Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2019-10-25 | 390 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Методы изучения внимания (экспериментальные и неэкспериментальные). Требования к стимульному материалу.
3. Методы изучения характеристик внимания:
3.1. Объем внимания;
3.2. Распределение внимания;
3.3. Переключение внимания;
3.4. Концентрация;
Устойчивость
- Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие/ Под общей ред. Крылова А.А., Маничева С.А. – Спб.: Питер, 2000. – С. 125 - 140.
- Экспериментальная психология: Практикум / Под ред. Смирнова С.Д., Корниловой Т. В., – М.: Аспект-Пресс, 2002. – С. 29-40.
- Познавательные процессы и способности в обучение: учебное пособие для студентов пед. Ин-тов/ Шадриков В. Д., Анисимов Н.Г., Корнеева Е.Н.; под ред. Шадрикова В.Д. – М.: Просвещение, 1990. – С.14 - 19.
1. Внимание – его характеристики, изучаемые в эксперименте.
Существует два подхода к рассмотрению внимания: один, трактует внимание как динамическую характеристику процесса сосредоточенности деятельности субъекта в данный момент на каком либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, рассуждении, образе).
Второй подход трактует внимание как процесс.
Экспериментальная характеристика индивидуальных особенностей внимания будет неполной без представления о таких его свойствах, как устойчивость, переключение, распределение и объем.
Устойчивости внимания – в ней сочетаются, во-первых, способность поддерживать достаточный уровень сосредоточенности столько времени, сколько необходимо для данной деятельности; во-вторых, способность сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам в работе. Практически невозможно добиться абсолютной устойчивости внимания, оно подвержено периодическим спадам, что приходится учитывать при организации любой деятельности.
|
Переключение внимания — это перемещение его с одного объекта на другой. Можно говорить о двух вариантах переключения: во-первых, перенос внимания с одной деятельности на другую, например после самостоятельной письменной работы ученики слушают рассказ учителя; во-вторых, движение внимания в русле единой деятельности, например чтение книги.
Под распределением внимания обычно понимают его рассредоточение в одно и то же время на несколько объектов. Но это возможно лишь в том случае, когда самое важное для нас находится в центре сознания, а остальное на его периферии. Учитель на уроке основное внимание уделяет правильности и выразительности рассказа и одновременно следит за реакцией класса. В одних случаях распределение внимания не составляет труда, например не трудно следить за игрой актера на сцене и схватывать смысл его слов. В других — необычайно трудно. Практически невозможно одновременно контролировать смысл, грамотность и композиционное построение рукописи, реферата, ученического сочинения.
Объем внимания характеризуется количеством объектов, воспринимаемых одномоментно. О.в. – количество предметов, которые человек в сосотоянии воспринимать одновременно ясно и отчетливо.
Кроме этого выделяют 3 основные экспериментальные показателя
(во Шадрикову В.Д.):
1. Производительность внимания – это Объём работы выполненной испытуемым в период напряженной работы внимания.
2. Качество – определяется количеством ошибок, допущенных при выполнении задания.
3. Надежность – определяется ВРЕМЕНЕМ успешного выполнения задания при заданном уровне качества и производительности.
Методы изучения внимания (экспериментальные и неэкспериментальные). Требования к стимульному материалу.
Изучение индивидуальных особенностей внимания и их объективная оценка необходимы при решении многих практических задач учебной и трудовой деятельности. В их числе проблемы профориентации и профотбора. Целый ряд профессий предъявляет повышенные требования к определенным свойствам внимания. К примеру, человек с малоподвижным вниманием вряд ли сможет успешно работать там, где постоянно требуются многочисленные контакты со множеством разных людей. Выраженная неустойчивость внимания, особенно в сочетании с его инертностью, противопоказана водительским профессиям. Слабо развитая способность к распределению внимания и недостаточная наблюдательность осложнят овладение педагогической профессией.
|
Сбор объективной информации об особенностях внимания может основываться на неэкспериментальных методах, доступных любому думающему педагогу, и методах экспериментальных, предъявляющих более строгие требования к процедуре исследования.
Среди неэкспериментальных методов главный — наблюдение. Эффективность наблюдения существенно повышается при использовании программы наблюдения, выделении поведенческих признаков изучаемого явления, систематичности наблюдения. Надежность выводов и оценок возрастает при обобщении результатов наблюдений за данным человеком, проведенных в различных ситуациях разными людьми.
Использование экспериментальных методов дает возможность повысить точность оценки интересующих нас свойств внимания, многократно проверить полученные данные. С экспериментальными методами изучения внимания можно подробнее познакомиться в специальной психологической литературе.
Материал для исследования внимания (аттенционных способностей). Для диагностики аттенционных способностей может использоваться любой вербальный (словесный, знаковый) или образный материал, достаточно хорошо знакомый испытуемому. Материал не должен создавать трудности в его восприятии и опознании. Движения, необходимые для выполнения диагностического задания (например, при изучении распределения внимания между умственной и моторной деятельностью), должны быть привычными для учащихся.
Способ предъявления материала. Материал, как правило, предъявляется в виде таблиц или специальных бланков с цифрами, буквами, географическими изображениями. Особые требования предъявляются к качеству оформления материала при изучении концентрации и устойчивости внимания.
Время выполнения задания, как правило, не ограничено. При изучении устойчивости внимания оно должно быть не менее 10 мин.
Фиксируемые показатели и подсчет результатов. Показателями успешности выполнения заданий обычно служат следующие: время работы с тестовым материалом, количество и характер ошибок, объем выполненной работы. При выполнении некоторых работ производятся простейшие расчеты.
3. Методы изучения внимания
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!