Ма Хун - Знак тайцзи – ключ к тайцзицюань — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Ма Хун - Знак тайцзи – ключ к тайцзицюань

2019-08-07 137
Ма Хун - Знак тайцзи – ключ к тайцзицюань 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ма Хун - Знак тайцзи – ключ к тайцзицюань

Знак тайцзи является главным объектом исследований в учении о переменах (ицзинистике). Тайцзиту (знак тайцзи) изображается ицзинистами в виде круга из черной и белой половинок, переходящих одна в другую, рыбок инь–ян, переплетающихся хвостами. Поэтому этот знак еще называют «знаком перемен». По преданию он впервые был изображен императором Фу Си 7000 лет назад, поэтому он также носит название «древний знак тайцзи»

Этот знак одновременно и простой и сложный. Если говорить о простоте, то это только два цвета – черный и белый; если говорить о сложности, то в его изображении содержится всемирный закон природы. В его обобщенной и всеобъемлющей форме заключено очень много мыслей. Он включает в себя как отвлеченную логику, так и образное мышление. Можно сказать, что этот знак является феноменальной конструктивной схемой, отражающей тайны мироздания. Некоторые иностранцы даже говорят: «Этот знак имеет общемировую ценность». Поэтому некоторые люди считают, что он является моделью космоса, маяком науки. Очень многие ученые в области традиционной китайской культуры часто сами толковали его богатое и сложное внутреннее содержание. Говорится: «Человеколюбивый видит человеколюбие, мудрый видит мудрость». Люди, изучающие традиционную медицину, скажут: «Это – схема строения человеческого тела»; люди, практикующие цигун, скажут: «Это – схема плавки пилюли (бессмертия)»; художники – наши современники и большие мастера, такие, как Ли Кучань, Хуан Биньхун говорили: «Тайцзиту – это сокровенное в китайской живописи и каллиграфии». Похоже, что во всех дисциплинах традиционной китайской культуры имеется одна «система движения души», имеется «знак тайцзи». Несомненно, традиционное боевое искусство под названием «тайцзицюань», взявшим за основу слово «тайцзи», имеет теснейшую связь с этим знаком. Мы можем сказать, что этот знак выводит на поверхность теоретическую систему тайцзицюань, содержит суть тайцзицюань.

Ню Дунь 300 лет назад писал: «Блеск геометрии состоит в том, что из маленькой формулы делается так много выводов». Наш простой и красивый знак, передаваемый из поколения в поколения – отображение специфической формулы тысяч и тысяч изменений инь–ян в природе. Основываясь на более чем 30-летнем опыте практики тайцзицюань, автор осмысливает внутреннее содержание этого знака, и с каждым днем ощущает его глубину и многогранность. В настоящее время, исходя пока из 9 аспектов исследованных секретов тайцзицюань, выношу на обсуждение уважаемых единомышленников свои соображения, надеюсь на критику и комментарии.

Симметрия инь–ян

Третьей характерной особенностью знака тайцзи является то, что цельный круг заключает в себе две симметричные, равноценные черно-белые рыбки инь–ян. Дизъюнкция, антитеза, симметрия инь–ян гармонично сочетаются в одном круге (рис.2).

Основной принцип бытия человека, отраженный в «Книге перемен» («Ицзин») – дуализм. Он заключается в том, что каждой вещи и явлению есть соответствующая пара. Например:

Небо–земля; высокое–низкое; движение–покой; ян–инь; цянь–кунь; мягкое–жесткое; сущность–тело; природа–деятельность человека; счастье–печаль.

Все сочетается, в мире нет ничего, чему бы не было пары. Две вещи тесно связаны между собой, зависят друг от друга и их невозможно отделить друг от друга, обоюдные противоположности всегда являются одним целым. Можно сказать, что идея единства противоположностей – это отправная точка мышления китайского народа. Тайцзиту является прекрасным выражением этой идеи. В «Книге перемен» как раз используется этот дихотомический метод обнажения сути вещей, а именно – с изменениями противоположностей выявляется закон изменения вещей. Это – главный ход мыслей в «Книге перемен».

Точка зрения, что «жизнь – это движение противоположностей», является очень правильной. Представление, что есть только движение или только покой – не целостно. «Смена инь–ян называется Дао», мириады вещей рождаются из изменений и превращений инь–ян. Люди размышляли над этим вопросом, взяв за основу взаимный парный переход двух сторон инь–ян из одного состояния в другое, анализировали и исследовали изменения вещей, что помогло разрешить множество вопросов.

Равновесие и гармония – основной закон природы. Этот закон является самым главным правилом в тайцзицюань. В практике тайцзицюань необходимо придерживаться закона единства противоположностей, что выражается во взаимной поддержке мягкого и жесткого, взаимном содержании раскрытия и сжатия, в смене пустого и полного, чередовании быстроты и медленности, что позволяет равномерно развивать все тело от центра к периферии. Распределение силы происходит также симметрично и равномерно. Если выброс слева, то осаживается правая сторона, если производится выброс справа, то осаживается левая сторона; при выдвижении вперед обязательно есть опора назад; как только сила идет вверх, есть движение силы вниз, все это позволяет сохранять собственное равновесие тела.

4. Обоюдное содержание инь и ян (взаимное зарождение)

Четвертой характерной особенностью тайцзиту является то, что черная рыбка имеет белый глаз, а белая рыбка имеет черный глаз. Это символ того, что в инь имеется ян, в ян имеется инь, инь и ян взаимно переплетаются, инь и ян – корни друг друга. Это также называется обоюдным содержанием инь и ян, взаимное зарождение инь и ян.

Эта характерная особенность очень четко выражена в «Книге перемен». В «Ицзин» есть гексаграммы с благоприятной, счастливой формой, почти все они показаны в виде взаимного переплетения инь и ян. Всякий раз, когда инь и ян зарождают друг друга, это, по большей части счастливая гексаграмма. Например, гексаграммы «благополучие», «смена», «взаимодействие»; гексаграммы, не могущие приводить к взаимосвязям в большинстве случаев являются несчастливыми. Например, «недостаточность», «разлад», «упадок».

Китайское художественное искусство испокон веков исповедует, что жесткий инь и мягкий ян должны взаимно поощряться, взаимно зарождаться, взаимно содержаться и быть одним целым. Чтобы практические принципы «на кончике кисти жесткая добродетель» и «на кончике кисти мягкая добродетель» взаимно сочетались. В книге Шэнь Цзунцяня «Изобразительное искусство "Учения маленькой лодочки"» есть слова: «Содержание жесткого и крепкого в нежном и грациозном, энергичное письмо в приветливости и милости».

В тайцзицюань также исповедуется постулат, что в раскрытии есть сжатие, в расширении есть идея концентрации, в концентрации есть работа расширения. Например, конечное положение позы «белый журавль расправляет крылья», это положение раскрытия, однако в раскрытом положении обеих рук кисти должны стягиваться внутрь. Таким образом, руки и расходятся наружу, и стягиваются внутрь. Вместе с этим верх раскрывается, низ сжимается, руки раскрываются, ноги стягиваются. В ногах нужно бедра раскрывать, пах стягивать, стопы стягивать, колени раскрывать. Таким образом, осуществляется требование «повсеместно и постоянно есть и раскрытие и сжатие». В конечном положении позы «одиночный хлыст» руки разведены широко в стороны, но «пасть тигра» правой кисти и основание левой ладони со стороны большого пальца должны стягиваться. Связь пустого и полного, связь мягкого и жесткого осуществляется подобным же образом. В пустом есть полное, в полном есть пустое, повсеместно и постоянно есть и пустое и полное. В жесткости есть мягкость, в мягкости есть жесткость. Разделения силы тайцзицюань на жесткие усилия и мягкие усилия не уместны. Не важно, производится выброс усилия или нейтрализация усилия, не важно быстрое движение или медленное, обязательно это – взаимная поддержка мягкости и жесткости.

Падение и рост инь и ян

Пятый характерный признак знака тайцзи: у широкой части рыбки инь узкая часть рыбки ян, у расширяющейся части рыбки ян суживающаяся часть рыбки инь, инь и ян следуют и пополняют друг друга. Вы убываете – я возрастаю, вы возрастаете – я убываю, это падение и рост инь и ян.

Идея движения в «Книге перемен» - это падение и рост инь и ян; инь и ян противостоят друг другу и пополняют друг друга, находясь в едином движении. Если одна вещь идет вперед, другая обязательно идет назад, происходит усреднение. В тренировке формы, особенно в практике туйшоу, нужно уметь использовать правило падения и роста, наступления и отступления инь и ян, заключенный в тайцзиту; уметь занимать стратегически выгодную позицию.

В практике туйшоу прорабатывается «умение втягивать, умение выпускать», возможность затягивать и возможность продвигаться вперед. Затягивание и продвижение действуют вместе, затягивают в сторону и продвигаются в сторону, затягивают вверх и продвигаются вверх, затягивают влево и продвигаются влево. Например, в «Суждениях о кулачном искусстве» говорится: «Слева тяжесть – сразу слева пусто, а справа уже отошло; справа тяжесть – сразу справа пусто, а слева уже отошло». Связи пустого и полного в тайцзицюань, связи повышения и понижения, связи левой и правой сторон, в точном положении всего тела, везде выражается правилами расширения инь – убывания ян, расширения ян – убывания инь, расширении и росте инь – ян. Говорится: «Как только есть верх, обязательно есть низ», «как только есть справа, обязательно есть слева; как только есть слева, обязательно есть справа», «слева погружение – слева непременно пусто, справа погружение – справа непременно пусто». (Слева кисть опускается вниз, стопа слева обязательно пустая, вместе и наоборот) Затем, исходя из свободного поединка, во время практики формы следует обращать внимание на то, что если одна часть тела поднимается вверх, непременно должна быть другая часть тела, опускающаяся вниз. И наоборот, если одна часть тела опускается вниз, должна быть часть тела, которая поднимается вверх. Например, это очень четко выражено в позах «дух хранитель толчет в ступе», «золотой петух стоит на одной ноге», «удар, прикрывающий корпус». Абсолютно неприемлемы только повышение (болезнь «всплывания») или только опускание (болезнь «застоя»).

Ритмичность инь–ян

Девятой характерной особенностью знака тайцзи является то, что как необычайно гармонично и тесно сплавлены в одно целое в одном теле две рыбки инь и ян. Эту сплавленность инь и ян древние называли «дыханием Неба и Земли», «симпатией инь и ян». В «Книге перемен» говорится, что все вещи в мире произошли от встречи и переплетении двух энергий инь и ян. «От дыхания Неба и Земли очищаются десять тысяч вещей», «Небо и Земля переплетаются, а десять тысяч вещей распространяются». Что такое «дыхание Неба и Земли»? Когда две энергии инь и ян перемешиваются, происходит накопление, как только происходит накопление, это жизнь; если две энергии инь и ян не перемешиваются и не могут быть одним целым, происходит разделение, как только происходит разделение, это смерть. Идея «тайцзи рождает десять тысяч вещей» фактически является проявлением «дыхания Неба и Земли». Я бы сказал, что тайцзиту – это прекрасный символ изменений развития всего сущего; переплетения инь–ян, единства инь–ян, дыхания инь–ян. Поэтому процесс практики тайцзицюань необходимо сделать процессом, в котором тренируются все органы тела с сочетанием каждого симметричного усилия. Добиваться сочетания мягкости и жесткости (взаимной поддержки), сочетания раскрытия и сжатия (взаимного содержания), сочетания пустого и полного, сочетания сердца и почек, взаимодействия переднесерединного и заднесерединного меридианов. «Усилия тайцзи» - это усилия, в которых сочетаются мягкость и жесткость, обязательно в жесткости должна иметься мягкость, в мягкости содержаться жесткость, усилия «железного прута в вате», усилия «раскрепощенного живого упругого встряхивания», усилия «единства внутреннего и внешнего». По отношению к внутренней силе тайцзицюань культивируются «дыхание инь–ян», «сочетания движения и покоя», через практику тайцзицюань достигаются «перемешивание сердца и почек», «заимствование кань для замещения ли» (использование сущности - цзин для укрепления мозга), «накопления трех драгоценностей – сущности (цзин), энергии (ци), духа (шэнь)». Рассмотрение с двух плоскостей внутренней силы тайцзи (силы ци) и тождественной ей силе движения в таолу тайцзицюань противоречит теории «дыхания инь-ян». В книге Чэнь Синя «Комментарии к схемам тайцзицюань семьи Чэнь» в главе «О меридианах думай и жэньмай» говорится, каким образом в процессе практики тайцзицюань две энергии инь и ян взаимно переплетаются, взаимодействуют, сочетаются. Поэтому человек, длительное время практикующий тайцзицюань, не только укрепляет тело, но и может изменить свою человеческую природу и характер к лучшему.

В заключение к сказанному можно увидеть, что внутреннее содержание рассматриваемого нами древнего знака тайцзи необычайно богато. Он содержит основные постулаты философии, теории, практики тайцзицюань и очень многогранен. В книге «Простые вопросы» в разделе «О смыкании инь–ян» говорится: «Инь–ян, число его может быть десять, отталкиваясь от него, может стать и сто; число его может быть тысяча, отталкиваясь от него, может стать и десять тысяч; больше десяти тысяч не сосчитать». Поэтому к рассмотренным нами 9-ти аспектам вполне можно добавить еще несколько, в чем я был бы очень признателен моим читателям и единомышленникам.

Февраль 1990 год


Перевод Р.Романов

 

Ма Хун - Знак тайцзи – ключ к тайцзицюань

Знак тайцзи является главным объектом исследований в учении о переменах (ицзинистике). Тайцзиту (знак тайцзи) изображается ицзинистами в виде круга из черной и белой половинок, переходящих одна в другую, рыбок инь–ян, переплетающихся хвостами. Поэтому этот знак еще называют «знаком перемен». По преданию он впервые был изображен императором Фу Си 7000 лет назад, поэтому он также носит название «древний знак тайцзи»

Этот знак одновременно и простой и сложный. Если говорить о простоте, то это только два цвета – черный и белый; если говорить о сложности, то в его изображении содержится всемирный закон природы. В его обобщенной и всеобъемлющей форме заключено очень много мыслей. Он включает в себя как отвлеченную логику, так и образное мышление. Можно сказать, что этот знак является феноменальной конструктивной схемой, отражающей тайны мироздания. Некоторые иностранцы даже говорят: «Этот знак имеет общемировую ценность». Поэтому некоторые люди считают, что он является моделью космоса, маяком науки. Очень многие ученые в области традиционной китайской культуры часто сами толковали его богатое и сложное внутреннее содержание. Говорится: «Человеколюбивый видит человеколюбие, мудрый видит мудрость». Люди, изучающие традиционную медицину, скажут: «Это – схема строения человеческого тела»; люди, практикующие цигун, скажут: «Это – схема плавки пилюли (бессмертия)»; художники – наши современники и большие мастера, такие, как Ли Кучань, Хуан Биньхун говорили: «Тайцзиту – это сокровенное в китайской живописи и каллиграфии». Похоже, что во всех дисциплинах традиционной китайской культуры имеется одна «система движения души», имеется «знак тайцзи». Несомненно, традиционное боевое искусство под названием «тайцзицюань», взявшим за основу слово «тайцзи», имеет теснейшую связь с этим знаком. Мы можем сказать, что этот знак выводит на поверхность теоретическую систему тайцзицюань, содержит суть тайцзицюань.

Ню Дунь 300 лет назад писал: «Блеск геометрии состоит в том, что из маленькой формулы делается так много выводов». Наш простой и красивый знак, передаваемый из поколения в поколения – отображение специфической формулы тысяч и тысяч изменений инь–ян в природе. Основываясь на более чем 30-летнем опыте практики тайцзицюань, автор осмысливает внутреннее содержание этого знака, и с каждым днем ощущает его глубину и многогранность. В настоящее время, исходя пока из 9 аспектов исследованных секретов тайцзицюань, выношу на обсуждение уважаемых единомышленников свои соображения, надеюсь на критику и комментарии.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.