Обследование мелкой моторики — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Обследование мелкой моторики

2019-09-17 218
Обследование мелкой моторики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1.Кинестический праксис

Задание. Покажи пальцами «козу» и «зайца»:коснуться каждым пальцем, начиная с мизинца, большого пальца по два раза («липкие пальчики»). Упражнения выполняются правой и левой рукой.

2.Задание. Нарисуй прямую линию, круг, овал, ломаную линию, прямоугольник (обратить внимание на то, как ребёнок держит карандаш: какая получается линия – тонкая или с нажимом, прерывистая или сплошная: соединяет ли он линии при изображении геометрических фигур).

3.Работа с бумагой.

Задание. Разрежь ножницами лист бумаги, вырежи круг (наблюдать за тем, может ли ребёнок держать ножницы, менять напряжение мышц на расслабление). Оборвать лист бумаги (смотреть скоординированы ли движения обеих рук).

4.Тактильные ощущения.

Задание. На ощупь определи форму этих предметов (предлагать детям только известные предметы), угадай и назови предмет: скажи, из чего он сделан) это позволяет определить, насколько у ребёнка развит гнозис, т.е. умение планомерно исследовать предмет, анализировать ощущения.

5.Проверка силы тонуса.

Задание. Сожми мою руку одной рукой, двумя руками. Одним движением разорви натянутый лист бумаги (это позволяет определить силу и длительность напряжения кистей рук).

6.Проверка координации движений

   Задание. Выполни упражнения   «Ладонь, ребро, кулак», «Коза, заяц».

7.Обследование щепоти руки.

Задание. Возьми карандаш. «Посоли капусту».Покатай шарик, горошины тремя пальчиками по часовой стрелке (так можно определить согласованность действий пальцев, щепоти, ловкость и переключаемость движений).       

 

Для совершенствования двигательных изобразительных приемов и навыков развития тонких движений пальцев рук мы использовали следующие тренировочные упражнения:

– ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу, вытянуты:

1) развести пальцы рук, поочерёдно на каждую пару, оставляя их в разведённом состоянии, затем все пальцы сразу соединить;

2) пальцы каждой пары развести и свести, поочередно;

3) все пальцы одновременно развести и свести «похлопать» только одними пальцами:

– рука лежит на столе, кисть приподнята в вертикальном положении. Каждый палец поочерёдно касается стола;

– ладонь лежит на столе. Пальцы прижаты друг к другу, затем пальцы собираются в кулак, затем выпрямляются, ладонь ставится на ребро;

– упражнение «ладонь-кулак-ребро» повторяется несколько раз с указанной последовательностью.

Перед началом работы мы в обязательном порядке проводила серию упражнений, способствующих развитию координации и дифференциации движений, укреплению мышц руки и рекомендовали данные упражнения родителям: вращение кистями рук, сжимание кистей в кулак, последовательное нажимание кончиком большого пальца на кончики остальных пальцев той же кисти и ряд других несложных упражнений.

У леворуких детей для развития право-левосторонней ориентации и мелкой моторики использовали специальные упражнения. Эти упражнения проводили с детьми выборочно, в зависимости от цели занятия и отрабатываемого на нём двигательного приема, во время физкультурной паузы или непосредственно перед использованием приема работы.

Основная задача тренировочных упражнений состоит в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук на занятиях по изобразительной деятельности.

Достигнуть этого можно лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простых к более сложным для ребенка заданиям по мере овладения ими. Благодаря всем этим систематическим и разнообразным упражнениям руки ребенка постепенно приобретают точность, силу и дифференцированность движений.

Разработаны рекомендации для педагогов по развитию мелкой моторики у дошкольников

– Определять заранее, на какие процессы в развитии мелкой моторики будет направлено наибольшее воздействие в ходе занятия, и как лучше осуществлять регуляцию этого психического процесса в целях его совершенствования.

– Уделять особое внимание наглядно-дидактическому обеспечению (оснащение материалами и инструментами высоко качества).

– Обеспечить эстетические условия.

– Соблюдать охранительный режим, что оказывает положительное воздействие на дошкольников

– Разговаривать ровным, спокойным, доброжелательным тоном, а педагогическим тактом, создавать атмосферу творчества и взаимного понимания.

– Использовать игры и упражнения, формирующие умения воспринимать и различать величину, форму, цвет, положение предметов в пространстве, а так же умение владеть техникой рисования.

– Уделять большое внимание изобразительной деятельности вне занятий.

 

Заключение

 

Анализ теоретических источников и результаты экспериментального исследования развития мелкой моторики дошкольников, что проблема является актуальной.

Мелкая моторика в жизни и деятельности, детей выполняет много разных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности.

Присущие дошкольникам  нарушения мелкой моторики препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, развитие речи, мышления. В связи с этим актуальны поиски путей и методов, способствующих развития мелкой моторики у детей.

Проведенная нами исследовательская работа на констатирующем этапе эксперимента показала, что у дошкольников страдает развитие мелкой моторики.

Достигнуть высокого уровня можно лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простых к более сложным для ребенка заданиям по мере овладения ими.

На контрольном этапе нашего экспериментального исследования нами были сделаны контрольные срезы знаний по методикам констатирующего эксперимента.

Таким образом, в ходе нашего экспериментального исследования рабочая гипотеза нашла свое частичное подтверждение. Цели и задачи курсовой работы выполнены.

Тем не менее, проблема развития мелкой моторики у дошкольников остается актуальной на сегодняшний день. Поэтому мы считаем, что разработанные нами рекомендации, а так же подобранные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, окажут помощь педагогам, родителям, воспитателям в устранении данных нарушений у дошкольников.

Список литературы

1. Беззубцева В.Г. Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму. М., Изд. «ГНОМ и Д» 2003. 120 с.

2. Богатырева З.Н. Чудесные поделки из бумаги. – М.: Педагогика, 1987, –184 с.

3. Вайнерман С.М., Большов А.С., Силкин Ю.Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. – М.: Владос, 2001

4. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М., 1988

5. Вопросы психологии внимания. – Саратов: СГПИ, 1979, –96 с.

6. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: Просвещение, 1988, – 500 с.

7. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. – М., – Т. 5, 1983

8. Выготский Л.С. Психология искусства. – Минск, 1998

9. Гальперин П.Я. Введение в психологию. –.: «АСТ-ПРЕСС», 1995, – 150 с.

10. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: Юрайт, 2002, –3326

11. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973, –193 с.

12. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М.: Просвещение, 1980, –152 с.

13. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – М., 1994

14. Коррекционно-развивающее обучение. /Под ред. Шевченко С.Г. – М.: Владос, 1999, – 140 с.

15. Краткий психологический словарь. /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1985

16. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М.: Просвещение, 1970, –152 с.

17. Ломов Б.Ф. О системной детерминации психических явлений и поведения. // Принцип системности в психологических исследованиях. – М.: Наука, 1990, – С. 10–18.

18. Матюгин И.Ю., Аскоченко Т.Ю., Бонк И.А. Как развивать внимание и память вашего ребенка. – М.: Эйдос, 1996, – 114 с.

19. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высших пед. учеб. заведений: В 3 кн.: кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995, – 512 с.

20. Психологический словарь. /Под ред. Н.Н. Авдеева и др. – Ростов на Дону 1992,

21. Психологический словарь. /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: АСТ, 2006, – 479 с.

22. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – М.: ЭКСМО – ПРЕСС, 1999, – 414 с.

23. Сенсорное воспитание. /Под ред. Н.Н. Подъякова, В.Н. Аванесовой. – М.: Просвещение, 1981, – 192 с.

24. Специальная педагогика. /Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Изд. центр «Академия», 2002, – 400 с.

25.Смирнова Е. О. Психология ребёнка: Учебник для педагогических училищ и вузов.- М.: Школа – Пресс, 1997. – 384с.: ил.

26.Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду.под ред. А.П. Усовой и Н.П.Сакулиной с.-

27.Мухина В.С. Психология дошкольника. Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов и учащихся пед. Училищ. Под ред. Л.А. Венгера. М., «Просвещение», 1975.-239с.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.