Ос новные принципы организации жизни детей в группах раннего возраста — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Ос новные принципы организации жизни детей в группах раннего возраста

2019-09-17 569
Ос новные принципы организации жизни детей в группах раннего возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Организация жизни – целенаправленное введение, сочетание и чередование основных процессов жизнедеятельности, деятельности и обучения детей в группах ДОУ, а так же создание необходимых условий для реализации задач воспитания, обучения и развития детей.

Принципы организации жизни детей в группах ДОУ были выделены А.П. Усовой, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной. Н.М. Щеловановой, Н.М. Аксариной.

1. Совместный образ жизни детей в каждой возрастной группе – обеспечение одинаковых условий для развития детей группы.

2. Возрастной принцип комплектации группы – каждая группа определяет пребывание в ней детей одного или двух возрастов.

Для групп раннего возраста:

 

- 1-ая группа раннего возраста (дети первого года жизни);

 

- 2-ая группа раннего возраста (от 1 до 2 лет);

 

- 1-ая младшая группа (дети от 2 до 3 лет).

 

3.  Создание  материальной  среды  группы.  Необходимой  для разносторонней деятельности и общения детей (наличие игр, игрушек,

 

125


 

уголков, зон для развития, специальных помещений – залов, кабинетов, мест уединения, обстановки).

 

4. Постоянство и возрастная обусловленность распорядка дня – особенностям возраста определяют различия в режиме дня, смены сна, бодрствования, занятий, игр.

 

5. Введение разных видов деятельности, их сочетание, чередование, в соответствии с возрастом, ролью в развитии.

 

6. Организация жизни детей, направленной на охрану здоровья и жизни.

 

7. Соблюдение эстетических требований к организации жизни и педагогического процесса.

 

Тема 9. В оспитание в целостном педагогическом процессе ДОУ

 

 

План

1. Содержание   понятий    «воспитание»,    «самовоспитание», «взаимовоспитание», «перевоспитание». Структура и функции воспитания дошкольников.

2. Цели и задачи воспитания детей в дошкольный период.

3. Содержание  воспитательного  процесса  в   дошкольном образовательном учреждении.

4. Основные формы, методы и средства, результаты воспитания дошкольников.

5. Особенности воспитания дошкольников.

6. Роль семьи, ДОУ и других факторов в воспитании ребенка-дошкольника.

 

 

З а д аниядляс а м о с т оятельнойработы

1. Актуализировать с помощью индивидуального словаря содержание ведущих понятий темы. Пополнить словарик новыми определениями, отметить их авторство, выбрать и обосновать для себя рабочее понятие «воспитание» (в узком смысле).

2. Из курса педагогики повторить закономерности и принципы воспитания, движущие силы воспитательного процесса. Проследить, какие из положений правомерны по отношению к воспитанию дошкольников. Составить таблицу «Закономерности и принципы воспитания дошкольников».

3. Выстроить схему «Факторы, влияющие на воспитание дошкольников», графически покажите значимость этих факторов на Ваш взгляд.

4. Составить таблицу «Методы воспитания дошкольников», используя учебники «Педагогика», «Дошкольная педагогика».

5. Составьте конспект документа «Концепция дошкольного воспитания». Используйте источник 8 по теме.

 

126


 

6. Подготовьте письменное сообщение по одной из теорий воспитания дошкольников. Для выполнения задания используйте рекомендованную к занятию литературу, подберите самостоятельно.

 

 

Рекомендуемаял и т ер а т ура

1. Буре Р. С. Когда обучение воспитывает. - СПб., 2002.

2. Вацлавик П. Как стать несчастным без посторонней помощи. - М., 1990.

3. Венгер Л. А; Венгер А. Л. Домашняя школа. - М., 1994.

4. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. - М.. 1993.

5. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка: Пер. с англ. - М., 1995. 6. Зеньковский В. В. Психология детства. — Екатеринбург, 1995.

7. Ильчиков М. З., Смирнов Б. А. Социология воспитания. - М., 1996.

8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М., 2005.

9. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание № 5, 9 1989.

10. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей: Пер. с англ. - М., 1992. 11. Леви В. Нестандартный ребенок. - СПб, 1993.

12. Лэшли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Пер. с англ.. – М., 1991.

13. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. - М., 1995.

14. Магомедов Н. М. Методология и методика свободного воспитания. -Самара, 1995.

15. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей // Избр. пед. соч. - М., 1977.-Т. 2.

16. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой. -М., 1997.

17. Поддьяков Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. - М., 1996.

18. Психология воспитания / Под ред. В.А. Петровского. - М., 1995.

19. Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. - М., 1988.

20.Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. – М., 1999.

21.Стеркина Р.Б. Аттестация и государственная аккредитация ДОУ. – М.. 1997.

22. Учимся общаться с ребенком / Сост. В. А. Петровский и др. - М., 1993. 23. Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей.

- М., 1984.

 

 

1.Содержаниепонятий«воспитание»,«самовоспитание»,«взаимовоспитание»,«перевоспитание».Структура,функции,движущие

силывоспитательногопроцесса

 

127


 

Для получения системного и целостного представления о воспитании дошкольников раскроем ряд основных аспектов: содержание понятия, его связь с близкими понятиями, покажем структуру (цели, задачи, содержание, формы, методы, средства, результаты), функции воспитания, особенности его осуществления в дошкольный период.

Воспитание – компонент целостного педагогического процесса в ДОУ, основы организации которого мы рассмотрели выше.

Категория «воспитание» рассматривается в науке в широком, узком и локальном смысле.

Воспитание (в широком смысле) - это процесс передачи от старшего поколения младшему социального опыта, обеспечивающего готовность их к жизни и труду.

Воспитание (в узком смысле) – это целенаправленный процесс формирования у воспитанников качеств личности, системы отношений к себе и окружающему миру.

В локальном смысле воспитание – формирование у ребенка какого-либо качества, привычки поведения.

При рассмотрении теории и методики образовательного процесса в ДОУ мы будем опираться на определение воспитания в узком смысле. В этом определении заложена основная суть и функция воспитания – формирование системы отношений ребенка к миру, себе, другим людям, воспитание качеств его личности, основ нравственной культуры.

Понятие воспитание тесно связано с рядом близких ей понятий: самовоспитание, взаимовоспитание, перевоспитание. Процессы само и взаимо воспитания «работают» на развитие личности. Их отличает источник воспитательного воздействия. В первом случае этим источником является сам ребенок, во втором – в качестве действующей стороны выступают другие люди (дети, взрослые).

Взаимовоспитание – разновидность отношений между людьми, возникающая в процессе взаимодействия, направленного на нравственное, социальное, эмоциональное  развитие участников взаимодействия, их взаимообогащение, взаимообмен личностным опытом.

Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на более полную реализацию человеком себя как личности, основываясь на активизации механизмов саморегуляции. Побудительной силой самовоспитания дошкольников является потребность в одобрении, положительной оценке деятельности и поведения взрослыми. Процесс носит ситуативный характер, требует подкрепления со стороны взрослого.

В отличии от само и взаимовоспитания, процесс перевоспитания направлен на изменение возникших у ребенка нежелательных черт, качеств личности. Источником перевоспитания, как правило, является взрослый, который целенаправленно воздействует на нежелательные черты, преобразуя их. Перевоспитание значительно более сложный процесс, так как в основе сформированных черт и отношений личности лежат закрепленные условные

 

128


 

рефлексы, которые трудно разрушить. Как следствие, процесс не всегда результативен.

Перевоспитание, отмечает Г.М. Коджаспирова, – целенаправленная воспитательная деятельность, направленная на исправление предшествующего результата воспитания человека, корректировку поведения, устранение ошибочных суждений и оценок, преодоление девиантного поведения.

Процесс воспитания в целостном педагогическом процессе имеет свою структуру. Вспомним, что структура – совокупность устойчивых связей между частями (компонентами) объекта, обеспечивающих их целостность.

Ю.К. Бабанский в структуре процесса воспитания выделяет шесть взаимосвязанных компонентов:

1. Стимулирующе-мотивационный – предполагает формирование мотивации развития и самосовершенствования у детей дошкольного возраста, формирование основ мировоззрения, ценностного отношения к окружающему, себе, другим людям.

2. Целевой – отражает цели воспитания детей на разных этапах дошкольного детства.

3. Содержательный – определяет содержание воспитания дошкольников – тот объем социального опыта – опыта общения, взаимодействия, личностной самопрезентации, необходимый для гармоничного развития детей дошкольного возраста.

4. Операционально-деятельностный – характеризует процессуальную сторону процесса воспитания в ДОУ, реализующуюся посредством комплекса форм, методов, организационно-педагогических условий и средств.

5. Контрольно-регулировочный – включает контроль и регулирование воспитательного процесса, коррекцию его хода и результатов, обеспечивает обратную связь в воспитании.

6. Оценочно-результативный - обеспечивает диагностику уровня воспитанности детей, установление  соответствия  цели и результатов, выявление причин их несоответствия, постановку новых целей и задач воспитания дошкольников в ДОУ.

Что является движущейсилой в процессе воспитания? Противоречия, возникающие вне и внутри этого процесса. Это противоречия:

- между требованиями общества к уровню воспитанности детей и фактическим ее уровнем у дошкольников;

- между потребностями ребенка быть хорошим, действовать в соответствии с нормами морали, требованиями взрослых и реальными возможностями их удовлетворения;

- между знаниями и умениями ребенка и целью поставленной им извне;

- между старыми и вновь приобретаемыми знаниями ребенка об окружающем, о нормах и правилах поведения, общения.

Наличие этих противоречий движет процесс воспитания, придает ему динамичность, дает толчок к его совершенствованию.

 

 

129


 

Воспитание комплексно влияет на личность, ее развитие, образование. Процессы воспитания, обучения и развития тесно взаимосвязаны. Воспитание выполняет в образовательном процессе ДОУ три основные функции:

1) Дидактическая (доминирующая функция в обучении) – предполагает усвоение детьми системы знаний, формирование способов деятельности;

2) Воспитательная (доминирующая функция в процессе воспитания) – заключается в формировании у детей системы отношений к окружающему, себе, основ мировоззрения, ценностей, а так же в воспитании качеств личности дошкольников. Эта функция осуществляется в процессе общения взрослых и детей в разной деятельности, в процессе освоения нравственных норм и правил поведения;

3) Развивающая функция – состоит в развитии в процессе обучения и воспитания психических процессов ребенка, его задатков и способностей, творчества как характеристики субъекта педагогического процесса.

Эти функции воспитания педагог реализует в комплексе, так как они диалектически связаны между собой и результаты реализации одной являются условием и основанием для реализации другой.

 

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.