Церковь в идеологическом контексте коммунизма. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Церковь в идеологическом контексте коммунизма.

2019-09-17 162
Церковь в идеологическом контексте коммунизма. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Еще до прихода к власти лидер и идеолог большевизма В.И. Ленин опубликовал в газете «Новая жизнь» статью, в которой обосновал несостоятельность религии для построения принципиально нового общества. В частности в этой статье раскрывается сущность церкви, как организации порабощения рабочих и крестьянских масс. В этой статье Ленин выражает идеологическое отношение социалистического общества по отношению к религии. Ленин рассматривает религию, как разновидность духовного угнетения человека, так как социализм стоит на доктринах освобождения человека от всех угнетений, то религия оказывается в положении противоборства с социалистическим обществом. Апологет коммунизма в России объясняет привилегированное положение церкви фактом невозможности освобождения и бессилием перед эксплуататорами рабочих и крестьян, поэтому религиозные учения дают надежду человеку на лучшую жизнь, в следующей жизни обрекая на рабское существование в этой. Автор проводит сравнение состоянием человека по сравнению с религией как бесперспективную борьбу первобытного человека с природой. Таким образом, подчеркивая невозможность победить религиозные каноны так как те являются внутренней необходимостью человека, который воспитывался в духе религиозности с рождения. С другой стороны Ленин, осуждает религиозную систему в государстве со стороны тех, на кого работают рабочие и крестьяне, а именно учение религии о благотворительности. В оценке апологета и главного идеолога коммунизма в России «благотворительность» выступает в роли дешевого откупа и оправдания за эксплуатацию [1].

Нельзя не обратить внимание на уже ставшие крылатыми выражения В.И. Ленина относительно религии – «Религия есть опиум народа», «Религия – род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколь-нибудь достойную человека жизнь». Эти изречения, можно считать основой для будущего идеологического противостояния с религиозными догмами [2].

Раскол симбиоза церкви и государства в социалистическом миропонимании был обязательным и беспрекословным, это подтверждают умозаключения В.И. Ленина, о том, что переход пролетариата на сторону социализма неизбежен, так как с привлечением науки в борьбу с религиозными предрассудками освободит рабочих и крестьян от надежд в лучшую загробную жизнь. Что в свою очередь заставит их требовать достойную жизни сейчас. Также, как идеологическая аксиома провозглашается принцип отделения церкви от государства, об этом также существуют прямые упоминания в работах В.И. Ленина, он отстаивал идею объявления религии частным делом по отношению к государству, государство не должно вмешиваться в сферу деятельности церкви, в то время как и церковь должна утратить все рычаги воздействия на государство. В идее коммунизма провозглашались те демократические принципы, которые сейчас проповедуются в обществе. А именно свобода исповедовать любую религию или не исповедовать ни одной. Хотя конфликт, который впоследствии будет иметь место между государством и религией совершенно ничего не имеет общего с ранними идеями Ленина[3].

С приходом к власти большевиков в 1917 году положение Церкви в России резко ухудшилось. Религия была объявлена пережитком царизма. Большевистские руководители считали, что религия быстро «сдаст позиции», так как «существует лишь в головах и не имеет корней в сердцах, чувствах и образе жизни людей».

Лидеры большевиков целенаправленно пошли на конфликт с Русской Православной Церковью. 20 января 1918 года правительством (Советом Народных Комиссаров, или Совнаркомом) был принят «Декрет о свободе совести, церковных и религиозных организациях», позже получивший название «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви». Согласно этому декрету Русская Православная Церковь лишалась всего имущества. Отменялась любая государственная поддержка Церкви. Запрещено было «преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях».

Советская власть с самого начала своего существования поставила задачу полностью уничтожить Православную Церковь. Эта установка особенно ярко выражена в известном письме Ленина от 19 марта 1922 года: «... изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше». На этих примерах очень ярко просматривается идеологическая парадигма коммунизма относительно религии. Разница понимания места религии в жизни общества трансформировалась от демократичного посыла к тотальному уничтожению духовенства как враждебного элемента, который противоречит самой идеи социализма[4].

Для понимания церкви в идеологическом контексте коммунизма, важным остается обращение к идеологам этого общественно-политического государственного устройства, а именно  К. Марксу и Ф. Энгельсу. Философия марксизма опирается на постулаты, которые непосредственно относятся к духовной составляющей жизни общества и личности в частности. Это такие тезисы как: «весь мир (природный, социальный и культурный) в своей основе является материальным и развивается по диалектическому пути», «мир является принципиально познаваемым, а сам процесс познания конкретно-исторический и подчиняется законам диалектики». Эти постулаты находятся в прямом конфликте с религиозно-церковными догматами, поэтому столкновение интересов в системе церковь – государство при господстве коммунистической идеологии оставалось делом времени. Следует отметить, что как у В.И. Ленина происходила трансформация взглядов относительно места церкви в обществе, так и в философии К.Маркса имели место изменения. Сугубо философских трактатов К.Маркс не писал, но при анализе его произведений прослеживается изменения в понимании места церкви в государстве, если в ранних трудах этому взаимоотношению практически не уделялось внимание, то впоследствии наблюдается переход к более индивидуалистическому пониманию человека, становится приверженцем концепций Фейербаха и активно поддерживает его критику религии. Трактовка трудов К.Маркса и Ф.Энгельса Лениным привело к появлению радикального коммунистического учения, которое и нашло свое отражение в ХХ веке в России.

Церковная иерархия всегда состоит в зависимости от власти и богатства, поэтому она находится в конфликте, по мнению идеологов коммунизма, с пролетариатом. Церковь всегда располагает большими ценностями, которыми ее наделяет государство, в то время как источник накопления благ в государстве – это ее народ, пролетариат и крестьяне[5].

Таким образом, в идеологии коммунизма одно из центральных мест занимает непосредственно религия. При учете факта, что народ России всегда был очень набожным, этот фактор имел решающее значение в укреплении своих позиций. Конфликт интересов церкви и идеологии коммунизма с самого начала делал невозможным сосуществование этих систем, поэтому открытое противодействие оказалось неизбежным. В данном случае можно провести аналогии с современным противостоянием левых и правых сил за электорат. Однако, если церковь обладает лишь духовными инструментами для своей борьбы, то государство имеет в распоряжении более действенные механизмы для уничтожения оппонентов и самый главный из них правовое поле.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.