Организация работы с научной литературой — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация работы с научной литературой

2019-12-20 372
Организация работы с научной литературой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Обычно в любом педагогическом исследовании в качестве метода теоретического характера применяют анализ литературных источников. Каков бы ни был уровень исследователя, приступая к разработке конкретной проблемы он встает перед необходимостью повышения теоретических знаний об изучаемом объекте и предмете, опираясь на достигнутое.

Анализ педагогической литературы в научном исследовании выполняет такие функции как:

·   выявление ценностей науки, ее достижений и недостатков, ошибок и пробелов;

·  определение опорных позиций по проблеме с учетом того, что сделано в науке;

· установление актуальности, степени неразработанности проблемы;

·   теоретические построения, позволяющие сравнить результаты не-скольких однородных исследований, осуществить их анализ, определить методологию исследования.

Первое требование к анализу литературы – выполнение комплексной функции. Критически оценивая ранее проведенные исследования, устанавливать ценности и ошибки, служить основанием исходных позиций, целей, задач, гипотезы, помогать сравнивать концепцию автора с выводами других ученых.

При подборе литературы следует обращаться к предметно-тематическим каталогам и библиографическим справочникам библиотек, а также использовать современные информационные технологии и сети для поиска информации. Изучение литературы по выбранной теме нужно начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем уже вести поиск нового материала.

Большую трудность на пути овладения научной информацией составляет ее разбросанность. Заглавие статьи или название далеко не всегда позволяет представить себе все, что там можно найти. Разбросанность информации заставляет учитывать все возможные ориентиры и особенно внимательно относиться к ссылкам, которые встречаются при чтении литературы по теме.

При изучении литературы желательно соблюдать следующие рекомендации:

· начинать следует с литературы, раскрывающей теоретические аспекты изучаемого вопроса – монографий и журнальных статей, после этого использовать инструктивные материалы (инструктивные материалы используются только последних изданий);

· детальное изучение литературных источников заключается в их конспектировании и систематизации, характер конспектов определяется возможностью использования данного материала в НИР – выписки, цитаты, краткое изложение содержания литературного источника или характеристика фактического материала; систематизацию получаемой информации следует проводить по основным разделам НИР;

· изучая литературные источники, тщательно следите за оформлением выписок, чтобы в дальнейшем было легко ими пользоваться;

· не расстраивайтесь, если часть полученных данных окажется бесполезной, очень редко они используются полностью;

старайтесь ориентироваться на последние данные, по соответствующей проблеме, опираться на самые авторитетные источники, точно указывать, откуда взяты материалы; при отборе фактов из литературных источников нужно подходить к ним критически.

При первоначальном изучении литературы исследователи знакомятся с состоянием науки вообще и конкретного направления особенно, выписывают идеи, которые могут стать опорными, обобщающие точки зрения по проблеме (в чем сходны и различны подходы ученых), дают точное определение понятий.

Необходимо правильно научиться работать с литературой, текстом, электронными ресурсами.

Схема изучения научно-технической литературы:

– общая характеристика издания;

– общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;

– беглый просмотр всего содержания;

– чтение в порядке последовательности расположения материала;

– выборочное чтение какой-либо части произведения;

– выписка представляющих интерес материалов. Каждый текст содержит не только новую информацию, но и некоторое количество ненужной (избыточной) информации. Для выявления главного в тексте его нужно сократить, опустив предложения и части предложений, несущие второстепенную информацию. Можно также изменить структуру предложения, объединить два или несколько предложений в одно.

Особое внимание уделяется терминологии исследования. В целях научного обоснования понятийного аппарата анализируются педагогические явления, процессы, которые даны разными авторами, и сопоставляются с теми, которые сформулированы, педагогической энциклопедии, философском словаре, психологическом словаре, толковом словаре русского языка. Это важно, потому что термины, употребляемые в разговорной речи педагогами-практиками, часто не соответствуют их научному толкованию.

Анализ литературы во введении к работе дается с целью определения актуальности проблемы и формулировки опорных позиций автора. Если по данной проблеме отсутствуют исследования за длительный период времени, возможен научный анализ в объеме самостоятельного раздела. Если были исследования по аналогичной теме, то в начале главы или параграфа делаются ссылки на других исследователей, чтобы не повторять известные позиции.

Анализ литературы на заключительной стадии исследования углубляется, объясняются причины ошибок тех или иных исследователей, выявляется новое научное направление, нуждающееся в дальнейшем исследовании. Исследователь сравнивает свою точку зрения с позициями других ученых, устанавливает общие тенденции в науке, дополнительные сведения о достоверности своей фактологии и теории.

Анализ научной литературы требует определенной культуры исследователя. Все фамилии авторов, имеющих взгляды по данной проблеме, указываются в алфавитном порядке. Таким образом, устанавливается равенство отношения исследователя к концепциям ученых. При этом можно упомянуть, кто первым поднял данный вопрос, кто внес наибольший вклад.

В истории вопроса и в обзоре литературы важно четко разграничивать свое и чужое и правильно пользоваться аппаратом ссылок и цитат.

Так, например, некоторые совсем неопытные авторы, получив от руководителя перечень рекомендованной литературы, просто выписывают из нее все, что имеет отношение к занимающей их теме, переписывают целые страницы, даже не упоминая источника, заботясь только о некоторой связности и гладкости изложения. Плагиатом это назвать, пожалуй, нельзя, поскольку речь идет об учебном задании, но и ничего общего с научной работой это тоже не имеет, это - даже не конспект, а просто «списывание». Конспект предполагает некоторую переработку, хотя бы в сторону сокращения, и указание источника. Умение составлять конспекты тоже нуждается в развитии и тренировке.

Другой тип нарушения принципа разделения «своего» и «чужого» называют «пасьянсом чужих мнений» по принципу «такой-то писал то-то, а такой-то - то-то». Вместо обзора истории вопроса, раскрывающего развитие знаний, получается просто набор выписок, который может свидетельствовать о том, с какой литературой знакомился автор и с каким прилежанием, но не более.

Самое сложное в анализе – это систематизация научных взглядов на основе изложения собственной позиции автора. Анализ не должен сводиться к констатации, что такой-то ученый в такой-то работе изложил такую-то позицию, а другой сказал следующее. Хронологическое перечисление того, кто что сказал по данному поводу, не является научным анализом литературы. Это произвольная аннотация работ по теме. Для избегания этой ошибки после внимательного изучение литературы возможен такой порядок систематизации взглядов ученых:

· что в науке говорится о сущности данного педагогического явления (позиция нескольких авторов совпадает в таком-то плане);

· что входит в содержание данного процесса, явления (его компоненты, звенья, стадии, этапы развития – кто из ученых какие выделяет);

· что говорят ученые о направлениях решения проблемы (кто и какое разрабатывал);

· какие трудности, отмеченные в предшествующих исследованиях, встречаются при практическом решении задачи;

· какие условия эффективного учебно-воспитательного процесса в данной области выделены учеными.

 

ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

 

 

6.1. Общие правила оформления.

Дипломная работа должна быть грамотно напечатана и правильно оформлена в текстовом редакторе MS Word. Печатать следует на одной стороне формата А4 /210х297 мм/. Работа должна быть отпечатана на компьютере через один межстрочный интервал, шрифт обычный, Times New Roman, размер шрифта – 14 пунктов. Абзацный отступ 1,25. Переносы не допускаются.

Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое – 30 мм, правое – 10, нижнее – 20 и верхнее – 20 мм.

Схемы, формулы, рисунки и таблицы следует выполнять с применением компьютерной графики (Paint, Corel DRAW, MS Excel, MS Matlab, Microsoft Equation).

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные при оформлении работы, должны быть исправлены и перепечатаны.

Дипломная работа должна быть сброшюрована в твердой обложке. Задание к дипломной работе и аннотация не нумеруются и в общую нумерацию не включаются.

Титульный лист, аннотация, содержание

Титульный лист оформляется в соответствии с приложением 2.

6.2. Нумерация страниц и глав

Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется внизу страницы посередине без точки в конце.

Титульный лист включается в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляется.

Основную часть курсовой работы следует делить на главы (разделы), подразделы, пункты и подпункты. Каждая глава начинается с новой страницы.

Главы, параграфы, пункты и при необходимости подпункты (кроме введения, заключения, списка использованных источников и приложений) нумеруют арабскими цифрами, например: глава 1, параграф 1.2, пункт 1.2.3 и т.д. При этом, желательно, чтобы подпункты не были очень короткими. Подпункты в содержание не включаются.

Главы и параграфы должны иметь заголовки. Слова «глава» и «параграф» не пишется. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание раздела.

Слова «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «АННОТАЦИЯ», «СОДЕРЖАНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ» следует располагать в середине строки и печатать прописными буквами, не подчеркивая, отделяя от текста двумя межстрочными интервалами. Заголовки глав пишутся прописными буквами, параграфов ‒ строчными с прописной. Выравнивание заголовков граф и параграфов по ширине страницы, c абзацного отступа. Точка в конце наименования и после номера раздела не ставится. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Отступы между заголовками оформляются в соответствии с примером, представленным ниже.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.