правоотношениях субъектами выступают:– Комиссии по назначению пенсий; Медико-социальные экспертные комиссии (МСЭК); лечебные учреждения в отношении установления факта временной нетрудоспособности; предприятия в отношениях по исчислению среднего заработка и непрерывного стажа.

 

Содержание правоотношений

 

Под содержанием правоотношений понимается совокупность взаимных прав и обязанностей. Гражданин выступает в качестве управомоченного субъекта, а государственный орган – субъекта обязанного. В этом проявляется метод права социального обеспечения. Если одному из субъектов принадлежит право, то у второго субъекта возникают определенные обязанности.

Рассмотрим содержание пенсионных правоотношений. Гражданин имеет ряд прав:

- право выбора одного из видов пенсии;

- право обратиться за назначением пенсии в любое время (при наличии определенных законом оснований);

- право бесплатного перевода пенсии в сбербанк на личный счет пенсионера.

Этим правам управомоченного субъекта соответствуют обязанности органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, назначить выбранный пенсионером вид пенсии, осуществить выплату пенсии путем перечисления ее на счет пенсионера. Однако и у обязанной стороны существует ряд прав, а им соответствуют обязанности управомоченного субъекта:

- требовать от пенсионера предоставления сведений, которые влияют на размер пенсии;

- требовать своевременно сообщать об изменениях в составе семьи, об устройстве пенсионера на работу;

- в установленный срок являться на переосвидетельствование во МСЭК (для продления выплаты пенсии по инвалидности).

 

Объекты правоотношений

 

Объекты правоотношений – это внешние предметы (имущество, личные блага), на которые направлены действия субъектов.

Если рассматривать материальные правоотношения, то объектами выступают определенные материальные блага:

- денежные выплаты (пенсии, пособия);

- услуги;

- все виды социального обслуживания.

В процедурных и процессуальных правоотношениях объектом является определенное юридическое действие (например, представление к пенсии, принятие решения о назначении пенсии, пособия, помещение в дом-интернат и т. д.).

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.137 с.