Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2019-08-07 | 119 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Окончательное исправление всех недостатков речи в соответствии с индивидуальными планами и планом фронтальных занятии.
Фронтальные занятия
1. Закрепление правильною произношения звуков ч, щ, и всех ранее пройденных.
2. Различение на слух: Ч — т' — с' — щ, Щ — ч — с' — ш.
3. Дифференциация правильно произносимых звуков: ч — т ', ч — с, щ – ш, щ – ч, щ - с '.
4. В связи с окончательным закреплением правильного произношения всех звуков речи:
1) усвоение слов сложного звуко-слогового состава (часов щик, электрический и т. д.), употребление их в самостоятельной речи;
2) развитие навыков связной, фонетически и грамматически правильной, выразительной речи. Рассказывание по вопросам, по картинам, по сериям картин и т. п.
5. Обучение грамоте.
Закрепление навыка деления слов на слоги и звуки, соединения звуков в слоги и слова, продолжение работы со схемой слов. Членение предложений на слова, указание порядка слов в предложении.
Повторение звуков и знакомство с буквами р, п, ы, л, н, с, о, к, х, т, и. Воспитание навыка осознанного, слитного с четким и правильным произнесением каждого звука чтения слов, предложений, текстов. (Последовательность букв и сложность слов и текстов в соответствии с «Азбукой для дошкольников». Сост. Л. И. Воскресенская, С. П. Редозубов, А. В. Янковская.)
Умение складывать из букв разрезной азбуки отдельные слова и простые предложения после их предварительного анализа и без него. Всевозможные преобразования слов (суп — сук — сок; мышка — мушка), добавление недостающих слогов и букв в надписи под картинками. Печатание букв и слов.
Закрепление навыка определения гласных и согласных звуков (гласные образуют слог, в слове столько слогов, сколько гласных звуков).
Усвоение практическим путем следующих правил правописания: раздельное написание одного слова от другого, постановка точки в конце предложения, употребление заглавной буквы и собственных именах и в начале предложения.
Фронтальные занятия заканчиваются к 1 нюня. В июне проводятся только индивидуальные и подгрупповые занятия, па которых окончательно дорабатываются все оставшиеся недочеты речи детей.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ И ДОКУМЕНТАЦИЯ ЛОГОПЕДА
Правильная организация логопедического процесса определяет качество коррекционной работы, имеющей целью исправление недостатков речи.
Под правильной организацией имеется и виду: своевременное обследование детей, рационально составленное расписание занятий, планирование индивидуальной работы с каждым ребенком в соответствии с общим планом, наличие планов фронтальных занятий и оснащение их необходимым оборудованием и наглядными пособиями, совместная работа логопеда и воспитателей группы.
Обследование. Принятые в группу дети подвергаются тщательному логопедическому обследованию по плану, предусмотренному специальной «Речевой картой».
На обследование детей логопед выделяет две первые недели. В результате наблюдений за ребенком во время занятий данные обследования могут пополняться. Одновременно начинается работа по коррекции произношения, а также ведутся фронтальные занятия в соответствии с планом, о котором будет сказано ниже. Обследование проводится по плану.
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Дата поступлении ребенка и группу ___________________________________________
Фамилия, имя ___________________________________________________________________
Возраст ________________________________________________________________________
Домашний адрес _____________________________________________________________
Из какого сада направлен (№, дата, адрес) ______________________________________
Жалобы родителей ___________________________________________________________
Данные о ходе речевого развития ________________________________________________
Состояние обшей моторики ___________________________________________________
Слух _________________________________________________________________________
Общее развитие ребенка__________________________________________________________
Внимание, работоспособность ____________________________________________________
Общее звучание речи (темп, голос, разборчивость артикуляции, дыхание)
Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность) ____________________
Произношение и различение звуков _______________________________________________
Анализ и синтез звукового состава речи ________________________________________
Произношение слов сложного слогового состава (строительство, электричка, велосипед, гимнасты и т. п.) .
Грамматический строй речи_______________________________________________________
________________________________________________________________________________
Словарь_________________________________________________________________________
(В карте должны быть приведены примеры образной детских высказываний.)
Закончив обследование, логопед составляет индивидуальный план на каждого ребенка. В нем подробно указывается, какие звуки подлежат коррекции или дифференциации, какую работу необходимо провести по развитию ритмико-слоговой структуры речи, по развитию слухового восприятия, анализу звукового состава речи, по расширению и уточнению словаря, развитию связной, грамматически правильной речи.
Логопед, закончив работу с индивидуальными планами, знакомит с ними воспитателя, особенно подробно останавливаясь на содержании коррекционного обучения с детьми, имеющими наиболее тяжелые отклонения в речевом развитии. Логопед определяет требования к речи отдельных детей на разных этапах обучения. Следовательно, каждый воспитатель должен хорошо слышать дефектное произношение звуков, замечать аграмматизма в речи детей, четко представлять картину речевого нарушения, знать текущую работу логопеда.
Это дает возможность следить за речью детей и исправлять ее на занятиях и вне занятий с учетом индивидуальных возможностей детей.
Планирование работы логопеда. Логопед имеет перспективный план на весь учебный год, который включает в себя материал по всем разделам коррекционной работы. При составлении этого плана логопеду следует предусмотреть:
1. Проведение бесед и консультаций для воспитателей.
2. Проверку речи детей старшей и подготовительной групп массового детского сада (где работает логопед).
3. Проведение открытых логопедических занятий для логопедов, воспитателей массовых и специальных детских садов.
4. Организацию консультаций для детей с наиболее тяжелыми нарушениями речи (с привлечением психоневролога, воспитателя, музыкального работника).
5. Участие в педсоветах, районных конференциях.
6. Связь с родителями (индивидуальные беседы, привлечение родителей к выполнению домашних заданий, оформление тематических выставок для родителей, собраний, организация выпусков детей в присутствии родителей и др.).
Логопед должен составлять план на каждое фронтальное занятие. В плане указывается тема и цель занятия, оборудование, примерный ход занятия. Воспитатель присутствует на фронтальном занятии, записывает его ход, ошибки детей, результат занятия записывает в свой план (графа «учет»).
Дневник учета работы с детьми. В дневнике фиксируются наблюдения за детьми. Логопед записывает то, что считает наиболее важным для последующей работы, отмечает, как ребенок усвоил новый материал, какие трудности возникли в ходе работы. Кроме того, отмечает трудности в воспитательной работе, которые встречались на занятиях, интерес детей к занятиям, их усидчивость и целенаправленность. Здесь же фиксируются консультации специалистом: психоневролога, отоларинголога. Наблюдения логопед записывает с определенными интервалами и зависимости от тяжести речевого дефекта, по не реже одного раза в два месяца.
Индивидуальные тетради детей. Индивидуальная работа с детьми фиксируется в тетрадях, которые имеются на каждого ребенка. В тетрадях логопед датирует занятие, определяет примерное его содержание. Тетради оформляются красочно: логопед или родители (по его заданию) наклеивают определенные картинки, записывают стихи и рассказы. В субботу по этим тетрадям родители следят за выполнением домашнего задания, а в обычные дни (по указанию логопеда), по этим тетрадям занимается воспитатель.
Тетрадь для вечерних занятий воспитателя. Логопед ежедневно планирует для воспитателя вечернюю логопедическую работу с отдельными детьми. Эти задания записываются в специальную тетрадь, где воспитатель в конце занятия заполняет графу учета. Для вечерней работы планируются такие задания, как артикуляционная гимнастика, заучивание слои.
Отчет логопеда. В конце года логопед оформляет отчет об эффективности проведенной работы, сдает его старшему логопеду, который подает сводный отчет в роно и гороно. В этих отчетах содержатся следующие данные:
1. Дата комплектования.
2. Количество детей, поступивших в группу (распределение их по диагнозу).
3. Количество выпущенных детей, из них:
а) с хорошей речью,
б) со значительным улучшением,
в) без значительного улучшения.
4. Рекомендовано направить:
а) в массовую школу,
б) в речевую школу,
в) во вспомогательную школу,
г) в массовый детсад.
5. Количество детей, оставшихся на повторный курс и распределение их по диагнозу.
6. Количество детей, выбывших по разным причинам в течение года.
7. Выполнение мероприятий, включенных в перспективный план.
Примечание: в графе «Примечание» указывается по какой причине ребенок оставлен на повторный курс обучения.
Содержание и оборудование логопедического кабинета. Индивидуальные и групповые логопедические занятия проводятся в специальном помещении (не менее 10м2), пригодном для ведения педагогической работы, — логопедическом кабинете.
Согласно положению о детских садах для детей с нарушениями речи, финансирование логопедических кабинетов осуществляется областными, городскими и районными отделами народного образования по смете того детского сада, где функционирует логопедическая группа.
Логопедический кабинет должен быть достаточно оснащен учебно-дидактическим материалом. В логопедическом кабинете необходимо иметь: шкаф для пособий и литературы, несколько столов и стульев для проведения занятий. Число детских столов должно быть не менее четырех, не считая большого стола логопеда, а количество стульев — не менее 8—10. Кроме того, в логопедическом кабинете должна быть навесная доска, на которой можно расположить картинки, написать буквы, дать схематическое изображение предмета.
Необходимым в оборудовании логопедического кабинета являются зеркала: одно стенное размером не менее 70X100 см для групповой работы по постановке звуков и маленькие индивидуальные зеркала 9X12 см для индивидуальной работы (не менее 10 шт.).
У логопеда должен быть набор логопедических зондов, шпателей, спирт и вата для протирания зондов. В кабинете должно быть чистое полотенце, настольные часы и настольная лампа.
Ниже приводится минимум специальной литературы, которую желательно иметь в логопедическом кабинете.
· Журналы «Дошкольное воспитание» и «Дефектология».
· Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р. Е. Левиной. М., «Просвещение», 1968.
· Правдина О. В. Логопедия. М., «Просвещение», 1973.
· Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников. М., «Просвещение», 1971.
· Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М., «Просвещение», 1973.
· Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М, «Просвещение», 1971.
· Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. М., Учпедгиз, 1961.
Логопед пользуется пособиями, имеющимися в методическом кабинете детского сада. Кроме того, в логопедическом кабинете необходимо иметь: Альбомы для обследования речи. Книги-пособия с речевым материалом дли закрепления произношения звуков. Набор предметных, сюжетных и серийных картинок, подобранных на определенные звуки; сшитые из материи кассы и разрезную азбуку (в достаточном количестве). Счетный материал. Наборы картин и игрушек по темам (мебель, посуда, транспорт и т. д.). Наборы предметов и игрушек для определения цвета, формы и величины предметов.
Для проведения занятий по исправлению речи следует использовать пособие «Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста», авторы: Каше Г. А., Филичева Т. Б. (М., «Просвещение», 1971).
Работа с родителями. Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и в условиях специального детского сада осуществляется в следующих формах.
Родительские собрания. Первое собрание родителей проводится в конце августа или начале сентября. Родителей знакомят со структурой данного учреждения, задачами и содержанием работы в течение учебного года, правилами и распорядком дня в детском саду.
Как правило, это собрание проводит зав. детским садом с родителями всех специальных групп.
Второе собрание проводит каждый логопед в своей группе в течение октября.
К этому времени логопед заканчивает обследование детей. Цель данного собрания — познакомить родителей с результатами обследования. При этом логопед должен дать подробную характеристику речевого и общего развития не только группы в целом, но и каждого ребенка. Важно в понятной и доступной форме раскрыть перед родителями основные отклонения в речевом развитии детей, показать степень их отставания от нормы и необходимость совместных усилий в преодолении данного дефекта. На этом же собрании логопед рассказывает о плане работы на первый период обучения, задачах и содержании работы.
Третье родительское собрание проводится в январе. Здесь подводятся итоги работы за первое полугодие, раскрываются основные пути дальнейшего коррекционного обучения. Характеризуется речевое и общее развитие каждого ребенка, сдвиги у детей, а также трудности, встречающиеся в процессе занятий.
Последнее, заключительное родительское собрание проводится в мае. На нем подводятся итоги работы за год. Даются рекомендации (отдельным детям), касающиеся дальнейшего закрепления пройденного материала. Здесь же логопед знакомит родителей с решениями комиссии о дальнейшем обучении их в массовой или речевой школе или, в случае необходимости, повторном пребывании в специальной группе. Решения комиссии подробно обосновываются.
Родительские «пятиминутки» проводятся по субботам или средам (во второй половине дня) еженедельно. Сюда приглашают отдельных родителей с детьми, у которых возникли наибольшие затруднения в процессе работы. Логопед знакомит родителей с основными приемами постановки звуков, рассказывает и показывает, какие упражнения надо делать дома, объясняет, как выполнять задания, записанные в тетрадь ребенка.
Посещение открытых логопедических занятий родителями проводится в течение всего учебного года (не реже 1 раза в 3 месяца). На этих занятиях логопед знакомит родителей с основными приемами обучения, подбором материала, а также требованиями к детям во время занятии.
Стенды для родителей логопед и воспитатель оформляют совместно в течение всего года. Здесь освещаются специальные вопросы, касающиеся развития речи ребенка в норме, различных видов речевой аномалии, популярная литература. Материал по формированию звукопроизношения, связной речи у детей данной группы периодически обновляется. Можно рекомендовать оформление специальных стендов, отражающих состояние речи детей. Это помогает следить за изменениями в их речевом развитии. В родительском уголке есть информационный раздел, где указаны даты родительских собраний, приглашения для беседы с логопедом, время консультаций специалистов.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЯ И ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
Этот период длится около полутора месяцев. Основное внимание в это время уделяется, во-первых, овладению детьми наиболее легкими для произношения звуками и постановке отсутствующих звуков и, во-вторых, подготовке к звуко-слоговому анализу слов.
В качестве опоры при развитии фонематического слуха служит зрительное восприятие собственной артикуляции, артикуляции логопеда и речедвигательный анализ. По мере развития слухового восприятия зрительная опора на артикулирование к концу первого периода обучения теряет свое значение.
Развитие звукопроизношения — это в первую очередь воспитание внимания к звуковой стороне речи. Исправляя произношение звуков, логопед учит детей вслушиваться в речь, различать и воспринимать отдельные элементы речи, уметь удерживать в памяти воспринятый на слух материал, слышать звучание собственной речи и уметь исправлять свои ошибки. Все эти задачи решаются в первую очередь путем осознания собственного произношения, отработки четкой артикуляции отдельных звуков. В процессе отработки этих звуков дети учатся вначале отличать их от звуков, наиболее грубо противопоставлении (например, а — и — у), постепенно переходя к более тонким дифференцировкам (о — у, к — х, п — б и др.). При этом различению звуков на слух не только уделяется больше внимания на первом, но и на последующих этапах обучения, т. е. каждый правильно произносимый звук сравнивается с другими правильно произносимыми (например, при дифференциале с — ш), а также и с теми, которые ставятся и отрабатываются позднее. Например, звук с в процессе его закрепления сравнивается на слух со звуками ц, з, ш, щ, ч, т ' которые изучаются позднее.
Постоянное сравнение звуков наряду с развитием моторики артикуляционного аппарата, способствует завершению, задержавшегося по тем или иным причинам, пронесся фонемообразования. Все отработанные звуки включаются в слоги, слова, предложения, тексты, состоящие из правильно произносимых всеми детьми звуков.
На первом этапе обучения в часы фронтальных занятий звуки исчезают в следующей последовательности: у, а, и, п, п ', т, к, к', л ', о, х, х' (к — х), йот (л' — йот), ы (ы — и), с. В скобки взяты пары звуков, которые дифференцируют на специальных занятиях.
С первых дней пребывания детей в саду в часы индивидуальных занятий и в соответствии с индивидуальными планами начинается постановка неправильно произносимых звуков, с таким расчетом, чтобы ко времени прохождения того или иного звука на фронтальных занятиях все дети (кроме тех, у кого нарушено строение или подвижность артикуляционного аппарата) умели правильно произносить этот звук.
Кроме постепенной планомерной отработки одного за другим наиболее артикуляционно сложных звуков, специальное время выделяется на уточнение произношения имеющихся у детей звуков. Одна из задач первого периода обучения — выработка точных, энергичных, хорошо координированных движений речедвигательного аппарата — решается в начале обучения на материале звуков, правильно, хотя и недостаточно отчетливо произносимых всеми детьми группы. Систематические упражнения, направленные па отчетливое произнесение наиболее артикуляционно простых звуков и звукосочетаний, выполняют одновременно роль речевой гимнастики, подготавливают условия для формирования звуков, требующих более топко дифференцированных движении речевого аппарата. Кроме того, умение отчетливо и правильно артикулируя, произносить отдельные звуки речи является одним из условий различения звуков и овладения звуковым анализом. С целью воспитания внимания к звуковой стороне речи и слуховой памяти в системе обучения предусматриваются специальные упражнения, которые можно разделит на дне группы: одна группа упражнений направлена только на восприятие речи — дети отвечают при помощи действий, показа картинок. Сюда относится запоминание воспринятых на слух рядов слов, специально подобранных инструкций и другого материала. Эти упражнения особенно необходимы в самом начале обучения, когда активный правильно произносимый словарь детей весьма ограничен. Вторая группа упражнений, имея те же цели, включает в задания не только правильное восприятие предложенного материала, но и его воспроизведение. Сюда относится повторение воспринятых на слух слоговых рядов, рядов слов, предложений, заучивание наизусть различного материала в связи с закреплением правильного звукопроизношения и т. д.
Одна из основных задач этого периода обучения — подго товка детей к анализу звукового состава слова. В это время внимание детей привлекается к отдельным звукам и звукам в составе слова. Постепенно от умения услышать отдельный звук в составе слова дети подводятся к полному звуковому анализу простейших односложных слов.
В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками и темп или иными формами анализа.
Подготовка к анализу имеет четыре ступени:
1. В самом начале обучения уточняют артикуляцию звуков у, а, и. Эти же звуки используются для наиболее легкой формы анализа — выделения первого гласного, звука из начала слова. На материале этих же звуков дается детям первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности — дети, четко артикулируя, произносят указанные звуки, например: а, у или и, у, а, затем определяют количество их и последовательность.
2. Вторая по трудности ступень подготовки — это анализ и синтез обратного слога типа a п, ут, ок. В это время дети усваивают звуки т, п, к, учатся выделять последний согласный из конца слова (кот, мак).
3. Третья ступень подготовки к анализу слова — выделение начальных согласных и ударных гласных из положения после согласных (дом, танк). В это же время проходятся гласные о и ы, повторяются ранее пройденные, усваивается термин «гласный звук».
4. После указанных упражнений дети легко овладевают четвертой ступенью подготовки — анализом и синтезом прямого слога типа са.
Итогом первого периода обучения является полный звуковой анализ слон типа суп. За что же время дети овладевают терминами «звук», «слово», «гласный звук».
В течение первого периода обучения все упражнения, касающиеся анализа и синтеза звукового состава слова, проводятся на материале твердых согласных звуков и гласных а, у, о, ы.
Материал на закрепление правильного произношения звуков по возможности подбирается так, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря детей, умению правильно построить предложение.
Количество правильно произносимых звуков весьма ограниченно, однако уже в это время, особенно к концу первого периода, появляется возможность проводить некоторые упражнения, привлекающие внимание детей к изменению грамматических форм слова.
Так, в связи с прохождением звуков йот и л' подбираются существительные к притяжательным местоимениям мой, моя, например: мой... лимон, олень, билет; моя... лента, майка, лейка, юбка и т. п. При подборе слов, содержащих тот или иной звук, детям предлагается подбирать слова не только в единственном, но и во множественном числе; при этом внимание детей обращается на то, что окончание во множественном числе различное (собаки, сосны, стулья). Включаются упражнения на согласование существительных с глаголами в числе. Так, детям дается задание закончить предложение такого типа: На дворе залаяла... (собака); На дворе залаяли... (собаки); Около дороги растет... (куст, сосна, осина); Около дороги растут... (кусты, сосны, осины).
В то же время в связи с появившейся возможностью вводить в активный правильно произносимый словарь детей не только название предметов, но также название действий (пили, пьет, пьют; копали, копает, копают; стояли, стоит, стоят и т. п.), начинается работа с предложением. Дети составляют предложение по демонстрации, по картинкам, по опорным словам, распространяют предложение по вопросам и т. п.
С начала первого этапа обучения начинается развитие графических навыков. Эти занятия проводят воспитатели. — После тщательного обследования детей на основе полученных данных, с учетом общего плана обучения составляется план индивидуальной работы с каждым ребенком. В плане должно быть указано, какие именно звуки нуждаются в коррекции, и должна быть намечена последовательность их постановки. Отмечается также, какие звуки из числа произносимых ребенком неотчетливо, смешиваемых или опускаемых в речи будут включены в работу в первом периоде обучения и дальше. Кроме того, в планах указывается, в какой последовательности и в какие сроки будут преодолеваться затруднения, касающиеся произношения многосложных слов, развития слухового восприятия, возможности анализа звукового состава слова, внятности речи, словаря, грамматического строя.
При составлении плана учитывается общее развитие детей, их работоспособность, уровень развития произвольного внимании.
Примерно с середины сентября, познакомившись со всеми детьми, логопед начинает объединять детей в небольшие подгруппы. Ясно представляя себе индивидуальные трудности каждого ребенка той или иной подгруппы, а также общее содержание обучения, нетрудно составить план занятия с любой подгруппой.
На каждом занятии определенное время отводится па постановку с применением специальных приемов отсутствующих или неправильно произносимых звуков и на их закрепление. Другой вид работы, обязательный для каждого группового занятия,— уточнение артикуляции имеющихся в речи детей звуков. В первую очередь в упражнения включаются звуки а, у, и, наиболее резко противопоставленные как артикуляционно, так и акустически. Показывая артикуляцию этих звуков перед стенным зеркалом, логопед добивается очень четкого, слегка утрированного их произношения. Звуки произносятся длительно и кратко, шепотом, тихо и умеренно громко. Дети учатся повторять вслед за логопедом сочетания из двух (иа), а затем из трех (a и y) звуков, им предлагается угадывать по беззвучной артикуляции логопеда, какой звук (или сочетание звуков) он хочет произнести. Постепенно в упражнения вводятся гласные звуки о, ы, э. Такого рода упражнения способствуют выработке дикции, развивают у детей умение управлять своим голосом. С уточнением артикуляции гласных звуков сочетаются упражнения, направленные па развитие умения услышать определенный звук в ряду гласных, выделять звук из начала слова, а позднее из положения после гласного и т. д. (в соответствии с общей программой обучения). Все правильно, хотя и недостаточно отчетливо произносимые согласные звуки также постепенно отрабатываются. Детям предлагаются для повторения различные, постепенно усложняющиеся слоговые сочетания (па, ут, па-та; пли- вли; ста – сто - сту и т. п.). На этом же звуковом материале проводятся доступные упражнения в различении и в выделении указанных звуков из состава слов. Однако основным материалом, предназначенным для закрепления правильного произношения как поставленных, так и уточненных в произношении звуков, являются на первых порах обучения отдельные слова. На занятиях необходимо использовать все доступные для произношения слова, подобрав соответствующий наглядный материал.
Постепенно, по мере овладения детьми звуками, появляется возможность подбирать для закрепления правильного произношения предложения, небольшие рассказы, чистоговорки, потешки. Слоговой, словарный и фразовый материал подбирается в соответствии с возможностями каждого из присутствующих на занятии детей. Несмотря на то, что в подгруппы объединяются дети с более или менее однородными недостатками речи, речь каждого из них имеет свои особенности. Подбор звукового материала должен полностью соответствовать индивидуальным возможностям каждого ребенка. Так, одному ребенку предлагаются для повторения слоги и слова со звуками б и б ' другому — со звуками к и с, а третьему необходимо поупражняться в отчетливом произношении звука йот и т. д. Объединяя детей, например, на игре в лото, логопед подбирает для каждого картинки именно на эти звуки. Формирование и закрепление произносительных навыков сочетается с развитием внимания, фонематического восприятия, произвольного запоминания. В тех случаях, когда кто-либо из детей данной подгруппы нуждается в индивидуальных занятиях, логопед выделяет для этого специальное время. Для подгруппы детей с недоразвитием грамматического строя речи наряду с перечисленными видами работ подбирается материал из раздела «Формирование грамматически правильной речи» (в соответствии с индивидуальными особенностями).
При планировании фронтального занятия логопед использует примерный план занятий первого периода обучения с обязательным указанием цели занятия. Чаще всего выделяют две цели: 1) произношение, какого звука, пары или группы звуков предполагается закрепить и 2) какие формы анализа предусматривается провести. Следовательно, подбирая конкретный материал для того пли иного занятия, логопед обязательно включает упражнения, направленные на закрепление произносительных навыков, на развитие слухового восприятия, на анализ и синтез звукового состава слова.
Форма подачи материала должна обеспечивать осознанное усвоение материала, чтобы дети не утомлялись, были активны, заинтересованы; одновременно надо следить за тем, чтобы у детей развивалось произвольное внимание и память.
На примере отдельных занятий покажем, как решаются все эти задачи.
Тема. Звук а
Цель: четкое произнесение звука; выделение звука из ряда гласных.
Оборудовани е: Предметные картинки, флажки. Примерный ход занятия
1. Организационный момент (1 мин). Логопед входит в комнату, дети встают. Затем логопед говорит: «Все встали. Хорошо, тихо, а теперь я скажу, кто может сесть (инструкция дается вполголоса, дети должны быть максимально внимательны, чтобы не допустить ошибки). Саша, сядь, Коля, сядь, все мальчики из первого ряда сядьте, все девочки сядьте» — и т. д.
2. Повторение. Логопед задает вопросы: «Какой звук мы учили на прошлом занятии? (Звук у.) Какие слова со звуком умы называли? (Утки, улитка, паук и т.п.)» (3—4 мин)1.
3. Выделение звука а из слов. Логопед показывает картинку с изображением мальчика и говорит: «Это Алик». Слово Алик произносится отдельными детьми или хором. Логопед говорит детям, что в этом слове на первом месте звук а. Так же произносятся слова Аня (при этом показывается изображение девочки), альбом, автомат, антенна (5—7 мин).
4. Произнесение звука а. Логопед показывает артикуляцию звука а (рот широко открыт). Звук а произносится хором и от дельными детьми очень четко, несколько утрированно, голосом умеренной громкости.
Детей разбивают на две команды (например, сидящие вправо и влево от средней линии), выбирают капитанов. Капитаны подходят к доске и получают по флажку. Если поднимает руку с флажком капитан 1-й команды, звук а произносят дети, входящие в его команду; если взмахнет флажком капитан 2-й команды, звук а произносит его команда.
5. Выделение звука а на слух из ряда гласных(4—5 мин). Логопед произносит гласные звуки, неправильно их чередуя (а… у… ы… а… и… о… у… а… и т. п.). Инструкция при этом такая: «Поднять руку (пли хлопнуть в ладоши), если я кажу звук а».
Дети ходят по комнате. Логопед произносит разные гласные звуки (а… о… у… и… а…). На звук а все останавливаются.
6. Развитие внимания и памяти (4—5 мин). Игра заключается в следующем. Дети становятся и круг. Логопед производит различные движения, одновременно дает словесную инструкцию, в одних случаях соответствующую движениям, а в других — нет. Так, поднимая руки вверх, логопед может дать инструкцию: «Присядьте, пожалуйста». Дети должны вслушиваться в инструкцию, не обращая внимания на движения логопеда.
___________________
1Здесь и далее и скобках заключены предполагаемые ответы детей.
Занятие начинается с организации детей, с мобилизации их внимания. Это важный момент, от которого во многом зависит поведение в течение всего занятия. Однако здесь могут быть различные варианты.
Как указано в плане, основной целью этого занятия является четкое произнесение звука а и выделение его из ряда гласных. Упражнения, прямо направленные на решение этих задач, и составляют основное содержание занятия. Дети учатся четко и правильно произносить звук, отличать на слух этот звук от других гласных.
В начале занятий перед детьми ставится цель: «Будем учить новый звук». Постановка цели создает определенную направленность внимания, создает условия для более осознанного усвоения предлагаемого материала.
Новый звук дается вначале в составе слова: логопед произносит слова, начинающиеся на звук а, и обращает внимание детей на то, что звук находится в начале слова. Это упражнение подготавливает детей к самостоятельному выделению гласного звука из начала слова.
Вначале все внимание детей направлено на артикулирование и звучание изучаемого звука. Во время последующих упражнений предлагается дополнительное задание — в одном случае дети должны соотносить спои движения с воспринимаемыми на слух звуками (остановиться, когда услышат звук а); в другом — следить, чей капитан взмахивает флажком. И то и другое упражнение требует большой сосредоточенности, максимального напряжения внимания. Упражнение с ходьбой вводят еще и для того, чтобы дети немного подвигались. Занятие завершает подведение итогов. Дети еще раз повторяют звук и те слова, которые им были даны логопедом в процессе занятия.
Следует отметить, что предлагать детям самим подбирать слова на звук в этот период обучения не следует, так как они еще не научились контролировать собственное произношение и будут, подбирать слова, включающие неправильно произносимые звуки.
Особое внимание следует обратить на формы проведения упражнения. Учебные формы чередуются с игровыми. В одних случаях дается задание: «Будем произносить звук а. Посмотрите, как я говорю». И т. д. Это форма учебная: дается задание, ставится цель, достигается и проверяется результат. В других случаях занятия облекаются в занимательную форму — привлекаются атрибуты игры: выбирают капитанов, раздают флажки, вводится момент соревнования и т. п.
На следующем занятии повторяют оба пройденных звука.
Тема. Звук т (примерно 8-е задание)
Цель: четкое произношение звука т в слогах, словах и предложениях, различение звука т от звуков к и д; анализ и синтез закрытого слога типа ат.
Оборудование: Предметные картинки: туфли, Тома (изображение девочки), Толя изображение мальчика), Том— (собака), танк, вата, ветка, петух, утка, улитка и т. п.
Примерный ход занятия.
1. Повторение пройденного (4—5 мин).
Логопед. Сейчас мы повторим звуки, которые уже учили. А какие это звуки, догадайтесь сами.
Логопед беззвучно артикулирует. Дети внимательно смотрят и называют звуки: а, у, и.
По указанию логопеда отдельные дети, четко артикулируя, произносят указанные звуки и подбирают слова, начинающиеся на эти звуки (Алик, утка, улитка, Иван, Инна и т. п.).
По требованию логопеда отдельные дети или все вместе произносят различные сочетания из указанных звуков (а —и, у — и — а
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!