Организация формирования запасов на предприятии — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация формирования запасов на предприятии

2019-08-07 110
Организация формирования запасов на предприятии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Объекты компании представляют собой товарно-материальные ценности различных ассортиментных позиций более 15 000 наименований. Проведенный анализ позволил выявить 11 основных групп.

Характеристикой, описывающей состояние запаса, являются остатки запаса.

Увеличение запасов свидетельствует в отсутствии прогнозирования спроса на товарные группы.

Организация фактически не контролирует спрос на товарные группы, так как старается максимально удовлетворять все заявки покупателей (таблица 2.2).

 

Таблица 2.2 – Финансовые показатели остатков товаров по месяцам

№ п/п

Месяц

Приход, руб.

Расход, руб.

2017 г.

2018 г.

2017 г.

2018 г.

1

2

3

4

5

6
1

январь

28329524

29609078

2 566 806

3200470
2

февраль

27451849

29653823

30 630 530

30179771
3

март

27715642

29830353

24 298 884

25300605
4

апрель

28113419

29758286

2 565 760

29235237
5

май

27159951

29554959

25 722 962

3194172
6

июнь

28563247

29549242

28 583 240

27024800
7

июль

26854705

29427717

30 172 999

31196879
8

август

28383799

29718250

26 268 076

33200560
9

сентябрь

28345653

29824258

30 746 491

31558609
10

октябрь

28448902

29588374

30 424 754

25076554
11

ноябрь

28008136

29687322

32 010 568

31176792
12

декабрь

28791050

29119727

30 793 159

32067843

Итого

336159223

355321390

294784229

302412293

 

Выручка вычисляется относительно количества заявок (таблица 2.3).

 

Таблица 2.3 – Экономические показатели удовлетворения спроса

Период

Показатели по годам

Количество заявок, шт.

Выручка, руб.

2017 2018 2017 2018
1 2 3 4 5
Январь 3225 3088 34808035 48486017
1 2 3 4 5
Февраль 2499 3217 33406549 34411561
Март 3093 3685 45373525 41095944
Апрель 2989 3496 35564869 38576551
Май 3419 3007 37589746 35964138
Июнь 3137 3675 48649140 40209907
Июль 3214 3709 38296932 38876344
Август 3430 3169 33687300 41103311
Сентябрь 3272 3098 31780898 41103312
Октябрь 3168 3567 37611945 35475346
Ноябрь 3692 3054 40233781 40873795
Декабрь 3494 3680 31209577 37192998
38632 40445 448 212 297 473369224

 

Материальный поток образует готовый заказ после получения заявки (рисунок 5).

 

         
   

 


Запас
Входящий                                                                        Выходящий

материальный поток                                            материальный поток

    Поставка                                                             Потребление

                                                                       

     
 

 

 


Рисунок 5 – Алгоритм управления запасами в ООО «Дом книги «Медведково»»

Товарный запас характеризуется рядом показателей запаса:

¾ средний уровень запаса;

¾ запасоемкость;

¾ обеспеченность потребности запасом;

¾ доля переходящего запаса;

¾ скорость обращения запаса и время оборота запаса.

Запасы по своему содержанию аналогичны показателю обеспеченности потребности запасом. Но последний имеет размерность. Обеспеченность потребности запасом показывает, на сколько дней хватит наличных запасов до момента их полного истощения.

Движение обеспеченности потребности запасом повторяет динамику запасоемкости.

 

 

ABC-анализ товарных запасов

 

 

Владение запасами требует разделение номенклатуры запаса на отдельные группы. Кроме градации запаса по видам необходимо выделить позиции запаса, которые имеют различную степень влияния на результаты деятельности, а также различный отклик на управленческие воздействия. Для решения этой задачи используется ABC-классификация (таблица 2.4).

 

Таблица 2.4 – Рекомендации по управлению запасами ABC-классификации

Класс А Класс В Класс С
1 2 3
Тщательный контроль уровня запасов Обычный контроль. Простейший вид контроля.
Точный учет информации. Обычный порядок управления запасами. Отсутствие или незначительный учет информации.
Точное определение объема заказа. Максимально точный прогноз. Использование экономичного размера заказа. Группа низшего приоритета.

 

Анализ — метод, позволяющий классифицировать ресурсы фирмы по степени их важности.

Анализ — анализ товарных запасов путём деления на три категории:

¾ А — наиболее ценные, 20 % — ассортимента; 80 % — продаж;

¾ В — промежуточные, 30 % — ассортимента; 15 % — продаж;

¾ С — наименее ценные, 50 % — ассортимента; 5 % — продаж.

Анализ — это ранжирование ассортимента по разным параметрам.

Существует несколько различных методов разделения объектов на три-четыре группы значимости. Эти методы достаточно сильно различаются, но их объединяет то, что вначале все объекты анализа сортируются по мере убывания сравниваемого параметра.

Прообразом ABC-анализа и явился знаменитый постулат Вильфредо Парето.

Часто применяемый в логистике ABC - анализ предлагает более глубокое разделение — на три части. При этом предварительно все управляемые объекты необходимо вначале оценить по степени вклада в результат деятельности.

Номенклатуру закупаемых материально-технических ресурсов располагают в порядке убывания общей суммы закупок (как правило, за год). При этом к группе А относят все наименования продукции начиная с первого, общая стоимость закупок по которым составила 75-80% суммарной стоимости годового объема закупок.

Достоинствами данного метода являются:

¾ деление на группы получается зависящим от самих данных;

¾ а также наличие физического смысла точек деления - соотношения, в котором происходит разделение на группы, - указывает на степень неоднородности нашего ассортимента.

Издержки, связанные с управлением запасами, составляют до 40 % всех логистических затрат, при этом низколиквидными являются от 25 до 60 % запасов организации.

Внимание необходимо обратить на элементы издержек:

¾ поставки являются стоимостью товара и расходами;

¾ содержания являются страховкой и платой;

¾ дефицита являются потерями дохода от уменьшения поставок и от сокращения числа потребителей;

¾ сбыта являются потерями от старения материала и порчи товара;

¾ управления являются расходами на учет и планирование. Определение размера заказа требует минимизации 2 видов издержек:

¾ на размещение заказа;

¾ хранение запаса.

Относят к первой группе издержек издержки:

¾ на поиск поставщика;

¾ оплату переговоров.

Размер заказа является обратно пропорциональным издержкам на единицу материалов.

Относят ко второй группе издержек издержки:

¾ на обслуживание;

¾ страхование.

Размер заказа является прямо пропорциональным издержкам на хранение.

Предприятие должно стремиться к минимизации объемов запасов, вместе с тем запас на складе должен быть оптимальным.

Ценности, которые ожидают производственного или личного потребления, форма потока, которая имеет место во время в месте, являются запасами.

На пути движения от источника сырья до потребителя поток может накапливаться в виде запасов на участке. Создание запасов всегда является сопряженным с расходами. Затратами, которые связаны с созданием и содержанием запасов, считают:

¾ средства;

¾ расходы на содержание специально оборудованных помещений;

¾ оплата труда персонала;

¾ риск порчи и хищения.

Расходы являются наличием запасов, но отсутствие запасов тоже является расходами, только которые выражены в форме потерь. К видам потерь, которые связаны с отсутствием запасов, относят:

¾ потери от простоя производства;

¾ потери от отсутствия товара на складе в момент предъявления спроса;

¾ потери от закупки партий товаров по более высоким ценам.

Управление запасами позволяет обеспечить бесперебойность производственного и торгового процесса при расходах на содержание запасов.

Мотивами, руководствующими предпринимателей при создании запасов, служат:

¾ возможность колебания спроса. Спрос на товар является поверженным колебаниям, не всегда обладающим возможностью быть точно предугаданными. Поэтому при отсутствии обладания запаса не является исключенной ситуация с отсутствием удовлетворения спроса – предприниматель рискует остаться без товара на прилавках и отпустить клиента с деньгами без покупки. Также важно учитывать колебания спроса видов товаров. Касается продукции хозяйства;

¾ скидки за покупку партии товаров;

¾ спекуляция. Цена на виды товаров может заметно возрасти. Предприятие, которое сумело предвидеть рост, создает запас с целью получения прибыли за счет изменения цены;

¾ снижение издержек, которые с разрешением и доставкой заказа.

Процесс оформления и доставки заказа сопровождается рядом издержек:

¾ издержки характера, которые связаны с поиском поставщика, переговорами с ним, командировками, переговорами;

¾ издержки на транспортировку заказа. Уменьшить затраты можно при сокращении количества заказов – равносильно увеличению объема партии и повышению размера запаса;

¾ вероятность нарушения графика поставок. В случае запас является необходимым для отсутствия остановки процесса – особенно является важным для товаров, которые играют роль в формировании прибыли предприятия. В производстве остановка процессов является наиболее опасной для предприятий с циклом производства;

¾ возможность осуществления операций по производству и распределению. 2 вида деятельности являются тесно связанными между собой:

¾ распределяется то, что производится. При отсутствии запасов интенсивность потоков в системе распределения колеблется в соответствии с изменениями интенсивности производства. Наличие запасов в системе распределения позволяет осуществлять процесс реализации более равномерно вне зависимости от ситуации в производстве. Наличие запасов в производстве сглаживает колебания в поставках сырья и полуфабрикатах и обеспечивает равномерность процесса производства;

¾ возможность обслуживания покупателей. Выполнить заказ покупателей можно способами:

¾ произвести товар;

¾ закупить товар;

¾ или выдать немедленно из запаса. Последний способ является наиболее дорогим, потому что требует содержание запаса, но в условиях конкуренции возможность удовлетворения заказа может оказаться решающей в борьбе за потребителя;

¾ сведение к минимуму простоев из-за отсутствия частей. Поломку оборудования и аварии могут привести при отсутствии частей к остановке процесса;

¾ упрощение процесса управления производством. Речь идет о создании запасов полуфабрикатов на стадиях производства внутри предприятия.

Причины свидетельствуют о нужде создания запасов предпринимателями в торговле и промышленности, потому что в случае увеличиваются издержки обращения – уменьшается прибыль. Во время запас не должен превышать оптимальной величины.

Отсутствие допуска дефицита производства является целью управления запасами.

Бывает множество моделей управления запасами предприятия. К моделям можно отнести:

¾ модель управления запасами с размером заказа;

¾ модель управления запасами с интервалом времени между заказами;

¾ модель управления запасами с периодичностью пополнения запасов до уровня;

¾ модель управления запасами по максимуму и с периодичностью пополнения запасов.

Анализ ABC применяют в логистике при постановке цели сокращения величины запасов и сокращения количества перемещений на складе. Практика компаний показала возможность разделения запасов на 3 группы при наблюдении тенденции:

¾ позиций дорогостоящей группы гораздо меньше, чем средней, а средней гораздо меньше, чем дешевой.

Мысль анализа ABC состоит в выделении из множества объектов, наиболее значимых с точки зрения цели. Объектов не много, именно на объекты необходимо обратить внимание и силы.

Способ ABC, который широко применяется в логистике, предусматривает разделение множества объектов на 3 части.

Этап проведения анализа ABC – определение цели анализа. Множество объектов будет разделено на подмножества A и B способами в зависимости от цели анализа.

Этап – идентификация объектов управления, которые анализируются методом ABC.

Обособление признака, на чьей основе будет осуществлена классификация объектов управления, является третьим этапом. После определения признака классификации каждый из объектов оценивают по признаку. Затем осуществляют группировку объектов управления в порядке убывания признака. Верхняя и не незначительная часть списка будет играть роль с точки зрения цели.

При контроле запасов необходимо учитывать характер потребления запасов, а также точность прогнозирования изменения потребности запасов. В случае помогает XYZ-анализ.

Смысл дифференциации ассортимента в процессе анализа XYZ отличается от принципа анализа ABC, здесь ассортимент делят на 3 группы в зависимости от степени равномерности спроса и точности прогнозирования.

В список X включают товары с спросом, либо с поверженным колебаниям. Объем реализации по товарам группы является хорошо предсказуемым.

В список Y включают товары со спросом. В группу могут быть включенными товары с характером спроса. Возможности прогнозирования в группе являются средними.

В список Z включают товары с возникающим лишь эпизодически спросом. Прогнозировать объемы реализации сложно.

Сложно рекомендовать модели управления запасами для типа классификации, потому что невозможно точно соотнести издержки на закупку и хранение, однако классификация вместе с классификацией ABC позволяет разбить запасы на 9 блоков с обладанием каждого из блоков 2 характеристиками:

¾ стоимость запасов;

¾ точность прогнозирования потребности на запасы.

На практике категории CX и CY управляются одинаково. Обычно планирование запасов происходит на год с проверкой наличия на складе.

Есть совпадения и различия для категорий BY и BZ.

Выбираются способы управления для AZ и AX. Для AX можно рассчитать размер закупок и применить модель с размером заказа. Для AZ так сделать нельзя, поэтому нужно формировать запас и использовать модель управления запасами с периодичностью пополнения запасов до уровня.

Метод позволяет разделить товар на складе на три группы в зависимости от спроса со стороны запасов. К группе A относят виды товаров, которые пользуются спросом. Обычно в данную группу входит около тридцати наименований.

 

 

К группе B относят виды товаров со спросом двадцати процентов от всех товаров, а в группу C попадут остальные товары. На складе хранятся книги (таблица 2.5).

 

Таблица 2.5 – Наименования запасов

Наименование Количество, штук % к итогу
1 Художественная литература 73 2,59
2 Профессиональная литература 51 1,8
3 Общество и культура 90 3,18
4 Образовательная литература 49 1,73
5 Религия 23 0,81
6 Эзотерика 57 2,02
7 Оздоровительная литература 3 0,11
8 Туризм и путешествия 57 2,02
9 Прикладная литература 37 1,31
10 Хобби 290 10,26
11 Типография и канцелярские товары 180 6,37

Итого

910 32,2

 

 

При применении анализа сортировка происходит по количеству и соответственно по соотношению к итогу (таблица 2.6).

 

Таблица 2.6 – Сортировка наименований по ABC-анализу

Наименование Количество, штук % к итогу Нарастающим итогом,% Группа
10 Хобби 290 10,26 21,09 A
11 Типография и канцелярские товары 180 6,37 27,46 A
3 Общество и культура 90 3,18 47,91 A
1 Художественная литература 73 2,58 62,14 A
6 Эзотерика 57 2,02 69,25 A
8 Туризм и путешествия 57 2,02 71,27 A
2 Профессиональная литература 51 1,8 76,75 A
4 Образовательная литература 49 1,73 82,06 B
9 Прикладная литература 37 1,31 86,2 B
5 Религия 23 0,81 96,11 C
7 Оздоровительная литература 3 0,11 100 C

Итого

910 32,19

740,24

 

Из одиннадцати наименований книг спросом пользуется семь наименований, ведь на наименования приходится восемьдесят процентов запросов в месяц, запросы составляют 64% наименований из списка. Данные книги относятся к группе A. К группе B являются отнесенными два наименования, ведь на наименования приходится около двадцати процентов запросов в месяц, запросы составляют 18% наименований из списка. В группу C попало лишь два наименования, ведь на наименования приходится пять процентов запросов в месяц, запросы составляют 18% наименований из списка.

К группам A и B относятся 82% наименований из списка, на наименования приходится 88% запросов в месяц. Почти вся продукция пользуется спросом, ей надо уделять достаточно большое внимание при формировании запасов.

При проведении анализа рубрики можно сделать выводы:

¾ в свою очередь в рубрике религии учебники пользуются меньшим спросом. Большим спросом пользуется литература с темой хобби;

¾ продукция занимает площадь за счет активности. Долго хранить книги не нужно, ведь книги всегда хорошо покупаются.

При обладании сведениями по поставкам за год можно проанализировать актуальность рубрик и наличие возможности спрогнозировать сроки потребления той или иной литературы, а значит, заранее сделать запасы в максимально удобном количестве.

При формировании заказа и при выделении зон хранения на складе группам A и B уделяется внимание.

 

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.092 с.