Waza ni tsuite (по поводу техники) — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Waza ni tsuite (по поводу техники)

2019-12-21 113
Waza ni tsuite (по поводу техники) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Как наносить удары синаем (uchikata) было рассмотрено выше. Технические приемы, используемые для нанесения ударов, называются waza. Другими словами, в предыдущей главе мы обсудили, как совершать удар мечом, а waza относятся к умению и технике поразить противника.

В сумо различают 12 технических приемов захвата, 12 приемов скручивания, 12 бросков и 12 толчков, всего вместе 48 приемов, но это – только базовые формы. Если рассматривать все технические вариации, число приемов будет бесконечно. Так же и в кендо. Разнообразие возможной техники беспредельно, и попытка перечислить все была бы трудной задачей.

Конечно, постижение этих приемов должно быть индивидуальной задачей. Однако, особенно для shiai, полезно хотя бы немного расширить репертуар технических действий, и поэтому нужно их изучать и отрабатывать в обычной тренировке. Также важно совершенствовать технику, в которой вы наиболее сильны. Среди учеников со II и III данами существует заметная разница между теми, у кого есть tokui wasa (излюбленная техника), и кого ее нет. Можно даже утверждать, что при одинаковом стаже тренировок ее обладатели будут выигрывать у прочих. Shogi (мастер японских шахмат) Kimura Terao говорил, что если новичок овладел какой-то особой комбинацией, его шансы на победу среди равных значительно вырастают.

Однако, если чрезмерно полагаться на некоторые излюбленные приемы, умение будет однобоко, и несмотря на некоторые приобретенные преимущества, остальная техника будет страдать. Идеальным было бы поднять все приемы до высоты исполнения tokui wasa, освоить всю техническую полноту и нигде не иметь недостатков.

Так как каждый прием имеет и свои слабости и свою силу, результатом явного предпочтения будут преимущество в одной ситуации и уязвимость в другой. Если отработан обширный арсенал техники, можно справиться с практически любой ситуацией и избежать крупных промахов. Среди многих различных waza есть атакующие действия (sen) и приемы парирования и ответа (go). Основное внимание нужно уделять технике атаки. И это особенно важно для новичков, которым прежде всего нужно сконцентрироваться на освоении правильных и прямых приемов нападения.

Существуют одиночные, двойные, тройные и четверные waza; комбинированные действия называются renzoku-waza.

Takuan Zenji пишет в Taiki: «Мастер меча может дать жизнь и может забрать ее. Когда требуется взять ее, он забирает; когда не нужно, он этого не делает. Убить или оставить живым – это его решение.»

Секрет кендо – это ударить от сердца к сердцу, формальная техника при этом не нужна; однако есть этапы и стадии, которые нужно пройти в начале, и другого пути к достижению вершины горы мастерства нет. Проще говоря, сразить врага одним ударом без применения множественных приемов – есть абсолютная цель владения мечом, хотя в начале пути ожидать такой способности не приходится. Если первый удар не попадает в цель, немедленно нужно использовать комбинированную технику, пока противник не будет поражен. В соревновательных поединках renzoku-waza исключительно эффективна, поэтому на тренировках рекомендуется старательно ее отрабатывать.

Ниже я постараюсь подробно описать различные waza, хотя все и каждую из них в тончайших деталях разобрать не удастся. Сначала рассмотрим наиболее распространенную технику men, kote, do, tsuki и приемы, выполняемые из jodan.

 

Men waza

 

Kote-o-semete men – угрожать kote и ударить men

Решительно отводя в сторону кончик меча противника, начните атаку kote. Это отвлечет его внимание к защите запястья и откроет брешь в защите men, чем нужно мгновенно воспользоваться.

 

Tsuki-o-misete men – показать tsuki, ударить men.

Решительно атакуйте, как будто готовясь к tsuki. Противник постарается парировать укол и откроет слабость в защите men, который нужно немедленно поразить.

 

Do-o-misete men – показать do, ударить men

Аналогично с описанной выше угрозой kote привлеките внимание оппонента к защите do и ударьте men.

 

Semekomi men – войти и ударить men. Ошеломите противника силой своего духа, сблизьтесь с ним и, когда он растеряет свою защитную позицию, немедленно ударьте men. 

 

Harai men – отвести меч противника в сторону и ударить men.

Если защита противника сильна, и в ней нет бреши, сметающим движением отбросьте его меч вправо или влево и немедленно ударьте men.

 

Debana men – ударить men в начале атаки противника.

Как только оппонент начинает свою атаку, ударьте навстречу men.

 

Hikibana men – ударить men в момент отхода противника назад.

Как только оппонент начинает отходить, преследуйте и поразите men.

 

Nuki men – убрать запястье от удара противника и ударить men.

Как только противник начинает атаку вашего kote, поднимите меч, чтобы убрать руку от удара, и этим же движением поразите его men.

 

Suriage men – отклонить меч противника и ударить men.

Когда оппонент атакует ваш men, отклоните его меч вправо или влево с помощью shinogi своего меча и ударьте men.

 

Oji-kaeshi men – парировать и ударить men.

Когда противник атакует ваш men, используя поворот запястий, парируйте и отразите его меч вправо или влево и ударьте men. В момент удара нужно выполнить шаг вправо или влево.

 

Makiotoshi men – выкрутить меч оппонента и ударить men.

Выкрутите меч противника вправо или влево и отбросьте его (не обязательно вырывать меч из рук) и, когда овладеете центром, ударьте men.

 

Nuki-yoko men – уклониться в сторону от удара противника и ударить диагональный men. Как только противник атакует ваше kote, уберите правую руку с рукояти, шагните влево и ударьте его правый men по диагонали. Этот прием можно выполнить, шагая вправо и нанося удар одной правой рукой в левый men. Технику можно также использовать против tsuki.

 

Semekomi-yoko men – войти и ударить диагональный men.

Войдите в атаку, как будто собираетесь ударить kote, или опустите кончик меча, как будто целитесь tsuki, и создайте слабость в защите men. Немедленно ударьте правый men противника одной левой рукой, не забывая правильно ее распрямлять и сохраняя корректный hasuji. Важно держать правую руку на поясе и повернуть в момент удара в сторону корпус.

 

Hanari-giwa-no men – ударить men при отходе из tsubazeriai.

Находясь в позиции близкого контакта tsubazeriai, овладейте преимуществом и ударьте men в момент отхода. Возможность для удара может быть получена ошеломлением противника своей решимостью или использованием нарушения равновесия оппонента в момент разрыва контакта.

 

Kote waza

 

Kote – прямой kote.

Почувствовав слабость в защите запястья противника, немедленно войдите и поразите kote.

 

Men-o-semete kote – угрожать men и ударить kote.

Начните атаку men и заставьте оппонента защищать его, обнажая свое kote, которое немедленно поразите.

 

Suki-o-semete kote – угрожать tsuki и ударить kote.

Аналогично вышеописанному.

 

Harai kote – отвести меч противника в сторону и ударить kote.

Сметающим движением отбросьте меч оппонента вправо и вниз и сразу поразите открывшееся kote.

 

Osae kote – ударить kote противника после того, как опустится его меч.

Когда оппонент бьет men, шагните в сторону и ударьте его kote.

 

Age kote – поразить kote в начале атаки противника

В самом начале, когда оппонент замахивается для удара, ударьте kote в момент поднимания меча.

 

Oji kote – парировать и ударить kote.

Когда противник атакует kote, men или migi do, парируйте его меч и поразите kote.

Лфеыгпш лщеу – ударить лщеу от плечаю

Поднимите меч к своему левому плечу, и, когда противник станет оценивать это действие, без промедления поразите kote.

 

Do waza

 

Nuki do – уклониться от атаки противника и ударить do.

Когда противник атакует men, слегка опустите корпус и продвиньте правую ногу вперед и вправо. С чувством соскальзывания с плеч удара оппонента ударьте в правую половину do.

 

Tobikomi do – пройти вперед и ударить do.

Решительно поднимите меч высоко над головой и, когда противник начинает защищать свою голову, появится брешь в do, которую нужно немедленно поразить.

 

Oji do – парировать и ударить do.

Когда оппонент бьет men, парируйте его меч и ударьте do, двигаясь вперед и вправо.

 

Men-o-semete do – угрожать men и ударить do.

Двигайтесь вперед, как будто собираетесь атаковать men, и поразите открывшийся do.

 

Tsubazeriai do – ударить do из позиции tsubazeriai.

Находясь в положении tsubazeriai, слегка надавите на руки противника вниз и, когда почувствуете ответное давление снизу вверх, немедленно шагните назад, разрывая контакт, и ударьте do.

 

Gyaku do – ударить левый do (левый бок противника).

Когда оппонент пытается нанести migi-yoko-men одной рукой, отклоните его меч вправо, верните руки на центр и ударьте левый do. Если противник выполняет одной рукой tsuki, парируйте таким же образом и нанесите левый do.

 

Tsuki waza

 

Morote tsuki – укол двумя руками.

Если у противника образовалась брешь в защите men-tare (протектор горла) нанесите tsuki, выпрямляя локти и немного вращая внутрь кисти (te-no-uchi); затем не забудьте немедленно вернуться в исходное положение.

 

Omote tsuki – укол вдоль лицевой стороны меча оппонента.

Нанесите укол справа от tsuba меча противника, немного поворачивая меч обухом (mune) влево.

 

Ura tsuki – укол вдоль обратной стороны меча оппонента.

Нанесите укол слева от меча противника, поворачивая mune вправо.

 

Hidari katate tsuki – укол (одной) левой рукой.

Нанесите укол левой рукой, немного вращая кисть внутрь. Свободная правая рука должна быть расположена на поясе.

 

Kote-o-semete tsuki – угрожать kote и выполнить tsuki.

Начните начало атаки kote и выполните укол, как только в men-tare образуется брешь.

Harai tsuki – отвести меч противника в сторону и выполнить tsuki.

Сметающим движением harai-waza сбейте меч противника с центра и сразу же выполните укол в men-tare.

 

Tsuki-kaeshi-tsuki – ответить уколом на укол.

Когда противник выполняет tsuki, отразите его резким сгибанием кистей и немедленно ответьте своим tsuki.

 

Maai (дистанция и интервал)

 

Maai, в своей общей геометрической интерпретации, означает расстояние между двумя бойцами. Во временных понятиях термин применяется к транзиторным упадкам ментальной готовности, которые возникают в сознании противника. Они могут быть сравнимы с колебаниями часового маятника. Развитие этой мысли содержит концепцию kyojitsu. Это временное снижение боевой готовности с точки зрения kyojitsu создает то, что может быть названо ‘kokoro-no-maai’ (ментальный интервал). Значение kokoro-no-maai заключается в том, что в ситуации, когда физическая дистанция между соперниками может быть обоюдно выгодна, ментальный интервал момента будет определять того, кто имеет преимущество в принятии решения и действии. Многие загадки maai кроются в изменении ментального интервала, это можно понять из старого изречения «для него далеко, для меня близко».

Однако maai обычно интерпретируется как реальная физическая дистанция между бойцами.

Среди специальных терминов сегодняшнего кендо есть сохранившиеся из глубины трехсот и даже пятисот лет. Не все из этих понятий полностью соответствую первоначальным значениям, и порой ничего нельзя поделать с пониманием того, что они довольно расплывчаты и, возможно, требуют новой и более подходящей интерпретации. Как бы то ни было, эти термины применяются для обозначения предельно тонких технических и внутренних концепций, и поэтому их ревизия более современным и удобным способом является очень трудной задачей. Что есть – то есть, и, по крайне мере, пока не наступило другое время, мы должны полагаться на эти традиционные понятия.

В кендо существует понятие issoku itto-no-maai или «дистанция для нанесения одного удара, равная одному шагу». Она равна примерно двум метрам между противниками, и для того, чтобы поразить оппонента, нужно сделать один шаг. Как правило, с этого интервала начинается большинство технических действий. Короткая дистанция называется chika-ma и длинная – to -ma. На расстоянии to-ma есть небольшой запас времени для возможности реагирования на атаку противника, но на issoku itto-no-maai такого запаса нет вообще, и поэтому необходимо постоянно поддерживать бдительное и нерассеянное внимание. Более того, и на to-ma, если противник владеет быстрыми и техничными перемещениями и to-ma выгодна для него, ситуация требует такого же жёсткого внимания как и issoku itto-no-maai, и защита не должна ослабевать ни на малейшее мгновение. Обычно, однако, на длинной дистанции – такой как в момент вставания из sonkyo, еще есть некоторая относительная безопасность.

Невозможно начать атаку из to-ma, если нет хорошей техники и высокой скорости перемещений; необходимо постоянно стараться практиковать атаки с дальней дистанции, так как этим можно приобрести значительные боевые преимущества. Если противник неуклюж и неловок на большой дистанции, его легко можно поразить с безопасного расстояния. Среди всех maai боевой интервал chika-ma требует наименьших физических усилий, и в нем можно оказаться очень легко. Чтобы препятствовать этому, особенно в начале тренировочного пути, нужно всегда практиковать начало боя из to-ma.

Рассматривая maai в более четких условиях, ясно, что, если бойцу из issoku-itto-no-maai нужно сделать только один шаг, чтобы поразить men, то, сделав один шаг назад, можно удара избежать. А если отход назад не позволяет уклониться от атаки, это можно сделать, шагнув вправо или влево, а также навстречу. Эти действия составляют тактическое владение maai, следовательно, можно сказать, что maai – это способ поддержания выгодной дистанции путем перемещений назад, вперед и в стороны.

Даже если стараться поддерживать удобный для себя интервал с противником, а он, в свою очередь, станет бороться за свою дистанцию, то необходимо будет постоянно маневрировать в соответствии со своими намерениями и изменениями ситуации.

“Постигни maai противника и знай свой” и тогда всегда будешь занимать преимущественную позицию, хотя сделать это труднее всего. Прежде всего, жизненно важно понимать свой собственный maai. Нужно знать, что с определенной дистанции можно нанести успешный удар, а с любой другой – нельзя; это можно постигнуть только путем прилежных и регулярных занятий.

Новички начинают понимать свой эффективный maai путем выполнения упражнений типа kirikaeshi и uchikomi, а также путем объяснений того, с какой дистанции можно ударить, шагая вперед, или нужно ударить, шагая назад, и так далее.

Уже говорилось, что при всякой возможности нужно стараться тренироваться с интервала to-ma, но при этом нельзя полностью пренебрегать изучением chika-ma. Так же, как существуют приемы, выполняемые с дальней дистанции, есть действия, производимые на близком расстоянии, и их тоже необходимо отрабатывать. Еще раз повторю, что нехорошо закрепляться в предпочтении к какой-то определенной дистанции боя, напротив, следует тренироваться, чтобы действовать уверенно в maai. Более того, в бою с противником, который силен в to-ma, вовлекайте его chika-ma, а против того, кто предпочитает chika-ma, не выходите из to-ma. Тактика атаковать противника там, где он слабее всего, наиболее выгодна.

Если бы можно было увидеть в поединке Miyamoto Musashi, то было бы видно, что хотя его противники рубят или колют его голову или грудь, они не могут даже коснуться его. Однажды, когда один из его наиболее одаренных учеников, пораженный его способностями, спросил, как это ему удается, Musashi объяснил ему примерно так:

«Верно замечено. Это известно как ‘tachisaki-no-mikiri, и это самая важная вещь в shiai и shinken-shobu. Когда ты новичок, надо старательно изучать 5 камае. После этого, можно начать тренироваться в понимании tachisaki-no-mikiri. Без ненужного принятия пяти позиций необходимо понять, как уклоняться от прикосновения кончика меча оппонента.

Как работает tachisaki-no-mikiri? Ну, необходимо находиться на расстоянии, когда между тобой и кончиком меча партнера имеется дистанция в 2 сун (дюйм). Если есть такой интервал, противник, будет он рубить или колоть, не коснется тебя мечом. Если ты не способен поддерживать эту дистанцию, меч противника может поразить тебя, и ты должен будешь отражать или блокировать удар. В начале может быть трудно оценить безопасную дистанцию в 1 сун, поэтому следует начинать с поддержания большего интервала в 5 или 6 сун, потом в 3 или 4, постепенно укорачивая его и научаясь видеть минимальный разрыв примерно в 1 сун.

Конечно, понятно, что 1 сун – это очень мало, но в этом и заключается путь меча, что важные вещи обычно столь малы и незаметны. Если будешь тренироваться, держа это в уме, то сможешь постигнуть путь tachisaki-no-mikiri. А сейчас я покажу тебе это.

«После этого объяснения он выбрал из своих учеников самого умелого в перемещениях и приказал ему атаковать себя различными ударами, а сам называл своим ученикам какое расстояние осталось между мечом оппонента и им самим: один, два, три суна и т.д. Иногда он наносил контратакующие удары, намеренно промахивался и называл недостающую дистанцию.»

Эта история приведена из ‘Kenjutsu Rakuba-shu’, предположительно написанного в 1912 Ueda Yorizo сборника рассказов и воспоминаний о традиционных школах меча. Это блестящий пример совершенства maai, который заслуживает глубокого обдумывания.

 

Kata-ni-tsuite – о ката

До появления защитной амуниции ката были единственным методом тренировки технических навыков фехтования. Путем ката-гейко обретается правильная осанка, обостряется зрительное восприятие, устраняются ошибки и дурные привычки, развиваются скорость и подвижность, вырабатывается уверенная и четкая техника ударов и уколов, усваиваются принципы maai, sho’ai и tachisuji, укрепляется дух, совершенствуется техника. Ката служили для тренировки принципов и практики боя на мечах.

Исходно каждая традиция содержала набор форм базовой техники, в котором содержались сущность и принципы силы конкретного стиля. Однако с появлением защитного доспеха и последующего распространения занятий shinai-uchi среди shugyosha важность ката стала забываться. Ката, дошедшие до наших дней, – всего лишь жалкие останки ранее существовавших. Но даже такие, эти формы сохранили сущность различных традиций, и поэтому их глубокое изучение может снискать значительную пользу.

До начала периода Bakumatsu (третьей четверти 19-го века) поединки в доспехе с синаями еще полностью не заместили практику ката, которая для многих была единственным способом тренировки и для немалого числа мастеров стала путем к высочайшему уровню понимания техники меча. К практике shinai-uchi приступали только после базового овладения waza путем интенсивного изучения ката. Ката всегда были первым шагом в kendo shugyo.

С того времени все аспекты кендо (базовые движения и перемещения, методы обучения и проч.) были всесторонне изучены и исследованы. Необходимости начинать обучение с ката больше нет. Однако, если намереваться достичь значительного уровня в пути меча, на определенном этапе все равно потребуется серьезная практика ката.

Хотя это и так, подробное изучение ката многих традиций очень утомительно и вряд ли возможно, поэтому я рекомендовал бы изучать и практиковать nihon-kendo-no-kata, набор которых был создан в Butokukai в Kyoto (Dai Nihon Butokukai был образован в 1895 году).

Составление Nihon Kendo-no-Kata было завершено в 1912 году после продолжительной и сложной дискуссии и тщательного отбора в комитете, состоявшем из членов Butokukai и ведущих мастеров Высшей школы инструкторов кендо (Koto Shihan Gakko) в Kyoto. В обсуждении принимали участие мастера со всех уголков страны, включая самых уважаемых авторитетов: (имя уровень стиль корю дата смерти)

Naito Takarahara Kendo Hanshi Hokushin-itto-ryu 1930, Monna Tadashi Kendo Hanshi Hokushin itto-ryu 1931, Neigishi Shingoro Kendo Hanshi Shinto Munen-ryu 1914, Tsuji Shinpei Kendo Hanshi Jiki Shinkage-itto-ryu 1915, Takano Sasaburo Kendo Hanshi Ono-ha-itto-ryu 1951

Созданные ката имели перспективу технического применения в shiai – соревновательном кендо. При выполнении ката нужно воспринимать партнера как противника, вооруженного настоящим мечом; защитная стойка не должна ослабевать ни на мгновение, действовать нужно в строгом соответствии с правилами и последовательностью конкретной формы. Ни в коем случае нельзя выполнять ката, как если бы это был просто набор отрывочных движений, действия должны быть наполнены всем боевым духом. Более того, ката не следует выполнять только ради самих ката, но мысленно приспосабливая их изучение к реальному применению в keiko или shiai.

 

Keiko (тренировка).

 

Два иероглифа, составляющие слово keiko, значат «думать» и «прошлое». Вместе они образуют слово, подразумевающее действие «отрабатывать и изучать старое знание». Видно, что акт «думания» есть важная часть этого понятия. Кроме термина keiko, отличного от shiai, мы также говорим renshu, что означает саму тренировку; но слово keiko – со своим важнейшим содержанием «думать», «осознавать» и «развиваться» – широко распространено и более глубоко по смыслу. В этом месте необходимо уточнить, что (в особенности для новичка) следует избегать слишком многих размышлений, так как это приводит к неполноценному овладению техникой, метаниям и слабому развитию. По крайней мере, первый год или два важно просто следовать тому, чему учат, не задавая вопросов, и стараться тренироваться как можно больше. С приобретением тренировочного опыта исполнение waza будет улучшаться само по себе естественным образом и затем обязательно придет прогресс. По мере развития технического уровня возникнут сомнения и разочарования, и решение этих проблем обязательно потребует раздумий и принятия внутренних решений, которые в свою очередь дадут рождение дальнейшему росту.

Однако есть и такие, кто, несмотря на многие годы занятий, ни разу серьезно не задумывался о возникающих проблемах, но просто продолжал автоматически тренироваться. Не следует ждать значительного прогресса при таком подходе. Keiko есть совокупность физических и ментальных усилий. В целом, проблема решается умственной работой, умноженной на количество телесных тренировок. Идя путем одних только размышлений или простым наращиванием числа бездумных занятий, вряд ли можно надеяться на хороший прогресс. Оба компонента должны идти рука об руку.

Например, возьмем простейшее действие исполнения поклона, o-jigi. Сколько раз в день я кланяюсь, и сколько получается за 10 или 15 лет? Сколько раз я поклонился сегодня? Число может быть огромным, но я до сих пор не достиг уровня выполнения совершенного поклона при каждом необходимом случае. Когда я задаюсь вопросом почему так, понимаю, что, несмотря на частые поклоны, я не уделял этому действию достаточно мысленного контроля или внимания. С другой стороны, как бы много я не думал о поклонах, при этом не кланяясь, не смог бы выполнить данное действие правильно.

В кендо есть учение ‘ri-gyo ichi’ (теория и практика едины). Одной из целей keiko и является приведение их в одно целое. Чтобы выполнить эту задачу, нужно осмыслить теорию, что можно сделать, только напрягая свой разум. Затем практика должна следовать диктату теории, и здесь наилучший способ – наращивание числа тренировочных занятий.

Некоторые shugyosha отмечают, что keiko и shiai определенно отличаются друг от друга, и порой можно услышать нечто вроде: «Я всегда проигрываю в shiai, но силен в keiko» или наоборот: «Я слаб в keiko, но силен в shiai». Необходимо сказать, что такое отношение к предмету и такой образ мыслей порочны.

Keiko выполняется для подготовки к shiai и ни для чего другого. Целями keiko охватываются: отработка waza, развитие боевого духа, избавление от дурных привычек и так далее, но в итоге все это нацелено на завоевание победы в shiai.

Высочайшей целью кендо является достижение всеохватывающей истины, но это невозможно, если отказаться от изучения науки побеждать в shiai. Практика и знания, необходимые для победы в shiai, есть содержание keiko; keiko и shiai неразделимы, поэтому рассуждения о том, кто в чем из них слаб или силен, есть свидетельство интеллектуальной скудости.

Целью shiai является выиграть, в то время как в keiko результат не является первостепенным. Shiai может быть сравним с окончательной копией каллиграфии, а keiko аналогично рабочим черновикам, в которых простительны ошибки и помарки и где исправляются недостатки и оттачивается техника. Иногда, в зависимости от ситуации, полезно проводить keiko, не заботясь о проигрыше или победе. Таким образом может быть реализована истинная эффективность свободной тренировки, отделенной от суетных способов достижения немедленного выигрыша. Я хотел бы особо указать на необходимость keiko для пользы подготовки к shiai.

К тому же, как дилетант в живописи может смотреть на работу мастера и только в доступной ему степени оценивать ее красоту и технику художника, так и начинающий кендока только в меру своего уровня понимает, что хорошо и что плохо. Со временем и после долгого наблюдения за проводимыми shiai способность разбираться в увиденном приведет к возникновению способности понимать. Если это понимание не развито путем kengaku, прогресс shugyo может быть значительно затруднен. Поэтому необходимо подчеркнуть, что kengaku является важной составляющей shugyo.

Наблюдая, новичок должен обращать особое внимание на определенные вещи, такие как действия рук и ног, осанку и тому подобное. Важно анализировать технику поединка старших мастеров. При определенном развитии можно пытаться оценивать сильные и слабые стороны других бойцов. К тому же, очень полезно в процессе наблюдения пытаться представлять, как можно атаковать того ли другого человека, если самому быть его противником, или как можно защититься от него, стараться понять его силу и способы противодействия ей.

Можно утверждать, что путем kengaku можно усвоить практически все, и что все, чему мы уже научились и чему нам еще только предстоит, может быть осмыслено в процессе сосредоточенного наблюдения за другими. Например, внимательно наблюдая, можно изучить принципы этикета, способ держания меча, правильное направление взгляда, применение боевого крика, исполнение технических приемов и т.д. Можно также сказать, что есть ситуации, когда полезнее наблюдать за keiko или shiai умелых мастеров, чем одеть доспех и тренироваться самому (mitori geiko).

По мере развития зрительного восприятия в процессе kengaku появляется возможность распознавать сильные и слабые стороны противника с первого взгляда на него. Постепенно может даже появиться способность оценивать способности того либо иного бойца, даже не видя его в shiai или keiko.

Известна история про то, как однажды Yagyu Hyogo и Miyamoto Iori одновременно прогуливались по внешней стене замка в Нагойя. Несмотря на то, что они никогда ранее не встречались, на расстоянии нескольких шагов оба сразу же поняли, кого каждый из них встретил. Эта история может быть немного приукрашена, но в самом произошедшем нет ничего удивительного. Среди настоящих мастеров такое развитое восприятие – распространенная норма. Сказано, что для развития письменной речи надо «много читать, много писать и много исправлять», то же самое верно и для кендо. Процесс kengaku в кендо соответствует чтению в обучении письму.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.