Святогорский свято-успенский монастырь и некрополь Ганнибалов-Пушкиных — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Святогорский свято-успенский монастырь и некрополь Ганнибалов-Пушкиных

2019-08-07 224
Святогорский свято-успенский монастырь и некрополь Ганнибалов-Пушкиных 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Синичья гора, на которой жителю пастуху Тимофею была явлена чудотворная икона Божией Матери Одигитрии, впервые упомянута в Псковской III летописи под годом 1566. Свято-Успенский Святогорский монастырь был основан по повелению царя Ивана IV в 1569 году и издревле входил в ряд самых почитаемых на Руси. Среди многих даров царей и вельмож, хранившихся в монастыре, были пожалованный Иваном Грозным 15-пудовый колокол, прозванный в народе Горюном, и Евангелие - дар царя Михаила Федоровича. Сегодня можно увидеть осколки колокола, заказанного игуменом Иннокентием, изготовленного на заводе Тюленева в Москве в 1753 г.

Судьба обители значительно переменилась в XVIII столетии, когда граница России отодвинулась к берегам Балтики, и особенно после указа Екатерины II 1764 года, по которому монастырь был зачислен в третьеразрядные, а его земли и прочие угодья отошли в казну. Однако он оставался известным в народе своими святынями и богатствами ярмарок, приуроченных к престольным праздникам - Девятой пятнице по Пасхе и Покрову Пресвятой Богородицы.


С XIX века обитель оказалась неразрывно связанной с именем Александра Сергеевича Пушкина. Живя в Михайловском, поэт приходил сюда в моменты творческих исканий и на поклон могилам предков, памятью которых он свято дорожил.

Работая над драмой «Борис Годунов», А. С. Пушкин стремился к предельной исторической правдивости в изображении характеров своих героев. Он достигал этого, изучая Летописи, «Историю Государства Российского» Н. М. Карамзина и местные источники. Поэт пользовался архивом и библиотекой, которая находилась в светелке «братского» корпуса. В ней хранилась летопись монастыря, в которой имелась запись об участии первого настоятеля обители Зосимы в Земском соборе 1598 года, избравшем на царство Бориса Годунова.

Пушкин любил посещать святогорские ярмарки, где вслушивался в яркую и образную народную речь, запоминал и записывал «с натуры» наиболее интересное и характерное. Посещение этих ярмарок, наблюдения за жизнью обитателей и посетителей монастыря, встречи с юродивыми, рассказы странников о давно минувших событиях - «преданья старины глубокой» - несомненно нашли творческое отображение в образах героев «Бориса Годунова».

Монастырь окружен старинной каменной оградой. В него ведут двое ворот - Святые, или Пятницкие, прежде находившиеся у утраченной Пятницкой церкви, и Анастасьевские (по названию несохранившейся Анастасьевской часовни, находившейся у входа в монастырь). Рядом со Святыми воротами находится дом наместника, построенный в 1911 году. Никольские ворота (по названию утраченной Никольской церкви) ведут со Святого на черный (торговый) двор монастыря. К Анастасьевским воротам примыкает старинная каменная светелка для привратника. Две каменные лестницы ведут к Успенскому собору и фамильному кладбищу Ганнибалов-Пушкиных. К древнему Успенскому храму в XVIII веке пристроены два придела - Покровский и Одигитриевский. В Одигитриевском приделе стоял гроб с телом поэта в ночь перед погребением.

В монастыре на фамильном кладбище Ганнибалов-Пушкиных похоронены: дед поэта Осип Абрамович Ганнибал /1806/, бабушка Мария Алексеевна /1818/, мать Надежда Осиповна /1836/ и отец Сергей Львович /1848/. Младший брат Платон, умерший в 1819 году похоронен, видимо, в Успенском соборе.

Святогорский монастырь стал последним земным приютом Пушкина. 6/18 февраля 1837 года после заупокойной панихиды в южном приделе Успенского собора, отслуженной архимандритом Геннадием, тело поэта было предано земле у алтарной стены. Спустя четыре года на могиле был установлен мраморный памятник, выполненный по заказу вдовы Пушкина и опеки петербургским мастером монументальных дел А. М. Пермогоровым. На нем надпись: «Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года, скончался в С.-Петербурге 29 января 1837 года».

В 1924 году монастырь был закрыт.

Многие монастырские строения серьезно пострадали во время Великой Отечественной войны, иные, как Никольский храм, оказались полностью разрушены.Успенский собор был восстановлен в 1949 году. Здесь открылась экспозиция, посвященная истории монастыря, творчеству А. С. Пушкина, дуэли, смерти и похоронам поэта.

В 1992 г. Свято-Успенский Святогорский монастырь был возвращен в бессрочное и безвозмездное пользование Русской Православной церкви. 29 мая при участии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II торжественно возобновлены службы в его Успенском соборе. Сегодня это собор действующий, и его территория используется совместно Пушкинским Заповедником и Епархией. В монастыре проживает около 25 послушников и монахов (в пушкинское время в монастыре жило 10 человек). Монахи обрабатывают монастырские земли, занимаются сельским хозяйством. Работает воскресная церковная школа. По благословению наместника монахи принимают паломников.

Утром и вечером в соответствии с монастырским уставом проходят службы, ежедневно монашеская братия поминает А. С. Пушкина «со сродники».



НАУЧНО-КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

В 1992 году в число объектов Пушкинского Заповедника вошел научно-культурный центр (архитектор В. А. Мазурин). Он был создан постановлением Совета Министров РСФСР от 5 апреля 1978 г., как филиал музея-заповедника, назначением которого «быть государственным хранилищем памятников истории духовной культуры с одновременным выполнением задач научно-исследовательского и научно-просветительского центра».

Созданию научно-культурного центра предшествовала большая дискуссия среди деятелей науки и культуры, начиная с 1924 г., когда на совещании о судьбе «Пушкинского Уголка», организованном Пушкинским Домом при Академии Наук, совместно с представителями Бюро краеведения и деятелями с мест, под предводительством академика С. Ф. Ольденбурга, выработали программу работы, исходя из трех главных оснований:
1. в заповеднике должен быть создан культурно-просветительный центр;
2. пушкинские места представляют одно общее художественное целое, и потому все меры увековечивания памяти великого поэта должны быть согласованы с характером местности, сливаясь в одно гармоничное целое;
3. все архитектурные и художественные сооружения, служащие этой цели, должны пройти конкурс, условия которого необходимо выработать особому жюри из лучших художников.

С 1969 г. бывший директор Заповедника С.С.Гейченко начал постепенно воплощать в умах общественности идею создания научно-культурного центра, обращаясь в Пушкинскую комиссию Академии Наук и председателю комиссии академику М. П. Алексееву, в Министерство Культуры, к деятелям науки и культуры. Получив единодушное мнение о важности создания научно-культурного центра, началась интенсивная работа по планированию, а затем и строительству центра в Пушкинских Горах.


 

С появлением научно-культурного центра культурная жизнь поселка оживилась. Центр осуществляет все виды научно-просветительной и культурной деятельности музея-заповедника.

За эти годы в выставочных залах центра были созданы выставки: «А. С. Пушкин в изобразительном искусстве», «А. С. Пушкин в Псковском крае», «В окружении Пушкина», «К 50-летию освобождения Пушкинских Гор от немецко-фашистских захватчиков», выставка памяти С. С. Гейченко, «Новые поступления музейного фонда», выставка, посвященная 170-летию создания трагедии «Борис Годунов» А. С. Пушкина, «Фламандской школы пестрый сор», «Псковская земля в судьбе Пушкина», выставка детского рисунка «Пусть всегда будет солнце», «Пушкинская тема в графике петербургских художников», персональные выставки художников Арины и Русланы Даур, Марины Шретер, Петра Быстрова, Александра Андреева, Александра Стройло, Николая Царева, Валентина Костина и другие.

Широкий спектр по тематике прошедших научных конференций, семинаров, круглых столов позволил удовлетворить самый взыскательный интерес любителей творчества Пушкина и его окружения, а так же по проблемам музееведения и краеведения. Запоминающиеся были конференции как традиционные августовские, так и конференции, посвященные проблемам русской усадьбы, «Музей и дети», «Пушкин в музыке», «Пушкин и Чехов», «Рисунки А. С. Пушкина и русских писателей».


 

Сцена Большого зала центра позволяет показать все виды искусства - театр, музыку, кино. Замечательная акустика зала привлекает деятелей культуры разнообразных жанров. Здесь проходят поэтические, камерные музыкальные вечера, театрализованные мероприятия, раскрывающие дворянскую классическую культуру, а также отражающие состояние современных культурных запросов.

Незабываемыми постановками одаривают зрителей режиссеры и актеры во время театральных пушкинских фестивалей, интерпретируя произведения Пушкина. И вполне закономерно, что на земле, где родился шедевр драматургии трагедия «Борис Годунов», Московский Художественный Академический театр имени А. П. Чехова под руководством художественного руководителя театра народного артиста СССР О. Н. Ефремова воскресил на подмостках сцены одну из памятных страниц русской истории.


 

Яркий след памяти оставили Лина Мкртчан, Тамара Синявская, Римма Волкова, Ольга Вознесенская, Василий Лановой, Ия Саввина, Олег Ефремов, Вячеслав Невинный, Борис Щербаков, Андрей Мягков, Станислав Любшин, Александр Жарков, Нина Килимник, Светлана Крючкова, Наталья Бондарчук, Ольга Храмцова, Олег Погудин, Ирина Удалова, Тамара Ерастова, Александр Яковенко, Александр Кутепов, Николай Мальцев, Евгений Дятлов, Михаил Радюкевич, Валентина Толкунова, Надежда Бабкина, Академическая Санкт-Петербургская хоровая капелла под управлением народного артиста Российской Федерации Владислава Чернушенко, государственный Санкт-Петербургский симфонический оркестр под управлением художественного руководителя и главного дирижера Александра Полищука, обогатив своим творчеством духовный мир пушкиногорцев.

Научно-культурный центр несет огромную информационную нагрузку: литературную, историческую, художественную, культурную, эстетическую, приобщая население к ценностям культуры в самом широком смысле слова, являясь, таким образом, адекватным дополнением к музею-заповеднику А. С. Пушкина - великой духовной святыне российского народа.


СТАРИННЫЕ ГОРОДИЩА

САВКИНО

На пути из Михайловского в Тригорское, примерно в километре от музея-усадьбы «Михайловское», на крутом берегу Сороти возвышается городище Савкино или Савкина горка, как его называли в послепушкинское время - одно из самых живописных мест Пушкинского Заповедника. Археологические материалы позволили прийти к выводу, что на городище имеются следы жизни IX-XIII и конца XIV-XVI веков.

Винтом идущая вдоль холма дорога, типичная для подобных укреплений, ведет на его вершину. Отсюда открывается превосходный вид на озеро Кучане и парк Петровского, усадьбу поэта и луга, причудливо изрезанные руслом Сороти. За рекой расстилается деревня Дедовцы, мимо нее вьется старая дорога на Псков. Слева на пригорке в пушкинское время находилась усадьба Дериглазово, принадлежавшая помещикам Шелгуновым, дружившим с родителями поэта А. С. и Н. О. Пушкиными.


Савкино является одним из звеньев той системы укреплений в пограничной части России, к которой относился знаменитый Воронич, служивший опорным пунктом обороны от нашествия иноземных захватчиков. Еще в первых годах XX столетия на городище стояла очень старая деревянная часовня. Она сегодня восстановлена. Рядом с ней поклонный камень с крестом, древнеславянская надпись на котором гласит: «Лета 7021 постави крест Сава поп». 7021 год по современному летоисчислению 1513 год. Крест был поставлен на братской могиле русских воинов, павших здесь в боях с иноземцами-интервентами. По имени легендарного попа Саввы была названа и деревня Савкино.

Савкино было одним из любимых мест Пушкина. Оно привлекало его своей уединенностью, красотой раскрывающегося с него пейзажа и обаянием древности. Одним из заветных желаний поэта было намерение приобрести этот уголок, принадлежавший в то время трем мелким помещикам Затеплинским. По этому поводу 29 июня 1831 года Пушкин писал в Тригорское П. А. Осиповой: «...Я просил бы Вас, как добрую соседку и дорогого друга сообщить мне, не могу ли я приобрести Савкино, и на каких условиях. Я бы выстроил себе там хижину, поставил бы свои книги и проводил бы подле добрых старых друзей несколько месяцев в году... меня этот проект приводит в восхищение и я постоянно к нему возвращаюсь...». Но мечты Пушкина о приобретении Савкина так и не осуществились, хотя до самых последних дней он думал об этом.

ВОРОНИЧ

В трех километрах от Михайловского, рядом с Тригорским парком расположено городище Воронич. Высокий холм остатки бывшей здесь в XIV-XVI веках крепости. Она находилась в центре псковского пригорода Воронич. Воронич имел большое значение как пограничный стратегический пункт, защищавший наряду с другими пригородами (Врев, Выбор, Остров, Велье, Опочка и др.) подступы к Пскову с юго-запада, и как важный торговый пункт, обеспечивающий удобную переправу по торговому тракту из Москвы и Пскова на Литву и Польшу.

В XV веке в Ворониче числилось до 400 податных дворов и несколько монастырей. В народе сохранилось предание о том, что в пригороде и вокруг него было 77 церквей и монастырей. Значительно превышая Велье, Опочку, Остров, Воронич достиг расцвета к концу XVI века. Полчища Стефана Батория разгромили крепость и, отступая, уничтожили пригород, отомстив героическим защитникам Воронича и земли русской, задержавшим войска захватчиков и не давшим им возможности застать врасплох псковичей. Дальнейшие набеги иноземцев на пригород, лишенный крепости и ратных людей, подвергли его окончательному разорению.

Вершина холма опоясана с юго-запада высоким и крутым валом. В далеком прошлом она была обнесена высокими деревянными стенами с башнями по углам. В крепости было двое ворот, к которым вели боковые дороги. Следы этих дорог сохранились и по настоящее время. Внутри крепости находились склады оружия, боеприпасов и продовольствия. «Осадные клети» - постройки легкого типа, которые являлись временным убежищем для окрестных жителей в моменты опасности. Некогда в крепости было две церкви Ильинская и Егорьевская. Следы Ильинской церкви почти совершенно утрачены. Находилась она в центре крепости, ближе к валу. Частично сохранился фундамент Егорьевской церкви, сгоревшей в 1913 году, каменная ограда и несколько древних каменных крестов XV-XVI веков. Они были реставрированы в 1984 году. У входа на церковный двор лежит большая куча каменных ядер, найденных при раскопках на городище. В 2007 году церковь Святого Георгия возрождена на старом фундаменте в соответствии с историческим описанием и планом.


На городище Воронич находится родовое кладбище хозяев соседнего Тригорского, где у восточной алтарной стены Егорьевской церкви погребены А. М. Вындомский, А. Н. Вульф (их могилы находятся под общим памятником - белым мраморным крестом). Рядом под мраморной могильной плитой покоится прах мужа П. А. Осиповой И. С. Осипова. Около него под такою же плитой похоронена сама хозяйка Тригорского Прасковья Александровна Осипова. Бывая в Михайловском, Пушкин с живым интересом знакомился с историческими памятниками прошлого, событиями тех времен, о которых они напоминали. Как тесно связана история создания трагедии «Борис Годунов» с местными впечатлениями, выразительно говорит замечание на первоначальном заглавии: «Писано бысть Алексашкою Пушкиным, В лето 7333 На городище Ворониче». В д. Воронич сохранился фундамент старинной Воскресенской церкви, прихожанами которой были Пушкины-Ганнибалы, и старое кладбище, на котором погребены двоюродный дядя А. С. Пушкина Вениамин Петрович Ганнибал и Илларион Раевский, священник Воскресенской церкви и знакомец поэта.

 


ВЕЛЬЕ

Село Велье расположено на юго-западных рубежах псковской земли. Первое упоминание о Велье относится к 1368 году: «В лето 6876 рать Немецкая у Велья из Налесья была...» (Псковская летопись).

Первые жители этих мест - славяне-кривичи - появились здесь еще в VIII-X вв. За околицей села были найдены 60 курганных насыпей и несколько сопок. Археологическая разведка подтвердила существование до XIV в. поселений сельского типа и первоначального городища в урочище «Грива».

Крепость XIV - XV вв., в которую вели три дороги, находилась на большом холме с подсыпным земляным валом, окруженным тремя озерами: оз. Велье («Вялья» - просторный, свободный (фин.), Чадо, Черное. Площадка городища возвышается над уровнем воды в озере на 13 м. Крепость в Велье была комбинированной - земляно-дерево-каменной и в этом плане уникальной на псковской земле. Юго-западная половина городища имела по краю площадки вал, по верху которого проходила деревянная стена. Северо-восточная часть крепости представляла собой каменную стену высотой 6-8 м., толщиной 3,5 - 4,5 м., с тремя башнями и тремя дорогами к ним.


На территории крепости стояла церковь Михаила Архангела - покровителя вельян. Велье входило в первую линию псковских оборонительных сооружений на юго-западной границе с Ливонией и Литвой, защищая важные дороги на Псков, Новгород, Москву. В 1406 г. вельяне принимали участие в преследовании литовцев, разоривших крепость Коложе. В 1408, 1409, 1426 гг. неоднократно немцы и литовцы осаждали Велье, которое ни разу не было сдано врагу. В 1565 г., во время Ливонской войны, литовцы, как пишет летописец: «шли наших людей искать и сошлися с нашими под Вельем». Нередко вельянам в борьбе помогал г. Воронич. После похода Стефана Батория на псковскую землю в 1581 г. в Велье осталось всего 20 дворов из 133 прежних. Велье теряет свое былое значение. Во время Михайловской ссылки в Велье бывал проездом А. С. Пушкин. В августе 1825 г. он ехал через Велье в опочецкое имение А. Н. Пещурова - Лямоново. Там произошла встреча с лицейским товарищем Пушкина - кн. А. М. Горчаковым. В XIX в. в Велье кипела экономическая жизнь, проходили ярмарки. До наших дней сохранились усадьбы купцов Крестовских, Машневых, Болталовых.

К настоящему времени сохранилось древнее городище. Село Велье и ныне сохраняет остатки планировки городского посада, а также типичный облик русского села прошлого века.

ВРЕВ

Врев – село Воронцовской волости, Островского района, Псковской области; находится в 20-22 верстах от Тригорского и Михайловского. В XIV-XVI вв. Врев – пригород Псковской земли. Крепость находилась на древнем пути из Литвы в Москву, преграждала путь к Острову и Пскову с верховьев р. Сороти, Уды, Льсты. Вместе с Владимирцем Врев составлял вторую линию укреплений за Вороничем на литовском рубеже. Крепость Врев располагалась на естественном холме островного типа, имеющем высоту около 20 м. и крутизну склонов более 30 градусов. Площадка имеет неправильно эллиптическую форму, размером 150х45 м. На восточном конце городища - насыпь типа кургана. С западной стороны подходит пологий въезд явно позднего происхождения; древний въезд проходил в виде узкой тропинки вдоль южного склона горы.

В летописи Врев упомянут только раз в связи с нападением на город в 1426 году Витовта: «А ини под Вревом, под городом вревичи побиша, а вревич паде не много». Основание крепости относится к сер.- 2-ой пол. XIV в., времени резкой активизации Ливонского ордена и Литвы. Врев значился в списке русских городов кон. XIV в. Вероятно, во время Ливонской войны пригород Врев был разорен Стефаном Баторием, хотя о том нет упоминаний ни в летописи, ни в «Дневнике последнего похода Стефана Батория на Россию». По данным Псковских писцовых книг 1585-1587 гг., из 100 черных дворов на посаде (состоящих в тягле – А.В.) уцелело всего пять. Посад Врева занимал площадь около 8 га. Рельеф местности, т.е. наличие болот, озера, песчаной гряды вблизи городища, по-видимому, мешали росту посада, расположенного на небольшой плоской возвышенности, примыкающей к восточному склону городища. С севера посад граничил с озером Зеленец, с юга – с болотом и ручьем, восточная сторона была защищена высокой песчаной грядой, в которой есть разрыв, видимо, служивший в древности воротами, через которые проходила дорога в пригород Выбор.

В XVIII в. Врев – погост Островского уезда Псковской губернии с 61 душами обоего пола, при колодцах и небольшом озере. На посаде бывшей крепости существовала церковь Св. Николая; кроме того были видны места, на которых прежде стояли церкви бывших здесь монастырей: Ильинского мужского и Покровского женского.

В рукописной «Святогорской повести», повествующей о явлениях чудотворных икон Божией Матери блаженному пастушку Тимофею в окрестностях Воронича, говорится, как однажды Тимофей, свершая подвиг безвозмездных трудов и чистоты, отнес заработанные им деньги бедным сестрам в монастырь Покрова Божьей Матери (в 18 поприщах (верстах) от его дома, в пригороде Врев). Во всей веси это был тогда единственный Богородичный монастырь, последнее упоминание о котором относится к 1623 г.

В 1797 г. часть бывших земель Вревского уезда, делившегося в древности на Богородицкую, Никольскую, Порецкую, Ильинскую губы (волости), до этого принадлежавших двору, были пожалованы императором Павлом I князю А. Б. Куракину. Неподалеку от городища были построены усадьба Александрово и дача Голубово. Сын князя, барон Б. А. Вревский, вступив в брак с Евпраксией Николаевной Вульф, с 1831 г. в своей части владений стал обустраивать усадьбу Голубово, где неоднократно бывал А. С. Пушкин. «… Усердием его сиятельства князя Александра Борисовича Куракина в 1810 году … при селе Вреве сооружен храм во имя святых апостолов Петра и Павла и по снабдении оного на иждивение его сиятельства богатою ризницею и многоценною утварью, по благословению Вашего Высокопреосвященства 1811 года во феврале месяце освященный…» - писал Псковскому Владыке управляющий князя Куракина титулярный советник Н. В. Муравьев. Храм был построен на вершине древнего городища, из кирпича, однопрестольный, в готическом стиле, возможно, на месте прежней, более древней церкви. Освящал храм 2 февраля 1811 г. игумен Святогорского монастыря Петр Лавров. В 1818 г., в год смерти А. Б. Куракина, с колокольни Петропавловской церкви рухнули колокола. В 1828 г. в храме упал купол, разрушив иконостас… К 1835 г. при сей церкви не имелось причта, «многоценная утварь» хранилась в Николаевской церкви, построенной в 1777 г. у подножия городища.

«Живописные развалины Вревской церкви… служат местом последнего упокоения семьи баронов Вревских. Существует предание, что в то время, как умирает кто-нибудь из них, - колокол Вревской церкви, свалившийся при разрушении ея в находящееся у подошвы горы озерко, глухо в нем звучит погребальным звоном,» - писал исследователь Б. Л. Модзалевский. Около церкви находился склеп баронов Вревских, а в развалинах ее, под полом – склеп Сердобиных. Склепы были уничтожены в 1920-е гг., развалины церкви простояли до сер. 1970-х гг.

В настоящее время на месте бывшего посада Врева, у южного подножия городища, существует село того же названия, а точнее сказать, принимая во внимание местное произношение – «Врёв». Одно из значений этого названия – «ключ-кипун». На самом холме находится разрушенная фамильная усыпальница друзей А. С. Пушкина, устроенная когда-то у алтарной стены бывшей здесь церкви. В I томе «Русского провинциального некрополя» названы:
Барон Вревский Борис Александрович (29.11.1805 – 17.12.1888)
Баронесса Вревская Евпраксия Николаевна (12.10.1809 – 22.03.1883)
Барон Вревский Александр Борисович (12.04.1832 – 25.04.1833)
Барон Вревский Николай Борисович (15.06.1835 – 24.07.1835)
Барон Вревский Степан Борисович (22.07.1843 – 03.10.1901)
Баронесса Вревская Александра Борисовна, она же Ладыженская (21.08.1840 – 07.07.1899)
Барон Вревский Алексей Борисович (04.08.1845 – 21.08.1877)
Барон Вревский Ипполит Борисович (03.09.1847 – 11.07.1889).

Постановлением Правительства РФ №165 от 20.02.1995 г. городище Врев включено в состав территорий Государственного мемориального историко-литературного и природно-ландшафтного музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское».

 


ИЗБОРСК


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.