Как помочь ребенку справиться со своим страхом? — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Как помочь ребенку справиться со своим страхом?

2019-09-09 153
Как помочь ребенку справиться со своим страхом? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

    Как мы с вами уже знаем, большинство детских страхов – явление абсолютно нормальное и свидетельствующее только о том, что ваш малыш растет, развивается, формирует представления об окружающем мире и себе самом. Тем не менее, детские страхи причиняют довольно много неприятностей как самим детям, так и окружающим их взрослым, поэтому у родителей часто возникает вполне понятное желание помочь своему малышу избавиться от мучающих его страхов.

В этой главке мы расскажем об основных способах работы с детскими страхами, которые используют психологи. С нашей точки зрения, они вполне применимы также и заинтересованными и любящими родителями. Необходимо только помнить о том, что ни в коем случае нельзя заставлять ребенка делать что-то, что ему или ей категорически не нравится. При работе со страхами важно соблюдать осторожность и деликатность, нельзя «давить» на ребенка, иначе это приведет лишь к усугублению имеющихся проблем. Не стоит также надеяться на мгновенный результат. Работа со страхами – дело многих дней, а и иногда и недель, описанные здесь средства не могут сыграть роль «волшебной палочки», которая за одну минуту избавит ребенка от страхов. Помните также о том, что в ряде случаев ваших усилий может оказаться недостаточно, и эффективно помочь вашему ребенку может только специалист (об этом вы прочитаете в главке «В каких случаях ребенку необходима профессиональная помощь?»).

Хочется также напомнить, что эмоциональное благополучие ребенка зависит, прежде всего, от атмосферы в семье. Поэтому, если вы хотите помочь ребенку избавиться от страхов, задумайтесь, прежде всего, о том, не нужно ли что-то изменить в ваших с ним отношениях. Может быть, какие особенности вашего поведения если не и закрепляют страхи, то, по крайней мере, никак не способствуют их успешному преодолению? А теперь давайте поговорим о том, какие же способы можно применять для того, чтобы помочь нашим малышам поскорее победить собственные страхи.

Замечательные возможности для преодоления детских страхов предоставляет рисование. Как отмечают детские психотерапевты, наилучшие результаты от рисования страхов достигаются в 5-11 лет, потому что именно в этом возрасте ребенок проявляет наибольший интерес к рисованию. В младшем дошкольном и в подростковом возрасте лучше использовать игро­вые способы работы со страхами. В первую очередь, с помощью рисования удается победить страхи, порожденные вообра­жением ребенка (когда ваш сын или дочка боится чего-то, что никогда не происходило, что существует только в его или ее воображении). Также с помощью рисования можно помочь ребенку справиться со страхами, основан­ными на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящему времени эмоци­ональный след в памяти ребенка (например, несколько месяцев назад ребенка укусила на прогулке собака, и теперь он панически боится всех собак).

Когда ребенок рисует собственный страх, он выражает свои чувства, выносит их вовне, тем самым проживая и прорабатывая, кроме того, рисуя, ребенок выступает в роли творца, субъекта, того, кто совершает действия, таким образом ваш сын или дочка перестает ощущать себя беспомощной жертвой всяких кошмарных персонажей, у него или у нее появляется ощущение контроля над происходящим. Вот что пишет о роли рисования в преодолении детских страхов замечательный детский психотерапевт А.И.Захаров: «как для выработки иммунитета от инфекци­онных болезней вводится живая, но ослабленная вакцина, стимулирующая развитие здоровых, за­щитных сил организма, так и повторное пережи­вание страха при отображении на рисунке приво­дит к ослаблению его травмирующего звучания».

Вы можете предложить ребенку нарисовать то, что пугает (Бабу Ягу, страшного зубного врача, бандита) или пугающую ситуацию (пожар, наводнение), или же собственное ощущение страха. Это можно сделать, сказав примерно следующее: «Нарисуй, как ты боишься».

Обычно такие рисунки выполняются в темных тонах, с большим количеством штриховки. Иногда ребенок (особенно маленький) может заплакать, рисуя страшное чудище. Не переживайте по этому поводу: ваш малыш испугался не сейчас, просто сидящий внутри страх выходит наружу, это хороший признак. Пожалейте ребенка, пока он плачет, скажите, что понимаете его чувства, что это действительно очень страшный волк. Ваша задача в данном случае – помочь малышу наиболее полно выразить слезами накопившиеся чувства, а не как можно быстрее прекратить плач. В такой ситуации можно предложить ребенку покричать, подрожать («Очень страшно, давай с тобой встанем и подрожим»), это поможет более полной разрядке страха.

После окончания рисования спросите ребенка, что он или она хочет сделать с этим рисунком. Часто дети предпочитают уничтожать свои страхи. Это можно сделать разными способами: расчирикать, разорвать на мелкие кусочки, потоптаться на них, сжечь, спустить в унитаз. Обычно дети проделывают все это с большим удовольствием, поддерживайте ребенка в этом процессе, помогайте поругаться и покричать на страх в процессе расправы с рисунком («без крика не смертельно»), создайте у ребенка ощущение победы.

Обычно для преодоления страха необходимо несколько повторений подобного упражнения, поэтому не ждите, что, нарисовав страх один раз, ребенок в тот же вечер спокойно отправится спать в темную комнату. Скорее всего, вам придется проделать весь ритуал еще несколько последующих дней.

Постепенно можно переходить к следующему этапу рисования – предложить ребенку нарисовать рисунок на тему «как я не боюсь». На таком рисунке ребенок должен нарисовать не только объект своего страха, но и себя в роли победителя (поборовшим дракона, получившим «пятерку», летящим в самолете и т.п.). Такой рисунок тоже может быть выполнен не однажды, вы можете заметить, что раз от раза ваш малыш будет рисовать все более уверенно, а признаки «победительности» в рисунке будет проступать все более очевидно. Опять же, спросите ребенка, что он хочет сделать с этим рисунком. Вполне возможно, что это «произведение» украсит собой стены вашей квартиры.

Например, к нам консультацию пришла девочка Маша (11 лет), которая боялась преподавательницы в танцевальной студии. Это была строгая дама, которая, в лучших традициях классического балетного воспитания, постоянно покрикивала на учениц, а иногда и прохаживалась по недостаточно умелым и старательным ногам скакалкой. Сначала Маша нарисовала, как она боится преподавательницы. Она нарисовала свою фигурку очень маленькой, стоящей у станка с дрожащими коленками, а рядом – возвышающуюся громадину преподавательницы, с открытым в грозном окрике ртом и почти цирковым хлыстом в руках. Затем Маша долго и с наслаждением рвала рисунок на мелкие кусочки, выкрикивала в адрес любимого педагога накопившиеся претензии, дрожала, комкала кусочки рисунка, потоптала их, затем аккуратно собрала и с большим удовольствием спустила в унитаз. Следующий рисунок разительно отличался от предыдущего: разница в размерах изображений Маши и педагога была гораздо менее значительной, а на лицах обеих были улыбки. Через несколько дней бабушка девочки рассказала, что Маша снова спокойно ходит на занятия, и у нее прекратились боли в животе, которые стали практически постоянным явлением перед посещением танцевальной студии.

Еще одним способом преодоления страхов является игра. Игра – это вообще очень серьезное дело, это основное занятие ребенка дошкольного возраста, именно в игре ребенок познает мир, осваивает социальные роли, учится строить отношения со сверстниками и взрослыми, развивается как физически, так и психически.

На самом деле, практически любые игры, распространенные в детской среде, способны помочь ребенку преодолеть свои страхи и комплексы. Например, традиционные «Жмурки» прекрасно «работают» со страхом темноты. Не стоит забывать и том, что совместные игры ребенка и родителей помогают наладить контакт в семье, улучшить психологический климат, сделать семейную атмосферу более благоприятной и радостной, что, конечно же, невероятно важно для ребенка, борющегося со своими страхами.

Для помощи страдающему от страхов ребенку можно использовать и специально созданные игровые ситуации. В этом случае игра будет выполнять терапевтическую функцию, поскольку в ней травмирующие жизненные об­стоятельства переживаются в условном, а значит ослабленном виде и, кроме того, происходит их эмоциональное отреагирование, эмоциональная разрядка. 

Играть можно после разговора с ребенком о его или ее страхах, либо после рисования страха. Здесь очень важна последовательность действий. При первом проигрывании вам нужно взять на себя роль ребенка, а ему превратиться в пугающий персонаж. Если поступить наоборот, можно только усугубить и усилить негативные переживания ребенка. Итак, ваш сын или дочка превращается в Бабу Ягу или злую собаку (страшную учительницу, зубного врача и т.д.), а ваша задача – пугаться и дрожать. Чем в более ужасном и гипертрофированном образе предстанет ваше чадо – тем лучше. Очень часто такое проигрывание вызывает смех. Это очень хорошо, ведь смех – это один из способов разрядки страха. Не прекращайте игру, пока ребенок сохраняет к ней активный интерес, если, конечно, у вас еще сохранились силы. После окончания первого этапа можно поменяться ролями: теперь уже ваш ребенок становится самим собой, а вы играете роль пугающего персонажа. Естественно, ваша задача – сделать так, чтобы ребенок победил. Очень важно внимательно следить за состоянием сына или дочки во время игры: победа не должна достаться ребенку слишком легко, иначе она будет не настоящей, но важно и не передавить, помните, что ребенок сейчас, пусть и в игровой форме, оказался лицом к лицу с собственными страхами. Перед началом второго этапа игры можно обсудить с ребенком способы победы над кошмарным персонажем, решить, чего же он больше всего боится, как его можно уничтожить (придумать специальное заклинание, вооружится волшебным мечом, выпить специальный удесятеряющий силы волшебный кефир и т.д.), чтобы ребенок был заранее готов к предстоящему поединку.  

Работая с девочкой Соней (8 лет), которая боялась оставаться одна дома, мы как раз применяли игровой метод коррекции страхов. В ходе беседы выяснилось, что больше всего Соня боится, что из телевизора вылезет страшная ведьма-вампир и нападет на нее, когда мамы нет дома (из беседы с мамой потом выяснилось, что страх появился после того, как девочка посмотрела по телевизору фильм соответствующей тематики, произведший неизгладимое впечатление). По нашей просьбе Соня нарисовала ведьму-вампира: с злобным лицом, длинными красными когтями и окровавленными зубами. Постепенно мы ввели Соню в ситуацию игры: попросили показать, как ведьма ходит, как говорит, как летает. Потом Соня стала ведьмой, а психологу досталась роль девочки. Соня изо всех сил пугала, а мы послушно пугались. Это раззадоривало девочку, которая все больше «входила в образ», и периодически начинала сильно смеяться. Через некоторое время игра приостановилась. Мы поговорили с Соней о том, как можно победить ужасное чудовище. Оказалось, что ведьма очень боится смеха, а еще ее можно забить насмерть волшебной подушкой (которая, по счастливой случайности, оказалась в нашем кабинете). Мы возобновили игру, поменявшись ролями. В какой-то момент девочке явно стало страшно: это было заметно по выражению ее глаз, но Соня справилась с собой, пустила в ход необходимые средства и одержала заслуженную победу как над ведьмой, так и над своим страхом.

Говоря о подобных играх, хочется напомнить самоотверженным родителям о необходимости соблюдения техники безопасности: дети зачастую очень увлекаются игрой, легко входят в раж, поэтому нужно заранее договориться с ними о том, что бить, например, можно только подушкой и только по определенным частям тела (не по лицу и не по голове). Если во время игры ребенок нарушает правила и доставляет вам неприятные ощущения, не забывайте приостановить битву и напомнить о необходимости выдерживать определенные границы.

Неоценимую помощь в преодолении страхов могут оказать и сказки. В сказках накоплен огромный запас жизненной мудрости, неслучайно такое направление психологической помощи, как сказкотерапия становится в наше время все более и более популярным методом разрешения психологических трудностей и личностного развития не только детей, но и взрослых.

Вы можете использовать как художественные сказки (народные или авторские), так и сказки, специально сочиненные по теме проблемы, волнующей вашего малыша (в главке, посвященной страху темноты, вы можете найти пример такой сказки).

Любая работа со сказкой начинается с ее анализа, обсуждения. Поговорите с ребенком об обстоятельствах сказки, о поведении героев и их чувствах, о том, к каким последствиям могут привести те или иные действия и поступки. Особое внимание можно уделять тому, как герой справляется с пугающими ситуациями, что ему помогает. Попробуйте подвести ребенка к осознанию связи между сказкой и реальным жизненным опытом. Затем можно нарисовать отдельные эпизоды сказки и даже разыграть их. «Боящемуся» ребенку одинаково полезно будет побыть как в роли бесстрашного сказочного героя, так и кошмарного чудовища.

Наконец, упомянем еще один способ психологической работы со страхами, достаточно широко распространенный, кстати, в детской субкультуре – страшилки.

Давайте вспомним, для начала, чем страшилки отличаются от волшебных сказок, о которых мы только что с вами вспоминали. Прежде всего, различия касаются окончания истории: сказки заканчиваются счастливым финалом, а окончание страшилки не несет никакого позитива, наоборот, чаще всего все заканчивается смертью главного героя. В сказке герой активен, борется с трудностями, находит выход из сложных ситуаций, а в страшилке герой обычно пассивен, беспомощен, не пытается активно искать адекватный выход из проблемой ситуации, у него нет волшебных средств, которыми практически всегда располагает герой сказки. В сказке действие происходит в необыкновенном мире («в тридевятом царстве», «за тридевять земель»), место действия страшилки самое обыденное, напоминающее обстоятельства жизни обычного человека («в одном городе, на одной улице, в пятиэтажном доме…»). Вот пример «классической» страшилки про Красные зубы:

В одну школу поступил новенький. Когда всех школьников отпустили домой, он после уроков остался. Техничка говорит ему: «Иди домой, а то тут у нас ходят красные зубы!» Мальчик отвечает: «Я только посмотрю школу и пойду». Он походил по школе, зашел в один кабинет и заснул. Когда пробило двенадцать часов, в кабинете появились красные зубы. Они набросились на мальчика и съели его. Утром, когда ребята пришли в класс, они увидели человеческие кости. Вызвали милицию. У всех стали проверять зубы, но ни у кого красных зубов не оказалось. Напоследок решили проверить у директора. А у него – красные-красные зубы!

Предложите ребенку придумать страшилку на тему существующего у него страха (страшилку про красные зубы мог бы сочинить ребенок, боящийся школы, а также новых жизненных ситуаций). Пусть сын или дочка расскажет вам страшилку с соблюдением всех законов этого жанра: страшным-страшным голосом, нагнетая эмоциональное напряжение, с драматическими паузами. Ваша задача – как можно активнее пугаться (можно не отказать себе в удовольствии повопить от ужаса или забраться под стул).

Рассказывая страшилку, ребенок доводит свой страх до абсурда, что вызывает смех, тем самым помогая выразить, разрядить накопившиеся чувства. Кроме того, ребенок выходит из роли «жертвы» страха: выступая в роли рассказчика страшилки, он становится тем, кто пугает, а не тем, кто боится. Такая смена ролей является очень полезной для ребенка, старающегося преодолеть свои страхи.

В дальнейшем можно поработать со страшилкой, придуманной ребенком: предложите сыну или дочке нарисовать к страшилке иллюстрацию, можно даже разыграть страшилку. Очень полезно превратить страшилку в волшебную сказку: придумать хороший конец, привнести волшебные средства, изменить поведение главное героя (сделать его более активным, совершающим адекватные действия для выхода из проблемной ситуации).

Например, мальчик из страшилки про красные зубы мог бы пойти к гардеробщице (старой мудрой женщине) и спросить у нее, как победить красные зубы, а она дала бы ему волшебные клещи и научила заклинанию храбрости. В этом случае директор, по всей вероятности, пришел бы на следующий день в школу с очень грустными глазами и перевязанной щекой.

Итак, помочь ребенку справиться со своими страхами можно, прежде всего, постаравшись создать в семье благоприятный психологический климат, атмосферу поддержки любых, даже самых незначительных, успехов ребенка в преодолении собственных проблем, поменьше обращая внимания на негативные проявления. Также можно использовать такие способы психологической работы с детскими страхами, как

· рисование страхов;

· проигрывание пугающих ситуаций;

· работа со сказками;

· придумывание и рассказывание страшилок.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.