Ассортимент цветных обращаемых пленок — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Ассортимент цветных обращаемых пленок

2019-08-07 308
Ассортимент цветных обращаемых пленок 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В настоящее время в продаже бывают цветные обращаемые пленки отечественного производства, а также импортные, производства ГДР и Чехословакии.

Отечественные цветные обращаемые фотопленки типа «ЦО» выпускаются как для дневного, так и для искусственного освещения.

Пленки для дневного освещения: ЦО -22 Д, ЦО -32 Д, ЦО -65 Д. Буквы в названии пленок говорят о том, что эти пленки цветные, обращаемые, а число указывает их общую светочувствительность в ед. ГОСТ. Последняя буква «Д» говорит о том, что эта пленка для дневного освещения.

Пленки для искусственного освещения: ЦО -90 Л, ЦО -180 Л чувствительностью 90 и 180 ед. ГОСТ соответственно. Буква «Л» указывает, что эта пленка для искусственного света (фотолампы).

Пленки производства ГДР «ОРВОХРОМ». Пленки для дневного освещения имеют обозначение «УТ» и число, показывающее их светочувствительность в градусах ДИН. Обычно на упаковках пленок, поступающих в СССР, указывается светочувствительность и в единицах ГОСТа. Пленки «ОРВОХРОМ» УТ -16, УТ -18, УТ -21 и УТ -23 имеют соответственно светочувствительность 32. 45, 90 и 130 ед. ГОСТ. Пленки «ОРВОХРОМ» для искусственного света снабжены буквенным обозначением «УК» и числом, которое обозначает светочувствительность пленки в ДИН.

Пленки чехословацкого производства «ФОМАХРОМ - Д». Такие фотопленки, поступающие в нашу торговую сеть, предназначены для съемок при дневном освещении (имеют в своем названии букву «Д»). Число в их обозначении — чувствительность в ДИН. «ФОМАХРОМ» Д -18 имеет светочувствительность 45 ед. ГОСТ, Д -20 — 65 и Д-22 — 90 ед. ГОСТ.

Цветные изображения, получаемые на этих пленках, характеризуются хорошей резкостью, мелкой зернистостью, высокой насыщенностью цветов (особенно пленки «ОРВОХРОМ») и воспроизводят цвета, близкие к натуральным. С точки зрения техники фотосъемки все эти пленки одинаковы, но в рецептуре обрабатывающих растворов и режимах обработки имеются различия, на что следует обратить внимание, если предполагается вести обработку самостоятельно. Если же пленки сдают для обработки в центры или лаборатории, их необходимо сдавать в оригинальной упаковке, чтобы не возникало недоразумений относительно типа пленки.

АППАРАТУРА ДЛЯ СЪЕМКИ СЛАЙДОВ

 

Большим преимуществом цветной фотографии на трехслойных материалах является возможность использования тех же самых фотоаппаратов и принадлежностей, которые применяются для черно-белых съемок. Исключение составляют только светофильтры, хотя некоторые из них находят применение в обоих случаях.

Вместе с тем слайдовая фотография имеет особенности, присущие только ей, что выдвигает дополнительные требования к фотоаппаратуре.

Фотографический аппарат

 

Как уже отмечалось, снимать на цветную, в том числе и на обращаемую, пленку можно любым современным фотоаппаратом, хотя далеко не каждый из них в полной мере удовлетворяет требованиям слайдовой фотосъемки.

Размер кадра. В практике слайдовой фотографии находят применение фотоаппараты почти всех стандартных размеров кадра от среднеформатных (6X9 см) до миниатюрных, имеющих размер кадра 11X14 или 13X17 мм. Однако среди фотолюбителей-слайдистов наибольшее распространение получили малоформатные и полуформатные камеры с кадром 24X36 и 18X24 мм. Среднеформатные аппараты хотя и вообще-то обеспечивают получение слайдов очень высокого качества, фотолюбителями используются редко. Объясняется это тем, что такие камеры, как правило, имеют большие размеры, сложны по конструкции и весьма дороги. То же самое можно сказать о диапроекторах для демонстрации таких крупных слайдов. К тому же малая популярность таких камер у фотолюбителей-слайдистов определяется тем, что качественные возможности большого кадра ощутимы только при проекции на большой экран и малозаметны при использовании любительских экранов небольших размеров, которыми обычно пользуются при домашней проекции. Поэтому слайды размером 4,5X6 см и более находят применение в профессиональной фотографии, а также при диапроекции на выставках, в крупных лекционных залах, в рекламе и т.д.. Не находят применения в слайдовой фотографии и мелкоформатные аппараты, несмотря на их портативность и невысокую стоимость. Качество изображения на экране с маленького кадра оказывается неудовлетворительным даже при весьма скромных размерах экрана. Указанные обстоятельства в какой-то мере ограничивают широкое использование полуформатных фотоаппаратов при съемке слайдов, несмотря на их экономичность (72 кадра вместо 36 на пленке стандартной длины). Такие аппараты находят применение у туристов, альпинистов, то есть в тех случаях, когда размеры и масса аппаратов имеют первостепенное значение. Снижение качества изображения с маленького кадра усугубляется еще и тем, что световой поток диапроектора прямо пропорционален площади кадрового окна. У полуформатного кадра она в два раза меньше, чем у обычного, стандартного, на который рассчитывается большинство диапроекторов. Вследствие этого яркость экрана в случае проекции с «половинного» кадра резко снижается в результате двукратного уменьшения светового потока диапроектора, а от яркости изображения на экране в очень большой степени зависит качество получаемого изображения.

Размер кадра 24X36 мм можно считать оптимальным для съемки слайдов. Он достаточно экономичен и в то же время обеспечивает получение изображений весьма высокого качества при проекции слайдов на экран с размером до 3 м по большей стороне, что при наличии диапроектора соответствующего класса делает такие слайды пригодными не только для любительской, но и для профессиональной диапроекции. Благодаря этому малоформатные аппараты и диапроекторы, рассчитанные на такой кадр, являются самыми распространенными во всем мире.

Способ фокусировки. По этому признаку все фотоаппараты подразделяют на шкальные, дальномерные и зеркальные, причем последние бывают одно- и двухобъективными (рис.9). Однообъективные зеркальные камеры, хотя они являются наиболее сложными и дорогими, следует считать наиболее подходящими для съемки слайдов, поскольку их достоинства заметнее всего именно в этом виде фотографии. Отличительная особенность аппаратов данного типа — фокусировка по матовому стеклу, что позволяет с максимальной точностью определять границы кадра, так как этим аппаратам несвойственно явление параллакса. Данное свойство имеет первостепенное значение при съемке слайдов, поскольку получаемое при этом изображение — окончательное и не кадрируется в последующем, что часто делается при печати снимков с негативов. Благодаря крупному изображению в видоискателе по матовому стеклу легко оценить как общую глубину резко изображаемого пространства, получаемого при том или ином значении диафрагмы объектива или плоскости наводки, так и степень резкости отдельных элементов снимаемого сюжета.

Рис 9. Типы зеркальных фотоаппаратов: а — однообъективиый аппарат с шахтой; б — одно-объективный аппарат с пентапризмой; в — двухобъективный зеркальный фотоаппарат

 

Однообъективный зеркальный аппарат дает возможность использовать сменные объективы любых фокусных расстояний, включая максимальные (1000 мм), что совершенно недостижимо для камер других типов. Помимо этого, современные зеркальные камеры допускают съемку штатным объективом с очень малых расстояний (25 — 30 см), то есть позволяют получать крупномасштабные снимки. Последнее имеет особое значение в слайдовой фотографии, где крупноплановые кадры используются наиболее успешно. Однообъективные зеркальные фотоаппараты позволяют применять различные приспособления для получения снимков свёрхкрупного масштаба типа промежуточных колец, удлинительного меха или насадочных линз на объектив. А это дает возможность увидеть на экране увеличенное изображение, например, маленького лугового цветка во всем его великолепии, которое мы так часто не замечаем из-за малых его размеров. Наблюдая изображение на матовом стекле, мы видим действие любых насадок на объектив, результат применения «эффектных» или поляризационных светофильтров и т. п.

Даже неполный перечень достоинств однообъективной зеркальной камеры позволяет считать этот тип аппарата идеальным для съемки слайдов.

Двухобъективные зеркальные фотоаппараты вышеперечисленными достоинствами не обладают, поэтому их применение в слайдовой фотографии ограничено.

Степень автоматизации. В последнее время все большее распространение получают фотоаппараты с полуавтоматической или полностью автоматической отработкой экспозиции при съемке. Значительно упрощая процесс фотографирования, они представляют несомненную ценность для малоопытных фотолюбителей, для которых определение правильной экспозиции — наиболее трудная, а иногда и вовсе непреодолимая задача. Особенно ощутимы эти преимущества у однообъективных зеркальных фотоаппаратов системы ТТЛ, в которых измерение света осуществляется за объективом. Казалось бы, достоинства таких камер очевидны и бесспорны, однако автоматическая отработка экспозиции далеко не всегда удовлетворяет тем жестким требованиям к ее точности, которые в этом плане предъявляются при съемках на цветные обращаемые пленки. Поэтому, пользуясь автоматическим фотоаппаратом, необходимо соблюдать ряд правил, речь о которых пойдет ниже.

 

Сменная оптика и ее роль

 

В слайдовой фотографии широко применяются сменные объективы, значение которых в этом случае намного больше, чем в обычных, традиционных видах фотографии, допускающих последующее изменение масштаба изображения, его кадрирование в процессе фотопечати. Если в распоряжении фотолюбителя всего один штатный объектив, добиться высокой выразительности снимков довольно трудно, как бы ни хороши были слайды с технической точки зрения. Это объясняется тем, что слайды обычно снимают и показывают сериями. Когда же все кадры сделаны объективом одного фокусного расстояния, возникает чувство, однообразия, одинаковости кадров независимо от того, что на них запечатлено.

Такой монотонности не возникает, если в серии чередуются кадры, сделанные объективами разных фокусных расстояний, вследствие того что перспектива таких снимков воспринимается различно. Особенно это бывает заметно, если при съемках используется широкоугольный объектив, позволяющий включать в кадр близко расположенные предметы и тем самым подчеркнуть глубину пространства. Большая глубина резкости таких объективов позволяет строить необычные кадры, сняв, например, крупно, во весь кадр шмеля, сидящего на цветке, и передать при этом с достаточной резкостью окружающий пейзаж. Телеобъектив, наоборот, помогает сблизить планы, избавиться от обилия мелких, и второстепенных деталей в кадре. Незаменим такой объектив при съемке картин восходов и закатов солнца. Подобные кадры благодаря богатой цветовой палитре облаков и неба никого не оставляют равнодушным.

Негативно-позитивные способы фотографии дают возможность несколько улучшать композицию снимков в ходе позитивного процесса: убрать из кадра лишние элементы, выделить главное в кадре, изменить тональность снимка, а в цветной фотографии — и его колорит. Слайдовая фотография такими возможностями не располагает, поэтому все подобные вопросы должны решаться только в процессе съемок. Отметим, что наличие нескольких объективов с различным фокусным расстоянием существенно облегчает эту задачу.

У фотолюбителя не всегда есть возможность приобрести сразу набор сменных объективов, поэтому порекомендуем ему купить сначала широкоугольник с фокусным расстоянием 28 — 29 мм, а во вторую очередь — телеобъектив с фокусным расстоянием 135 — 200 мм (широкоугольный объектив используется значительно чаще). Большинству фотолюбителей этого комплекта будет вполне достаточно. Сверхширокоугольные объективы с фокусным расстоянием 20 мм и менее, а также телеобъективы с фокусным расстоянием 500 — 1000 мм в любительской практике используются относительно редко.

 

Светофильтры

 

При съемке слайдов находят применение пять групп светофильтров: нейтрально-серые, ультрафиолетовые, поляризационные, конверсионные и так называемые «эффектные».

Нейтрально - серые светофильтры применяется при съемках в условиях избыточного освещения, когда по каким-либо причинам нежелательно сильно диафрагмировать объектив или снимать с очень короткой выдержкой. Кратность светофильтров (множитель, на который умножают величину эспозиции, определенную с помощью фотоэкспонометра, в случае применения данного светофильтра) всегда указывается на его оправе. Нейтрально-серые светофильтры на характер цветовоспроизведения не влияют, они только ослабляют в несколько раз световой поток.

Ультрафиолетовые : светофильтры беспрепятственно пропускают все видимые излучения, но задерживают ультрафиолетовые лучи спектра естественного света, о вредном воздействии которых уже упоминалось. УФ-светофильтр почти бесцветен, вследствие чего он изменений в цветопередачу не вносит и не требует увеличения экспозиции при его применении. Почти бесполезен при сильном запылении или задымлении воздуха, но крайне необходим при съемках в горах, на море, в районе больших лесных массивов, то есть во всех случаях, когда воздух чист и прозрачен.

Поляризационные светофильтры используются для снятия и гашения бликов света на блестящих и полированных поверхностях, создающих ореолы на снимках. Они удаляют блики света с поверхности стекла, пластмасс, воды, льда, окрашенных и лакированных поверхностей и т. д. за исключением бликов на поверхности металлов. В ряде случаев фильтры применяются для повышения насыщенности цвета неба, в основном под углами, близкими к 90° по отношению к солнцу, то есть в направлениях, где свет от небосвода имеет максимум поляризации. В направлении солнца и при угле 180° к нему неба не «притемняют». Степень ослабления бликов на различных поверхностях зависит от угла поворота светофильтра на оправе объектива, что хорошо контролируется по матовому стеклу зеркального фотоаппарата. При недостаточно высоком качестве поляризационные светофильтры способны вносить искажения в цветопередачу, поэтому их действие при съемках на цветные пленки предварительно нужно проверять. Поляризационные светофильтры имеют кратность «4», то есть требуют четырехкратного увеличения экспозиции по сравнению со съемкой без этого светофильтра.

Конверсионные светофильтры. Цветные обращаемые пленки обеспечивают правильную передачу естественных цветов только в том случае, когда спектральный состав света при съемках соответствует балансу применяемой фотопленки. И при измененном спектральном составе света возникает необходимость коррекции цветопередачи в зависимости от условий освещения. Приведение спектрального состава естественного света в соответствие с цветовым балансом пленки (сдвиг его цветовой температуры) достигается при помощи специальных цветных светофильтров, надеваемых на объектив фотоаппарата, которые и называются конверсионными. Поскольку спектральный состав света может отклоняться от баланса пленки как в одну, так и в другую сторону, существуют две группы конверсионных светофильтров: голубые — для съемок при избытке в освещении красно-оранжевых лучей и розовые — при избытке синих и голубых лучей. И те и другие фильтры бывают различной плотности, чем обеспечивается сдвиг цветовой температуры в широких пределах. В соответствии с международным стандартом голубая группа светофильтров обозначается латинской буквой В, а розовая — буквой R. Рядом с буквенным обозначением цвета светофильтра стоит число, обозначающее сдвиг цветной температуры данным светофильтром в декамайредах (ДМ), а также его кратность. Характеристики конверсионных светофильтров приведены в табл.4.

Зная цветовую температуру, на какую рассчитана фотопленка, и цветовую температуру источника освещения, легко подобрать светофильтр, обеспечивающий необходимый сдвиг цветовой температуры для получения правильной цветопередачи на слайдах. В связи с тем что наша промышленность конверсионных светофильтров пока не выпускает (только некоторые кооперативы наладили их выпуск), их заменяют комбинацией из набора корректирующих фильтров, применяемых для цветной фотопечати субтрактивным способом. Такой набор состоит из трех групп светофильтров (желтого, пурпурного и голубого цветов по 11 светофильтров каждого цвета). Плотности 10 светофильтров.одного цвета отличаются на 10%, а у 11-го плотность 5%, что обеспечивает получение комбинаций светофильтров с промежуточным значением плотностей в 5%. Однако необходимо заметить, что качество светофильтров для печати существенно ниже съемочных конверсионных, что сказывается на резкости получаемых изображений. Сдвиг цветовой температуры, даваемый такой комбинацией, не полностью эквивалентен оригинальным конверсионным светофильтрам, что необходимо учитывать, прибегая к такой замене. Возможная замена конверсионных фильтров приведена в табл. 5, причем таблицей можно пользоваться для подбора светофильтров, не прибегая к численному выражению цветовой температуры освещения, а исходя из характера объекта съемки и времени суток. Таблица справедлива при съемке на «дневные» пленки, преимущественно в летние месяцы.

 

 

Таблица 4

Характеристика конверсионных светофильтров

 

Цвет светофильтра Плотность Международное обозначение Обеспечиваемый сдвиг цветовой температуры, ДМ Кратность

Голубой

 

 

Весьма светлый В-1,5  — 1,5 1,2
Светлый В-3  — 3 1,4
Средний В-6  — 6 2,0
Плотный В-12  — 12 6,0

Розовый

 

 

Весьма светлый Р-1,5 + 1,5 1,2
Светлый Р.-З + 3 1,4
Средний Р-6 + 6 2,0
Плотный Р-12 + 12 4,0

 

 

Рис. 10. Крепление светофильтров к бленде: 1 — бленда; 2 — светофильтры; 3 — резина; 4 — узел, закрепляющий резину в бленде

 

Хотя коррекция цвета при данной замене конверсионных светофильтров будет не совсем точной, результат получится лучше, чем вообще без коррекции. Для этой цели наиболее подходят корректирующие светофиль­тры небольших размеров, например 60X60 мм. Для установки комбинации светофильтров перед объективом фото­аппарата можно использовать простей­шее приспособление в виде двух рези­нок, закрепленных на противосолнечной бленде, как это показано на рис. 10, или изготовить специальное устройство — фильтродержатель, на­зываемый компендиумом. Основой такого компендиума служит пластмассовая двустворчатая коробочка, которую можно изготовить самостоятельно или использовать продающиеся иногда портсигары для сигарет. В одной из створок прорезается по центру отверстие по диаметру оправы какого-либо светофильтра, который по резьбе подходит к используемому объективу. Оправу с предварительно удаленным стеклянным светофильтром вклеивают в это отверстие с помощью клея «БФ», «Момент» и т. п. В другой створке также по центру прорезается отверстие, в которое вклеивается пластмассовая противосолнечная бленда. Створки соединены между собой петлей, а с противоположной стороны снабжаются замком-защелкой. Расстояние между створками должно быть таким, чтобы свободно разместились два-три стеклянных корректирующих светофильтра. Чтобы последние хорошо прилегали друг к другу, на обе створки с внутренней стороны приклеивают уплотняющие прокладки из листового поролона соответствующей толщины. Общий вид такого компендиума представлен на рис. 11. Этот компендиум используется и для установки перед объективом различных насадок и «эффектных» светофильтров, которые в большинстве случаев имеют размеры 60X60 мм.

 

Таблица 5


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.