Человек как полисистема в школе Б.Г.Ананьева: антропологическая теория развития – онтогенез и жизненный путь личности. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Человек как полисистема в школе Б.Г.Ананьева: антропологическая теория развития – онтогенез и жизненный путь личности.

2019-08-07 729
Человек как полисистема в школе Б.Г.Ананьева: антропологическая теория развития – онтогенез и жизненный путь личности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Борис Георгиевич Ананьев (1907-1972) Ананьев Виктор Алексеевич, доктор психологических наук, профессор психологии. Интересы в области психологии здоровья, клинической психологии

 Концепция системной модели человекознания

Труды в области восприятия, психологии общения, восстановления работоспособности.

Декан ф-та психологии ЛГУ(1967-1975)

Ученик Б.Ф. Ломов

Ученик Б. Г. Ананьева, А. Н.

Леонтьева и Б. М. Теплова.

 1954 г. защита кандид. диссертации по психологическим проблемам психологии политехнического образования,

1963 – докторская дисс. по инженерной психологии. Профессор.

В 1959 организовал в ЛГУ первую в СССР лабораторию инженерной психологии. Основатель (совместно с Б. Г. Ананьевым) и первый декан факультета психологии ЛГУ (1966–1968).

С 1967 – заведующий отделом науки Министерства просвещения СССР и лабораторией сенсорных процессов НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.

 Первый заведующий кафедрой социологии и психологии управления Академии народного хозяйства при СМ СССР.

Первый директор Института психологии АН СССР в Москве (1972- 1989).

Президент Общ. психологов СССР (1968–1983)

 

Борис Герасимович Ананьев (1907-1972) — выдающийся психолог ХХ столетия. Самоотверженным непрестанным трудом он существенно обогатил психологию новыми фактами, закономерностями, теоретическими представлениями, идеями, значение которых все более раскрывается по мере развития науки и ее практических приложений.

Б. Г. Ананьев — активный строитель психологической науки в России советского периода. По его инициативе, под его руководством были организованы научные и научно-образовательные центры в Ленинграде (Петербурге), при его активном участии созданы Всесоюзное общество психологов и журнал «Вопросы психологии», проведен XVIII Международный психологический конгресс в Москве (1966 г.), 1-ГУ съезды психологов.

За свою сравнительно недолгую жизнь Б. Г. Ананьев организовал несколько крупных коллективных исследований в стенах Института мозга, Ленинградского государственного университета, Ленинградского НИИ педагогики. Он воспитал большой отряд сотрудников-единомышленников, которые составили самобытную научную школу с центром в Ленинградском (Санкт-Петербургском) государственном университете

 

Но главным достижением Б. Г. Ананьева явилась его оригинальная, эмпирически обоснованная теория, которую есть основания называть антропологической психологией. Она — неотъемлемое достояние российской психологии и один из ее существенных вкладов в мировую психологическую науку.

Борис Ананьев вошел в большую науку через врата рефлексологии В. М. Бехтерева. Студентом Горского педагогического института (Владикавказ) он вступил в педологический кружок рефлексолога, доцента Романа Ивановича Черановского и выполнил свои первые экспериментальные исследования. В 1927 г. Ананьев приехал в Ленинград на преддипломную практику в Институт мозга, который был в то время центром научной деятельности Бехтерева и его рефлексологической школы.

Среди основателей и активных строителей марксистской психологии как одного из мировых течений науки Б. Г. Ананьев стоит в первом ряду вместе с Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, В. Н. Мясищевым, С. Л. Рубинштейном, Б. М. Тепловым и другими выдающимися современниками.

Особенностью творческого пути Б. Г. Ананьева является необычайная широта научного поиска. Он разрабатывал многие проблемы психологии: психические процессы (более всего чувственное познание и речь), сознание и самосознание, индивид, включая мозговые механизмы нейропсихической регуляции, личность и характер, субъект и способности, индивидуальность как полисистема «человек» со своим внутренним миром. Он первым обратился к изучению истории отечественной психологии и в итоге написал и защитил фундаментальную докторскую диссертацию «Формирование психологической науки в СССР»

Б. Г. Ананьева отличает умение создавать научно-исследовательские программы и организовать большие коллективные исследования, нацеленные на фундаментальные проблемы психологической науки. В тридцатых годах в секторе психологии Института мозга Б. Г. Ананьев организовал исследование развития характера школьников, что способствовало формированию его теоретических взглядов на личность и характер, на общение и воспитание. Во второй половине 1930-х годов он разработал и осуществил новую программу по проблеме чувственного отражения, в 1950-х годах погрузился в изучение развития детей в условиях школьного обучения и воспитания и вышел на обоснование новой педагогической антропологии в духе К. Д. Ушинского. На завершающем этапе жизни Б. Г. Ананьев развернул большие комплексные исследования индивидуальности и ее развития в зрелости.

Б.Г. Ананьев как крупный методолог психологии выдвигал на первое место в своих исследованиях антропологический принцип и следовал ему, особенно в комплексных исследованиях человека-индивидуальности. Он разработал модель структуры человека, выделив три подсистемы: индивид, личность, субъект, которые интегрированы в полисистему индивидуальности. Именно индивидуальность - биопсихосоциальная целостность человека с его внутренним миром - является конечной целью антропологической психологии Б.Г. Ананьева. Практическим приложением антропологического принципа в педагогике явился его проект педагогической антропологии, направленный на изучение объективных законов развития и использования этих знаний для природосообразного воспитания личности.
Источник: http://naukarus.com/antropologicheskiy-printsip-v-metodologii-b-g-ananieva

 

В процессе конкретных научных исследований Б. Г. Ананьев строил всеохватную систему антропологической психологии — целостную теорию развивающегося чело-века как субъекта психической деятельности и поведения, а также и систему самой психологической науки во временных координатах прошлого, настоящего и будущего.

Идеи Ананьева легли в основу четырех его научных программ, которые мы рассматриваем как взаимосвязанные этапы единого научного пути ученого. Это программа по характерологии (1930-е гг.), психологии чувственного познания (е гг.), педагогической психологии (1950-е гг.), наконец, психологии индивидуальности и ее развития (комплексные исследования х гг.). Идеи и результаты предыдущих исследований подготавливали возникновение последующих. Все предыдущие программы были интегрированы в комплексных исследованиях индивидуальности, которые оказались последними в жизни ученого. Он ушел от нас, не успев завершить их. Да, в принципе, это было невозможно, ведь Ананьев выдвинул программу на десятилетия, поскольку она обещала перерасти в комплексное, или синтетическое, человекознание и требовала для своего осуществления усилий большого отряда ученых, труда многих научных институтов. В основе завершающей программы Б.Г. Ананьева лежали выстраданные и апробированные в более ранних исследованиях идеи, более того, вся его концептуальная система картина человека, созданная психологомантропологом. Основополагающие идеи в этой системе следующие. Человек полисистема, которая является основанием психики. Вся сложная психобиосоциальная структура человека опосредует психические процессы, акты деятельности и поведения, а значит, является их внутренней детерминантой. Сама же эта структура складывается в процессах непрерывного взаимодействия человека с миром на основе его отражения. Человек носитель психики и субъект сознания, деятель и социальный индивид. Соответственно, структура человека дифференцируется Ананьевым на природного индивида, социального индивида личность, субъекта и индивидуальность. Каждая из указанных форм существования человека обладает своей структурой, которая завершается психическими элементами: индивид темпераментом и задатками, личность характером, субъект способностями и творчеством, индивидуальность талантом и характером [10]. Детерминация психики и поведения окружающей действительностью происходит посредством самого человека как полисистемы разнородных объективных свойств, с одной стороны, и субъективного мира, сознания с другой. Существуют объективные законы развития систем в структуре человека-индивидуальности, в частности объективный порядок созревания психофизиологических функций в тех или иных социальных условиях их практикования. Вместе с тем возможен рефлексивный способ развития. Рефлексия позволяет выработать новую стратегию социального поведения и жизнедеятельности в целом. Посредством изменения реального хода жизни человек влияет на собственное развитие, в частности создает собственную среду развития. Теория структуры и развития человека Ананьева обобщила все потоки исследований его школы. В ней свое

 

Жизненный путь — «это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи, сверстника определенного поколения». Экзистенциалистские, неофрейдистские модели жизненного развития всесторонне и глубоко подвергались критическому анализу в советской науке. Эта критика ведется с позиций марксистских методологических установок и отличается конструктивным характером. В советской психологии определена принципиально иная стратегия разработки проблем индивидуального развития личности. Наиболее полно и программно эта стратегия впервые была намечена Б.Г. Ананьевым. Он обосновал проект науки о целостном развитии человека в едином жизненном цикле. Согласно Б.Г. Ананьеву, онтопсихология представляет собой синтез возрастной психологии и дифференциальной психологии личности. Личность рассматривается как фактор развития (само развития), влияющий и на ход онтогенеза («натурального ряда», по Л.С. Выготскому). Предметом онтопсихологии является целостный жизненный цикл, объединяющий природный в своей основе онтогенез индивида и социально-исторический жизненный путь личности. В этой целостности, однако, Б.Г. Ананьев отчетливо различал две взаимодействующие, но все же особые формы. Во-первых, онтогенез — развитие индивида и его мозга, психофизиологических функций. Онтогенез программируется генетически, протекает в биологическом времени жизни. Во-вторых, жизненный путь, который строится по социальным проектам в историческом времени, датируется историческими и биографическими событиями.

Онтогенез с последовательностью фаз (рождение, зрелость и созревание, старение и смерть) выступает как объективный фактор жизненного пути. «История личности и субъекта деятельности развертывается в реальном пространстве и времени онтогенеза и в известной мере им определяется...» [7; 162]. Объективная, общественная и субъективная, личностная регуляция жизни, планирование жизненного пути не могут происходить без учета естественных сроков жизни, степени зрелости организма и мозга, возрастных ограничений здоровья.

https://docplayer.ru/39146042-B-g-ananev-osnovatel-leningradskoy-psihologicheskoy-shkoly.html

https://cyberleninka.ru/article/n/antropologicheskaya-psihologiya-b-g-ananieva

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.