Итак, страх отвечать у доски – это страх ситуации публичной проверки знаний. Он может возникать по ряду причин, среди которых можно выделить — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Итак, страх отвечать у доски – это страх ситуации публичной проверки знаний. Он может возникать по ряду причин, среди которых можно выделить

2019-09-09 135
Итак, страх отвечать у доски – это страх ситуации публичной проверки знаний. Он может возникать по ряду причин, среди которых можно выделить 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

· негативные отношения с учителем;

· страх потерять уважение одноклассников;

· страх получить плохую оценку;

· завышенные требования родителей

· индивидуальные психологические особенности ребенка.

       Такой страх мешает ребенку комфортно чувствовать себя при ответе, что приводит к более низким результатам, чем те, на которые ребенок способен в принципе.

Как с ним справиться?

Если страх отвечать у доски вызван боязнью определенного учителя, ваша помощь должна быть направлена именно на то, чтобы помочь ребенку справиться с этим страхом. Здесь можно использовать разные способы работы со страхами, о многих из которых вы уже знаете.

    Можно нарисовать «страшного» учителя, а потом сделать с рисунком то, что захочет ребенок. Можно нарисовать два рисунка: один на тему «Как я боюсь Марь Иванну», а второй – «Как я ее не боюсь». Затем можно спросить ребенка, что же все-таки хорошего есть в учительнице, пусть ребенок постарается назвать хотя бы одно качество учителя, которое ему нравится. Если это получилось – ваша работа по снятию страха оказалась эффективной.

Бывает очень полезно поиграть с таким ребенком в школу. Причем вы можете взять на себя роль ученика, а ребенок – учителя. Чем более грозным и страшным будет учитель в исполнении вашего сына или дочки – тем лучше. А вам нужно подыграть собственному ребенку: от души дрожать, отвечая у доски, делать совсем уж нелепые ошибки при решении примеров и т.д.- Можно специально предложить ребенку игру в «кошмарного учителя»: пусть ваш сын или дочка изобразит самого ужасного учителя, которого только может себе представить. Ваша задача – пугаться.

    Если ребенок уверенно чувствует себя в ситуации письменного контроля знаний, а трудности вызывает именно необходимость отвечать у доски, можно придумать, как сблизить ситуацию письменного и устного ответа.

    Например, девочка Катя (10 лет), нашла для себя хороший способ бороться со страхом устного ответа: она мысленно представляла перед собой экран, на котором воображаемо «писала» ответ на поставленный учителем вопрос. А потом уже «считывала» свой ответ с этого мысленного экрана. Через пару недель ей уже не нужно было прибегать к этому приему: после нескольких удачных устных ответов страх стоять у доски ушел.

    Если вы выяснили, что страх отвечать у доски вызван, прежде всего, боязнью получить плохую оценку, поговорите с ребенком о том, для чего вообще нужны оценки в школе. Можно для начала спросить ребенка, зачем люди ходят в школу. Чтобы получать оценки? Или чему-то научиться, что-то узнать, стать в будущем тем, кем захочешь? Затем можно рассказать сыну или дочке примерно следующее: «Понимаешь, учеба в школе – это как путешествие. Ты отправляешься в путь за новыми знаниями и умениями. Это дорога непростая и некороткая. Подумай, легко ли в путешествии без компаса и карты? Когда мы куда-то идем, нам нужны ориентиры, что мы двигаемся в правильном направлении, а иначе легко заблудиться. Оценки, которые ты получаешь, - это всего лишь такие дорожные знаки, метки для твоего пути. Если получил «пятерку» - значит двигаешься туда, куда надо, а «двойка» просто сообщает, что ты немного запутался и заблудился».

    Но, конечно же, такие разговоры с ребенком могут оказать нужное воздействие, только если вы сами сможете относиться к оценкам ребенка адекватно, а не как к какой-то высшей ценности, смыслу его пребывания в школе.

    Конечно, в случае наличия страха отвечать у доски очень полезным было бы постепенно приучать ребенка более комфортно и спокойно чувствовать себя в этой ситуации. Для этого вы можете попытаться попросить, чтобы в школе вам разрешили немного позаниматься со своим сыном или дочкой в пустом классе. Пусть ребенок сначала просто освоится с доской, порисует на ней, сколько захочет. Потом можно постепенно приучать вашего школьника спокойно переживать ситуацию ответа у доски. Сначала просто побеседуйте с ребенком на какие-то нейтральные темы. Затем можно продолжить разговор, но пусть ребенок останется у доски, а вы присядьте за парту. Когда эта ситуация перестанет вызывать дискомфорт, попробуйте приблизить ее к тому, что будет больше похоже на ответ на уроке: пусть ребенок расскажет, например, хорошо известное ему стихотворение. Потом попросите ребенка мысленно представить, что в классе находятся одноклассники. Через несколько подобных тренировок вашему сыну или дочке будет уже гораздо легче пережить ситуацию реального ответа у доски.

    Поскольку страх отвечать у доски – это разновидность страха публичных выступлений, наличие в опыте ребенка успешного выступления перед публикой помогает справиться и с этим страхом. Если у ребенка уже имеется такой опыт, напомните об этом. «Помнишь, как тебе нравилось читать стихи в детском садике на утреннике? Представь, что, когда ты отвечаешь в школе, это примерно то же самое». Если у ребенка не было такого опыта, нужно попытаться его создать. Подробнее о том, как это сделать, мы уже рассказывали вам в главе «Страх публичных выступлений». Помните о том, что умение выражать свои мысли публично, демонстрировать свои возможности – это очень важное качество, которое пригодится ребенку далеко не только в школе, но и в течение всей последующей жизни. Подумайте, как вы можете помочь сформировать это умение. Может быть, вашему ребенку понравится заниматься в школьном театральном кружке? Или петь в хоре? Или его вариант публичных выступлений – это участие в спортивных соревнованиях? В любом случае, ваша задача – найти ситуации, в которых выступления на публике понравятся ребенку (хотя в них все равно придется преодолевать определенный страх), а затем показать, что эти ситуации в чем-то похожи на «стояние» у доски (там ведь тоже своеобразная сцена).

    Также для вашего сына или дочери очень полезно обучиться навыкам телесной релаксации (то есть расслабления). Дело в том, что, как вы уже знаете, наши эмоциональные и телесные реакции очень тесно взаимосвязаны, и как тело реагирует на переживаемые чувства, так и эмоциональное состояние откликается на физические изменения.

    Начинать подобные занятия лучше с последовательного напряжения и расслабления различных групп мышц. Вы можете сказать своему сыну или дочке примерно следующее: «Давай напряжем правую руку. Сильно-сильно. А теперь брось, расслабь ее, пусть она упадет. Теперь давай напряжем левую руку. А теперь расслабим» и т.д..

    Также для обучения релаксации можно использовать специальные игры. Например, игру «Растение». Ребенок должен постепенно “вырастать” из семечка, а затем “сломаться”. Эта игра обучит ребенка произвольно чередовать состояния мышечного напряжения и расслабления.

    Научить расслабляться, снимать мышечные зажимы помогает и игра «Прогулка по сказочному лесу». Предложите ребенку представить, что он находится в сказочном лесу и ходит там по различной почве: по зелёной мягкой травке, по горячему песку, по холодному снегу, по шуршащим осенним листьям, по болоту и так далее. Ребенок будет меньше стесняться, если вы будете играть в эту игру вместе с ним.

    Когда ребенок хорошо научится расслабляться, он сможет осознанно снимать мышечное напряжение, выходя к доске, что поможет чувствовать себя значительно увереннее при ответе. 

    Если у вас хороший контакт с учителем своего ребенка, вы можете поговорить с ним о его особенностях, рассказать о том, что ребенка, который испытывает страх отвечать у доски, лучше спрашивать в середине урока, а не в начале или конце. Считается, также, что боящиеся отвечать дети часто дольше думают при устном ответе. Им требуется больше времени, чтобы сформулировать свои мысли. Потому важно представлять мальчику или девочке это время, при этом не повторяя вопрос. Ребенок и так прекрасно помнит задание, а такое повторение приводит только к усилению страха.

Итак, для преодоления страха отвечать у доски может оказаться полезным:

· помочь ребенку преодолеть страх определенного учителя;

· сформировать более адекватное отношение к школьным оценкам;

· обучать сына или дочку навыкам публичных выступлений;

· научить ребенка расслабляться, снимать мышечные зажимы в ситуации устного ответа;

· постепенно снижать страх ответа у доски, понемногу приучая ребенка более спокойно чувствовать себя в этой ситуации;

· поговорить с учителем об особенностях вашего ребенка, вместе искать способы снижения страха.

Страх быть высмеянным

Откуда он берется?

Чем ближе подходит подростковый возраст, тем более важным будет для вашего сына или дочки общение со своими сверстниками. Именно их мнение, их оценки оказывают все более серьезное воздействие на самооценку ребенка, его настроение, да и просто желание или нежелание ходить в школу. К сожалению, нравы в детском коллективе царят порой очень жестокие. Если ребенок чем-то отличается от своих сверстников, не соответствует царящим в группе правилам и стандартам, велика вероятность того, что над ним начнут смеяться и издеваться. Естественно, подобные ситуации вызывают страх повторения унижения, и здесь ситуация начинает, к сожалению, разворачиваться по принципу «замкнутого круга»: чем больше страха и обиды демонстрирует «жертва», тем «интереснее» и «увлекательнее» над ней издеваться обидчикам. Со временем ребенок может превратиться в настоящего изгоя в классе.

Очень важно понимать, что наличие изгоя – это показатель неблагополучия отношений в классном коллективе в целом. Опыт показывает, что если в классе есть ниша такого «козла отпущения» занять ее может, при случае, почти любой ребенок.

Маша (12 лет) перешла в новую школу в шестом классе. Отношения с одноклассниками у нее как-то сразу не сложились. Девочку начали буквально травить. Смеялись над ее одеждой, обзывали, на переменах прятали портфель в туалете, один раз сильно испачкали куртку. Родители решили перевести девочку в другую школу. Примерно через неделю после ухода Маши класс нашел себе новое развлечение: мальчика Вову, который неудачно упал на уроке физкультуры.

Как показывают результаты исследований психологов, очень часто такая система отношений складывается в классах, которыми руководят очень жесткие, авторитарные классные руководители. В таких классах обычно есть несколько детей, «приближенных» к учителю, определенное количество занимает нейтральное положение, а несколько человек являются отвергаемыми, не принимаемыми ни учителем, ни одноклассниками.

Однако иногда родители сами, естественно, не желая этого осознанно, создают во внешности или поведении ребенка такие особенности, которые практически неизбежно делают его объектом насмешек окружающих.

Например, родители мальчика Миши (11 лет) твердо уверены в том, что современный мир абсолютно безнравственен. В телепередачах, современных книгах и, тем более, Интернете нет совершенно ничего полезного. Ребенок воспитан в лучших традициях XIX века, читает только русскую классическую литературу, не употребляет ни одного слова из современного молодежного сленга, по десять раз в каждой фразе употребляет произносит слова «спасибо» и «пожалуйста». Естественно, что его взаимоотношения с одноклассниками складываются далеко не просто.

Нередко страх быть высмеянным становится настолько силен, что ребенок может даже отказываться ходить в школу.

    Миша (12 лет) так описывает свое состояние: «Я не хотел ходить в школу. Меня трясло при одной мысли об этом. Я так боялся, что меня будут из-за чего-нибудь дразнить, смеяться надо мной…»

    Как нетрудно догадаться, подобный страх теснейшим образом может быть связан с заниженной самооценкой ребенка, его неуверенностью в себе. Насмешки окружающих ранят гораздо больнее, если где-то в глубине души мы чувствуем их справедливость. Напротив, абсолютно уверенному в себе человеку гораздо легче «не обращать внимания» на критические замечания окружающих.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.