V . Обследование грамматического строя речи — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

V . Обследование грамматического строя речи

2019-08-07 715
V . Обследование грамматического строя речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Этот раздел содержит материал по обследованию граммати­ческого строя речи и включает изучение словоизменения и сло­вообразования. Здесь используются традиционные в логопедии приемы обследования.


Понимание обращенной речи

Задание 1. Логопед предлагает ребенку выполнить действия, состоящие сначала из одной, а потом из двух инструкций.

Задание 2. Понимание предлогов. Логопед задает вопросы ребенку: Покажи, где: кот идет по крыше?, кот вылезает из тру­бы? и т. д. (Ребенок показывает соответствующую картинку).

Задание 3. Понимание предложений с причинно-следствен­ной связью. Логопед просит прослушать предложение: Петя уда­ рил Васю. Далее ребенку предлагается ответить на вопрос: Кому было больно?

Задание 4. Понимание изменения числа существительного в предложении. Логопед просит ребенка показать сначала картинку на которой самолеты летят, а потом картинку на которой самолет летит и т. д.

Словоизменение

Задание 5. Изменить существительные по падежам. Ребенку предлагаются картинки. Он должен ответить на вопросы. (Зада­ние на 6 листах).

Задание 6. Изменить прилагательные по родам. Логопед за­дает вопрос: Какого цвета бабочка, утенок, яблоко? Ребенок дол­жен ответить (желтого) и т. д.

Задание 7. Подобрать глагол к существительному.

Задание 8. Изменить существительные женского, среднего, мужского рода по числам. Логопед просит ребенка назвать кар­тинки в единственном и множественном числе. (3 листа).

Задание 9. Изменение существительных с непродуктивными основами по числам (котенок — котята, ухо — уши).

Задание 10. Множественное число существительных в роди­тельном падеже. Логопед предлагает ребенку картинку «парты». Закрывает его рукой и спрашивает: «Чего не стало?». Ребенок отвечает: «парт».

Задание 11. Согласование существительных с числительны­ми. Логопед показывает сначала одну из цифр, а потом любой из изображенных рядом предметов. Ребенок называет: «Одна тетрадь. семь яблок»

Задание 12. Изменение глаголов по временам. Логопед про­сит ребенка рассмотреть картинки и ответить на вопросы: Что делает девочка? что делала? что будет делать?

Словообразование

Задание 13. Образовать новые глаголы от глагольных основ с помощью приставок. Логопед демонстрирует ребенку выпол­нение задания на одном примере. Это требуется при выполне­нии всех проб данной серии.

Задание 14. Образовать глаголы с противоположным значе­нием с помощью приставки.

Задание 15. Образовать существительные с помощью умень­шительно-ласкательного суффикса.

Задание 16. Образовать слова, обозначающие профессию от существительного с помощью суффиксов.

Задание 17. Образовать прилагательные от существитель­ных.

Задание 18. Образовать прилагательные, обозначающие не­полноту действия. Например: Белый — беловатый. Ребенок вы­полняет задание по аналогии.

Задание 19. Образовать глаголы от прилагательных по ана­логии. Красный — краснеть.

Задание 20. Подбор родственных слов.


VI. Самостоятельная речь

Задание 21. Составить предложения по картинкам.

Задание 22. Составить рассказ по картинке «Кот».

Задание 23. Составить рассказ по серии картинок «Ежик».

Логопед задает вопрос: Что сделали дети? И можно ли так поступать? Дать возможность ребенку придумать свою версию.

Задание 24. Составить рассказ по опорным словам и пред­ложениям. Ребенку предлагается прослушать начало рассказа: «Встретились на мостике два козленка. Белый козленок гово­рит...». Далее логопед зачитывает ребенку слова и выражения, которые он должен использовать для продолжения рассказа. Слова и выражения: «Пусти; не хотел уступать; стукнулись лба­ми; упали».

Задание 25. Составить пересказ текста «Белочка и зайчик». Логопед читает ребенку текст, после чего просит пересказать его.

Задание 26. Составить самостоятельно рассказ о каком-либо запомнившемся ребенку празднике, фильме или событии.

 


 

1. Обследование произношения.



 

 

Обследование произношения звука С



















Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.