Организовать возможность для символической разрядки страха в рисовании, игре, сочинении или любой другой деятельности. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организовать возможность для символической разрядки страха в рисовании, игре, сочинении или любой другой деятельности.

2019-09-09 146
Организовать возможность для символической разрядки страха в рисовании, игре, сочинении или любой другой деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Глава 3. Чего боятся школьники?

Страх не оправдать родительские ожидания

Откуда он берется?

Поступление в школу – это крайне важное событие в жизни ребенка, привносящее невероятно существенные изменения в условия его жизни (психологи называют это кардинальным изменением социальной ситуации развития). Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, соблюдать режим дня, подчиняться правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, выполнять домашние задания.

В этот же период жизни преобразуется личность ребенка, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.  Переживание ребенком этих изменений, даже если он их и не совсем осознает, всегда заметно: он гордится тем, что стал школьником. Это верный признак того, что у ребенка формируется «внутренней позиции школьника».

Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда ребенок сталкивается с большим количеством трудностей.

Эти трудности настолько существенны, что в первые недели школьной жизни, как показывают эксперименты», организм первоклассника работает в таком же режиме, что и организм космонавта, находящегося в состоянии невесомости. Такая интенсивность психофизиологических процессов вызвана тем, что активно протекает период школьной адаптации – выработки нового, «школьного» образца жизни. Как правило, школьная адаптация занимает не один месяц и завершается в среднем не раньше, чем к концу первой четверти

Как показывают результаты исследований ученых, в этом возрасте уменьшается количество «инстинктивных», «природных» страхов (страх болезни, темноты, стихии и т.д.) и возрастает доля так называемых социальных страхов, связанных с опасениями возникновения неблагополучия в сфере межличностного взаимодействия. Ребенок очень хорошо осознает ответственность своей новой социальной роли (роли школьника) и зачастую боится не справиться с возложенными на него новыми обязанностями.

Особенно часто подобные проблемы возникают как следствие повышенного уровня сложности учебных программ, не соответствующих уровню развития детей, что особенно характерно для столь любимых родителями «престижных школ», где, по данным исследований, дети значительно тревожнее, чем в обычных общеобразовательных школах, при этом, чем сложнее программа, тем сильнее страх и тревога будут мешать ребенку нормально учиться.

Естественно, страх не оправдать ожидания родителей будет выражен сильнее всего, если родители крайне требовательно относятся к успехам ребенка. Интересно, что учебные успехи ребенка для родителей в подавляющем большинстве случаев выражаются в получаемых ими оценках и измеряются ими. Известно, что сейчас объективность оценивания знаний учащихся подвергается сомнению даже самой педагогикой. Оценка во многом является результатом отношения учителя к ребенку, знания которого в данный момент оцениваются. Поэтому в случае, когда ученик в реальности добивается каких-либо учебных результатов, но учитель «по привычке» продолжает ставить ему «двойки» (или «тройки», или «четверки»), не повышая оценки, родители зачастую не оказывают ему эмоциональной поддержки, поскольку просто не имеют представления его о реальных успехах. Тем самым мотивация ребенка, связанная с достижениями в учебной деятельности, не подкрепляется, и может со временем исчезнуть (то есть исчезает желание учиться ради получения новых знаний и умений, а не только для того, чтобы получить хорошую отметку).

Как мы встречаем ребенка, приходящего из школы? Как показывают наблюдения, первым делом родители спрашивают: «Ну, что? Какие оценки?» Таким образом, в сознании ребенка фиксируется представление о том, что родители ждут от него именно приличных оценок.

Если в семье есть старшие дети, то младший ребенок очень многое узнает о школе еще до того, как сам пойдет туда. От нас, взрослых, зависит, какое отношение к школе сформируется у будущего первоклассника. Если ребенок наблюдает за тем, как старшего брата почти каждый день ругают за плохие оценки, а процесс выполнения домашнего задания больше всего напоминает военные действия, вряд ли он пойдет в школу с большой радостью и будет свободен от опасений потерять расположение родителей.

Сложной для ребенка ситуация становится и тогда, когда родители (чаще всего неосознанно) видят в ребенка исполнителя каких-либо собственных нереализованных замыслов и планов. Именно это произошло в семье второклассника Дани.

Мама Дани (8 лет) выросла в неполной семье. Она часто вспоминает, как тяжело им жилось на мамину зарплату. В детстве она много завидовала своим сверстницам, живущим в более благополучных, с материальной точки зрения, семьях, которые лучше одевались, ходили в разные кружки и студии, занимались с репетиторами. Когда родился Даня, мама решила, что у ее мальчика должно быть все самое лучшее, в том числе и образование. Даню отдали в престижную английскую гимназию, кроме школы он посещает еще музыкальную школу и театральную студию. Мама часто говорит сыну о том, как ему повезло, что у него такие хорошие родители, и как ему важно стараться, чтобы все их усилия были «не зря». Но с начала второго класса родители стали замечать, что характер ребенка изменился: он стал более беспокойным, плаксивым, часто говорит по утрам, что у него болит живот (особенно часто это происходит перед проверочными и контрольными, а также экзаменами в музыкальной школе). Школьная учительница рассказывает, что Даня очень плохо отвечает у доски: почти шепчет, глаза постоянно «на мокром месте»; а однажды во время проверочной по математике он разорвал тетрадку с криком «у меня ничего не получается». При беседе с ребенком постепенно выяснилось, что причина этих трудностей – страх что-то сделать не так, потому что «мама и папа так много работают, чтобы я мог всему учиться, а вдруг у меня не получится».

Очень часто страх не соответствовать ожиданиям родителей проявляется не в чистом виде, а в виде других страхов: страхе опоздать в школу, отвечать у доски, не справиться с заданием и т.д.. Дело в том, что в основе всех подобных опасений лежит страх «быть не таким», «не тем» - не таким, как надо, не соответствовать существующим нормам и требованиям и, следовательно, потерять любовь и уважение близких людей. Это страх сделать не так, как нужно, не то, что следует, т. е. страх ошибки, неудачи, поражения, своей несостоятельности в представлении окружающих. В определенном смысле, это и страх быть не тем, кто получает признание, одобрение, кто соответствует групповым нормам, т. е. страх порицания, осуждения и наказания, потери расположения других и тем самым страх социальной изоляции.

Итак, появление страха не соответствовать ожиданиям родителей связано с закономерными особенностями развития личности младшего школьника (появлением чувства ответственности, осознанием важности своей новой социальной роли), а также, к сожалению, с не всегда адекватным уровнем требований, которые родители предъявляют к своему ребенку, прежде всего в том, что касается школьных отметок.

 

Как с ним справиться?

В определенном смысле страх не оправдать родительские ожидания похож на страх потерять любовь родителей, который встречается у детей дошкольного возраста. Сходство здесь заключается, прежде всего, в том, что оба эти страха не возникают совсем уж на «пустом месте», их появление всегда связано с особенностями семейной ситуации, поведения родителей, их взаимодействия с детьми. Поэтому для того чтобы помочь ребенку справиться со страхом не оправдать ожидания родителей, родителям самим придется пересмотреть свои воспитательные позиции и скорректировать свое поведение по отношению к ребенку.

    «Профилактику» данного страха необходимо начинать еще до того, как ребенок пойдет учиться в школу. Постарайтесь отследить, как вы разговариваете с сыном или дочкой о будущей школьной жизни, какие ожидания транслируете. Нужно ли говорить «ты у меня будешь получать одни пятерки»? Может быть, лучше «ты многому научишься»?

    Очень многое зависит и от того, как вы реагируете на недостаточно хорошие оценки сына или дочки. Конечно, мы не призываем вас радоваться «двойкам» и «тройкам». Просто гораздо эффективнее не просто ругать ребенка за плохие отметки, а поговорить о том, что можно сделать для исправления ситуации. 

    Постарайтесь несколько изменить схему разговора с вернувшимся из школы ребенком. Будет очень хорошо, если вы все-таки сможете сдержаться и не задавать наболевший вопрос о полученных оценках в самую первую очередь. Поинтересуйтесь, как прошел школьный день, что ребенок узнал сегодня нового, чему научился. Ведь, на самом деле, ребенок ходит в школу именно для того, чтобы чему-нибудь научиться, сами по себе оценки вряд ли имеют какую-нибудь ценность.

    Постарайтесь разделить собственные жизненные планы и мечты и жизнь вашего ребенка. Постарайтесь предоставить ему или ей хотя бы какие-то возможности для определения собственных интересов и занятий. Даже если вы очень хотите, чтобы ваша дочка занималась балетом, вряд из нее получится хорошая танцовщица, если все ее помысли сосредоточены на футболе!

Очень важно, чтобы ваше взаимодействие с ребенком не ограничивалось приготовлением уроков и обсуждением школьных отметок. Жизнь – это гораздо больше, чем учеба в школе! Чем больше жизненных сфер будет охватывать ваше взаимодействие с ребенком, тем больше точек опоры у него появится, тем меньше ваш сын или дочка будет бояться потерять ваше расположение из-за неприятностей с учебой: «да, я получил «тройку» в четверти по русскому, но зато как здорово мы с мамой вчера обсудили новый фильм, я видел, что ей по-настоящему интересно со мной разговаривать!»

Для того, чтобы облегчить вашему ребенку процесс адаптации к школьному обучению, старайтесь придерживаться рекомендаций, разработанных психологами, это поможет предотвратить развитие страха:

· Поддерживайте ребенка в стремлении стать школьником. Ваша заинтересованность в его делах, серьезное отношение к его достижениям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

· Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

· Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда он учится, у него может что-то не сразу получаться. Это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

· Составьте с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

· Не пропускайте трудности, возникшие у ребенка на первом этапе обучения. Если, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними в первом классе.

· Поддерживайте в первокласснике его желание добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите то, за что его можно похвалить. Похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Хорошо») способны заметно повысить интеллектуальный уровень человека.

· Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обратиться за консультацией к учителю или школьному психологу.

· С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появиться человек более авторитетный, чем вы – это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

· Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться время для игровых занятий. 

Так мы уже с вами знаем, что страх не соответствовать ожиданиям родителей проявляется в других школьных страхах, вы можете использовать рекомендации из разделов «страх не справиться с учебным заданием», «страх отвечать у доски», «страх быть высмеянным» и «страх одиночества», чтобы помочь своему сыну или дочке обрести большую уверенность в себе и найти способы справляться с индивидуальными проявлениями опасения быть «не таким, как надо».

Итак, если ваш ребенок демонстрирует проявления страха не соответствовать ожиданиям родителей, вам обязательно придется что-то изменить в своих с ним отношениях, прежде всего сформировать более адекватное отношение к школьным успехам ребенка и осознать, что оценки – это не самое главное в его и вашей жизни!

 

Страх не справиться с учебным заданием

Откуда он берется?

Этот страх, возможно, самый «коварный» из тех, с которыми может столкнуться ваш школьник. Почему? Да просто потому, что об этом страхе ребенок с наименьшей вероятностью скажет вам, используя слова «я боюсь», вы скорее услышите «я не буду». Испытывая подспудный страх потерпеть неудачу, ребенок просто отказывается совершать какие бы то ни было действия, предпринимать какие-то усилия. А взрослые зачастую трактуют такое поведение как проявления лени.

Даню (8 лет) с большим трудом удается засадить за уроки. Он находит множество предлогов для того, чтобы не заниматься выполнением домашнего задания. Несколько раз даже рвал тетрадку. Особый протест возникает, когда приходится заняться русским языком – самым «не дающимся» Дане предметом.

На самом деле, за тем, что мы называем ленью, чаще всего скрывается такое крайне негативно сказывающееся на развитии личности ребенка явление, как выученная беспомощность. Давайте подробнее разберемся в том, что же это такое. Выученная беспомощность - состояние, возникающее у ребенка или взрослого человека (и даже животных) после более или менее длительного негативного воздействия, избежать которого не удается.

Психологи провели специальный эксперимент, который показал, каким образом формируется выученная беспомощность и какое влияние она оказывает на поведение. Трем группам людей сказали, что нужно найти комбинацию кнопок, нажатие которых будет отключать громкий раздражающий звук. У одной группы такая возможность была - нужная комбинация кнопок действительно существовала. У другой же группы кнопки были просто отключены. Какие бы комбинации они не нажимали - неприятный звук не прекращался. Третья группа вообще не участвовала в первой части эксперимента. Затем участников эксперимента направляли в другую комнату, где стоял специально оборудованный ящик. Люди должны были положить в него руку, и когда рука прикасалась ко дну ящика, раздавался противный звук. Если же человек касался противоположной стенки - звук прекращался. В результате эксперимента было установлено, что люди, имевшие возможность отключать неприятный звук, выключали его и во второй серии экспериментов. Они не соглашались с ним мириться, и быстро обнаруживали способ прекратить неприятные ощущения. Так же поступали люди из группы, не участвовавшие в первой серии. Те же, кто в первой серии испытал беспомощность, переносили эту приобретенную беспомощность в новую ситуацию. Они даже не пытались выключить звук - просто сидели и ждали, когда все кончится.

Как показали результаты исследований,  сформировавшаяся выученная беспомощность проявляется в виде эмоциональных нарушений (депрессий, тревожных расстройств), на этом фоне возможно даже развитие телесных заболеваний. Основной неприятной характеристикой выученной беспомощности является ее тенденция к генерализации - будучи выработанной в одной конкретной ситуации, она, как правило, распространяется на многие другие, так что человек перестает предпринимать попытки справиться даже с теми задачами, которые поддаются решению.

К сожалению, предпосылки для формирования выученной беспомощности нередко закладываются в самом раннем детстве. Например, когда ограничивается физическая активность ребенка (с помощью тугого пеленания, которое сейчас, к счастью, уже практически не используется, или таких приспособлений, как манежи). Высок риск формирования выученной беспомощности и тогда, когда взрослые не реагируют на крик маленького ребенка. Ведь крик у младенца – единственный способ как-то воздействовать на окружающий мир, заявить о своих потребностях. А если ребенок кричит, но ничего не происходит, ребенок постепенно усваивает, что повлиять на внешнюю среду он абсолютно бессилен. Это и становится первым шагом к формированию выученной беспомощности.

Но особенно пышно беспомощность может «расцвести», конечно же, в школе. Испытывающий по каким-либо, очень часто вполне устранимым, причинам трудности в учебе ребенок быстро усваивает, что он ничего не может, ничего не сможет, а поэтому даже пытаться что-то изменить совершенно бесполезно.

Естественно, значительный вклад в формирование выученной беспомощности и связанного с ней страха неудачи иногда вносят и учителя. Подумайте, как себя чувствует ребенок, который слышит в свой адрес: «Ты все равно у меня больше «тройки» никогда иметь не будешь» или «Да, математика – это явно не твой предмет». К сожалению, учителю вовсе не обязательно произносить такие фразы вслух. Ребенок все равно «считает» подобное отношение к себе, даже если оно не будет выражено словами: по мимике, жестам, интонации обращающегося к нему учителя. На деле, здесь происходит взаимное обучение беспомощности: неудачи, трудности в усвоении материала ученика вызывает ощущение беспомощности у учителя, а учитель уже передает свою беспомощность тем детям, с которым общается.

Еще страх неудачи может быть «родом» и из семьи. Давайте подумаем, как мы сами ведем себя перед лицом трудностей? Какое поведение демонстрируем своим детям? Всегда ли мы пытаемся разрешить сложную ситуацию? Или часто пускаем ситуацию на самотек, ждем, что «все как-нибудь рассосется», «прячем голову в песок»? Естественно, что ребенок усваивает родительскую модель поведения, в том числе и в ситуации, требующей преодоления препятствий.

Страх неудачи проявляется еще и в том, что дети могут выбирать цели, совершенно не соответствующие их возможностям: либо слишком легкие, либо чересчур трудные. Также может возникать неожиданная реакция на успех или неудачу: если ребенок добился успеха, он снизит трудность задания, а если потерпит неудачу – повысит.

На уроке физкультуры дети метали мяч. Нужно было попасть в нарисованную на стене мишень. Дети сами могли выбирать расстояние, с которого осуществляется бросок. Вова (9 лет) вел себя довольно странно: попав в мишень, он подходил к ней еще ближе, а потерпев неудачу – отходил подальше, хотя большинство детей поступало как раз наоборот.

Такое поведение обычно связано с тем, что испытывающий страх неудачи ребенок пытается уберечь свою самооценку от болезненных ударов. С легким заданием можно справиться наверняка, а если не получится сделать что-то по-настоящему сложное – это не беда, ведь почти никто бы не смог. Конечно, такая модель поведения мешает вашему сыну или дочке развиваться, добиваться успеха и в учебе, и в других делах. Например, в общении.

Кате (7 лет) очень нравится одноклассница Оля. Кате хотелось бы дружить с Олей, играть с ней на переменах. Тем более, что Катя несколько раз встречала Олю с мамой в автобусе по дороге в школу, значит, девочка живет недалеко, и они могли бы общаться и после школы, и на каникулах. Но Катя боится, что Оля не захочет с ней дружить, поэтому она не только не пытается заговорить с ней в школе, но даже делает вид, что не замечает одноклассницу, встречая ее по дороге.

 

Итак, очень часто страх не справиться с заданием проявляется в нежелании ребенка что-то делать. Взрослые считают этот страх проявлением лени, хотя на самом деле он зачастую связан с довольно неприятным и тяжелым состоянием – выученной беспомощностью.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.