Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2019-09-17 | 580 |
5.00
из
|
Заказать работу |
План
1. Содержание понятий: "субъект", "объект"
2. Общая характеристика признаков человека как субъекта деятельности, познания и общения
3. Основные направления исследований проблемы субъекта в педагогике 4. Дошкольник как субъект педагогического процесса в дошкольном
образовательном учреждении (ДОУ)
5. Развитие субъектных качеств ребенка дошкольного возраста
45
6. Дошкольник как объект педагогических исследований
Рекомендуемаял и т ер а т ура
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
2. Горшкова В.В. Проблема субъекта в педагогике. – Л., 1991.
3. Гуськова Т. Можно ли воспитать ребенка самостоятельным? // Дошкольное воспитание. – 1988. - № 8. – С.65-69.
4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2001.
5. Лекторский В.А. Проблема субъекта и объекта в классической и современной буржуазной философии. – М., 1965.
6. Лисина М.И. Психология самопознания у дошкольников. – Кишинев, 1983.
7. Объект // БСЭ, - М. – 1974. – Т. 18. – С. 765.
8. Панько Е. Воспитатель и его влияние на формирование самостоятельности дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1986. - № 2. – С. 39-41.
9. Психолого-педагогический словарь. /Под ред. П.И. Пидкасистого. – Ростов н /Д., 1998.
10. Репина Т., Башлакова Л. Воспитатели и дети, их общение // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 10. – С.63-65.
11. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т./ Гл. ред. Давыдов В.В. – М., - 1993, 1999.
12. Субъект // БСЭ, - М. – 1976. – Т. 25. – С. 24.
13. Шибутани Т. Социальная психология. – М., 1969.
1. Содержание понятий: "субъект", "объект"
В рамках курсов общей и дошкольной педагогики понятия субъект и объект, встречаются достаточно часто. Они являются ключевыми при раскрытии вопросов организации взаимодействия педагога и дошкольников в образовательном процессе дошкольного учреждения, при обосновании принципов обучения и воспитания (диалогичности, приоритета человеческих ценностей и др.). Как и в отношении многих других педагогических понятий, они не имеют однозначной трактовки. Авторами учебников и пособий даются разные формулировки, вместе с тем, обладающие сходными признаками. Рассмотрение содержания данных понятий, выяснение соотношений между ними и выработка собственной позиции в их определении выступят первыми задачами работы над темой.
Остановимся на нескольких определениях.
Объект, по определению, данному в Большой советской энциклопедии, -совокупность предметов, явлений, на которые направлено действие субъекта. Действия, как правило, носят преобразующий или регламентирующий характер. В качестве объектов могут выступать животные, а так же люди, характеризующиеся определенными признаками. К ним относятся: потребность во внешней регламентации поведения и деятельности, безынициативность,
46
отсутствие самоуправляемой, целенаправленной активности, творчества, четкого осознания своего "Я" и его места в обществе. Таким образом, наличие названных признаков позволяет отнести человека, в т.ч. и ребенка к категории объекта.
Понятие субъект является прямо противоположным объекту по своим основным характеристикам. В Большой советской энциклопедии субъект определяется как носитель практической деятельности и познания, источник активности, направленный на объект или систему объектов.
С точки зрения Л.И. Божович, субъект – человек, который делает себя сам.
М.М.Бахтин отмечает, что субъект – личность, характеризующаяся осознанной активностью, целенаправленностью и творчеством.
Сравнивая содержание понятий субъект и объект, В.А.Лекторский констатирует: "Объект означает все то, что не есть субъект.
Субъект и объект – категории философские, их возникновение связано с теориями, раскрывающими вопросы человекознания и человековедения. Что же есть человек? Человек – сложнейшая система, которая заключает в себе биологические, интеллектуальные и духовные начала. Человек – это сложная конструкция, обладающая несколькими ступенями сложности. Это биосоциокультурное существо, которое живет в обществе, по законам общества, но которое создается культурой, творит культуру и зависит от культуры.
В связи с тем, как меняется роль и место человека в обществе (от беспрекословного раба божьего, средства труда, "винтика" в общественной системе до разумной части природы, личности, обладающей инициативой, активностью и самостоятельностью), меняется система отношений к нему как феномену.
Сегодня мы рассматриваем человека с точки зрения гуманистической концепции, как личность, индивидуальность, обладающую свободой, ответственностью, потребностью к творческому преобразованию себя и окружающего. Эти идеи находят непосредственное отражение в сфере образования в целом, и дошкольного – в частности, накладывают иной смысл на цели обучения и воспитания подрастающего поколения.
Цель–идеал образования можно сформулировать как развитие активной, самостоятельной, высоконравственной, интеллектуальной личности, являющейся носителем и представителем национальной и мировой культуры, способной к дальнейшему осознанному и творческому преобразованию окружающего. Ставя перед системой образования цель формирования всесторонней, гармонически развитой личности, мы строим свое взаимодействие с ребенком, оцениваем его как субъекта деятельности, познания и общения. Невозможно воспитать субъекта жизнедеятельности, рассматривая его на всех возрастных этапах с позиции пассивного объекта, нуждающегося в постоянной опеке и регламентации.
47
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!