Перечень занятий и колличество их в неделю — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Перечень занятий и колличество их в неделю

2019-08-07 129
Перечень занятий и колличество их в неделю 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РЕЖИМ ДНЯ

специальной группы для детей с недостатками произношения

Подъем детей, утренний туалет, дежурства, утренняя гимнастика       7.30 — 8.30

Подготовка к завтраку, завтрак                                                                     8.30 — 8.55

1-е занятие (проводит логопед или воспитатель)                                               9.00 — 9.30

2-е занятие (проводит воспитатель)                                                                     9.40—10.10

Индивидуальные и подгрупповые логопедические замятия                              9.30—12.30

Подготовка к прогулке, прогулка                                                                       10.10—12.30

Подготовка к обеду, обед                                                                                     12.45—13.15

Подготовка ко сну, сон                                                                                         13.15—15.00
Подъем, индивидуальные занятия по исправлению про­изношения по заданию - логопеда (проводит воспитатель), спокойные игры                                                        15.00—16.00


Подготовка к полднику, полдник                                                                         16.00—16.15

Занятие (проводит воспитатель)                                                                         16.30—17.00

Подготовка к прогулке, прогулка                                                                                 17.00—18.45

Подготовка к ужину, ужни                                                                             18.45—19.10

Спокойные игры, подготовка ко сну                                                                    19.10—20.45

Ночной сон                                                                                                              20.45—7.30

 


ПЕРЕЧЕНЬ ЗАНЯТИЙ И КОЛЛИЧЕСТВО ИХ В НЕДЕЛЮ

Утро (занятия по 30 мин)

1-е занятие (проводит воспитатель или ло­гопед)                                     9.00 – 9.30

2-е занятие (проводит воспитатель)                                            9.40 – 10.10

Индивидуальные или подгрупповые лого­педические занятия                      9.30 – 12.30  

Индивидуальные и подгрупповые замятия, когда логопед не проводит фронтальных заня­тий                                                                                                                                       9.00 – 12.30 

Вечер (все занятия проводит воспитатель)

Индивидуальные занятия по исправлению произношения                       15.00 – 15.30

Фронтальные занятия                                                                                16.20 - 17.00

 


ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ


Утро

Фронтальные занятия по произношению — 31                                    приводит логопед


Счет — 2                                                                                 

Рисование—1                                                                                                                   проводит воспитатель

Развитие речи — 2                                                                                

Физкультурное занятие— 1                                                              

Музыкальные занятия —2

Вечер (все занятия проводит воспитатель)

Индивидуальные занятия по исправлению произношения — 4 — 5

Развитие речи — 1

Конструирование или аппликация — 1

Лепка — 1

Физкультурное занятие — 1

___________________________

1 Количество занятий


ВТОРОЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ


Утро

Произношение — 3                                                                 

Индивидуальные и подгрупповые занятия ежедневно      проводит логопед

Подготовка к письму — 1                                               

Счет — 2

Развитие речи — 2 проводит воспитатель

Музыкальные занятия — 2

Вечер (все занятия проводит воспитатель)

Индивидуальные занятия по исправлению произношения — 4—5

Развитие речи — 1

Рисование – 1

Физкультурные занятия – 2

Конструирование, лепка, аппликация – 1

 

ТРЕТИЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

Утро

Произношение — 2                                                                      

Развитие речи — 2                                                                проводит логопед

Грамота — 2

Индивидуальные и подгрупповые занятия ежедневно

Подготовка к письму— 1                                           

Счет — 2

Развитие речи — 1                                                                           проводит воспитатель

Музыкальные занятия — 2                   

Вечер (все занятия проводит воспитатель)

Индивидуальные занятия по исправлению произношения по мере надобности

Лепка, рисование — 1

Развитие речи — I

Конструирование, аппликация — 1

Физкультурные занятия — 2


ФРОНТАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ. Фронтальные занятия проводятся на протяжении всего времени обучения и определенной системе по единому для всех детей плану с учетом индивидуальных особен­ностей. На них присутствуют нее дети, без исключения.

Материал фронтальных занятий всегда должен включать звуки, правильно произносимые всеми детьми. К фронтальным занятиям дети подготавливаются па индивидуальных и группо­вых занятиях.

Последовательность работы над звуками следующая: вна­чале фронтальные занятия по уточнению артикуляции, по раз­витию фонематического слуха и по подготовке детей к анализу и синтезу звукового состава слова проводятся на звуках, пра­вильно произносимых всеми детьми. Затем в определенной по­следовательности, о которой будет сказано ниже, включаются поставленные к этому времени звуки.

При планировании фронтальных занятий логопед должен ясно представлять себе место каждого занятия в общей системе обучения: что уже пройдено и хорошо усвоено детьми, что еще требует закрепления, какой новый материал следует использо­вать.

Система обучения детей правильному произношению и эле­ментам грамоты имеет три последовательных периода, каждый из которых имеет свои цели и задачи.

Первый и второй периоды обучения являются подготовитель­ными к обучению грамоте. В течение этого времени все упраж­нения, направленные на овладение звукопроизношением, тесней­шим образом взаимосвязаны с устным анализом звукового состава речи. В течение последнего (третьего) периода обучения, наряду с продолжающимися занятиями по произношению, выделяются специальные занятия по грамоте (2 раза в неделю). На всем протяжении обучения формирование произношения, так или иначе связано с развитием речи детей.

При составлении общего плана работы с группой необходимо иметь в виду, что не все звуки в одинаковой мере трудны для произношения.

Следует различать две основные группы звуков. Первая группа — это звуки, при произношении которых артикуляцион­ных затруднений дети чаще всего не испытывают. Это: а, о, у, и, э, ы, м, м', н, н', п, п', т, к, к' х, х', ф, ф', в, в', л', йот, б, б', д, г, г'. В то же время нельзя считать, что процесс формирова­ния этих звуков полностью закончен. Нередко многие, а иногда и все эти звуки произносятся детьми в речевом потоке недоста­точно отчетливо, с вялой артикуляцией, смешиваются между собой (к — х, в — б, ф — в, п — б и т. д.) или являются заместителями каких-либо еще не появившихся в речи звуков (т — свистящие и шипящие, л' р и т. п.). Произношение всех этих звуков должно быть уточнено.

Некоторые из перечисленных звуков (чаще всего это звуки ы, к, к', х, х', л', йот, б, б', д, г, г') иногда произносятся непра­вильно пли вовсе не произносятся отдельными детьми. По отно­шению к ним задача расширяется: следует исправить непра­вильное произношение звуков, прежде чем начнутся занятия по уточнению артикуляции и дифференциации этих звуков со всеми детьми.

Ко второй группе относятся звуки, которые у большинства детей еще не сформировались, а у некоторых закрепилась не­правильная артикуляция. Сюда относятся звуки р, р', л, свистя­щие и шипящие звуки. Это большая группа, к которой относятся девять звуков: с, с', з, з', ц, ш, ж, ч, щ. Сюда же можно отнести звук т', близкий по артикуляции к звукам ч и ц, и звук д'.

В большинстве случаев стоит вопрос о постановке детям всех этих звуков, реже — только об уточнении артикуляции и дифференциации.

Дифференциации звуков на всех этапах обучения уделяется большое внимание. Каждый звук, после того как достигнуто его правильное произношение, сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками (1-й этап диф­ференциации). Позднее, после усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющих в речи звуков, дифференциация зву­ков производится не только на слух, но и в произношении (2-й этап дифференциации).

Такая последовательность работы позволяет очень рано включать упражнения в различении звуков, что способствует, во-первых, появлению в речи детей до сих пор отсутствующих звуков; во-вторых, значительно облегчает второй этап работы над дифференциацией звуков. Благодаря развившемуся слуховому контролю этот второй этап завершается значительно быстрее.

Большое внимание па всех этапах работы уделяется гласным звукам, от четкости произношения которых и значительной мере зависит четкость речи. Кроме того, правильное, осознанное произношение гласных играет большую роль при анализе зву­кового состава слова. Все шесть гласных звуков специально отрабатываются.

С самого начала обучения овладение фонетикой опирается на осознанный анализ и синтез звукового состава слова. Умение выделять звуки из состава слова играет большую роль при вос­полнении пробелов фонематического развития.

В системе обучения предусмотрено определенное соответ­ствие между изучаемыми звуками и темп пли иными формами анализа. В строго определенной последовательности проводятся упражнения, подготавливающие детей к обучению грамоте,— вначале это выделение из слов отдельных звуков, затем анализ и синтез простейших односложных слов (первый период обуче­ния). И лишь позднее (второй период обучения) дети овладе­вают навыком звуко-слогового анализа и синтеза отдельных слов и выделением слов из предложения.

В процессе дальнейшего изучения звуков и обучения грамоте навыки речезвукового анализа и синтеза углубляются и совер­шенствуются.

Материал для закрепления правильного произношения зву­ков должен одновременно способствовать расширению и уточ­нению словаря, формированию умения правильно строить предложения, развитию связной, грамматически правильной речи.

В течение третьего периода обучения выделяется специаль­ное время на развитие грамматически правильной речи.

Индивидуальные и групповые занятия. Постановка звуков и закрепление правильного произношения имеющихся у детей звуков проводится в часы, выделенные для индивидуальных и подгрупповых занятий.

Приемы коррекции звуков используются обычные. В то же время учитывается, что при фонематическом недоразвитии недо­статки речи выражаются в неправильном произношении звуков, а также в недостаточном различении звуков и затруднениях в звуковом анализе слова. Уже в момент постановки звуков перед логопедом стоят две задачи — воспитание артикуляцион­ных навыков и развитие слухового восприятия. Как только удастся добиться правильного произношения какого-либо звука, включается третья задача — научить выделять звук из состава слова. Понятно, что в педагогическом процессе эти три задачи не существуют изолированно, а на всех этапах логопедической работы, так или иначе, взаимосвязаны.

В тех случаях, когда у детей имеются затруднения при про­изношении слов сложного слогового состава, воспитание плав­ного, правильного произношения слов различной слоговой слож­ности и словосочетаний выделяется как специальная задача

Планируя работу по постановке звуков, логопед учитывает следующее: общую последовательность логопедической работы, о которой сказано в разделе «Фронтальные занятия», и обще­принятую последовательность постановки звуков. Если у ребенка нарушено произношение нескольких групп звуков, например свистящие и шипящие р и л, и в то же время нарушено озвонче­ние, то следует начинать работу одновременно над всеми ука­занными группами, но при этом соблюдая последовательность внутри каждой группы. Так, в труппе свистящих и шипящих звуки ставятся в следующей последовательности: с, с', з, з', ц, ш, ж, ч, щ. Озвончение начинается с з и б, в дальнейшем от з ставится ж, от бд, от дг (звук в редко бывает лишен озвончения). Последовательность постановки соноров р и л ин­дивидуализируется в зависимости от того, какой из этих звуков будет легче поддаваться коррекции. Только при условии одно­временной постановки нескольких звуков, относящихся к раз­личным фонетическим группам, логопед сможет подготовить детей, неправильно произносящих большее количество звуков, к фронтальным занятиям. Необходимо учитывать индивидуаль­ные особенности каждого ребенка — особенности строения и по­движности его артикуляционного аппарата, степень развития слухового внимания и восприятия, количество неправильно про­износимых звуков, уровень звукового анализа, степень сформированности грамматического строя речи, работоспособности. В зависимости от всех этих данных планируются индивидуаль­ные занятия с каждым из детей. Понятно, что содержание ра­боты будет различным. Так, с одними детьми придется больше проводить артикуляционных упражнений и больше времени планировать па постановку звуков, с другими — больше внима­ния обращать на развитие слухового внимания, анализа, грам­матически правильной связной речи.

Каковы бы ни были индивидуальные особенности каждого ребенка, план всегда составляется с таким расчетом, чтобы все дети группы были подготовлены к фронтальным занятиям. А для этого постановка звуков начинается задолго до их проведения. В зависимости от трудностей артикулирования того или иного звука и от индивидуальных особенностей ребенка этот срок ко­леблется примерно от одного до трех месяцев. Особенно важно задолго начать постановку звуков с, ш, б, р, л, которые не все­гда удается быстро сформировать.

 

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

(Сентябрь, октябрь, первая неделя ноября. Фронтальные занятия три раза в неделю, индивидуальные и подгрупповые ежедневно)

Фронтальные занятия

1. Закрепление правильного произношения звуков у, а, и, э, п, п ', т, к, к', л, о, х, х ', йот, ы, с (произношение звуков всем детям должно быть исправлено заранее).

2. Различение на слух звуков: всех гласных (у, а, и, э, о, ы); согласных: Т — д — к1 (Том — дом — ком); К — г — х — т; Л' — л — йот — р' — р; С — з — ц — т' — ш —щ

3. Дифференциация правильно произносимых звуков: к — х, л ' — йот, ы — и.

4. В связи с закреплением правильного произношения зву­ков:

1) усвоение слов различной звуко-слоговой сложности (пре­имущественно двух- и трехсложных);

2) воспитание направленности внимания к изменению грамматических форм путем сравнения и сопоставления существительных единственного и множественного числа с окончаниями и, ы, а (куски, кусты, стулья); согласования существительных единственного и множественного числа с глаголами (залаяла... собака, залаяли... собаки); правильного употребления личных окончаний глаголов единственного и множественного числа (моет — моют); подбора существительных к притяжательным местоимениям мой, моя, мое и т. д.;

3) составление простых распространенных предложений по картинке, по демонстрации действий, по вопросам. Объединение нескольких предложений в небольшие рассказы. Заучивание текстов наизусть.

5. Подготовка к анализу звукового состава слов:

1) выделение гласного звука из начала слова (Алик, утка, Оля); анализ и синтез ряда гласных (а — у, а — у— и);

2) анализ и синтез обратного слога типа an, выделение согласных из конца слова (мак, кот);

3) выделение начального согласного и слогообразующего гласного из положения после согласного (мак, кот).

4) анализ и синтез прямого слова типа са;

5) полный звуковой анализ и синтез слов типа мак, суп, нос, сын.

________________

1 Здесь м дальше заглавной буквой обозначены правильно произносимые звуки, строчными — звуки, предлагаемые для сравнения.

 

ВТОРОЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

(Вторая половина ноября — первая половина февраля. Фронтальные занятия три раза в неделю, индивидуальные и подгрупповые — ежедневно.)

Фронтальные занятия

1. Закрепление правильного произношения звуков: с (про­должение) с ', з, з', ц, т', б, б', д, д', г, г', ш, л, ж, р, р'.

2. Различение на слух звуков: С — с'; 3 — з ', 3, 3' — с — с' — ж; Ц—т — с; Б, Б' — п — п'; Т ' —д'; Д, Д' — т — т' — г - г'; Г, Г' —к —к' — д — д'; Ш — с — ж — щ; Л — л' — р—р'; Ж — з — ш; Р' — л — л'.

3. Дифференциация правильно произносимых звуков: с — с'; з — з'; с — ц; б — п; д — т; г — к; с — ш; з — ж; с — ш — з — ж; р — л; р — р' — л — л'.

4. В связи с закреплением правильного произношения пере­численных звуков:

1) усвоение слов различного звуко-слоговогр состава (преи­ мущественно двух-, четырехсложных со слогами различной структуры, например: листопад, постройка);

2) развитие внимания к изменению грамматических форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия, употребления существительных в различных падежах (дрова рубят... топором; на грядках много... огурцов); согласования прилагательных с существительными в роде н числе (зеленый лист, зеленая ваза, зеленые листья); сравнения и сопоставления личных окончаний глаголов 1-го и 3-го лица настоящего и прошедшего времени (катаю — катал — катают — катали); согласования числительных с существительными (два утенка — пять утят) и т. п.;

3) привлечение внимания к некоторым способам словообразования: дерево — деревянный, кожа — кожаный и т. и.;

4) составление предложений по вопросам, по демонстрации, но опорным словам. Распространение предложений по вопросам. Умение передать по вопросам содержание короткого рассказа. Умение при помощи вопросов составить рассказ по картине, по серии картин, используя слова в правильной грамматической форме. Заучивание наизусть прозаических и стихотворных тек­стом, скороговорок.

5. Анализ и синтез звукового состава слова:

1)деление слов на части (слоги). Схема одно-, двух-, трех­сложных слов

2) звуко-слоговой анализ односложных слов типа суп, схема слова ; двухсложных слов типа зубы схема слова

3) звуко-слоговой анализ односложных слов со стечением со­гласных в начале слова типа стол: , двухсложных слов типа кошка: , типа каток:

Преобразование слов путем замены или дополнения звуков (сук — лук; сто — стол).

6. Знакомство с буквами а, у, м, ш. Вписывание букв в схему. А, у — гласные звуки, они образуют слог. М, ш - согласные звуки.

7. Развитие графических навыков.

 

ТРЕТИЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

(Вторая половина февраля — май. Два фронтальных занятия по произ­ношению, два по грамоте, два — по развитию речи, индивидуальные и подгрупповые — ежедневно.)

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Дата поступлении ребенка и группу ___________________________________________

Фамилия, имя ___________________________________________________________________

Возраст ________________________________________________________________________

Домашний адрес _____________________________________________________________

Из какого сада направлен (№, дата, адрес) ______________________________________

Жалобы родителей ___________________________________________________________

Данные о ходе речевого развития ________________________________________________

Состояние обшей моторики ___________________________________________________

Слух _________________________________________________________________________

Общее развитие ребенка__________________________________________________________

Внимание, работоспособность ____________________________________________________

Общее звучание речи (темп, голос, разборчивость артикуляции, дыхание)

Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность) ____________________

Произношение и различение звуков _______________________________________________

Анализ и синтез звукового состава речи ________________________________________

Произношение слов сложного слогового состава (строительство, электричка, велосипед, гимнасты и т. п.)     .          

Грамматический строй речи_______________________________________________________

________________________________________________________________________________

Словарь_________________________________________________________________________

(В карте должны быть приведены примеры образной детских высказываний.)

Закончив обследование, логопед составляет индивидуальный план на каждого ребенка. В нем подробно указывается, какие звуки подлежат коррекции или дифференциации, какую работу необходимо провести по развитию ритмико-слоговой структуры речи, по развитию слухового восприятия, анализу звукового состава речи, по расширению и уточнению словаря, развитию связной, грамматически правильной речи.

Логопед, закончив работу с индивидуальными планами, зна­комит с ними воспитателя, особенно подробно останавливаясь на содержании коррекционного обучения с детьми, имеющими наиболее тяжелые отклонения в речевом развитии. Логопед определяет требования к речи отдельных детей на разных эта­пах обучения. Следовательно, каждый воспитатель должен хо­рошо слышать дефектное произношение звуков, замечать аграмматизма в речи детей, четко представлять картину речевого нарушения, знать текущую работу логопеда.

Это дает возможность следить за речью детей и исправлять ее на занятиях и вне занятий с учетом индивидуальных возмож­ностей детей.

 

Планирование работы логопеда. Логопед имеет перспектив­ный план на весь учебный год, который включает в себя мате­риал по всем разделам коррекционной работы. При составлении этого плана логопеду следует предусмотреть:

1. Проведение бесед и консультаций для воспитателей.

2. Проверку речи детей старшей и подготовительной групп массового детского сада (где работает логопед).

3. Проведение открытых логопедических занятий для логопедов, воспитателей массовых и специальных детских садов.

4. Организацию консультаций для детей с наиболее тяже­лыми нарушениями речи (с привлечением психоневролога, воспитателя, музыкального работника).

5. Участие в педсоветах, районных конференциях.

6. Связь с родителями (индивидуальные беседы, привлечение родителей к выполнению домашних заданий, оформление тематических выставок для родителей, собраний, организация выпусков детей в присутствии родителей и др.).

Логопед должен составлять план на каждое фронтальное занятие. В плане указывается тема и цель занятия, оборудова­ние, примерный ход занятия. Воспитатель присутствует на фрон­тальном занятии, записывает его ход, ошибки детей, результат занятия записывает в свой план (графа «учет»).

 

Дневник учета работы с детьми. В дневнике фиксируются наблюдения за детьми. Логопед записывает то, что считает наиболее важным для последующей работы, отмечает, как ребе­нок усвоил новый материал, какие трудности возникли в ходе работы. Кроме того, отмечает трудности в воспитательной работе, которые встречались на занятиях, интерес детей к заня­тиям, их усидчивость и целенаправленность. Здесь же фикси­руются консультации специалистом: психоневролога, отоларин­голога. Наблюдения логопед записывает с определенными ин­тервалами и зависимости от тяжести речевого дефекта, по не реже одного раза в два месяца.

 

Индивидуальные тетради детей. Индивидуальная работа с детьми фиксируется в тетрадях, которые имеются на каждого ребенка. В тетрадях логопед датирует занятие, определяет при­мерное его содержание. Тетради оформляются красочно: лого­пед или родители (по его заданию) наклеивают определенные картинки, записывают стихи и рассказы. В субботу по этим тетрадям родители следят за выполнением домашнего задания, а в обычные дни (по указанию логопеда), по этим тетрадям занимается воспитатель.

 

Тетрадь для вечерних занятий воспитателя. Логопед еже­дневно планирует для воспитателя вечернюю логопедическую работу с отдельными детьми. Эти задания записываются в спе­циальную тетрадь, где воспитатель в конце занятия заполняет графу учета. Для вечерней работы планируются такие задания, как артикуляционная гимнастика, заучивание слои.

 

Отчет логопеда. В конце года логопед оформляет отчет об эффективности проведенной работы, сдает его старшему лого­педу, который подает сводный отчет в роно и гороно. В этих отчетах содержатся следующие данные:

1. Дата комплектования.

2. Количество детей, поступивших в группу (распределение их по диагнозу).

3. Количество выпущенных детей, из них:

а) с хорошей речью,

б) со значительным улучшением,

в) без значительного улучшения.
4. Рекомендовано направить:

а) в массовую школу,

б) в речевую школу,

в) во вспомогательную школу,

г) в массовый детсад.

5. Количество детей, оставшихся на повторный курс и распределение их по диагнозу.

6. Количество детей, выбывших по разным причинам в тече­ние года.

7. Выполнение мероприятий, включенных в перспективный план.

Примечание: в графе «Примечание» указывается по какой причине ребенок оставлен на повторный курс обучения.

Содержание и оборудование логопедического кабинета. Ин­дивидуальные и групповые логопедические занятия проводятся в специальном помещении (не менее 10м2), пригодном для ве­дения педагогической работы, — логопедическом кабинете.   

Согласно положению о детских садах для детей с наруше­ниями речи, финансирование логопедических кабинетов осуще­ствляется областными, городскими и районными отделами на­родного образования по смете того детского сада, где функцио­нирует логопедическая группа.

Логопедический кабинет должен быть достаточно оснащен учебно-дидактическим материалом. В логопедическом кабинете необходимо иметь: шкаф для пособий и литературы, несколько столов и стульев для проведения занятий. Число детских столов должно быть не менее четырех, не считая большого стола логопеда, а количество стульев — не менее 8—10. Кроме того, в ло­гопедическом кабинете должна быть навесная доска, на которой можно расположить картинки, написать буквы, дать схематиче­ское изображение предмета.

Необходимым в оборудовании логопедического кабинета являются зеркала: одно стенное размером не менее 70X100 см для групповой работы по постановке звуков и маленькие инди­видуальные зеркала 9X12 см для индивидуальной работы (не менее 10 шт.).

У логопеда должен быть набор логопедических зондов, шпа­телей, спирт и вата для протирания зондов. В кабинете дол­жно быть чистое полотенце, настольные часы и настольная лампа.

Ниже приводится минимум специальной литературы, кото­рую желательно иметь в логопедическом кабинете.

· Журналы «Дошкольное воспитание» и «Дефектология».

· Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р. Е. Левиной. М., «Просвещение», 1968.

· Правдина О. В. Логопедия. М., «Просвещение», 1973.

· Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников. М., «Про­свещение», 1971.

· Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М., «Просвещение», 1973.

· Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М, «Просвещение», 1971.      

· Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. М., Учпедгиз, 1961.

Логопед пользуется пособиями, имеющимися в методическом кабинете детского сада. Кроме того, в логопедическом кабинете необходимо иметь: Альбомы для обследования речи.  Книги-пособия  с речевым материалом дли закрепления произношения звуков. Набор предметных, сюжетных и серийных картинок, подобранных на определенные звуки; сшитые из материи кассы и  разрезную азбуку (в достаточном количестве). Счетный мате­риал. Наборы картин и игрушек по темам (мебель, посуда, транспорт и т. д.). Наборы предметов и игрушек для определения цвета, формы и величины предметов.

Для проведения занятий по исправлению речи следует ис­пользовать пособие «Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста», ав­торы: Каше Г. А., Филичева Т. Б. (М., «Просвещение», 1971).

 

Работа с родителями. Совместная работа логопеда с роди­телями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и в условиях специального детского сада осущест­вляется в следующих формах.

Родительские собрания. Первое собрание родителей прово­дится в конце августа или начале сентября. Родителей знакомят со структурой данного учреждения, задачами и содержанием работы в течение учебного года, правилами и распорядком дня в детском саду.

Как правило, это собрание проводит зав. детским садом с родителями всех специальных групп.

Второе собрание проводит каждый логопед в своей группе в течение октября.

К этому времени логопед заканчивает обследование детей. Цель данного собрания — познакомить родителей с результа­тами обследования. При этом логопед должен дать подробную характеристику речевого и общего развития не только группы в целом, но и каждого ребенка. Важно в понятной и доступной форме раскрыть перед родителями основные отклонения в рече­вом развитии детей, показать степень их отставания от нормы и необходимость совместных усилий в преодолении данного де­фекта. На этом же собрании логопед рассказывает о плане работы на первый период обучения, задачах и содержании работы.

Третье родительское собрание проводится в январе. Здесь подводятся итоги работы за первое полугодие, раскрываются основные пути дальнейшего коррекционного обучения. Ха­рактеризуется речевое и общее развитие каждого ребенка, сдвиги у детей, а также трудности, встречающиеся в процессе занятий.

Последнее, заключительное родительское собрание прово­дится в мае. На нем подводятся итоги работы за год. Даются рекомендации (отдельным детям), касающиеся дальнейшего закрепления пройденного материала. Здесь же логопед знакомит родителей с решениями комиссии о дальнейшем обучении их в массовой или речевой школе или, в случае необходимости, повторном пребывании в специальной группе. Решения комиссии подробно обосновываются.

Родительские «пятиминутки» проводятся по субботам или средам (во второй половине дня) еженедельно. Сюда пригла­шают отдельных родителей с детьми, у которых возникли наи­большие затруднения в процессе работы. Логопед знакомит родителей с основными приемами постановки звуков, рассказы­вает и показывает, какие упражнения надо делать дома, объяс­няет, как выполнять задания, записанные в тетрадь ребенка.

Посещение открытых логопедических занятий родителями проводится в течение всего учебного года (не реже 1 раза в 3 месяца). На этих занятиях логопед знакомит родителей с основными приемами обучения, подбором материала, а также требованиями к детям во время занятии.

Стенды для родителей логопед и воспитатель оформляют совместно в течение всего года. Здесь освещаются специальные вопросы, касающиеся развития речи ребенка в норме, различ­ных видов речевой аномалии, популярная литература. Материал по формированию звукопроизношения, связной речи у детей данной группы периодически обновляется. Можно рекомендо­вать оформление специальных стендов, отражающих состояние речи детей. Это помогает следить за изменениями в их речевом развитии. В родительском уголке есть информационный раздел, где указаны даты родительских собраний, приглашения для беседы с логопедом, время консультаций специалистов.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЯ И ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

Этот период длится около полутора месяцев. Основное вни­мание в это время уделяется, во-первых, овладению детьми наиболее легкими для произношения звуками и постановке от­сутствующих звуков и, во-вторых, подготовке к звуко-слоговому анализу слов.

В качестве опоры при развитии фонематического слуха слу­жит зрительное восприятие собственной артикуляции, артику­ляции логопеда и речедвигательный анализ. По мере развития слухового восприятия зрительная опора на артикулирование к концу первого периода обучения теряет свое значение.

Развитие звукопроизношения — это в первую очередь воспи­тание внимания к звуковой стороне речи. Исправляя произно­шение звуков, логопед учит детей вслушиваться в речь, разли­чать и воспринимать отдельные элементы речи, уметь удержи­вать в памяти воспринятый на слух материал, слышать звучание собственной речи и уметь исправлять свои ошибки. Все эти за­дачи решаются в первую очередь путем осознания собственного произношения, отработки четкой артикуляции отдельных звуков. В процессе отработки этих звуков дети учатся вначале отличать их от звуков, наиболее грубо противопоставлении (например, а — и — у), постепенно переходя к более тонким дифференцировкам (о — у, к — х, п — б и др.). При этом различению звуков на слух не только уделяется больше внимания на первом, но и на последующих этапах обучения, т. е. каждый правильно про­износимый звук сравнивается с другими правильно произноси­мыми (например, при дифференциале с — ш), а также и с теми, которые ставятся и отрабатываются позднее. Например, звук с в процессе его закрепления сравнивается на слух со звуками ц, з, ш, щ, ч, т ' которые изучаются позднее.

Постоянное сравнение звуков наряду с развитием моторики артикуляционного аппарата, способствует завершению, задер­жавшегося по тем или иным причинам, пронесся фонемообразования. Все отработанные звуки включаются в слоги, слова, предложения, тексты, состоящие из правильно произносимых всеми детьми звуков.

На первом этапе обучения в часы фронтальных занятий звуки исчезают в следующей последовательности: у, а, и,  п, п ', т, к, к', л ', о, х,  х' (к — х),  йот (л' — йот), ы (ы — и), с.  В скобки взяты пары звуков, которые дифференцируют на специальных занятиях.  

С первых дней пребывания детей в саду в часы индивиду­альных занятий и в соответствии с индивидуальными планами начинается постановка неправильно произносимых звуков, с та­ким расчетом, чтобы ко времени прохождения того или иного звука на фронтальных занятиях все дети (кроме тех, у кого нарушено строение или подвижность артикуляционного аппа­рата) умели правильно произносить этот звук.

Кроме постепенной планомерной отработки одного за другим наиболее артикуляционно сло


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.136 с.