Организация форматного вывода данных на языке Паскаль.. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация форматного вывода данных на языке Паскаль..

2019-08-07 227
Организация форматного вывода данных на языке Паскаль.. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

Введение.................................................................................................

1. Программирование на языке Паскаль.........................................

1.1. Структура программы..........................................................    

1.2. Типы данных..........................................................................         

1.2.1. Целый тип данных.....................................................

1.2.2. Логические типы данных - Boolean..........................

1.2.3. Данные символьного типа........................................

1.3. Операторы языка программирования Турбо Паскаль.......

1.3.1. Операции в Турбо Паскаль......................................

1.3.2. Правила вычисления выражений.............................

1.3.3. Встроенные функции в Турбо Паскаль....................

1.3.4. Описание констант и переменных............................

1.3.5. Операторы в Турбо Паскаль....................................

1.3.5.1. Оператор присваивания...............................

1.3.5.1. Операторы ввода и вывода..........................

Лабораторная работа №1.

Организация программ линейных структур...............................

Организация форматного вывода данных на языке Паскаль..

Лабораторная работа №2.

Организация ввода-вывода данных на языке Паскаль................

3. Организация программ разветвляющихся структур.................

3.1. Полная форма условного оператора....................................

3.2. Краткая форма условного оператора..................................

Лабораторная работа №3.

Организация программ разветвляющихся структур..................

4. Организация циклических процессов на языке Паскаль..........

Лабораторная работа №4.

Составление циклических программ............................................

5. Программирование структур с вложенными циклами..............

Лабораторная работа №5.

Программирование структур с вложенными циклами.

Вычисление суммы ряда................................................................

6. Перечислимые и ограниченные типы данных............................

6.1. Перечислимый тип данных...................................................

6.2. Ограниченный тип данных...................................................

6.3. Оператор выбора (варианта)................................................

Лабораторная работа №6.

Перечислимые и ограниченные типы данных..............................

7. Регулярные типы данных...............................................................

7.1. Одномерные массивы............................................................

7.1.1. Краткая форма объявления одномерного массива.

7.1.2. Полная форма объявления одномерного массива...

7.1.3. Доступ к элементам массива.....................................

Лабораторная работа №7_1.

Регулярные типы данных. Массивы.............................................

7.2. Двумерные массивы..............................................................

Лабораторная работа №7_2.

Регулярные типы данных. Матрицы...........................................

7.3. Сортировка элементов массива............................................

7.3.1. Сортировка методом «пузырька»............................

7.3.2. Сортировка вставками..............................................

7.3.3. Сортировка посредством выбора............................

7.3.4. Быстрая сортировка..................................................

8. Составление программ с использованием подпрограмм...........

8.1. Область видимости идентификатора переменной................

8.2. Подпрограммы – процедуры (PROCEDURE).....................

8.2.1. Формальные и фактические параметры...................

Лабораторная работа №8_1.

Составление программ с использованием подпрограмм-процедур     

8.3. Подпрограммы-функции (FUNCTION)................................

Лабораторная работа №8_2.

Составление программ с использованием подпрограмм-функций       

Основы алгоритмизации
и программирования

 

 

Лабораторный практикум для студентов

Введение

Книга настолько важна для нашей цивилизации,

что коль скоро изменить цивилизацию можно,

только изменив постепенно все её части, то

все стараются в первую очередь обновить книгу.

Мишель Бютор. 1926 г.

Людям в повседневной жизни постоянно приходится решать различные задачи. Решить задачу – это означает получить результат, отвечающий целям данной задачи, причём для каждой задачи всегда известно, что считать результатом. Процесс решения задачи представляет собой совокупность вполне определённых действий над исходными данными. Эта совокупность действий может быть задана в виде инструкций.

Полученная информация может быть пригодна для решения не только конкретной задачи с разными исходными данными, но и для решения ряда однотипных задач. Такая инструкция называется алгоритмом.

При составлении алгоритмов следует учитывать ряд требований, выполнение которых приводит к формированию необходимых средств.

Алгоритм должен быть однозначным, исключающим произвольность толкования любого из предписаний и заданного порядка исполнения. Реализация вычислительного процесса, предусмотренного алгоритмом, должна через определённое число шагов привести к выдаче результатов. Требования к изображению алгоритмов определяются единой системой программной документацией. Алгоритм составляется из блоков, каждый из которых выполняет определённую функцию. Совокупность блоков образует алгоритм, или блок-схему.

Наименование блока Обозначение блока Содержание
Процесс вычислений   Обработка информации
Принятие решения Логический блок проверки истинности или ложности некоторого условия
Передача данных Ввод или вывод информации
Пуск, остановка Начало или конец программы
Модификация Организация циклического процесса - заголовок цикла
Подпрограмма Обращение к подпрограмме с указанием её имени

Алгоритмы могут образовывать линейную, разветвляющуюся и циклическую структуры, а также циклы с условием и вложенные циклы. Переход от алгоритма к программе представляет собой процедуру записи алгоритма на языке программирования высокого уровня.

Решение любой конкретной задачи предполагает наличие разнообразных реальных объектов – объектов задачи. Каждый объект задачи имеет свои характеристики-атрибуты, или свойства. При формализации объекты задачи должны быть заменены объектами алгоритма. Каждому объекту задачи соответствует объект алгоритма, который наследует его атрибуты. При разработке алгоритма могут появляться вспомогательные объекты, которых нет в условии задачи, например, различные переменные циклов, файловые переменные и т.п.

Разработка любого алгоритма состоит из нескольких взаимосвязанных этапов. На каждом из них решаются свои специфические вопросы, определяющие в конечном итоге общий результат алгоритмизации. Этап анализа постановки задачи – это основа решения задачи.

На этом этапе определяются составляющие, необходимые для разработки алгоритма. Главная цель анализа – это понять задачу. Если совершена ошибка на этом этапе, то вся последующая работа становиться бессмысленной. При решении задачи необходимо определить все исходные данные и требуемые результаты, составить макет исходных данных, макет печати результатов и таблицу идентификаторов. Макет исходных данных – это форма представления исходных данных с записью конкретных значений. При составлении макета целесообразно сразу же назначить имена объектам.

Таблица идентификаторов

Объекты задачи Объекты алгоритма Имена Атрибуты
Площадь треугольника переменная S Вещественная

Макет печати результатов – это форма выходного документа. В нём должны быть предусмотрены поясняющие тексты, фамилия исполнителя, дата заполнения. Если макет печати в постановке не оговорен, то его содержание определяет автор алгоритма и делает форму выходного документа максимально удобной для пользователя.

Таблица идентификаторов задаёт соответствие между объектами задачи, объектами алгоритма, именами и атрибутами.

Данное пособие содержит аннотированный теоретический материал и указания к лабораторным работам по курсу «Информатика» (раздел «Основы алгоритмизации и программирования»).

Требования к оформлению отчёта по лабораторным работам:

1. Содержание (титульный лист);

2. Цель работы, задание;

3. Постановка задачи;

4. Блок-схема алгоритма решения задачи;

5. Программа;

6. Распечатка результатов расчёта;


Структура программы

PROGRAM <ИМЯ_ПРОГРАММЫ>; {ЗАГОЛОВОК ПРОГРАММЫ}

USES <ИМЯ_МОДУЛЯ>;

 


LABEL

CONST

TYPE                                                        РАЗДЕЛ ОПИСАНИЙ

VAR

PROCEDURE, FUNCTION

BEGIN

ОПЕРАТОР1;

ОПЕРАТОР2;                                         РАЗДЕЛ ОПЕРАТОРОВ

END.

Готовая программа состоит из двух частей: заголовка и собственно программы, называемой блоком, который разделяется на описательную часть и исполняемую часть. Заголовок означает начало программы, присваивает ей некоторое имя и описывает средства, через которые можно взаимодействовать с этой программой. Блок состоит из разделов, которые располагаются в следующем порядке:

1. Описательная часть:

a. раздел меток – LABEL;

b. раздел констант – CONST;

c. раздел типов – TYPE;

d. раздел переменных – VAR;

e. раздел процедур и функций – PROCEDURE, FUNCTION;

2. Исполняемая часть:

a. раздел операторов.

Все используемые в программе имена должны быть описаны до их употребления. Отсюда строгое деление на описательную часть и исполняемую.

Раздел описания служит для объявления новых меток (раздел label), типов (раздел type), переменных (раздел var), констант (раздел const), подпрограмм (раздел procedure, function). Например, описать переменную означает указать компьютеру, по какому адресу она будет храниться, и указать какой объём памяти для неё требуется.

Раздел операторов заключается в операторные скобки begin (начало) end (конец). В нём указывается последовательность действий, которые должны выполняться ЭВМ, необходимых для решения поставленной задачи. Каждое действие в Паскале называется оператором. Все остальные разделы носят описательный характер.

Любой раздел, кроме раздела операторов, может отсутствовать. Разделителем между разделами и операторами служит точка с запятой. В конце программы ставится точка. В любое место программы могут быть включены комментарии, которые не влияют на ход выполнения программы. Комментарии заключаются в фигурные скобки.

Программа в Паскале содержит следующие объекты:

1. Зарезервированные слова, они являются неотъемлемой частью языка. Например, program, uses, var, begin, end;

2. Идентификаторы – это последовательность символов, используемая для описания переменных, констант и подпрограмм.

Правила формирования имён идентификаторов:

1. должен содержать только латинские буквы, цифры и знак подчёркивания;

2. идентификатор должен начинаться только с буквы;

3. нельзя использовать зарезервированные слова;

4. длина идентификатора (имени переменной) произвольная, но значимыми являются первые 63 символа.

Например, a3, a3, a*3, 100d, alfa, max 2, sin(2), EA.B.00, EA_B_00_1, lab1_1, pi.

Типы данных

В Турбо Паскале введены следующие типы:

· неструктурированный (простой) тип данных;

· структурированный тип;

· указатель;

· процедурный тип;

· объект.

Неструктурированный (простой, базовый) тип данных:

· целый тип;

· логический тип;

· символьный тип;

· перечисляемый тип;

· тип-диапазон;

· вещественный тип.


Целый тип данных

В Турбо Паскаль 7.0 введены 5 стандартных целых типов, отличающихся форматами и диапазоном допустимых значений (табл. 1).

Таблица 1

Тип Значение Формат Размер памяти, байт
BYTE 0..255 Беззнаковый 1
SHORTINT -128..127 Знаковый 1
INTEGER -32768..32767 Знаковый 2
WORD 0..65535 беззнаковый 2
LONGINT -2147483648..2147483647 Знаковый 4

Данные символьного типа

Значениями символьного типа являются знаки из множества символов ASCII (American Standart Code for Information) – американского стандарта кода для обмена информацией. Этот стандарт использует упорядоченное по значению кода множество заглавных и строчных букв, цифр и других символов. Допускается при наличии определённой системной поддержки включение в это множество букв русского алфавита. В России используются системы ГОСТ и ISO. Если применяемый символ имеет графическое представление, то при определении он записывается в апострофах (одинарные кавычки). Например, ‘A’, ‘*’, ‘о’, ‘6’. Если же символ не имеет графического представления, то он записывается в виде совокупности символа # и целочисленного кода заданного символа (от 0 до 255). Ниже приведена таблица некоторых часто используемых в программах символов ASCII (табл. 2).

Таблица 2

Код Значение
#8 BackSpace
#13 Enter
#27 Esc
#32 Пробел
#73 PgUp
#77

Итак, символьный тип Char определяет полный набор ASCII-символов, где 95 из 128 элементов – это определённые топографические знаки, а остальные литеры – управляющие, на экране они не отображаются.

Поскольку Char – порядковый тип, то к данным этого типа применимы функции:

SUCC (N) – возвращает предшествующее N значение;

PRED (N) – возвращает последующее N значение;

ORD (N) – возвращает код символа N в соответствии со стандартом ASCII.

Например,

PRED (‘b’) = ‘a’;

SUCC (‘b’) = ‘c’;

ORD (‘A’) = 65.

В Турбо Паскаль 7.0 введены 5 стандартных вещественных типов данных, отличающихся форматами и диапазоном допустимых значений (табл. 3).

Таблица 3

Тип Значение Формат Размер памяти
Single 1.5*10-45..3.4*1038 7-8 4 байта
Real 2.9*10-39..1.7*1038 11-12 6 байт
Double 5.0*10-324..1.7*10308 15-16 8 байт
Comp -263+1..263-1 19-20 8 байт
Extended 3.4*10-4932..1.1*104932 9-20 10 байт

Операции в Турбо Паскаль

Конкретный тип значений всегда связан со специальными, характерными для данного типа операциями, которыми и обрабатываются эти значения.


В Паскале выделяют следующие группы операций:

· арифметические операции;

· логические операции;

· операции над битами информации;

· операции со строками;

· операции отношения;

· адресная операция @.

Числовые значения (целые и вещественные) обрабатываются с помощью следующих арифметических операторов:

Обозначение оператора Содержание действий оператора
+ Сложение
- Вычитание
* Умножение
/ Деление
Div Деление на цело (дробная часть отбрасывается)
Mod Остаток от целочисленного деления

Среди логических операций одна операция унарная not (отрицание) и три бинарные: and (и), or (или), xor (исключающее или).

Операции отношения предназначены для сравнения двух величин, типы которых сравнимы. К ним относятся следующие операции:

Обозначение операции Содержание действий операции
< Меньше
> Больше
Меньше или равно
Больше или равно
= Равно
<> Не равно
In Принадлежит множеству

Операция проверки принадлежности к множеству in изучается в разделе описания данных «Множества».

Операторы в Турбо Паскаль

Операторы языка программирования Турбо Паскаль можно разделить на следующие операторы:

1. простые:

a. оператор присваивания;

b. пустой оператор;

c. оператор ввода;

d. оператор вывода;

e. составной оператор;

2. сложные:

a. условный оператор;

b. циклические операторы;

c. оператор выбора (варианта);

d. оператор присоединения в записях;

e. оператор перехода.

Оператор присваивания

Оператор присваивания обозначается знаком “ :=”.

Формат оператора присваивания:

V:= A;

где V – имя переменной,:= - знак присваивания, A – выражение.

Тип выражения должен соответствовать типу переменной. Допускается присваивание переменной вещественного типа значения выражения целого типа, но не наоборот! Для преобразования значения вещественного типа в значение целого типа предназначены функции TRUNC(X) – нахождение целой части X и ROUND(X) – округление X в сторону ближайшего целого.

Например,

A:= 5;

    B:= A*A-2;

    C:= ‘A’;

Операторы ввода и вывода

Операторы ввода и вывода служат для организации обмена информацией между внешними устройствами (дисплей, клавиатура, принтер) и памятью ЭВМ.

Оператор ввода имеет следующие форматы:

1. READ (a1, a2,.., ak), где a1, a2,.., ak – список вводимых параметров. Здесь, каждое вводимое значение присваивается последовательно данным переменным.

2. READLN (a1, a2,.., ak) – каждое вводимое значение присваивается последовательно переменным a1, a2,.., ak, после чего происходит переход на новую строку.

3. READLN – обеспечивает пропуск одной строки и переход к началу новой строки.

Примечание. Ввод переменных логического типа недопустим. Числовые значения задаются после запуска программы через пробел (или ввод).

Например, ввести данные A=5, B=1.7, C = ‘L’.

READ (A, B, C);

5_1.7_L /после запуска программы на выполнение/


Оператор вывода имеет следующие форматы:

1. WRITE (b1, b2,.., bk), где b1, b2,.., bk – список переменных подлежащих выводу. Выводимые значения размещаются в одной строке.

2. WRITELN (b1, b2,.., bk) – осуществляется вывод значений b1, b2,.., bk и после вывода последнего значения осуществляется переход на новую строку.

3. WRITELN – обеспечивает пропуск строки в файле и переход к новой строке.

Примечание. В качестве выводимых параметров могут быть целые, вещественные, символьные и логические переменные и константы.

Пример 1. 1. Вычислить значение выражения по формуле.

Рекомендуется числитель и знаменатель вычислить как отдельные выражения:

A:= exp (abs(x-z)) + sqr (sin (sqr(z)*z));

B:= sin (x) / cos (x) – sqrt (abs(cos (sqr(x))-exp(z)));

Y:= A/B;

 

Задача 1. 1. Рассмотрим разработку алгоритма и программы вычисления площади треугольника по формуле Герона.

Блок-схема алгоритма


Листинг программы

PROGRAM TREUG;

USES CRT;           {РАЗДЕЛ ПОДКЛЮЧЕНИЯ БИБЛИОТЕКИ CRT}

VAR A, B, C, P, S: REAL;

BEGIN

CLRSCR;

WRITELN (‘Введите стороны треугольника’);

READLN (A, B, C);

P:= (A+B+C)/2;

S:= SQRT(P*(P-A)*(P-B)*(P-C));

WRITELN (‘Площадь треугольника равна - ’, S);

READLN; {ОСТАНОВ ПРОГРАММЫ}

END.

Задача 1. 2. Ввести с клавиатуры четырёхзначное число и найти произведение цифр этого числа.

Листинг программы

PROGRAM PRIMER1;

USES CRT;

VAR A, A1, A2, A3, A4, A5, A6, A7: INTEGER;

BEGIN

WRITELN (‘Введите целое 4-хзначное число’);

READLN (A);                  // 4375

A1:= A MOD 10;            // 5

WRITELN (A1);

A2:= A DIV 10;              // 437

A3:= A2 MOD 10;          // 7

WRITELN (A3);

A4:= A2 DIV 10;            // 43

A5:= A4 MOD 10;          // 3

WRITELN (A5);

A6:= A DIV 1000;          // 4

WRITELN (A6);

A7:= A1 * A3* A5*A6;  // 420

WRITELN (A1, ‘*’, A3, ‘*’, A5, ‘*’, A6, ‘=’, A7);

WRITELN;

END.

В опросы для самопроверки

1. Какие известны объекты алгоритмов?

2. Какова структура программы на языке Паскаль?

3. Дайте определение раздела Var?

4. Зачем используется раздел Type?

5. Что описывают в разделе Cons?.

6. Где располагают раздел Procedure, Function?

7. Каков диапазон значений целого типа?

8. Каков объём памяти требуется для данных вещественного типа?

9. Как описываются данные символьного типа?

10. Для чего используют данные логического типа?

11. Объясните принцип работы оператора присваивания?

12. Каков формат оператора ввода?

  1. Каков формат оператора вывода?
  2. Дайте определение идентификатора?
  3. Что такое служебные слова? Привести пример.
  4. Где подключают стандартные функции библиотеки Турбо Паскаля? Привести пример.

Лабораторная работа №1

Варианты заданий

Формула
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Пример 2. 1.

PROGRAM FORM1;

CONST     PI = 3.141592;

                   K = 375;

                   L = FALSE;

                   MIN = ‘M’;

BEGIN

WRITELN (PI:8:6);

WRITELN (K:3, ‘’:4, L:5, ‘’:4, MIN:1);

END.

Пример 2. 2.

PROGRAM FORM2;

CONST     PI = 3.141592;

                   K = 375;

                   L = FALSE;

                   MIN = ‘M’;

C = 186.29E-3;

BEGIN

WRITELN (‘’:4, ‘Константы’);

WRITELN (‘PI = ’, PI:8:3);

WRITELN (‘K = ’, K:3, ‘’:4, ‘L = ’, L:5);

WRITELN (‘Символ’, MIN:3, ‘’:4,
‘C = ’, C:11);

END.


Информация будет выведена в виде:

3.141592

375_ _ _ _ FALSE_ _ _ _ M

Информация будет выведена в виде:

_ _ _ _ Константы

pi = 3.141592

K = 375_ _ _ _ L = FALSE

Символ _ _ M_ _ _ _C = 0.18629E_00

 


Пример 2. 3.

PROGRAM FORM3;

VAR          F, G, H: CHAR;

BEGIN

WRITELN (‘Введите символы’);

READLN (F, G, H);

WRITELN (‘первый символ F - ’F);

WRITELN (‘второй символ G - ’, G);

WRITELN (‘третий символ H - ’, H);

END.


Информация будет выведена в виде:

Введите символы

Help me

Первый символ F - H

Второй символ G- e

Третий символ H – l



Вопросы для самопроверки

1. Каков формат оператора ввода данных?

2. Каков формат оператора вывода данных?

3. Как организовать ввод символьных данных?

4. Как осуществить стандартный вывод данных?

5. Объясните принцип форматного вывода данных целого типа?

6. Объясните принцип форматного вывода данных вещественного типа?

Лабораторная работа №2

Организация ввода-вывода данных на языке
Паскаль

Цель работы. Получение навыков в организации ввода-вывода значений стандартных типов данных и практических навыков работы в диалоговом режиме с исходными значениями.

Задание. Организация ввода-вывода данных.

Постановка задачи. Организовать ввод и вывод данных заданных типов, используя соответствующие строковые пояснения.

Методические указания

1. При вводе с терминала числа и символы можно набрать как на одной строке, так и на различных строках. При этом следует помнить, что ввод со следующей строки осуществляется в том случае, если предыдущем оператором является READLN.

2. Переменной логического типа можно присвоить значение любого в разделе const, либо в операторе присваивания. Вводить значения переменных логического типа не допускается.

3. При работе в диалоговом режиме следует перед операторами ввода использовать оператор вывода на экран приглашения-подсказки о том, что наступило время ввода информации и какой именно. Например: WRITELN (¢ВВЕДИТЕ ЦЕЛЫЕ ЧИСЛА K, L, M ¢).

4. Выводить данные можно двумя способами: в стандартном формате и с указанием ширины поля ввода.

5. Конкретные значения исходных данных задавать самостоятельно исходя из типа данного.

Пример программы. Исходные данные: K=-73, L=12, M=21425, X=-4192.21, y=21.345, S1=¢*¢, S2=¢V¢, S3=¢F¢.

Program wwod;

Const log=true;

Var k,l,m: integer; x,y: real; s1,s2,s3: char;

begin

writeln (¢ВВЕДИТЕ ЦЕЛЫЕ ЧИСЛА K,L,M:¢);

read (k,l,m);

writeln (¢ ¢:30,¢целые числа¢);

writeln (¢ ¢:15,¢стандартный формат:¢, ¢ ¢:12,¢заданная ширина поля¢);

writeln (¢ ¢, k, l, m,¢ ¢:5,¢ K=¢,K:3, ¢L=¢, L:2, ¢M¢, M:5;

writeln;

writeln(¢ВВЕДИТЕ ВЕЩЕСТВЕННЫЕ ЧИСЛА X,Y:¢);

readln(x,y);

writeln(¢ ¢:25,¢ВЕЩЕСТВЕННЫЕ ЧИСЛА¢);

writeln(¢ ¢:5,¢СТАНДАРТНЫЙ ФОРМАТ¢, ¢ ¢:18, ¢ЗАДАННАЯ ШИРИНА ПОЛЯ¢);

writeln(¢ ¢:5, x, y,.¢ ¢:10, ¢X=¢,X:8:2,¢Y ¢, Y:6:3);

writeln;

writeln(¢ВВЕДИТЕ СИМВОЛЫ S1,S2,S3:¢);

readln(s1,s2,s3);

writeln(¢ ¢:20, ¢СИМВОЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ:¢,¢S=¢, S1,.¢S2=¢, S2, ¢S3=¢, S3);

writeln(¢ПЕЧАТЬ СИМВОЛЬНЫХ ПЕРЕМЕННЫХ С ШИРИНОЙ ПОЛЯ 5:¢, S1:5, S2:5, S3:5);

writeln(¢ЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРЕМЕННАЯ = ¢, LOG);

writeln(¢ ¢:35, ¢ПРОГРАММА ВЫПОЛНЕННА СТУДЕНТОМ ГРУППЫ……ФИО¢);

END.

Варианты задания

№ варианта

Целые числа

Вещественные числа

Количество символов

Кол-во

Формат*

Кол-во

Формат*

стандартный Ширина поля стандартный Ширина поля Кол-во знаков после точки. 1 2 + 5 4 + 6 2 4 F 2 3 + 6 2 + 7 3 5 F 3 3 + 6 2 + 6 3 3 Т 4 2 + 5 4 + 6 2 6 Т 5 4 + 4 3 + 7 4 4 F 6 2 + 3 3 + 5 1 3 Т 7 3 + 2 4 + 8 3 2 Т 8 3 + 5 4 + 6 2 5 F 9 4 + 7 3 + 5 1 6 F 10 2 + 6 5 + 8 4 7 Т 11 2 + 6 5 + 6 2 6 Т 12 3 + 4 6 + 6 2 5 F 13 3 + 3 6 + 5 2 4 T 14 3 + 2 4 + 5 2 3 F 15 4 + 5 5 + 7 3 4 Т 16 2 + 3 2 + 8 4 2 F 17 2 + 4 3 + 7 3 4 T 18 3 + 4 4 + 6 2 3 F 19 4 + 6 3 + 5 2 5 T 20 3 + 6 2 + 5 2 3 F 21 2 + 5 2 + 6 3 4 T 22 3 + 4 4 + 8 4 5 F 23 1 + 3 5 + 8 4 3 Т 24 2 + 3 2 + 7 3 3 Т 25 3 + 4 3 + 5 2 2 F 26 3 + 3 2 + 7 3 3 F 27 4 + 4 3 + 6 2 5 Т 28 1 + 5 4 + 6 2 4 Т 29 2 + 6 5 + 8 4 2 F 30 2 + 4 3 + 6 2 2 T

*Знак “+” означает вывод в стандартном формате

BEGIN

оператор1;

…..

операторN;

END

ELSE

BEGIN

оператор1;

…..

операторN;

END;



Пример 3.4.

Фрагмент программы

IF SUM>K THEN

BEGIN

A:= A+K;

M:= M+1;

END

ELSE

BEGIN

A:= A+SUM;

WRITELN (A);

END;


Блок-схема алгоритма


Вопросы для самопроверки

1. В каком случае используется оператор условия?

2. Какие существуют виды оператора условия?

3. Какова структура краткой формы оператора условия?

4. Какова структура полной формы оператора условия?


Лабораторная работа №3

Организация ПРОГРАММ РАЗВЕТВЛЯЮЩИХСЯ
СТРУКТУР

Работа посвящена изучению управляющих конструкций языка программирования при помощи различных форм оператора условия.

Цель работы. Изучить управляющие структуры языка и получить навыки составления программ с разветвлениями.

Задание. Проверить попадание точки в заданную область.

Постановка задачи. Записать логическое выражение, соответствующее заданной области истинности.

Варианты заданий

1          у 1    
 


-1              1 х                                               

                        -1

 11          у                                     1                                  х -3 -1                1 3 -2 21           у                      1     -1   1                                              х                        -1
2             у                       1    -2                2   х                  -1                       12           у 3                                            -3 -2            2  3 х   -3 22           у                        1 -1                 1                                              х          -1          -2
3             у 2                                             -1         1         х                                 0            13           у                                                      1 -3                               3                                          х           -2                              23                  у          2          1           0  1 2 <

Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.229 с.