Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2019-08-07 | 112 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Б3.Б14 «Устойчивое развитие»
Направление 022000.62 Экология и природопользование
Профиль подготовки Природопользование
Квалификация - бакалавр
Количество зачетных единиц (трудоемкость, час) 2 (72)
Разработчик доцент, кафедры «Землеустройство и кадастры» к.с-х.н.
Коковин П.А.
Екатеринбург, 2015 г.
Содержание программы
1. Пояснительная записка 2
1.1. Введение 3
1.2. Цели и задачи дисциплины 4-6
1.3. Место дисциплины в структуре ООП ВПО 6-8
1.4. Требования к знаниям, умениям и владениям 8-10
2. Тематический план 10-13
2.1. Перечень разделов (модулей) дисциплины 10-11
2.2. Содержание разделов (модулей) 11-13
3. Перечень, содержание и трудоемкость практических занятий 12
4. Содержание, трудоемкость и контроль самостоятельной работы студентов 12
5. Контроль результативности учебного процесса 13
|
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 13
7. Требования к ресурсам 15
Пояснительная записка
Введение
Природные ресурсы являются основой современной цивилизации, а основная задача экономических структур – преобразование природного вещества в конечный продукт, необходимый для повышения качества жизни. В соответствии с традиционными представлениями, чем больше ресурсов подается на входе в экономику, тем больше продукции на выходе и, соответственно, выше уровень экономического развития.
Такой подход к проблеме взаимоотношений общества и природы в ходе исторического развития определил крайне нерациональный тип использования природных ресурсов, которое сопровождается мощным загрязнением и разрушением окружающей природной среды, и чаще всего – возникновением не только экологических, но и социально-экономических проблем. Для решения этих вопросов необходима новая концепция взаимоотношений человека и биосферы, которая утвердила бы единство экономики, природы и общества – концепция устойчивого развития.
Природопользование – это междисциплинарная область знаний, сформировавшаяся на стыке естественных, гуманитарных и общественных наук, и занимающаяся разработкой принципов рационального природопользования с учетом экологических, социальных, экономических и научно-технических факторов в русле устойчивого развития.
При разработке программы учебной дисциплины «Устойчивое развитие» в основу положены:
- ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров 022000 Экология и природопользование
- Учебный план направления 022000 Экология и природопользование одобрен ученым советом ГОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет» протокол №__ от «__»____________2015г.
|
- Стандарт УГЛТУ СТП 1.2.1.3-00-15 «Программа учебной дисциплины. Требования к содержанию и оформлению».
1.2. Цели и задачи дисциплины
Целями изучения дисциплины являются:
- формирование у студентов способности действовать в соответствии с принципами научного подхода и экологической целесообразности при решении вопросов по использованию природных ресурсов;
- развитие способностей анализировать антропогенные воздействия на природную среду, а также прогнозировать последствия таких воздействий;
- осознание актуальности концепции устойчивого развития общества как новой экологически приемлемой модели экономического развития современной цивилизации для возможности последующих разработок более совершенных форм социоприродных взаимодействий.
Задачи преподавания дисциплины:
- рассмотреть биосферные процессы, лежащие в основе устойчивого развития общества;
- раскрыть понятие и дать определение устойчивого развития территории;
- изучить современные тенденции в управлении и планировании природопользования с учетом экологических, социальных, экономических и научно-технических факторов;
- рассмотреть роль государственных, международных и общественных организаций в реализации идей устойчивого развития.
В результате изучения дисциплины выпускник должен обладать следующими
общекультурными компетенциями (ОК):
- владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию, систематизации информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК-4);
профессиональными компетенциями (ПК):
в организационно-управленческой деятельности:
- обладать базовыми знаниями в области фундаментальных разделов математики в объеме, необходимом для владения математическим аппаратом экологических наук, для обработки информации и анализа данных по экологии и природопользованию (ПК-1);
- общепрофессионалъными компетенциями:
- иметь базовые общепрофессиональные (общеэкологические) представления о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды (ПК-4);
- знать основы природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды; быть способным понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования (ПК-6);
|
- владеть методами экологического проектирования и экспертизы, экологического менеджмента и аудита, экологического картографирования; владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации и использовать теоретические знания на практике (ПК-11);
в проектной деятельности:
в производственно-технологической деятельности:
в научно-исследовательской деятельности:
- способностью и готовностью к проведению экспериментальных исследований;
- способностью и готовностью к участию во внедрении результатов исследований и новых разработок.
1.3. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Устойчивое развитие» входит в цикл базовых дисциплин.
Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: земельные и другие виды природных ресурсов; категории земельного фонда; территории административных образований; территориальные зоны; зоны с особыми условиями использования территорий; зоны специального правового режима; зоны землепользования и земельные участки в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования; земельные угодья; единые объекты недвижимости и кадастрового учета; информационные системы и технологии кадастра недвижимости; геодезическая и картографическая основы землеустройства и кадастра недвижимости.
Бакалавры по направлению подготовки 022000.62 «Экология и природопользование» готовятся к следующим видам профессиональной деятельности:
- организационно-управленческая;
- проектная;
- производственно-технологическая;
- научно-исследовательская.
Изучение дисциплины «Устойчивое развитие» направлено на подготовку выпускника к решению следующих ряда задач профессиональной деятельности:
в организационно-управленческой деятельности:
- участие в составлении технической документации и отчетности;
|
- выполнение работ по подготовке к сертификации объектов добычи природных ресурсов;
- обоснование научно-технических и организационных решений;
- анализ результатов и выбор оптимального решения;
в проектной деятельности:
- участие в разработке проектной и рабочей группах по разработке и сертификации объектов природопользования;
- контроль и авторский надзор за исполнением проектных решений.
в производственно-технологической деятельности:
- участие в осуществлении проектно-изыскательских работ по разработке и добыче природных ресурсов;
- правовое обеспечение деятельности в области природопользования;
- участие в проведении мероприятий за использованием природных ресурсов, охраны окружающей среды;
- участие в проведении работ по кадастровой оценке природных ресурсов;
в научно-исследовательской деятельности:
- проведение экспериментальных исследований;
- изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта в области разработки и использования природных ресурсов;
- участие во внедрении результатов исследований и новых разработок.
Для успешного усвоения материала по дисциплине «Устойчивое развитие» необходимы знания ряда обеспечивающих дисциплин. В свою очередь освоение данной дисциплины является необходимой основой для изучения других важных естественно-научных и профессиональных дисциплин направления.
Сведения об обеспечивающих, сопутствующих и обеспечиваемых дисциплинах
№ | Обеспечивающие | Сопутствующие | Обеспечиваемые |
1. | Математика | Методы исследования и обработки информации в природопользовании | Выпускная квалификационная работа. |
2. | Информатика | Сертификация природных ресурсов и окружающей среды | |
3. | Биоразнообразие | Рациональное использование земельных ресурсов | |
4. | Биогеграфия | Экологический менеджмент и аудит | |
5. | Рациональное использование ресурсов |
Требования к знаниям, умениям и владениям
До начала изучения дисциплины «Устойчивое развитие » студент должен:
знать:
- основы фундаментальных наук (математики, физики, химии, биологии);
- строение биосферы и основные закономерности взаимодействия сообществ живых организмов с природной средой;
- основные понятия и законы экологии;
уметь:
- использовать качественные и количественные показатели для оценки антропогенного воздействия на окружающую природную среду;
владеть:
- методами работы с учебно-методической и справочной литературой;
- методамиобработки и анализа экспериментальных данных;
иметь представление:
- об основных экологических проблемах человечества;
|
- о механизмах функционирования и устойчивости биосферы;
- о материальном составе окружающей среды;
- о критериях оценки изменения материального состава окружающей среды;
- о мероприятиях по регулированию процессов загрязнения природных сред;
- о подходах к оценке состояния экосистем;
- об экологических принципах использования природных ресурсов.
После окончания изучения дисциплины «Устойчивое развитие» студент должен:
Знать:
- экологические принципы рационального природопользования;
- основы экологического регулирования и прогнозирования последствий природопользования;
- назначение, правовой статус и экологическую значимость для общества и системы биотической регуляции окружающей среды особо охраняемых территорий;
- цели, организацию управления природопользованием и порядок его взаимодействия с другими сферами управления;
- основные положения концепции устойчивого развития;
- современные направления перехода к рациональному природопользованию с учетом экологических, социальных, экономических, международных и научно-технических факторов;
- роль государственных структур и рыночной экономики в решении проблем природопользования;
- роль системы образования в концепции Устойчивого развития
уметь:
- применять на практике общесистемные законы и принципы, лежащие в основе
концепции Устойчивого развития;
- планировать и осуществлять мероприятия по охране природы;
- планировать меры экономического стимулирования природоохранной деятельности;
- использовать нормативно-правовые основы управления природопользованием,
разумно сочетать хозяйственные и экологические интересы;
- использовать методологические принципы функционально-стоимостного анализа при разработке территориальных природоохранных программ;
владеть:
- методами оценки природно-ресурсного потенциала территории и отдельных видов природных ресурсов, их вещественно-энергетических характеристик и воздействия на окружающую среду;
- методами определения эколого-экономического ущерба от загрязнения окружающей природной среды;
иметь представление:
- об изменениях природной среды в ходе эволюции человечества;
- о природно-ресурсном потенциале;
- о природных процессах, составляющих основу функционирования, естественной эволюции и антропогенно-обусловленных изменений биосферы, природно-территориальных комплексов, экосистем;
- о воздействии различных технических систем на природную среду и о методах оценки возникающего экологического риска; о мерах по предотвращению и ликвидации экологически опасных ситуаций или катастроф;
- об основных положениях концепции устойчивого развития;
- об основах природоохранного законодательства в Российской Федерации и в других промышленно развитых странах.
2.Тематический план
2.1. Перечень разделов (модулей) дисциплины
№ раздела (модуля) | Коды формируемых компетенций | Содержание | Кол-во часов | Рекомендуемая литература | ||
аудиторная работа | само-стоят. работа | |||||
лекции | практич. занятия | |||||
1. | ОК-1, ОК-4, ПК-1, ПК-4, ПК-6, ПК-11 | Кризис существующей парадигмы развития взаимоотношений природы и общества. | 1 | 2 | 4 | 1-5, 15, 16 |
2. | Предмет, задачи и цели Устойчивого развития История и проблемы создания новой концепции развития | 1 | 4 | 4 | 1, 2, 4, 5, 7, 13, 15, 17, 18 | |
3. | Научные основы Концепции экологически устойчивого развития территорий (краткая характеристика) | 1 | 5 | 4 | 1, 5, 13,15-17, 18 | |
4. | Иерархия уровней управления концепции экологически устойчивого развития территорий | 2 | 4 | 4 | 2, 4, 8, 15, 20 | |
5. | Индикаторы экологически устойчивого развития территорий. | 2 | 2 | 4 | 2-5, 8, 9, 13, 18 | |
6. | Методические подходы к междисциплинарной оценке устойчивого развития территории | 2 | 2 | 4 | 10, 14 | |
7. | Многокритериальная оптимизация. | 2 | 2 | 4 | 3, 4, 8, 11, 17 | |
8. | Научное обоснование взаимных уступок экономической, социально и экологической сфер развития общества. | 1 | 1 | 3 | 9, 12, 15 | |
9. | Экологическое регулирование, прогнозирование и последствия природопользования. Концепция устойчивого развития. | 1 | - | 3 | 2, 4, 5, 8, 15 | |
10. | Международное сотрудничество в области Устойчивого развития | 1 | - | 2 | 1, 2, 5, 8, 9 | |
Итого: | 14 | 22 | 36 |
Содержание разделов (модулей)
1. Кризис существующей парадигмы развития взаимоотношений природы и общества.
1.1 Экологический кризис.
1.2 Экономический кризис.
1.3 Социальный кризис.
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!