Индивидуальные и подгрупповые занятия — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и подгрупповые занятия

2019-08-07 119
Индивидуальные и подгрупповые занятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Окончательное исправление всех недостатков речи в соответ­ствии с индивидуальными планами и планом фронтальных за­нятии.

Фронтальные занятия

1. Закрепление правильною произношения звуков ч, щ, и всех ранее пройденных.

2. Различение на слух: Ч — т' — с' — щ, Щ — ч — с' — ш.

3. Дифференциация правильно произносимых звуков: ч — т ', ч — с, щ – ш, щ – ч, щ - с '.

4. В связи с окончательным закреплением правильного про­изношения всех звуков речи:

1) усвоение слов сложного звуко-слогового состава (часов­ щик, электрический и т. д.), употребление их в самостоятельной речи;

2) развитие навыков связной, фонетически и грамматически правильной, выразительной речи. Рассказывание по вопросам, по картинам, по сериям картин и т. п.

5. Обучение грамоте.

Закрепление навыка деления слов на слоги и  звуки, соеди­нения звуков в слоги и слова, продолжение работы со схемой слов. Членение предложений на слова, указание порядка слов в предложении.

Повторение звуков и знакомство с буквами р, п, ы, л, н, с, о, к, х, т, и. Воспитание навыка осознанного, слитного с четким и правильным произнесением каждого звука чтения слов, пред­ложений, текстов. (Последовательность букв и сложность слов и текстов в соответствии с «Азбукой для дошкольников». Сост. Л. И. Воскресенская, С. П. Редозубов, А. В. Янковская.)

Умение складывать из букв разрезной азбуки отдельные слова и простые предложения после их предварительного ана­лиза и без него. Всевозможные преобразования слов (суп — сук — сок; мышка — мушка), добавление недостающих слогов и букв в надписи под картинками. Печатание букв и слов.

Закрепление навыка определения гласных и согласных зву­ков (гласные образуют слог, в слове столько слогов, сколько гласных звуков).

Усвоение практическим путем следующих правил правописа­ния: раздельное написание одного слова от другого, постановка точки в конце предложения, употребление заглавной буквы и собственных именах и в начале предложения.

Фронтальные занятия заканчиваются к 1 нюня. В июне про­водятся только индивидуальные и подгрупповые занятия, па которых окончательно дорабатываются все оставшиеся недочеты речи детей.

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ И ДОКУМЕНТАЦИЯ ЛОГОПЕДА

Правильная организация логопедического процесса опреде­ляет качество коррекционной работы, имеющей целью исправ­ление недостатков речи.

Под правильной организацией имеется и виду: своевремен­ное обследование детей, рационально составленное расписание занятий, планирование индивидуальной работы с каждым ре­бенком в соответствии с общим планом, наличие планов фрон­тальных занятий и оснащение их необходимым оборудованием и наглядными пособиями, совместная работа логопеда и воспи­тателей группы.

Обследование. Принятые в группу дети подвергаются тща­тельному логопедическому обследованию по плану, предусмот­ренному специальной «Речевой картой».

На обследование детей логопед выделяет две первые недели. В результате наблюдений за ребенком во время занятий данные обследования могут пополняться. Одновременно начинается ра­бота по коррекции произношения, а также ведутся фронтальные занятия в соответствии с планом, о котором будет сказано ниже. Обследование проводится по плану.

 

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Дата поступлении ребенка и группу ___________________________________________

Фамилия, имя ___________________________________________________________________

Возраст ________________________________________________________________________

Домашний адрес _____________________________________________________________

Из какого сада направлен (№, дата, адрес) ______________________________________

Жалобы родителей ___________________________________________________________

Данные о ходе речевого развития ________________________________________________

Состояние обшей моторики ___________________________________________________

Слух _________________________________________________________________________

Общее развитие ребенка__________________________________________________________

Внимание, работоспособность ____________________________________________________

Общее звучание речи (темп, голос, разборчивость артикуляции, дыхание)

Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность) ____________________

Произношение и различение звуков _______________________________________________

Анализ и синтез звукового состава речи ________________________________________

Произношение слов сложного слогового состава (строительство, электричка, велосипед, гимнасты и т. п.)     .          

Грамматический строй речи_______________________________________________________

________________________________________________________________________________

Словарь_________________________________________________________________________

(В карте должны быть приведены примеры образной детских высказываний.)

Закончив обследование, логопед составляет индивидуальный план на каждого ребенка. В нем подробно указывается, какие звуки подлежат коррекции или дифференциации, какую работу необходимо провести по развитию ритмико-слоговой структуры речи, по развитию слухового восприятия, анализу звукового состава речи, по расширению и уточнению словаря, развитию связной, грамматически правильной речи.

Логопед, закончив работу с индивидуальными планами, зна­комит с ними воспитателя, особенно подробно останавливаясь на содержании коррекционного обучения с детьми, имеющими наиболее тяжелые отклонения в речевом развитии. Логопед определяет требования к речи отдельных детей на разных эта­пах обучения. Следовательно, каждый воспитатель должен хо­рошо слышать дефектное произношение звуков, замечать аграмматизма в речи детей, четко представлять картину речевого нарушения, знать текущую работу логопеда.

Это дает возможность следить за речью детей и исправлять ее на занятиях и вне занятий с учетом индивидуальных возмож­ностей детей.

 

Планирование работы логопеда. Логопед имеет перспектив­ный план на весь учебный год, который включает в себя мате­риал по всем разделам коррекционной работы. При составлении этого плана логопеду следует предусмотреть:

1. Проведение бесед и консультаций для воспитателей.

2. Проверку речи детей старшей и подготовительной групп массового детского сада (где работает логопед).

3. Проведение открытых логопедических занятий для логопедов, воспитателей массовых и специальных детских садов.

4. Организацию консультаций для детей с наиболее тяже­лыми нарушениями речи (с привлечением психоневролога, воспитателя, музыкального работника).

5. Участие в педсоветах, районных конференциях.

6. Связь с родителями (индивидуальные беседы, привлечение родителей к выполнению домашних заданий, оформление тематических выставок для родителей, собраний, организация выпусков детей в присутствии родителей и др.).

Логопед должен составлять план на каждое фронтальное занятие. В плане указывается тема и цель занятия, оборудова­ние, примерный ход занятия. Воспитатель присутствует на фрон­тальном занятии, записывает его ход, ошибки детей, результат занятия записывает в свой план (графа «учет»).

 

Дневник учета работы с детьми. В дневнике фиксируются наблюдения за детьми. Логопед записывает то, что считает наиболее важным для последующей работы, отмечает, как ребе­нок усвоил новый материал, какие трудности возникли в ходе работы. Кроме того, отмечает трудности в воспитательной работе, которые встречались на занятиях, интерес детей к заня­тиям, их усидчивость и целенаправленность. Здесь же фикси­руются консультации специалистом: психоневролога, отоларин­голога. Наблюдения логопед записывает с определенными ин­тервалами и зависимости от тяжести речевого дефекта, по не реже одного раза в два месяца.

 

Индивидуальные тетради детей. Индивидуальная работа с детьми фиксируется в тетрадях, которые имеются на каждого ребенка. В тетрадях логопед датирует занятие, определяет при­мерное его содержание. Тетради оформляются красочно: лого­пед или родители (по его заданию) наклеивают определенные картинки, записывают стихи и рассказы. В субботу по этим тетрадям родители следят за выполнением домашнего задания, а в обычные дни (по указанию логопеда), по этим тетрадям занимается воспитатель.

 

Тетрадь для вечерних занятий воспитателя. Логопед еже­дневно планирует для воспитателя вечернюю логопедическую работу с отдельными детьми. Эти задания записываются в спе­циальную тетрадь, где воспитатель в конце занятия заполняет графу учета. Для вечерней работы планируются такие задания, как артикуляционная гимнастика, заучивание слои.

 

Отчет логопеда. В конце года логопед оформляет отчет об эффективности проведенной работы, сдает его старшему лого­педу, который подает сводный отчет в роно и гороно. В этих отчетах содержатся следующие данные:

1. Дата комплектования.

2. Количество детей, поступивших в группу (распределение их по диагнозу).

3. Количество выпущенных детей, из них:

а) с хорошей речью,

б) со значительным улучшением,

в) без значительного улучшения.
4. Рекомендовано направить:

а) в массовую школу,

б) в речевую школу,

в) во вспомогательную школу,

г) в массовый детсад.

5. Количество детей, оставшихся на повторный курс и распределение их по диагнозу.

6. Количество детей, выбывших по разным причинам в тече­ние года.

7. Выполнение мероприятий, включенных в перспективный план.

Примечание: в графе «Примечание» указывается по какой причине ребенок оставлен на повторный курс обучения.

Содержание и оборудование логопедического кабинета. Ин­дивидуальные и групповые логопедические занятия проводятся в специальном помещении (не менее 10м2), пригодном для ве­дения педагогической работы, — логопедическом кабинете.   

Согласно положению о детских садах для детей с наруше­ниями речи, финансирование логопедических кабинетов осуще­ствляется областными, городскими и районными отделами на­родного образования по смете того детского сада, где функцио­нирует логопедическая группа.

Логопедический кабинет должен быть достаточно оснащен учебно-дидактическим материалом. В логопедическом кабинете необходимо иметь: шкаф для пособий и литературы, несколько столов и стульев для проведения занятий. Число детских столов должно быть не менее четырех, не считая большого стола логопеда, а количество стульев — не менее 8—10. Кроме того, в ло­гопедическом кабинете должна быть навесная доска, на которой можно расположить картинки, написать буквы, дать схематиче­ское изображение предмета.

Необходимым в оборудовании логопедического кабинета являются зеркала: одно стенное размером не менее 70X100 см для групповой работы по постановке звуков и маленькие инди­видуальные зеркала 9X12 см для индивидуальной работы (не менее 10 шт.).

У логопеда должен быть набор логопедических зондов, шпа­телей, спирт и вата для протирания зондов. В кабинете дол­жно быть чистое полотенце, настольные часы и настольная лампа.

Ниже приводится минимум специальной литературы, кото­рую желательно иметь в логопедическом кабинете.

· Журналы «Дошкольное воспитание» и «Дефектология».

· Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р. Е. Левиной. М., «Просвещение», 1968.

· Правдина О. В. Логопедия. М., «Просвещение», 1973.

· Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников. М., «Про­свещение», 1971.

· Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М., «Просвещение», 1973.

· Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М, «Просвещение», 1971.      

· Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. М., Учпедгиз, 1961.

Логопед пользуется пособиями, имеющимися в методическом кабинете детского сада. Кроме того, в логопедическом кабинете необходимо иметь: Альбомы для обследования речи.  Книги-пособия  с речевым материалом дли закрепления произношения звуков. Набор предметных, сюжетных и серийных картинок, подобранных на определенные звуки; сшитые из материи кассы и  разрезную азбуку (в достаточном количестве). Счетный мате­риал. Наборы картин и игрушек по темам (мебель, посуда, транспорт и т. д.). Наборы предметов и игрушек для определения цвета, формы и величины предметов.

Для проведения занятий по исправлению речи следует ис­пользовать пособие «Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста», ав­торы: Каше Г. А., Филичева Т. Б. (М., «Просвещение», 1971).

 

Работа с родителями. Совместная работа логопеда с роди­телями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и в условиях специального детского сада осущест­вляется в следующих формах.

Родительские собрания. Первое собрание родителей прово­дится в конце августа или начале сентября. Родителей знакомят со структурой данного учреждения, задачами и содержанием работы в течение учебного года, правилами и распорядком дня в детском саду.

Как правило, это собрание проводит зав. детским садом с родителями всех специальных групп.

Второе собрание проводит каждый логопед в своей группе в течение октября.

К этому времени логопед заканчивает обследование детей. Цель данного собрания — познакомить родителей с результа­тами обследования. При этом логопед должен дать подробную характеристику речевого и общего развития не только группы в целом, но и каждого ребенка. Важно в понятной и доступной форме раскрыть перед родителями основные отклонения в рече­вом развитии детей, показать степень их отставания от нормы и необходимость совместных усилий в преодолении данного де­фекта. На этом же собрании логопед рассказывает о плане работы на первый период обучения, задачах и содержании работы.

Третье родительское собрание проводится в январе. Здесь подводятся итоги работы за первое полугодие, раскрываются основные пути дальнейшего коррекционного обучения. Ха­рактеризуется речевое и общее развитие каждого ребенка, сдвиги у детей, а также трудности, встречающиеся в процессе занятий.

Последнее, заключительное родительское собрание прово­дится в мае. На нем подводятся итоги работы за год. Даются рекомендации (отдельным детям), касающиеся дальнейшего закрепления пройденного материала. Здесь же логопед знакомит родителей с решениями комиссии о дальнейшем обучении их в массовой или речевой школе или, в случае необходимости, повторном пребывании в специальной группе. Решения комиссии подробно обосновываются.

Родительские «пятиминутки» проводятся по субботам или средам (во второй половине дня) еженедельно. Сюда пригла­шают отдельных родителей с детьми, у которых возникли наи­большие затруднения в процессе работы. Логопед знакомит родителей с основными приемами постановки звуков, рассказы­вает и показывает, какие упражнения надо делать дома, объяс­няет, как выполнять задания, записанные в тетрадь ребенка.

Посещение открытых логопедических занятий родителями проводится в течение всего учебного года (не реже 1 раза в 3 месяца). На этих занятиях логопед знакомит родителей с основными приемами обучения, подбором материала, а также требованиями к детям во время занятии.

Стенды для родителей логопед и воспитатель оформляют совместно в течение всего года. Здесь освещаются специальные вопросы, касающиеся развития речи ребенка в норме, различ­ных видов речевой аномалии, популярная литература. Материал по формированию звукопроизношения, связной речи у детей данной группы периодически обновляется. Можно рекомендо­вать оформление специальных стендов, отражающих состояние речи детей. Это помогает следить за изменениями в их речевом развитии. В родительском уголке есть информационный раздел, где указаны даты родительских собраний, приглашения для беседы с логопедом, время консультаций специалистов.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЯ И ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

Этот период длится около полутора месяцев. Основное вни­мание в это время уделяется, во-первых, овладению детьми наиболее легкими для произношения звуками и постановке от­сутствующих звуков и, во-вторых, подготовке к звуко-слоговому анализу слов.

В качестве опоры при развитии фонематического слуха слу­жит зрительное восприятие собственной артикуляции, артику­ляции логопеда и речедвигательный анализ. По мере развития слухового восприятия зрительная опора на артикулирование к концу первого периода обучения теряет свое значение.

Развитие звукопроизношения — это в первую очередь воспи­тание внимания к звуковой стороне речи. Исправляя произно­шение звуков, логопед учит детей вслушиваться в речь, разли­чать и воспринимать отдельные элементы речи, уметь удержи­вать в памяти воспринятый на слух материал, слышать звучание собственной речи и уметь исправлять свои ошибки. Все эти за­дачи решаются в первую очередь путем осознания собственного произношения, отработки четкой артикуляции отдельных звуков. В процессе отработки этих звуков дети учатся вначале отличать их от звуков, наиболее грубо противопоставлении (например, а — и — у), постепенно переходя к более тонким дифференцировкам (о — у, к — х, п — б и др.). При этом различению звуков на слух не только уделяется больше внимания на первом, но и на последующих этапах обучения, т. е. каждый правильно про­износимый звук сравнивается с другими правильно произноси­мыми (например, при дифференциале с — ш), а также и с теми, которые ставятся и отрабатываются позднее. Например, звук с в процессе его закрепления сравнивается на слух со звуками ц, з, ш, щ, ч, т ' которые изучаются позднее.

Постоянное сравнение звуков наряду с развитием моторики артикуляционного аппарата, способствует завершению, задер­жавшегося по тем или иным причинам, пронесся фонемообразования. Все отработанные звуки включаются в слоги, слова, предложения, тексты, состоящие из правильно произносимых всеми детьми звуков.

На первом этапе обучения в часы фронтальных занятий звуки исчезают в следующей последовательности: у, а, и,  п, п ', т, к, к', л ', о, х,  х' (к — х),  йот (л' — йот), ы (ы — и), с.  В скобки взяты пары звуков, которые дифференцируют на специальных занятиях.  

С первых дней пребывания детей в саду в часы индивиду­альных занятий и в соответствии с индивидуальными планами начинается постановка неправильно произносимых звуков, с та­ким расчетом, чтобы ко времени прохождения того или иного звука на фронтальных занятиях все дети (кроме тех, у кого нарушено строение или подвижность артикуляционного аппа­рата) умели правильно произносить этот звук.

Кроме постепенной планомерной отработки одного за другим наиболее артикуляционно сложных звуков, специальное время выделяется на уточнение произношения имеющихся у детей звуков. Одна из задач первого периода обучения — выработка точных, энергичных, хорошо координированных движений речедвигательного аппарата — решается в начале обучения на мате­риале звуков, правильно, хотя и недостаточно отчетливо произ­носимых всеми детьми группы. Систематические упражнения, направленные па отчетливое произнесение наиболее артикуляционно простых звуков и звукосочетаний, выполняют одновре­менно роль речевой гимнастики, подготавливают условия для формирования звуков, требующих более топко дифференциро­ванных движении речевого аппарата. Кроме того, умение от­четливо и правильно артикулируя, произносить отдельные звуки речи является одним из условий различения звуков и овладения звуковым анализом. С целью воспитания внимания к звуковой стороне речи и слуховой памяти в системе обучения предусмат­риваются специальные упражнения, которые можно разделит на дне группы: одна группа упражнений направлена только на восприятие речи — дети отвечают при помощи действий, показа картинок. Сюда относится запоминание воспринятых на слух рядов слов, специально подобранных инструкций и другого ма­териала. Эти упражнения особенно необходимы в самом начале обучения, когда активный правильно произносимый словарь детей весьма ограничен. Вторая группа упражнений, имея те же цели, включает в задания не только правильное восприятие предложенного материала, но и его воспроизведение. Сюда отно­сится повторение воспринятых на слух слоговых рядов, рядов слов, предложений, заучивание наизусть различного материала в связи с закреплением правильного звукопроизношения и т. д.

Одна из основных задач этого периода обучения — подго­ товка детей к анализу звукового состава слова. В это время внимание детей привлекается к отдельным звукам и звукам в составе слова. Постепенно от умения услышать отдельный звук в составе слова дети подводятся к полному звуковому анализу простейших односложных слов.

В системе обучения предусмотрено определенное соответ­ствие между изучаемыми звуками и темп или иными формами анализа.

Подготовка к анализу имеет четыре ступени:

1. В самом начале обучения уточняют артикуляцию звуков у, а, и. Эти же звуки используются для наиболее легкой формы анализа — выделения первого гласного, звука из начала слова. На материале этих же звуков дается детям первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности — дети, четко артикулируя, произносят ука­занные звуки, например: а, у или и, у, а, затем определяют ко­личество их и последовательность.

2. Вторая по трудности ступень подготовки — это анализ и синтез обратного слога типа a п, ут, ок. В это время дети усваи­вают звуки т, п, к, учатся выделять последний согласный из конца слова (кот, мак).

3. Третья ступень подготовки к анализу слова — выделение начальных согласных и ударных гласных из положения после согласных (дом, танк). В это же время проходятся гласные о и ы, повторяются ранее пройденные, усваивается термин «глас­ный звук».

4. После указанных упражнений дети легко овладевают чет­вертой ступенью подготовки — анализом и синтезом прямого слога типа са.

Итогом первого периода обучения является полный звуковой анализ слон типа суп. За что же время дети овладевают терми­нами «звук», «слово», «гласный звук».

В течение первого периода обучения все упражнения, касаю­щиеся анализа и синтеза звукового состава слова, проводятся на материале твердых согласных звуков и гласных а, у, о, ы.

Материал на закрепление правильного произношения звуков по возможности подбирается так, чтобы он одновременно спо­собствовал расширению и уточнению словаря детей, умению правильно построить предложение.

Количество правильно произносимых звуков весьма ограни­ченно, однако уже в это время, особенно к концу первого пе­риода, появляется возможность проводить некоторые упражне­ния, привлекающие внимание детей к изменению грамматиче­ских форм слова.

Так, в связи с прохождением звуков йот и л' подбираются существительные к притяжательным местоимениям мой, моя, например: мой... лимон, олень, билет; моя... лента, майка, лейка, юбка и т. п. При подборе слов, содержащих тот или иной звук, детям предлагается подбирать слова не только в единст­венном, но и во множественном числе; при этом внимание детей обращается на то, что окончание во множественном числе раз­личное (собаки, сосны, стулья). Включаются упражнения на со­гласование существительных с глаголами в числе. Так, детям дается задание закончить предложение такого типа: На дворе залаяла... (собака); На дворе залаяли... (собаки); Около дороги растет... (куст, сосна, осина); Около дороги растут... (кусты, сосны, осины).

В то же время в связи с появившейся возможностью вводить в активный правильно произносимый словарь детей не только название предметов, но также название действий (пили, пьет, пьют; копали, копает, копают; стояли, стоит, стоят и т. п.), на­чинается работа с предложением. Дети составляют предложе­ние по демонстрации, по картинкам, по опорным словам, рас­пространяют предложение по вопросам и т. п.

С начала первого этапа обучения начинается развитие гра­фических навыков. Эти занятия проводят воспитатели. — После тщательного обследования детей на основе получен­ных данных, с учетом общего плана обучения составляется план индивидуальной работы с каждым ребенком. В плане должно быть указано, какие именно звуки нуждаются в коррекции, и должна быть намечена последовательность их постановки. Отме­чается также, какие звуки из числа произносимых ребенком неотчетливо, смешиваемых или опускаемых в речи будут вклю­чены в работу в первом периоде обучения и дальше. Кроме того, в планах указывается, в какой последовательности и в какие сроки будут преодолеваться затруднения, касающиеся произно­шения многосложных слов, развития слухового восприятия, воз­можности анализа звукового состава слова, внятности речи, словаря, грамматического строя.

При составлении плана учитывается общее развитие детей, их работоспособность, уровень развития произвольного внима­нии.

Примерно с середины сентября, познакомившись со всеми детьми, логопед начинает объединять детей в небольшие под­группы. Ясно представляя себе индивидуальные трудности каж­дого ребенка той или иной подгруппы, а также общее содер­жание обучения, нетрудно составить план занятия с любой подгруппой.

На каждом занятии определенное время отводится па поста­новку с применением специальных приемов отсутствующих или неправильно произносимых звуков и на их закрепление. Другой вид работы, обязательный для каждого группового занятия,— уточнение артикуляции имеющихся в речи детей звуков. В пер­вую очередь в упражнения включаются звуки а, у, и, наиболее резко противопоставленные как артикуляционно, так и акусти­чески. Показывая артикуляцию этих звуков перед стенным зер­калом, логопед добивается очень четкого, слегка утрированного их произношения. Звуки произносятся длительно и кратко, ше­потом, тихо и умеренно громко. Дети учатся повторять вслед за логопедом сочетания из двух (иа), а затем из трех (a и y) звуков, им предлагается угадывать по беззвучной артикуляции логопеда, какой звук (или сочетание звуков) он хочет произ­нести. Постепенно в упражнения вводятся гласные звуки о, ы, э. Такого рода упражнения способствуют выработке дикции, раз­вивают у детей умение управлять своим голосом. С уточнением артикуляции гласных звуков сочетаются упражнения, направ­ленные па развитие умения услышать определенный звук в ряду гласных, выделять звук из начала слова, а позднее из положе­ния после гласного и т. д. (в соответствии с общей программой обучения). Все правильно, хотя и недостаточно отчетливо про­износимые согласные звуки также постепенно отрабатываются. Детям предлагаются для повторения различные, постепенно усложняющиеся слоговые сочетания (па, ут, па-та; пли- вли; ста – сто - сту и т. п.). На этом же звуковом материале проводятся доступные упражнения в различении и в выделении указанных звуков из состава слов. Однако основным материалом, предна­значенным для закрепления правильного произношения как по­ставленных, так и уточненных в произношении звуков, являются на первых порах обучения отдельные слова. На занятиях необ­ходимо использовать все доступные для произношения слова, подобрав соответствующий наглядный материал.

Постепенно, по мере овладения детьми звуками, появляется возможность подбирать для закрепления правильного произно­шения предложения, небольшие рассказы, чистоговорки, по­тешки. Слоговой, словарный и фразовый материал подбирается в соответствии с возможностями каждого из присутствующих на занятии детей. Несмотря на то, что в подгруппы объединяются дети с более или менее однородными недостатками речи, речь каждого из них имеет свои особенности. Подбор звукового ма­териала должен полностью  соответствовать индивидуальным возможностям каждого ребенка. Так, одному ребенку предла­гаются для повторения слоги и слова со звуками б и б ' дру­гому — со звуками к и с, а третьему необходимо поупражняться в отчетливом произношении звука йот и т. д. Объединяя детей, например, на игре в лото, логопед подбирает для каждого кар­тинки именно на эти звуки. Формирование и закрепление произ­носительных навыков сочетается с развитием внимания, фоне­матического восприятия, произвольного запоминания. В тех слу­чаях, когда кто-либо из детей данной подгруппы нуждается в индивидуальных занятиях, логопед выделяет для этого спе­циальное время. Для подгруппы детей с недоразвитием грам­матического строя речи наряду с перечисленными видами работ подбирается материал из раздела «Формирование граммати­чески правильной речи» (в соответствии с индивидуальными особенностями).

При планировании фронтального занятия логопед исполь­зует примерный план занятий первого периода обучения с обя­зательным указанием цели занятия. Чаще всего выделяют две цели: 1) произношение, какого звука, пары или группы звуков предполагается закрепить и 2) какие формы анализа преду­сматривается провести. Следовательно, подбирая конкретный материал для того пли иного занятия, логопед обязательно включает упражнения, направленные на закрепление произно­сительных навыков, на развитие слухового восприятия, на ана­лиз и синтез звукового состава слова.

Форма подачи материала должна обеспечивать осознанное усвоение материала, чтобы дети не утомлялись, были активны, заинтересованы; одновременно надо следить за тем, чтобы у де­тей развивалось произвольное внимание и память.

На примере отдельных занятий покажем, как решаются все эти задачи.

 

Тема. Звук а

Цель: четкое произнесение звука; выделение звука из ряда гласных.

Оборудовани е: Предметные картинки, флажки. Примерный ход занятия

1. Организационный момент (1 мин). Логопед входит в комнату, дети встают. Затем логопед говорит: «Все встали. Хорошо, тихо, а теперь я скажу, кто может сесть (инструкция дается вполголоса, дети должны быть максимально внимательны, чтобы не допустить ошибки). Саша, сядь, Коля, сядь, все мальчики из первого ряда сядьте, все девочки сядьте» — и т. д.

2. Повторение. Логопед задает вопросы: «Какой звук мы учили на прошлом занятии? (Звук у.) Какие слова со звуком умы называли? (Утки, улитка, паук и т.п.)» (3—4 мин)1.

3. Выделение звука а из слов. Логопед показывает картинку с изображением мальчика и говорит: «Это Алик». Слово Алик произносится отдельными детьми или хором. Логопед говорит детям, что в этом слове на первом месте звук а. Так же произ­носятся слова Аня (при этом показывается изображение де­вочки), альбом, автомат, антенна (5—7 мин).

4. Произнесение звука а. Логопед показывает артикуляцию звука а (рот широко открыт). Звук а произносится хором и от­ дельными детьми очень четко, несколько утрированно, голосом умеренной громкости.

Детей разбивают на две команды (например, сидящие вправо и влево от средней линии), выбирают капитанов. Капитаны под­ходят к доске и получают по флажку. Если поднимает руку с флажком капитан 1-й команды, звук а произносят дети, вхо­дящие в его команду; если взмахнет флажком капитан 2-й команды, звук а произносит его команда.

5. Выделение звука а на слух из ряда гласных(4—5 мин). Логопед произносит гласные звуки, неправильно их чередуя (а… у… ы… а… и… о… у… а… и т. п.). Инструкция при этом такая: «Поднять руку (пли хлопнуть в ладоши), если я кажу звук а».

Дети ходят по комнате. Логопед произносит разные гласные звуки (а… о… у… и… а…). На звук а все останавливаются.

6. Развитие внимания и памяти (4—5 мин). Игра заклю­чается в следующем. Дети становятся и круг. Логопед произ­водит различные движения, одновременно дает словесную ин­струкцию, в одних случаях соответствующую движениям, а в других — нет. Так, поднимая руки вверх, логопед может дать инструкцию: «Присядьте, пожалуйста». Дети должны вслушиваться в инструкцию, не обращая внимания на движения лого­педа.

___________________

1Здесь и далее и скобках заключены предполагаемые ответы детей.

 

Занятие начинается с организации детей, с мобилизации их внимания. Это важный момент, от которого во многом зависит поведение в течение всего занятия. Однако здесь могут быть различные варианты.

Как указано в плане, основной целью этого занятия является четкое произнесение звука а и выделение его из ряда гласных. Упражнения, прямо направленные на решение этих задач, и со­ставляют основное содержание занятия. Дети учатся четко и правильно произносить звук, отличать на слух этот звук от дру­гих гласных.

В начале занятий перед детьми ставится цель: «Будем учить новый звук». Постановка цели создает определенную направлен­ность внимания, создает условия для более осознанного усвое­ния предлагаемого материала.

Новый звук дается вначале в составе слова: логопед произ­носит слова, начинающиеся на звук а, и обращает внимание детей на то, что звук находится в начале слова. Это упражнение подготавливает детей к самостоятельному выделению гласного звука из начала слова.

Вначале все внимание детей направлено на артикулирование и звучание изучаемого звука. Во время последующих упражне­ний предлагается дополнительное задание — в одном случае дети должны соотносить спои движения с воспринимаемыми на слух звуками (остановиться, когда услышат звук а); в другом — следить, чей капитан взмахивает флажком. И то и другое упражнение требует большой сосредоточенности, максимального напряжения внимания. Упражнение с ходьбой вводят еще и для того, чтобы дети немного подвигались. Занятие завершает под­ведение итогов. Дети еще раз повторяют звук и те слова, кото­рые им были даны логопедом в процессе занятия.

Следует отметить, что предлагать детям самим подбирать слова на звук в этот период обучения не следует, так как они еще не научились контролировать собственное произношение и будут, подбирать слова, включающие неправильно произносимые звуки.

Особое внимание следует обратить на формы проведения упражнения. Учебные формы чередуются с игровыми. В одних случаях дается задание: «Будем произносить звук а. Посмот­рите, как я говорю». И т. д. Это форма учебная: дается задание, ставится цель, достигается и проверяется результат. В других случаях занятия облекаются в занимательную форму — привле­каются атрибуты игры: выбирают капитанов, раздают флажки, вводится момент соревнования и т. п.

На следующем занятии повторяют оба пройденных звука.

 

Тема. Звук т (примерно 8-е задание)

Цель: четкое произношение звука т в слогах, словах и пред­ложениях, различение звука т от звуков к и д; анализ и синтез закрытого слога типа ат.

Оборудование: Предметные картинки: туфли, Тома (изобра­жение девочки), Толя изображение мальчика), Том— (собака), танк, вата, ветка, петух, утка, улитка и т. п.

Примерный ход занятия.

1. Повторение пройденного (4—5 мин).

Логопед. Сейчас мы повторим звуки, которые уже учили. А какие это звуки, догадайтесь сами.

Логопед беззвучно артикулирует. Дети внимательно смотрят и называют звуки: а, у, и.

По указанию логопеда отдельные дети, четко артикулируя, произносят указанные звуки и подбирают слова, начинающиеся на эти звуки (Алик, утка, улитка, Иван, Инна и т. п.).

По требованию логопеда отдельные дети или все вместе произносят различные сочетания из указанных звуков (а —и, у — и — а


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.