Особенности развития личности глухих и слабослышащих. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности развития личности глухих и слабослышащих.

2019-12-20 392
Особенности развития личности глухих и слабослышащих. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Факторы, влияющие на развитие личности и ЭВС: нарушение речевого общения, недостаточность восприятия выразительной стороны устной речи, существенное недоразвитие разных видов деятельности, использование мимики и жестов. Предпосылки личностного развития. Для детей с н.с. в р-те х-ны те же проявления личностного становления, что и у слышащих. Они стремятся к контакту, проявляют активность п его поддержанию, заинтересован в совместной д-ти со взрослым. Большинство глухих детей достаточно четко реагируют на замечания, но не стремятся исправить свое поведение. Отсутствие речевого общения – ребенок при контакте с окружающим миром в первую очередь начинает выделять неречевые омпоненты общения – трудности понимания других людей, рано формируется повышенная ориентировка на взрослых. В зависимости от их реакции ребенок быстро привыкает действовать по подражанию, начинает и заканчивает действия взрослых – задериваетс формирование навыков самостоятельности и инициативности. Особенности развития ЭВС (Петшак, Неверович). Частое возникновение страхов, тревожности, агрессивности, аффективные вспышки – непонимание окружающими людьми их внутреннего состояния, не всегда могут распознать состояния других людей – возникают негативные раекции на людей. Дети обидчивы, ранимы, недоверчивы, насторожены по отношению к слышащим. Самооценка занижена, уровень притязаний высок. Дети эгоистичны, капризны. Х-но преобладающее переживание эмоций. Особенности личности. (Шиф). Глухие дети имеют своеобразие черт характера. Повышенная склонность к невротическим реакциям. Уже в 2-3 года проявляются остеноневротические и психопатические реакции. Первое признание осознания своего дефекта и связанные с этим переживания отмечены у детей 6-8 летнего возраста. Эмоционально-волевая незрелость 7-13 лет. К концу подросткового возраста тенденции снижаются. Специфическими личностными особенностями являются: прямота переживаний выражения своих эмоций; нарушение чувства дистанции, что может мешать полноценному общению. Многие глухие дети имею узкий кругозор, меньше знают об окружающем мире, что х-ет их как пассивных, несамостоятельных в овладении новых знаний. Часто формируется иждивенческое отношение к окружающим.

 

Характеристика различных видов деятельности у детей с сенсорными нарушениями.

Становление деятельности у детей с сенсорными нарушениями имеет свои специфические особенности.

Предметная дея-сть

У детей с нарушениями слуха переход от неспецифических манипуляций к специфическим, к собственно предметным действиям совершается медленнее, чем у слышащих. Это связано с тем, что на предыдущем этапе психического развития в эмоциональном общении не были сформированы те его компоненты, которые способствуют привлечению внимания к предметам и действиям с ними, — указательный и соединяющий взгляды, соответствующие жесты. У глухих детей перенос действия с одного предмета на другой; например, ребенок учится пить из чашки, кружки, стакана без специального обучения такое развитие совершается медленно и неравномерно. «Например, тапочки прикладываются к ногам куклы; расческа может "гулять" поверх платка или шапочки; ложечка небрежно тычется в лицо куклы. В большинстве, случав действия, производятся однократно, как бы просто демонстрируются. Однократность и неразвернутость действий объясняются тем, что дети не владеют соответствующим орудийным действием. На протяжении дошкольного возраста у глухих детей совершается переход от примитивных способов ориентировки к все более сложным. они не обладают достаточным обобщением собственного опыта действий с предметами, поэтому дети не осознают необходимости использования орудия в новой ситуации. Они пытаются достичь цели непосредственно, прибегая к неадекватным пробам и не обращая внимания на предметы, которые можно использовать в качестве орудия. В условиях специально организованного обучения возможно формирование у детей с нарушениями слуха полноценной предметной деятельности.

Нарушение зрения. Однако деятельность с предметами развивается медленно, и ее формирование затягивается до трех-четырехлетнего возраста из-за медленного развития ее двигательных компонентов. У таких детей долго можно наблюдать действия, не являющиеся подлинно предметными, но служащие предпосылкой для их формирования. К ним относятся действия (неспецифические манипуляции), при которых ребенок еще не учитывает свойств предмета и действует со всеми предметами одинаково. Эти манипуляции являются переходными стадиями в овладении слепыми детьми функциональными или собственно предметными действиями, характеризующимися использованием предметов по их функциональному назначению. Существует также много неадекватных действий, которые противоречат логике использования предмета. Наличие таких действий свидетельствует о том, что замедленное развитие предметных действий является закономерностью, свойственной развитию детей с нарушением зрения. К концу третьего года жизни большинство слепых детей начинают использовать предметы и игрушки по их назначению. В первую очередь это предметы, которые постоянно находятся в обиходе детей. Дети правильно катают машинки, используют звучащие игрушки, ложки, кружки, тарелки, учатся одеваться и раздеваться. Для них в этом возрасте характерно одновременное сосуществование разных видов действий с предметами, и это зависит от качества предмета и степени знакомства с ним ребенка.

Игровая деятельность.

Нарушение слуха. Игры глухих дошкольников дольше, чем у слышащих, задерживаются на этапе предметно-процессуальных, их сюжетные игры однообразнее и упрощеннее, чем у слышащих сверстников. Без специальной работы, направленной на расширение опыта глухих детей, задерживается становление мотивационного плана игры. Преобладают бытовые игры, воссоздающие лишь немногие отношения между людьми. Вследствие того, что глухие дети менее обобщенно, чем слышащие, отражают ту или иную сторону действительности, они не умеют самостоятельно вычленить в воспринимаемом основное, существенное и сосредотачивают внимание на особенностях, которые имеют второстепенное значение. Так, игра «в магазин» прекращается, если нет бумаги для того, чтобы завернуть покупки; при игре «в доктора» больному отказывают в медицинской помощи, если он не постучал в кабинет или не поздоровался. Иногда вся игра сводится к детальному изображению какого-нибудь одного действия: дети начинают играть просто «в стирку», причем эта «стирка» осуществляется не ради какой-нибудь другой цели, а ради нее самой. Для глухих дошкольников типична склонность к педантичному, буквальному отражению в игре действительности. стереотипность действий. Механическое подражание друг другу. испытывают трудности при игровом замещении предметов. Даже предмет, функционально пригодный для роли заместителя, не всегда используется глухим ребенком. Поскольку у глухого ребенка отстает развитие воображения, ему трудно творчески войти в роль. Без специального обучения умению играть игры глухих детей развиваются медленно и носят в основном процессуальный характер

Нарушение зрения. у слабовидящих детей вследствие недостаточности, зрительно-сенсорного опыта наблюдаются неточные, фрагментарные представления о предметах и действиях с ними, что приводит к сдерживанию хода развития предметно-игровых действий, обедненности сюжета игры и снижению уровня совместных действий детей в игре. Предметные действия характеризуются не только обедненностью и фрагментарностью, но и сам процесс овладения ими у слабовидящих детей растягивается во времени. У детей с нарушением зрения система сенсорных эталонов и перцептивных действий затруднено, а восприятие характеризуется недостаточной точностью и гибкостью. В результате, у детей недостаточно развита мелкая моторика и зрительно – двигательная координация, наблюдаются отклонения в темпе и ритме действий, Часто дети испытывают неуверенность при выполнении даже простых заданий. Возникновение в процессе игры конфликтных ситуаций в значительной мере связано с трудностями организации совместной игры, контроля за действиями своих партнеров, понимания функ­циональных отношений при реализации взятой на себя роли, с отсутствием специальных аксессуаров, способствующих понима­нию игровой ситуации.

Учебная деятельность. Нарушение слуха. у глухих детей наблюдаются все виды мотивов учебной деятельности. Наиболее значимой является мотивация, связанная с получением высоких отметок, — это сильные, реально действующие мотивы. Причем у глухих детей они остаются доминирующими на протяжении всего младшего школьного возраста, вплоть до IV класса. значительные трудности в формировании всех учебных действий. Один из наиболее существенных недостатков учебной деятельности заключается в том, что они часто выполняют учебные действия, которые диктуются не самой задачей, а стремлением удовлетворить требования учителя. недоразвитие анализа и синтеза приводит к трудностям преобразования условий задачи, недоразвитие абстракции — к трудностям моделирования выделенного отношения. Отмечаются затруднения в использовании теоретических знаний при решении практических задач, трудности реализации действий контроля.

Нарушение зрения. Формирование учебной деятельности у слепых и слабовидящих младших школьников является длительным и сложным процессом. Основа этого процесса — формирование готовности сознательно и преднамеренно овладевать знаниями. На начальном этапе учение является еще неосознанным процессом, обслуживающим нужды других видов деятельности (игра, продуктивная деятельность), и их мотивация переносится на усвоение знаний. Уч­ние на первых этапах имеет не учебную мотивацию. Когда слепой ребенок начинает действовать из интереса к новым формам ум­ственной деятельности и у него появляется активное отношение к объектам изучения, это говорит о возникновении элементарных познавательных и учебных мотивов. У детей появляется особая чув­ствительность к оценке результатов учения, стремление испра­вить свои ошибки, желание решать «трудные» задачи. Это свидетельствует о становлении уже учебной деятельности. Но она еще довольно часто протекает в форме игры, хотя и имеющей дидактический характер.

У детей с нарушениями зрения имеется сложное соподчинение мотивов, от более общего — хорошо учиться, к конкретному — выполнить задание. Готовность к осуществлению учебной деятельности проявляется в эмоционально-волевом усилии, в умении под­чинить свои действия, связанные с выполнением задания, требованиям учителя. В этом нет различий между слепыми и зрячими. Различия возникают в осуществлении самого процесса учебной деятельности: она протекает в более замедленном темпе, особенно в первые периоды ее становления, поскольку только на основе осязания или на основе осязания и остаточного зрения вырабатывается автоматизм движения осязающей руки, контроль за протеканием и результативностью деятельности.

А.Ф.Самойлов показал, что мотивами, побуждающими млад­ших слепых школьников к развертыванию активной деятельно­сти, являются непосредственный интерес к содержанию и фор­мам обучения, а побудительными мотивами интеллектуальной самостоятельности становится понимание поставленной цели, соотнесение ее со средствами ее выполнения (операциями, дей­ствиями, знаниями). Поэтому формирование произвольности пси­хических процессов у слепых требует специфических коррекционных методов при организации их деятельности, особенно тех действий и операций, выполнение которых затруднено в силу имеющихся у детей нарушений. Этот «промежуточный» этап в волевом акте наиболее страдает при слепоте и слабовидении.

Трудовая дея-ть. Нарушение слуха. В процессе трудовой деятельности они стремятся как можно быстрее получить результат, т.е. достичь цели. Но им не хватает сосредоточенности, умения соотнести образ будущего результата с получаемым продуктом, проанализировать причины трудностей. У подростков с нарушениями слуха часто не наблюдается осознания обязательности достижения поставленной цели. Поэтому для полноценного формирования этих обязательных признаков трудовой деятельности необходимо усиление положительного отношения к труду, создание соответствующей мотивации, заинтересованности в достижении определенных показателей, в стремлении стать хорошим специалистом. У подростков и юношей недостаточно сформированы оценочные критерии межличностных отношений, они часто допускают крайности в оценке окружающих, с которыми встречаются в рабочей обстановке, недостаточно дифференцируют личные и деловые отношения, руководствуются не столько отношением к себе, сколько своим отношением к другому. Эти ошибки межличностного восприятия часто связаны с неадекватно завышенной самооценкой, которая характерна для них даже в период ранней юности.

Нарушение зрения. У детей с нарушениями зрения отсутствует привычка и потребность в ежедневном труде, не сформирована установка к труду и желание трудиться, остаются несформированными такие качества, как: трудолюбие, активность, самостоятельность и т.д.

 

Нарушения опорно-двигательного аппарата как вариант дефицитарного развития.

Психология лиц с нар-ем ОДА – отрасль спец психологии, исследующая генез психич отклонений в развитии их диагностику, коррекцию в процессе реабилитации и соц. адаптации.

ДЦП – объединяет ряд синдромов, которые связаны с поражением или повреждением мозга в период внутриутробного развития, при родах, в период новорожденности и сопровождается двигат, речевыми и псих нар-ями.

Двигат нар-я пров-тся в виде парезов, параличей, насильственных движениях(гиперкинезы), нарушение регуляции тонуса:спастичность,регидность, гипотония, дистония.

Речевые нар-я:лексические,грамматические, фонетико-фонематические нар-я.

Психич нар-я:ЗПР или УО. Имеются нар-я слуха, зрения,вегетативно-сосудистые расстройства и судорожные проявления.

Формы ДЦП(Семенова К.А.)

1)Спастическая диплегия: самая распространённая форма тетропарез(поражаются руки и ноги,ноги поражаются больше).прогноз:+ для преодоления речевых и психич нар-й; - в двигат отношении.

2) двойная гемиплегия: самая тяжелая форма, поражение больших полушарий, тетропарез(руки поражаются больше, чем ноги), дети не ходят, не сидят, не стоят, моторика резко нарушена, цепные установочные выпрямительные рефлексы не развиваются вообще, все речевые нарушения грубые по типу анартрии, в 90% - УО, в 60% - судороги. Дети не обучаемы.

3) гиперкинетическая: поражаются подкорковые отделы г.м. все двигат нар-я в виде гиперкинезов,возникают непроизвольно усиливаются от утомления и волнения; все произвольные движения дискоординированы размашисты, навык письма нарушен,нарушена речь, в 20-25% - поражается слух и зрение.

4) гемипаретическая: поражение туловища с одной стороны, связано с повреждением противоположного полушария;

5) атонически – астотическая: возникает при повреждении мозжечка. Низкий мышечный тонус, нар-я равновессия в покое и ходьбе.движения несоразмерны,неритмичны, нарушено самообслуживание. Речевые и псих нар-я.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.