Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2019-09-09 | 282 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Прежде всего необходимо научить школьников выделять в предметах свойства.
Учащиеся первого класса обычно выделяют в предмете всего два-три свойства, в то время как их бесконечное множество. Если показать детям карандаш и спросить, какой он, ученики ответят, что он красный (или какого-то другого цвета), круглый, — и все. Необходимо специально обучать детей умению видеть в предмете множество свойств. Для этого полезно показать им прием сопоставления данного предмета с другими, обладающими иными свойствами. Заранее подбирая для сравнения различные предметы и последовательно сопоставляя с ними исходный, можно постепенно научить детей видеть в предметах такие свойства, которые ранее были от них скрыты.
Можно использовать, например, такой набор предметов: несколько кубиков разного цвета и размера, сделанных из различного материала, кусок поролона, блестящий шарик (елочное украшение), яблоко, тяжелую гирьку, прозрачное стекло. ^
Вначале ученикам показывают маленький пластмассовый кубик синего цвета. На доске и в тетрадях записывается слово «кубик». Учитель спрашивает, что можно сказать про этот кубик, какой он. Под словом «кубик» вначале записывают свойства, которые называют ученики: синий, пластмассовый. Если учащиеся больше не видят свойств кубика, его последовательно сравнивают с яблоком, стеклом, поролоном и другими предметами. Это позволяет ученикам выделить форму кубика, его размер, одноцветность, несъедобность, твердость, непрозрачность и ряд других свойств, которые также записываются под словом «кубик». В конце беседы учитель говорит, что все выписанное о кубике называется его свойствами. Свойства зачитываются. Учитель отмечает, что это только часть всех свойств кубика. Если сравнивать кубик с другими предметами, то легко открыть в нем множество других свойств. При этом учитель подчеркивает, что свойства предмета легче выделять при сравнении его с другими.
|
Выделить свойства у одного предмета недостаточно. Надо поработать с несколькими предметами, причем мало похожими. Делать это лучше не сразу, не на одном уроке, а постепенно. Надо не просто пользоваться этим приемом, но и довести его до сознания детей: они должны отдавать себе отчет в том, что делают. Без этого прием может быть плохо усвоен, легко забыться. Для осознания приема и прочного его усвоения ученики должны не только выделять свойства, сравнивая предметы друг с другом, но и называть их, записывать.
Как только ученики научатся легко и быстро выделять свойства в предметах путем сравнения их с другими предметами, надо предметы постепенно убирать и заставлять детей выделять свойства уже без сравнения с наблюдаемыми предметами. Вначале дети все равно прибегают к сравнению, но теперь уже с представляемыми, а не видимыми предметами. В дальнейшем они будут как бы непосредственно, без всякого сравнения, видеть в предмете множество свойств. Это говорит о том, что прием усвоен.
Не дожидаясь этого этапа, а сразу, когда дети научились выделять свойства, сравнивая один предмет с другими, следует начать формировать новое логическое знание — понятие об общих и отличительных признаках предметов. Для работы можно использовать следующие предметы: несколько кубиков (маленький синий пластмассовый; большой деревянный красный; разноцветный стеклянный; кубик с блестящей поверхностью; кубик из железа; кубик из поролона; концентрат какао в виде кубика), а также цилиндр, блестящий елочный шар и стекло в виде прямоугольника. Сравнивая различные кубики, дети сначала выделяют свойства, которыми те отличаются друг от друга, — отличительные свойства, а после этого — свойства, которые одинаковы у всех кубиков, — общие свойства.
|
Ученики указывают, что один кубик тяжелый, а другой легкий, один сделан из твердого материала, а другой из мягкого. Сравнивая железный кубик с концентратом какао, они выясняют, что некоторые кубики могут быть съедобными. И т. д. Таким образом, ученики не просто выделяют свойства предметов, но и дают их сравнительный анализ, учатся видеть у них отличия.
После этого следует перейти к общим свойствам. Вначале надо научить детей видеть общее у двух предметов, потом у нескольких, а затем — у всех предъявленных предметов.
Учитель обращает внимание детей на то, что при сравнении кубиков они видели: некоторые свойства у кубиков разные, а некоторые одинаковые. Ученикам предлагается сказать, какими свойствами отличаются кубики друг от друга. Дети перечисляют эти свойства. После этого их просят сказать, какими свойствами все кубики похожи друг на друга, что есть у них общего.
Учитель помогает детям выделить общность формы. Один и тот же кубик поворачивается перед детьми разными гранями, их спрашивают, что они видят. Дети отвечают, что видят квадрат. Затем учитель берет еще несколько кубиков и повторяет процедуру. После этого он спрашивает, что же у всех кубиков общего. Дети отвечают, что у всех кубиков со всех сторон квадраты. Значит, говорит учитель, у всех этих кубиков одинаковая форма, за это их и называют «кубиками». Таким образом, ученики выделили общее для всех данных предметов свойство — кубическую форму. Если ученики не смогут сразу назвать свойство формы, их можно попросить сравнить кубик с цилиндром, елочным шаром, прямоугольным стеклом. Сравнивая кубик с этими предметами, дети найдут общее свойство кубиков (кубическую форму) — свойство, которого нет у других предъявленных предметов.
После того как учащиеся научатся выделять в предметах общие и отличительные свойства, можно сделать следующий шаг: научить их отличать существенные, важные свойства от несущественных, второстепенных. Если учитель знакомит детей с понятием «цветок», он должен показать им, что цветы могут отличаться друг от друга очень многими свойствами: цветом, формой, величиной, количеством лепестков. Но у всех цветов остается неизменным одно свойство: давать плод, что и позволяет называть их цветами. Если мы возьмем другую часть растения, не имеющую этого свойства (листья, веточки), то ее мы уже не сможем назвать цветком.
|
Таким образом, если менять несущественные свойства, предмет будет относиться по-прежнему к тому же понятию, а если изменить существенное свойство, предмет становится другим.
После того как продемонстрировано несколько примеров, важно указать, что таким путем можно отличить в предметах данного класса свойства существенные от несущественных. Затем учащимся надо дать упражнения на практическое использование изученного приема. Разумеется, при этом надо выбирать такие понятия, которые доступны пониманию детей.
Особенно важно показать, что не все общие свойства в предметах являются свойствами существенными. Так, рассматривая цветы, легко увидеть, что их цвет обычно резко отличается от цвета других частей растения. Вместе с тем это общее для большинства цветов свойство не является существенным. Дети легко принимают любое общее свойство предметов за существенное, причем эта ошибка сохраняется вплоть до старших классов. Следовательно, надо показать, что любое существенное свойство является общим для данного класса предметов, но далеко не всякое общее их свойство является существенным.
Итак, мы рассмотрели два логических приема: прием сравнения, который дает возможность выделять в предметах множество свойств, и прием изменения свойств, который позволяет дифференцировать существенные свойства от несущественных. Кроме того, мы одновременно познакомились с рядом логических понятий: свойства, свойства отличительные и общие, свойства существенные и несущественные.
В дальнейшем на этой основе можно формировать уже более сложные приемы логического мышления. Но прежде чем мы обратимся к их анализу, остановимся на сравнении. Мы показали, как учащиеся могут использовать этот прием для выделения различных свойств в предметах. При этом предметы для сравнения подбирались учителем, никаких специальных требований к сравнению не предъявлялось. После знакомства учащихся с различными видами свойств прием сравнения можно формировать до конца. Если этого не сделать, то он останется у школьников на житейском уровне: без осознания его содержания и без умения произвольно и обоснованно использовать его как полноценное познавательное средство.
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!