Историческая экстраполяция дела «Патриарха Тихона» на современное российское религиозное законодательство – параллели и особенности. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историческая экстраполяция дела «Патриарха Тихона» на современное российское религиозное законодательство – параллели и особенности.

2019-09-17 143
Историческая экстраполяция дела «Патриарха Тихона» на современное российское религиозное законодательство – параллели и особенности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Как утверждают историки, ничего не проходит бесследно, все народы, которые проживали на той или иной территории оставляют в исторической памяти свой след. Не так давно существовавшее государство не могло не оставить свой след в истории права Российской Федерации. Естественно в современной России не издаются декреты антирелигиозного характера, хотя Конституция Российской Федерации подчеркивает светский характер государства. Однако используя метод исторической экстраполяции можно провести некоторые параллели, между историческими особенностями и законодательным процессом в отношении вероисповедания.

Так, принципы заложенные большевиками по поводу свободы совести и вероисповедания, фактически дублируются в современной Конституции, в то же время, это не может вызывать удивления, так как эти демократические принципы исповедуют фактически все светские государства мира. Однако, при существовании нескольких видов взаимоотношения церкви и государства, которые практикуются в мире, в России присущ определенный. И вообще каждое государство имеет свои особенности взаимодействия с церковью.

В мире существуют всего несколько видов взаимоотношения государства и религии:

1. Цезеропапизм – в этой модели глава государства наряду со светскими функциями, выполняет функции главы церкви;

2. Папоцераризм – получение светской власти в государстве главой церкви;

3. Симфония властей - православный принцип (идеал) взаимоотношений между Церковью и Обществом, заключающийся в том, что церковь и общество и, в частности, светская и церковная власти, находятся в состоянии согласия (гармонии) и сотрудничества (синергии), по аналогии с Божественной и человеческой природой Христа, «нераздельны и неслиянны».

В Российской Федерации государственная политика и религия на протяжении долгой истории всегда были очень тесно взаимосвязаны. В России были два крайних проявления взаимоотношений церкви как социального институт с государством, а именно происходили перемены от подчиненного положения церкви в государстве к прямо диаметральным переменам и наоборот. В современной России, до сих пор не оформилась полноценная модель взаимодействия государства и религии. Современное поликонфессиональное российское общество требует четкое построение всех элементов модели взаимодействия между государством и церковью[39].

В данный момент назревает социальный конфликт, причинами которого становиться государственная политика, направленная на укрепление позиций одной церкви по отношению к другим, росту социальной напряженности способствует лоббирование интересов отдельной, предпочтительной для государства, конфессии. Проводя исторические параллели с большевистской религиозной, можно заметить, что происходит переосмысление влияние церкви на монолитность государства.  На религиозной почве, может возникнуть расхождение интересов государства и общества, поэтому вполне может возникнуть ситуативное толкование Конституции Российской Федерации в пользу «предпочтительной» конфессии в ущерб другим религиозным течениям и организациям. Это может повлечь запрет отдельных конфессий, лишение их деятельности законной правовой основы. В этом случае свобода совести и выполнение демократических основ Конституции будет невозможна.

К сожалению, в странах с неустойчивой демократией моральное и идеологическое влияние религии нередко пытаются использовать политические партии и официальные власти. Россия в этом вопросе не исключение, хотя согласно ст.14 Конституции РФ «Российская Федерация – светское государство» и «религиозные объединения отделены от государства». Если провести сравнение, то именно этот основополагающий принцип был введен Советской властью.

Религиозные объединения в РФ создаются с целью реализации свободы вероисповедания, права каждого объединяться с другими для исповедания определенной религии и возможности совершения в соответствии с избранными убеждениями религиозных обрядов и церемоний, распространения своих религиозных убеждений, религиозное обучение и воспитание, благотворительность, миссионерскую, подвижническую и иную деятельность, определяемую соответствующим вероучением (статьи 28 и 30 Конституции Российской Федерации) [40].

Еще одним спорным моментом являются противоречия между прогрессом и религиозным мировоззрением. Если ранее, в силу безграмотности и других причин, церковь искусственно вводила в заблуждение людей, то сегодня многие такие «фокусы» объясняются законами физики и т.п. Эти противоречия в обществе и в мировоззрение социума ввели именно большевики, в рамках борьбы с религией. Первым, что испытали большевики было разоблачение и материалистическое понимание мира, которое они всеми силами пытались внедрить в массы.

Протоирей Всеволод Чаплин, отстаивает точку зрения, что в современной России происходит противоборство сразу трех моделей взаимодействия церкви и государства, это: традиционно европейская (со значительным влиянием церкви на деятельность государства), американская (автономия и нейтралитет во взаимоотношении религиозных конфессий и государства) и советская (полное отсутствие симбиоза государства и церкви). Сегодня существует тенденция клерикализации отношений не только традиционной для России православной церкви, но и прогрессивно развивающихся неорелигиозных течений и отдельных общин. Ряд специалистов (Васильева О.Ю., Куницын И.А. и др.) отстаивают тезис о том, что в Российской Федерации активно внедряется религиозная политика направленная на выполнение свободы совести и вероисповедания граждан, т.е. выполнение со стороны государства конституционных прав граждан. Также идет формирование и совершенствование федерального законодательства религиозного толка и сопоставление его с современной религиозной ситуацией в стране, а также с динамическими конфессиональными изменениями. Региональное законодательство совершенствуется в рамках местных особенностей и большое внимание уделяется контролю за деятельностью религиозных организаций. В тоже время существует теория, согласно которой, созданное законодательство, в том числе Федеральный закон «о свободе совести и вероисповедания» дает прочную основу для разобщения духовно-культурных ресурсов народа. Например, И.О. Куницын уверен, что существует насущная необходимость приведение законодательства Российской Федерации в русло защиты нации от деструктивных влияний неорелигиозных организаций и течений и полноценной поддержки, укрепления господства традиционной для России конфессии. Это, по его мнению, создаст основу для сохранения и развития духовно-культурных ценностей нации[41].

По мнению авторов Концепции государственной политики в сфере взаимоотношений с религиозными объединениями Российской Федерации, наступил момент, когда необходимо внести основополагающую инновацию, а именно введения понятия традиционной религиозной организации или в традиционной религии в целом, это инновация будет соответствовать западноевропейским традициям взаимоотношений религии и государственного аппарата. Россия и ее федеративное устройство, само по себе порождает ряд проблем во взаимоотношении религии и государства как социальных институтов, а именно, в Россия как государство объединяет много народов, которые имеют разные верования и традиционное вероисповедание. А государство обязано защищать и представлять интересы всех граждан, но различные народы и народности очень сильно разняться по численности, а значит существуют и различия по численности последователей того или иного верования, по праву большинства государству приходиться по разному трактовать схожие ситуации возникающие в плоскости вероисповедания с конфессиями из миллионов последователей и нескольких адептов. Исходя из этого, приближение и сотрудничество традиционной религии вовсе не являются противоречием Конституции Российской Федерации[42].

Принципиальные изменения в общественно-политических взаимоотношениях в Российской Федерации который происходят сейчас, а изменения затрагивают основы этих взаимоотношений, меняется сам характер последних, требует внедрения концептуального подхода. Это позволит упорядочить как понятийный аппарат двух сторон коммуникации (государство и конфессии) так и управленческий аппарат по всей вертикали власти. В конце 80-х годов прошлого века уже начались коренные изменения, они продолжаются до сегодняшнего дня, именно качественный изменения намечают основные тенденции развития процесса взаимоотношения церковно-конфессиональных организаций и государства как социальных институтов. После перехода от государственной доктрины атеизма к доктрине демократических решений по отношению к религии, последняя стала довольно важной составляющей государственной и общественной жизни. Свободное мировоззрение, свобода вероисповедания, распространения и проповеди своих религий, которые открылись россиянам сравнительно недавно стремительно начало развивать не только качественные изменения в традиционных религиозных учениях, но и привело к быстрому количественному скачку числа новых конфессий, деноминаций, и религиозных направлений и как следствие быстрому росту числа последователей этих течений. Отсутствие духовно-культурного и морально-нравственного воспитания раньше, духовный вакуум атеизма, как государственной политики государства привел к тому, что новообращенные адепты религиозных культов и течений, не имеют стойкого представления о канонах не то, что мировых или традиционных религий. Но даже не понимает основ своего религиозного учения. Нормы, которые должны усваиваться на протяжении жизни, которые должны воспитывать в человеке толерантность, объективность, каноны вероучения, таким образом, воспитывая духовно-культурную личность, усваиваются очень быстро и потому поверхностно. Чаще всего человек усваивает только самые яркие и эмоционально привлекательные стороны религии, а потому начинается тотальный максимализм требований к себе и окружающим, нетерпимость к несогласным и инакомыслящим, эти факторы порождают социальную напряженность в обществе, внутренние конфликты, нарушает стабильное и упорядоченное развитие религий и вероучений. Эти явления стали следствием легализации конфессий, которые долгое время находились вне правового поля. Активизация зарубежных миссионеров привела к значительному количеству раскольнических тенденций в традиционных религиозных учениях, появлению новых течений, которые никогда не существовали ранее на территории России, а порой даже чуждые культуре населения, но все равно находящие неофитов в государстве. Некогда немыслимая ситуация которая возникла в Российской Федерации, а именно конкурентная борьба между конфессиями, чаще всего протестантские движения различного толка, находят большое количество последователей, что в свою очередь деструктивно влияет на позиции и авторитет традиционной для России православной церкви, а также подрывает монолитный духовно-культурный пласт нации. Ведь бывали случаи, когда под прикрытием религиозной общины, которая опираясь на Конституцию и Федеральные законы о свободе совести и таким образом получают возможность легально действовать, скрываются совершенно коммерческие предприятия, а порой даже общества которые пропагандируют нарушение общественного порядка, подрыв конституционного строя, посягательства на права и свободы других людей, т.е. происходит активная пропаганда противоправных действий. Позиция государства, которая была им занята, а именно позиция Третейского судьи и статиста, в позиции взаимоотношений с конфессиями в данный момент не устраивает ни государство ни религиозные течения, при чем демократизация этой стороны жизни дала толчок межконфессиональным конфликтам, которые стали регулярными и все более масштабными и открытыми. Сейчас наблюдается тенденция перехода межконфессиональных конфликтов из чисто канонического и общественного русла в политическую сферу. Острая необходимость разработки единой стратегии государства во взаимоотношениях с конфессиями назревает и потому, что постоянно оказывается давление международными организациями на государственную политику в этой сфере, основываясь и опираясь на международные договоры, участником которых является Россия, они декларируют необходимость повсеместного внедрения во взаимоотношения государства и религии полную свободу совести, но на самом деле это приводит к расширению политического и экономического влияния на Российскую Федерацию. Ворвавшиеся на территорию России религиозные культы продолжают свою деструктивную функцию в обществе, а оказывая противодействие, государство нарушает общие основы Декларации прав человека. Если традиционные вероучения создают прочную основу для выполнения своего гражданского долга, формируют гражданскую позицию, то неофиты, всеми силами противодействуют этому процессу, тем самым разрушая фундаментальные принципы общества[43].

В последнее время религиозные организации, в основном нового толка, предпринимают попытки вмешательства в политику государства, их влияние на политическую ситуацию как внутри страны, так и выход на межгосударственную орбиту, закладывает фундамент возникновение опасной клерикальной тенденции. По средствам религиозного экстремизма влиять на стабильность социальной жизни в целом, нарушая и разрушая гражданский мир. Также существует опасность дополнения религиозного сепаратизма – национальным, расовым, языковым, культурным сепаратизмом, включением в орбиту атеистические течения, в государстве появляется пласт общества способный оказывать негативное влияние на все стороны жизни, как государства, так и социума в целом.

Исходя из этого, взаимоотношения с церковью, как социальным институтом, должно основываться не на самоустранении государства от решения возникающих проблем, не в пассивном наблюдении и регистрации количества новых течений и конфликтов в стране возникающих на религиозной почве. Также печальным может оказаться лоббирование интересов одних конфессий для получение выгод государству и светским учреждениям. А наоборот, необходимо скорейшее принятие государственной доктрины по поводу взаимоотношения государства и церкви, которая обязана учитывать Конституцию Российской Федерации, общие тенденции и изменения в Федеральном законодательстве, международные обязательства, которые взяла на себя Россия в плане свободы совести и вероисповедания. разработанная общая концепция и основные приоритеты, позволит скоординировать и унифицировать особенности взаимоотношения религии и государственного аппарата на всех уровнях государственной власти.

Главенствующий принцип конституционного строя Российской Федерации – это построение светского государства, поэтому и взаимоотношение с религиозными организациями строятся исключительно по светскому принципу. Этот принцип является единственным приемлемым и оптимальным для построения в демократическом, поликонфессиональном и полиэтническом государстве. В Российской Федерации взаимоотношение с религиозными организациями базируются как с субъектами, которые обеспечивают конституционное право граждан на собрания, объединения в особой форме.

Особое внимание в построении взаимоотношений церкви и государства необходимо уделить для сферы образования. Так как если как аксиому принять для России понятие «традиционной религии», то в априори она может получить право на воспитание детей в рамках своей религиозной концепции, а этот шаг может существенно затронуть право родителей или заменяющих их лиц на право выбора воспитательной модели, на свое усмотрение, опираясь на собственные мировоззренческие принципы. Учитывая, что эта норма закреплена в международном праве, то могут возникнуть очередные упреки со стороны мировой общественности по поводу ущемления прав и свобод человека в Российской Федерации.

В Российской Федерации не существует правового регулирования возможности заключения договоров между государством и религиозными организациями, т.е. по сути перевести взаимоотношения между государством и религиозной организации в правовое поле невозможно. Однако на практике традиционная для России Русская православная церковь имеет опыт заключение договоров, как на общегосударственном уровне, так и на уровне субъектов федерации. Также следует отметить, что хотя ни конституционального, на законодательного закрепления государственной религии нет, де-факто Русская православная церковь имеет довольно уникальное положение, а именно ни одна другая конфессия не получает от государства денежные средства на строительство и реставрацию храмам, при чем эти суммы исчисляются миллиардами рублей, на практике можно наблюдать совместные проекты органов государственной власти и Русской православной церкви. Полной монополией обладает Русская православная церковь в использовании СМИ.

Естественно формальное и неформальное сотрудничество можно наблюдать и с другими конфессиями, но масштабы этого сотрудничества несоизмеримы по сравнению с Русской православной церкви. Некоторые религиозные организации даже получали разовые субсидии от государства[44].

Следует отметить, что сотрудничество государства и религиозных организаций. Впрочем, как и любое сотрудничество, должно базироваться на взаимовыгодных условиях. Но если религиозные организации постоянно ведут борьбу с оппонентами за влияние в государстве, за лучшие условия для своей конфессии, за увеличение количества приверженцев, да и за денежные субсидии тоже, то государство в свою очередь должен получать воспитание духовно-культурной нации со стойкими морально-нравственными принципами патриота. Именно церковь дает престиж государству, а великолепие храмов украшает любое демократическое государство. Именно через рост престижности религиозных, духовно-культурных мировоззренческих принципов растет созидательный престиж Российской Федерации.

Исходя из анализа современных особенностей религиозной политики в России можно сделать следующие выводы и замечания:

1. В отличие от религиозной политики начала ХХ века, в современной России не только провозглашается. Но и выполняется принцип свободы совести и вероисповедания;

2. Сходными чертами политики большевиков и современности, является реализация принципа светского государства;

3. В отличие от атеистического аспекта построения религиозной политики в современной России наблюдается взаимовыгодное сотрудничество с РПЦ. Именно этот фактор, может вызвать социальные возмущения в скором времени.

4. К счастью, личностные уголовные преследования на религиозной основе (коим безусловно являлось «Дело Патриарха Тихона») в современной практике не наблюдаются.

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.