Круг с шестнадцатью лепестками. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Круг с шестнадцатью лепестками.

2019-12-21 259
Круг с шестнадцатью лепестками. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Шестнадцать лепестков лотоса имеют серо-лиловый или дымчато-фиолетовый цвет. Число шестнадцать завершает цикл ПРЕОБЛАДАЮЩЕЕ ЧУВСТВО: слух. ОРГАН ЧУВСТВ: уши.

ОРГАН ДЕЙСТВИЯ: рот (голосовые связки).

ВАЙЮ (ВОЗДУХ): удана-вайю. Этот вайю находится в области горла и переносит воздух вверх, к голове, помогая произнесению звуков.

ЛОКА (ПЛАН СУЩЕСТВОВАНИЯ):

джана-лока (план человеческого существования).

ПЛАНЕТА-УПРАВИТЕЛЬ: Юпитер.

двух восьмериц: восходящей и нисходящей. На ней заканчивается последовательное увеличение количества лепестков чакр. Энергия входит в пятую чакру из шестнадцати измерений. Расширение осознания позволяет практикующему видеть акашу. Акаша имеет характер антиматерии. В пятой чакре все элементы низших чакр — земля, вода, огонь и воздух — очищаются до своей чистейшей сущности и растворяются в акаше. Вишуддха-чакра является вершиной ступы, то есть храма, заключенного в человеческом теле (см. схему).

ОСНОВНОЙ БИДЖА-ЗВУК: ХАМ. Этот биджа имеет золотистый цвет (иногда говорится, что он лучисто-белого цвета и имеет четыре руки). Чтобы произнести звук ХАМ, необходимо сложить губы овалом и выталкивать воздух из горла; при этом внимание сосредоточивается на впадине в нижней части шеи. При правильном произнесении* этого звука он вызывает вибрирование мозга и увеличивает поток спинномозговой

 

Санскритский X— гортанный, звонкий, близок к украинскому Г. — Прим. ред.

 

 

 


жидкости в области горла, что придает голосу мягкость и мелодичность.
Из пятой чакры исходят произносимые слова, а сердце придает им эмоциональную окраску. Голос человека с преобладающей пятой чакрой пронзает сердце слушающего. Этот чистый звук оказывает влияние на слушателя, изменяя его разум и личность.

НОСИТЕЛЬ БИДЖИ: слон Гаджа, владыка травоядных животных. Его кожа имеет дымчато-серый цвет — цвет облаков. Вишудха - чакра приносит уверенность в себе, понимание природы и окружающих обстоятельств и осознание звучания, на что указывают большие уши и изящная походка слона. Самые древние из существующих в настоящее время млекопитающих, слоны несут в себе всю полноту знаний о земле, травах и растениях. Это животное может служить образцом терпения, хорошей памяти, уверенности и наслаждения гармонией с природой.
В отличие от символа первой чакры, слона Айраваты, у которого было семь хоботов, у слона Гаджи только один хобот, символизирующий звук: от семи хоботов осталось только чистое, освобождающее звучание.
БОЖЕСТВО: Паньчавактра-Шива. У Паньчавактры камфарно-синяя кожа и пять голов, которые олицетворяют сочетание запаха, вкуса, прикосновения, звучания и того, что видимо глазу, а также слияние пяти элементов в их самых очищенных формах. Начиная с крайней правой головы, лики Шивы символизируют такие его аспекты:
• Агхора. Этот аспект с широко раскрытыми от ярости глазами обитает на площадках для сожжения трупов.
У него округлое лицо, и он имеет природу акаши.
• Ишана. Этот аспект уже появлялся в шива-лингаме. У него округлое лицо; он имеет природу элемента воды.
• Махадева. Центральная голова, имеющая овальную форму. Этому аспекту соответствуют восточное направление и элемент земли.
• Сада-Шива. «Вечный Шива» имеет лицо квадратной формы, что позволяет ему распространяться во всех
направлениях; его природа связана с элементом воздуха.
• Рудра. Владыка Юга имеет треугольное лицо; ему соответствует элемент огня.
У Паньчавактры четыре руки. Жестом одной из правых рук он дарует бесстрашие, тогда как вторая правая рука покоится на колене и держит молу (четки) для джапы. Одна левая рука потрясает непрерывно гудящим барабаном дамару, символизирующим звук АУМ. В другой левой руке находится трезубец, жезл Шивы.
Паньчавактру можно визуализировать в пятой чакре в образе Великого Учителя, или Высочайшего Гуру. Все элементы сливаются здесь в единое целое, а план человеческого существования постигается во всей его полноте. Такое осознание вечного знания достигается после того, как все желания перемещаются выше, к шестой чакре. Уравновешенность, вызванная гармонией всех элементов в теле, приносит состояние блаженной недвойственности. Благодаря медитации на Паньчавактре человек возносится ввысь и очищается от всех карм; он умирает для прошлого и рождается заново с осознанием единства.
ШАКТИ: Шакини, воплощение чистоты. Шакини-Шакти имеет бледно-розовую кожу и облачена в небесно-голубое сари с зеленым корсажем. Она восседает на розовом лотосе по левую руку от своего пятиголового владыки Шивы. Шакини наделяет человека всеми высшими знаниями и сиддхи (способностями); в четырех руках она держит следующие предметы:
• Череп — символ отстраненности от иллюзорного мира чувственного восприятия.
• Анкушу — посох, с помощью которого она управляет Гаджей. Слон разума может быть высокомерно незави
симым и двигаться в неверном направлении по причине отравления знаниями.
• Писания, содержащие знания об искусстве правильной жизни без затруднений.
• Молу, играющую роль могущественного инструмента сосредоточения; при работе с малой ее бусины поочередно перебираются пальцами. Бусины из дерева или зерен накапливают в себе энергию владельца. Бусины из хрусталя, драгоценных камней и металлов несут сильный заряд собственной электромагнитной энергии.
Кончики пальцев рук тесно связаны с сознанием, и потому их деятельность оказывает влияние на разум. Работа с
малой избавляет от нервозности и рассеянности и успокаивает внутренний диалог.
С Шакини-Шакти связаны хорошая память, сообразительность, интуиция и способность к импровизации. Пятая чакра является центром сновидения. Большую часть учений Шакини открывает своим ученикам во время их сна.
ЭФФЕКТЫ ОТ МЕДИТАЦИИ: Медитация на ключичной впадине под горлом приносит хладнокровие, безмятежность, чистоту, мелодичность голоса, власть над речью и мантрами, а также умение сочинять стихи, толковать священные тексты и понимать скрытый смысл сновидений. Кроме того, она делает практикующего молодым, сильным (дает ему оджас), а также превращает его в хорошего наставника духовных учений (дает ему брах-ма-видью).
ХАРАКТЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, СВЯЗАННОЕ С ВИШУДДХА-ЧАКРОЙ: Тот, кто поднимается на уровень вишуддха-чакрЫу становится полным властелином над самим собой. В этой чакре все элементы (таттвы) сливаются в чистую, сияющую собственным светом акашу. Остаются только танматры: тонкие частоты этих элементов.
При совершении любых карм используются пять органов действия: руки, ноги, рот, половые органы и анус. Кроме того, здесь проявляются пять кош (оболочек) сознания: грубая, подвижная, чувственная, интеллектуальная и эмоциональная. Пятерка является числом равновесия — это единица, окруженная с обеих сторон двойками. Будучи нечетным числом, пятерка связана с солнечными числами. Планетой-управителем вишуддха-чакры является Юпитер, который в Индии именуют Гуру («передающим знания»).
Земля растворяется в воде и остается во второй чакре в форме сущности запаха. Вода испаряется в пламени третьей чакры и остается в ней как сущность вкуса. Огонь проникает в четвертую чакру и превращается там в сущность формы и внешней оболочки. Воздух четвертой чакры смешивается с акашей и становится чистым звучанием. Акаша воплощает собой сущность всех пяти элементов — она не имеет ни цвета, ни запаха, ни вкуса, ни овеществленности, ни формы, так как полностью освобождена от грубых элементов.
Вишуддха-чакра проявляется в человеке в возрасте от двадцати восьми до тридцати пяти лет. Человек с преобладающей пятой чакрой спит ночью от четырех до шести часов, переворачиваясь с боку на бок.
Отвлекающий характер внешнего мира, чувств и разума уже не представляет собой проблемы. Высшая рассудительность берет верх над элементами и эмоциями сердца. Такой человек стремится только к тем знаниям, которые несут в себе истину и выходят за рамки времени, общественной обусловленности и наследственности. Основной проблемой, связанной с пятой чакрой, является отрицающий разум, который может развиться при невежественном и немудром применении знаний.
Вшиуддха-чакра охватывает пять планов приносящей блаженство джняны (осознанности), вызывающей равновесие пяти элементов праны (жизненной силы организма), апаны (очищающего тело воздуха) и вьяны (воздуха, регулирующего потоки крови). Жизненно важной для этой чакры становится джана-лока (план человеческого существования), так как именно здесь, посредством шестнадцатимерных миров переживаний, человек получает вести божественной мудрости, которые приводят его к подлинному новому рождению.
Тот, кто поднимается на уровень вишуддха-чакры, следует знаниям — тому пути, который направляет человека к перерождению в состояние божественности. Все элементы преобразуются в свои очищенные сущности, чистейшие проявления. Когда это происходит, человек утверждается к чистом сознании. Он становится читтой — свободным от оков мира, хозяином собственного «Я» во всей его полноте. Вишуддха-чакра воплощает собой чит, космическое сознание.

Аджня-чакра (шестая чакра)

ЗНАЧЕНИЕ НАЗВАНИЯ ЧАКРЫ:

«Авторитет, руководство, неограниченная власть».

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ: продолговатый мозг; шишковидная железа; межбровье. БИДЖА-ЗВУКИ НА ЛЕПЕСТКАХ:

ТАТТВА (ЭЛЕМЕНТ): Maxa-mammea, в которой все элементы представлены в своей разреженной, очищенной сущности (танматра). Согласно философии санкхьи, махат, или маха-тат-тва, состоит из трех гун и включает в себя манас,буддхи, ахамкару и чшпту.

ФОРМА ЯНТРЫ: белый круг с двумя светящимися лепестками. Эти лепестки представляют собой две доли шишковидной железы. В центре круга размещается лингам.

ОСНОВНОЙ БИДЖА-ЗВУК: АУМ.

НОСИТЕЛЬ БИДЖИ: Нада, или Ард-хаматра.

БОЖЕСТВО: Ардханаришвара — по-лумужчина-полуженшина, Шива-Шак-ти, символ основополагающей двойственности; правая сторона этого божества является мужской, а левая — женской. Ардханаришвара стоит на лингаме, именуемом итара- лингамом. Этот лингам имеет ослепительно белый цвет.

Кожа мужской половины тела Ардха-наришвары имеет камфарно-синий цвет. В правой руке божество держит трезубец, символизирующий три аспекта сознания: различение, волеизъявление и влечение.

Маха-таттва порождает пять махаб-хут (пять грубых элементов, то есть акашу, воздух, огонь, воду и землю). Однако, согласно Тантре, маха-тат-тва — это то же, что буддхи-таттва — источник манаса, буддхи, ахамкары и читты*

ЦВЕТ ТАТТВЫ: прозрачная светящаяся голубизна или камфарно-белый цвет.

ЛОКА (ПЛАН СУЩЕСТВОВАНИЯ):

пшпас-лока, план воздержания, или покаяния (тапасъя).

ПЛАНЕТА-УПРАВИТЕЛЬ: Сатурн (солнечный тип, мужское начало).-

Женская половина тела Ардханариш-вары имеет розовый цвет. Эта сторона облачена в красное сари, а шея и руки божества усыпаны сверкающими золотыми украшениями. В левой руке оно держит розовый лотос — символ чистоты. В Ардханаришваре исчезает любая двойственность; это божество представляет собой завершенное единство и обладает собственным свечением и блеском.

На этом плане освобождения, или мокши, Шива обретает полную власть над всеми аспектами «Я». Третий глаз Шивы, орган ясновидения, называют сва-нетра. Превращаясь в Сада-Шиву, «Вечного Шиву», этот бог уже не отделяется от своей Шакти как независимое мужское начало. Шива наделяет знанием, которое переводит дыхание (прану) и разум под руководство Ардханаришвары.

ШАКТИ: Хакини. У Хакини-Шакти четыре руки и шесть голов. Ее кожа имеет бледно-розовый цвет, а украшения сделаны из золота и блистают драгоцен-

В различных школах индийской натурфилософии названия, количество и порядок таттв могут быть разными. — Прим. ред.

 

ными камнями. Облаченная в красное сари, она восседает на розовом лотосе с приподнятой левой стопой. Она передает людям знания безусловной истины и понимание недвойственности.

Эта богиня держит в руках следующие предметы:

• Принадлежащий Шиве барабан дамару, издающий непрерывный бой и направляющий практикующего по
правильному пути.

• Череп, символ непривязанности.

• Молу для джапы, инструмент сосредоточения.

Четвертая рука богини находится в мудре, дарующей бесстрашие.

ЭФФЕКТЫ ОТ МЕДИТАЦИИ: Медитирующий на этой чакре избавляется от всех грехов и загрязнений и входит в седьмую дверь, выводящую выше аджня-чакры. Аура этого человека проявляет себя таким образом, что любой, кто оказывается рядом с ним, становится спокойным и восприимчивым к утонченным звуковым частотам слога АУМ; ритм звучания АУМ возникает в самом теле человека, который становится таттва-титой, то есть поднимается выше таттв. В основе своей все желания являются игрой таттв, и потому, утверждая себя в точке между бровями, практикующий выходит за сферу любых желаний, которые являются побудительными силами жизни и подталкивают человека во всех направлениях. Кроме того, практикующий добивается сосредоточенности на одном, то есть становится трикала-даршином: познавшим прошлое, настоящее и будущее. Ида и питала ограничены рамками времени, и потому вплоть до достижения уровня пятой чакры йог также остается скованным временем. Однако под аджня-чакрой каналы ида и пинга-ла завершаются, и тогда йог переходит к сушумне, которая является калатитой, так как пребывает вне времени. На уровне этой чакры исчезает опасность возвращения вниз — духовное нисхождение уже становится невозможным, так как, до тех пор пока человек остается в физическом теле, он пребывает в неизменном состоянии недвойственного сознания. Он способен по собственной воле проникать в любое тело, понимать внутреннее значение космического знания и самостоятельно создавать новые писания.

Достигший уровня аджня-чакры, человек обнаруживает в себе божественное и созерцает ту же божественность в других. На уровне четвертой чакры он развивается благодаря ананде (блаженству), а на уровне пятой — посредством чита (космического сознания). Поднявшись к аджня-чакре, он становится сотом (истиной). Не остается ни наблюдаемого, ни наблюдателя. Человек достигает осознания «То есть Я, Я есть То» и воплощает собой сат-чит-ананду — «истину-сознание- блаженство».

Осознание пятой чакры представляет собой СОХАМ («То есть Я» — от га: «то», ахам: «я»). На уровне шестой чакры эти слоги меняются местами и превращаются в слово ХАМСА. Когда йог медитирует на атмане, или «Я» в бинду (точке, олицетворяющей в слоге АУM бесконечность), он постигает это «Я» как ХАМСА — в санскрите это слово также означает «лебедь». Лебедь способен долететь до тех районов, которые недоступны обычному человеку. Того, кто постоянно пребывает на этом уровне сознания, называют пара-махамсой.

ХАРАКТЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, СВЯЗАННОЕ С АДЖНЯ-ЧАКРОЙ: Шишковидная железа проникает в третий желудочек и окружена спинномозговой жидкостью. Чистая, как вода, жидкость исходит из сома-чакры (Лунной Чакры), расположенной над аджней. Жидкость перемещается по полостям (желудочкам) мозга и нисходит по позвоночному столбу к самому основанию позвоночника. Шишковидная железа помогает регулировать это течение, делать его равномерным. Сама шишковидная железа чрезвычайно чувствительна к свету. Когда чело-

век поднимается на уровень аджня-чак-ры, свет образует вокруг его головы сияющую ауру.

Поскольку в этом состоянии йог полностью контролирует свое дыхание и разум, он при любых действиях пребывает в непрерывном состоянии самадхи (осознания недвойственности). Любые его желания исполняются, и он способен по собственной воле видеть картины прошлого, настоящего и будущего.

В аджня-чакре соединяются ида (лунный поток), питала (солнечный поток) и сушумна (центральный, нейтральный канал). Эти три «реки» встречаются в тривени — основной обители сознания.

Шестая чакра охватывает планы различения (вивека), нейтральности (сарас-вати), солнечный план (ямуна), лунный план (ганга), планы подвижничества (тапас), насилия (химса), земного существования (притхиви), водной жизни (джала) и духовного служения (бхакти).

«Третий глаз» представляет собой «орган различения». Два физических глаза видят прошлое и настоящее, тогда как «третий глаз» способен проникать в будущее. На уровне аджня-чакры любые переживания и представления только способствуют очищению восприятия человека. В теле план нейтральности (сарасвати) проявляется как равновесие между солнечной и лунной энергиями. В сарае-вати составляющие двойственности — отрицательное и положительное — уравновешиваются, что приводит к состоянию чистой подвижности и нейтральности. Солнечная (ямуна) и лунная (ганга) нервные энергии переплетаются во всех чакрах, сливаются на плане сарасва-ти и становятся единым целым в аджня-чакре. Это приводит к ощущению единства с космическими законами, которые проявляются на плане воздержания. Человек осознает, что являет собой бессмертный дух в бренном теле. Лунный водный план охлаждает любое чрезмерное тепло, выработанное повышением энергии, а также очищает различение. Бхакти-лока, план духовного служения, поддерживает в теле йога надлежащее равновесие.

Достигший уровня аджня-чакры, йог сам становится проявлением божественного. Он воплощает собой все элементы в их чистейшей форме. Никакие внешние и внутренние изменения уже не представляют собой проблемы. Разум достигает состояния единообразной космической осознанности, а любая двойственность исчезает.

Сома-чакра

ЗНАЧЕНИЕ НАЗВАНИЯ ЧАКРЫ:

«Нектар; Луна».

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ: Сома-чакра представляет собой одну из малых чакр

ФОРМА ЯНТРЫ: Серебряный полумесяц в лотосе светлого, бело-голубого цвета. Сома-чакру называют также Амри-ma-чакрой, так каки сома, и амрита означают «нектар». Эта чакра представляет собой лотос с двенадцатью (согласно некоторым текстам — с шестнадцатью) лепестками, в центре которого покоится лунный серп, источник нектара.

Этот нектар исходит от Камадхену, мифологической коровы, исполняющей желания. Он непрестанно источается нирджхара-гупхой, или бхрамара-гупхой, — полым пространством между двумя полушариями мозга.

Помимо Камадхену, источниками нектара являются три нади: амбика, ламбика и талика. В своем естественном течении этот нектар опускается вниз и, достигнув манипура-чакры, сгорает в солнечной энергии солнечного сплетения. Посредством кхечари-мудры йоги блокируют нисходящее движение потока нектара, одновременно наслаждаясь утонченными звуками нады в состоянии медитации на восьмилепестковом лотосе камешва-ра-чакры (еще одной малой чакры внутри седьмой чакры). Здесь три нади — ва-ма, джьештха и раудри — образуют хорошо известный йогам «треугольник А-КА-ТХА»*. В этом треугольнике в вечном Единении восседают Камешвари и Камешвара, прикрытые бело-голубыми лепестками лотоса.

Треугольник А-КА-ТХА: Эта фигура представляет собой сочетание трех энергии внутри седьмой чакры. Сома расположена над «третьим глазом», в центре лба. ПЛАНЕТА-УПРАВИТЕЛЬ: Раху.

гий: Брахми является энергией Брахмы-Творца; Вайшнави — энергией Вишну-Хранителя, а Махешвари — энергией разрушителя Махешвары, бога богов, самого Шивы. Эти три шакти перемещаются по трем нади — вама, джъештха и раудри, — образующим треугольник А-КА-ТХА. Такой же треугольник, образованный теми же нади, находится в му-ладхара-чакре, где Шива предстает в образе свайямбху-лингама, а его шакти —в облике обвившейся вокруг этого лингама змеи. Вама-нади, джъештха-нади и рауд-ри-нади связаны соответственно с Брахми, Вайшнави и Махешвари. Эти энергии образуют три формы сознания: понимание, ощущение и действие, которые представляют собой совокупное благо человеческой жизни — истину, красоту и добро. Осознание истины (сатьям), красоты (сундарам) и добра (шивам) во всех формах их выражения является высочайшей целью жизни, а их воплощение в поведении — высшим состоянием реализации.

БОЖЕСТВА: Камешвара и Камешвари. Камешвара является самим богом Шивой. Он — владыка принципа желания (кама: «желание»; ишвара: «владыка»). Этот бог восседает на знаменитом тантрическом треугольнике А-КА-ТХА; именно с ним стремится соединиться дэ-ви (Адья, Кундалини, Кула, Трипура-Сундари, Трипура и Камешвари). Камешвари покоится в муладхаре в форме спящей энергии; проникая в узкий про-

Стороны этого треугольника образованы знаками санскритского алфавита: 16 гласными, начиная с А; 16 согласными, начиная с КА; и оставшимися 16 согласными, начиная с ТХА. —Прим, ред.

 

ход брахма-нади, она спешит к своему супругу Камешваре, используя какое-либо из пяти типов движений. Поворачивая лепестки всех лотосов различных чакр, она достигает высшей чакры, чтобы слиться с супругом. Камешвара описывается как красивейший из мужчин. Он восседает в позе йога, однако неизменно обнимает свою возлюбленную Трипура-Сундари (Камешвари) —самую прекрасную женщину в трех мирах (три: «три»; пура: «план, мир»; сундари: «прекрасная»). Кроме того, Камешвара известен как Ур-дхваретас (урдхва: «вверх»; ретас: «поток, течение»), так как он способен подтягивать эссенцию семенной жидкости вверх по сушумне. Он является владыкой знания восходящего движения энергии. В вамачара-тантре (Тантре левой руки) существует полное описание такого процесса движения вверх; в ней утверждается, что семя должно достигать именно этого места. Здесь физическое мужское семя (бинду) сливается с лунной, женской энергией, и этот внешний и внутренний союз становится тантрой (расширенной осознанностью), так как представляет собой сочетание бхоги и йоги — наслаждения и отрешенности. Камешвара наделяет силой восходящего движения и удержания семени. По этой причине медитация на Камешваре заставляет эго утихнуть, а достигающий сома-чакры йог наслаждается брахманандой (блаженством Брахмана). Соединившись со своим возлюбленным, Камешвари успокаивается и перестает быть той яростной змеей, которая изрыгала огонь, когда ее внезапно пробудили ото сна.

ЭФФЕКТЫ ОТ МЕДИТАЦИИ: Тот, кто медитирует на этой чакре и с помощью кхечари-мудры (кхе: «эфир»; ча-ри: «двигающийся») останавливает нисходящее течение амриты, или нектара, достигает бессмертия физического тела. Он способен остановить процесс старения и потому остается вечно молодым и полным жизненных сил. Он одерживает полную победу над болезнями, разложением и смертью и наслаждается вечным блаженством Единения Шивы и Шакти — окончательной цели кундалини-йоги. Кхечари-мудра обеспечивает восходящий поток энергии, и тогда йог способен оставаться в гадана-мандоле, или шунья-мандале, «пустоте», то есть в ложбине между двумя полушариями мозга, которую называют десятыми вратами тела. Эту полость занимает сахасрара, седьмая чакра. Сома-чакра находится выше адж-ня-чакры и ниже камешвара-чакры. Она расположена в самом центре лба и является обителью сомы («луны»), амриты («нектара») и Камадхену. Лоб белой Ка-мадхену представляет собой ахамкару (эго). У нее голова вороны, человеческие глаза, коровьи рога, лошадиная шея, павлиний хвост и крылья белого лебедя (хамсы).

 

 

Сахасрара-чакра (седьмая чакра)

 

ЗНАЧЕНИЕ НАЗВАНИЯ ЧАКРЫ:

«Тысячелепестковая». Ее называют также шунъя-чакрой («пустотной») или ни-раламбапури-чакрой («обителью без опор»).

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ: макушка черепа; церебральное сплетение. Сома-чакра и камешвара-чакра входят в состав сахасрары.

ФОРМА ЯНТРЫ: Круг, подобный полной луне. В одних текстах эта янпгра именуется пурна-чандрой («полной луной»), а в других — ниракарой («лишенной формы»). Круг является центром лотоса с тысячей лепестков, окрашенных во все цвета радуги.

ОСНОВНОЙ БИДЖА-ЗВУК: Висарга (особый придыхательный звук фонетики санскрита)4.

НОСИТЕЛЬ БИДЖИ: Бинду — точка над полумесяцем.

ДВИЖЕНИЕ БИДЖИ: совпадает с движением бинду.

БОЖЕСТВО: Внутренний Гуру.

ШАКТИ: Чайтанья. В некоторых текстах упоминаются Параматма или Маха-шакти.

ПЛАНЫ, ОХВАТЫВАЕМЫЕ САХАС-PAPA-ЧАКРОЙ: Йог, достигший осознания уровня седьмой чакры, воспринимает следующие планы существования:

• План света (теджас-лока). Теджас означает «свет», огонь или то, что видимо в своей тончайшей сущности. Йог

 

БИДЖА-ЗВУКИ НА ЛЕПЕСТКАХ: все чистые звуки санскрита от А до КША, включая все гласные и все согласные. Они записаны на лепестках в определенном порядке.

ЛОКА (ПЛАН СУЩЕСТВОВАНИЯ):

сатья-лока, план истины и реальности.

ПЛАНЕТА-УПРАВИТЕЛЬ: Кету.

становится лучистым, как солнце. Его аура непрерывно испускает лучезарное сияние.

План первичных вибраций (омкара-лока). Бесконечно длящимся первоз-вуком являегся АУМ (или O1VI). На этом плане йог постигает частоту АУМ.

Газообразный план (вайю-пока). Йог обретает власть над праной, которая становится настолько тонкой (сукш-ма), что говорят, что вся прана его организма занимает «размер пальца» (ангуштха-матра). Если поднести к носу йога зеркальце, на нем не окажется никаких следов дыхания.

План позитивного интеллекта (субуд-dxu-лока). Оценочные суждения или двойственное восприятие должны быть уравновешены, иначе в разуме может возникнуть отрицательный интеллект (дурбуддхи).

План счастья (сукха-лока) проявляется при правильном равновесии тела, души и разума.

План бездеятельности (тамас-лока) может проявиться после того, какйог достигает состояния блаженства лишь для того, чтобы прекратить лю-

Гортанный глухой X. В конце слова висарга сохраняет призвук предшествовавшего согласного, например: НАМАХа, ШАНТИХи. — Прим. ред.

 

 

бые действия; когда такой йог переходит в состояние сомадхи, его физическое тело становится совершенно неподвижным.

ЭФФЕКТЫ ОТ МЕДИТАЦИИ: сахас-рара-чакра дарует бессмертие. Не достигнув этой чакры, йог не способен перейти в бессознательное состояние срзнания под названием асампраджнята-самадхи. В этом состоянии нет ни деятельности разума,ни познающего, ни знания, ни того, что можно было бы познавать; познание, познающий и познанное становятся единым и освобожденным.

Самадхи представляет собой чистое блаженство полной бездеятельности. Вплоть до достижения седьмой чакры йог способен входить в транс, в котором сознание по-прежнему поддерживает деятельность или форму. В сахасрара-чакре прана движется вверх и достигает высочайшей точки. Разум утверждает себя в чистой пустоте шунья-мандалы, пространства между двумя полушариями. В этот миг все ощущения, эмоции и жела ния, которые представляют собой результаты деятельности разума, растворяются в своей изначальной причине — наступает Единение, и йог погружается в сат-чит-ананду, «истину-бытие-блаженство». Он становится собственным подлинным «Я» и до тех пор, пока остается в своем физическом теле, сохраняет несвойственное сознание, наслаждается игрой бытия, пилой, не подвергаясь влиянию удовольствий и страданий, почестей и унижений.

Когда кундалини достигает сахасрара-чакры, исчезает иллюзия индивидуального «я». Йог становится просветленным, единым с теми космическими принципа-

 

ми, которые управляют всей вселенной его организма. Он обретает все сиддхи (способности), поднимается к сома-чакре и встречается с исполняющей желания коровой Камадхену, обитающей в нем самом. Он достигает уровня сиддха, однако теперь оказывается выше стремления высказывать какие-либо желания.

Согласно шастрам, сахасрара является обителью обладающей собственным сиянием души, или читты — сущности бытия. Здесь читта подобна экрану, на котором отражается космическое «Я», а в нем — все божественное. В присутствии космического «Я» каждый способен ощутить божественное и во всей полноте осознать божественность в самом себе.

 

Характерное поведение, описанное сравнениями с животными

Первая чакра: поведение муравья

Вторая чакра: поведение бабочки

Третья чакра: поведение кобры

Четвертая чакра: поведение оленя, бегущего за миражем

Пятая чакра: поведение павлина

Шестая чакра: поведение лебедя (хамсы)

Седьмая чакра: чистое просветление

Пять элементов и животные, погибающие от влечения к ним* 1. Земля. Шмель гибнет ради запаха.

2. Вода. Рыба гибнет ради вкуса.

3. Огонь. Мотылек гибнет ради света.

4. Воздух. Слон гибнет ради прикосновения.

5. Акаша. Олень гибнет ради звучания;s

Согласно «Вивекачудамани» Шанкарачарьи.

 

Духовность представляет собой пробуждение Божественности в сознании. Это высшее достижение развития сознания в человеческом воплощении, освобождающее сознание от западни разума и тела. Такая свобода достигается в постепенном процессе преображения чувствующего сознания (разума).

Именно чувствующее сознание воспринимает мир и постоянно порождает неуправляемые мысли. Оно испытывает желания, чувственные удовольствия и страдания, оно мыслит и выражает свою волю — и временами его стремящийся к удовольствиям аспект прибегает к излишествам.

Человек может стать великим мыслителем, ученым, художником или просветителем и без преображения чувствующего сознания. Однако, переживая лишь одну грань своего бытия — ту, которая представлена «я», окруженным миром ощущений, — человек остается погруженным в услаждение органов чувств и бесцельно скитается в океане сансары, руководствуясь похотью и жадностью. Преобразуя свое чувствующее сознание, он может освободиться от рабства разума, вожделения, алчности, неуправляемых мыслей и внутреннего диалога. Благодаря изменению воспринимающего сознания он способен пережить иной аспект своего существования, в котором разум полностью отстраняется от мира ощущений и не думает, не желает, не высказывает свою волю. В этом аспекте человеческая «самость» растворяется в высшем сознании, а человек покидает цикл рождения и смерти.

Эго-сознание подталкивает разум к непрерывным поискам удовольствия, а приносящий наслаждение опыт развивает в разуме чувственное сознание. В результате разум начинает блуждать и теряет центр сосредоточенности. «Лишенный центра» разум оказывается в ловушке предметов мира ощущений, который представляет собой игру элементов и гун. Замутненный разум — блуждающий разум, подвластный желаниям, — сковывает человека, и если человек не очищает его путем постоянной практики сосредоточенности в сочетании с мантрой, его эго-сознание сохраняется даже после того, как он расстается с физическим телом, так как это сознание существует на иных планах (локах). Эти планы существования, или лаки, тесно сообщаются с физическим телом через посредство чакр (см. схему).

Пять первых чакр и соответствующие этим чакрам локи взаимосвязаны с пятью элементами (см. схему), которыми определяются все формы умственной и физиологической деятельности, любые потребности и желания. Поскольку элементы в строгой последовательности возникают и получают власть в теле в течение цикла дыхания обеими ноздрями, чувствующее сознание испытывает непрестанные изменения. Пять элементов — земля, вода, огонь, воздух и акаиш — являются проводниками изначального принципа инертности сознания. Они относятся к материальному полю, кото-

рое создает метаматерию и обычную материю; из этих элементов образуется весь диапазон энергии, от ее наиболее тонкого, вибрационного уровня до самых плотных состояний.

Элемент земли — это не то же, что планета Земля, хотя данный элемент действительно преобладает на нашей планете. Сама планета Земля именуется в Тантре бху-локой, а ее обителью является муладхара-чакра. Кости, плоть, кожа, на-ди и волосы состоят из элемента земли. Ее атрибутами являются терпение и жадность, соответствующим ей желанием — выживание, а основными видами деятельности при преобладании и устойчивости этого элемента становятся собирание и накопление. В каждом шестидеся-тиминутном цикле дыхания (при дыхании через левую или правую ноздрю) этот элемент господствует в течение двадцати минут, в результате чего в человеке преобладают желания и действия, характер и свойства, связанные с элементом земли. Если стремление к выживанию остается неудовлетворенным, человек остается в бху-локе даже после смерти и проходит новые перерождения в облике обычного человеческого существа.

Семенная жидкость, кровь, жир, моча и слизь (слюна и лимфатические жидкости) относятся к элементу воды. Ее атрибутами являются чистота и привязанность, желанием — общение с людьми (семьей), а формами деятельности — мирный труд. По своему характеру этот элемент прохладен. В шестидесятиминутном дыхательном цикле она доминирует на протяжении шестнадцати минут. Если желания второй чакры не удовлетворяются, после смерти человек погружается в бхувар-локу (астральный план). Когда срок его пребывания в этой локе подходит к концу, человек перерождается на Земле, чтобы исполнить свои потребности, — это происходит, к примеру,

 

 

с художниками, музыкантами, танцорами и поэтами.

С элементом огня связаны голод, жажда, сонливость, дремота и великолепие (оджас. «могущество»). Его атрибутом является гнев. У человека с преобладающим элементом огня вспыльчивый характер, и ему свойственно стремление к различным достижениям. Соответствующей формой деятельности является тяжкий труд. В шестидесятиминутном дыхательном цикле этот элемент господствует в течение двенадцати минут. Если вызванное активностью третьей чакры стремление к достижениям —известности, славе, власти и т. п. —не удовлетворяется к моменту смерти, человек переносится в свар-локу (небесный план) силой благих карм (действий), совершенных им на Земле. После определенного периода пребывания в сварга-локе он вновь рождается на Земле царем или руководителем.

Бег, охота, применение физической силы, сжатие (сокращение) и рост тела (расширение) связаны с элементом воздуха. Он вызывает беспокойство, активность, подвижность, желание чем-то заняться. Воздух отвечает за все формы движения во внутренних и внешних частях тела, будь то кровообращение, циркуляция жидкостей и лимфы или нейро-двигательные сигналы нервной системы. Воздух представляет собой прану, энергию в форме жизненной силы, которая делает человека живым и осознающим существом; в часовом цикле дыхания элемент воздуха преобладает в течение восьми минут. Если связанные с четвертой чакрой желания не исполняются на протяжении жизни человека, то после смерти он переносится в маха-локу силами содеянных на Земле благих карм любви, щедрости, преданности, самоотверженного служения и сострадания. После пребывания в маха-локе (мире равновесия) он вновь рождается на земле реформатором, святым, религиозным деятелем, целителем или одухотворенным художником.

 

С акашей связаны любовь, враждебность, стыдливость, страх и привязанность. Ее атрибутом является эго, или «самость», природой — пустота, желанием — одиночество, а формами деятельности — мысли и идеи. В шестидесяти-минутном цикле дыхания акаша доминирует на протяжении четырех минут. В течение завершающих десяти вдохов и выдохов активной становится сушумна, после чего происходит смена ведущей ноздри. Если желания пятой чакры не удовлетворены при жизни, человек оказывается после смерти в джана-локе (мире человеческого бытия) и остается там в течение срока, соответствующего объему совершенных на Земле благих карм. После


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.