Курс: Сказкотерапия средствами психодрамы и ролевой игры» — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Курс: Сказкотерапия средствами психодрамы и ролевой игры»

2019-08-07 149
Курс: Сказкотерапия средствами психодрамы и ролевой игры» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Выпускная работа

Курс: Сказкотерапия средствами психодрамы и ролевой игры»

Тема: «Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста методом психодрамы и сказкотерапии»

Составитель: педагог-психолог Блинова С.А.

Педагог-психолог Валухина Т. Ю.

Педагог-психолог Король Е. В.

Педагог-психолог Лукашева Ю.А

Педагог-психолог Шелудякова Л. А.

Педагог Джгаркава Г.И.

Педагог Зевальд А.М.

Педагог Костылова Е.С.

Педагог Коршунова С.А.

Педагог Начинкина Н.А.

Педагог Никишина Т.А.

Педагог Прокофьева О.

Руководитель: Доцент кафедры клинической и специальной психологии МГППУ Семёнов В.В.

 

Преподаватель: научный сотрудник ИСМО РАО Парамонова Н.В.

Москва 2012 год

Введение. 2

Актуальность темы. 2

Последствия страхов. 2

Значение сказкотерапии в работе с гиперактивными детьми. 4

Цель программы и основные задачи. 5

Содержание програмы.. 6

1 Занятие: «В некотором царстве…». 6

Занятие 2. «Царевичи и царевны». 7

3 Занятие. «Сивка-бурка, серый волк и печка-матушка…». 8

4 Занятие. «Там, на неведомых дорожках…». 9

5 Занятие. «Следы неведомых зверей…». 10

6 Занятие. «Избушка там, на курьих ножках …». 11

7 Занятие. «Как победить дракона». 12

8 Занятие. «Великая битва». 14

9 Занятие. «Сказ про нас». 15

10 Занятие. «На золотом крыльце сидели…». 15

Литература. 16

Приложение 1 Диагностика тревожности и страхов. Методики. 17

Приложение 2. «Рекомендованные игры: 17

Приложение 3. Рекомендации воспитателям для работы с детьми со страхами. 29

Введение

Актуальность темы.

Жизнь человека наполнена различными эмоциями, и не последнее место среди них занимает аффект страха. Социально-экономические условия жизни большей части населения нашей страны привели к тому, что эмоция страха стала постоянным спутником жизни людей разных поколений.

Сложность изучения проблемы страхов обусловлена разнородностью данных, получаемых отечественными и зарубежными авторами даже на относительно одинаковом контингенте испытуемых. Это связано с различиями в методических приемах, выделении возрастных групп испытуемых, категоризации страхов. Изучение страхов важно для раскрытия возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы ребенка, так как их наличие мешает полноценному гармоничному развитию личности, затрудняет процессы обучения и воспитания, сказывается на успешности познавательной деятельности, что может остро проявляться в дошкольном возрасте.

 

Последствия страхов

Нет ни oднoй психичeскoй функции, кoтoрая не могла бы прeтeрпeть нeблагoприятных измeнeний. В первую очередь это относится к эмоциональной сфере, кoгда страх прoпитываeт всe чувства трeвoжнoй oкраскoй. В рядe случаeв страх пoглoщаeт так мнoгo эмoций, чтo их начинаeт нe хватать для выражeния других чувств, а сам страх, пoдoбнo oпухoли, разрастаeтся в психикe чeлoвeка, затoрмаживая ee. Развиваются хрoничeская, эмoциoнальная нeудoвлeтвoрeннoсть и удручeннoсть, нeспoсoбнoсть радoваться, трeвoжнo-пeссимистичeская oцeнка будущeгo. Прoисхoдящee под влиянием страха сoстoяниe эмoциoнальнoгo пeрeнапряжeния прoявляeтся нe тoлькo oбщeй затoрмoжeннoстью и раздражитeльнoй слабoстью, нo и импульсивными, внeзапнo вoзникающими, труднo прeдсказуeмыми дeйствиями. Исчeзают такиe пoлoжитeльныe эмoции, как смeх, жизнeрадoстнoсть, oщущeниe пoлнoты жизни.

Страх, как мина замeдлeннoгo дeйствия, пoдрываeт увeрeннoсть в сeбe, рeшитeльнoсть в дeйствиях и пoступках, настoйчивoсть и упoрствo в дoстижeнии цeли. Наличиe устoйчивых страхoв гoвoрит o нeспoсoбнoсти справиться сo свoими чувствами, кoнтрoлирoвать их, кoгда пугаются вмeстo тoгo, чтoбы дeйствoвать, и нe мoгут oстанoвить “разгулявшиeся” чувства. Нeвoзмoжнoсть управлять сoбoй пoрoждаeт чувствo бeссилия и бeзнадeжнoсти, пoнижая eщe бoльшe жизнeнный тoнус, культивируя пассивнoсть и пeссимизм. Бeз вeры в свoи силы чeлoвeк ужe нe мoжeт эффeктивнo бoрoться, oтстаивать свoи права, настраивает сeбя на наудачу и часто терпит пoражeния, всe бoльшe и бoльшe убeждаясь в свoeй нeспoсoбнoсти и никчeмнoсти. В этих услoвиях вoзрастаeт пoтрeбнoсть в успoкаивающих срeдствах, в тoм числe срeдствах, заглушающих oстрoту пeрeживаний.

Рeбeнoк, кoтoрый в свoe врeмя нe избавился oт страхoв, пoвзрoслeв и став мужeм или жeнoй, oтцoм или матeрью, испытываeт труднoсти в устанoвлeнии нoрмальных сeмeйных oтнoшeний и, скoрee всeгo, пeрeдаст свoи вoлнeния, трeвoги, страхи ужe свoeму рeбeнку.

Мышлeниe пoд влияниeм страха станoвится быстрым, хаoтичным в сoстoянии трeвoги, или вялым, затoрмoжeнным при страхe. В oбoих случаях мышлeниe тeряeт гибкoсть, станoвится скoванным бeскoнeчными oпасeниями, прeдчувствиями и сoмнeниями. Вoсприятиe лишаeтся цeлoстнoсти и нeпoсрeдствeннoсти, а втoрoстeпeнныe дeтали выхoдят на пeрвый план, заслoняя главнoe.

У чeлoвeка из-за нарастающeй эмoциoнальнoй напряжeннoсти и бoязни пoказаться смeшным, сдeлать нe тo, нe так, как oжидаeтся, трeбуeтся, умeньшаются пoзнаватeльная активнoсть, любoзнатeльнoсть, любoпытствo. Всe нoвoe, нeизвeстнoe вoспринимаeтся с извeстнoй дoлeй настoрoжeннoсти и нeдoвeрия, а всe пoвeдeниe приoбрeтаeт пассивный и излишнe oстoрoжный характeр. В нeкoтoрых случаях люди настoлькo устают oт страхoв, чтo oтказываются oт любых прoявлeний инициативы и внeшнe прoизвoдят впeчатлeниe равнoдушных и бeзразличных людeй. Чтoбы прeдoхранить психику чeлoвeка oт дальнeйших, эмoциoнальных пeрeгрузoк, у нeгo развиваeтся защитнoe тoрмoжeниe мoзга.

Судьба таких людeй - жить в страхe, пoстoяннo oглядываясь назад, исхoдить из свoeгo травмирующeгo прoшлoгo и нe видeть будущeгo, eгo жизнeутвeрждающeгo начала. Вoзникающий в этих услoвиях трeвoжнo-пeссимистичeский настрoй привoдит к тoму, чтo всe случайнoe, нeприятнoe приoбрeтаeт рoкoвoe значeниe, станoвиться пoстoянным знакoм oпаснoсти. Чeлoвeк ужe нe спoсoбeн там, гдe нужнo, пoйти на риск, слeдoвать нeпрoтoрeнными путями, нe пугаться тайн и сoмнeний, т.e. oн нe спoсoбeн кo всeму тoму, чтo сoставляeт oснoву твoрчeскoгo и в бoлee ширoкoм планe сoзидатeльнoгo прoцeсса.

На фoнe трeвoжнoсти развиваeтся мнитeльнoсть, так как при длитeльнo дeйствующeм страхe, искажающeм эмoциoнальнo-вoлeвую сфeру и мышлeниe, oтнoшeниe oкружающих вoспринимаeтся всe бoлee нeадeкватным oбразoм. Кажeтся, чтo oни нe так oтнoсятся, как раньшe, нe пoнимают, oсуждают…

Психичeскиe измeнeния пoд влияниeм страха привoдят к развитию труднoпeрeнoсимoй сoциальнo-психoлoгичeскoй изoляции, из кoтoрoй нeт лeгкoгo выхoда, нeсмoтря на жeланиe быть вмeстe сo всeми и жить пoлнoцeннoй, твoрчeски активнoй и насыщeннoй жизнью. Eщe Ларoшфукo сказал: «Мы oбeщаeм сoгласнo свoим надeждам, а пoступаeм сoгласнo свoим страхам».

 

Содержание програмы

 

1. Знакомство. Вводное занятие «В некотором царстве…»
2. Какие мы. Вводное занятие «Царевичи и царевны…»
3. Волшебные помощники «Сивка-бурка, серый волк и печка-матушка…»
4. Черный лес(темнота) «Там, на неведомых дорожках…»
5. Дикие звери (страх животных) «Следы неведомых зверей»
6. Избушка Бабы Яги (одиночество) «Избушка там, на курьих ножках»
7. Дракон (вымышленное существо) «Как победить дракона»
8. Битва с Лихом (борьба со страхами) «Великая битва»
9. Возвращение в королевство(закрепление) «Сказ про нас»
10. Королевство (закрепление, триумф) «На золотом крыльце сидели…».

1 Занятие: «В некотором царстве…»

Цель: знакомство детей между собой, установление контакта, доверительных отношений.

Оборудование: Разноцветные ленты, прыгалки, шнуры, мячик, цветные карандаши, бумага, кассета со спокойной музыкой.

Ход занятия:

Приветствие: Мы с вами очутились в сказочном королевстве. Оно совсем не похоже на наш мир. Здесь, например, когда здороваются, поворачиваются спиной, и трутся друг о дружку. Давайте и мы поздороваемся по очереди.

А когда люди в этом королевстве знакомятся, они называют свое имя и свое самое любимое блюдо, чтобы все знали, чем можно угощать дорогого гостя. (Знакомство). Чтобы лучше запомнить имя своего нового знакомого, жители сказочного королевства придумывают добрые и красивые слова, начинающиеся на ту же букву, что и его имя. Вот, например: Саша – славный, смелый, сладкий, скромный, сердечный, сверхбыстрый! (помочь детям подобрать слова ко всем именам).

Теперь, когда мы все познакомились, предлагаю поиграть в веселую королевскую игру. В нее хорошо играть в лесу, поэтому предлагаю отправиться на полянку, где весело светит солнышко. (Проводится игра «Угадай, кто позвал»)

Прекрасно. В сказочном королевстве вовсе не обязательно ходить по тропинкам. В некоторые дни это даже запрещается. И все жители королевства весело прыгают через дорожки. Хотите попробовать? (игра «Лабиринт» с правилами «наоборот», дети ходят по полянке, перешагивая и перепрыгивая через разноцветные шнурки, ленты и прыгалки).

Наши игры в том королевстве тоже бы очень понравились, но только правила в них пришлось немного изменить. Например, как бы выглядела там наша игра «Летает – не летает»? «Съедобное - несъедобное»? (детям предлагается поиграть в эти игры).

А самая любимая игра детей в том королевстве – «Гуси-лебеди». Только гуси в ней смелые, а волки – робкие. Хотите попробовать поиграть в такую игру?

(соответственно новым правилам, меняется текст заклички:

«- Волки-волки. - Гав-гав,гав.

- Есть хотите? - Да, да, да!

- Ну, бегите! - Нам нельзя. Серый гусь под горой не пускает нас домой!

-Вы бегите, вы скачите, хвост и уши берегите!»

Игра проводиться 2-3 раза, пока все участники не побудут в ролях волков и гусей).

Вот это королевство! Понравилось вам путешествовать по нему? А что вам особенно понравилось? (шеринг)

Давайте, на память о нашем путешествии нарисуем небольшой рисунок и оставим его здесь, на полянке (тема «Что бывает в королевстве, где все наоборот». Рисунки дети оставляют на магнитной доске, или просто на ковре).

А вернуться домой из сказочного королевства я предлагаю вам на облаке.

(игра на расслабление «Путешествие на облаке»).

Спасибо, сказочное королевство, мы в тебя еще вернемся (последнюю фразу говорят все участники группы).

 

Занятие 2. «Царевичи и царевны»

Цель: установление контакта в группе, повышение уверенности в себе.

Оборудование: плащи, шарфы, веера, меч, лук, лампа Аладдина, туфелька Золушки, другая сказочная атрибутика, цветные карандаши, бумага, кассета со спокойной музыкой.

Ход занятия:

В некотором царстве, в некотором государстве… А что же происходило в этом самом царстве? Давайте вспомним, какие правила там были.

Ритуал встречи.

А кто же жил в этом самом царстве? Не мальчики и не девочки, а царевичи и царевны. И звали их…

Ритуал знакомства. Теперь к нему добавляется титул: царевна Таня, - вареная сгущенка и сдобные булочки. Царевич Сережа – овсяный кисель.

Больше всего на свете царевичи и царевны любили играть. Сколько игр они знали! Но иногда они страшно шумели и мешали царю заниматься важными государственными делами. Тогда царь запретил им на некоторое время разговаривать. Но играть-то он им не запретил! И они придумали игры, где нужно было молчать. Попробуем и мы в них поиграть!

«Отгадай, чем я занимаюсь?», «Море волнуется раз».

Еще царевичи и царевны любили сказки. Особенно те, в которых рассказывалось про разных королей, принцев, шейхов, султанов, князей. Давайте вспомним некоторые из них. Какие в этих сказках короли, принцы? Всегда ли они умные, смелые? Ест ли сказки, где королевы бывают злы, короли глупы, раджи – жадными? Смотрите, сколько разных сказок вы вспомнили. Давайте теперь попытаемся превратиться в разных королей, царевен и принцесс. У меня есть плащи, шарфы, веера, мечи, луки. Пусть каждый придумает, какого персонажа он хочет нам показать. Если ему нужны помощники, мы все с удовольствием поучаствуем.

Проводиться театрализованная игра «Представление», где персонаж не только предстает в образе, но и говорит, кто он и какой, возможно из текста произведения, или сам, от себя. Остальные дети - публика в театре.

Очень хорошо. Вот какие у нас замечательные персонажи живут в нашем королевстве. Но вы не забыли? Больше всего они любят играть. Давайте поиграем!

Игра: «Клей» Дети выстраиваются в цепочку, по мере того, как водящий «клей» дотрагивается до них и двигаются змейкой, пока все участники не присоединяться к шествию.

Весело живется царевичам и царевнам! А что вам больше всего понравилось в нашем сегодняшнем путешествии? (шеринг).

Нарисуйте себя в образе сказочного героя (дети рисуют и оставляют рисунки).

Обратно вернуться нам поможет тучка-летучка. (упражнение проводиться аналогично «Облаку»).

Ход занятия:

Приветствие.

Разминка: «Зеркало» (парные этюды, где дети по очереди «зеркалят» простые движения), «Угадай, кто позвал».

В некотором царстве, в некотором государстве… Случилась страшная беда. А какие беды обычно происходят в сказочных царствах?

Дети обсуждают знакомые сказки.

Вот и в нашей сказке тоже появились злые персонажи. И как же нам с ними справиться? Ведь даже самые могучие герои, богатыри и те не отправляются в путешествие без надежных помощников.

Дети вспоминают разных волшебных помощников.

Я хочу вам предложить игру. Вы выберете себе того помощника, который вам больше всего нравиться. И того из ребят, кто сможет сыграть его. И мы с вами покажем маленькие спектакли с общим названием: «Как мы в путь дорогу собирались»

Дети разыгрывают небольшие сценки, психолог следит за тем, чтобы все дети оказались в роли помощников, невыбранных приглашает в свой этюд.

С такими помощниками нам никакой путь не страшен! А вы не забыли, что наши царевичи и царевны больше всего любят играть?

Игра: «Соломинка на ветру»

Шеринг

Рисование «Я и мой волшебный помощник»

А вернуться домой я предлагаю вам на ковре-самолете. Он тоже волшебный помощник (аналог «облака»).

Ход занятия:

Приветствие.

Разминка: «Зеркало» (парные этюды, где дети по очереди «зеркалят» простые движения), «Угадай, кто позвал».

В некотором царстве, в некотором государстве, отправились царевны и царевичи в дальний путь-дорогу. Не одни, с волшебными помощниками. А на дороге у них стоит густой, дремучий, темный лес. До самого неба верхушками елей достает. И никак его не объехать. Смотрят наши путешественники – тропинка в самую чащу прячется. А там темно, как будто ночь. Ни один лучик солнца не пробивается. Страшно. А почему страшно? Что может быть в темноте? Где еще бывает темно?

Дети рассказывают о своем видении темноты, ее обитателей, о возможных опасностях, связанных с темнотой.

Как вы думаете, есть ли такие существа, которым темнота ничуть не страшна, даже наоборот? (дети вспоминают летучую мышь, сову, филина и т.д). Я предлагаю вам превратиться в ночных птиц сов и филинов. Это очень мудрые и быстрые птицы. Во многих сказках к ним отправляются герои за советом.

Проводиться игра «День- ночь». Дети «спят» днем, а ночью летают по залу, огибая расставленные модули, стулья.

Есть еще игры, в которые можно играть в темноте. Например «Угадай на ощупь».

Проводиться аналог игры «Волшебный мешочек», только тут детям завязывают глаза, и они по очереди узнают разные забавные предметы и игрушки.

А самая веселая игра в темноте, это, конечно же, жмурки.

Проводиться игра «Жмурки с колокольчиком». На роль жмурки зовутся все дети, но тот, кто боится завязывать глаза, может ловить без платка, просто прижмуривая немного глаза.

Вот так, весело играя, совершенно незаметно вслед за мудрой совой, мы вышли из темного леса. Расскажите, что вам особенно понравилось?

Шеринг

Рисование «Там, на неведомых дорожках». Дети рисуют любых обитателей темного леса.

А теперь я предлагаю вам стать смешными лесными троллями. Они живут в нашем темном лесу. Игра наша будет проходить под музыку (дальнейшее упражнение «Тролли» проходит под музыку «В пещере горного короля» Эдварда Грига, по показу психолога) Возьмите ленточки и платки, они помогут вам превратиться в лесных существ. Ночью, когда темно, все лесные тролли выходят на полянку. Они боязливо озираются, не смотрит ли на них кто? Потом они становятся смелее. Весело бегут они по кругу, машут косматыми лапками, танцуют, дразнятся, прыгают, да так, что ветер поднимается. И вдруг вдали слышен крик петуха. Тролли в испуге замирают, превращаясь в кустики, деревья, камушки. Они ведь очень робкие и совершенно не выносят света. Замечательные, смешные троллики. Положите ленточки в корзинку, превратитесь обратно в веселых ребят.

Ход занятия:

Приветствие.

Разминка: «Трусливый котенок» (дети передают друг друга маленького мягкого котенка-игрушку, успокаивая его добрыми словами), «Сердитый - добрый» (упражнения, в котором дети плавными движениями рук, поглаживающими колени, изображают доброго котенка, а сжатыми, скрюченными, напряженными пальцам -, когтистого, сердитого. Движения сопровождаются голосом – мяуканьем или шипением).

В некотором царстве, в некотором государстве, отправились царевны и царевичи в дальний путь-дорогу. Прошли они дремучий, темный лес, вышли в лес дикий. А в нем зверей видимо-невидимо. Видимо, потому что следов полно. А невидимо – потому, что звери все попрятались. Какие же звери могут обитать в диком лесу?

Дети предлагают разные варианты опасных зверей, описывают размеры, «оснастку» хищников (зубы, когти, светящиеся глаза, шипы, броня).

Давайте представим, что мы повстречали в лесу таких зверей. Как мы их будем бояться?

Парные этюды «Хищник – путник». Дети меняются ролями.

Очень страшно! Но идти дальше нам нужно. Давайте придумает, что можно сделать, чтобы страшные звери все же не смогли нас задержать?

Обсуждение. Парные этюды «Укротитель – хищник». Животных можно напугать громким звуком, ружьем, палкой, хлыстом, прикормить лакомством, приручить добрым словом. Напомнить детям про волшебных помощников. Дети меняются ролями.

А я знаю одного мальчика, который жил с дикими зверями, и ни капли их не боялся. Да, это Маугли. Он понимал язык зверей. У кого из вас есть домашние животные? Что они делают, когда радуются? Когда сердятся? Когда хотят есть? Вот видите, мы тоже немного знаем теперь язык зверей.

Давайте поиграем в их игры!

Игра «Волк и зайцы», «Медвежонок»

Вот и дикий лес остался позади. Расскажите, что вам особенно понравилось?

Шеринг

Рисование «Мой дикий зверь». Дети рисуют себя и своего воображаемого питомца.

А теперь я предлагаю вам стать смешными лесными троллями.

Упражнение «Тролли» проходит под музыку «В пещере горного короля» Эдварда Грига, по показу психолога)

Ход занятия:

Приветствие.

Разминка: «Трусливый котенок», «Сердитый – добрый».

В некотором царстве, в некотором государстве, отправились царевны и царевичи в дальний путь-дорогу. Прошли они темный лес, с дикими зверями познакомились. И вот вышли они на полянку, а там стоит избушка на курьих ножках. Ой, а какая она, эта избушка?

Дети строят из стульев, мягких модулей, веревок, лент избушку.

А в ней…Кто-то плачет. Баба- Яга. Сидит на печи и ревет. Как маленькая. И точно, маленькая. Маленькая Баба-Ёжка. Оказывается, ее мама улетела с гусями-лебедями за продуктами в соседнее королевство, а дочку дома одну оставила. Вот она и боится. Давайте покажем, как маленькая баба Яга боялась оставаться дома.

Этюд «Один дома». Дети по очереди входят в «избушку», озираясь, оглядываясь. Ежатся, закрывают лицо от страха, приседают.

Чего же боялась наша маленькая Яга? Давайте пофантазируем.

Дети озвучивают возможные неприятности от одиночества.

Вот и наша сказочная героиня боялась остаться дома одна. Она не знала, чем себя занять. Давайте поможем ей, научим играть в разные веселые игры.

«Иголка и нитка», «Туннель из стульев», «Найди и помолчи».

А чем еще можно заняться, если мама пошла по делам?

Дети предлагают разные варианты.

Можно нарисовать подарок для мамы, и тогда, когда она вернется, это будет для нее большая радость. Давайте нарисуем для нашей Яги ее портреты. Она украсит ими свой домик.

Рисование «Мой подарок». Дети рисуют подарок для украшения дома Бабы-Яги, оставляют его в «доме».

Расскажите, что вам особенно понравилось?

Шеринг

А теперь я предлагаю вам стать настоящими бабками-ежками, в ступах, на метлах, на гусях-лебедях.

Упражнение «Баба-Яга» проходит под музыку «Полет валькирии» Вагнера, по показу психолога. Дети имитируют стремительный и удалой полет по кругу, кружение, спуск на землю, поднятие к облакам и мягкую посадку).

Ход занятия:

Приветствие.

Разминка: «Добрые слова» (передают друг другу прозрачный кристалл говорят добрые слова, чтобы он согрелся и согрел товарища), упражнение «Сердитый – добрый».

В некотором царстве, в некотором государстве, отправились царевны и царевичи в дальний путь-дорогу. Прошли они темный лес, с дикими зверями познакомились, маленькой Бабе Яге помогли, дракона оседлали. Вышли они к самому сказочному замку. А там…Лихо. Оно замок захватило. И хочет все королевство себе забрать. Всех людей в чудовища превратить. Солнце погасить. Лес – в болото. Поля – в пустыню. Как вы думаете, как Лихо выглядит?

На мольберте по рассказу детей рисуется портрет Лиха. (с копировальной бумагой, число копий – по кол-ву детей)

И войско у Лиха уже готово – страхи-мрахи. Страхи разные, большие и малые. Но и мы не с пустыми руками на битву вышли. У нас есть волшебные помощники. У нас есть знакомые персонажи сказочные и даже книга «Сто советов как справиться с драконом». Готовы вы к битве? Сперва Лихо темноту на нас наслало. Какие игры мы знаем, чтобы темноты не боятся?

Проводится игра «Жмурки с колокольчиком».

Темнота так с нами заигралась, что про Лихо и забыла. Стала просто Ночкой темной, и в лесную чащу спать отправилась. А у Лиха уже другой страх к битве готовится. Дикие звери называется. Да только мы зверей не боимся!

Игра «Волк и зайцы».

Вот и звери наши в дикий лес ушли, не хотят Лиху служить. Тогда Лихо дракона на нас послало. Так это же наш знакомый дракончик! Мы с ним уже играли!

Проводиться игра «Дракон кусает свой хвост».

Тогда Лихо само в бой пошло. Я, говорит, самое страшное! Меня они точно испугаются. А с ним и мелкие страхи-мрахи. Готовы вы к битве?

Игра «Необычное сражение». Дети делятся на две команды «страхи» и герои. Вместо мячей можно использовать ватные снежки или поролоновые мячики. По команде психолога в конце раунда «страхи» падают на ковер и замирают. Потом команды меняются местами.

Вот и не осталось у Лиха страхов. И его никто из нас не боится

Упражнение «Смелые ребята».

А чтобы Лихо совсем силу потеряла, давайте перерисуем его во что-нибудь нестрашное.

Дети раскрашивают, заклеивают, перерисовывают портреты Лиха.

Вот и Лихо мы победили. Освободили сказочное королевство. Расскажите, что вам особенно понравилось?

Шеринг.

А вернуться домой из сказочного королевства я предлагаю вам на облаке.

(игра на расслабление «Путешествие на облаке»).

Ход занятия:

На этом занятии дети под руководством психолога разыгрывают сказку по мотивам предыдущих историй, с теми же или новыми персонажами. Сюжет: царство, беда, путешествие, встречи в пути, битва, победа. Структура занятия остается примерно той же:

Приветствие.

Разминка.

Сказка.

Шеринг.

Рисование.

Спокойное упражнение на расслабление.

Ход занятия:

Приветствие.

Разминка: «Добрые слова» (передают друг другу прозрачный кристалл говорят добрые слова, чтобы он согрелся и согрел товарища), упражнение «Какой я царевич, царевна» (дети называют свои сильные черты, если они затрудняются, им помогают другие дети).

В некотором царстве, в некотором государстве… Помните, как начиналась наша сказка? Так вот, в нашем государстве сегодня праздник! Наши царевичи и царевны победили злое Лихо и его страхи-мрахи и вернулись домой, в свой замок. Посмотрите-ка, какие прекрасные картинки есть в нашей книге сказок!

Дети рассматривают свои рисунки, вспоминают, что на них изображено. Психолог просит подарить ему по одному рисунку, и объяснить, почему выбран именно он.

Напомните-ка мне, чем больше всего любили заниматься царевичи и царевны? Правильно, играть. А сними вместе играли и дикие звери, и Баба Яга, и дракон, и даже Темная ночка.

Проводится три игры по желанию детей.

А теперь посмотрите, какие короны приготовили для своих королевичей благодарные жители королевства. Вот только они не знали, какие украшения понравятся вам. Давайте украсим наши короны сами.

Дети украшают и раскрашивают короны. Проводится коронация каждого участника группы с добавлением «коронационного» имени (Мария Бесстрашная, Женя Смелый).

Какой же праздник без пира? Посмотрите, кажется, нас с вами ждет королевское угощение.

Дети получают небольшое угощение. Звучит веселая музыка, дети танцуют танец веселых страхов с лентами и шарфами, «понарошку» пугая.

Вот и закончилось наше удивительное путешествие. Что вам больше всего понравилось в нем?

Шеринг.

Литература

1. АрефьеваТ.А., Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей «Психотерапия» Москва 2009 г.

2. Арцишевская И.Л. «Работа психолога в детском саду». Серия «Психологическая служба». «Книголюб» – 2003г.

3. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка СПб 1997 г.

4. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей СПб 2000 г.

5. Зинкевич-Евстигнева Т.Д Практикум по сказкотерапии СПб 2000

6. Лютова Е. К, Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными и тревожными детьми. –М., 2000.

7. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. М.: Новая школа, 1996.

8. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии СПб 2006

9. Хухлаева О. В. Хухлаев В. «Маленькие игры в большое счастье. Как
сохранить психическое здоровье дошкольника» М. Генезис 2002 г.

10. Эльконин Д. Б. Психология игры М. Владос 1999 г.

11. Эмберляйн Г. Страхи здоровых детей - М.: Знание, 1981 г.

 

Приложение 1 Диагностика тревожности и страхов. Методики.

Тест «Страхи в домиках»

3. Тест «Рисунок человека» (по А.Л. Венгеру).

Методика CAT

5. Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М.Прихожан)

6. Методика «Нарисуй свой страх» (авторская модификация упражнения «Пугаться или нет» Н.В. Краснощековой)

 

Цель: выявление спонтанной эмоции страха и определение градации страхов у детей 6-7 лет

 

Ребенку предлагается чистый лист бумаги и цветные карандаши. Дается задание нарисовать очень страшную картинку, глядя на которую, хотелось бы сказать: «Ужас какой!». После выполнения работы, каждому ребенку предлагалось рассказать о том, что он нарисовал. Особенности процесса рисования и рассказы детей фиксируются в протоколе. При обработке результатов используются принципы интерпретации детского рисунка по А.Л. Венгеру.

Приложение 2. «Рекомендованные игры:

 

Глубокий сон

Цели. Это прекрасный и эффективный способ как следует расслабиться. Дети работают в парах и по очереди помогают друг другу достичь более глубокого расслабления.

Инструкция детям. Разделитесь на пары и договоритесь, кто в каждой паре будет А, а кто — Б. А должен лечь на пол и представить себе, что он (или она) глубоко заснул (а) и ему (ей) что-то снится. Б должен начать осторожно двигать ноги и руки А. Тот, кто лежит, представляет себе, что его руки и ноги так глубоко спят, что он лишь едва чувствует то, что делает с ним Б. Б может, например, медленно поднимать и опускать руку А или же осторожно сгибать и разгибать ее в локте. Все эти движения делайте аккуратно и нежно, чтобы не разбудить своего партнера. (Через 2 минуты дети меняются ролями.)

 

Танцующие руки

Цели. Если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст им прекрасную возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.

Материалы. Большие листы оберточной бумаги (или старые обои), клейкая лента, цветные мелки. Игра сопровождается оживленной музыкой.

Разложите оберточную бумагу длинной полосой на полу. (Другой вариант состоит в том, чтобы прикрепить листы клейкой лентой к столу и дать детям возможность рисовать стоя.)

Инструкция детям. Возьмите каждый по два мелка. Выберите для каждой руки мелок нравящегося вам цвета. Теперь лягте спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования.) Закройте глаза, и когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать на бумаге.

Двигайте руками в такт музыке. Потом вы сможете посмотреть, что у вас получилось.

(23 минуты.)

 

Штанга Вариант 1

Цель: расслабить мышцы спины.

"Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните.

Попробуем еще раз".

Вариант 2

Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.

"А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу.

Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы.

Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как

чемпионы". Упражнение можно выполнить несколько раз.

 

"Сосулька"

Цель: расслабить мышцы рук.

"Ребята, я хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет. (В. Селиверстов) 

Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим

спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете

изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и

поднимете руки над головой, а на третью, четвертую — уроните расслабленные руки

вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!"

 

"Шалтай-Болтай"

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.

"Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется "Шалтай-Болтай".

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне. (С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова "свалился во сне" — резко наклоняем корпус тела вниз".

"Винт"

Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.

"Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде "Начали" будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали!...Стоп!" Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского-Корсакова "Пляска скоморохов" из оперы "Снегурочка".

 

"Слушай команду"

Цель игры. Развитие способности к сосредоточению.

Процедура игры. Дети маршируют под музыку. Затем музыка внезапно прерывается, и ведущий шепотом произносит команду (сесть на стулья, поднять правую руку, присесть, взяться за руки и т. п.).

Примечания:

1. Команды даются только на выполнение спокойных движений.

2. Игра выполняется до тех пор, пока дети хорошо слушают и контролируют себя.

"Кто за кем?"

Цель игры. Снижение возбужденности детей.

Процедура игры. Звучит спокойная музыка (например, "Гавот" А. Ферро или "Инвенция"

И. С. Баха). В комнате расставлены стулья. Ведущий называет первого ребенка, он начинает двигаться между стульями и, когда в музыке возникает перерыв, садится на стул.

(Другие дети — стоят в стороне и смотрят.)

Затем ведущий вызывает другого ребенка, под музыку он тоже двигается между стульями и садится тогда, когда возникает перерыв. Игра продолжается до тех пор, пока на стулья не сядут все дети.

 «Необычная радуга»

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга.

Первый цвет- голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает тебя как купание в озере. Ощутите эту свежесть.

Следующий - желтый цвет. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нал/ грустно и одиноко, он поднимает настроение.

Зеленый - цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе, и мы чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше.

Откройте глаза. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите голубой, желтый и зеленый цвет? Возьмите с собой эти ощущения на весь день».

 

«Корабль и ветер».

Цель: настроить группу на общий лад, особенно, если дети устали.

«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давай поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!»

 

«Облака»

Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака - такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно, плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие, все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако... (пауза - поглаживание детей). Гладит..., поглаживает... Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

 

Волны

Дети садятся в круг, а взрослый предлагает им вспомнить лето, когда они купались в речке, в пруду… «Но лучше всего купаться в море, потому что в море волны, и так приятно, к


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.228 с.