Глава I. Теоретические основы развития внешнеэкономической деятельности приграничных регионов государств-участников ЕАЭС — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Глава I. Теоретические основы развития внешнеэкономической деятельности приграничных регионов государств-участников ЕАЭС

2019-09-17 348
Глава I. Теоретические основы развития внешнеэкономической деятельности приграничных регионов государств-участников ЕАЭС 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БелГУ»)

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

 

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ ЕАЭС (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Дипломная работа

студента заочной формы обучения, группы 09001365

специальности 38.05.02 Таможенное дело

Лозенко Евгений Юрьевич

 

  Научный руководитель; к.с.н. доцент Реутов Е.В.

 

 

  Рецензент; руководитель проектов АНО «Институт приграничного сотрудничества и интеграции»; к.э.н Бабинцева Е.И.  

БЕЛГОРОД 2019

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………… 3  
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ еаэс………………………………. 8  
  1.1.сущность и содержание внешнеэкономической деятельности приграничных регионов государств-участников ЕАЭС…………………………………….. 8  
  1.2.Нормативно-правовое обеспечение внешнеэкономической деятельности государств-участников ЕАЭС……………………………...…… 23    
     
ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ПРИГРАНИЧНОГО РЕГИОНА ГОСУДАРСТВА-УЧАСТНИКА ЕАЭС………… 36  
  2.1.Анализ внешнеэкономической деятельности Белгородской области……………………………….. 36    
  2.2.Совершенствование внешнеэкономической деятельности Белгородской области как приграничного региона……………………………… 58  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………… 69  

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….…………... 74

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы дипломного исследования. В современных условиях интернационализации экономических процессов, развития мирохозяйственных связей и усиления взаимозависимостей национальных экономик особенное значение для роста всеобщего благосостояния страны приобретает внешнеэкономическая деятельность.

На современном этапе, внешнеэкономическая деятельность является ключевой составляющей, которая способствует формированию структуры, динамики, а также устойчивости национальной экономики в целом. Сегодня на внешнеэкономическую деятельность страны огромное влияние оказывают операции, которые осуществляются в рамках Таможенного союза Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС)[1].

Евразийский экономический союз - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение согласованной скоординированной, единой политики в отраслях экономики[2].

Продвижение евразийского интеграционного проекта характеризуется вовлечением в орбиту ЕАЭС новых участников и расширением спектра международных взаимодействий с другими государствами, а также экономическими союзами. Эта тенденция формирует совершенно новое единое экономическое пространство взаимной торговли членами ЕАЭС и определяет перспективы развития российских предприятий. Отечественные предприятия, которые специализируются на внешнеторговых операциях при импорте, сталкиваются с рядом новых вызовов.

Во-первых, свобода перетекания товарных потоков в границах внутреннего рынка союза, обусловленная открытостью национальных товарных рынков участников ЕАЭС, и единство его внешнеторговой политики, усиливает необходимость взвешенного обоснования внешнеэкономической стратегии предприятия.

Во-вторых, геополитические факторы (экономические санкции и др.), оказывают отрицательное влияние на качество коммерческого взаимодействия с потенциальными зарубежными партерами, а в отдельных случаях делают его невозможным.

В-третьих, длительная экономическая рецессия в Российской Федерации снижает привлекательность евразийского рынка для зарубежных поставщиков. Все это ведет к снижению объемов поставок инвестиционных товаров (оборудования, машин) по импорту, потребность в которых у отечественных предприятий очень велика[3].

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что для сохранения и развития набранных темпов торговли между странами ЕАЭС требуется повышение эффективности и регулирования внешнеэкономической деятельности регионов России, прежде всего в таможенной сфере.

Степень разработанности темы. Изучение внешнеэкономической деятельности государств - участников ЕАЭС стали объектами исследования ряда ученых. Вопросы развития экономической интеграции и внешнеэкономической деятельности рассматривались в работах таких ученых как: А.М. Бобылев, Н.В. Гридчина, Р.А. Коробов, Н.Н. Маличенко,                             И.Л. Тутова[4].

Различные аспекты развития внешнеэкономической деятельности приграничных регионов находят свое отражение в работах:                                     О.Н. Вахрушевой, Р.Н. Могилевского, Г.Р. Рыбина, М.А. Слащева,                              Л.И. Щербининой[5]

Но несмотря на многочисленные исследования теории и практики регулирования внешнеэкономической деятельности, факторы и методы эффективного развития внешнеторговой деятельности стран - участниц ЕАЭС, в экономической литературе еще недостаточно исследованы.

В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью повышения эффективности и регулирования внешнеэкономической деятельности стран - участниц ЕАЭС и недостаточной разработанностью методов решения данной задачи.

Объектом дипломного исследования является внешнеэкономическая деятельность приграничных регионов стран – участниц ЕАЭС.

Предмет исследования – управление развитием внешнеэкономической деятельности Белгородской области.

Цель дипломной работы - определить механизм совершенствования управления внешнеэкономической деятельностью приграничных регионов стран – участниц ЕАЭС.

Задачи дипломного исследования:

- Изучить теоретические основы развития внешнеэкономической деятельности стран – участниц ЕАЭС.

- Рассмотреть нормативно - правовое обеспечение внешнеэкономической деятельности стран – участниц  ЕАЭС.

- Проанализировать внешнеэкономическую деятельность Белгородской области.

- Определить направления совершенствования Белгородской области как приграничного региона.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные развитию внешнеэкономической деятельности стран – участниц Евразийского экономического союза в контексте его создания и функционирования: А.Н. Воловичев, М.В. Городов, С.С. Грачев,                              Г.О. Демиденко, Л.А. Жидких, Э.В. Тукачев, В.В. Ульянова[6].

При проведении исследования были использованы такие научные методы, как анализ, синтез, сравнение, наблюдение, аналогия, а также методы сравнительного анализа.

Исследование опирается на методологический принцип единства теории и практики, а также системный, процессный и другие подходы. В аналитической части работы использованы прикладные экономико-статистические методы.

Эмпирической базой исследования послужилифедеральные нормативно - правовые акты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность стран – участниц ЕАЭС[7], а также статистические данные о внешнеэкономической деятельности Белгородской области.

Научно – практическая значимость исследования заключается в том, что основные результаты исследования могут быть использованы консультативно-экспертными органами и другими учреждениями при разработке направлений развития ЕАЭС, прогнозировании и изучении дальнейшей тенденции развития интеграционного процесса и развития внешнеэкономической деятельности, а также взаимодействующими организациями России, Белоруссии, Казахстана, Армении, Кыргызстана, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность, для улучшения качества и эффективности их сотрудничества.

Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка источников и литературы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внешнеэкономическая деятельность стала ключевым фактором экономических процессов практически во всех регионах Российской Федерации, независимо от размеров их экспортных ресурсов и общественной и политической обстановки.

Основными направлениями внешнеэкономической деятельности приграничных регионов является: экспорт; импорт; иностранные капиталовложения; собственные капиталовложения за рубежом; обеспечение экономической безопасности

Внешнеэкономические связи приграничных регионов воздействуют как прямо, так и косвенно на отраслевую структуру экономики региона. Прямое влияние проявляется через поступление импортных поставок в регион, новейших технологий, а также продукции производственно-технического назначения.

В свою очередь, косвенное воздействие проявляется через поступление оборудования, высококачественного сырья, технологий на региональные предприятия. Увеличение экспортных поставок позволяет увеличить количество рабочих мест, а также пополнить бюджет.

Приграничный регион – это прилегающий к государственной границе административный район. Если он входит в пограничную зону, то на его территории устанавливаются некоторые режимные ограничения, подразумевает, что входящая в него территория испытывает существенное влияние государственной границы, основными функциями которой являются фильтрующая, барьерная, контактная.

Выделяют три уровня приграничья: макроуровень, мезоуровень, микроуровень.

Макроуровень – это все субъекты страны, которые имеют прямой выход к государственным границам.

Мезоуровень приграничья – это административные районы в составе субъектов страны, часть внешних границ которых совпадает с государственной границей, включая города на территории этих районов.

Микроуровень – это приграничная полоса, включающая населенные пункты, которые выходят на государственную границу.

На сегодняшний день применяется двухуровневый механизм регулирования внешнеэкономических отношений: национальный и наднациональный уровень. Данные уровни регулируются таможенным законодательством Евразийского экономического союза и национальным законодательством о таможенном деле государств-участниц ЕАЭС.

 Все нормативные акты образуют единую систему, выстраиваемою вокруг Таможенного кодекса ЕАЭС, который закрепляет правовые основы таможенного регулирования в границах ЕАЭС.

Белгородская область входит в число успешно развивающихся индустриальных и сельскохозяйственных регионов Российской Федерации. Наличие природных ресурсов, развитая инфраструктура делают область наиболее привлекательной для реализации инвестиционных проектов, продвижения инновационных технологий.

Внешняя торговля регионов способствует усилению специализации, повышению производительности имеющихся ресурсов, создает возможность организации массового производства, вследствие чего повышается степень загрузки оборудования, возрастает эффективность внедрения новой техники и технологий, улучшается качество производимой продукции, и как следствие способствует повышению уровня занятости, экономического роста и благосостояния граждан.

На протяжении анализируемого периода наблюдается увеличение показателей внешней торговли, это говорит о динамичном развитии внешнеэкономической деятельности приграничного региона, активном участии Белгородской области в международном разделении труда и росте конкурентоспособности продукции.

Стоимостные объемы импорта по отношению к 2017 году снизились, это обусловлено, в основном, уменьшением поставок из Украины.

По данным Федеральной таможенной службы за 2018 год предприятия и организации, зарегистрированные в Белгородской области, осуществляли торговлю со 128 странами мира.

Крупнейшими экспортерами Белгородской области являются: Украина, Азербайджан, Молдова, Узбекистан, Киргизия.

География импорта распространяется на Украину, Молдову, Германию, Нидерланды, Китай, Францию, Италию, Сербию.

В страны СНГ экспортируется железная руда, металл, цемент, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, машины, оборудование.

Динамика показателей внешнеторгового оборота Белгородской области в целом положительная. Коэффициент покрытия импорта экспортом, представляющий собой отношение экспорта приграничного региона к импорту на протяжении анализируемого периода, возрастал. Это значение характеризует достаточно высокий уровень внешнеторговой самообеспеченности приграничного региона–экспорт покрывает импорт.

На территории Белгородской области действуют крупнейшие промышленные предприятия, которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность: ОАО «Лебединский ГОК», ОАО «Стойленский ГОК», ОАО «Комбинат КМАруда», ООО «Белгородская горнодобывающая компания».

 К крупнейшим предприятиям-участникам внешнеэкономической деятельности обрабатывающего производства относятся: ОАО «Оскольский электрометаллургический комбинат», ООО «Завод Новатор», ОАО «Ракитянский арматурный завод», АО «Белгородский цемент».

Внешнеэкономическая деятельность является основным регулятором экономического развития России. А таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности, в свою очередь, представляет собой основной рычаг воздействия на внешнеэкономическую деятельность.

Именно поэтому, таможенно–тарифные и нетарифные меры и механизм их применения в отношении внешнеэкономической деятельности должны быть в высшей мере эффективными. И достичь этого показателя возможно только во взаимодействии с исполнителями регулирующих норм – участниками внешнеэкономической деятельности.

Анализ общей динамики показателей развития внешнеэкономической деятельности показывает, что в последние годы территория области последовательно становится одним из центров активизации внешней торговли, обладающим конкурентными преимуществами приграничного расположения. Также, отмечается устойчивая тенденция расширения экспортного потенциала региона, при этом подавляющая часть экспорта приходится на поставки собственной продукции.

Внешнеэкономическая деятельность предприятий и организаций Белгородской области характеризуется активной положительной динамикой и является одним из важных факторов, способствующих экономическому росту и развитию региона.

Практически все средние и крупные предприятия Белгородской области различных форм собственности являются субъектами внешнеэкономической деятельности и ежегодно расширяют свое присутствие на внешних рынках, однако для повышения эффективности и улучшения перспектив развития внешнеэкономической деятельности Белгородской области необходимо решить некоторые проблемы.

Анализируя внешнеэкономическую деятельность Белгородской области наяду с положительными моментами, характеризующими внешнеэкономическую деятельность области, существует ряд проблем, которые ограничивают сотрудничество с зарубежными странами в данной сфере и препятствуют развитию внешнеэкономических связей. К таковым можно отнести: сырьевая направленность экспорта, низкая конкурентоспособность производимых в регионе товаров по сравнению с товарами, изготовляемыми за рубежом, низкий уровень информационно-аналитического обеспечения.

Для совершенствования внешнеэкономической деятельности Белгородской области необходимо: повысить конкурентоспособность экономики за счет диверсификации экспортного потенциала, совершенствовать условия и стимулирование развития малого и среднего бизнеса, в особенности предоставление особых льгот той его части, которая осуществляет внешнеэкономическую деятельность, совершенствование информационно-аналитического обеспечения, направленных на комплексное развитие средств информационного обеспечения и внедрение современных технологий в сфере внешнеторговых связей, создание инфраструктуры, соответствующей мировым стандартам и способствующей интеграции в международное информационное пространство.

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БелГУ»)

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

 

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ ЕАЭС (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Дипломная работа

студента заочной формы обучения, группы 09001365

специальности 38.05.02 Таможенное дело

Лозенко Евгений Юрьевич

 

  Научный руководитель; к.с.н. доцент Реутов Е.В.

 

 

  Рецензент; руководитель проектов АНО «Институт приграничного сотрудничества и интеграции»; к.э.н Бабинцева Е.И.  

БЕЛГОРОД 2019

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………… 3  
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ еаэс………………………………. 8  
  1.1.сущность и содержание внешнеэкономической деятельности приграничных регионов государств-участников ЕАЭС…………………………………….. 8  
  1.2.Нормативно-правовое обеспечение внешнеэкономической деятельности государств-участников ЕАЭС……………………………...…… 23    
     
ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ПРИГРАНИЧНОГО РЕГИОНА ГОСУДАРСТВА-УЧАСТНИКА ЕАЭС………… 36  
  2.1.Анализ внешнеэкономической деятельности Белгородской области……………………………….. 36    
  2.2.Совершенствование внешнеэкономической деятельности Белгородской области как приграничного региона……………………………… 58  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………… 69  

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….…………... 74

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы дипломного исследования. В современных условиях интернационализации экономических процессов, развития мирохозяйственных связей и усиления взаимозависимостей национальных экономик особенное значение для роста всеобщего благосостояния страны приобретает внешнеэкономическая деятельность.

На современном этапе, внешнеэкономическая деятельность является ключевой составляющей, которая способствует формированию структуры, динамики, а также устойчивости национальной экономики в целом. Сегодня на внешнеэкономическую деятельность страны огромное влияние оказывают операции, которые осуществляются в рамках Таможенного союза Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС)[1].

Евразийский экономический союз - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение согласованной скоординированной, единой политики в отраслях экономики[2].

Продвижение евразийского интеграционного проекта характеризуется вовлечением в орбиту ЕАЭС новых участников и расширением спектра международных взаимодействий с другими государствами, а также экономическими союзами. Эта тенденция формирует совершенно новое единое экономическое пространство взаимной торговли членами ЕАЭС и определяет перспективы развития российских предприятий. Отечественные предприятия, которые специализируются на внешнеторговых операциях при импорте, сталкиваются с рядом новых вызовов.

Во-первых, свобода перетекания товарных потоков в границах внутреннего рынка союза, обусловленная открытостью национальных товарных рынков участников ЕАЭС, и единство его внешнеторговой политики, усиливает необходимость взвешенного обоснования внешнеэкономической стратегии предприятия.

Во-вторых, геополитические факторы (экономические санкции и др.), оказывают отрицательное влияние на качество коммерческого взаимодействия с потенциальными зарубежными партерами, а в отдельных случаях делают его невозможным.

В-третьих, длительная экономическая рецессия в Российской Федерации снижает привлекательность евразийского рынка для зарубежных поставщиков. Все это ведет к снижению объемов поставок инвестиционных товаров (оборудования, машин) по импорту, потребность в которых у отечественных предприятий очень велика[3].

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что для сохранения и развития набранных темпов торговли между странами ЕАЭС требуется повышение эффективности и регулирования внешнеэкономической деятельности регионов России, прежде всего в таможенной сфере.

Степень разработанности темы. Изучение внешнеэкономической деятельности государств - участников ЕАЭС стали объектами исследования ряда ученых. Вопросы развития экономической интеграции и внешнеэкономической деятельности рассматривались в работах таких ученых как: А.М. Бобылев, Н.В. Гридчина, Р.А. Коробов, Н.Н. Маличенко,                             И.Л. Тутова[4].

Различные аспекты развития внешнеэкономической деятельности приграничных регионов находят свое отражение в работах:                                     О.Н. Вахрушевой, Р.Н. Могилевского, Г.Р. Рыбина, М.А. Слащева,                              Л.И. Щербининой[5]

Но несмотря на многочисленные исследования теории и практики регулирования внешнеэкономической деятельности, факторы и методы эффективного развития внешнеторговой деятельности стран - участниц ЕАЭС, в экономической литературе еще недостаточно исследованы.

В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью повышения эффективности и регулирования внешнеэкономической деятельности стран - участниц ЕАЭС и недостаточной разработанностью методов решения данной задачи.

Объектом дипломного исследования является внешнеэкономическая деятельность приграничных регионов стран – участниц ЕАЭС.

Предмет исследования – управление развитием внешнеэкономической деятельности Белгородской области.

Цель дипломной работы - определить механизм совершенствования управления внешнеэкономической деятельностью приграничных регионов стран – участниц ЕАЭС.

Задачи дипломного исследования:

- Изучить теоретические основы развития внешнеэкономической деятельности стран – участниц ЕАЭС.

- Рассмотреть нормативно - правовое обеспечение внешнеэкономической деятельности стран – участниц  ЕАЭС.

- Проанализировать внешнеэкономическую деятельность Белгородской области.

- Определить направления совершенствования Белгородской области как приграничного региона.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные развитию внешнеэкономической деятельности стран – участниц Евразийского экономического союза в контексте его создания и функционирования: А.Н. Воловичев, М.В. Городов, С.С. Грачев,                              Г.О. Демиденко, Л.А. Жидких, Э.В. Тукачев, В.В. Ульянова[6].

При проведении исследования были использованы такие научные методы, как анализ, синтез, сравнение, наблюдение, аналогия, а также методы сравнительного анализа.

Исследование опирается на методологический принцип единства теории и практики, а также системный, процессный и другие подходы. В аналитической части работы использованы прикладные экономико-статистические методы.

Эмпирической базой исследования послужилифедеральные нормативно - правовые акты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность стран – участниц ЕАЭС[7], а также статистические данные о внешнеэкономической деятельности Белгородской области.

Научно – практическая значимость исследования заключается в том, что основные результаты исследования могут быть использованы консультативно-экспертными органами и другими учреждениями при разработке направлений развития ЕАЭС, прогнозировании и изучении дальнейшей тенденции развития интеграционного процесса и развития внешнеэкономической деятельности, а также взаимодействующими организациями России, Белоруссии, Казахстана, Армении, Кыргызстана, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность, для улучшения качества и эффективности их сотрудничества.

Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка источников и литературы.

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ приграничных регионов ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ еаэс

1.1. с ущность и содержание внешнеэкономической деятельности приграничных регионов государств - участников ЕАЭС

На современном этапе процессы глобализации играют ведущую роль во внешнеэкономической деятельности. В свою очередь, международная торговля требует высокого уровня конкурентоспособности экономики, которая зависит от внешней и внутренней эффективности развития регионов.

Взаимная торговля стран-участниц союзов и ассоциаций является показателем эффективного и устойчивого функционирования любого интеграционного объединения с точки зрения торговли и плодотворного влияния на экономику стран-участниц.

Становление и развитие крупных интегрированных структур - одна из существенных тенденций преобразования современной экономики. В общем смысле интеграция способствует освоению новых территориальных рынков, созданию совместных предприятий на осваиваемых территориях, повышению устойчивости национальных экономик, объединению поставщиков и потребителей, производства и сбыта продукции. Очень часто крупнейшие интегрированные структуры выступают стратегическими партнерами государства в проведении промышленной политики и государственных преобразований в целом.

Под понятием «приграничные территории», понимают территории государства, прилегающие к государственной границе, выполняющие особые приграничные функции и обладающие в связи с этим специфическими особенностями. Главным фактором, обусловливающим специфику приграничья, является его географическое положение[8].

А.В. Федоров дает следующее определение понятию «приграничный регион»: «Административный район, прилегающий к государственной границе. Если он входит в пограничную зону, то на его территории устанавливаются некоторые режимные ограничения, подразумевает, что входящая в него территория испытывает существенное влияние государственной границы, основными функциями которой являются фильтрующая, барьерная, контактная»[9].

Выделяют следующие уровни приграничья: макроуровень, мезоуровень, микроуровень.

Макроуровень – это все субъекты страны, которые имеют прямой выход к государственным границам.

Мезоуровень приграничья – это административные районы в составе субъектов страны, часть внешних границ которых совпадает с государственной границей, включая города на территории этих районов.

Микроуровень – это приграничная полоса, включающая населенные пункты, которые выходят на государственную границу[10].

Кроме выделенных уровней приграничных территорий, различают уровни морских приграничных пространств, охватывающих территориальные и внутренние воды, конвенционные морские районы, континентальный шельф, исключительную экономическую зону.

Приграничные регионы являются важной составляющей стабильного развития экономики государства и необходимы для обеспечения эффективности его деятельности на мировом рынке. Кроме того, как уже упоминалось ранее, внешнеэкономическая деятельность помогает выстроить правильный баланс и сгладить диспропорции в развитии хозяйствующих субъектов. Так, развитие приграничных регионов значимо улучшает региональные пропорции в рамках национальной экономики.

Кроме того, важно осознавать тот факт, что несмотря на сравнительную территориальную близость к иностранным регионам, приграничные регионы далеко не всегда являются привлекательными для инвесторов. Так, вложение средств в области, богатые природными ископаемыми или в районы с относительно емким внутренним рынком, что не всегда соответствует характеристикам приграничных регионов в Российской Федерации, является более привлекательным направлением для инвесторов.

На сегодняшний день товарооборот приграничных территорий Российской Федерации составляет не более, чем 20 % экспорта и 25 % импорта. Приграничные регионы вносят существенный вклад в экономику ЕАЭС. Валовый региональный продукт приграничных регионов в ВВП государств-членов составляет до 70 %[11].

С 1 января 2010 года начал свою работу Таможенный союз: Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, в рамках которого были установлены единый таможенный тариф, единая номенклатура внешнеэкономической деятельности, принят Таможенный кодекс Таможенного союза и создан наднациональный регулирующий орган - Комиссия Таможенного союза.

Таможенный союз заработал в полноформатном режиме с 1 июля 2011 года, когда был полностью снят таможенный контроль на внутренних границах. Это обеспечило свободу передвижения товаров на всей единой таможенной территории, где действует единый механизм таможенного, тарифного и нетарифного регулирования.

1 января 2012 года начало действовать Единое экономическое пространство, представляющее собой более высокую ступень интеграции, которая предусматривает не только свободное движение товаров и унифицированный торговый режим в отношении третьих стран, но и свободное движение услуг, капитала и рабочей силы, единые правила и принципы конкуренции, регулирования естественных монополий.

С 1 января 2015 года начался следующий этап, т.е. с момента функционирования нового интеграционного объединения – Евразийский экономический союз.

Евразийский экономический союз создается в целях:

- стабильного развития экономик государств-членов в интересах;

- повышения жизненного уровня их населения;

- формирования единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;

- всесторонней модернизации, кооперации и повышение;

- конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики[12].

ЕАЭС осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов:

- уважение общепризнанных принципов международного права, включая принципы суверенного равенства государств – членов и их территориальной целостности;

- уважение особенностей политического устройства государств – членов;

- обеспечение взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов Сторон;

- соблюдение принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции;

- функционирование таможенного союза без изъятий и ограничений после окончания переходных периодов[13].

На сегодняшний момент, Евразийский экономический союз выступает международной организацией региональной экономической интеграции, которая обладает международной правосубъективностью, и основным Центром интеграции стран на постсоветском пространстве. В зоне ЕАЭС обеспечивается свобода движения капитала и рабочей силы, товаров и услуг, а также проведение единой, согласованной и скоординированной политики в отраслях экономики.

ЕАЭС предусматривает снятие внутренних таможенных барьеров между государствами – членами объединения, вынесение таможенного контроля на внешний контур Союза, устранение тарифных и нетарифных барьеров и иных препятствий для движения товаров между странами – участницами, а также единые правила торговли с третьими странами.

В рамках приграничного сотрудничества между странами — участницами ЕАЭС наблюдается процесс сохранения хозяйственных связей, который был сформирован в период Российской империи и СССР. Если СНГ не в полной мере способствует их развитию и укреплению, то Таможенный союз, Единое экономическое пространство и Евразийский экономический союз выступают важными факторами усиления динамики трансграничных отношений.

Экономическое развитие страны, во многом зависит от социально-экономического развития приграничных регионов. Одним из направлений экономического роста региональной экономики является развитие внешнеэкономической деятельности.

Приграничный регион является признанным элементом системы международных экономических и социально-политических отношений, неотъемлемой частью системы межгосударственного сотрудничества. Для приграничных регионов характерно оказываемое влияние границы на территории этих регионов и наличие таможенных пунктов пропуска.

В социально-экономическом смысле отличительным характерным признаком приграничных территорий является более низкий уровень социально-экономического развития относительно других регионов страны. Большинство муниципальных образований, прилегающих к государственной границе, относится к депрессивным или экономически недостаточно освоенным, для них характерны низкие показатели социально-экономического развития, по сравнению с показателями других регионов.

Таким образом, приграничное сотрудничество — это особая разновидность сотрудничества между регионами, непременно обусловленная близостью и соседством взаимодействующих территорий[14].

Развитие приграничного сотрудничества является важной задачей на современном этапе развития международных отношений. Основной целью трансграничного сотрудничества является повышение конкурентоспособности приграничных регионов в мировой экономике, создание устойчивого экономического роста при равных показателях социально-экономического развития сотрудничающих регионов.

Взаимосвязь между приграничными регионами обладает своей спецификой, которая заключается в непосредственной близости регионов и прекрасном знании соседствующих стран, а также в решении идентичных проблем, касающихся интересов людей, которые проживают на обеих территориях.

Внешнеэкономическая деятельность это сфера экономической деятельности государств, регионов, предприятий, которая направлена на осуществление их экономических отношений с иностранными государствами или экономическими субъектами зарубежных стран. Внешнеэкономическая деятельность основывается на участии страны в международном разделении труда, основу которой составляют внешняя торговля товарами и услугами, участие страны в международном движении капитала, международной миграции рабочей силы, туризме, обмене интеллектуальной и промышленной соб


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.