Обсудите с ребенком, в каких ситуациях лучше оказаться высмеянным, чем пойти на поводу у мнения большинства. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Обсудите с ребенком, в каких ситуациях лучше оказаться высмеянным, чем пойти на поводу у мнения большинства.

2019-09-09 135
Обсудите с ребенком, в каких ситуациях лучше оказаться высмеянным, чем пойти на поводу у мнения большинства. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Страх одиночества  

Откуда он берется?

Страх одиночества – это один из самых распространенных человеческих страхов. Почему? Ответ кроется в природе человека. Человек – это социальное существо, которое умеет жить и развиваться только в обществе себе подобных. Об этом наглядно свидетельствуют истории про детей-маугли (не про того Маугли, о котором писал Р. Киплинг, а про реальных детей, которые в младенческом возрасте попали на воспитание к животным). Как известно, никому из них, попавших в человеческое общество в возрасте 5-12 лет, не удалось «стать человеком»: научиться говорить, соблюдать элементарные правила поведения и т.д.

    Психологи называют потребность в общении витальной, что есть жизненно необходимой человеку. Наверно, именно поэтому мы с детства приучаем своих детей к тому, что общение – это хорошо, а одиночество – не очень. «Иди поиграй с мальчиком», - говорим мы своему полуторагодовалому ребенку на прогулке, - «Не стесняйся! Вы можете вместе делать куличики, играть в футбол, пускать мыльные пузыри! Смотри, вот так…». Тем самым мы даем ребенку понять, что общаться – это хорошо и правильно, а стремление побыть одному вызывает у людей удивление и сочувствие.

    Боязнь остаться в одиночестве возникает у ребенка очень рано, как правило, около полугода, и усиливается к полутора годам. Психологи связывают ее появление с тем, что ребенок начинает осваивать пространство (сначала ползать, а потом и ходить), а вместе с этим понимать, что родители, перемещаясь в пространстве, могут выпасть из их поля зрения. Наверняка многие помнят душераздирающий плач ребенка под дверью туалета, которая закрылась за мамой всего на одну минуточку. Сколько раз мы пытались объяснить ребенку, что мама всегда возвращается из-за этой двери, проводили «экскурсии», показывая, что мама не может никуда оттуда деться, - и все равно многие из нас рано или поздно сдавались и, заходя в туалет, начинали оставлять заветную дверь открытой…

    Обычно к двум-трем годам подобные ситуации уходят в прошлое сами собой, ребенок просто-напросто «перерастает» свой возрастной страх. Двух-трехлетний ребенок уже вполне готов играть в своей комнате один, не требуя от родителей постоянного присутствия. А в пять-шесть лет многие дети готовы без особых опасений ненадолго оставаться одни дома. Хотя, если мы обратимся к таблице возрастных страхов, приведенной в первой главе, мы увидим, что страх остаться дома в одиночестве вполне нормален для дошкольников, и, если он все-таки проявляется, есть надежда, что с поступлением ребенка в школу, приобретением им нового социального статуса «школьника», этот страх пройдет сам по себе. И ребенок сможет оставаться один не только дома, но и на специальной детской игровой площадке в магазине или в больничной палате.

    Если этого все же не произошло, необходимо задуматься о причинах, по которым ваш ребенок так опасается одиночества. Очень часто под этим страхом маскируются совсем другие опасения, например, связанные с вымышленными персонажами. Так обычно происходит с интеллектуально развитыми, одаренными воображением детьми, фантазия которых не находит адекватного выхода. Если ребенку надоели привычные игры, стало скучно, а новых идей не появляется, его воображение начинает создавать не имеющие под собой оснований образы, некоторые из которых могут быть пугающими. В итоге, даже залитая солнцем комната, которая знакома ребенку как свои пять пальцев, может казаться ему заполненной всякого рода нечистью: ведьмой, живущей в шкафу, злобными инопланетянами, отражающимися в зеркале, Красными Руками, влетающими в форточку и т.д. Если вы считаете, что нечто подобное скрывается за страхом одиночества, который испытывает ваш ребенок, вы сможете ему помочь, руководствуясь алгоритмом, изложенным в главе «Страх реальных и вымышленных животных».

    Другой распространенной причиной страха одиночества является полученная в прошлом психическая травма – переживание события, которое оставило глубокий эмоциональный след в жизни ребенка, хотя, на первый взгляд, совершенно забылось им. Возможно, когда-то в воспитательных целях ребенка на несколько минут закрыли в кладовке или оставили дома одного, в то время как вся семья ушла гулять. Или что-то подобное произошло в детском саду. В таких случаях в сознании ребенка одиночество и переживания, связанные с наказанием, могли крепко «склеиться». На этой почве в дальнейшем и развился страх одиночества.

    Вполне вероятно, что взрослые и не принимали участия в формировании этого страха. Для того, чтобы он появился, вполне достаточно сильного испуга ребенка, находящегося один на один с пугающим его объектом: во время сильной грозы, уличного происшествия, демонстрации «ужастиков» по телевизору, в большой толпе на вокзале, потеряв маму из виду на несколько секунд и т.д. Примеров таких событий – сотни. Очень часто родители считают их «мелочами» и не придают им особого значения: «Подумаешь, грозы испугался!». Но в реальности любое подобное событие, которое оказалось травмирующим для ребенка, может стать источником страха одиночества.

Например, Даня (6,5 лет), который с четырех лет совершенно спокойно оставался на некоторое время дома один, «заработал» страх одиночества, включив в мамино отсутствие телевизор и увидев там кадры их мультика «Скуби-Ду», в которых ожившая мумия, завернутая в какие-то бинты, вылезала из гробницы. После этого он категорически отказывается оставаться дома один.

К сожалению, последствия психотравм очень стойкие, и справиться с ними зачастую довольно сложно. Особенно в том случае, если ребенок уже забыл то, что произошло, или, как говорят психологи, вытеснил травмирующий материал в сферу бессознательного.

    Еще одна распространенная причина страха одиночества стоит особняком. Ее особенность заключается в том, что в основе страха остаться одному лежит не тревожность или эмоциональность ребенка, а его желание манипулировать родителями, контролировать их, получать желаемое незамедлительно, все время держать их рядом с собой.

    Оля (8 лет) по семейным обстоятельствам живет не с родителями, а с бабушкой и дедушкой. Конечно же, бабушка и дедушка в ней души не чают и всячески ее балуют. Она никогда не ходила в детский сад, сейчас, естественно, не остается в школе на продленку, гуляет только со взрослыми, которые каждый день стараются разнообразить прогулку какой-нибудь «культурной программой»: посещением парка, кафе и т.д.

Оля очень не любит оставаться в комнате одна. Стоит бабушке выйти на кухню, Оля прибегает за ней, рассказывая, что в комнате страшно, там хлопают двери, скрипит пол и явно кто-то прячется за занавесками. Когда бабушка или дедушка в комнате, Оля может заниматься своими делами (уроками, куклами) самостоятельно, давая возможность взрослым поговорить, почитать или посмотреть телевизор, но постоянно комментирует им то, что она сейчас делает, спрашивает их мнения, требует их оценки. Очевидно, что Олин страх одиночества маскирует потребность в повышенном внимании к собственной персоне.

Страх одиночества в такой ситуации становится очень удобным прикрытием. Ведь далеко не всегда ребенку удается добиться от взрослых того, чего хочется, действуя «в лоб». Иногда ему проще прикинуться трогательным беззащитным испуганным младенцем, добиться тем самым из сочувствия родителей и, разжалобив их, получить-таки желаемое.

Конечно, ребенок – совсем не такой расчетливый и циничный вымогатель, каким он мог бы показаться после предыдущего абзаца. Подобные манипуляции родителями ребенок осуществляет не вполне осознанно, не отдавая себе отчета в причинах своего поведения. Ему самому кажется, что он на самом деле боится оставаться один. Но то удовлетворение, которое он испытывает, увидев, что мама или папа останется в его комнате до тех пор, пока он не заснет, или что родители никуда не уйдут и будут весь день в его распоряжении, ясно указывает, что переживание этого страха приносит ему определенную выгоду, а, значит, является средством манипуляции окружающими.

      Итак, страх одиночества в том смысле, в котором его понимают взрослые, у детей практически не встречается. Детский страх одиночества чаще всего связан с предшествующим психотравмирующим опытом ребенка. В других случаях он маскирует другие страхи (темноты, вымышленных персонажей) или неосознаваемое желание ребенка контролировать взрослых и манипулировать ими.

Как с ним справиться?

Для того, чтобы помочь ребенку преодолеть страх одиночества, прежде всего, необходимо четко определиться с причиной его переживаний. Именно от того, насколько точно будет определена причина происходящего, зависит эффективность родительских усилий.

    Если в основе страха одиночества лежит слишком активное воображение ребенка, которое «подсовывает» ему пугающие образы, необходимо помочь ему направить этот талант в другое, более конструктивное русло. Задача родителей в этом случае – создать условия для самостоятельной творческой работы ребенка. Возможно, ему поможет в этом новый конструктор с большим количеством деталей и возможностью реконструкции многочисленных пространств – автомобильной парковки, деревенского домика, аэропорта, больницы и т.д. Или наборы для аппликаций из приятной на ощупь бархатистой бумаги, росписи по стеклу и керамике, лепке и т.д.

    Важно, чтобы те занятия, которые вы подбираете для ребенка, соответствовали трем требованиям. Во-первых, они должны отвечать интересам вашего ребенка: ведь если он совершенно не любит вырезать, то набор для аппликаций ему вряд ли придется по душе. Во-вторых, они должны предполагать максимальную свободу действий: если это конструктор, то «многофункциональный», если набор для рисования – то без жестких образцов и шаблонов и т.д. Желательно, чтобы каждая такая «поделка» ребенка могла стать основой сюжета ролевой игры, которую он по ходу мог бы придумать, а потом и реализовать в действительности. И, наконец, третье: эти занятия не должны требовать вашей активной помощи, ребенок должен быть способен справиться с ними самостоятельно.

Часто бывает достаточно небольшого толчка, для того, чтобы ребенок с богатым воображением нашел для себя более интересное занятие, чем придумывание страшилок и ужастиков, и, будучи увлеченным интересной игрой, научился бы проводить время в одиночестве.

Если вы предполагаете, что причины страха одиночества кроются в неприятных для него событиях прошлого, то ваши главные союзники – терпение, внимание и забота. Для преодоления любого психотравмирующего опыта ребенку необходимо ощущение надежного тыла, прочной опоры, чтобы он почувствовал себя защищенным и смог позабыть про свои страхи хотя бы на некоторое время. При этом родительская забота не должна быть «тревожной», не должна выглядеть как проявление постоянного беспокойства о благополучии ребенка – это еще больше накалит его эмоциональное состояние. Одним из самых важных и самых эффективных способов проявления «спокойной заботы» является физический контакт. Сажайте ребенка к себе на колени, обнимайте его, гладьте по голове, по спине.

Обязательно обратите внимание ребенка на его страх одиночества. Может получиться так, что именно разговор с ним о том, что происходит в те моменты, когда он остается один, поможет вам лучше понять причины его страхов. А, кроме того, этот разговор, проведенный в конструктивном ключе («Давай мы вместе с тобой победим этот страх!») сделает ребенка вашим союзником и помощником. Вы сможете определить, в каких конкретно формах поведения проявляется этот страх, использовать метод постепенного изменения поведения, а также «Дневник успехов», описанные в главе «Страх незнакомых людей».

Кроме того, этот разговор может показать, что страха, который вас беспокоит, на самом деле нет, а есть недостаток информации. Например, часто бывает так, что ребенок не хочет оставаться дома один просто потому, что не знает, как долго это будет продолжаться, чем он может заняться, а за что обязательно будет наказан вами по возвращении домой. Помогите ему сориентироваться в этих вопросах: скажите, куда уходите, почему это так важно, во сколько вы придете. Вместе придумайте, чем ребенок может заниматься в ваше отсутствие. Четко обсудите список запрещенных дел: игры со спичками, открывание двери незнакомым людям и т.д. Начав с коротеньких, десятиминутных выходов в магазин, вы со временем сможете увеличивать интервал своего отсутствия, и ребенок, привыкая к ситуации «один дома» постепенно, не будет чувствовать себя при этом брошенным, покинутым и беззащитным.

Если в вашей семье сохранились традиции совместных игр родителей с детьми, вы можете изменить их привычный сюжет таким образом, чтобы в нем появился элемент игрового одиночества. Например, построив снежную крепость, можно «запереться на ночь» каждый в своей башне, и пробыть таким образом в одиночестве минутку-другую, до тех пор, пока не прокукарекает петух. А с первым криком петуха можно вылезать из своего укрытия и начинать снежный обстрел противников. В ситуации игры одиночество перенесется намного легче, и это может стать первым шагом на пути преодоления страха перед ним. Сюжеты таких игр могут быть самыми разными. Единственное условие – в таких играх одиночество не должно быть наказанием или штрафом.

При страхе одиночества, маскирующем проблемы во взаимоотношениях с родителями, необходимо вести себя несколько иначе. Залогом успеха в этом случае будет являться родительская твердость, четкость и однозначность их воспитательных позиций. Используя описанные выше приемы, вы сможете помочь своему ребенку, но только в том случае, если вы раз и навсегда договоритесь о некоторых правилах поведения. Важно, чтобы ребенок понял, что вы имеете право на личное время (приготовить ужин, принять душ, посмотреть телевизор и т.д.), и будете требовать соблюдение этого своего права от всех членов семьи, в том числе и от него.

Итак, чтобы помочь ребенку избавиться от страха одиночества, нужно:

· создать психологически комфортные условия для ребенка, которые помогли бы ему чувствовать себя защищенным

· найти способ направить работу воображения ребенка в более конструктивное русло

·  имитировать одиночество в игровых ситуациях

· постепенно менять неблагоприятные проявления поведения ребенка, отмечая все достижения в «Дневнике успехов»

· помочь ребенку структурировать свою деятельность в те моменты, когда он находится в одиночестве

· придерживаться четких воспитательных позиций.

Страх незнакомых людей

Откуда он берется?

На первый взгляд кажется, что страх незнакомых людей – это явление, в большей степени типичное для дошкольника, нежели для школьника. Почти каждая мама может вспомнить, как ее малыш в полугодовалом возрасте стал выражать испуг при виде незнакомцев: плакать, прижиматься к маме. И это совершенно нормально. Дело в том, что в раннем детстве, в возрасте 5-6 месяцев, этот страх является важнейшим признаком развития интеллекта ребенка, свидетельствуя о том, что ребенок научился различать «своих» и «чужих».

    Исследования страхов перед незнакомцами в психологии начались именно с изучения реакций маленьких детей. В одном из таких экспериментов и была подмечена очень интересная закономерность. Когда в эксперименте психологи изучали реакцию 24 восьмимесячных младенцев на приближение к ним незнакомой женщины, они обратили внимание на то, что беспокойство проявляли не только дети, но и их матери, причем матери тревожились даже сильнее, чем дети. Так было впервые показано, что страх перед незнакомцем – это общечеловеческая реакция, свойственная не только младенцам, но и взрослым людям. Как и любое неизвестное нам явление, незнакомый человек вызывает у нас недоверие, поскольку мы не знаем, чего можно ожидать от него. Младшие школьники – не исключение. Так же как и мы, взрослые, они беспокоятся при необходимость контакта с незнакомцами.

    Итак, в основе страха перед незнакомыми людьми лежит недоверие. Психологическими исследованиями, да и каждодневной практикой общения людей установлено, что общение, в котором нет доверия, не может быть эмоционально комфортным и эффективным.

    Но совершенно очевидно, что излишняя доверчивость ребенка становится отличной почвой для различных злоупотреблений (а иногда и преступлений) со стороны незнакомых взрослых. Выпав на несколько минут из-под контроля родителей или педагогов, излишне доверчивый ребенок попадает в потенциально опасную ситуацию: он может уйти с незнакомым человеком «посмотреть котенка», отдать ему ключи от квартиры «чтобы дядя проверил газ» и т.д. Поэтому взрослые, желая предупредить возможные опасности, настойчиво подкрепляют и так присутствующий у каждого ребенка страх: «Никогда не разговаривай с незнакомыми людьми на улице! Если к тебе подошел посторонний взрослый и начинает куда-нибудь звать, громко зови на помощь! К маленьким детям на улице очень часто подходят маньяки и убийцы», - говорим мы своему ребенку, стараясь сформировать у него навыки безопасного поведения, а в качестве побочного эффекта получаем устойчивый страх перед контактом с любым незнакомцем.

    Девочка лет десяти-одиннадцати (не знаем ее имени, потому что были простыми свидетелями этой ситуации, как и другие прохожие), задыхаясь и давясь слезами, подбегала ко всем проходящим мимо женщинам, вцеплялась в них и умоляла позвонить ее отцу, чтобы тот пришел за ней и проводил до дому. Немного успокоившись, девочка рассказала, что к ней подошел «мужик» и спросил, сколько сейчас времени, как раз в тот момент, когда они с подружкой рассматривали ее новый мобильник. Девочка, уверенная, что это маньяк, обронила телефон и в истерике бросилась убегать, обращаясь за помощью попадающимся ей на глаза женщинам. Сам «маньяк», парень лет восемнадцати, со смущением наблюдал за происходящим, держа в руках брошенный телефон. Когда за девочкой все-таки вышел папа (они жили как раз в этом же дворе), парень отдал телефон ему с извинениями за причиненное беспокойство. В ответ папа сказал, что вынужден извиниться сам: его дочь устраивает подобные сцены каждый раз, когда к ней на улице подходит незнакомый человек или даже просто смотрит в ее сторону, как ей кажется, «подозрительно».

    Наверно, такое поведение многим родителям может показаться вполне желательным: девочка понимает сложную криминогенную ситуацию в городе, ведет себя осмотрительно и вряд ли пойдет на контакт с потенциально опасным незнакомцем. Но, согласитесь, поведенческие реакции, описанные в данном примере, явно несоразмерны потенциальной опасности, которая могла бы угрожать девочке в данной ситуации. Сколько раз в жизни ей еще предстоит услышать вопрос «сколько времени?», «какая это улица?», или просто вполне безобидные обращения ребят постарше, решивших ради развлечения «засмущать девчонок»? Важно уметь адекватно оценивать сложившуюся ситуацию и понимать, опасна она или нет. В нашем примере налицо выраженный страх перед незнакомцами, причем в этом случае он конкретизировался и превратился в страх перед контактом с любым незнакомым мужчиной.

    Очевидно, что такой страх заставляет девочку страдать, испытывать острые негативные эмоции по многу раз в месяц. По данным психологов, аналогичные чувства сопровождают жизнь каждого сотого человека на Земле. Только проявляется этот страх, конечно, в разных формах поведения.

    Например, очень распространенной формой страха перед незнакомцем является опасение уточнить какую-нибудь необходимую информацию. Целый ряд людей, особенно младшие школьники и подростки, зачастую готовы часами плутать по незнакомым улицам, вместо того, чтобы уточнить дорогу у прохожих. Некоторые не могут купить себе шоколадку или чипсы, потому что боятся необходимости заговорить с продавцом. Или замолкают при входе в кабинет врача и не отвечают ни на один его вопрос.

    Другие дети испытывают дискомфорт в ситуации знакомства с новым для них человеком. По этой причине для них являются мучительными поход в гости к маминым знакомым, визит к новому врачу или, в особенности, смена школы – одноклассников и педагогов. Для некоторых тяжелым оказывается даже простой разговор по телефону.

    Мама Кати (8 лет) рассказала, что ее дочь часто звонит ей на работу. Но если трубку снимает не мама, она, не произнося ни слова, прерывает звонок. Мамины коллеги уже знают эту Катину манеру и всегда передают ей, что звонила дочь. Но мама, несмотря на понимание окружающих, испытывает в таких ситуациях смущение, поэтому пытается как-то изменить ситуацию. Но пока в Катином поведении ничего не меняется.

    Психологи считают, что в основе страха перед незнакомцами могут лежать самые разные причины. Это и «внушение» пугающих мыслей родителями и педагогами, а также средствами массовой информации, ежедневно рассказывающими о сотнях преступлений. Это, безусловно, и собственный жизненный опыт ребенка, который явственно свидетельствует о том, что незнакомец может причинить вред. Это и отсутствие необходимых навыков установления контактов с другими людьми, навыков общения. И, кроме этого, причиной подобного страха могут стать и отдельные черты личности ребенка, создающие удобную почву для его возникновения: застенчивость, тревожность, недостаточное развитие способности понимать других людей и контролировать собственное поведение.

    Многим родителям кажется, что ребенок, испытывающий страх перед незнакомыми людьми, защищен от разнообразных посягательств со стороны людей, стремящихся причинить ему вред, и поэтому не считают этот страх серьезной проблемой. Однако, на самом деле, это не совсем так.

Ребенок, испытывающий страх перед незнакомым человеком, сильно нервничает в преддверии даже заведомо безопасных встреч с ними, а также на всем их протяжении. Он становится излишне скованным, его голос дрожит, сам он краснеет или бледнеет. Со временем, став постарше, ребенок понимает, что эти крайне неприятные ощущения можно свести к минимуму, если избегать контактов с незнакомцами. Он замыкается в узком круге привычного общения, и теперь перспективы его развития ограничиваются теми рамками, которые он сам для себя определил. С возрастом появляются выраженные сложности, связанные с поиском друзей, будущего супруга и т.д. Наблюдения показывают, что, не будучи преодоленным в детстве, этот страх тянется за человеком всю жизнь, мешая ему быть успешным в работе, дружеских отношениях и семейной жизни.

Кроме того, страх сам по себе не может быть надежным защитником, потому что реакции испуганного человека непредсказуемы. Вполне возможно, что недоброжелатель найдет «ключик» к управлению поведением ребенка именно за счет его страха, делающего человека более внушаемым, хуже оценивающим действительность, хуже управляющим своим собственным поведением. В конце концов, от страха, как известно, можно просто «оцепенеть», и тогда страх не только не поможет, но даже помешает ребенку защитить себя.

В целом, подобный страх, если он имеет выраженные проявления и препятствует психологическому комфорту ребенка, безусловно, требует к себе внимания. Если не преодолеть его своевременно, он будет не только отравлять существование ребенку в настоящем, но еще и создаст массу серьезных жизненных трудностей в будущем.

Итак, выраженный страх перед незнакомыми людьми в младшем школьном возрасте не является возрастным, и надежд на то, что он пройдет сам собой, довольно мало. Причинами его возникновения могут стать:

· информационное воздействие со стороны родителей, педагогов, средств массовой информации

· негативный жизненный опыт ребенка в связи с общением с незнакомцами

· недостаточный уровень развития навыков установления и поддержания контактов с другими людьми

· такие личностные особенности, как тревожность, застенчивость, недостаточный уровень развития самоконтроля и т.д.

Как с ним справиться?

Помощь ребенку в преодолении страха перед незнакомыми людьми можно разделить на две взаимосвязанные части. Во-первых, надо помочь ему избавиться от мыслей, которые вызывают тревогу и страх. И, во-вторых, создать условия для того, чтобы у ребенка появились навыки безопасного взаимодействия с незнакомыми людьми в разных жизненных ситуациях.

    Первая часть этой работы должна начаться, как это ни странно, не с ребенка, а с самих родителей. Нужно внимательно пересмотреть свою воспитательную позицию в отношении общения ребенка с незнакомыми людьми и определить в ней те места, которые могут оказывать «пугающих эффект» угрозы, пересказывание страшных случаев и т.д. Ваши предостережения, «очищенные» таким образом, превратятся в набор правил, которые нейтральны по смыслу и четко описывают сферы «можно» и «нельзя», например:

· Можно (и даже нужно!) разговаривать с теми людьми, про которых мы точно знаем, что они могут нам в чем-то помочь: с врачами, продавцами и т.д.

· Можно безбоязненно самому задавать прохожим вопросы типа «Сколько сейчас  времени?» или «Как пройти туда-то?», а также можно отвечать на них (этим мы помогает другим людям). Единственный вопрос, на который не стоит отвечать – это вопрос о том, где ты живешь, где твоя квартира и т.д.

· Если какой-то человек вызывает у тебя тревогу, можно сказать об этом родителям, а если их нет рядом – позвонить.

· Нельзя никуда идти с незнакомым человеком, принимать от него сладости или подарки, садится к нему в машину и т.д.

· Нельзя заходить в лифт с человеком, про которого ты не знаешь точно, живет ли он в твоем доме, - лучше подождать, пока лифт поднимет его и спустится за тобой.

Эти правила должны быть предельно четкими, их не должно быть много – максимум 5-6. Ваша задача – обрисовать ребенку, «что можно, что нельзя», а не напугать его.

Обсудите с ребенком какие-нибудь случаи, когда у него проявлялся страх перед незнакомым человеком. Спросите его, что он чувствовал в той ситуации, какие мысли были у него в тот момент в голове. Помогите ему сформулировать свои мысли, например: «Мне показалось, что этот человек маньяк», «Я подумал, что тетенька-продавщица будет на меня ругаться» и т.д. Обратите внимание на формулировки, выделенные курсивом: «показалось», «подумал» - они помогут сделать объект страхов менее реальным.

    Сформулировав тревожащие мысли, можно начинать изменять их. Предложим для этого парочку приемов.

    Можно использовать прием «Карикатуры». Нарисуйте вместе с ребенком пугающие его мысли в смешной форме. Потом посмотрите на рисунок еще раз и добавьте парочку дополнительных смешных элементов. Потом еще парочку, еще парочку. Задача – довести рисунок до абсурда и вместе посмеяться над ним. А можно попытаться и договориться с ним, если ваш ребенок приемлет те или иные варианты ролевого разыгрывания ситуаций: комиксы, кукольный театр, театр теней и др.

    Другой способ – это графическая трансформация мысли. Сначала ее можно записать на бумаге так, как получится. Затем – «округлить» буквы. Затем, наоборот, «заострить» их, или скособочить влево и т.д. Затем можно написать фразу печатными буквами и разукрасить ее каким-нибудь нелепым узором: горошками, цветочками, птичками, косичками. Задача та же – сделать надпись смешной.

    Важно помнить, что младший школьник – это уже вполне серьезный человек, способный нести ответственность за собственные изменения. Если с дошкольником все мероприятия, направленные на преодоление страхов, можно проводить в форме игры, не акцентируя его внимание на том, ради чего все это затеяно, то ребенок 7-11 лет не только может, но и должен знать о целях тех или иных действий родителей. Перед тем, как обсуждать с ребенком список правил безопасного поведения или тревожащие его мысли, нужно четко сказать ему, зачем это нужно. Расскажите ему о том, что вы обеспокоены его страхом, что вы переживаете за него и хотите ему помочь, что вы будете с ним на протяжении его пути по преодолению страха. Помогите ему замечать свои успехи, отмечая каждый успешный шаг каким-нибудь наглядным способом. Идеальный вариант – завести своеобразный «Дневник успехов» - тетрадочку или просто листок бумаги, куда можно было бы наклеивать (или рисовать) значки, отмечающие каждый сделанный шаг. Например, один значок можно наклеить за обсуждение тревог, второй – за «Карикатуру».

    Для того, чтобы помочь ребенку в формировании у него необходимых социальных навыков, нужно действовать по уже хорошо известному нам принципу «от простого к сложному», предлагая ребенку все более и более усложняющиеся задания, в которых ему пришлось бы контактировать с незнакомцами.

    Например, первым шагом может быть разыгрывание будущего разговора с незнакомцем с помощью кукол, или просто в общении с родителями, заранее оговорив, кто какую роль играет. Пусть вы, например, на время станете «незнакомой бабушкой», которая спрашивает вашего ребенка о том, сколько сейчас времени. А потом вы сможете «превратиться» в «чужую тетеньку», а о времени вас будет спрашивать уже ребенок (и не забывайте отмечать все это в «Дневнике успехов!»).

    Затем можно провести несколько экспериментов на улице, в вашем присутствии: вы держите ребенка за руку, вместе подходите к незнакомому человеку, а вопрос о времени или дороге задает ребенок. Со временем вы сможете наблюдать за этими действиями ребенка с определенного расстояния. Может быть, в это время ему поможет то, что в руках у него будет какой-нибудь «талисман»: любимая игрушка, сумочка и т.д.

    Расширяйте спектр ситуаций взаимодействия с незнакомцами. После игры «в магазин» предложите ребенку самостоятельно совершить ту или иную покупку. При этом сначала будьте рядом, чтобы при необходимости помочь или поддержать его. Может быть, в кафе он сам захочет сказать официанту о том, что он будет есть или пить. Или ему будет интересно самому заплатить за проезд в автобусе, купить билет на электричку, узнать телефон зоопарка через телефонную справочную службу и т.д.

    Последним шагом должны стать задания, связанные с самыми тревожными для ребенка ситуациями. Например, для девочки из нашего первого примера этим заданием может стать «узнать, сколько сейчас времени», у прохожего-мужчины. А для Кати – героини второго примера – просьба позвать к телефону маму.

Все достижения отмечайте в «Дневнике». Поддерживайте ребенка в его попытках измениться, помогайте ему, демонстрируйте цивилизованные способы общения с незнакомыми людьми на своем примере – и все обязательно получится!

Итак, для того, чтобы избавиться от страха перед незнакомыми людьми, нужно:

· обратить внимание вашего ребенка на эту проблему, показать, что она мешает ему, предложить свою поддержку и помощь в ее преодолении

· завести «лист успехов» или «дневник успехов», в котором будут отмечаться все достижения на пути борьбы со страхом

· обсудить правила безопасного общения с незнакомыми людьми

· обсудить с ребенком беспокоящие его ситуации, помочь ему переформулировать «страшные» мысли о незнакомцах в «нестрашные»

· демонстрировать адекватные способы взаимодействия с незнакомцами на собственном примере

· создавать условия для формирования у ребенка необходимых социальных навыков по принципу «от простого к сложному».

Заключение

    Итак, детский страх – это вполне нормальное явление. Если ваш ребенок чего-то боится, это вовсе не означает, что он «трус» или «нюня». Во многих случаях это даже не является тревожным признаком того, что ему необходима помощь взрослых – ведь возрастные страхи проходит сами по себе, без всякого внешнего вмешательства.

    Но и те страхи, которые перешагнули границы возрастных и стали представлять собой серьезную проблему для вашего ребенка, вполне преодолимы. Мы надеемся, что приведенные в этой книге методики и рекомендации помогут вам справиться с возникшими в жизни ребенка трудностями. А лучшими союзниками для вас станут терпение, искреннее желание помочь ребенку и огромная любовь к нему. Удачи!


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.