Направления работы в рамках курса — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Направления работы в рамках курса

2019-08-07 119
Направления работы в рамках курса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Коррекционно-развивающая работа

Реализация содержания курса «Пространственная ориентировка» со слепыми детьми с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется в основном в такой форме организации учебных занятий как индивидуальная работа. Эта форма является наиболее предпочтительной и эффективной по следующим причинам. Во-первых, формирование навыков ориентировки в пространстве и мобильности у слепых и ослепших людей протекает достаточно специфично. Во многом это связано с невозможностью их формирования в условиях зрительной депривации непроизвольно, т.е. по визуальному подражанию, как это происходит у зрячих людей. Поэтому формирование таких навыков возможно только при непосредственном целенаправленном тактильном контакте педагога с незрячим школьником.

Во-вторых, овладение приемами ориентировки и самостоятельным передвижением в пространстве слепым человеком (уровень его готовности к обучению ориентировке в пространстве, скорость формирования умений) – процесс весьма индивидуальный и небезопасный для здоровья обучаемого. Он не может быть заключен в строго определенные временные рамки.

В-третьих, занятие по пространственной ориентировке – это практическое занятие с включением в него теоретической части, т.к. на полноценное усвоение слепыми детьми даже теоретического материала можно рассчитывать только тогда, когда он будет подкреплен

демонстрацией на практике. Групповая работа со слепыми детьми в этом направлении эффективна при изучении только теоретического материала и только в малых группах (не более двух человек).

Реализация программы возможна как в форме индивидуальных занятий-практикумов для самих учащихся, так и в форме мастер-классов для их родителей.

На занятиях по пространственной ориентировке предусматриваются следующие основные виды учебной деятельности: работа с наглядным материалом (реальные предметы, модели, рельефные изображения и т.д.), ориентировка в помещениях, изучение и самостоятельное прохождение маршрутов, применение технических средств реабилитации (трости).

Наибольший эффект усвоения программного материала на занятиях по пространственной ориентировке достигается при использовании сочетания словесных и наглядных методов. Например, подробное описание маршрута облегчает и делает наиболее безопасной практическую ориентировку при перемещении по нему, а с другой стороны - практическая ориентировка на маршруте может уточнить его словесное описание.

Приемы обучения на занятиях по пространственной ориентировке во многом отражают специфику приобретения знаний и умений школьниками с нарушением зрения – знакомство с реальными объектами или моделями, рельефными изображениями объектов, недоступных для непосредственного их восприятия; более детальное, расчлененное на этапы изучение маршрута или какого-либо действия (например, обследование помещения); многократное прохождение маршрута или повторение изучаемого действия с постепенным увеличением степени самостоятельности вплоть до полностью самостоятельного прохождения маршрута или повторение учащимися изученного действия.

Диагностическая работа

Мониторинг планируемых результатов по курсу «Пространственная ориентировка» осуществляется два раза в год – в начале (предварительный контроль), и в конце учебного года (итоговый контроль) в форме контрольного занятия, где обучающиеся показывает свои знания, умения, а преподаватель выявляет ошибки и трудности, с которыми сталкивается ученик, планирует работу с ним на следующий учебный год.

Современная тифлопедагогика еще не располагает объективными методами, которые смогли бы достоверно замерить наличие и уровень сформированности того или иного навыка пространственной ориентировки у слепого человека. Изучение тифлопедагогической литературы, наблюдения и беседы с обучающимися, позволили выделить шесть уровней сформированности навыков самостоятельной ориентировки в окружающем пространстве.

Уровни сформированности умений и навыков Критерии выполнения предложенного задания Соблюдение правил техники безопасности
Высокий Обучающийся самостоятельно, без ошибок, в полном объеме и рациональным способом выполняет предлагаемое задание, соблюдая при этом правила техники безопасности. Соблюдает самостоятельно.
Выше среднего Обучающийся самостоятельно, но тлько периодически с ошибками (неточностями ) и (или) не в полном объеме и (или) не рациональным способом выполняет предлагаемое задание и соблюдает при этом правила техники безопасности. Соблюдает самостоятельно, но периодически забывает о них.
Средний Обучающийся выполняет предлагаемое задание самостоятельно, но с грубыми ошибками или с незначительной направляющей и (или) контролирующей помощью взрослого / обучающийся ориентируется в пространстве при незначительной направляющей (контролирующей) помощи со стороны сопровождающего, идущего на расстоянии от обучающегося. Правила техники безопасности соблюдает с вербальной помощью (напоминанием). Соблюдает с   вербальной помощью (напоминанием) сопровождающего.
Ниже среднего Обучающийся выполняет предлагаемое задание, только при постоянном контроле или значительной действенной помощи со стороны взрослого / обучающийся ориентируется в пространстве только при постоянном контроле со стороны сопровождающего, идущего рядом. Соблюдает с невербальной помощью сопровождающего.
Низкий Сопровождающий выполняет предлагаемое задание руками обучающегося (совместно с ним) / обучающийся ориентируется в пространстве только совместно с сопровождающим. Соблюдает только совместно с сопровождающим.
Неудовлетворительный Обучающийся не выполняет предлагаемое задние (ставится в случаях, когда вербальный и / или невербальный (тактильный) контакт с учеником невозможен по объективным причинам). Не соблюдает.

       Указанные уровни сформированности умений и навыков самостоятельной ориентировки в окружающем пространстве достаточно условны, но раскрывают тенденции их формирования. В реальности все гораздо сложнее, т.к. есть моменты, когда уровень сформированности того или иного умения / навыка обучающегося не соответствует какому-то конкретному из выделенных уровней, а находится где-то между двумя соседними уровнями. Однако, эти уровни пусть примерно, но позволяют определить актуальный уровень сформированности умения / навыка пространственной ориентировки и выявить прогресс или регресс в его формировании, а также определить уровень освоения программы курса «Пространственная ориентировка».

8. Календарно- тематическое планирование.

№ урока с н..уч.г. № урока по теме Название раздела, темы урока. Кол. часов Дата-план

Дата-факт

    Диагностика знаний, умений, навыков учащихся по пространственной ориентировке (1 ч)    

 

1 1 Диагностика знаний, умений, навыков учащихся по пространственной ориентировке на начало учебного года. 1  

 

    Введение (1 ч)    

 

2 1 Знакомство с коррекционным курсом «Пространственная ориентировка» и с кабинетом ориентировки в пространстве. 1  

 

    Развитие сохранных анализаторов (6 ч)    

 

    Развитие мелкой моторики (2 ч)    

 

3 1 Развитие мелкой моторики. 1  

 

4 2 Развитие точных движений пальцев рук. 1  

 

    Развитие осязательного восприятия пространств (1 ч)    

 

5 1 Ориентировка в замкнутом пространстве при помощи осязания. 1  

 

    Развитие слухового восприятия пространства (1 ч)    

 

6 1 Ориентировка в замкнутом пространстве при помощи слуха. 1  

 

    Развитие обонятельного восприятия (1 ч)    

 

7 1 Запахи вокруг нас. 1  

 

    Развитие зрительного восприятия пространства (1 ч)    

 

8 1 Зрительное восприятие замкнутого  пространства. 1  

 

    Развитие навыков ориентировки в микропространстве» (5 ч)    

 

9 1 Ориентировка на своем теле. 1  

 

10 2 Ориентировка по сторонам собственного тела. 1  

 

11 3 Ориентировка в двухмерном микропространстве. 1  

 

12 4 Ориентировка в двухмерном микропространстве. 1  

 

13 5 Ориентировка в трехмерном микропространстве. 1  

 

    Формирование предметных и пространственных представлений (1 ч)    

 

14 1 Представление о предметах, наполняющих замкнутое пространство 1  

 

    Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений (10 ч)    

 

15 1 Ориентировка в пространстве «от себя». 1  

 

16 2 Перемещение в пространстве в различных направлениях «от себя». 1  

 

17 3 Ориентировка в пространстве «от себя» при изменении положения своего тела. 1  

 

18 4 Ориентировка и передвижение в пространстве «от другого человека или предмета» 1  

 

19 5 Ориентировка в кабинете ориентировки в пространстве. 1

 

 
20 6 Ориентировка в школьной столовой. 1

 

 
21 7 Ориентировка в спальне обучающегося / в школьном гардеробе. 1

 

 
22 8 Ориентировка в зданиях школы. 1

 

 
23 9 Правила поведения на улице. 1

 

 
24 10 Правила дорожного движения. 1  

 

    Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров» (1 ч)    

 

25 1 Правильная поза в разных положениях, при осуществлении различных действий. 1  

 

    Совместная ориентировка со зрячими (1 ч)    

 

26 1 Ориентировка и передвижение в пространстве при помощи зрячего сопровождающего. 1  

 

    Обучение пользоваться тростью (6 ч)    

 

27 1 Знакомство с тростью. 1  

 

28 2 Знакомство с тростью. 1  

 

29 3 Складная трость. 1  

 

30 4 Приемы и техники оперирования тростью. 1  

 

31 5 Подъем / спуск с лестницы, используя трость.  1  

 

32 6 Ориентировка в замкнутом пространстве при помощи трости. 1  

 

    Диагностика знаний, умений, навыков учащихся по пространственной ориентировке (1 ч)    

 

33 1 Диагностика знаний, умений, навыков учащихся по пространственной ориентировке на конец учебного года. 1  

 

Итого - 33 ч

             

9.Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.

- Стол ученический.[1]

-Стол учительский.

-Стол демонстрационный.

-Стул ученический.1

-Стул вращающийся.

-Комплект шкафов для хранения оборудования.

-Шкаф одежный.

-Ковер.

-Телевизор.

-Компьютер: монитор, системный блок, клавиатура, компьютерная мышь.

-Колонки.

-Корзина для мусора.

-Раковина.

Наглядные пособия и дидактические материалы 1


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.