Контроль органов исполнительной власти. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Контроль органов исполнительной власти.

2019-09-04 207
Контроль органов исполнительной власти. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Контроль органов исполнительной власти является одним самых распространенных в системе государственного управления. Данный вид контроля осуществляют: Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Безусловно центральное место в системе контроля органов исполнительной власти занимает Правительство РФ, его действия регламентированы нормами ФКЗ от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) « О Правительстве Российской Федерации»[26]. Согласно действующему закону Правительство контролирует исполнение как конституционного так и федерального законодательства, а так проводит мероприятия направленные на устранение выявленных недостатков и профилактику возможных.

В рамках контрольных полномочий Правительство РФ осуществляет текущее руководство над федеральными органами и министерствами. В свою очередь обозначенные органы находятся под прямым контролем Правительства, подчиняются ему и отчитываются ему о проводимой работе, так как Правительство имеет право ставить перед ними конкретный перечень обязательных к выполнению задач [27].

Под контролем осуществляемым министерством следует так же понимать следование основополагающим принципам контроля как явления. Прежде всего соблюдаются принципы законности и дисциплины. Каждое должностное лицо на вверенном ему участке работы должно строго подчиняться требованиям и правилам устанавливаемым Правительством РФ. Для удобства реализации контроль Правительство подразделяется на:

а) общий,

б) ведомственный,

в) надведомственный.

Реализуемый общий контроль отражает в себе весь спектр полномочий, которыми наделено Правительство РФ. Контроль осуществляется в отношении: органов исполнительной власти, правительств субъектов федерации [28]. В рамках своих полномочий Правительство в праве отменять, изменять или заменять акты, реализуемые этими органами, приостанавливать их с целью повышения эффективности проверки.

Органы исполнительной власти субъектов РФ связаны с органами исполнительной власти федерального уровня. Поэтому Правительство РФ проводит контроль на всех уровнях соподчинения. К компетенции Правительства относятся решения об изменении, реорганизации, ликвидации, переименовании органов власти как на федеральном, так и на региональном уровне. Это же касается и должностных лиц.

В связи с этим следует перечислить перечень контрольных полномочий, которыми наделено Правительство РФ. К числу действующих полномочий относятся: учет отчетности предприятий, отвечающих за режим природопользования, соблюдение утвержденных проектов строительства и транспортного обслуживания, а также обслуживания населения. Контроль проводится только в предприятиях подконтрольных Правительству РФ напрямую [29].

К контрольным полномочиям естественно может быть отнесена проверка подчинения действующим нормативно-правовым актам учреждений отвечающих за соблюдение санитарно-эпидемиологических норм, радиационного состояния территории и т.д. Техника безопасности на предприятиях и охрана труда так же контролируется Правительством РФ.

Вторым по значимости является ведомственный контроль. Он реализуется преимущественно по отраслям и распространяется на ведомства и объектов, которые находятся под контролем этих ведомств. По аналогии с общим контролем под проверку подпадают все действующие нормативно-правовые акты, исполнение которых для проверяемого ведомства находится в числе обязательных. Кроме того, следует отметить, что ведомственный контроль затрагивает всю структуру отельного ведомства проверяя все подконтрольные ему учреждения и предприятия. К примеру если под проверкой находится Министерство путей сообщения РФ, будут проверены все подчиненные уму учреждения и предприятия по всей стране и все ее пределов при наличии..

На уровне субъектов федерации права на проведения контролирующих мероприятий согласно правилам ведомственного контроля будет находиться в ведении того министерства компетенция которого будет совпадать с проверяемым ведомством или находиться на уровне межотраслевой компетенции.

В свою очередь надведомственный контроль будет иметь отношение только к межотраслевой компетенции. Только в исключительных случаях его могут осуществлять органы, обладающие особыми полномочиями полученными от Правительства РФ. Требование в этом случае только одно – проверяющий орган наделенный надведомственными полномочиями должен обладать соответствующей компетенцией.

В частности, Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии сможет проводить надведомственный контроль только в области стандартизации и метрологии над теми предприятиями и учреждениями, которые прямо или косвенно связаны с деятельностью комитета. Аналогично Государственный комитет РФ по статистике затронет только те юридические лица, которые действуют согласно нормативной базе в области государственной статистике и имеют советующую регистрацию. В противном случае контролирующие мероприятия проводиться не должны.

Надведомственный контроль по вопросам своей компетенции осуществляют Министерство экономического развития и торговли, Министерство финансов РФ, Министерство труда и социального развития РФ и др.

1.3.3 Контроль органов законодательной власти

 

Контроль органов законодательной власти определяется конституционными нормами (ст. 102, 203 КРФ). Здесь речь идет о Федеральном Собрании РФ и законодательных органов субъектов Федерации как о прямом олицетворении законодательной ветви власти в государстве. Для того чтобы они могли реализовывать свои контролирующие полномочия разработан специальный механизм контроля. Это механизм представлен в виде указов Президента РФ, так как именно Президент в этом случае следит за надлежащим исполнением обязанностей со стороны органов Законодательной власти как глава государства. К примеру, Федеральное Собрание исполняет указы Президента о введении военного положения, ЧС, об использовании вооруженных сил в различных ситуациях (ст. 102 КРФ).

Федеральное Собрание как контролирующий орган имеет собственные полномочия. Его полномочия реализуются после соответствующих консультаций с Президентом РФ или специально собранной комиссией, действующей от лица Федерального Собрания (п. «м» ст. 83 Конституции).

Следует так же определить в какой форме осуществляется контроль органов законодательной власти. Он может выражаться в форме подачи специального запроса от лица депутата или специальной комиссии сформированной из состава депутатов Совета Федерации РФ, а так же иных органов законодательной власти как на федеральном, так и на муниципальном уровнях, обладающих необходимыми полномочиями и компетенцией.

Используя контрольные полномочия органы законодательной власти могут оказывать влияние на органы исполнительной власти. Широко известен пример, когда, Государственная Дума оказывала влияние на органы исполнительной власти с помощью плана по бюджету, который она могла утвердить или не утвердить. Поскольку Правительство ежегодно должно предоставлять отчет о реализации бюджета, Госдума, проверяя отчеты может выявлять недостатки и нарушения. Проверкой отчетов по реализации бюджета занимается специальный структурный орган Государственной Думы – Счетная палата [30].

Следовательно, Счетная палата так же наделяется контролирующими полномочиями от органов законодательной власти. Согласно положениям Федерального законодательства на базе счетной палаты подвергаются проверке все статьи бюджета: планового и внепланового, по бюджетным и внебюджетным фондам, по структуре и целевому назначению. Важным элементом контроля, осуществляемого Счетной палатой, является проверка законности и своевременности всех движений, совершаемых по бюджетным ассигнованиям, реализуемым за весь период. В регулярных отчетах, которые получает Госдума от Счетной Палаты нередко выявляются нарушения и злоупотребления, которые в свою очередь требуют немедленного исправления, а виновные несут положенное по закону наказание [31].

Вновь обращаясь к Счетной Палате как контролирующему органу, стоит отметить, что ее полномочия распространяются далеко за пределы функционирования Правительства РФ. Представители Счетной палаты контролируют все органы и учреждения, которые пользуются бюджетными ассигнованиями из Федерального бюджета. Контроль простирается вплоть до местного уровня. Специалисты проверяют процедуры получения, перечисления, использования бюджетных средств. Так же под контролем Счетной палаты находится та федеральная собственность, которая используется органами и учреждениями.

Кроме контрольных мероприятий специалисты Счетной палаты проводят так же ревизии и проверки различного уровня. При этом нарушением будет считаться, если сформированной комиссии не будут предоставлены все документы от той организации в отношении которой проводится проверка или ревизия, так как по установленным правилам руководство обязано это делать в полной мере и в короткие сроки. Результат проверки отражается в пакете документов, которые носят название – представление. Организация, получившая представление, не должна оставлять его без внимания, но необходимо в короткие сроки рассмотреть замечания, а так же для Счетной палаты должно быть предоставлено уведомление о мерах которые были приняты для устранения выявленных недостатков. Если меры приняты не были, Счетная Палата имеет полномочия подавать жалобу в суд. Однако стандартная процедура меняется, если по результату проверки были обнаружены не только стандартные недостатки, но признаки преступления. В этом случае представление передается не только проверенной организации, но так же в правоохранительные органы [32].

В отношении контроля законодательной власти реализуемого на уровне местного самоуправления, в этом случае следует обращаться к ст. 77 Конституции РФ. Согласно нормам, содержащимся в статье на уровне местного самоуправления субъекты Федерации, могут самостоятельно образовывать такие органы наделенные контрольными полномочиями [33].

 

Судебный контроль.

Пожалуй, ключевую позицию в сфере государственного контроля занимает судебный контроль, поскольку только судебный орган имеет право на вынесение окончательного решения по любому спору, в любой инстанции. При этом согласно действующему законодательству контрольными полномочиями обладает любая судебная инстанция от Конституционного суда до суда общей юрисдикции. Государственная система с помощью контрольных функций судов реализует судебную власть с помощью отправления правосудия. Принцип правосудия лежит в основе контролирующих мероприятий судебных органов, поскольку суд охраняет права и интересы всех российских граждан.

Следовательно, судебная власть как инструмент государственного контроля не может рассматриваться исключительно сквозь судебные процессы. Понятие судебной власти и вместе с тем судебного контроля весьма многогранно. Ведь судебная власть входит в общее понимание правового государства и демократических принципов управления. Поскольку только суд является полностью независимой инстанцией, основной задачей которой является защита прав и интересов каждого отдельного гражданина и любого государственного органа, в частности. Таким образом существование полноценной исполнительной власти становится возможным только в случае корректного функционирования механизма правосудия. При этом указанный принцип действует не только в РФ, он обязателен для всех стран с демократическими основами управления.

Возглавляет систему судебного контроля Конституционный Суд РФ. Его деятельность регулируется Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Конституционном Суде Российской Федерации»[34]. Основной целью контрольной деятельности Конституционного Суда РФ является сохранение и укрепление конституционного строя, а так же выявление и устранение норм и действий противоречащих основному закону государства.

При достижении цели суд руководствуется следующими принципами: принципом независимости, коллегиальности, гласности, законности, состязательности, а также равноправия. Принцип независимости отражается в положении Конституционных судей, в частности их несменяемому статусу, подконтрольности только конституционному закону. В частности, для конституционных судей вынесен запрет на участие в действиях, носящих какой-либо идеологический характер. При этом на вынесение решений Конституционным судом не должно оказываться никакого воздействия. Психологическая и физическая неприкосновенность конституционных судей тщательно охраняется. Гарантом озвученных норм служит Конституция РФ как основной закон государства (ст. 125) [35].

Используя установленные правила Конституционный суд исполняет надлежащим образом свои контрольные полномочия. В частности, не опасаясь давления со стороны власти, данная судебная инстанция может проверять деятельность органов как законодательной, так и исполнительной власти. К примеру, могут проверяться нормативные акты, издаваемые Правительством, Президентом, Государственной Думой и т.д. Кроме того контрольные мероприятия Конституционного Суда РФ распространяются вплоть до субъектов Федерации. В частности, контроль может проводиться так же в отношении текущей деятельности отдельных должностных лиц, находящихся в структуре госаппарата.

Все выявленные нарушения, признаются неконституционными. В частности, нормативные акты сразу после вынесения соответствующего решения Конституционного Суда немедленно утрачивают силу и дальнейшее их исполнение становится противозаконным. В том числе орган исполнительной власти должен быть предупрежден судом о принятом решении в соответствующем заключении [36].

Организации, получившей представление о проведенной проверке, выделяется фиксированный срок (1 месяц). В течение этого срока суд должен получить уведомление о проведенных действиях. Поскольку всякое решение Конституционного Суда РФ обязательно для исполнения, если только само решение не противоречит Конституции РФ, так как данный контролирующий орган подконтролен только ей. Однако же если Конституционный Суд дает толкования Конституции, они являются обязательными для всех субъектов государственного управления и граждан [37].

Далее следует рассмотреть важные нюансы деятельности Конституционного Суда РФ. Во-первых, следует знать, что в отличие от остальных судебных инстанций, Конституционный суд не имеет права самостоятельно начинать проверку конституционных положений или действий какого-либо субъекта. Во-вторых, Конституционный Суд может начать разбирательство после предоставления ему запроса, жалобы или обращения. К примеру, если в суд поступает обращение Президента или одной из палат Совета Федерации. Что касается отдельных граждан (и депутатов, в частности) их обращение в Конституционный суд становится возможным только посредством подачи жалобы о нарушении их личных конституционных прав.

В отношении судов общей юрисдикции, которые тоже наделяются контрольными полномочиями, следует отметить, что основной контролирующей задачей выступает проверка законности в процессе рассмотрения дел по различным отраслям права.

В процессе рассмотрения дела суд может проверить следующие его составляющие: условия при которых было возбуждено уголовное (административное) дело, действия подсудимого, потерпевшего, органов исполнительной власти (если они участвуют в разбирательстве), законность предъявляемых обвинений, законность показаний и ходатайств. Проверяется даже приговор. [38].

В отличие от Конституционного Суда, Суд общей юрисдикции выносит не представление, но свое собственное частное определение по выявленным правонарушениям. Орган исполнительной власти так же обязательно получает данное частное определение, в котором подробно излагаются все обнаруженные нарушения. Субъекту которому адресовано частное определение, выделяется месяц на исправление нарушений (аналогично как по представлению Конституционного Суда РФ).

Следует так же обратить внимание, что Суды Общей юрисдикции могут контролировать действия органов исполнительной власти в области гражданского судопроизводства. Чаще всего рассматриваются дела по административным правоотношениям, а также дела искового производства. Круг дел, разбираемых судом общей юрисдикции достаточно обширен. В процессе рассмотрения проводится контроль действий органов исполнительной власти, а также актов, которые принимаются в ходе проводимого процесса. Суд обязательно знакомится с издаваемыми актами и подтверждает их законность или указывает на выявленные нарушения. Если нарушения выявлены, судом опять же, выносится частное определение [39].

Аналогичная процедура контроля проводится при рассмотрении административных дел, таких как хулиганство, хищение и т.д. В процессе разбирательства так же проверяются решения, принимаемые органами исполнительной власти по отношению к виновному лицу. Если имеют место быть неправомерные действия суд дает им свою оценку, в частном определении.

После судов общей юрисдикции следует рассмотреть контрольные полномочия арбитражных судов, это важно так модель Российской экономики к настоящему времени рыночная. Именно Арбитражный суд должен установить жесткую дисциплину, поскольку количество правонарушений в сфере его полномочий наиболее велико с точки зрения частоты. Контролирующие полномочия Арбитражный суд реализует на основе следующих нормативно-правовых актов: ФКЗ от 26 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ (ред. от 15.02.2016)«Об арбитражных судах в Российской Федерации»[40] и «Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 28.12.2017)[41].

Нормативные акты, которые принимают органы местного самоуправления, а также иные государственные органы в ходе реализации предпринимательской деятельности в обязательном порядке проверяются Арбитражным судом, особенно если есть подозрения на то, что принятый нормативный акт недействителен, полностью или частично. Особенно тщательно проводится проверка если есть подозрения на то, что были нарушены права граждан или законные интересы организаций. Вся процедура рассмотрения подобных споров строго определена АПК и от нее нельзя отклоняться. В основе содержания арбитражной проверки при разрешении спорных моментов естественным образом выступает принцип законности, так как суд прежде всего проверяет законную обоснованность принимаемых или исполняемых решений государственными органами или иными субъектами государственного управления.

Контрольная система судопроизводства строится на доказательной базе и законодательной основе, которая учитывается при вынесении решений. Частное решение выносится в том, случае если были выявлены правонарушения в изучаемом материале или действиях должностных лиц, которые по каким-либо причинам не соответствуют инструкциям. При этом если были обнаружены нарушения в актах государственных органов, то они должны быть исправлены немедленно, в отношении всех остальных нарушений выделяется месячный срок [42].

В отношении частного решения следует сказать, что оно выступает как самостоятельный судебный акт, а следовательно, должно быть принято к сведению и исполнено тем должностным лицом или органом государственного управления в отношении которого был принят. Судебные акты Арбитражного суда действуют на все территории государства. Если частное решение необходимо исполнить принудительно, к судебному акту прилагается исполнительный лист [43].

Соответственно на основании проведенного нами анализа было выявлено, что суды разной юрисдикции имеют достаточную компетенцию для обеспечения корректной деятельности органов исполнительной власти, а так же должностных лиц на различном уровне.  


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.