Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2019-09-17 | 188 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
1. Конкуренция: сущность и методы. Рынок совершенной конкуренции. Начиная изучение данной темы, ознакомьтесь с основными типами рыночных моделей: чистой конкуренцией, монополистической конкуренцией, олигополией, чистой монополией Его отличительными чертами являются:
· атомизация спроса и предложения на основе множества продавцов и покупателей;
· однородность, стандартизированность товаров (товары “гомогенны”);
· свобода движения спроса и предложения. Цены свободно колеблются под влиянием спроса и предложения;
· свобода входа и выхода из отрасли.
Любая модель в экономической теории абстрактна, однако данный рынок имеет много общего с рынком сельскохозяйственной продукции, товарной, валютной, фондовой биржами.
Рынок совершенной конкуренции обладает значительно большим числом преимуществ по сравнению с любым другим. Он обеспечивает использование наилучших технологий, создает условия для эффективного распределения ресурсов. Вместе с тем этот рынок имеет и недостатки, самым значительным из которых является то, что относительно небольшие размеры фирм часто не способствуют использованию научно-технического прогресса.
Степень концентрации рынка показывает индекс Герфиндаля-Хиршмана, который вычисляется посредством суммирования квадратов рыночных долей (в процентах) каждой фирмы в отрасли.
К любой структуре рынка применимы два принципиальных правила поведения фирмы на рынке:
Правило 1. Фирма должна выпускать такое количество продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам: MR = MC.
Правило 2. Фирме имеет смысл продолжать функционирование, если при достигнутом уровне производства ее доход превосходит переменные издержки или по крайней мере равен им:
|
TR > AVC.
В условиях свободной конкуренции цену устанавливает рынок путем выравнивания спроса и предложения (рис. 25). Цена не зависит от фирмы. Фирма имеет возможность только варировать объемами своего производства. Поэтому для этой фирмы кривая спроса, кривая среднего дохода и кривая предельного дохода совпадают и равны цене: D = AR = MR = P.
Если MR = P, а по правилу 1 MR = MC, то MC = P.
Рис. 25. Определение цены и объема производства в условиях
совершенной конкуренции
2. Монополия: экономическая природа, возникновение, типы и организационные формы. Монополия — это ситуация на рынке, когда существует единственная фирма, производящая продукт, который не имеет близких заменителей. Монопсония — обратная ситуация, когда имеется единственный покупатель продукции. Характерные признаки монополии:
· на рынке существует только один продавец или один покупатель;
· для проникновения на рынок существуют непреодолимые или крайне труднопреодолимые барьеры;
· товар фирмы уникален, т.е. не существует близких заменителей;
· продавец контролирует цену, диктует ее рынку.
По характеру возникновения и экономическому содержанию можно выделить три разновидности монополии:
· искусственная монополия - возникает и поддерживается с помощью внеэкономических методов. Она может возникнуть на основе государственных привилегий;
· естественная монополия связана: 1) с доступом к уникальным природным ресурсам; 2) естественными монополиями являются государственная и муниципальные службы общественного пользования;
· экономическая монополия возникает в ходе конкуренции между товаропроизводителями.
При наличии массы раздробленных производителей монополизация обычно связана с дифференциацией продукта. Вместе с тем свободная конкуренция порождает концентрацию производства и собственности. Концентрация же, в свою очередь, на определенной ступени приводит к образованию монополии другого типа - монополии крупного производства.
|
Для измерения степени монопольной власти в экономической теории используется индекс Лернера:
L = (P – MC) / P.
Чем больше разрыв между ценой (P) и предельными издержками (MC), тем больше степень монопольной власти.
Можно обратить внимание на такие экономические последствия монополизма, как ограничение предложения товаров, неэффективное использование ресурсов, отсутствие стимулов в использовании достижений НТП и другие.
Монополия – единственный производитель-монополист, способный удовлетворить общий спрос всех потребителей-покупателей данного товара. Однако рынок продолжает оставаться конкурентным, поскольку покупателей много и все реагируют на уровень цен. Кривая их спроса отрицательна и любые изменения объемов выпускаемой продукции будут оказывать влияние на цену товара (рис. 26).
Если фирма сама устанавливает одну цену для всех единиц товара, то величина среднего дохода и будет являться ценой товара. Кривая спроса и среднего дохода совпадут.
Для фирмы-монополиста предельный доход всегда меньше цены товара, а значит, и среднего дохода, поэтому кривая предельной выручки лежит всегда ниже кривой спроса.
Докажем это на примере:
Цена | Выпуск | Общий доход | Предельный доход |
10 | 5 | 50 | - |
9 | 6 | 54 | 4 |
8 | 7 | 56 | 2 |
7 | 8 | 56 | 0 |
6 | 9 | 54 | -2 |
Чтобы продать одну дополнительную единицу товара (например, 6 вместо 5), фирма-монополист должна снизить цену на эту единицу Т (с 10 до 9 ден. ед.) – таков закон рыночного спроса.
Можно подумать, что в этом случае фирма получит суммарный доход в 59 ден. ед. (10*5 + 9*1). Но это не так: снизив цену шестой единицы товара на один рубль, фирма-монополист вынуждена продавать по цене 9 ден. ед. все 6 единиц товара и ее предельный доход оказывается меньше среднего.
Рис. 26. Определение цены и объема производства в условиях
чистой монополии
По правилу 1 необходимо совместить величины MR и MC – в этой точке будет оптимальным режим работы фирмы-монополиста.
Итак, монополист активен, он выбирает не только объем производства равный объему предложения, но и рыночную цену. Имея возможность управлять спросом, монополист так выбирает объем своего производства, чтобы максимизировать прибыль.
3. Особенности олигополистического рынка. К чистой монополии близка олигополия, в ряде случаев последняя может как бы перерастать в нее, если, например, олигополисты договорятся о разделе рынка или о единой цене. В этом случае вырастает своеобразный “коллективный” монополист.
|
Основные черты олигополистического рынка:
· небольшое число фирм в отрасли;
· относительно высокие барьеры для вступления в отрасль;
· производство стандартизированной или однородной продукции;
· возможность влияния на цену.
Выделяют два вида олигополии:
а) несколько фирм, производящих аналогичную (или почти) продукцию.
б) несколько фирм, производящих дифференцированную продукцию, удовлетворяющую аналогичную в принципе потребность.
Рассмотрите примеры олигополистических рынков и причины такого явления, как немногочисленность фирм в отрасли (эффект масштаба, патенты, контроль над сырьем, реклама и др.).
У олигополиста есть два пути максимизации прибыли:
· традиционный для любого типа рынка - снижение издержек;
· специфический - увеличение цены.
Второй путь, в свою очередь, связан с емкостью рынка (рост цены ограничивает спрос). Поэтому фирма может сочетать рост цены со снижением объемов производства, т.о. и олигополист не свободен от рыночных законов, максимизируя прибыль, он оперирует издержками, ценой и объемом.
Олигополистический рынок имеет ряд особенностей в неценовом поведении фирм. В условиях тайного соглашения (образования картеля, участники которого договариваются о ценах, объемах производства и рынках) олигополисты могут координировать свою ценовую политику с помощью лидерства в ценах, поскольку в условиях олигополии цена устанавливается не на рынке под влиянием спроса и предложения, как в случае с чистой конкуренцией, а по принципу “издержки плюс”: к средним издержкам на единицу продукции прибавляется необходимая прибыль с учетом выплаты налогов. Это “базовая” цена, от которой может отклоняться реальная цена в зависимости от ситуации на рынке.
Существуют различные точки зрения относительно оценки экономической эффективности олигополии. Согласно одной из них к достоинствам олигополистического рынка относятся возможности и стимулы к использованию фирмами достижений НТП, возможности снижения издержек и цен, большой ассортимент продукции и высокое качество товаров. В заключении данного раздела рассмотрите особенности основных форм корпораций и соглашений монополистического типа в промышленности.
|
4. Характеристика рынка монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция характеризуется следующими чертами:
· большим числом небольших производителей;
· значительной дифференциацией продукта, особенно разновидностей данного продукта;
· каждая фирма обладает относительно небольшой долей рынка и имеет очень ограниченный контроль над ценой;
· вступить в отрасль относительно легко, но все же сложнее, чем при чистой конкуренции;
· сговор, направленный на ограничение объема производства и искусственное повышение цен, почти невозможен.
В краткосрочном периоде на рынке сбыта монополистической конкуренции фирма сталкивается с ситуацией, характерной для чистой конкуренции. Она может получать прибыли (максимизировать их при равенстве предельных издержек и предельного дохода) или нести убытки. При этом возможности контролировать цену в монополистической конкуренции ограничены. В долгосрочном периоде экономические прибыли привлекут в отрасль новые фирмы, что вызовет уменьшение (или ликвидацию) прибылей. Убытки вызовут отток фирм из отрасли, и оставшиеся фирмы начнут получать прибыли.
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!